Jump to content

Операция Афродита

Афродита, BQ-7, BQ-8
Тип Радиоуправляемые самолеты как управляемые ракеты
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1944
Используется ВВС США («Афродита»)
ВМС США (Наковальня)
Технические характеристики
Боеголовка Полезная нагрузка: около 20 000 фунтов (9,1 т) Torpex [1]

Руководство
система
Азон (ТВ сенсор, радиоуправление)
Castor (радары и ТВ-датчики, радиоуправление)

«Афродита» время Второй мировой войны — кодовое название операции ВВС США во , в ходе которой использовались изношенные Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated PB4Y бомбардировщики в качестве радиоуправляемых летающих бомб против бункеров и других укрепленных или усиленных объектов противника. Параллельный проект ВМС США имел кодовое название Anvil. [2] Миссии в целом не увенчались успехом, и намеченные цели в Европе были либо захвачены наземными войсками союзников, либо выведены из строя обычными атаками авиации.

План предусматривал использование выведенных из эксплуатации B-17E/F (существовали различные прозвища, такие как «робот», «малыш», «дрон» или «утомленный Вилли»). [3] ), чтобы быть загруженным до отказа взрывчаткой и с помощью радиоуправления доставлено в бомбоустойчивые укрепления, такие как загоны для немецких подводных лодок и места размещения V-образного оружия . [1]

Немецкое наступление на Лондон с использованием летающей бомбы Фау-1 , реактивного оружия с автопилотом, началось в июне 1944 года. Это увеличило интерес к использованию самолетов, начиненных взрывчаткой и направляемых на цели с помощью дистанционного управления, что уже рассматривалось.

К концу 1943 года генерал Генри Х. Арнольд , командующий ВВС США , поручил бригадного генерала Грандисона Гарднера инженерам-электронщикам в Эглин-Филд , штат Флорида, оснастить измученные войной бомбардировщики автопилотами, чтобы ими можно было управлять дистанционно. [4]

План был впервые предложен генерал-майору Джимми Дулитлу , главнокомандующему Восьмыми воздушными силами США где-то в 1944 году. Дулиттл утвердил план операции «Афродита» 26 июня и поручил 3-й бомбардировочной дивизии подготовить и запустить беспилотный самолет, который должен был получить обозначение BQ-7. [5] ВВС США также планировали оснастить уставшие от войны B-24 Liberator взрывчаткой и автопилотами для использования против защищенных целей в Японии под обозначением BQ-8. [6]

Проект «Афродита» был официально заказан ВВС США 23 июня, и 8-й воздушной армии было поручено провести «разработку и эксплуатационные испытания». В Великобритании не было специального оборудования, поэтому система управления бомбой «Азон» была адаптирована для использования. ) существовало экспериментальное подразделение Azon, На авиабазе Королевских ВВС Хоршам-Сент-Фейтс ( 458-я бомбардировочная группа с объединенными B-24 Liberator которое поставляло самолеты управления, экипажи и технических специалистов. [7]

Окончательное назначение ответственности было возложено на 562-ю бомбардировочную эскадрилью ВВС Великобритании в Хонингтоне в Саффолке , Англия. Аналогичным образом, 6 июля 1944 года под командованием ComAirLant было сформировано специальное ударное подразделение ВМС США (SAU-1) под командованием командира Джеймса А. Смита, ответственного офицера, для немедленной передачи в 7-е авиационное крыло командующего флота в Европе для атаки на немецкий V. -1 и Площадки Фау-2 с переоборудованными в штурмовые дроны PB4Y-1 . [8]

История проекта

[ редактировать ]
B-17F ( «Осторожная девственница» ) выполнил 80 вылетов в составе 323-й бомбардировочной эскадрильи, прежде чем был использован против Мимуека, но не достиг цели из-за ошибки диспетчера.

В британских ВВС Хонингтон бомбардировщики B-17F и B-17G Flying Fortress были лишены всего нормального боевого вооружения и всего другого второстепенного оборудования (брони, башен и орудий, бомбодержателей, радиопередатчиков , сидений и т. д.), освободив их от вес около 12 000 фунтов (5 400 кг). Чтобы облегчить выход, когда пилот и второй пилот должны были спрыгнуть с парашютом, обычный аварийный люк был удален, а отверстие увеличено и изменено для более быстрого выхода, а на некоторых самолетах была снята крыша кабины .

Самолеты были оснащены в Бертонвуде в Чешире (главной станции технического обслуживания всех самолетов USAAF в Великобритании) оборудованием Azon дистанционного радиоуправления . Azon (сокращение от «только азимут») мог обеспечить только одну ось движения, поэтому в каждом дроне требовалось два комплекта. Были установлены две телевизионные камеры : одна в кабине для показа основной приборной панели и одна в носовой части для показа обзора вперед во время забега по цели, которая должна была передаваться обратно на сопровождающий «корабль-базу» B-17 «CQ-4». [ нужна ссылка ] [9] Был установлен прецизионный радиовысотомер, подключенный к автопилоту С1 самолета. Штыревая антенна на носу принимала сигналы управления, а антенна на хвостовой позиции орудия передавала сигнал камеры. Для улучшения приема на корабле-базе была установлена ​​приемная антенна направленного действия. Дымовую шашку под самолетом можно было использовать, чтобы оставить след и улучшить наблюдение с корабля-базы. Дрон был загружен взрывчаткой, вес которой более чем в два раза превышал стандартную бомбовую нагрузку B-17. Используемый для этой цели британский торпекс («взрывчатка-торпеда») был на 50% мощнее, чем один только тротил. [10] [а] Аппаратура управления была обмотана капсюлем для обеспечения ее разрушения. [11]

Когда программа обучения была завершена, в составе 562-й эскадрильи было десять дронов и четыре «базовых корабля» (три B-24 и один B-17G). Во время миссий дрон и два его базовых корабля сопровождал небольшой истребительный эскорт (восемь P-47) и при поддержке летевшего впереди самолета Mosquito, сообщавшего о погоде. [12]

относительно отдаленное место в Норфолке , Королевские ВВС Ферсфилд Местом запуска было . Первоначально RAF Woodbridge к югу от Саффолка был выбран из-за его длинной взлетно-посадочной полосы, но возможность столкновения загруженного дрона с поврежденным самолетом, который направился в Вудбридж, вызвала беспокойство. [б] Ферсфилд был передан в состав USAAF, но в остальном остался незанятым, и перевод был произведен в июле. В Ферсфилде к ним присоединились специальное авиационное подразделение № 1 ВМС США (с добровольцами, набранными из подразделений морского патрулирования в Данксвелле ) и отряд аэродрома Райт, работающий с бомбами с телевизионным наведением (под кодовым названием «Бэтти»).

Система дистанционного управления была недостаточной для безопасного взлета , поэтому каждый дрон поднимался в воздух добровольным экипажем из пилота и бортинженера на высоту 2000 футов (600 м) перед передачей управления операторам CQ-4. После успешной передачи управления дроном экипаж из двух человек активирует полезную нагрузку и выпрыгнет из кабины на парашюте. Затем «корабль-база» направит ракету на цель. [ нужна ссылка ]

После неудач в начале августа система «двойной Азон» была заменена улучшенной системой, привезенной из США, и миссии были приостановлены, пока она была установлена ​​и испытана. Самолет с такой установкой имел кодовое название «Кастор». [13] Система представляла собой один передатчик в базовом самолете и приемник в «роботе». Первые полеты с Кастором состоялись 11 сентября 1944 года. Также были внесены модификации для улучшения видимости дрона: радиооборудование «Эврика/Ребекка», на которое мать могла бы вернуться домой, дымораспределитель (управляемый радиосигналом) и покраска верхней части. поверхности дрона желтые. [13]

Для миссий Anvil ВМС США предоставили собственные самолеты-диспетчеры — два Lockheed PV-1 . [13] и B-17 сопровождал его для приема телевизионных сигналов. [ нужна ссылка ]

Миссии Castor были нацелены на объекты противника, которые не требовали длительных полетов над территорией противника, что снижало вероятность того, что дрон будет сбит зенитной артиллерией. Базовые корабли летели по другому профилю, чем раньше - теперь на той же высоте, что и дрон (2000–2500 футов), но на пару миль позади, а затем позволили разрыву увеличиться примерно до шести миль при приближении к цели. В конце октября цели для оставшихся дронов были изменены на промышленные объекты в глубине территории противника. Было добавлено дистанционное управление дросселями, чтобы дрон мог летать на большей высоте (10 000 футов), прежде чем опуститься на более низкую для фактической атаки. [14]

После того, как проекты «Энвил» и «Бэтти» покинули Ферсфилд, операции 3-й дивизии были переведены на головную базу подразделения в Королевских ВВС Кнеттишолл , в нескольких милях к западу и за границей в Саффолке, и оттуда начались миссии в декабре. [14]

ВВС США хотели перенести программу на континент для нанесения ударов по промышленным объектам, но Великобритания возражала против такого использования беспилотника в свете атак Фау-2 на Великобританию. Разрешение было дано в январе, но затем было отменено до конца месяца. [14] Программа фактически прекратилась 27 января 1945 года, когда генерал Спаатц (главнокомандующий ВВС США) направил Дулитлу срочное сообщение: «Малышей Афродиты нельзя запускать против врага до получения дальнейших приказов». [15] [5] ВВС США сделали представление президенту Рузвельту об использовании «Афродиты» против Рура, а президентская телеграмма Черчиллю от 31 марта получила осторожное соглашение в апреле. Однако скорое окончание войны в Европе привело к формальному закрытию проекта 27 апреля. [14]

Была надежда, что операции «Афродита» и «Наковальня» будут соответствовать британскому успеху с 5-тонными бомбами «Толлбой» и 10-тонными бомбами « Землетрясение », но проект был опасным, дорогим и в конечном итоге неудачным. Из 14 выполненных вылетов ни один не привел к успешному уничтожению цели. Многие самолеты потеряли управление, разбились или были сбиты зенитной артиллерией, многие пилоты погибли, хотя несколько самолетов едва не промахнулись. Одной из примечательных смертей пилота стала смерть лейтенанта Джозефа П. Кеннеди-младшего из USNR, сына бывшего посла США в Великобритании, который, как ожидалось, должен был сделать политическую карьеру в США и был старшим братом будущего президента США Джона Ф. Кеннеди .

Афродита, Наковальня и другие связанные миссии
Цель Дата Самолет Примечания
Мимоек ,
В-3 Пушечная батарея
4 августа 1944 г. 1 Б-17 Миссия 515: Пилот-лейтенант Фейн Пул и инженер автопилота «Сержант Филип Энтерлайн» успешно спрыгнули с парашютом, и дрон вышел из-под контроля. [16] Повреждения от «землетрясения» бомбы Толлбой 6 июля и наступление союзных войск означали, что строительство на этом месте уже было остановлено к 30 июля.
Бункер Сиракур V-1 4 августа 1944 г. Б-17Г 42-39835 [17] Миссия 515: автопилот начал набор высоты при включении дистанционного управления, но пилот снова смог взять управление на себя. При третьей попытке передать управление бомбардировщик из набора высоты свалился в свалку. Радист благополучно спасся, но пилот выпрыгнул как раз перед тем, как дрон разбился в лесу в Садборне и погиб. [12] [17] [18] [19]
Ла Куполь , Визернес
Блокхаус д'Эперлек , Ваттен
4 августа 1944 г. 2 Б-17 Миссия 515: Один самолет потерял управление после того, как первый член экипажа катапультировался, и разбился недалеко от Орфорда , образовав огромную воронку и разрушив более 2 акров (8000 квадратных метров) окружающей сельской местности; второй член экипажа погиб. [ нужна ссылка ] Обзор с носовой части другого дрона был закрыт, когда он пролетел над целью, и он промахнулся на несколько сотен футов (метров). (Альтернативные источники утверждают, что одно попадание произошло на расстоянии 1500 футов (460 м), а другое было сбито. [20] и что один дрон разбился, погиб один из членов экипажа из двух человек). [21]
Вата 6 августа 1944 г. Б-17 30342 [22]
Б-17 30212 ( Защитник )
Б-17 31394
Экипажи без проблем покинули ракеты; через несколько минут один из них не справился с управлением и упал в море. [23] И 30342 , и 31394 столкнулись с проблемами управления и упали в море, а B-17 30342 "T'aint A Bird II" врезался в Гравелин, вероятно, из-за повреждения зенитной артиллерией. [24] Другой тоже потерял управление, но повернул вглубь страны и начал кружить над важным промышленным городом и портом Ипсвич . Через несколько минут он безвредно разбился в море.
Гельголанда Загоны для подводных лодок август 1944 г. После модификаций, направленных на переход на другую систему управления, во время этой миссии произошел второй несчастный случай, когда парашют одного пилота не раскрылся. Ракета также не сработала, скорее всего, она была сбита зенитной артиллерией, не долетев до цели.
Хайде нефтеперерабатывающий завод август 1944 г. 4 дрона Три самолета не смогли достичь цели из-за неисправностей управления, четвертый разбился достаточно близко, что привело к значительным повреждениям и большим человеческим жертвам.
Мимоек [24] 12 августа 1944 г. PB4Y-1 32271 (бывший USAAF B-24J 42-110007) Преждевременно взорвался над устьем Блита в Восточной Англии, в результате чего погибли лейтенант Джозеф П. Кеннеди-младший и лейтенант Уилфорд Дж. Вилли. [25]
Гавр Военно-морская база 13 августа 1944 г. 1 Б-17Г (42-40043) с двумя ГБ-4 бомбами (проект Бэтти) Миссия 549: Обе бомбы массой 2000 фунтов (907 кг) не попали в цель. Поддерживающий De Havilland Mosquito, фотографировавший, был слишком близко к одному, когда он взорвался и был поврежден, пилот попал в плен, но оператор погиб. [21] [26] Последующие операции 19 и 26 августа также оказались безуспешными. [27]
Гельголанда Загоны для подводных лодок 3 сентября 1944 г. PB4Y-1 63954 [28] Вторая миссия проекта USN «Anvil». направил самолет в казармы на соседнем острове Дюн . Диспетчер потерял самолет из виду и, имея только телевизионное изображение, по ошибке [8]
Загоны для подводных лодок Гельголанда [24] 11 сентября 1944 г. Б-17Ф 42-30180 Первое использование самолета Castor. Пилот погиб (из-за статического троса парашюта ) при выходе из самолета. [27] Самолет был подбит зенитной артиллерией противника и рухнул в море недалеко от цели. [29]
Хеммингштедтский нефтеперерабатывающий завод 14 сентября 1944 г. B-17G 42-39827 и B-17F 42-30363 ( Рут L III ) Хеммингштедт/ Хайде Против цели нефтеперерабатывающего завода в рамках Нефтяной кампании (безуспешно атакованной обычными бомбардировщиками 4 августа) оба дрона не достигли цели из-за плохих погодных условий. [17] [29]
Загоны для подводных лодок Гельголанда [17] 15 октября 1944 г. Б-17 42-30039 ( Либерти Белль)
Б-17 37743
42-30039 был подбит зенитной артиллерией и упал в море, не долетев до цели. [30] Второй пропустил загон «Нордзее III» из-за плохих погодных условий. [17] [18]
Загоны для подводных лодок Гельголанда 30 октября 1944 г. Б-17 42-30066 [29] ( Mugwump , Ром Боги II )
Б-17Ф 42-3438 [31]
Миссия 693A: Два из пяти B-17 совершили атаку «Афродита» на остров Гельголанд, Германия; сопровождение обеспечивали семь Р-47. [32] Придя к выводу, что BQ-7 не справился с «трудными целями», штаб Стратегических ВВС США приказал вместо этого направить его против промышленных целей, и было выполнено еще два вылета. Плохая погода не позволила определить основную цель, и оба самолета были направлены в сторону Берлина. 3438 вскоре рухнул в воду из-за нехватки топлива. Потерял контроль над самолетом 42-30066, который летел по курсу и направился в Швецию, где разбился недалеко от Тролльхеттана из-за того, что у него закончилось топливо. Самолету сопровождения ранее пришлось вернуться из-за нехватки топлива.
Херфордская сортировочная станция [17] 5 декабря 1944 г. Б-17Г 42-39824
Б-17Ф 42-30353 [29] ( Десять рыцарей в баре )
Цель не обнаружена из-за облачности, поэтому оба направлены на альтернативную цель — Хальдорф . Оба разбились за городом.
Ольденбургская электростанция [24] [ не удалось пройти проверку ] 1 января 1945 г. B-17F 42-30178 Дорогая Долли и

B-17F 42-30237 Перемычка для пня

Пилотом Stump Jumper был капитан Джек Л. Ходсон, получивший за свои действия Крест за выдающиеся летные заслуги. [ нужна ссылка ] Оба самолета сбиты зенитной артиллерией, не долетев до цели. [29]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Взрывчатка была загружена в виде 55-фунтовых ящиков в бомбоотсеке (210 ящиков), радиорубке (100) и непосредственно за кабиной (25).
  2. По всему Вудбриду было разбросано десять дронов, девять начинённых взрывчаткой и один с керосином. Десятый дрон должен был использоваться в качестве последующей атаки после того, как один из остальных совершит успешную атаку. [12]
  1. ^ Перейти обратно: а б Фриман, Роджер А. (1970). Могучая восьмая . Нью-Йорк: Даблдей и компания. п. 173. ИСБН  0385011687 – через Интернет-архив.
  2. ^ Спарк, Ник Т. (октябрь 2004 г.). «Телевидение идет на войну» . Секретный арсенал: передовое американское оружие Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 17 апреля 2008 года . Проверено 16 мая 2015 г. Первоначально опубликовано в журнале Wings в октябре 2004 г.
  3. ^ Никол, Джон; Реннелл, Тони. «Хвостовой Чарлис - Последние сражения бомбардировочной войны 1944–45». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Дасо, Д.А. (2002). Архитекторы американского господства в воздухе: генерал Хэп Арнольд и доктор Теодор фон Карман . Форест Гроув: Тихоокеанское университетское издательство. п. 72. ИСБН  9780898758610 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «БК-7» . Американский военный самолет . Джозеф Ф. Баугер. 25 июля 1999 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2020 г. Проверено 30 марта 2020 г.
  6. ^ «Объединенный BQ-8» . Справочник военных ракет и ракет США . Андреас Парш . Проверено 16 мая 2015 г.
  7. ^ Фриман 1991 , с. 101.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Вторая мировая война 1940–1945» . Хронология морской авиации во Второй мировой войне . Военно-исторический центр. Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 10 апреля 2007 г.
  9. ^ Рейнольдс, Джордж А. «Проект Азон» . 458bg.com. Архивировано из оригинала 6 января 2020 года . Проверено 18 марта 2009 г.
  10. ^ Ганнон, Роберт (1996). Геллионы глубин: развитие американских торпед во Второй мировой войне . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 184. ИСБН  0-271-01508-Х . ОСЛК   32349009 .
  11. ^ Фильм USAAF
  12. ^ Перейти обратно: а б с Фриман 1991 , с. 102.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Фриман 1991 , с. 103.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Фриман 1991 , с. 105.
  15. ^ Олсен, Джек (1970). Афродита: Отчаянная миссия . Сыновья Патнэма. п. 308 .
  16. ^ Миллер, Дональд Л. (2006). Мастера воздуха . Саймон и Шустер. п. 300 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Баугер, Джозеф Ф. (7 сентября 2022 г.). «Серийные номера USAAF 1942 года (от 42-39758 до 42-50026)» . Серийные номера военных самолетов USASC-USAAS-USAAC-USAAF-USAF — с 1908 г. по настоящее время . Джо Баугер.
  18. ^ Перейти обратно: а б Баугер, Джо, «Серийные номера USAAF 1942 года (от 42-39758 до 42-50026)» , Энциклопедия американских самолетов , Джо Баугер, заархивировано из оригинала 4 апреля 2009 г. , получено 23 февраля 2009 г.
  19. ^ Баугер, Джо. «Серийные номера USAAF 1942 года (с 42-57213 по 42-70685)» . Энциклопедия американских самолетов . Джо Баугер. Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 9 января 2009 г.
  20. ^ Уэррелл, Кеннет П. (сентябрь 1985 г.). Эволюция крылатой ракеты . п. 32. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года . Проверено 7 августа 2013 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б «Хроники 8-й воздушной армии 1944 года» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 года . Проверено 25 мая 2007 г. Август , сентябрь , октябрь
  22. ^ «42-30342» . Американский музей авиации в Великобритании . Проверено 20 марта 2018 г.
  23. ^ Смит, Грэм (14 мая 1994 г.). Аэродромы Норфолка во Второй мировой войне . Сельские книги. ISBN  978-1-85306-320-6 . [ нужна страница ]
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Баугер, Джозеф Ф. «Номера бюро ВМС и Корпуса морской пехоты США, третья серия (от 30147 до 39998)» . Энциклопедия американских самолетов . Архивировано из оригинала 24 февраля 2008 года . Проверено 10 апреля 2007 г.
  25. ^ «Лейтенант Джо Кеннеди» . Музей авиации Норфолка и Саффолка. Архивировано из оригинала 14 мая 2007 года . Проверено 10 апреля 2007 г.
  26. ^ «Авария де Хэвилленд DH.98 Mosquito PR Mk XVI MM370» . Aviation-safety.net . Проверено 1 апреля 2024 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Фриман 1991 , с. 104.
  28. ^ «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos — третья серия (60010–70187)» . www.joebaugher.com . Проверено 1 апреля 2024 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и «Серийные номера USAAF 1942 года (от 42-30032 до 42-39757)» . www.joebaugher.com . Проверено 31 марта 2024 г.
  30. ^ «Серийные номера USAAF 1942 года (от 42-30032 до 42-39757)» . www.joebaugher.com . Проверено 31 марта 2024 г.
  31. ^ «Серийные номера USAAF 1942 года (от 42-001 до 42-10959)» . www.joebaugher.com . Проверено 1 апреля 2024 г.
  32. ^ «8-я воздушная армия Европы в октябре 1944 года» . Хроники 8-й воздушной армии 1944 года . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года.
  • Фриман, Роджер А. (1991) [1981]. Могущественное восьмое военное руководство . Моторбукс Интернешнл. ISBN  978-0-87938-513-2 . .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грей, Эдвин (1996). Операция Афродита B-17 «Умная бомба» . История авиации.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8678b6f40260380e85e1d2eb4451db29__1722271560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/29/8678b6f40260380e85e1d2eb4451db29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Aphrodite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)