Операция «Арбалет» (фильм)
Операция Арбалет | |
---|---|
Режиссер | Майкл Андерсон |
Автор сценария | Ричард Имри Дерри Куинн Рэй Ригби |
Рассказ | Дуилио Колетти Витториано Петрилли |
Продюсер: | Карло Понти |
В главных ролях | Софи Лорен Джордж Пеппард Тревор Ховард Джон Миллс Ричард Джонсон Том Кортни |
Кинематография | Эрвин Хиллер |
Под редакцией | Эрнест Уолтер |
Музыка | Рон Гудвин |
Цветовой процесс | Метроколор |
Производство компания | |
Распространено | Метро-Голдвин-Майер |
Даты выпуска |
|
Время работы | 116 минут |
Страна | Великобритания |
Языки | Английский немецкий |
Театральная касса | 3,7 миллиона долларов (аренда в США/Канаде) [ 1 ] |
Операция «Арбалет» (позже переизданная как «Великая шпионская миссия» ) — британский шпионский триллер 1965 года, действие которого происходит во время Второй мировой войны . В этом фильме рассказывается о реальной серии событий , когда британские агенты под прикрытием атаковали немецкие предприятия по производству экспериментальных ракетных бомб.
Режиссером фильма выступил Майкл Андерсон , в нем снимались Софи Лорен , Джордж Пеппард , Тревор Ховард , Джон Миллс , Ричард Джонсон и Том Кортни . Сценарий написал Эмерик Прессбургер (под псевдонимом «Ричард Имри») в сотрудничестве с Дерри Куинном и Рэем Ригби по рассказу Дуилио Колетти и Витториано Петрилли. Он был снят в Panavision и Metrocolor на MGM-British Studios . [ 2 ]
Хотя фильм по большей части является вымышленным , он затрагивает основные аспекты операции, целью которой было сорвать немецкую программу создания оружия дальнего действия в последние годы Второй мировой войны . В сюжете чередуются нацистской Германией разработки летающей бомбы Фау-1 и ракеты Фау-2 , а также усилия британской разведки и ее агентов по противодействию этим угрозам. Все персонажи говорят на соответствующем языке с английскими субтитрами для тех, кто говорит по-немецки или по-голландски. [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]В 1943 году нацистская Германия разрабатывает летающую бомбу Фау-1 и ракету Фау-2. Технические проблемы с Фау-1 вынудили немцев создать пилотируемую версию для летных испытаний, но летчики-испытатели умирают, летая на ней. В конце концов, авиатор Ханна Райч успешно управляет прототипом и понимает, что механическое изменение веса ракеты и изменение скорости требует изменения триммера.
Уинстон Черчилль обеспокоен слухами о летающей бомбе и приказывает Дункану Сэндису , своему зятю и министру, провести расследование. Сэндис убеждены Отчеты разведки и фоторазведки в их существовании, но научный консультант профессор Линдеманн отвергает эти сообщения. Бомбардировочное командование совершает налет на Пенемюнде с целью уничтожения ракетного комплекса.
Немцы переводят производство под землю в Миттельверк на юге Германии и продолжают разработку более смертоносной ракеты Фау-2 . вербуют инженеров Глава британской разведки узнает, что по всей оккупированной Европе , и решает проникнуть на завод. Он находит трех добровольцев: американцев, голландцев и британцев, опытных инженеров, свободно говорящих по-немецки или по-голландски. Их спешно обучают и отправляют в Германию. Среди опрошенных, но не отобранных добровольцев, есть британский офицер по имени Бэмфорд, который позже оказывается немецким агентом под прикрытием .
После того, как агенты спрыгивают с парашютом в оккупированную Европу, британцы узнают, что одному из них, Роберту Хеншоу, дали имя голландского моряка, разыскиваемого немецкой полицией за убийство. Его арестовывают, но он соглашается выступить информатором немцев . Однако его узнает Бэмфорд, вернувшийся в Германию. Отказываясь раскрыть свою миссию, Хеншоу застрелен после отказа сотрудничать.
Нора, жена человека, которого выдает себя лейтенант ВВС США Джон Кертис, посещает отель, где, по ее мнению, остановился ее муж, чтобы получить полную опеку над их детьми. После того, как Кертис добивается молчания обещанием освободить ее и уезжает на фабрику, Нору убивает другой агент.
Кертис и Фил Брэдли проникают на подземный ракетный завод. Брэдли назначается носильщиком/уборщиком, пока проверяются его документы. Кертис присоединяется к сердцу проекта, призванного устранить вибрацию, задерживающую разработку Фау-2. Показано, как летающие бомбы Фау-1 запускаются со своих «лыжных» трамплинов и падают на Лондон, в то время как другие уничтожаются зенитным огнем после того, как оборонительные орудия перебрасываются к побережью Кента. Начинаются более разрушительные атаки Фау-2. Запущенные с необнаружимых мобильных платформ, единственный способ борьбы с ними — уничтожить завод. Агенты узнают, что Королевские ВВС проводят ночную бомбардировку, но пусковые двери, закрывающие большую «Нью-Йоркскую ракету» А9/А10, должны быть открыты, чтобы свет обеспечивал видимую цель. Брэдли пытается выяснить, какой выключатель электростанции открывает двери.
Приходит Бэмфорд и просматривает фотографии инженерного состава в поисках знакомого лица. Он никого не признает и приказывает проверить все записи сотрудников. Лицо человека, которого изображает Кертис, не соответствует лицу, сделанному на фабрике, и Бэмфорд понимает, что Кертис - шпион. Он бьет тревогу как раз в тот момент, когда агенты направляются к электростанции. Брэдли схвачен, но Кертис, который не знает, какой переключатель нажать, пробирается внутрь, запечатываясь внутри, удерживая посох в заложниках.
Бэмфорд требует, чтобы Кертис сдался, используя Брэдли в качестве разменной монеты. Когда звучат сирены воздушной тревоги, Брэдли бросается к микрофону и говорит Кертису, какой переключатель нажать, и Бэмфорд стреляет в него. Рабочие электростанции нападают на Кертиса, но он стреляет в них. Один стреляет в Кертиса, когда он тянет рычаг, открывая стартовые двери. Немцы пытаются запустить ракету, но при старте бомбы взрываются, уничтожая объект.
В финальной сцене Черчилль поздравляет Сэндис, которая отмечает, что имена агентов никогда не станут известны. Черчилль добавляет, что без мужественного рейда британских ВВС на Пенемюнде Лондон был бы опустошен. Он назначает Сэндиса министром труда и говорит о восстановлении Лондона.
Бросать
[ редактировать ]- Джордж Пеппард — первый лейтенант. Джон Кертис
- Тревор Ховард, как профессор Линдеманн
- Джон Миллс, как генерал Бойд
- Софи Лорен в роли Норы
- Ричард Джонсон в роли Дункана Сэндиса
- Том Кортни в роли Роберта Хеншоу
- Джереми Кемп в роли Фила Брэдли
- Энтони Куэйл, как Бэмфорд
- Лилли Палмер в роли Фриды
- Пол Хенрейд, как бриг. Генерал Циманн
- Хельмут Дантин — лидер группы Линц
- Барбара Рюттинг в роли Ханны Райч
- Ричард Тодд, как командир звена Кендалл
- Сильвия Симс в роли Констанс Бэбингтон Смит
- Джон Фрейзер , как лейтенант Кенни
- Морис Денэм, как офицер Королевских ВВС
- Джон Олдертон, как офицер Королевских ВВС
- Патрик Ваймарк — премьер-министр Уинстон Черчилль
- Вольф Фрис — инспектор полиции Германии
- Морэй Уотсон — полковник Кеннет Пост
- Ричард Уоттис в роли сэра Чарльза Симса
- Аллан Катбертсон — немецкий технический эксперт
- Карел Штепанек и профессор Хоффер
- Джордж Микелл, как немецкий офицер
- Ферди Мейн, как немецкий офицер
- Антон Диффринг в роли штурмбанфюрера СС (в титрах не указан)
- Филип Мадок — немецкий полицейский (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Уильям Дуглас-Хьюм , брат сэра Алека Дуглас-Хьюма , написал ранний вариант сценария. [ 4 ] Софи Лорен и Джордж Пеппард были выбраны на роль заранее. [ 5 ]
Чтобы помочь увеличить кассовые сборы, появляется Софи Лорен , любезно предоставленная ее мужем и продюсером фильма Карло Понти . Несмотря на то, что ей выставлен счет за главную роль, в гостиничном эпизоде она играет лишь скромную роль. Она играет итальянскую жену инженера Эрика ван Остамгена, мертвеца, личность которого присвоил Кертис, персонаж Пеппарда. Чтобы помочь ей, он подделывает подпись ее мертвого мужа на юридическом документе, но позже ее убивают, чтобы сохранить тайну.
Пеппард был выбран на эту роль из-за трудностей с контрактом. MGM сохранила его контракт и настояла на том, чтобы он снялся в этом фильме до того, как он выйдет на свободу. [ 6 ] [ нужен лучший источник ] Он подписал новое соглашение с MGM, для которого «Арбалет» стал первым, по одному фильму в год в течение трех лет. [ 7 ]
Съемки начались в июле 1964 года. Пеппард сказал: «Майки Андерсон - один из тех одаренных режиссеров, которые позволяют вам играть по-своему, и только когда вы видите свой собственный порыв, вы понимаете, что все время делали это по-своему». [ 8 ]
Во время съемок Андерсон сказал:
Мне нравится работать в крайностях либо чистой фантазии (вот что сделало « Вокруг света за 80 дней» такой радостью), либо чистой реальности. Арбалет относится ко второму классу и дал мне прекрасную возможность покопаться в прошлом и познать истину. Я исследовал «Арбалет», как сотрудник ФБР по делу об убийстве, летавший в Штаты, Францию, Голландию, Бельгию, Швейцарию и Германию, потому что эта история в равной степени концентрируется на попытках нацистов поднять в воздух свои ракеты «Фау», как и на Усилия союзников по их свержению. Это не будет один из тех фильмов, где все немецкие солдаты — тупоголовые идиоты, повторяющие «Доннер и Блитцен». Миссия «Арбалет» была жизненно важной миссией, и если бы она не увенчалась успехом, мы бы сейчас, возможно, все действовали гусиным шагом. [ 8 ]
Декорации были самыми большими, когда-либо построенными на британской студии MGM. Этапы 6 и 7 были объединены в один большой комплекс площадью 30 000 квадратных футов. [ 8 ] Некоторые сцены бомбардировки завода в конце фильма позже были использованы в «Звездном крейсере Галактика», чтобы показать горящую внутреннюю часть космического корабля.
Понти и продюсерская компания беспокоились, что подлинное название, выбранное для фильма, сбивает с толку и приводит к плохим первоначальным кассовым сборам. Эта переоценка привела к новым названиям: «Кодовое название: Операция Арбалет» и «Великая шпионская миссия» — название, выбранное для переиздания в Северной Америке. фильм также был известен как Operazione Crossbow . В Италии [ 9 ]
Реалистичный реквизит и детализированные декорации добавляют аутентичности воссозданию проектов немецкого секретного оружия. Ныне несуществующие электростанции Сент-Панкрас и Баттерси в Лондоне использовались в качестве мест съемок сцен электростанции.
В качестве мест для съемок использовались некоторые районы Норфолка , в том числе город Кингс-Линн и Национальный природный заповедник Холкхэм . Также использовалась парадная лестница в бывшем гранд-отеле Midland в Сент-Панкрасе.
Диалог
[ редактировать ]Необычным аспектом операции «Арбалет» является то, что все немецкие персонажи и замаскированные персонажи союзников в своих ролях говорят (с субтитрами) по-немецки, а не по-английски с акцентом. То же самое было и с фильмом 1962 года «Самый длинный день» . Согласно Turner Classic Movies , комментарию [ 10 ] актер Пол Хенрейд утверждал, что немецкий язык не подойдет и что им следует использовать английский с сильным немецким акцентом. Режиссер Майкл Андерсон настоял на том, чтобы придерживаться этой идеи. Однако это не понравилось, что, очевидно, привело к тому, что многие сцены Хенрейда были вырезаны.
Историческая точность
[ редактировать ]Некоторые реальные люди в фильме изображены довольно точно:
- Фредерик Линдеманн, 1-й виконт Черуэлл , широко известный как «Профессор», служил ведущим научным советником британского правительства во время Второй мировой войны, когда Черчилль стал премьер-министром . [ 11 ]
- Дункан Сэндис был зятем Уинстона Черчилля. Он был ранен в бою в Норвегии в 1941 году, из-за чего он навсегда хромал, как показано в фильме. Сэндис был председателем комитета военного кабинета по защите от немецких летающих бомб и ракет. [ 12 ] (В качестве министра обороны в 1957 году он подготовил Белую книгу обороны 1957 года , в которой предлагался радикальный сдвиг в Королевских ВВС путем прекращения разработки большинства истребителей в пользу ракетных технологий.)
- Ханна Райч была известной немецкой летчицей-испытателем, выполнявшей подобные полеты на Фау-1. [ 13 ] хотя в более позднем интервью она пожаловалась, что фильм «совершенно неправильный с технической точки зрения». [ 14 ]
- Констанс Бэбингтон Смит была британским офицером WAAF которая интерпретировала аэрофотоснимки Пенемюнде , . [ 15 ]
Примечательно отсутствие в фильме Вернера фон Брауна , конструктора и разработчика ракеты Фау-2, возможно, из-за деликатности его более поздней роли в вооруженных силах США и НАСА , которая привела к разработке ракеты Сатурн-5, используемой для запуск Аполлона на Луну.
Прием
[ редактировать ]Операция «Арбалет» открылась в США 1 апреля 1965 года. Премьера в Великобритании состоялась 20 мая 1965 года в Empire Theater MGM на Лестер-сквер в Лондоне, где фильм был представлен в формате 70 мм (в США он был показан только в формате 35 мм). В течение следующих шести месяцев фильм показывали в общей сложности девятнадцать недель в трех кинотеатрах Вест-Энда, что было весьма необычно для того времени для презентации, не связанной с роуд-шоу, общий прокат которой уже начался (29 августа). Операция «Арбалет» входила в число 13 самых популярных фильмов Великобритании 1965 года. [ 16 ]
The New York Times назвала операцию «Арбалет » «выбором критиков» кинообозревателя Босли Кроутера , который написал, что фильм «прекрасен, который не должен пропустить ни один поклонник боевиков, детективов и шпионских фильмов», «частично факт, частично вымысел», а также «Великолепная захватывающая и захватывающая мелодрама о военном шпионаже, сделанная с потрясающими документальными элементами в напряженной, напряженной, героической сюжетной линии». [ 17 ] Рецензенты Variety дали аналогичную оценку, похвалив «напряженную военную мелодраму», которая могла похвастаться амбициозными производственными ценностями, но также отметили, что «чего постановке Карло Понти в первую очередь не хватает, так это связной сюжетной линии». [ 2 ] Более поздний обзор Алана Эванса подтверждает более распространенное мнение о том, что «звездный состав добавляет привлекательности, но более жесткий сценарий был бы оценен». [ 3 ]
Стэнли Кауфманн из The New Republic писал: «Майкл Андерсон, талантливый режиссер, создал картину, которую нет особых причин смотреть, но которая, если вы ее увидите, не будет скучной. [ 18 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Лилли Палмер получила приз Сан-Себастьяна за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне 1965 года . [ 19 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Операция «Арбалет» была выпущена во всем мире на видеокассете, а версия PAL — для Великобритании и других рынков. [ 20 ] Версия Operation Crossbow на DVD для региона 1 была выпущена в США и в некоторых частях Европы. Blu-ray для региона 1 был выпущен 12 ноября 2019 года продолжительностью 1 час 56 минут. Впоследствии в Европе был выпущен DVD без региональных ограничений.
Адаптация комиксов
[ редактировать ]- Классический фильм Dell : Операция «Арбалет» (октябрь – декабрь 1965 г.) [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Эта цифра включает ожидаемую арендную плату, получаемую дистрибьюторами в Северной Америке. См. «Большие арендованные фотографии 1965 года», Variety , 5 января 1966 г., стр. 6.
- ^ Jump up to: а б «Рецензия на фильм: Операция «Арбалет». Разнообразие , 7 апреля 1965 г., с. 6.
- ^ Jump up to: а б Эванс 2000, с. 145.
- ^ «Софи Лорен в новом фильме». Нью-Йорк Таймс . 15 февраля 1964 г. с. 14.
- ^ «Джон Уэйн сыграет роль адмирала: сыграет главную роль в фильме о войне на Тихом океане «В опасности» ». Нью-Йорк Таймс . 17 февраля 1964 г. с. 27.
- ^ Аткинс, Дэвид. Рецензия пользователя: «Фильм Джорджа Пеппарда о великой войне». Классические фильмы Тернера, 8 мая 2008 г.
- ^ Хоппер, Хедда (20 июня 1964 г.). «Глядя на Голливуд: Синатра нанимает оператора в качестве продюсера». Чикаго Трибьюн . п. А6.
- ^ Jump up to: а б с Шойер, Филип К. (17 сентября 1964 г.). « Крысиный король» вызывает вторжение британцев: научная фантастика Пала «Странный Джон»; «Арбалет» на перекрестке». Лос-Анджелес Таймс . п. С13.
- ^ Эриксон, Хэл. «Краткий обзор: Операция «Арбалет». АллРови. Проверено: 21 сентября 2011 г.
- ↑ Бен Манкевич, TCM, комментарий после операции «Арбалет» , 18:00–20:00, 1 сентября 2018 г.
- ^ Форт 2004, с. 237.
- ^ Кинг и Кутта 2003, стр. 176, 184.
- ^ Пишкевич 1987, стр. 86.
- ^ Лайтнер, Рон (19 февраля 1981 г.). «Первый космонавт: крошечная, дерзкая Ханна» . Новости Дезерета . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Крейс, Джон Ф. и др. Пронзая туман: разведка и операции армейских ВВС во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Управление исторических исследований ВВС, 2002 г., первое издание 1996 г. ISBN 978-99966-42-45-6 .
- ^ «Самая популярная кинозвезда». The Times [Лондон, Англия], 31 декабря 1965 г., стр. 13, The Times Digital Archive , 16 сентября 2013 г.
- ^ Кроутер, Босли. «Обзор: Операция «Арбалет» (1965)». «Нью-Йорк Таймс» , 2 апреля 1965 г.
- ^ «Разница в возрасте» . Новая Республика . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Архивы: Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, 1965 год». Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Проверено: 21 сентября 2011 г.
- ^ "DVD-фильм "Операция Арбалет"." cduniverse.com. Проверено: 21 сентября 2011 г.
- ^ Dell Movie Classic: Операция «Арбалет» в базе данных Grand Comics
Библиография
- Бэбингтон Смит, Констанс. Воздушный шпион: история фоторазведки во Второй мировой войне. Нью-Йорк: Харпер и братья, 1957.
- Долан Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 0-86124-229-7 .
- Эванс, Алан. Путеводитель Брасси по военным фильмам. Даллес, Вирджиния: Потомакские книги, 2000. ISBN 1-57488-263-5 .
- Форт, А. Профессор: Жизнь и времена Фредерика Линдеманна. Лондон: Пимлико, 2004. ISBN 0-7126-4007-X .
- Харвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов, серия «Авиация общего назначения», том 2, 1989.
- Кинг, Бенджамин и Тимоти Кутта. Воздействие: История немецкого V-образного оружия во Второй мировой войне (классическая военная история). Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 2003. ISBN 978-0-306-81292-7 .
- Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны. Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN 0-9613088-0-X .
- Пишкевич, Деннис. От нацистского летчика-испытателя до бункера Гитлера: фантастические полеты Ханны Райч . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, 1997. ISBN 978-0-275-95456-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1965 года
- фильмы 1965 года о войне
- Британские авиационные фильмы
- Британские шпионские фильмы
- Британские фильмы о войне
- Фильмы о нацистской Германии
- Фильмы Майкла Андерсона
- Фильмы продюсера Карло Понти
- Фильмы, написанные Роном Гудвином
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Операция Арбалет
- Приключенческие фильмы о войне
- Работает с V-оружием.
- Фильмы о Второй мировой войне, основанные на реальных событиях.
- Шпионские фильмы о Второй мировой войне
- Фильмы, адаптированные под комиксы
- Фильмы, снятые на MGM-British Studios
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Британские фильмы 1960-х годов