Авиационный крейсер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2012 г. ) |


Авиационный крейсер (также известный как авиационный крейсер или крейсер-авианосец ) — военный корабль , сочетающий в себе черты авианосца и надводного военного корабля, такого как крейсер или линкор .
Ранние типы
[ редактировать ]Первый авианосный крейсер изначально представлял собой экспериментальную концепцию создания многоцелевого военного корабля 1930-х годов. Первые авиационные крейсера обычно были вооружены относительно тяжелой артиллерией, минами и некоторым количеством самолетов, оснащенных поплавками (что делало корабль своего рода тендерным гидросамолетным / истребительным катапультным кораблем ). Ранний авиакрейсер оказался неудачной конструкцией. Быстрое развитие морской авиации в 1930-е годы быстро сделало корабли устаревшими, и их перестраивали, например, в зенитные крейсеры.
Американский проект крейсера с летной палубой 1930 года. [1] был описан как « Brooklyn легкий крейсер класса в носовой части [и] половина Wasp авианосца класса в кормовой части». [2] Подобные корабли, хотя и не строились, создавались во время и после Второй мировой войны в виде реконструкций, а затем и с нуля.
В 1937 году японцы построили пару авиационных крейсеров «Тоне» класса . Основное вооружение этих кораблей состояло из четырех сдвоенных 8-дюймовых артиллерийских башен, расположенных в передней части надстройки, а за трубой была построена палуба управления самолетами. Корабли могли нести максимум 8 поплавковых самолетов, запускаемых с катапульты, хотя обычное оснащение было 6. Во время Второй мировой войны, отчасти для того, чтобы компенсировать потерю авианосцев в битве за Мидуэй , Япония перестроила свои «Исэ» класса линкоры в гибридные авианосцы, разместив полетную палубу и ангар в кормовой части для замены кормовых башен, сохранив при этом их основные орудия в носовой части и на миделе крейсера « Могами» также заменили задние артиллерийские башни (которые были повреждены на Мидуэе) на средства обслуживания самолетов. Немецкая Кригсмарине также изучила в 1942 году несколько проектов «Flugdeckkreuzer» (крейсер с летной палубой), в том числе 20,3 см (). 8-дюймовые) или 28-см (11-дюймовые) артиллерийские башни в передней части кабины экипажа.
Вертолетные крейсера
[ редактировать ]Более новой разновидностью авианосца является вертолетоносец, способный эксплуатировать как минимум 4 и более вертолетов, включая модели средней и большой грузоподъемности. В отличие от надводных кораблей, таких как крейсеры, эсминцы и фрегаты, которые имеют базовые авиационные средства, включая ангар и посадочную площадку , достаточные только для 1–2 легких/средних вертолетов.
После войны Соединенное Королевство реконструировало «Тайгер» крейсеры класса HMS Blake и HMS Tiger в вертолетные крейсеры, сохранив их орудия вперед, но сняв кормовые орудия для установки ангара и вертолетной площадки для эксплуатации четырех вертолетов Sea King.
Итальянские «Андреа Дориа» крейсеры типа и «Витторио Венето» , французские крейсера-вертолетоносцы типа «Жанна д'Арк» и советские «Москва» строились с самого начала как ракетные крейсеры в носовой части и как вертолетоносцы в кормовой части.
USS Hayler и его безымянный родственный корабль (который никогда не финансировался) изначально планировались как модифицированные Spruance класса эсминцы , которые должны были строиться как вертолетные эсминцы (DDH), при условии, что они не будут стоить дороже, чем стандартный класс Spruance . Компания Litton-Ingalls завершила работу по эскизному проектированию для Hayler , в результате чего вертолетная палуба была перемещена в кормовую часть, увеличив длину ангара и переместив пусковую установку Sea Sparrow на верх ангара. В конструкции могли разместиться два вертолета SH-3 Sea Kings или четыре меньших вертолета SH-60 Seahawk или SH-2 Seasprite . Хотя постройка будущего Hayler, вероятно, не обошлась бы намного дороже, чем стандартный класс Spruance , детальное проектирование и инженерные работы, необходимые для постройки корабля, были бы значительными (аналогичные работы для Kidd класса стоили 110,8 миллиона долларов). Это значительно подняло стоимость DDH по сравнению со стандартным эсминцем класса Spruance . Хотя эти дополнительные затраты могли бы быть оправданы, если бы DDH собирался запустить серийное производство, их было трудно оправдать для одного корабля. Соответственно, ВМФ построил Hayler того же дизайна, что и остальные представители класса Spruance .
Запретительный штурмовой корабль
[ редактировать ]В 1980 году было предложено переоборудовать «Айова линкоры класса » в «Штурмовой корабль запрета» (IAS) , в котором была бы удалена кормовая башня главного орудия. Это освободило бы место для V-образной наклонной кабины экипажа (основание V располагалось бы на корме корабля, а каждая опора V выдвигалась бы вперед, так что взлетающие самолеты пролетали бы мимо выхлопных труб корабля и боевая рубка), а будет добавлен новый ангар с двумя лифтами, который будет поддерживать до 12 Boeing AV-8B Harrier II прыжковых самолетов . Эти авиационные средства также могут поддерживать вертолеты, отряды морских котиков и до 500 морских пехотинцев для воздушного нападения. В пустом пространстве между V летной палубой будет размещено до 320 ракетных шахт, вмещающих ракеты наземного нападения «Томагавк», противолодочные ракеты ASROC и ракеты «земля-воздух» Standard. Существующие 5-дюймовые артиллерийские башни будут заменены 155-миллиметровыми гаубицами для огневой поддержки морской артиллерии. Для реализации этих модификаций потребовалось бы значительное время и финансирование, поэтому они так и не были реализованы, кроме того, Министерство обороны и ВМС хотели, чтобы Линкоры Айовы возобновили работу как можно быстрее. [3]
Советские и российские авиационные крейсера
[ редактировать ]В ВМФ России «авиационный крейсер» — обозначение «Киев» и «Кузнецов» кораблей классов . Они представляют собой нечто среднее между крейсером и авианосцем. Авиационные крейсера имеют системы вооружения ближнего боя , как пушечные, так и ракетные, для самообороны от ракет или ракет. В отличие от авианосцев, которые в наступательной мощи полагаются исключительно на свои самолеты и вертолеты, авиационные крейсеры также оснащены крейсерским вооружением для поражения всего спектра надводных, подводных лодок и самолетов противника.
Авиационные крейсера класса «Киев» способны нести СВВП и вертолеты. Корабли имеют только одну угловую полетную палубу для авиации. На носовой палубе размещается вооружение крейсера, в том числе крылатые ракеты П-500 «Базальт» , являющиеся основным вооружением «Слава» крейсера типа .
Класс «Кузнецов» классифицируется как тяжелые авиационные крейсера, что отражает их больший вес, а также большее количество самолетов, которые они могут эксплуатировать. Помимо вертолетов, они также способны эксплуатировать обычные самолеты, такие как Су-33 и МиГ-29К . Корабли имеют наклонную полетную палубу, а также осевую полетную палубу для взлета. нет Поскольку катапульты , носовой трамплин используется для облегчения взлета . «Кузнецов» также несет крылатые ракеты П-700 «Гранит» , которые составляют основное вооружение «Киров» линейного крейсера типа .
Все советские авианосцы были построены на Николаевском судостроительном заводе в Украинской ССР . Их классификация как авианосцы очень важна для целей международного права , поскольку позволяет им проходить через Турецкие проливы на пути в Средиземное море . Согласно конвенции Монтрё , через проливы не могут проходить авианосцы водоизмещением более 15 000 тонн. не существует . Однако ограничений по тоннажу на крупные корабли, эксплуатируемые Black Sea Powers, [4] Турция всегда разрешала советским и российским авиационным крейсерам проходить через Проливы, и ни одна другая страна, подписавшая Конвенцию Монтрё, не оспаривала классификацию кораблей. [5]
Крейсеры только по названию
[ редактировать ]Некоторые авианесущие корабли официально обозначены как крейсеры, хотя по сути являются легкими авианосцами. флота изначально Авианосцы класса «Инвинсибл» Королевского по политическим причинам назывались «сквозными палубными крейсерами» ( проект CVA-01 недавно был отменен). Кроме того, они должны были выполнять некоторые функции, подобные крейсерам, взяв на себя те же функции, что и «Тигр» переоборудованные крейсерами класса компании RN , и были построены аналогично крейсерам. Однако позже они стали известны как авианосцы.
Авиационные крейсера
[ редактировать ]Ранние типы
[ редактировать ]- HSwMS Готланд
- Японский крейсер Могами
- «Исэ» Линкор класса
- Tone Крейсер класса (полностью функциональные тяжелые крейсеры, но с элементом тяжелого гидросамолета для разведывательных целей)
- Японский крейсер «Ойодо» (построен как авианосный крейсер, но никогда не эксплуатировался как таковой)
Более поздние типы
[ редактировать ]- Киев авианосец класса
- Джузеппе Гарибальди Авианосец класса
- «Кузнецов». Авианосец типа
- Корабль поддержки VSTOL (предлагается)
- Десантный корабль запрета (предлагается)
Только вертолеты
[ редактировать ]- Андреа Дориа Крейсер класса
- Итальянский крейсер Витторио Венето
- Французский крейсер Жанна д'Арк
- «Москва». типа Вертолетоносец
- Харуна Эсминец класса
- «Ширанэ» Эсминец класса
- Хьюга Вертолетный эсминец класса
- Идзумо Вертолетный эсминец класса
См. также
[ редактировать ]- Военно-морские корабли с авиационными возможностями
- Боевой авианосец
- САМ-корабль
- Истребительный катапультный корабль
- Торговый авианосец
- Тендер на гидросамолет
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фридман 1983, стр.179.
- ^ Боннер 1997, стр.150.
- ^ Мизоками, Кайл (26 апреля 2019 г.). «Совершенный военный корабль: гибридный авианосец-линкор?» . Национальный интерес .
- ^ Миллер, Дэвид В.; Хайн-младший, Джонатан Т. (31 января 1990 г.). Советские авианосцы в турецких проливах (PDF) . Ньюпорт, Род-Айленд: Военно-морской колледж. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2016 г.
- ^ Джон Пайк. «Конвенция Монтрё 1936 года» . Globalsecurity.org . Проверено 20 июля 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боннер, Кермит (1997). Последние путешествия . Падука, Кентукки: Turner Publishing. ISBN 978-1-56311-289-8 . Проверено 8 декабря 2010 г.
- Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-739-5 . Проверено 8 декабря 2010 г.