Jump to content

Операция «Воинственность»

Операция «Воинственность»
Часть комбинированного бомбардировочного наступления

Авро Ланкастер
Дата 20–24 июня 1943 г. ( 20 июня 1943 г. - 24 июня 1943 г. )
Расположение
Результат Успех союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
Командиры и лидеры
Неизвестный
Задействованные подразделения
Сила
60 Авро Ланкастеров Неизвестный

Операция «Белликоза» представляла собой атаку «Авро Ланкастер» бомбардировщиков Королевских ВВС на немецкий завод радаров , расположенный на территории бывшего завода «Цеппелин» во Фридрихсхафене , и итальянскую военно-морскую базу в Специи . Это был первый бомбардировочный рейд шаттла во Второй мировой войне и второе использование бомбардировщика Master . [1] В начале июня 1943 года фотопереводчик Центрального подразделения интерпретации (Клод Уэйвелл) обнаружил стопку ребристых корзин ( радиолокационные отражатели Вюрцбурга ) на заводе Цеппелин. После того, как Уинстон Черчилль посмотрел фотографии в британских ВВС в Медменхаме 14 июня, группа № 5 Королевских ВВС получила 16 июня неожиданный приказ атаковать Фридрихсхафен во время следующего полнолуния. [2]

При подлете к цели командир звена Гомм ( 467-я эскадрилья RAAF ) взял на себя управление операцией, когда у самолета капитана группы Сли, главного бомбардировщика , возникла неисправность. [1] Главным силам было приказано бомбить с высоты 15 000 футов (4600 м), а не с запланированных 10 000 футов (3 000 м) из-за сильной зенитной артиллерии . На первом этапе отряды следопытов (PFF) и командир звена Гомм сбросили бомбы- индикаторы целей, на которые должны были нацелиться основные силы. На втором этапе, когда пыль и дым скрыли ТИ, Гомм приказал Главным силам использовать бомбардировки «время-дистанция» с места на берегу Боденского озера на измеренном расстоянии до цели. [3] [1]

Операция прошла успешно. Помимо повреждения завода по производству радаров, бомбардировщики уничтожили неожиданную линию по производству ракет Фау-2, также расположенную на заводе Цеппелин, так что Белликоз случайно стал первым воздушным ударом союзников по немецкой программе Фау-оружия . Ни один Ланкастер не был потерян. Из Фридрихсхафена самолет продолжил свой путь на базу USAAF в Мезон-Бланш (ныне аэропорт Хуари Бумедьен ), Алжир. [4] 23–24 июня восемь из шестидесяти первоначальных «Ланкастеров» остались в Алжире для ремонта, а оставшиеся 52 бомбили итальянскую военно-морскую базу в Специи , повредив «нефтяной склад» и «склад вооружения», и снова продолжили путь в Великобританию. без потерь. [1]

Сарай для цеппелинов длиной 300 м (330 ярдов), шириной 55 м (60 ярдов) и высотой 60 м (66 ярдов) был построен на аэродроме Фридрихсхафен-Лёвенталь (ныне аэропорт Фридрихсхафен ) в 1930–1931 годах и использовался цеппелинами. последние и самые крупные дирижабли компании: LZ 127 Graf Zeppelin , LZ 129 Hindenburg и LZ 130 Graf Zeppelin II . После того, как « Гинденбург» был уничтожен пожаром в Нью-Джерси в 1937 году, а два корабля «Граф» были разобраны на металлолом во Франкфурте в 1940 году, огромный ангар вышел из употребления. В начале 1943 года его разобрали и по частям перевезли по специально проложенному пути на новое место в 3 км (1,9 мили) в промышленном пригороде Фридрихсхафена, где он был реконструирован. [5]

Британская воздушная разведка южной Германии в это время в основном осуществлялась самолетами de Havilland Mosquito PR IV и PR VIII 540-й эскадрильи RAF из RAF Benson , Оксфордшир . [6] Фотографии были отправлены для оценки в Центральный отдел интерпретации в Дэйнсфилд-Хаус , «большом псевдотюдоровском особняке» недалеко от Медменхема , Бакингемшир , в 24 км (15 миль) от Бенсона. [7] В начале июня 1943 года командир эскадрильи Клод Уэйвелл, начальник отдела G (радар и радио) в Медменхеме, заметил груды ребристых металлических конструкций, лежащих возле перенесенного сарая для дирижаблей в недавних «укрытиях» Фридрихсхафена. Рисунок стопок менялся между фотографическими вылетами, что указывает на активность, и Уэйвелл идентифицировал металлические конструкции как части характерных решетчатых отражателей высотой 7,3 м (24 фута) комплектов гигантского Вюрцбургского радара ( Вюрцбург-Ризе ). [8]

Внешний вид и размер тарелок Вюрцбург-Ризе были известны британской разведке со 2 мая 1942 года, когда лейтенант А.Э. «Тони» Хилл на самолете Supermarine Spitfire PR IV первого фоторазведывательного подразделения из Бенсона совершил полет на малой высоте. косые снимки немецкой радиолокационной станции в Домбурге на острове Вальхерен , Нидерланды. На снимках были изображены два Вюрцбург-Ризе , направленные в разные стороны, так что аналитики получили как профиль, так и анфас. На снимке в профиль испуганный военнослужащий Люфтваффе стоял у подножия лестницы в кабину управления за тарелкой, что придавало масштаб снимку. [9] Предыдущий наклонный снимок Хилла, сделанный 15 декабря 1941 года, показал пример оригинального, гораздо меньшего набора из Вюрцбурга , с тарелкой из листового металла длиной 3,3 ярда (3 м) на вершине скалы в Нормандии. Это привело к операции «Битинг» , рейду Брюневаль 27–28 февраля 1942 года, в ходе которого рота С 2-го батальона парашютного полка под командованием майора (впоследствии генерал-майора ) Джона Фроста спрыгнула с парашютом с бомбардировщиков Армстронга Уитворта Уитли из 51-й эскадрильи Королевских ВВС под командованием Командир звена Чарльз Пикард украл « Вюрцбург» и доставил его в Англию на борту моторного артиллерийского катера MGB 312 Королевского флота . [10]

По вопросам радиолокации Медменхем подчинялся доктору Р. В. Джонсу , помощнику директора разведки (науки) министерства авиации . Отдел Джонса, опираясь на информацию воздушной разведки, допросов военнопленных, агентов сопротивления во Франции и Бельгии, расшифровку шифра «Энигма» , а также мониторинг радиотрафика и радиолокационных сигналов Люфтваффе с помощью наземных станций Королевских ВВС и специально оборудованных бомбардировщиков, известных как «Феррет», создал детальное знание немецкой системы ПВО. [11] Сигнал Würzburg -Riese был похож на оригинальный Bruneval Würzburg , работавший на частоте 560 МГц, но он был более точным и дальнобойным из-за более мощного передатчика и гораздо большего отражателя. К 1943 году, когда первоначальный «Вюрцбург» все еще находился на вооружении зенитных и прожекторных батарей, Люфтваффе использовало « Вюрцбург-Ризе» для наземного перехвата , направляя немецкие ночные истребители на британские бомбардировщики. Как видно на фотографиях Хилла Вальхерена, «Вюрцбург -Ризен» устанавливались парами, поскольку один комплект отслеживал бомбардировщик, а другой — истребитель, пока бортовой радар истребителя не обнаружил цель. [12]

Джонс рассказал о результатах Фридрихсхафена премьер-министра Уинстона Черчилля главному научному советнику лорду Черуэллу (профессору Фредерику Линдеманну ), в чьей оксфордской лаборатории Джонс когда-то работал исследователем. По словам Уэйвелла, Черчилль посетил Медменхем, посмотрел обложки Фридрихсхафена и спросил: «Мы уже были там?» Уэйвелл сказал нет; Королевские ВВС не бомбили Фридрихсхафен. Черуэлл поговорил с начальником штаба авиации , главным маршалом авиации сэром Чарльзом Порталом , и при заинтересованности премьер-министра был отдан приказ об операции «Воинственность». [13]

Сэр Артур Харрис , будучи главнокомандующим бомбардировочным командованием Королевских ВВС , находился в разгаре Рурской битвы — кампании против промышленных мегаполисов северо-западной Германии, проводившейся с марта по июль 1943 года. цели всего в девяноста минутах полета от баз бомбардировочного командования, использовали короткие весенние и летние ночи, а также использовали радиолокационное устройство «Гобой» , которое позволяло высоколетящим бомбардировщикам «Москито» группы № 8 ( Pathfinder Force ) размещать свои пиротехнический индикатор цели (ТИ) бомбит точно. [14] Полагаясь на сигналы наземных станций, Гобой был ограничен кривизной Земли радиусом действия 450 км (280 миль) от Англии. [15] За пределами дальности действия гобоя «Следопыты» обычно использовали комбинацию визуальных методов и бортового радара H2S для картографирования местности , что давало гораздо менее последовательные результаты. [16]

Хотя Харрис выступал против «точных» бомбардировок как общей политики, отчасти потому, что он считал, что это делает действия бомбардировщиков слишком предсказуемыми: «Я не верю в «панацеи» цели, например нефть, резину, шарикоподшипники. Специализация на одной из таких целей означает, что враг концентрирует всю свою оборону» – Харрис знал, что его бомбардировка территории Рура столкнулась с той же проблемой. [17] «Если бы я слишком долго концентрировался исключительно на северо-западе Германии, противник переместил бы свою оборону в этот район, тем самым сэкономив силы и материалы и в то же время увеличив наши потери… Я должен был воспользоваться первой возможностью, чтобы осуществить операции на большей дальности». [18]

С 10 июня 1943 года Харрис подчинялся приказу штаба ВВС, известному как Директива Pointblank , которая требовала от него отдавать высший приоритет целям, связанным с немецкими истребительными силами. Эта директива возникла на совместной конференции начальников штабов в Вашингтоне, округ Колумбия , в мае. [19] Как позже писал Харрис: «8-я армия Соединенных Штатов должна была атаковать основные планеры и другие авиационные заводы, в то время как мое командование должно было атаковать промышленные города, в которых было наибольшее количество заводов по производству компонентов самолетов; большинство этих городов, как писал позже Харрис, так случилось, что мы были восточнее или южнее Рура». [18] В качестве завода по производству радиолокаторов депо Цеппелинов во Фридрихсхафене было подходящей и важной целью для прямого выстрела, но дополнительной привлекательностью, по мнению Харриса, было его большое расстояние от Англии: «Еще одной причиной проведения этой довольно сложной операции было то, что она поможет расширить оборону противника; у Фридрихсхафена были все основания считать себя безопасным от нападения, особенно в летние месяцы, и это неожиданно глубокое проникновение вполне могло заставить другие места за пределами более уязвимых районов кричать о необходимости защиты». [20]

Прелюдия

[ редактировать ]

Очевидная трудность заключалась в том, что, поскольку цель находилась примерно в 650 милях от баз бомбардировочного командования по прямой или в 800 милях по лучшему непрямому тактическому маршруту, бомбардировщики со скоростью 200 миль в час не могли летать туда и обратно в темноте в середине лета. Но побережье Северной Африки находилось в пределах досягаемости Ланкастера, и ВВС США согласились принять бомбардировщики на Блиде и Мезон-Бланш, двух американских базах в Алжире . Хотя американцы не были оснащены для должного обслуживания «Ланкастеров», они, по крайней мере, смогли бы их дозаправить и перевооружить. Приказы Харриса в это время требовали от него атаковать итальянские цели, когда это возможно, в рамках политики правительства по выводу Италии из войны, поэтому он решил, что силы Фридрихсхафена разбомбят итальянскую военно-морскую базу Ла Специя в сумерках на обратном пути. в Англию. [21]

Харрис поручил операцию вице-маршалу авиации достопочтенному. Ральфа Кокрейна Группа № 5 . Ранее во время войны Харрис сам командовал 5-й группой. [22] При его непосредственном преемнике, вице-маршале авиации Джоне Слессоре , она стала первой бомбардировочной группой, начавшей перевооружение на «Ланкастеры»; и под командованием вице-маршала авиации Алека Коритона [23] он приобрел репутацию организации, производящей смелые атаки на низком уровне. Первым был рейд на Аугсбург 17 апреля 1942 года, когда шесть «Ланкастеров» из 44-й эскадрильи и еще шесть из 97-й эскадрильи – на тот момент единственных двух действующих «Ланкастерских» эскадрилий – были отправлены днем ​​бомбить завод MAN , производивший дизельные двигатели для Подводные лодки с потерей семи самолетов из дюжины человек. [24] Следующей была операция «Робинзон» , рейд Ле-Крёзо 17 октября 1942 года, когда 94 «Ланкастера» во главе с командиром звена Леонардом Сли из 49-й эскадрильи совершили в сумерках атаку на комплекс боеприпасов Шнайдер-Крезо в Бургундии , проникнув на высоту верхушек деревьев с Бискайский залив и возвращение в Англию в темноте, потеряв всего один самолет. Пилот-разведчик Тони Хилл, фотографии которого так много сделали для понимания британцами радаров противника, был сбит 21 октября при попытке сфотографировать Ле Крезо после удара. Немцы извлекли его живым из-под обломков «Спитфайра», и Р. В. Джонс, узнав об этом от французского Сопротивления , начал организовывать спасательную операцию специальными агентами; но Хилл скончался от полученных травм до того, как его удалось привести в исполнение. [25]

Кокрейн, принявший командование 5-й группой у Коритона в феврале 1943 года, вскоре руководил операцией «Кастиз» — рейдом на плотины 16/17 мая, для которого Харрис приказал создать специальную эскадрилью — 617-ю эскадрилью . Успешная часть этой операции – атаки на плотины Мёне и Эдер – контролировалась по УКВ радиостанции командиром звена Гаем Гибсоном . Кокрейн решил использовать тот же метод во Фридрихсхафене и назначил Леонарда Сли, к тому времени капитана группы , возглавить рейд, а командира звена Косме Локвуда Гомма из 467-й эскадрильи RAAF . его заместителем — [26] Хотя Косме Гомм номинально возглавлял австралийское подразделение, он приехал из Бразилии (его родители жили в Сан-Паулу ), и только двое из его команды были австралийцами. [27]

Бомбардировка времени и расстояния

[ редактировать ]

Харрис решил, что операцию «Воинственность» не следует оставлять на усмотрение только 5-й группы и что цель должна быть отмечена небольшим отрядом «Патфайндеров Ланкастеров» из вице-маршала авиации Дона Беннета восьмой группы . Это привело к трениям между Кокрейном и Беннеттом. Историк Энтони Верье, который брал интервью у обоих мужчин в 1960-х годах, писал, что «у двух командиров группировки произошел спор – гражданский, но, тем не менее, спор – по поводу осуществления атаки на Фридрихсхафен». [28] Кокрейн хотел использовать новую технику, которая его интересовала, известную как бомбардировка времени и расстояния. Для этого экипажам требовалось определить три ориентира, лежащие по прямой линии на подбеге к цели. Между первыми двумя ориентирами самолет совершил замеренный пробег, чтобы определить истинную путевую скорость и снос ветра. Затем штурман рассчитал время и курс от третьего ориентира к месту сброса бомбы. Бомбы были сброшены вслепую. [29] В принципе, никакой маркировки не требовалось. Это решило проблему, связанную с точностью маркировки Pathfinder за пределами дальности гобоя, а также с проблемой, заключающейся в том, что даже если маркеры были на цели, пыль и дым от бомбардировки основными силами могли их скрыть. [30] На подходе к Фридрихсхафену ориентирами будут черты берега Боденского озера , которые должны быть достаточно отчетливы в лунную ночь.

Поскольку Харрис не давал 5-й группе свободы действий, Кокрейн и Беннетт пошли на компромисс. Отобранные экипажи «Следопытов» отмечали цель и повторно отмечали ее на протяжении всей атаки. Экипажи основных сил Кокрейна будут бомбить маркеры до тех пор, пока диспетчер рейда не решит, что маркеры находятся вне цели или скрыты, и в этом случае будет использоваться бомбардировка времени и расстояния. [31] Операция теперь была «готова» к следующему лунному периоду, до которого осталось несколько дней. Утром в среду, 16 июня, четыре экипажа «Патфайндеров» из 97-й эскадрильи (Стрейтс-Сетлментс) на базе ВВС Великобритании в Борне , Кембриджшир , получили задание «взять недельный комплект и вылететь в Скамптон сразу после обеда». Когда один пилот спросил, почему, его командир звена ответил: «Я не знаю». ты получишь весь ген ». Когда доберешься туда, [32]

Эта эскадрилья, которую Гай Гибсон считал лучшей в бомбардировочном командовании, [33] принимал участие как в рейдах на Аугсбург, так и на Ле-Крёзо и перешел в «Следопыты» из 5-й группы только в апреле. [34] Летом 1942 года капитан группы Сли совершил несколько рейсов с эскадрильей. [31] Четырьмя пилотами, чьи экипажи были выбраны для Bellicose, были командир эскадрильи EE «Род» Родли DFC, лейтенант полета JHJ «Джонни» Соваж DFC, пилот-офицер DI «Джона» Джонс и пилот-офицер Дж. Ф. «Джимми» Манро RCAF. Родли находился в своем втором туре с эскадрильей и участвовал в рейде на Аугсбург. Соваж, французский волонтер с Сейшельских островов , также обладал большим опытом: в предыдущем туре он летал на Хэндли Пейдж Хэмпденс в составе 44-й эскадрильи. [35] Джонс и Манро были в своем первом туре, но Манро выполнил 28 операций, и недавно он и Джонс были рекомендованы к Кресту за выдающиеся заслуги перед полетами в знак признания их навыков и упорства. [36]

На аэродроме 5-й группы в Королевских ВВС Скемптон , Линкольншир, Сли провел предварительный инструктаж для «Следопытов». Он не рассказал им о природе цели, а лишь сказал, что она имела особую важность, что она размещалась в сарае для дирижаблей во Фридрихсхафене и что ее размеры составляли всего 350 на 150 ярдов. (Это включало бы внешние области, где Клод Уэйвелл определил штабели деталей.) «Следопыты» должны были маркировать отряд из 56 экипажей Ланкастеров, выбранных из 5 эскадрилий Группы, и эта работа требовала точности «высшего порядка». Тактика маркировки будет оставлена ​​на усмотрение самих капитанов Следопытов. Родли вспоминал: «Мы решили, что лучший способ решить эту задачу — найти ориентир на Боденском озере, который мы сможем найти в ночных условиях, и совершить запланированный пробег через озеро, чтобы найти навесы для дирижаблей». [31]

Было решено, что Джонс и Манро должны стремиться прибыть на одну минуту раньше остальных и на большую высоту. Выйдя на берег во Фридрихсхафене, они начнут сбрасывать сигнальные ракеты. Родли и Соваж, следуя за ними, выявляли сарай для дирижаблей при помощи фонаря и отмечали его бомбами-индикаторами цели. Родли напомнил, что TI должны были быть «чередующимися красными и зелеными, и когда мы получим один из них на крыше сараев, мы передадим Главным силам команду бомбить красный или зеленый, в зависимости от обстоятельств». [31] На самом деле колл сделали Сли или Гомм.

Чтобы избежать обнаружения на пути к цели, необходимо было летать на малой высоте, поэтому экипажи «Патфайндеров» той ночью и следующей провели учения по пересеченной местности на малых высотах, посетив гигантские ангары для дирижаблей в ВВС Великобритании в Кардингтоне , Бедфордшир . В ночь на 18 июня была проведена генеральная репетиция, во время которой «Следопыты» осветили и обозначили цель на полигоне ВВС Великобритании Уэйнфлит на побережье Линкольншира для сил 5-й группы. В свободное от полетов время экипажи находились в лагере, и им запрещалось пользоваться телефоном. [37]

Утром 19 июня капитан группы Сли провел полный инструктаж для экипажей 25 Pathfinder и 5 групп, базировавшихся в Скамптоне. Экипажи теперь узнали почти весь план, включая неожиданный полет в Северную Африку и назначение второй, еще не раскрытой цели для обратного полета. Некоторым экипажам удалось вытащить из магазинов тропическую экипировку: пробковые шлемы , пустынные ботинки , рубашки и шорты цвета хаки. Позже в тот вечер во Фридрихсхафене прогнозировали неподходящую погоду, поэтому операцию отложили на 24 часа. [38] Однако 290 «Галифаксов», «Стирлингов» и «Ланкастеров» 3-й, 4-й, 6-й и 8-й групп совершили еще одну атаку на завод Шнейдера в Ле-Крёзо. Вместо TI «Следопыты» сбросили большое количество сигнальных ракет. Основные силы должны были идентифицировать цель визуально, но экипажам было трудно что-либо увидеть сквозь ослепление и дым от такого количества сигнальных ракет. Пятая часть бомбовых нагрузок попала на завод Шнайдера, но серьезно пострадали и жилые районы. [39]

Боденское озеро

[ редактировать ]

На северо-западной оконечности Боденское озеро разделено на две части десятимильной косой с немецким городом Констанц на оконечности, что обеспечивает хорошее расположение точки зрения. [40] От Констанца Фридрихсхафен находится в 15 милях к востоку от воды; он расположен в бухте, и через 8 миль траектория бомбардировщиков приведет их прямо к ближайшему мысу залива. На расстоянии 12,5 миль, менее чем в минуте от цели, бомбардировщики пересекут восточный берег под небольшим углом. [41] Эти же три ориентира будут служить для бомбардировки времени и расстояния основными силами.

Исходящий

[ редактировать ]

В воскресенье, 20 июня, бомбардировочное командование приказало Белликозе двигаться вперед. Взлет был произведен в обычном радиомолчании с 21.45. Pathfinder Lancasters были загружены на 2000 фунтов сверх нынешнего общего предела в 63 000 фунтов, с полной загрузкой топлива в 2154 галлона, а также маслом, экипажем, пулеметными боеприпасами, сигнальными ракетами, TI и взрывчатыми веществами. На случай, если кого-нибудь сбьют, каждый «Патфайндер» нес шесть 250-фунтовых TI — три красных, три зеленых, шестнадцать сигнальных ракет и восемь 500-фунтовых бомб. [42] Фактор перегрузки вызывал особую озабоченность, поскольку в Скамптоне все еще были взлетно-посадочные полосы с неровным травяным покрытием. [43] Однако все бомбардировщики без проблем преодолели изгородь и поднялись сквозь вечерний туман. Экипажи могли видеть, как «Ланкастеры» вылезали из других баз 5-й группы, чтобы присоединиться к рассыпчатому строю. Войска направились к западу от Лондона и повернули на юг через Рединг , Беркшир , к мысу Селси Билл на побережье Сассекса , все время поднимаясь так высоко, как только могли, чтобы учесть зенитную оборону удерживаемой противником Нормандии . В Селси Билле они сделали круг, чтобы дать свету погаснуть, прежде чем пересечь Ла-Манш . [38]

Они взяли курс на пояс гроз . Это представляло опасность, но только один самолет столкнулся с серьезной проблемой, и это был главный бомбардировщик. В настоящее время Леонард Сли был командиром станции в Королевских ВВС Данхолм-Лодж и технически не был действующим пилотом, поэтому он ехал в качестве «второго манипулятора» в кресле бортинженера на борту 49-й эскадрильи «Ланкастер». Шкипером был Джерри Фок, который позже стал командиром звена 617-й эскадрильи. [44] Пересекая вражеское побережье вслепую, в густых грозовых облаках на высоте 19 000 футов, Фоук только начал терять высоту, чтобы попасть под шторм, когда «Ланкастер» был атакован зенитной артиллерией, предсказанной радаром. Штурман, чьи радиосредства вышли из строя из-за помех шторма, сказал, что не уверен, где они находятся. Это мог быть Кан или хорошо защищенная база электролодок в Гавре . На борту для наблюдения за зенитной обороной Фридрихсхафена находился офицер связи зенитной артиллерии 5-й армейской группы майор Маллок. четыре четырехорудийные батареи тяжелых 88-х самолетов По его оценкам , по этому самолету вели огонь . Джерри Фоук предпринимал действия по уклонению, поворачиваясь на 30 градусов в каждую сторону каждые восемь секунд, одновременно перемещаясь вверх и вниз на 1000 футов, и все это по приборам. Бомбардировщик прошёл. [45] Джимми Манро из 97-й эскадрильи, погибший на пути к нужной точке входа, высококлассному морскому курорту Кабуру («Бальбек» в романах Марселя Пруста ), между Каном и Гавром, вызвал легкий зенитный огонь, но это было вне зоны действия. [46]

Войска повернули на юго-восток, спустившись на высоту 10 000 футов к тому времени, когда они достигли Орлеана . Худшая погода осталась позади, и они повернули на восток, чтобы совершить длинный прямой путь в Германию, продолжая спускаться до высоты 3000 футов или ниже. [47] Хотя немецкий радарный пояс простирался через восточную Францию ​​до границы со Швейцарией, [48] полет на экстремально низкой высоте не считался необходимым или целесообразным. Возвышенная местность ограничивала радиолокационное покрытие противника, а тяжело нагруженным, медленно набирающим высоту бомбардировщикам требовалась достаточная высота, чтобы пересечь южный край горного хребта Вогезы прямо перед Рейном .

Недалеко от Вогезов, в 45 минутах от цели, двигатель № 2 Фоука, расположенный внутри левого борта, начал выбрасывать искры. Возможно, он был поврежден зенитной артиллерией. Фоук выключил его и раскрыл винт. [49] В самолете «Патфайндер» Дуга Джонса наводчик бомбы летный офицер Том Ходкинсон, лежа в носу, вызвал Рейн, и, когда отряд переправился через реку в Германию, к северу от Базеля , Джонс начал набирать высоту для атаки. [50] Маршрут проходил вокруг северной границы нейтральной Швейцарии в направлении Фридрихсхафена. Фоук раскрыл свой винт № 2, чтобы включить двигатель, потому что левый внутренний привод приводил в действие компьютер бомбового прицела Lancaster Mark XIV , но затем двигатель загорелся. Фоук сбросил бомбовую нагрузку и нырнул на правый борт, в воздушное пространство Швейцарии, чтобы экипаж мог спастись в случае необходимости, но система огнетушителя Гравинера потушила огонь, и Фоук возобновил курс на цель. Однако капитан группы Сли нарушил радиомолчание и приказал Гомму принять командование на себя. [51]

Джимми Манро видел, как швейцарцы осветили несколько прожекторов и выпустили несколько предупредительных зенитных снарядов, вероятно, из-за вторжения главного бомбардировщика. Манро продолжал идти, его нацелили на мыс Констанц, и он сделал круг, чтобы выиграть время. В час «Ч» минус четыре минуты он отправился через озеро во Фридрихсхафен. [40]

Бомбардировка

[ редактировать ]

В городе оставалось темно. Немецкие зенитные и прожекторные расчеты были дисциплинированы и не нарушали затемнение самолетов, которые могли просто пройти мимо. Когда «Ланкастер» Манро приземлился на восточном берегу на высоте 12 000 футов, бомбардировщик сержант Эрик Сусвейн нажал кнопку, чтобы начать выпуск первой партии из восьми больших разведывательных ракет. Спустя несколько мгновений слева от самолета Дуга Джонса появилась еще одна цепочка сигнальных ракет. Не видя друг друга с момента выхода из Канала, оба экипажа «Иллюминаторов» прибыли точно вовремя и к цели, почти в строю. [52] Род Родли, отставший на минуту и ​​немного ниже, нацелил свой самолет так, чтобы он пролетел между двумя сигнальными полосами. Здания Фридрихсхафена показались в свете, и бомбардировщик Родли, сержант Рэй, заметил сарай для дирижаблей. [52]

По разведывательным фотографиям и отчетам пилотов майор Маллок подсчитал, что Фридрихсхафен защищали 16–20 тяжелых и 18–20 легких зенитных орудий и 25 прожекторов, и все это в радиусе 6–8 миль от цели. [53] Харрис считал эту защиту «сравнительно легкой». [18] Когда были заложены сигнальные ракеты, сигнализирующие о неизбежной атаке, орудия и прожекторы ожили и открыли огонь по «Следопытам». Прогнозируемый разрыв зенитной артиллерийской установки был так близко к самолету Манро, что экипаж услышал стук осколков снаряда по легкосплавной обшивке. Когда таймер выпустил последнюю сигнальную ракету Манро, один прожектор, а затем, возможно, еще дюжина, нацелились на «Ланкастер». Манро сделал серию ныряющих разворотов, чтобы спастись, и в темноте выровнялся на высоте 2000 футов. Это было примерно на высоте 700 футов над местной местностью. [54]

Приближающиеся бомбардировщики основных сил находились на высоте от 5000 до 10 000 футов. Сли решил, что это слишком низко, учитывая силу реакции противника, и приказал Гомму приказать всем силам подняться на 5000 футов выше. [55] Нагруженному «Ланкастеру» при нормальной скорости набора высоты, 2650 об/мин и наддуве +7 фунтов на квадратный дюйм, чтобы сделать это, потребуется 30 миль. [56] поэтому ближайшим экипажам, уже разворачивающимся для запуска бомбы над озером, придется использовать максимальную скороподъемность - 2850 +9.

Родли и Соваж проигнорировали приказ: они уже были над Фридрихсхафеном, Родли на высоте 10 500 футов, Соваж на высоте 9 000 футов. Родли был занят запуском бомбы, настолько увлеченный инструкциями Рэй, что почти не замечал разрывов зенитных орудий вокруг него, за исключением случаев, когда это компенсировало удары. Когда Рэй отпустила его, зеленый TI все еще находился далеко от цели, чтобы позволить бомбе двигаться вперед, свечи красного маркера, которые могли исходить только от самолета Соважа, упали на крышу навеса для дирижаблей и упали за борт. Родли вспоминал: «В то время я думал, что лучше этого и не сделаешь». [57] Гомм, однако, думал, что красный находился в полутора милях к востоку от цели. Неизвестно, как он или Следопыты могли принять огромный сарай для дирижаблей за какое-либо другое сооружение в этом районе. Несколько мгновений спустя зеленый TI Родли пронесся над городом (служащий книги учета 97-й эскадрильи ошибочно записал его как красный), и Гомм подумал, что он находился в 400 ярдах к востоку от цели, более чем в миле от красного цвета Соважа, хотя Родли думал, что он стремился к тому же, что и Sauvage. Самолет Гомма теперь сбросил сигнальные ракеты и зеленый TI, который, по утверждению Гомма, попал в цель; он сказал, что Следопыты попросили разрешения поддержать это, и оно было получено. Он сообщил, что приказал основным силам «бомбить визуально», подразумевая, что они должны были сами идентифицировать цель, как в Ле-Крёзо, несмотря на то, что, по его утверждению, освещение ракеты было недостаточным, а лунный свет был затемнен тонкой пеленой облаков. высоко, но, возможно, он имел в виду, что приказал экипажам бомбить его зеленый. Вдобавок к всеобщему замешательству, часы Гомма, похоже, были переведены на час раньше, чем у всех остальных, или же он неправильно запомнил время при разборе полетов. Гомм сказал, что время было около 02.40, но команда Сли и швейцарцы, наблюдавшие за озером, показали время в 01.40. Британское летнее время и западноевропейское летнее время совпадают. [58]

Основные силы начали бомбить, «Следопыты» кружили над озером, чтобы повторно осветить и отметить цель. Манро пришлось пролететь длинный круг, чтобы восстановить потерянную высоту, и он сделал еще только один заход, на этот раз выпустив свои восемь фугасных 500-фунтовых орудий, а также сигнальные ракеты. Сусвейн нацелил бомбы на зеленый TI, сброшенный Родли, Соважем или Гоммом, и с удовлетворением увидел, что они попали в цель. Прожекторы снова нашли бомбардировщик, и Манро уклонился, пикируя. [59] Джонс сделал еще четыре пробега. На одном из них, под наблюдением швейцарцев с воды, он был обстрелян прожекторами и совершил неглубокое пикирование на почти максимальной скорости (указанные 360 миль в час), быстрее, чем могли уследить прожекторные бригады. Теперь, ниже маркерного самолета, ему пришлось отказаться от еще одного захода, потому что на этой высоте ударные волны от бомб основных сил, особенно от «печенья» весом 4000 фунтов, не позволяли удерживать «Ланкастер» в устойчивом положении. Самолет Соважа был подбит зенитной артиллерией во время четвертого захода и получил гидравлические повреждения: одна из опор шасси частично упала. [60]

Находившиеся на орбите «Следопыты» привлекли большую часть внимания защитников, и основные силы остались почти невредимыми, за исключением единственного экипажа 619-й эскадрильи, чей наводчик бомбы был убит осколком зенитной артиллерии. [61] Хотя «Следопыты» продолжали производить повторную маркировку, Гомм призвал оставшиеся экипажи основных сил использовать бомбометание времени и расстояния, поскольку пыль скрыла маркеры. Родли также считал, что к этому времени бомбардировки стали «дикими». Гомм думал, что приказ о времени и расстоянии был отдан в 02.47; все остальные думали, что это было на час раньше. [62] Наблюдатели на швейцарском берегу Боденского озера, которые видели восходящую струю прожекторов и зенитных снарядов, падающие сигнальные ракеты и TI, вспышки ударов бомб и яркие пожары, сообщали о «концентрированной атаке по выбранной цели». примерно до 2.00 ночи. Дома на южном берегу озера в десяти милях от него сотряслись от взрывов. [63]

Последние бомбы упали в 01:58, и Сли через 13 минут после прибытия объявил, что атака завершена и всем экипажам следует покинуть район цели. К настоящему времени остались только главные бомбардировщики и «Следопыты». Они повернули на юго-восток после того, как основные силы пересекли Центрально-Восточные Альпы Австрии, заснеженные горы казались голубыми в лунном свете. Чтобы преодолеть вершины, нужно было подняться на высоту 14 000 футов за 60 миль. Джерри Фоку, пилоту Сли, пришлось проделать это на трех двигателях с большим запасом топлива на борту, чего не было в руководстве. [64] Пройдя границу швейцарской территории, бомбардировщики направились на юго-запад к итальянским озерам. Немецкие аэродромы ночных истребителей и наземные радиолокационные станции были в основном сосредоточены на оборонительной линии, проходящей через северо-восток Франции, Нидерланды, северо-запад Германии и Данию. [65] Когда поступило сообщение о налете британских ВВС во Фридрихсхафене, на расстоянии 300–400 миль (480–640 км), диспетчер Люфтваффе решил направить свои истребители на базы Флоренн , недалеко от Шарлеруа , и Жювинкур, недалеко от Реймса , чтобы поймать бомбардировщики на его возвращение. [66] Это был логичный образ действий; но пока истребители кружили и ждали, израсходовав топливо, бомбардировщики были уже более чем на полпути к Африке.

переход через Средиземное море

[ редактировать ]

Над Апеннинами , затем над Итальянской Ривьерой и Средиземным морем силы Ланкастера держали свободный строй для защиты при восходе солнца. (2-й полк ночных истребителей) Люфтваффе Итальянские истребители представляли собой возможную угрозу, а Nachtjagdgeschwader 2 базировался в Италии, но бомбардировщики снова снизились на малую высоту и, казалось, остались незамеченными. [67] У итальянского побережья Джонни Соваж и его команда увидели прямо перед собой «Ланкастер» Рода Родли, охваченный внезапным красным огненным шаром. Бортинженер Родли, сержант Даффи, проверил смотровой люк и сообщил, что пожар произошел в бомбоотсеке. Родли понял, что ярко-красное свечение было свечением красного «ТИ». Бомбардировщик нес TI, который наводчик бомбы взорвал на панели переключения, но не уронил, а когда «Ланкастер» снизился, барометрический взрыватель оторвал хвост бомбы и выбросил пиротехнические свечи в бомбоотсек. Родли открыл бомболюки, и команда Соважа увидела, как огненный шар упал в море. Но взрыв повредил гидролинии: Родли не смог как следует закрыть бомболюки, и створки поникли. [68]

Белый дом

[ редактировать ]

Над побережьем Северной Африки стоял туман, и американские диспетчеры на аэродроме Блида отказались пропустить бомбардировщики. Все силы кружили над Maison Blanche, где видимость была лучше. Они находились в воздухе уже десять часов, и, несмотря на медленный полет на минимальных настройках мощности со времен Италии, у них было последнее топливо: большая часть полета проходила на малой высоте в теплом воздухе, что увеличило мощность Rolls-Royce Merlin. расход топлива двигателей. Трудно было представить, как при обычных процедурах их всех можно было приземлить вовремя. с радиооборудованием Офицер управления полетами США подъехал на джипе Willys MB к концу взлетно-посадочной полосы, начал стрелять сигнальными ракетами из пистолета Вери , чтобы все могли видеть, где приземлиться, и передал по рации: «Ну, ладно, ребята, все приходите». Займите позиции и прибудьте так быстро, как только сможете. Пилот-офицер Артур Спенсер, штурман Джимми Манро, вспомнил, как американец добавил: «Побеждает тот, кто первым доберется до базы!» Род Родли вспоминал: «Однажды я видел, как один самолет свернул в конце взлетно-посадочной полосы, один самолет находился примерно на трех четвертях пути по взлетно-посадочной полосе и один зашел на финишную прямую. Думаю, за десять минут мы сбили около пятидесяти самолетов! [69]

Манро благополучно приземлился в 07.45, сразу после Дуга Джонса. Капитан группы Сли на самолете Джерри Фока приземлился в 07.52, Род Родли последовал за ним в 07.55. Джонни Соважу, сообщившему о повреждении шасси, было приказано ждать до последнего на случай, если он заблокирует взлетно-посадочную полосу. В 08.04, когда топливо закончилось, он крикнул: «Мы приходим!» Он приземлился на своем единственном исправном колесе, но, когда вес бомбардировщика успокоился, другая опора шасси рухнула, и «Ланкастер» на скорости вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и развернулся, поднимая облака пустынной пыли, пока не остановился. Экипаж выбрался невредимым, но бомбардировщик списали. [70] Следующие несколько дней экипажи провели в Maison Blanche. Американцы посоветовали мужчинам без тропического снаряжения не покидать базу, несмотря на соблазн магазинов, торгующих фруктами и вином, которых нет в Британии во время войны. Радист Соважа, сержант Эдди Уилер, проигнорировал эту инструкцию и был ненадолго задержан алжирской полицией, которая посчитала, что его синяя форма Королевских ВВС выглядит немецкой. У самого Соважа была тропическая экипировка, но у него не было времени прикрепить значки званий, и когда он вошел в офицерскую столовую США пообедать, один из американцев обвинил его в том, что он не офицер. Соваж с французским акцентом, который сделал его столь популярным среди девушек в пабах Кембриджа, угостил американца демонстрацией разговорных английских ругательств, которые осмелился бы использовать только офицер, и не столкнулся с дальнейшими проблемами. [71]

Рейд в Специи

[ редактировать ]

23 июня экипажи 52 исправных «Ланкастеров» были проинструктированы о возвращении в Англию с атакой в ​​сумерках Ла Специи по пути. Экипажи Родли и Соважа останутся до тех пор, пока «Ланкастер» Родли не будет достаточно отремонтирован, чтобы отвезти команду Соважа домой через Гибралтар . Нескольким экипажам основных сил и главным бомбардировщикам также пришлось ждать ремонта. Манро и Джонсу было поручено осветить и обозначить Ла Специю своими сигнальными ракетами и запасными TI; их «Ланкастеры» также были вооружены восемью 500-фунтовыми фугасными бомбами и шестью 500-фунтовыми зажигательными контейнерами каждый. Манро вылетел в 19.40, чтобы начать атаку, Джонс - в 19.55, чтобы продолжить атаку. Небо над Специей было безоблачным, но стояла дымка, и итальянцы словно поставили дымовую завесу . Хотя ударов бомб не было видно, оба экипажа «Патфайндер» сообщили об очень сильном взрыве на земле, возможно, взорвавшемся резервуаре для хранения нефти, в 23.45. Бомбардировщики снова снизились на малую высоту над Францией, и немецким ночным истребителям снова не удалось их перехватить. Потерь не было; Джонс достиг Скамптона в 04.09, Манро - в 04.12, при этом все пятые бомбардировщики группы благополучно приземлились. Два экипажа «Следопытов» были встречены и допрошены старшими офицерами в Скамптоне, поспали несколько часов и позже в тот же день вылетели домой в Борн. [72]

Последствия

[ редактировать ]

На следующий день после атаки Mosquito сфотографировал цель для Медменхэма, чтобы оценить ущерб. На снимках было видно, что крыша огромного сарая для дирижаблей осталась неповрежденной, но половина северной стены была взорвана, а завод по производству радиолокационных антенн внутри, вероятно, был серьезно поврежден. Два близлежащих завода, производивших танковые двигатели и коробки передач, также серьезно пострадали. Рейд увенчался частичным успехом. Позже, с помощью фотографий бомбардировки, было установлено, что только 9 процентов бомбовых нагрузок поразили небольшую цель. Хотя 5-я группа пыталась заявить, что маркировка «Следопытов» была отключена, «Следопыты» отметили, что удары вне цели были в основном на северо-востоке. Ветер дул с юго-запада, и приказ Сли основным силам подняться еще на 5000 футов поднял бомбардировщики в сторону более сильного ветра. У большинства экипажей не было времени оценить новый снос, и их бомбовые прицелы были установлены неправильно; 5 Group утверждала, что экипажи, использующие время и расстояние, бомбили более точно, но более поздний опыт применения этой техники показал, что погрешность была слишком велика для такой маленькой цели. Бомбардировка была сосредоточена в промышленной зоне, и потери во Фридрихсхафене были относительно небольшими: погибло 44 человека. [73]

Украшения

[ редактировать ]

14 июля были опубликованы DFC, уже рекомендованные для Джонса и Манро. 17 августа Родли и Соваж были награждены коллегией адвокатов DFC за свои действия во Фридрихсхафене. Эрик Сусвейн был награжден медалью «За выдающиеся полеты» , а затем вступил в строй. Родли и Соваж будут награждены орденом «За выдающиеся заслуги» по завершении осенних туров Pathfinder. Джон Даффи будет награжден DFM, в его награде, в частности, упоминаются его быстрые действия, когда TI взорвался на борту бомбардировщика Родли. [74]

  1. ^ Jump up to: а б с д «Дневник кампании» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Британская Корона. Архивировано из оригинала 17 августа 2008 года . Проверено 30 апреля 2008 г.
  2. ^ Ирвинг, Дэвид (1964). Кобылье гнездо . Лондон: Уильям Кимбер и компания, стр. 65, 81.
  3. ^ Миддлбрук, Мартин (1982). Рейд на Пенемюнде: ночь с 17 на 18 августа 1943 года . Нью-Йорк: Боббс-Меррилл. п. 50.
  4. ^ Этерингтон, Эндрю. «24 июня 1943 года» . Вторая мировая война – ежедневный отчет . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 4 марта 2008 г.
  5. ^ Уилкинсон 1991, стр. 18–19. http://www.bodensee-airport.eu/en/the-company/flughafen-friedrichshafen-gmbh/portrait/history.php
  6. ^ Sharp & Bowyer 1995, стр. 127–130.
  7. ^ Миллар 1974, стр. 140–141, 145.
  8. ^ Даунинг 2011, с. 260.
  9. ^ Джонс 1978, с. 227 и пластины 13b и 13c; Миллар 1974, с. 147.
  10. ^ Миллар 1974, стр. 13, 146–147, 167–181.
  11. ^ Миллар 1974, стр. 141–143; Джонс 1978, стр. 264–279.
  12. ^ Прайс 1973, стр. 19, 25, 29; Джонс 1978, там же.
  13. ^ Джонс 1978, с. 230; Миллар 1974, с. 41; Даунинг 2011, стр. 260–261.
  14. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 363–364.
  15. ^ Прайс 1973, стр. 39–40.
  16. ^ Прайс 1973, с. 40; Харрис 2005, стр. 166–167.
  17. Харрис — лорду Тренчарду, 14 апреля 1943 г., цитируется по Probert 2006, p. 257.
  18. ^ Jump up to: а б с Харрис 2005, с. 165.
  19. ^ Проберт 2006, стр. 256–357.
  20. ^ Харрис 2005, с. 166.
  21. ^ Харрис 2005, там же; Миддлбрук и Эверитт 2000, с. 417.
  22. ^ Проберт 2006, с. 86.
  23. ^ Проберт 2006, с. 131.
  24. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 258.
  25. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 317; Миллар 1974, с. 147.
  26. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 399.
  27. ^ Чорли том. iv 1996, с. 269.
  28. ^ Верье 1974, стр. 225–226.
  29. ^ Миддлбрук 2006, стр. 50–51, 58.
  30. ^ Верье 1974, с. 227.
  31. ^ Jump up to: а б с д Гибка 2006, с. 60.
  32. ^ Гибка 2006, там же.
  33. ^ Гибсон 2003, стр. 181–182.
  34. ^ Гибка 2006, с. 47.
  35. ^ Бендинг 2006, стр. 20–24, 48–49.
  36. ^ Гибка 2006, стр. 65, 90.
  37. ^ Гибка 2006, стр. 60–61.
  38. ^ Jump up to: а б Гибка 2006, с. 61.
  39. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 398–399.
  40. ^ Jump up to: а б Гибка 2006, стр. 62, 89.
  41. ^ Атлас мира «Таймс», краткое издание, Лондон, 1994, стр. 41.
  42. ^ Гибка 2006, с. 61; Холмс 2002, с. 79; http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html
  43. ^ Боуман 2014, стр. 54–55.
  44. ^ Джейкобс 2017, стр. 98–99; Брикхилл 1983, с. 215.
  45. ^ Джейкобс 2017, там же; Боуман 2014, с. 56.
  46. ^ Гибка 2006, с. 89.
  47. ^ Боуман 2014, с. 55; Гибка 2006, стр. 61, 89.
  48. ^ Джонс 1978, карта, стр.278.
  49. ^ Боуман 2014, с. 56; Джейкобс 2017, стр. 99–100.
  50. ^ Боуман 2014, с. 55.
  51. ^ Боуман 2014, с. 56; Джейкобс 2017, там же.
  52. ^ Jump up to: а б Гибка 2006, стр. 89–90.
  53. ^ Боуман 2014, с. 56.
  54. ^ Гибка 2006, стр. 62, 90.
  55. ^ Миддлбрук и Эверитт 2000, стр. 399; Гибка 2006, с. 62; Боуман 2014, с. 56.
  56. ^ Министерство авиации, 1944 г., график, стр. 31.
  57. ^ Гибка 2006, с. 62; http://www.97squadronassociation.co.uk.opbellicose.html
  58. ^ Боуман 2014, с. 58; Гибка 2006, с. 66; http://www.bottesfordhistory.org.uk/content/topics/on-the-wings-of-the-morning-by-vincent-holyoak/chapter-11-shuttle-to-friedrichshaven
  59. ^ Гибка 2006, с. 90; http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html
  60. ^ Гибка 2006, стр. 62, 66; Министерство авиации 1944, с. 28; Боуман 2014, с. 58.
  61. ^ Гибка 2006, стр. 62–63.
  62. ^ Гибка 2006, с. 62; Лоуренс 1951, стр. 142–143; http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html ; http://www.bottesfordhistory.org.uk/content/topics/on-the-wings-of-the-morning-by-vincent-holyoak/chapter-11-shuttle-to-friedrichshaven
  63. ^ Гибка 2006, с. 66.
  64. ^ Боуман 2014, с. 57; Министерство авиации 1944, с. 34.
  65. ^ Прайс 1973, стр. 19, 37.
  66. ^ Боуман 2014, с. 58; Миддлбрук и Эверитт 2000, с. 400.
  67. ^ Гибка 2006, с. 62; Миддлбрук 2006, с. 251.
  68. ^ Гибка 2006, с. 63; Прайс 1973, с. 44; Боуман 2014, с. 57.
  69. ^ Гибка 2006, с. 63.
  70. ^ http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html ; Гибка 2006, стр. 63, 90; Боуман 2014, с. 57.
  71. ^ Гибка 2006, стр. 49, 63–64.
  72. ^ Гибка 2006, с. 64; Миддлбрук и Эверитт 2000, с. 401; http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html
  73. ^ Гибка 2006, с. 63; Озеро 2002, с. 65; Миддлбрук, 2006 г., стр. 51, 60; Харрис 2005, стр. 182–183; Миддлбрук и Эверитт 2000, с. 400.
  74. ^ Бендинг 2006, стр. 170, 172, 174, 175–176; http://www.97squadronassociation.co.uk/opbellicose.html

Библиография

[ редактировать ]
  • Министерство авиации, 1944 г. Заметки пилота и бортинженера: Lancaster I, III и X. Лондон, Канцелярия Его Величества. Факсимильное издание в Манчестере, Crecy Publishing. ISBN   978-0859790062
  • Бендинг, Кевин, 2006. Достигните своей цели: история 97-й эскадрильи (Стрейтс-Сетлментс) во Второй мировой войне . Богнор Реджис, Woodfield Publishing. ISBN   978-1903953976
  • Боуман, Мартин В., 2014. Последний из Ланкастеров . Барнсли, Перо и Меч. ISBN   978-1783831746
  • Брикхилл, Пол, 1983. Разрушители плотин . Лондон, Pan Books. (Лондон, братья Эванс, 1951.) ISBN   978-0330376440
  • Чорли, WR (1996). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: 1943 год . Том. IV. Хинкли: издательство Midland Publishing. ISBN  978-0904597905 .
  • Даунинг, Тейлор, 2011. Шпионы в небе: секретная битва за воздушную разведку во время Второй мировой войны . Лондон, Литтл, Браун. ISBN   0349123403
  • Гибсон, Гай, 2003. Впереди вражеский берег – без цензуры . Манчестер, Crecy Publishing. (Лондон, Майкл Джозеф, 1946 г.) ISBN   978-0859791182
  • Харрис, маршал Королевских ВВС сэра Артура, 2005 год. Наступление бомбардировщиков . Барнсли, Перо и Меч. (Лондон, Касселл, 1947 г.) ISBN   1844152103
  • Холмс, Гарри, 2002. Легенда боя: Авро Ланкастер . Шрусбери, издательство Airlife Publishing. ISBN   1840373768
  • Джейкобс, Питер, 2017. Ночная дуэль над Германией: битва бомбардировочного командования над Рейхом во время Второй мировой войны . Барнсли, Перо и Меч. ISBN   978-1783463374
  • Джонс, Р.В., 1978. Самая секретная война: Британская научная разведка, 1939–1945 гг . Лондон, Хэмиш Гамильтон. ISBN   0241897467
  • Лейк, Джон, 2002 г. Ланкастерские эскадрильи, 1942–43 . Оксфорд, издательство Osprey. ISBN   1841763136
  • Лоуренс, штат Вашингтон, 1951 г. Бомбардировочная группа №5 RAF . Лондон, Фабер и Фабер.
  • Миддлбрук, Мартин, 2006 г. Рейд на Пенемюнде: 17–18 августа 1943 г. Барнсли, Перо и Меч. (Лондон, Аллен Лейн, 1982.) ISBN   1844153363
  • Миддлбрук, Мартин; и Крис Эверитт, 2000. Дневники бомбардировочного командования: оперативный справочник 1939–1945 гг . Лестер, издательство Midland Publishing. ISBN   1857800338
  • Миллар, Джордж, 1974. Рейд в Брюневале: горячая точка радиолокационной войны . Лондон, Бодли-Хед.
  • Прайс, Альфред, 1973. Битва за Рейх . Шеппертон, Ян Аллан. ISBN   0711004811
  • Проберт, коммодор авиации Генри, 2006. Бомбардировщик Харрис: его жизнь и времена . Лондон, Greenhill Books. ISBN   1853676918
  • Сирби, Джон, 1988. Вечное оружие: военные мемуары коммодора авиации Джона Сирби, DSO, DFC , изд. Мартин Миддлбрук. Лондон, Уильям Кимбер. ISBN   0718306805
  • Шарп, К. Мартин; и Майкл Дж. Ф. Бойер, 1995. Комар . Манчестер, Crecy Publishing. (Лондон, Faber & Faber, 1967.) ISBN   0947554416
  • Верье, Энтони, 1974. Наступление бомбардировщиков . Лондон, Pan Books. ISBN   0330238647
  • Уилкинсон, Крис, 1991. Супернавесы: архитектура длиннопролетных зданий большого объема . Оксфорд, Архитектура Баттерворта. ISBN   0750612215
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f75633ea678e16d1590eac61a01905bf__1714994880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/bf/f75633ea678e16d1590eac61a01905bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Bellicose - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)