Спасательный корабль конвоя
Во время Второй мировой войны назначенные спасательные корабли конвоев сопровождали некоторые атлантические конвои , чтобы спасти выживших с кораблей, подвергшихся нападению. Спасательные корабли обычно представляли собой небольшие грузовые суда с пассажирскими помещениями, переоборудованными для спасательных служб. Это включало расширение камбуза и помещений для хранения продуктов, а также предоставление причалов и санитарных помещений примерно для 150 человек. Подготовка к эксплуатации включала установку спасательных сетей по бортам и замену обычных спасательных шлюпок на шлюпки, пригодные для работы в открытом море. Спасательные корабли обычно включали в себя небольшую операционную для высадившегося на борт военно-морского врача и персонала лазарета . [1]
Услуга
[ редактировать ]большие океанские буксиры или переоборудованные траулеры. Первое специально оборудованное спасательное судно вступило в строй в январе 1941 года. Когда спасательные суда были недоступны, для выполнения спасательных операций иногда выделялись [2]
К концу войны было построено или переоборудовано 30 спасательных судов. Они участвовали в 797 конвоях и спасли 4194 выживших со 119 кораблей. Семь спасательных кораблей было потеряно, шесть - в результате действий противника (три - от подводных лодок и три - от самолетов). [3]
Происхождение
[ редактировать ]В 1940 году адмирал сэр Макс Хортон (впоследствии главнокомандующий Западными подходами идею создания спасательных кораблей ) предложил Адмиралтейству . Идея заключалась в том, чтобы иметь торговые суда, которые будут сопровождать конвои, но не перевозить грузы; вместо этого им предстоит спасать жизни моряков с кораблей, затонувших в результате действий противника. Спасательный корабль должен был занять позицию в хвосте одной из центральных колонн кораблей. [1] С этой позиции он мог наблюдать, как поврежденные корабли падают за кормой конвоя и быстро встречаются для перевозки выживших. Спасательные корабли также смогут оказывать хирургическую или другую помощь по мере необходимости. Это позволит грузовым судам конвоя продолжить свой путь, а эскорту — сосредоточиться на противодействии атакующим подводным лодкам или самолетам . [4]
Спасательный корабль конвоя стал ответом на ранний опыт. Каждому торговому кораблю в составе конвоя была присвоена станция таким образом, чтобы состав конвоя состоял из нескольких колонн по три-пять кораблей. Головные корабли колонн располагались с интервалом в 1000 ярдов (910 м) вдоль линии, перпендикулярной курсу конвоя. Каждый корабль в колонне следовал за кораблем впереди на расстоянии 800 ярдов (730 м). [5] Типичный конвой будет иметь ширину примерно от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль) и длину 3 километра (1,9 мили). План спасения первых конвоев заключался в том, чтобы последний корабль каждой колонны спасал выживших других кораблей этой колонны. [6] Если последний корабль в колонне был подбит, задача спасения ложилась на корабли сопровождения . На практике военные корабли сопровождения выполняли спасательные задачи чаще, чем 25%, предполагаемые случайными попаданиями в колонну из четырех кораблей, поскольку некоторые торговые корабли отказывались покидать защиту строя конвоя, чтобы отступить и оставаться неподвижной целью при спасении выживших. Кроме того, торговые суда не были хорошо приспособлены для маневрирования и подбора выживших, а тем, кто пытался спастись, мешало отсутствие подходящего спасательного оборудования. [4]
Для этой роли Адмиралтейство искало небольшие, быстрые и маневренные суда; он привлек многих представителей прибрежного пассажирского транспорта Clyde Shipping Company . Реквизированные пассажирские суда имели скорость от 11 до 12 узлов, что позволяло им после завершения спасательных операций догнать конвои, шедшие со скоростью 10 узлов. Хотя эти суда не были построены для Атлантики или Арктики , ни одно из них не погибло в результате атлантических штормов; один из них обледенел и затонул у побережья Ньюфаундленда . [3]
Спасательные корабли не были госпитальными кораблями и поэтому являлись законными целями для немецких подводных лодок и бомбардировщиков. Следовательно, Адмиралтейство вооружило их зенитными орудиями для защиты, когда они были отделены от конвоя и уязвимы для атак противника. В дополнение к оборудованию для спасения и лечения выживших, спасательные корабли имели оборудование для высокочастотной радиопеленгации (сокращенно HF/DF и известное как «Хафф-Дафф») для помощи в обнаружении подводных лодок. [1] Положение спасательного корабля в задней части конвоя обеспечивало хорошую триангуляцию в сочетании с HF/DF, установленным на лидере эскорта, обычно патрулирующем впереди конвоя. [1]
Службу спасательных судов организовал капитан-лейтенант Л. Ф. Мартин РНВР , который позже стал соавтором книги, в которой освещаются успехи и проблемы спасательных судов. [7]
Список спасательных кораблей конвоя
[ редактировать ]
Спасательными кораблями были: [3]
- Aboyne GRT 1020 тонн, построен в 1937 году, в спасательной службе с 11 июня 1943 года, ходил в составе 26 конвоев, спас 20 выживших.
- Accrington водоизмещением 1678 тонн, построен в 1910 году, в спасательной службе с 26 июля 1942 года, ходил в составе 36 конвоев, спас 141 выжившего.
- Beachy водоизмещением 1600 тонн, построен в 1936 году, в спасательной службе с января 1941 года, плавал в составе 5 конвоев, потоплен самолетом 11 января 1941 года в составе конвоя HG-49.
- Бери водоизмещением 1686 тонн, построен в 1911 году, на спасательной службе с 27 декабря 1941 года, ходил в составе 48 конвоев, спас 237 выживших.
- Copeland водоизмещением 1526 тонн, построен в 1923 году, в спасательной службе с 29 января 1941 года, ходил в составе 71 конвоя, спас 433 выживших.
- Дьюсбери водоизмещением 1686 тонн, построен в 1910 году, в спасательной службе с 29 сентября 1941 года, ходил в составе 43 конвоев, спас 5 выживших.
- Данди водоизмещением 1541 тонна, построен в 1934 году, в спасательной службе с 8 августа 1943 года, ходил в составе 24 конвоев, спас 11 выживших.
- Eddystone водоизмещением 1500 тонн, построен в 1927 году, в спасательной службе с 11 июня 1943 года, ходил в составе 24 конвоев, спас 64 выживших.
- Империя Карпентер
- Empire Comfort водоизмещением 1333 тонны, переоборудованный класса Castle корвет постройки 1945 года, находится на спасательной службе с 25 февраля 1945 года, плавал в составе 8 конвоев.
- Empire Lifeguard 1333 тонны, переоборудованный класса Castle корвет постройки 1944 года, находится на спасательной службе с 7 марта 1945 года, плавал в составе 6 конвоев.
- Empire Peacemaker 1333 тонны, типа Castle корвет постройки 1945 года, на спасательной службе с 10 февраля 1945 года, плавал в составе 8 конвоев, спас 3 выживших.
- Empire Rest водоизмещением 1327 тонн, типа Castle корвет постройки 1944 года, на спасательной службе с 12 ноября 1944 года, плавал в составе 11 конвоев.
- Empire Shelter водоизмещением 1336 тонн, типа Castle корвет постройки 1945 года, на спасательной службе с 16 апреля 1945 года, плавал в составе 6 конвоев.
- Fastnet водоизмещением 1415 тонн, постройки 1928 года, на спасательной службе с 7 октября 1943 года, ходил в составе 25 конвоев, спас 35 выживших.
- Гудвин водоизмещением 1569 тонн, построен в 1917 году, в спасательной службе с 28 апреля 1943 года, ходил в составе 25 конвоев, спас 133 выживших.
- Готланд водоизмещением 1286 тонн, построен в 1932 году, на спасательной службе с 5 февраля 1942 года, участвовал в плавании 41 конвоя, спас 149 выживших.
- Хонтеструм 1875 тонн, постройки 1921 года, в спасательной службе с 11 января 1941 года, плавал в составе 12 конвоев, спас 86 выживших, [7] выведен из спасательной службы в мае 1941 г.
- «Инанда» , 5985 тонн, постройки 1925 года, один рейс в составе Конвоя ОБ 119. [8]
- Melrose Abbey водоизмещением 1908 тонн, построен в 1929 году, находится в спасательной службе с 11 февраля 1942 года, ходил в составе 46 конвоев (включая Convoy SC 121 ), спас 85 выживших. [9]
- Перт водоизмещением 2258 тонн, построен в 1915 году, на спасательной службе с 5 мая 1941 года, ходил в составе 60 конвоев, спас 455 выживших.
- Pinto водоизмещением 1346 тонн, построен в 1928 году, в спасательной службе с 12 мая 1942 года, плавал в составе 10 конвоев, спас двух выживших, затонул с потерей 16 членов экипажа U-482 8 сентября 1944 года в составе конвоя HX 305.
- Rathlin водоизмещением 1599 тонн, покраска 1936 года , в спасательной службе с 2 октября 1941 года, плавал в составе 47 конвоев, включая Convoy PQ 17 , спас 634 выживших. [10]
- St Clair водоизмещением 1636 тонн, построен в 1937 году, на спасательной службе с 1 июля 1944 года, плавал в составе 14 конвоев.
- St Sunniva водоизмещением 1368 тонн, постройка 1931 года, в спасательной службе с 7 декабря 1942 года, плавал в составе конвоя ON 158 и, вероятно, перевернулся на надводном льду 23 января 1943 года. Из экипажа из 64 человек выживших не осталось.
- Стокпорт 1683 тонны, построен в 1911 году, в спасательной службе с 22 октября 1941 года, плавал в составе 16 конвоев (включая конвой SC 107 ), спас 413 выживших, потоплен U-604 23 февраля 1943 года, когда был приписан к конвою ON 166 . Из экипажа из 63 человек и выживших, ранее спасенных с других кораблей, не осталось выживших. [11]
- Сирийский принц водоизмещением 1989 т, постройки 1936 г., на спасательной службе с 18 ноября 1943 г., плавал в составе 19 конвоев.
- Тьялдур водоизмещением 1130 т, постройки 1916 г., в спасательной службе с 26 октября 1941 г., плавал в составе трех конвоев, выведен из спасательной службы в декабре 1941 г.
- Водоизмещение около 1571 тонны, постройка 1923 г., на спасательной службе с 24 октября 1941 г., ходил в составе 45 конвоев, спас 341 выжившего, [7] потоплен U-402 7 февраля 1943 года в составе конвоя SC 118 . Двое выживших и 54 члена экипажа погибли. [12]
- Walmer Castle , водоизмещение 906 тонн (GRT), построен в 1936 году, находится в спасательной службе с 12 сентября 1941 года, плавал в составе конвоя OG-74 и спас 81 выжившего, прежде чем был потоплен самолетом Focke-Wulf Fw 200 из I/KG 40 21 сентября 1941 года. Одиннадцать членов экипажа и 20 выживших погибли. [13]
- Заафаран водоизмещением 1567 тонн, построен в 1921 году как SS Philomel , в спасательной службе с 23 марта 1941 года, плавал в составе 26 конвоев, спас 220 выживших, затоплен самолетом с потерей одного члена экипажа во время боя у Конвоя PQ 17 5 июля 1942 года. [10]
- Замалек водоизмещением 1565 тонн, построен в 1921 году как SS Halcyon , находится в спасательной службе с 26 февраля 1941 года, плавал в составе 68 конвоев, включая Convoy PQ 17 и Convoy SC 130 , спас 665 выживших. Также участвовал в QP14. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гаага 2000 г. стр.90
- ^ Гаага, 2000, стр.92.
- ^ Jump up to: а б с Гаага 2000 г. стр.91
- ^ Jump up to: а б Гаага, 2000 г., стр. 89 и 90.
- ^ Сет 1962 стр.78
- ^ Гаага, 2000, стр.89.
- ^ Jump up to: а б с Шофилд, Б. (1968). Спасательные корабли . Эдинбург и Лондон: William Blackwood & Sons Ltd., с. 165.
- ^ «Конвой ОБ.119» . Convoyweb. Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Ровер и Хуммельхен 1992 стр.196
- ^ Jump up to: а б с Ирвинг 1968 стр.182
- ^ Ровер и Хуммельхен 1992 стр.194
- ^ Ровер и Хуммельхен 1992 стр.191
- ^ Ровер и Хуммельхен, 1992, стр.86.
Ссылки
[ редактировать ]
- Гаага, Арнольд (1998). Спасательные корабли конвоев 1940–45 . Всемирное корабельное общество. ISBN 0-905617-88-6 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Ирвинг, Дэвид (1968). Уничтожение конвоя PQ-17 . Саймон и Шустер.
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Сет, Рональд (1962). Самая жестокая битва . WW Нортон и компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Медицинские вопросы - Спасательные суда - отчеты медицинских работников спасательных судов конвоев