Моторная канонерская лодка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2007 г. ) |
Моторная канонерская лодка (МГБ) — небольшое быстроходное британское военное судно времен Второй мировой войны , имевшее на вооружении смесь орудий, в отличие от физически аналогичного моторного торпедного катера (МТБ), основным наступательным оружием которого были торпеды. . Небольшой размер MGB и их высокая скорость делали их трудными целями для немецких электронных лодок , хотя, как и их противники, они были ограничены плохой погодой, поскольку не обеспечивали достаточно устойчивой платформы для наведения орудий. [ 1 ] Большое количество орудий означало, что команда была относительно большой: на самых больших лодках она насчитывала до тридцати человек.
Описание
[ редактировать ]МГБ были чрезвычайно хорошо вооружены для судов такого размера. Тем не менее первые MGB представляли собой небольшие лодки, основанные на моторных противолодочных катерах длиной 63–70 футов; Позже береговые войска будут считать их «короткими» лодками. В основном они были оснащены одним тяжелым орудием и множеством более легких орудий. Более поздние 71,5-футовые короткие MGB будут иметь два расположения тяжелого вооружения (помпон в носовой части и сдвоенный «Эрликон» в корме), что превосходит современные вражеские лодки большего размера. Выдающейся особенностью большинства коротких MGB была их очень высокая скорость - 36–40 узлов, что позволяло им работать вместе с MTB или вместо них при наступательных операциях.
С июня 1941 года МГБ Fairmile Type «C» начало поступать в состав береговых войск; Эта лодка была основана на более раннем моторном катере типа «А» и была первой из «длинных лодок» длиной 110 футов. Основной особенностью длинных МГБ было то, что они несли два тяжелых орудия, а также множество более легких орудий; 27-узловой тип «C» начал пополнять арсенал береговых войск универсальными и мощными помпонами «Виккерс», а также нес на кормовой эстраде одно из вездесущих 2-фунтовых орудий «Роллс».
В марте 1942 года первый из Fairmile 'D присоединился к силам МГБ, и этот тип стал основным длинным МГБ на оставшуюся часть конфликта. У них было место для еще более тяжелого вооружения, чем у Типа «С», и по мере продолжения войны вес вооружения постепенно увеличивался. Ранние модели имели всего одну механизированную помпонную установку в носовой части, спаренную 20-мм артиллерийскую установку в кормовой части и два сдвоенных пулемета у мостика плюс пулеметы, но чаще размещали 20-мм спаренную установку в середине корабля и добавляли 6-фунтовую пушку QF на корме. К 1945 году MGB 658 имел две механизированные 6-фунтовые пушки QF в турельных позициях A и Y, спаренную 20-мм пушку Oerlikon в турельной позиции X, по одной 20-мм пушке Oerlikon с каждой стороны перед мостиком и две спаренные пушки Oerlikon. Пулеметы .303 Vickers на крыльях мостика. Они также были оснащены дымовой аппаратурой, базовым радаром и глубинными бомбами .
Услуга
[ редактировать ]В первые годы войны МГБ участвовали в боевых действиях по защите судоходства от вражеских торпедных катеров, таких как немецкие E-катера , на южном и восточном побережьях Великобритании, при этом более быстрые «короткие» катера часто осуществляли патрулирование в поисках противника. . Флотилии МГБ (особенно под командованием Роберта Хиченса ) также разработали тактику сопровождения МТБ в их патрулях по Северному морю для нападения на прибрежные суда противника. В этих миссиях роль МГБ заключалась в том, чтобы незаметно сблизиться с противником, а затем атаковать его с неожиданной стороны, привлекая внимание конвоя, в то время как МТБ маневрировали на позиции, невидимые для немцев, чтобы лучше атаковать защищенный конвой. судоходство со своими торпедами.
Скромная скорость более крупного и тяжелого типа «C» по сравнению с короткими лодками привела к тому, что им гораздо чаще приходилось выполнять задачи по обороне и сопровождению конвоев, а также для тайной работы. Последние обязанности часто включали эвакуацию агентов/беглецов союзников из оккупированной Франции, но также включали в себя рейд коммандос «Операция Колесница»: Роберт Райдер использовал MGB типа «C» для командования рейдом на Сен-Назер . Райдер и Уильям Сэвидж , наводчик незащищенной двухфунтовой пушки MGB 314, получили Кресты Виктории за участие в рейде Сэвиджа посмертно.
В Средиземноморье МГБ использовались в атакующих целях для потопления итальянских и немецких судов. Они были сформированы в флотилии, которые часто действовали вместе с моторными торпедными катерами (или американскими ПТ-катерами ). [ 2 ] и помогли перехватить поставки из Италии силам Оси в Северной Африке в 1943 году. После этой кампании они двинулись на север и помогли во вторжении на Сицилию , Сардинию , Корсику и Эльбу . Действуя с островных баз, они патрулировали западное побережье Италии , атакуя небольшие прибрежные корабли и катера до середины 1944 года. По мере постепенного освобождения Италии некоторые флотилии, такие как 56-я, были отправлены вокруг Италии в Адриатику для оказания помощи партизанам на островах у Югославии .
МГБ также участвовали в охране судоходства после дня «Д» .
МГБ не использовали префикс HMS, поскольку это были лодки, а не корабли, и вместо этого использовали префикс «HMMGB» в официальных случаях. Экипажи обычно называли их по номерам.
В 1947 году MGB 2009 был оснащен газовой турбиной Metrovick , став таким образом первым в мире газотурбинной установкой военно-морским кораблем с .
Типы
[ редактировать ]Британские моторные лодки
[ редактировать ]Моторные противолодочные катера (МА/СБ) начала войны, построенные компанией BPB Co., с начала 1941 года переоборудовались в МГБ. В их число входили 63-футовые и 70-футовые типы.
63-футовые MGB (номера 40–45 ) имели стандартное водоизмещение 24 т и приводились в движение двухвальными бензиновыми двигателями Rolls-Royce мощностью 2200 л.с. и максимальной скоростью 40 узлов. Они были перевооружены для роли МГБ с 1 × 20-мм пулеметом Oerlikon в кормовой части (некоторые, возможно, некоторое время носили с собой пушку Rolls, пока не появился Oerlikon), спаренной пулеметной башней на крыше каретной рубки и 2–4 × 0,303-дюймовыми пулеметами. (две сдвоенные установки будут установлены рядом с рулевой рубкой).
70-футовые MGB были нескольких различных оригинальных партий или типов: MGB 6-21 изначально имел 3-вальные бензиновые двигатели Napier мощностью 1650 л.с. и максимальной скоростью 27 узлов, позже были переоборудованы на Packards мощностью 3600 л.с. и 38 узлов, а MGB 46 и MGB 50-67 имели 3-вальные установки Rolls-Royce для мощностью 3300 л.с. и максимальной скоростью 36,7 узла. Все они имели стандартное водоизмещение 28–30 тонн. Индивидуальное вооружение различалось, но большинство лодок имели две спаренные турели пулеметного пулемета рядом с мостиком (некоторые ранние модели имели одинарную спинную башню, как на 63-футовых лодках). В случае бывших французских лодок, таких как MGB 66, эти башни заменяли пару сдвоенная 0,303-дюймовая башня, расположенная рядом на миделе корабля. Более тяжелое артиллерийское вооружение на этих лодках, расположенное в кормовой части, первоначально представляло собой либо 2-фунтовую пушку « Роллс », либо, реже, счетверенную 0,303-дюймовую пулеметную башню Boulton & Paul. Уцелевшие лодки позже были перевооружены на гораздо более эффективные «Эрликоны» в кормовой позиции.
- 71 + 1 ⁄ фута моторная артиллерийская лодка
- BPB построила 34 специально построенных 72-футовых MGB (также называемых 71,5-футовыми). Имея скорость 40 узлов, они несли вперед 2-фунтовую артиллерийскую установку с гидравлическим приводом для поражения других судов, а также спаренную 20-мм артиллерийскую установку на крыше кормовой каюты и два спаренных пулемета калибра 0,303 дюйма (по одному с каждой стороны от рулевой рубки). для дополнительной огневой мощи в надводных действиях, а также защиты от авиации. Некоторые ранние лодки даже имели проектор Холмана прямо на корме. Боковые глубинные бомбы и дымогенераторы на корме завершали разгрузку.
- Построено более сотни судов этого класса, первым присвоены номера МГБ 74-97. [ 3 ] Вторая серия имела номер MGB 107 и далее. После первоначальных 34 MGB последующие суда типа 71,5 футов (в последовательности до 176 и начиная с 502 ) были модифицированного типа, известного канадцам как «Тип G», и предназначались для использования в качестве MTB. Однако некоторые из более ранних лодок серии «Тип G» были оборудованы только «для, но не для» 18-дюймовых торпедных аппаратов, а в остальном вооружены как оригинальный вариант 2-фунтовой МГБ и действовали как канонерские лодки в составе смешанной 29-й моторной дивизии. Флотилия торпедных катеров наряду с версиями МТБ с торпедным вооружением 1944 года.
Кампер и Николсон
[ редактировать ]Все MGB Camper & Nicholson имели композитный корпус.
полностью вооруженному пушками, Классу MGB 502, предшествовал экспериментальный MGB 501 , который представлял собой уникальное судно, адаптированное на основе комбинированной конструкции MA/SB и MTB и построенное в 1942 году как комбинированное MGB и MTB, с 1 × 2-фунтовыми помпонами. , 1 пушка Oerlikon, 2 спаренных 0,5-дюймовых пулемета и 2 21-дюймовых торпедных аппарата.
Класс 502 был немного расширен, но в остальном основан на конструкции 501 . Они отказались от торпедных аппаратов и поставили вооружение: 1 помпон в установке MkXVI, 1 спаренный Oerlikon в установке MkV, 2 спаренных пулемета и 6-фунтовую пушку Гочкиса. Только 502 , 503 и 509 были завершены как МГБ; 504-508 Хоупвелл Гей пройдены как быстрые блокадники Мастер Стэндфаст , Корсар , Гей Викинг , были и Нонсач .
Размеры моторных канонерских лодок Camper и Nicholson (от MGB 502 до MGB 509):
- Длина: 117 футов (36 м)
- Ширина: 20 футов 3 дюйма (6,17 м)
- Осадка: 4 фута 1 дюйм (1,24 м)
- Водоизмещение: 95 тонн.
- Силовая установка: 3 Paxman VRB. дизельных двигателя
- Общая выходная мощность: 3000 л.с.
- Скорость:
- Максимум: 28 узлов (52 км/ч)
- Непрерывная: 25 узлов (46 км/ч)
- Дополнение: 21
- Автономность: 2000 морских миль (4000 км) при скорости 11 узлов (20 км/ч).
MGB 509 был оснащен тремя бензиновыми двигателями Packard с наддувом общей мощностью 4050 л.с. (3020 кВт) и максимальной скоростью 31 узел (27 узлов непрерывно). Позже номер был переименован в MGB 2009 , центральный двигатель был заменен на Metrovick F.2 газотурбинный двигатель в 1947 году.
Элко
[ редактировать ]Elco построила двенадцать MGB длиной 70 футов (21 м) для Королевского флота.
Хиггинс
[ редактировать ]Хиггинс построил 12 MGB по 70 футов (21 м) и 15 MGB по 82 фута (25 м).
Дизайны Fairmile
[ редактировать ]Fairmile Marine производила проекты малых судов для Королевского флота, но большая часть строительства велась на других верфях. имели Моторные артиллерийские лодки Fairmile C длину 110 футов (34 м).
Для обеспечения гибкости следующая конструкция Fairmile D (построено около 200 экземпляров) может быть оснащена как MGB, так и MTB. Они были оснащены Королевским флотом Канады, Королевским флотом и Королевским флотом Норвегии .
Выжившие
[ редактировать ]Единственный полностью отреставрированный и действующий образец МГБ береговых войск Королевского флота, принимавший действительную службу во время Второй мировой войны, - это MGB 81. [ 4 ] Он был построен британской компанией по производству лодок Hythe, спущен на воду в 1942 году и служил при высадке в Нормандии (хотя к этому времени номер был изменен на MTB 416 , поскольку обозначение MGB было в значительной степени отменено RN в конце войны). Сейчас она в Портсмуте. [ 5 ] MGB 81 принадлежит и обслуживается Фондом собственности военно-морской базы Портсмута. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Моторный запуск
- Запуск двигателя защиты гавани
- Моторная канонерская лодка Fairmile C
- Паровой артиллерийский катер
- Моторный торпедный катер
- Береговые войска Королевского флота
- Тип второй, 63 фута HSL
- Роберт Певерелл Хиченс , известный командир флотилии МГБ
- Гай Гамильтон , кинорежиссер, служивший во время войны в МГБ.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Питер (1945). Битва в узких морях: история легких береговых войск в Ла-Манше и Северном море 1939–1945 (изд. Kindle, 2009 г.). Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-035-2 .
- ^ Капитан Роберт Дж. Балкли-младший «Часть VI. Средиземноморье - Торпедная война» на катерах ближнего боя в Отделе истории военно-морских сил ВМС США , Вашингтон: 1962 г.
- ^ MGB-81 - Моторный артиллерийский катер длиной 71½ фута Британская военная команда моторных лодок
- ^ Фонд наследия прибрежных моторных лодок, "MGB81". Архивировано 23 февраля 2018 года в Wayback Machine , Фонд наследия прибрежных моторных лодок . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Национальные исторические корабли Великобритании, «MGB 81» , Национальные исторические корабли Великобритании . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ МГБ 81
Библиография
[ редактировать ]- Моторная канонерская лодка 658 LC Reynolds (Cassell Military в мягкой обложке, Лондон, 2002 г.) ISBN 0-304-36183-6
- Констам, Ангус (2010), Британский моторный канонерский катер 1939–45 , New Vanguard 166, иллюстрировано Тони Брайаном, Osprey, ISBN 9781849080774
- Кемп, Пол Дж (1997), Британские береговые силы Второй мировой войны , публикации ISO, Лондон, ISBN 0-946784-52-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британский фонд военных моторных лодок
- Китовый МГБ
- Фонд наследия прибрежных войск. Архивировано 20 февраля 2020 года в Wayback Machine.
- Официальный отчет о действиях МГБ и МТБ в Средиземноморье в 1943 году , опубликован в 1948 году.
- База данных МТБ/МГБ Бои 1940-1945 гг. Исторический военно-морской архив (немецкий/английский)