Jump to content

Авиационный крейсер

Тяжелый авианесущий крейсер Киев , СССР, 1985 год.
HSwMS Готланд

Авиационный крейсер (также известный как авиационный крейсер или крейсер-авианосец ) — военный корабль , сочетающий в себе черты авианосца и надводного военного корабля, такого как крейсер или линкор .

Ранние типы

[ редактировать ]

Первый авианосный крейсер изначально представлял собой экспериментальную концепцию создания многоцелевого военного корабля 1930-х годов. Первые авиационные крейсера обычно были вооружены относительно тяжелой артиллерией, минами и некоторым количеством самолетов, оснащенных поплавками (что делало корабль своего рода тендерным гидросамолетным / истребительным катапультным кораблем ). Ранний авиакрейсер оказался неудачной конструкцией. Быстрое развитие морской авиации в 1930-е годы быстро сделало корабли устаревшими, и их перестраивали, например, в зенитные крейсеры.

Американский проект крейсера с летной палубой 1930 года. [1] был описан как « Brooklyn легкий крейсер класса в носовой части [и] половина Wasp авианосца класса в кормовой части». [2] Подобные корабли, хотя и не строились, создавались во время и после Второй мировой войны в виде реконструкций, а затем и с нуля.

В 1937 году японцы построили пару авиационных крейсеров «Тоне» класса . Основное вооружение этих кораблей состояло из четырех сдвоенных 8-дюймовых артиллерийских башен, расположенных в передней части надстройки, а за трубой была построена палуба управления самолетами. Корабли могли нести максимум 8 поплавковых самолетов, запускаемых с катапульты, хотя обычное оснащение было 6. Во время Второй мировой войны, отчасти для того, чтобы компенсировать потерю авианосцев в битве за Мидуэй , Япония перестроила свои «Исэ» класса линкоры в гибридные авианосцы, разместив полетную палубу и ангар в кормовой части для замены кормовых башен, сохранив при этом их основные орудия в носовой части и на миделе крейсера « Могами» также заменили задние артиллерийские башни (которые были повреждены на Мидуэе) на средства обслуживания самолетов. Немецкая Кригсмарине также изучила в 1942 году несколько проектов «Flugdeckkreuzer» (крейсер с летной палубой), в том числе 20,3 см (). 8-дюймовые) или 28-см (11-дюймовые) артиллерийские башни в передней части кабины экипажа.

Вертолетные крейсера

[ редактировать ]

Более новой разновидностью авианосца является вертолетоносец, способный эксплуатировать как минимум 4 и более вертолетов, включая модели средней и большой грузоподъемности. В отличие от надводных кораблей, таких как крейсеры, эсминцы и фрегаты, которые имеют базовые авиационные средства, включая ангар и посадочную площадку , достаточные только для 1–2 легких/средних вертолетов.

После войны Соединенное Королевство реконструировало «Тайгер» крейсеры класса HMS Blake и HMS Tiger в вертолетные крейсеры, сохранив их орудия вперед, но сняв кормовые орудия для установки ангара и вертолетной площадки для эксплуатации четырех вертолетов Sea King.

Итальянские «Андреа Дориа» крейсеры типа и «Витторио Венето» , французские крейсера-вертолетоносцы типа «Жанна д'Арк» и советские «Москва» строились с самого начала как ракетные крейсеры в носовой части и как вертолетоносцы в кормовой части.

USS Hayler и его безымянный родственный корабль (который никогда не финансировался) изначально планировались как модифицированные Spruance класса эсминцы , которые должны были строиться как вертолетные эсминцы (DDH), при условии, что они не будут стоить дороже, чем стандартный класс Spruance . Компания Litton-Ingalls завершила работу по эскизному проектированию для Hayler , в результате чего вертолетная палуба была перемещена в кормовую часть, увеличив длину ангара и переместив пусковую установку Sea Sparrow на верх ангара. В конструкции могли разместиться два вертолета SH-3 Sea Kings или четыре меньших вертолета SH-60 Seahawk или SH-2 Seasprite . Хотя постройка будущего Hayler, вероятно, не обошлась бы намного дороже, чем стандартный класс Spruance , детальное проектирование и инженерные работы, необходимые для постройки корабля, были бы значительными (аналогичные работы для Kidd класса стоили 110,8 миллиона долларов). Это значительно подняло стоимость DDH по сравнению со стандартным эсминцем класса Spruance . Хотя эти дополнительные затраты могли бы быть оправданы, если бы DDH собирался запустить серийное производство, их было трудно оправдать для одного корабля. Соответственно, ВМФ построил Hayler того же дизайна, что и остальные представители класса Spruance .

Запретительный штурмовой корабль

[ редактировать ]

В 1980 году было предложено переоборудовать «Айова линкоры класса » в «Штурмовой корабль запрета» (IAS) , в котором была бы удалена кормовая башня главного орудия. Это освободило бы место для V-образной наклонной кабины экипажа (основание V располагалось бы на корме корабля, а каждая опора V выдвигалась бы вперед, так что взлетающие самолеты пролетали бы мимо выхлопных труб корабля и боевая рубка), а будет добавлен новый ангар с двумя лифтами, который будет поддерживать до 12 Boeing AV-8B Harrier II прыжковых самолетов . Эти авиационные средства также могут поддерживать вертолеты, отряды морских котиков и до 500 морских пехотинцев для воздушного нападения. В пустом пространстве между V летной палубой будет размещено до 320 ракетных шахт, вмещающих ракеты наземного нападения «Томагавк», противолодочные ракеты ASROC и ракеты «земля-воздух» Standard. Существующие 5-дюймовые артиллерийские башни будут заменены 155-миллиметровыми гаубицами для огневой поддержки морской артиллерии. Для реализации этих модификаций потребовалось бы значительное время и финансирование, поэтому они так и не были реализованы, кроме того, Министерство обороны и ВМС хотели, чтобы Линкоры Айовы возобновили работу как можно быстрее. [3]

Советские и российские авиационные крейсера

[ редактировать ]

В ВМФ России «авиационный крейсер» — обозначение «Киев» и «Кузнецов» кораблей классов . Они представляют собой нечто среднее между крейсером и авианосцем. Авиационные крейсера имеют системы вооружения ближнего боя , как пушечные, так и ракетные, для самообороны от ракет или ракет. В отличие от авианосцев, которые в наступательной мощи полагаются исключительно на свои самолеты и вертолеты, авиационные крейсеры также оснащены крейсерским вооружением для поражения всего спектра надводных, подводных лодок и самолетов противника.

Авиационные крейсера класса «Киев» способны нести СВВП и вертолеты. Корабли имеют только одну угловую полетную палубу для авиации. На носовой палубе размещается вооружение крейсера, в том числе крылатые ракеты П-500 «Базальт» , являющиеся основным вооружением «Слава» крейсера типа .

Класс «Кузнецов» классифицируется как тяжелые авиационные крейсера, что отражает их больший вес, а также большее количество самолетов, которые они могут эксплуатировать. Помимо вертолетов, они также способны эксплуатировать обычные самолеты, такие как Су-33 и МиГ-29К . Корабли имеют наклонную полетную палубу, а также осевую полетную палубу для взлета. нет Поскольку катапульты , носовой трамплин используется для облегчения взлета . «Кузнецов» также несет крылатые ракеты П-700 «Гранит» , которые составляют основное вооружение «Киров» линейного крейсера типа .

Все советские авианосцы были построены на Николаевском судостроительном заводе в Украинской ССР . Их классификация как авианосцы очень важна для целей международного права , поскольку позволяет им проходить через Турецкие проливы на пути в Средиземное море . Согласно конвенции Монтрё , через проливы не могут проходить авианосцы водоизмещением более 15 000 тонн. не существует . Однако ограничений по тоннажу на крупные корабли, эксплуатируемые Black Sea Powers, [4] Турция всегда разрешала советским и российским авиационным крейсерам проходить через Проливы, и ни одна другая страна, подписавшая Конвенцию Монтрё, не оспаривала классификацию кораблей. [5]

Крейсеры только по названию

[ редактировать ]

Некоторые авианесущие корабли официально обозначены как крейсеры, хотя по сути являются легкими авианосцами. флота изначально Авианосцы класса «Инвинсибл» Королевского по политическим причинам назывались «сквозными палубными крейсерами» ( проект CVA-01 недавно был отменен). Кроме того, они должны были выполнять некоторые функции, подобные крейсерам, взяв на себя те же функции, что и «Тигр» переоборудованные крейсерами класса компании RN , и были построены аналогично крейсерам. Однако позже они стали известны как авианосцы.

Авиационные крейсера

[ редактировать ]

Ранние типы

[ редактировать ]

Более поздние типы

[ редактировать ]

Только вертолеты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фридман 1983, стр.179.
  2. ^ Боннер 1997, стр.150.
  3. ^ Мизоками, Кайл (26 апреля 2019 г.). «Совершенный военный корабль: гибридный авианосец-линкор?» . Национальный интерес .
  4. ^ Миллер, Дэвид В.; Хайн-младший, Джонатан Т. (31 января 1990 г.). Советские авианосцы в турецких проливах (PDF) . Ньюпорт, Род-Айленд: Военно-морской колледж. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2016 г.
  5. ^ Джон Пайк. «Конвенция Монтрё 1936 года» . Globalsecurity.org . Проверено 20 июля 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5a5848a01df56b9a9e284d03fab9f30__1712174940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/30/c5a5848a01df56b9a9e284d03fab9f30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aircraft cruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)