Jump to content

Каман SH-2 Сиспрайт

(Перенаправлено с SH-2 Сиспрайт )
SH-2 Сиспрайт
SH-2F Seasprite ВМС США
Роль Противолодочный вертолет
Производитель Каманская авиастроительная корпорация
Первый полет 2 июля 1959 г. (ХУ2К-1)
Введение декабрь 1962 г.
Ушедший на пенсию 1993 (Ф ВМС США )
2001 (Г УСН)
2008 Королевский флот Австралии
Статус Частично списан; модель G в эксплуатации
Основные пользователи ВМС США (исторический)
Королевские ВВС Новой Зеландии
Польский флот
Египетский флот
Произведено 1959–1969
Модель F/G 1971–1990-х годов и ее преобразования
Количество построенных 184
Варианты Каман SH-2G Супер Сиспрайт

Kaman SH-2 Seasprite корабельного базирования, — вертолёт первоначально разработанный и производимый американским производителем Kaman Aircraft Corporation . Обычно он использовался как компактный и быстроходный винтокрылый аппарат для выполнения задач общего назначения и противолодочной обороны (ПЛО). Вначале это был одномоторный многоцелевой военно-морской вертолет скромных размеров, затем он превратился в двухмоторный противолодочный и поисково-спасательный вертолет, а последняя модель хорошо прослужила в 21 веке, а модель G находилась на активной службе в 2020-х годах в Египте, Новой Зеландии, Перу. и Польша.

Seasprite, получивший внутреннее обозначение Kaman K-20 , был разработан в конце 1950-х годов в ответ на требование ВМС США (USN) о достаточно быстром и компактном военно-морском многоцелевом вертолете. В ВМС США сочли Seasprite привлекательным и заказали четыре прототипа и первую партию из 12 серийных вертолетов под названием HU2K-1 . В соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года HU2K H - и HU2K-1 были переименованы в 2 и UH-2A соответственно. Кейман также занимался продажами за рубежом; Проявив интерес, Королевский военно-морской флот Канады (RCN) отказался от Seasprite из-за неожиданного повышения цены и неудовлетворительных характеристик во время ходовых испытаний. ВМС США исправили плохую производительность, переоборудовав одномоторные Seasprites в более мощную двухмоторную конфигурацию с 1968 года.

В октябре 1970 года ВМС США выбрали Seasprite в качестве временного вертолета легкой воздушной многоцелевой системы (LAMPS), в результате чего появился вариант SH-2D/F с улучшенной противолодочной обороной и датчиками противолодочной борьбы . Большинство UH-2 были переоборудованы в Ш-2Ф.

USN Seasprites использовались для противолодочной обороны, поисково-спасательных операций (SAR), вспомогательных служб и охраны авианосцев самолетов . Во время войны во Вьетнаме они в основном использовались для боевых поисково-спасательных операций (CSAR), а также для боевой поддержки и ведения надводных боевых действий во время войны в Персидском заливе . SH -2G Super Seasprite был последним вариантом и — в 2001 году — последним Seasprite, покинувшим службу ВМС США. Отставным военно-морским силам США Seasprites предлагалась в качестве иностранной помощи в 1990-х и 2000-х годах; это вызвало некоторый интерес, и модели F и/или G стали использоваться в Новой Зеландии, Польше и Египте. Списанные модели также были отправлены в авиационные музеи, а некоторые из них были выставлены на обозрение. Тем не менее, последние модернизированные модели все еще находятся на вооружении нескольких военно-морских сил по всему миру.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
UH-2A поднимает кого-то с корабля, 1964 год; Seasprite начал свою военную карьеру как скромный военно-морской вертолет общего назначения.

Происхождение

[ редактировать ]
YUH-2A во время аварийных испытаний, 1963 год.

В 1956 году ВМС США объявили конкурс на компактный всепогодный многоцелевой военно-морской вертолет и приветствовали заявки от частных компаний. [ 1 ] [ 2 ] В ответ компания Kaman разработала конструкцию K-20 , относительно обычный вертолет с двигателем General Electric T58-8F, турбовальным приводящим в движение 44-футовый четырехлопастный несущий винт и четырехлопастный рулевой винт. [ 2 ] [ 3 ] Каман выиграл соревнование [ 3 ] [ 4 ] и получила контракт на строительство четырех прототипов и первой партии из 12 серийных вертолетов, получивших обозначение HU2K-1 . [ 1 ]

В 1960 году HU2K был предпочтительным вариантом RCN для программы противолодочных вертолетов, и правительство Канады одобрило покупку 12 Seasprites за 14,5 миллионов долларов. [ 5 ] вертолета Однако покупка была сорвана из-за того, что Кейман внезапно поднял цену до 23 миллионов долларов, а также из-за опасений, что расчетный вес и критерии производительности были чрезмерно оптимистичными. RCN отложило принятие решения до завершения ходовых испытаний USN. [ 6 ] что подтвердило, что HU2K имел избыточный вес и недостаточную мощность для их нужд. В конце 1961 года Канада выбрала вместо этого конкурирующий Sikorsky CH-124 Sea King . [ 7 ]

В конце 1960-х годов, не получив дополнительных заказов, Кейман решил прекратить производство после выполнения заказа ВМС США на 184 H-2. Однако в 1971 году производство было возобновлено для усовершенствованного Ш-2Ф. [ 8 ] действовать со старых фрегатов. Эта способность означала, что он оставался на вооружении до конца века, поскольку даже с появлением на вооружении более нового, более крупного и в целом более мощного Sikorsky SH-60 Sea Hawk , который поступил на вооружение в середине 1980-х годов, но он не мог работать в режиме безопасности. из меньших кабин экипажа, таких как меньший Seasprite. [ 9 ]

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]
UH-2C на борту военного корабля США « Хэнкок» с июля 1968 по март 1969 года.
Каман Ш-2Д
ЯШ-2Э с экспериментальной носовой антенной, начало 70-х для ЛАМП.

HU2K-1 и HU2K-1U были переименованы в UH-2A и UH-2B соответственно в соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года . Seasprite продолжал получать модификации и улучшения, включая крепления внешних магазинов. Начиная с 1968 года оставшиеся в составе ВМС США UH-2 подверглись серьезному переоборудованию в более мощную двухмоторную конфигурацию. [ 10 ]

В 1960-х годах армия США приняла на вооружение версию боевого корабля, которая получила название Kaman H-2 Tomahawk и имела несколько пулеметов М-60 ( 7,62 ) и варианты ракетных установок, однако от нее отказались в пользу AH. -1 Кобра . [ 11 ]

В 1968 году два UH-2B были переоборудованы в NUH-2B. [ 12 ] Это были экспериментальные версии для армии США, которые прикрепили турбореактивный двигатель J85 к вертолету и достигли скорости более 220 миль в час, а у второго прототипа были прикреплены крылья. Оба прототипа после испытаний были возвращены в Ш2-Д. [ 13 ]

В октябре 1970 года UH-2 был выбран в качестве временного вертолета легкой бортовой многоцелевой системы (LAMPS). [ 10 ] LAMPS возникла в 1960-х годах из-за острой потребности в обеспечении неавиационных кораблей пилотируемой поддержкой и вертолетами противолодочной обороны. Пакет «LAMPS Mark I» включал в себя усовершенствованные датчики, процессоры и возможности отображения. H-2, оснащенные LAMPS, получили название SH-2D и стали мобильными радиолокационными и гидролокационными платформами, повышавшими ситуационную осведомленность кораблей. [ 10 ]

SH-2D совершил первый полет 16 марта 1971 года. [ 14 ] Поставки Ш-2Ф начались в 1973 году; SH-2F включал в себя LAMPS I и другие улучшения, такие как модернизированные двигатели, увеличенный срок службы несущего винта и более тяжелый взлетный вес. В 1981 году ВМС США заказали 60 Ш-2Ф. С 1987 года 16 SH-2F были модернизированы установленным на подбородке инфракрасным датчиком переднего обзора (FLIR), пусковыми установками для отражения / осветительных ракет , двойными задними инфракрасными средствами противодействия и оборудованием для обнаружения ракет/мин . [ 15 ]

Все, кроме двух, USN H-2 были переоборудованы в SH-2F. В 1986 финансовом году последний раз заказывали Ш-2Ф; последние шесть были переоборудованы в SH-2G Super Seasprites . [ 15 ]

Операционная история

[ редактировать ]
UH-2A на дежурстве по охране самолета парит над авианосцем USS Kitty Hawk в марте 1966 года.
UH-2A «Сиспрайт», около 1967 г.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
UH-2 в полете над Тонкинским заливом, 1970 год.
HH-2D, поисково-спасательная версия, на подходе в 1970 году.

UH-2 поступил на вооружение ВМС США в 1962 году. [ 3 ] Единственный двигатель сильно ограничивал производительность. Кейману было приказано переоборудовать все «Сиспрайты» в двухмоторную конфигурацию. Модернизированные вертолеты имели скорость полета 130 узлов (240 км/ч) и дальность полета 411 морских миль (761 км). [ 2 ] В состав ВМС США входило около 200 самолетов Seasprite, выполняющих различные функции, включая противолодочную оборону, поисково-спасательную операцию и транспортировку грузов. [ 2 ] В типичных боевых условиях авианосец ВМС США развернут с несколькими UH-2 в роли охраны самолетов и поисково-спасательных операций. [ 10 ]

UH-2 был представлен как раз вовремя, чтобы принять участие в инциденте в Тонкинском заливе в августе 1964 года. Основная роль Seasprite во Вьетнамской войне заключалась в CSAR сбитых экипажей на море и на суше, зависимость от Seasprite в этой роли возрастала по мере обострения конфликта. , например, во время операции Rolling Thunder в 1965 году. [ 16 ] В октябре 1966 года вертолетные поисково-спасательные группы восстановили 103 из 269 сбитых пилотов. [ 17 ]

В 1970-х годах переоборудование UH-2 в противолодочную конфигурацию SH-2 предоставило ВМС США первый специализированный противолодочный вертолет, способный действовать с кораблей, отличных от авианосцев. Компактный размер SH-2 позволял эксплуатировать этот тип из кабин экипажа, которые были слишком малы для большинства вертолетов; этот фактор позже сыграл роль в решении ВМС США приобрести улучшенный SH-2F в начале 1980-х годов. [ 18 ]

Флот SH-2F использовался для обеспечения и поддержки операции «Эрнест Уилл» в июле 1987 года, операции «Богомол» в апреле 1988 года и операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года в регионе Персидского залива . [ 19 ] Средства противодействия и дополнительное оборудование, имеющиеся на SH-2F, позволяли этому типу выполнять задачи боевой поддержки и надводных боевых действий в этой враждебной среде, которая зачастую имела минимальную угрозу с подводных лодок. В апреле 1994 года Ш-2Ф был выведен из состава ВМС США; Это время совпало с выводом из эксплуатации последнего из фрегатов класса «Нокс» вьетнамской эпохи , которые не могли принять новые и более крупные SH-60 Sea Hawks , которые использовались для замены стареющих Seasprites.

В 1991 году ВМС США начали получать новые SH-2G Super Seasprite; Всего было выпущено 18 переоборудованных Ш-2Ф и 6 новых Ш-2Г. [ 20 ] Они были переданы в резервные эскадрильи ВМФ, SH-2G поступили на вооружение HSL-84 в 1993 году. [ 21 ] SH-2 участвовал в примерно 600 операциях и налетал 1,5 миллиона часов, прежде чем последний экземпляр этого типа был окончательно выведен из эксплуатации ВМС США в середине 2001 года. [ 21 ] [ 22 ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]
Королевский флот Новой Зеландии SH-2G

Королевский флот Новой Зеландии (RNZN) заменил свои Westland Wasp на первоначальную партию из четырех самолетов. [ 23 ] временный SH-2F Seasprites (ранее принадлежавший ВМС США), эксплуатируемый и обслуживаемый персоналом ВМФ и ВВС, известным как 3-я эскадрилья RNZAF Naval Support Flight, для работы с фрегатами класса ANZAC до тех пор, пока флот не будет состоять из пяти новых SH. -2G (Новая Зеландия) были доставлены Super Seasprites . В октябре 2005 года авиационное подразделение ВМФ было переведено в 6-ю эскадрилью RNZAF на базе RNZAF в Окленде в Венуапай. RNZN Seasprites прошли службу в Восточном Тиморе . 10 из 11 SH-2G(A) отвергнуты Королевским ВМС Австралии. [ 24 ] были приобретены в 2014 году для замены пяти RNZN SH-2G (Новая Зеландия) Seasprite, которым требовалось либо MLU (обновление среднего срока службы), либо замена из-за проблем с коррозией, проблемами обслуживания и устаревания. [ 25 ] Кейман модифицировал бывшие австралийские самолеты и переименовал их в SH-2G(I), причем последний из них был доставлен в Новую Зеландию в начале 2016 года. Восемь самолетов находятся в полете, а девятый и десятый самолеты используются на запчасти и т. д. 11-й самолет принадлежит Кейману в качестве прототипа и испытательного самолета. [ 26 ] Пять SH-2G(Новая Зеландия) проданы в Перу. [ 27 ] SH-2F (бывший RNZN, NZ3442) хранится в Королевском музее ВВС Новой Зеландии , подаренный музею Kaman Aircraft Corporation после аварии во время службы в RNZN.

RNAF использует FN Mag 58 пулемет калибра 7,62 мм , который был принят на вооружение к 2008 году. [ 28 ]

В конце 1990-х годов Соединенные Штаты решили предложить излишки SH-2F ВМС США в качестве иностранной помощи ряду зарубежных стран. Среди предложенных типов были Греция , которой было предложено шесть, и Турция , которой было предложено 14, но они отклонили предложение. [ 29 ] [ 30 ]

Египет решил приобрести четыре SH-2F в рамках этой программы помощи. В основном они использовались в качестве запасных частей для поддержки существующего парка из десяти SH-2G. [ 30 ] В начале 2000-х годов Австралия приобрела модель SH-2G, десять из которых были поставлены к 2007 году. [ 31 ] 11 было заказано в конце 1990-х годов, но служили они только с 2003 по 2008 год; РАН консолидировалось на использовании SH-60 Seahawk и в то время запускало программу MRH-90 Taipan. Польша решила приобрести более поздний вариант SH-2G. [ 30 ] Перу приобрело бывшие RNZAF SH-2G, и они поступили на вооружение в конце 2010-х годов. [ 32 ]

Варианты

[ редактировать ]
UH-2B на авианосце USS Constellation (CV-64) в 1967 году.
HH-2C времен Вьетнамской войны. Боевая поисково-спасательная версия
Прототип YSH-2E "LAMPS II" приближается к авианосцу USS Fox (CG-33) , 1971 год.
Ш-2Ф в 1986 году на палубе фрегата
YHU2K-1
Четыре испытательных и оценочных прототипа с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-6 мощностью 875 л.с. Позже в 1962 году переименован в YUH-2A . [ 1 ]
ХУ2К-1
Транспортный вертолет общего назначения с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-8B мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Начальная производственная версия. Позже в 1962 году переименован в UH-2A . Всего построено 88 самолетов. [ 1 ]
УХ-2Б
Универсальный транспортный вертолет, такой же, как UH-2A, без приборов ППП , хотя они были позже добавлены без последующего изменения обозначения. построено 102. [ нужна ссылка ]
Н-2 «Томагавк»
Версия боевого корабля на базе UH-2A. Один прототип был построен и испытан для армии США в 1963 году. Армия выбрала его в ноябре 1963 года, но запланированный заказ на 220 H-2 был отменен в пользу дополнительных заказов на UH-1. [ 33 ]
НУХ-2Б [ 34 ]
Один самолет (147978) с крыльями Beechcraft Queen Air и двигателем General Electric J85 турбореактивным , май 1968 года. [ нужна ссылка ]
УХ-2С
Вертолеты UH-2A и UH-2B оснащены двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-8B. [ 1 ] Один бывший UH-2A послужил прототипом, за ним последовало 40 модификаций UH-2A и UH-2B.
НУХ-2С
Один вертолет UH-2C (147981) был модифицирован с использованием укороченных крыльев и пилонов для испытаний вооружения, в число установленных ракет входили AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow III. ракеты класса «воздух-воздух» [ 1 ]
НУХ-2Д
Переименование испытательно-оценочного вертолета NUH-1C. [ 1 ]
HH-2C
Поисково-спасательный вертолет, вооруженный одним миниганом в подбородочной башне и двумя поясными 7,62-мм пулеметами, шесть модификаций. [ 1 ]
ХХ-2Д
Поисково-спасательный вертолет, без вооружения и брони, но с двигателями T58-GE-8F и четырехлопастным рулевым винтом, 67 модификаций UH-2A и UH-2B. [ 1 ]
Ш-2Д
Противолодочный вертолет, 20 модификаций предыдущих моделей. [ 1 ]
ЯШ-2Э
Два испытательных и оценочных вертолета, оснащенных современным радаром и оборудованием LAMPS. [ 1 ]
СЕАЛИТ
Задуман как окончательная версия Seasprite для программы LAMPS. «Легкая» конструкция для использования на эсминцах и кораблях сопровождения, у которых предельная нагрузка на вертолетную палубу составляла около 6000 фунтов (2720 кг). Предполагалось использовать динамическую систему базового вертолета UH-2, но с небольшим и более легким фюзеляжем, новым полозковым шасси, одним турбовальным двигателем Pratt & Whitney (UACL) PT6T (T400-CP-400) и трехлопастным двигателем. складной ротор с новой ступицей ротора, позволяющий сохранить максимальную полную массу на уровне 7900 фунтов (3583 кг). Планируется в трёх вариантах: противолодочная оборона, CMD (Крылатая противоракетная оборона, т.е. защита от противоракетной обороны ) и общего назначения. [ 35 ] [ 36 ] Фирменное обозначение SEALITE было К-820. Из-за сокращений после Вьетнама вместо этого в конечном итоге был закуплен SH-2F. [ 37 ]
Ш-2Ф
Противолодочный вертолет с двумя турбовальными двигателями General Electric T58 -GE-8F мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт). Улучшенная версия. В основном это модификации Ш-2Д и более ранних моделей. Номера бюро с 161641 по 161652 и с 161654 по 163214, всего 59 самолетов, поступило на вооружение как Ш-2Ф. [ 38 ] [ нужна проверка ]
ЯШ-2Г
1 прототип Ш-2Г, переоборудованный из Ш-2Ф. [ нужна ссылка ]
Каман SH-2G Супер Сиспрайт
Противолодочный вертолет с двумя турбовальными двигателями General Electric T700 -GE-401 мощностью 1723 л.с. (1285 кВт). [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]
 Новая Зеландия
 Соединенные Штаты

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Новая Зеландия
SH-2F Seasprite на выставке на корабле-музее в Аламеде, Калифорния
Соединенные Штаты

Технические характеристики (Ш-2Ф Сиспрайт)

[ редактировать ]
Чертеж Kaman SH-2F Seasprite в трех проекциях
3-view line drawing of the Kaman SH-2F Seasprite

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 гг., [ 61 ] Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый [ 62 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот/тактический координатор (TACCO), оператор датчиков (SENSO))
  • Вместимость: 1 человек с носилками (с установленными LAMPS) / 4 человека и два носилками (со снятой пусковой установкой Sonobuoy)
  • Длина: 38 футов 4 дюйма (11,68 м) со сложенными носом и лопастями.
  • Высота: 13 футов 7 дюймов (4,14 м) до верхней части головки ротора.
  • Пустой вес: 7040 фунтов (3193 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 12 500 фунтов (5670 кг), нормальный макс.
  • Максимальная взлетная масса с перегрузкой: 13 300 фунтов (6000 кг).
  • Запас топлива: внутренние топливные баки на 396 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л); Дополнительные внешние топливные баки емкостью 120 галлонов США (100 имп галлонов; 450 л).
  • Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-8F турбовальных мощностью 1350 л.с. (1010 кВт) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 44 фута 0 дюймов (13,41 м)
  • Площадь несущего винта: 1520,53 кв. футов (141,262 м ). 2 ) 4-лопастные несущий и рулевой винты
  • Лопастная часть ротора: - корень: КМ23014.86; совет: KM23011.47 [ 63 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 143 узла (165 миль в час, 265 км/ч) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч)
  • Дальность: 367 миль (422 миль, 680 км) с максимальным запасом топлива.
  • Автономность: 5 часов с двумя внешними баками.
  • Практический потолок: 22 500 футов (6 900 м)
  • Потолок зависания IGE: 18 600 футов (5700 м)
  • Потолок зависания ОГЭ: 15 400 футов (4700 м)
  • Скорость набора высоты: 2440 футов/мин (12,4 м/с).

Вооружение

Авионика

  • РЛС ЛН 66НР
  • Улучшенные комплексы тактической навигации и связи.

См. также

[ редактировать ]
УХ-2А, 1970 г.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дональд, Дэвид изд. «Каман H-2 Сиспрайт», Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 60.
  3. ^ Jump up to: а б с Апостоло, Г. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Книги Бонанза, 1984. ISBN   0-517-43935-2 .
  4. ^ Паттилло 2001, с. 211.
  5. ^ Совард 1995, стр. 169–171.
  6. ^ Совард 1995, стр. 244–246.
  7. ^ Совард 1995, стр. 261–262.
  8. ^ Паттилло 2001, с. 312.
  9. ^ Леман 2001, стр. 183.
  10. ^ Jump up to: а б с д Фроули 2002, с. 100.
  11. ^ «Каманские вертолеты» . www.airvectors.net . Проверено 1 мая 2024 г.
  12. ^ «Забытые роторы — сайт ресурсной группы Warbirds» . Forgotrotors.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 1 мая 2024 г.
  13. ^ Уолтон, Билл (24 сентября 2021 г.). «Сиспрайт: Маленький универсальный вертолет Кеймана оказал большое влияние на флот» . Avgeekery.com . Проверено 1 мая 2024 г.
  14. ^ Паттилло 2001, стр. 312–313.
  15. ^ Jump up to: а б Иден 2004, с. 219.
  16. ^ Данстан 2003, с. 152.
  17. ^ Хирн 2005, с. 255.
  18. ^ Бойн 2002, с. 343.
  19. ^ Чант 2001, с. 54.
  20. ^ Эндрес и Гетинг 2005, с. 492.
  21. ^ Jump up to: а б Модернизация самолетов Джейн . Информационная группа Джейн, 2009 г. (статья по подписке) [ постоянная мертвая ссылка ] опубликовано 20 марта 2009 г.
  22. ^ Стивенс, Эрни. «Вставка «Супер» в Kaman Super Seasprite». Архивировано 14 мая 2016 г. в Wayback Machine . Ротор и крыло , 1 октября 2009 г.
  23. ^ «РНЗН Каман Ш-2Ф Сиспрайт и Ш-2Г и Ш-2Г(И) Супер Сиспрайт» . Новозеландские сериалы военных самолетов . Проверено 6 февраля 2016 г.
  24. ^ «Оборонный бизнес: Сиспрайт – что пошло не так?» . australiandefence.com.au . 19 апреля 2013 года . Проверено 30 октября 2016 г.
  25. ^ «Новая Зеландия борется с устойчивостью Seasprite» . 22 августа 2011 г.
  26. ^ «РНЗН – Замена вертолетов ВМФ» .
  27. ^ «Новая Зеландия продает в Перу списанные Seasprites» . 22 декабря 2014 г.
  28. ^ «Противолодочный вертолет SH-2G Super Seasprite» . Военно-морская техника . Проверено 1 мая 2024 г.
  29. ^ «Греция и Турция: программы помощи США и другие мероприятия» .
  30. ^ Jump up to: а б с «Канберра купила ненужные вертолеты» . 28 апреля 2004 г.
  31. ^ Уолтерс, Патрик (10 февраля 2007 г.). «Сиспрайт направился к куче мусора» . Австралиец . Новостная корпорация . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 г. Проверено 11 февраля 2007 г.
  32. ^ Танталеан, Сезар Круз (9 октября 2014 г.). «Перу подписывает контракт на SH-2G Super Seasprites» . IHS Jane’s 360 . Проверено 12 октября 2014 г.
  33. ^ Хардинг, Стивен. Kaman H-2 Tomahawk и Seasprite». Самолеты армии США с 1947 года . Schiffer Publishing Ltd., 1997. ISBN   0-7643-0190-X .
  34. ^ «Забытые роторы — сайт ресурсной группы Warbirds» . Forgotrotors.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 1 мая 2024 г.
  35. ^ Flying Review International, май 1970 г.
  36. ^ Советский военно-морской дайджест. Номер 8, 1972 год.
  37. ^ Полет , август 1971 г.
  38. ^ Тригстад, Рэй. «Легкий многоцелевой самолет с бортовой системой (LAMPS) Kaman SH-2F SeaSprite» . raytrygstad.com . Проверено 8 декабря 2017 г.
  39. ^ «РНЗАФ – 6-я эскадрилья» . Королевские ВВС Новой Зеландии . Проверено 25 августа 2008 г.
  40. ^ «SH-2 Seasprite ВМС США» . globalsecurity.org . Проверено 26 января 2013 г.
  41. ^ «Каман Сиспрайт Ш-2Ф» . Музей ВВС Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  42. ^ «Ш-2 Сиспрайт» . Музей моря, авиации и космонавтики USS Hornet . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  43. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 149021 USN, c/n 25, c/r N8059T» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  44. ^ «Досье на планер — КаманН-2, серийный номер 149022 УСН» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  45. ^ «Досье на планер — Kaman H-2, серийный номер 149026 USN» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  46. ^ «Каман К-20/HH 2D Сиспрайт» . Американский музей вертолетов и образовательный центр . Проверено 4 июня 2017 г.
  47. ^ «Досье на планер — Kaman HH-2D Seasprite, серийный номер 149031 USN, c/n 35» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  48. ^ Тригстад, Рэй. «Легкий многоцелевой самолет с бортовой системой (LAMPS) Kaman SH-2F SeaSprite» . RayTrygstad.com . Проверено 4 июня 2017 г.
  49. ^ «СИСПрайт» . Музей авиации и космонавтики Пима (PimaAir.org) . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  50. ^ «Паспорт самолета» . Самолет Мидуэй . 19 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. . Проверено 4 июня 2017 г.
  51. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 150175 USN» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  52. ^ «Самолет» . Мемориальный парк линкора USS Alabama . Проверено 4 июня 2017 г.
  53. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 150181 USN, c/n 131, c/r N8064F» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  54. ^ «Н-2 СИСПРАЙТ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 4 июня 2017 г.
  55. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 151312 USN, c/n 149, c/r N8064H» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  56. ^ «Военный самолет» . Эвергринский музей авиации и космонавтики . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  57. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 151321 USN, c/n 158, c/r N8064Z» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  58. ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 152201 USN, c/n 185, c/r N7096P» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  59. ^ «Каман Ш-2Ф 'Сиспрайт' » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 24 июля 2017 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  60. ^ «Досье на планер — КаманН-2, серийный номер 162583 USN, серийный номер 234» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
  61. ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1976). Jane's All the World's Aircraft 1976–77 (67-е изд.). Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 309–310. ISBN  0-3540-0538-3 .
  62. ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1994). Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый (1-е изд.). Лондон: Аэрокосмическое издательство. стр. 215–216. ISBN  1874023522 .
  63. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, Англия, 1979. ISBN   0-904597-22-9 .
  • Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО, 2002. ISBN   1-576073-45-9 .
  • Чант, Крис. Воздушная война в Персидском заливе 1991 года . Издательство Оспри, 2001. ISBN   1-841762-95-4 .
  • Кордесман, Энтони Х. Арабо-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричных войн . Издательство Гринвуд, 2006. ISBN   0-275991-86-5 .
  • Дональд, Дэвид; Дэниел Дж. Марч (2001). Справочник ВВС авианосной авиации . Норуолк, Коннектикут: Издательство AIRtime. ISBN  1-880588-43-9 .
  • Дональд, Дэвид; Джон Лейк (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN  0-7607-2208-0 .
  • Данстан, Саймон. Вьетнамские Чопперы . Издательство Оспри, 2003. ISBN   1-841767-96-4 .
  • Эндрес, Гюнтер, Михаэль Дж. Гетинг. Руководство Джейн по распознаванию самолетов . ХарперКоллинз, Великобритания, 2005 г. ISBN   0-007183-32-1 .
  • Иден, Пол. «Каман SH-2 Сиспрайт», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • Фроули, Джерард. Международный справочник военных самолетов . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN   1-875671-55-2 .
  • Хирн, Честер Г. Авианосцы в бою: воздушная война на море . Издательство Гринвуд, 2005. ISBN   0-275985-57-1 .
  • Леман, Джон Ф. Командование морем . Издательство Военно-морского института, 2001. ISBN   1-557505-34-9 .
  • Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN   1-851094-68-7 .
  • Паттилло, Дональд М. Раздвигая границы: американская авиационная промышленность . Издательство Мичиганского университета, 2001. ISBN   0-472086-71-5 .
  • Совард, Стюарт Э. Руки на летающих станциях, воспоминания о канадской военно-морской авиации, том II. Виктория, Британская Колумбия: Развитие Нептуна, 1995. ISBN   0-9697229-1-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc64b862efa57684e60f7630be45e9cb__1722705180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/cb/bc64b862efa57684e60f7630be45e9cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaman SH-2 Seasprite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)