Jump to content

Fieseler Fi 103R Райхенберг

Fi 103R Райхенберг
Fi 103R Reichenberg (без боеголовки), захваченный британскими войсками в 1945 году.
Роль Пилотируемая ракета
Национальное происхождение Нацистская Германия
Производитель Физелер
Первый полет сентябрь 1944 г.
Основной пользователь ВВС
Произведено Октябрь 1944 г.
Количество построенных в. 175 [ 1 ]
Разработано на основе Fieseler Fi 103 (летающая бомба Фау-1)

Fieseler Fi 103R под кодовым названием Reichenberg был немецкой пилотируемой версией летающей бомбы Фау-1 (более правильно известной как Fieseler Fi 103 ). Он был разработан ближе к концу Второй мировой войны и предназначался для использования в качестве управляемой человеком бомбы в потенциально самоубийственных атаках на наступающих союзников.

Разработка Fi 103R началась в 1944 году, когда Германия ожидала крупной морской высадки союзников в Западной Европе. Считалось, что одноразовый самолет, вооруженный 900 килограммами (2000 фунтов) взрывчатки, потенциально может нанести серьезный ущерб важным целям, таким как корабли противника. Однако эти атаки, скорее всего, повлекли бы за собой смерть пилота, который должен был выйти из самолета и спрыгнуть с парашютом всего за несколько мгновений до падения самолета. Сообщается, что эти пилоты должны были быть добровольцами и осознавать риск для своей жизни. Для проведения этих атак в начале 1944 года была создана эскадрилья « Леонидас », V. Gruppe боевого отряда Люфтваффе го 200- .

Первоначально рассматривалась возможность разработки пилотируемого Fi 103, но она была отклонена в пользу конкурирующего проекта Messerschmitt Me 328 . Однако у этого самолета возникли фундаментальные трудности с импульсным реактивным двигателем, из-за чего официальные лица решили переключить внимание на разработку Fi 103R. Пилоты обучались с использованием планеров , в том числе специально приспособленных, способных к скоростному пикированию. Это предназначалось для R-III , двухместной модели Fi 103R, для использования на последних этапах обучения. В сентябре 1944 года произошел первый полет Fi 103R, закончившийся катастрофой; второй самолет, вылетевший на следующий день, также разбился. поощряли Месяц спустя разработка была отложена по прямому приказу Гитлера, которого Альберт Шпеер и Вернер Баумбах не совершать теракты-смертники.

Fieseler Fi 103 (V1), устройство Райхенберга Швейцарский военный музей Полный

Во второй половине Второй мировой войны становилось все более очевидным, что Германия находится в обороне против множества могущественных держав и что потребуются все более решительные меры только для того, чтобы сохранить статус-кво против союзников . [ 2 ] В феврале 1944 года нацистский лидер Адольф Гитлер первоначально пренебрегал необходимостью прибегать к такой тактике, как нападения смертников, за что выступали такие деятели, как Отто Скорцени , Ханна Райч и Хаджо Херрманн . Он санкционировал формирование эскадрильи для подготовиться к таким миссиям. [ 3 ] [ 4 ] Соответственно, «Леонидас» в качестве эскадрильи смертников была создана эскадрилья , входящая в состав Kampfgeschwader 200 . Добровольцы этой эскадрильи должны были подписать декларацию, в которой говорилось: «Настоящим я добровольно подаю заявку на зачисление в группу самоубийц в составе пилотируемой планерной бомбы. Я полностью понимаю, что работа в этом качестве повлечет за собой мою собственную смерть». [ 5 ] [ 6 ]

Концепция предусматривала создание самолета, который был бы вооружен одним взрывным устройством массой 900 кг (2000 фунтов), которое взрывалось бы при столкновении с целью, которой обычно считалось судно союзников. [ 7 ] Два разных самолета были быстро признаны наиболее подходящими вариантами: Messerschmitt Me 328 и Fieseler Fi 103 (более известный как летающая бомба Фау-1), хотя оба требовали доводки. [ 8 ] Официальные лица решили отказаться от Fi 103 в пользу Me 328. [ 9 ] Ме 328, состоящий в основном из дерева и задуманный как потенциально пригодный для использования нескольких средств движения, разрабатывался с 1941 года. [ 7 ]

Однако во время испытаний прототипа Me 328 возникли трудности: вибрация, вызванная его импульсно-реактивными двигателями, была особым источником проблем, что привело к приостановке работ. [ 7 ] как глава СС Генрих Проект также столкнулся с политической оппозицией со стороны таких фигур , Гиммлер , который добивался прекращения программы. Программа была передана под надзор СС, но на этом этапе не была прекращена; вместо этого Скорцени, который исследовал возможность использования пилотируемых торпед против кораблей союзников, был лично проинструктирован Гитлером о возобновлении проекта. [ 10 ] [ 11 ]

Скорцени сыграл ключевую роль в переоценке программы, которая включала ее переориентацию на Fi 103. [ 12 ] Проекту было присвоено кодовое название «Райхенберг» по имени столицы бывшей чехословацкой территории « Рейхсгау Судетская область » (современный Либерец ), а сами самолеты именовались как «Райхенберг-Geräte» (аппарат Райхенберга). Утверждалось, что одной из причин перехода на Fi 103R была его способность дать пилоту небольшой шанс выжить при атаке. [ 10 ] [ 13 ]

разработка ДФС

[ редактировать ]
Передний опорный пилон пилотируемого Фау-1 Райхенберга напоминает широкохордную версию американского Loon . аналогичного компонента

Летом 1944 года Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug (Немецкий научно-исследовательский институт полётов планеров) в Айнринге взял на себя задачу разработать пилотируемую версию Fi 103, образец был готов к испытаниям в течение нескольких дней и была налажена производственная линия. в Данненберге . [ 14 ] [ 13 ]

Фау-1 был преобразован в Райхенберг путем добавления компактной кабины в той части фюзеляжа, которая находилась непосредственно перед воздухозаборником импульсного двигателя, где на стандартном Фау-1 устанавливались цилиндры сжатого воздуха. [ 7 ] [ 13 ] Эта тесная кабина была оснащена лишь базовыми летными приборами и ковшеобразным сиденьем из фанеры . Цельный фонарь имел бронированную переднюю панель и открывался в сторону для входа. Два смещенных баллона со сжатым воздухом были заменены одним, установленным сзади в пространстве, где обычно располагался автопилот Фау-1. [ 7 ] [ 13 ] ни разу не было установлено шасси . На самолете [ 10 ] Крылья были оснащены закаленными краями, которые могли перерезать тросы аэростатов заграждения . [ 14 ]

Предполагалось, что бомбардировщик He 111 будет нести под крылом один или два «Райхенберга», выпуская их близко к цели. Затем пилоты направляли свой самолет к цели, незадолго до удара сбросив фонарь кабины и выпрыгнув с парашютом . [ 15 ] Было подсчитано, что шансы пилота выжить при таком катапультировании составляли менее 1% из-за близости воздухозаборника импульсного двигателя к кабине. [ 16 ] [ 7 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Обучение

[ редактировать ]

Первоначально стажеров готовили на обычных планерах, чтобы они привыкли к полету без двигателя; для более продвинутой подготовки будут использоваться специально адаптированные планеры с укороченными крыльями. Помимо прочего, эти приспособления позволили им нырять со скоростью до 300 километров в час (190 миль в час). [ 17 ] [ 18 ] После того, как будет продемонстрирован достаточный уровень квалификации, последний этап обучения будет проводиться с использованием R-II с двойным управлением. [ 16 ] По словам Кристофера, недостатка в добровольцах для программы не было, несмотря на открытое признание того, что миссия привела к их почти неизбежной гибели. [ 17 ]

Обучение началось на RI и R-II, и, хотя посадить их на занос было сложно, самолет управлялся хорошо, и ожидалось, что эскадрилья Леонидас вскоре будет использовать эти машины. 28 июля 1944 года Альберт Шпеер написал Гитлеру, заявив, что он против траты людей и техники на союзников во Франции, и предложил, чтобы их развертывание было более целесообразным против советских электростанций на Восточном фронте . [ 16 ] [ 18 ] Это были не единственные предложенные альтернативные цели; Среди других потенциальных применений Fi 103R - таран вражеских бомбардировщиков. Интерес к этой последней роли был настолько велик, что официальная оценка была проведена в последние месяцы конфликта. [ 19 ]

Тестовые полеты

[ редактировать ]
Американские войска осматривают Fieseler Fi 103R на Ной-Трамме, 1945 год.

В сентябре 1944 года первый настоящий полет был выполнен на Erprobungsstelle Rechlin , Reichenberg был сброшен с Heinkel He 111 . [ 7 ] Однако этот полет закончился аварией, причиной которой стало то, что пилот потерял управление самолетом после случайного сброса фонаря. На следующий день был проведен второй полет, который также закончился катастрофой. Технический отдел изо всех сил пытался объяснить эти потери, хотя были подозрения, что летные характеристики Fi 103R могут затруднить посадку. [ 20 ]

Стремясь избежать дальнейших происшествий, а также надеясь обнаружить источник этих трудностей, дальнейшие испытательные полеты провели Хайнц Кенше и Ханна Райч , оба из которых были особенно опытными летчиками-испытателями. [ 21 ] [ 1 ] Сама Райч пережила несколько аварий, из которых выжила невредимой. [ 16 ] 5 ноября 1944 г. во время второго испытательного полета Р-III из-за вибрации от самолета оторвалось крыло; Кенше удалось спрыгнуть с парашютом в безопасное место, хотя и с некоторыми трудностями из-за тесноты кабины. [ 22 ] Был сделан вывод, что Fi 103R имел относительно высокую скорость сваливания и что пилоты, не подозревая об этом, пытались приземлиться на скоростях, которые были слишком медленными для того, чтобы самолет мог поддерживать устойчивый полет. [ 15 ] [ 1 ]

В октябре 1944 года Вернер Баумбах принял на себя командование KG 200 и быстро решил отложить проект «Райхенберг» в пользу проекта «Мистель» . [ 23 ] К этому моменту союзники укрепили свои позиции во Франции, и поэтому ценность нападения на потенциальные флоты вторжения больше не считалась такой же актуальной, как ведение наземной войны. [ 17 ] 15 марта 1945 года на встрече Баумбаха, Шпеера и Гитлера последний был убежден, что самоубийственные миссии не являются частью немецкой воинской традиции; позже в тот же день Баумбах приказал расформировать подразделение Райхенберга. [ 22 ] [ 21 ]

Варианты

[ редактировать ]

Было пять вариантов: [ 24 ] [ 25 ] К октябрю 1944 года к бою было готово около 175 R-IV. [ 26 ]

  • РИ — базовый одноместный планер без двигателя.
  • Р-II – планер без двигателя; там, где обычно находилась боеголовка, была оборудована вторая кабина.
  • R-III - двухместный автомобиль с импульсным реактивным двигателем.
  • R-IV – операционная модель со стандартной мощностью.
  • RV - Тренажерный двигатель для Heinkel He 162 (более короткий нос).

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (Fi 103R-IV)

[ редактировать ]

Данные боевых самолетов Третьего рейха [ 33 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,00 м (26 футов 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 5,72 м (18 футов 9 дюймов)
  • Полная масса: 2250 кг (4960 фунтов)
  • Силовая установка: 1 реактивный двигатель Argus As 109-014 импульсно- , тяга 2,9 кН (660 фунтов-сила) - статическая тяга: 2,2 кН ​​(500 фунтов-сила); максимальная тяга: 3,6 кН (800 фунтов силы) [ 34 ] [ 35 ]

Производительность

  • Крейсерская скорость: 650 км/ч (400 миль в час, 350 узлов) на высоте 2400 м (8000 футов).
  • Никогда не превышайте скорость : 800 км/ч (500 миль в час, 430 узлов).
  • Дальность: 329 км (204 миль, 178 миль) от точки запуска, крейсерская высота 2500 м (8200 футов).
  • Выносливость: 32 минуты

Вооружение
Осколочно-фугасная боевая часть массой 850 кг (1874 фунта)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2002, с. 320.
  2. ^ Реннеберг и Уокер 1999, с. 113.
  3. ^ Кристофер 2012, стр. 210-211.
  4. ^ Реннеберг и Уокер 1999, с. 114.
  5. ^ Гилберт, сэр Мартин (2004). Вторая мировая война . Генри Холт и Ко, стр. 504 . ISBN  0-8050-7623-9 .
  6. ^ Реннеберг и Уокер 1999, стр. 114-115.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристофер 2012, с. 211.
  8. ^ Мантелли, Браун, Киттель и Граф 2017, с. 45.
  9. ^ Хайланд 1999, с. 219.
  10. ^ Jump up to: а б с Реннеберг и Уокер 1999, с. 115.
  11. ^ Мантелли, Браун, Киттель и Граф, 2017, стр. 45-46.
  12. ^ Реннеберг и Уокер 1999, стр. 115-116.
  13. ^ Jump up to: а б с д Мантелли, Браун, Киттель и Граф 2017, с. 46.
  14. ^ Jump up to: а б Хайланд 1999, с. 220.
  15. ^ Jump up to: а б Мантелли, Браун, Киттель и Граф, 2017, стр. 46–47.
  16. ^ Jump up to: а б с д Хайланд 1999, с. 221.
  17. ^ Jump up to: а б с Кристофер 2012, с. 212.
  18. ^ Jump up to: а б Мантелли, Браун, Киттель и Граф 2017, с. 47.
  19. ^ Реннеберг и Уокер 1999, с. 123.
  20. ^ Мантелли, Браун, Киттель и Граф, 2017, стр. 47-48.
  21. ^ Jump up to: а б Мантелли, Браун, Киттель и Граф 2017, с. 48.
  22. ^ Jump up to: а б Zaloga 2005, p. 39.
  23. ^ Кристофер 2012, стр. 212-213.
  24. ^ Кей 1977, с. 84.
  25. ^ О'Нил 1981, с. 192.
  26. ^ О'Нил 1981, с. 193.
  27. ^ «Артефакты» . Музей летающего наследия. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
  28. ^ Канадский военный музей @CanWarMuseum: Теперь в вестибюле #WarMuseum: летающая бомба Фау-1 — Fi103 R-IV «Райхенберг», собранная #FarleyMowat 23 мая 2014 г. Twitter
  29. ^ «Фи 103R-4 Райхенберг» . Лашенденский музей авиации. Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
  30. ^ «Куполь» (на французском языке). Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
  31. ^ «Техасский музей авиации» . www.texasairmuseum.org . Проверено 17 марта 2011 г. [ название отсутствует ]
  32. ^ «Реплика Фау-1 в Людвиковицах Клодзких» .
  33. ^ Грин 1970, стр. 170–171.
  34. ^ Симпсон, Брюс (11 января 2003 г.). «Импульсный реактивный самолет Аргус V1» . Мои проекты реактивных двигателей . Брюс Симпсон . Проверено 8 августа 2019 г. Статическая тяга: 500 фунтов; Максимальная тяга: 800 фунтов
  35. ^ Своупс, Брайан Р. (13 июня 2019 г.). «13 июня 1944 года» . Этот день в авиации . Проверено 8 августа 2019 г. Оснащен импульсным реактивным двигателем Argus Motoren Werke GmbH As 014, обеспечивающим максимальную тягу 3530 ньютонов (794 фунта тяги) на скорости 750 километров в час (460 миль в час) на уровне моря.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b61105b2d8e8aa6a0ea96dc8bda6739c__1722168180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/9c/b61105b2d8e8aa6a0ea96dc8bda6739c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fieseler Fi 103R Reichenberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)