Каман SH-2 Сиспрайт
SH-2 Сиспрайт | |
---|---|
![]() | |
SH-2F Seasprite ВМС США | |
Роль | Противолодочный вертолет |
Производитель | Каманская авиастроительная корпорация |
Первый полет | 2 июля 1959 г. (ХУ2К-1) |
Введение | декабрь 1962 г. |
Ушедший на пенсию | 1993 (Ф ВМС США ) 2001 (Г УСН) 2008 Королевский флот Австралии |
Статус | Частично списан; модель G в эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) Королевские ВВС Новой Зеландии Польский флот Египетский флот |
Произведено | 1959–1969 Модель F/G 1971–1990-х годов и ее преобразования |
Количество построенных | 184 |
Варианты | Каман SH-2G Супер Сиспрайт |
Kaman SH-2 Seasprite корабельного базирования, — вертолёт первоначально разработанный и производимый американским производителем Kaman Aircraft Corporation . Обычно он использовался как компактный и быстроходный винтокрылый аппарат для выполнения задач общего назначения и противолодочной обороны (ПЛО). Вначале это был одномоторный многоцелевой военно-морской вертолет скромных размеров, затем он превратился в двухмоторный противолодочный и поисково-спасательный вертолет, а последняя модель хорошо прослужила в 21 веке, а модель G находилась на активной службе в 2020-х годах в Египте, Новой Зеландии, Перу. и Польша.
Seasprite, получивший внутреннее обозначение Kaman K-20 , был разработан в конце 1950-х годов в ответ на требование ВМС США (USN) о достаточно быстром и компактном военно-морском многоцелевом вертолете. В ВМС США сочли Seasprite привлекательным и заказали четыре прототипа и первую партию из 12 серийных вертолетов под названием HU2K-1 . В соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года HU2K H - и HU2K-1 были переименованы в 2 и UH-2A соответственно. Кейман также занимался продажами за рубежом; Проявив интерес, Королевский военно-морской флот Канады (RCN) отказался от Seasprite из-за неожиданного повышения цены и неудовлетворительных характеристик во время ходовых испытаний. ВМС США исправили плохую производительность, переоборудовав одномоторные Seasprites в более мощную двухмоторную конфигурацию с 1968 года.
В октябре 1970 года ВМС США выбрали Seasprite в качестве временного вертолета легкой воздушной многоцелевой системы (LAMPS), в результате чего появился вариант SH-2D/F с улучшенной противолодочной обороной и датчиками противолодочной борьбы . Большинство UH-2 были переоборудованы в Ш-2Ф.
USN Seasprites использовались для противолодочной обороны, поисково-спасательных операций (SAR), вспомогательных служб и охраны авианосцев самолетов . Во время войны во Вьетнаме они в основном использовались для боевых поисково-спасательных операций (CSAR), а также для боевой поддержки и ведения надводных боевых действий во время войны в Персидском заливе . SH -2G Super Seasprite был последним вариантом и — в 2001 году — последним Seasprite, покинувшим службу ВМС США. Отставным военно-морским силам США Seasprites предлагалась в качестве иностранной помощи в 1990-х и 2000-х годах; это вызвало некоторый интерес, и модели F и/или G стали использоваться в Новой Зеландии, Польше и Египте. Списанные модели также были отправлены в авиационные музеи, а некоторые из них были выставлены на обозрение. Тем не менее, последние модернизированные модели все еще находятся на вооружении нескольких военно-морских сил по всему миру.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]
В 1956 году ВМС США объявили конкурс на компактный всепогодный многоцелевой военно-морской вертолет и приветствовали заявки от частных компаний. [ 1 ] [ 2 ] В ответ компания Kaman разработала конструкцию K-20 , относительно обычный вертолет с двигателем General Electric T58-8F, турбовальным приводящим в движение 44-футовый четырехлопастный несущий винт и четырехлопастный рулевой винт. [ 2 ] [ 3 ] Каман выиграл соревнование [ 3 ] [ 4 ] и получила контракт на строительство четырех прототипов и первой партии из 12 серийных вертолетов, получивших обозначение HU2K-1 . [ 1 ]
В 1960 году HU2K был предпочтительным вариантом RCN для программы противолодочных вертолетов, и правительство Канады одобрило покупку 12 Seasprites за 14,5 миллионов долларов. [ 5 ] вертолета Однако покупка была сорвана из-за того, что Кейман внезапно поднял цену до 23 миллионов долларов, а также из-за опасений, что расчетный вес и критерии производительности были чрезмерно оптимистичными. RCN отложило принятие решения до завершения ходовых испытаний USN. [ 6 ] что подтвердило, что HU2K имел избыточный вес и недостаточную мощность для их нужд. В конце 1961 года Канада выбрала вместо этого конкурирующий Sikorsky CH-124 Sea King . [ 7 ]
В конце 1960-х годов, не получив дополнительных заказов, Кейман решил прекратить производство после выполнения заказа ВМС США на 184 H-2. Однако в 1971 году производство было возобновлено для усовершенствованного Ш-2Ф. [ 8 ] действовать со старых фрегатов. Эта способность означала, что он оставался на вооружении до конца века, поскольку даже с появлением на вооружении более нового, более крупного и в целом более мощного Sikorsky SH-60 Sea Hawk , который поступил на вооружение в середине 1980-х годов, но он не мог работать в режиме безопасности. из меньших кабин экипажа, таких как меньший Seasprite. [ 9 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]


HU2K-1 и HU2K-1U были переименованы в UH-2A и UH-2B соответственно в соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года . Seasprite продолжал получать модификации и улучшения, включая крепления внешних магазинов. Начиная с 1968 года оставшиеся в составе ВМС США UH-2 подверглись серьезному переоборудованию в более мощную двухмоторную конфигурацию. [ 10 ]
В 1960-х годах армия США приняла на вооружение версию боевого корабля, которая получила название Kaman H-2 Tomahawk и имела несколько пулеметов М-60 ( 7,62 ) и варианты ракетных установок, однако от нее отказались в пользу AH. -1 Кобра . [ 11 ]
В 1968 году два UH-2B были переоборудованы в NUH-2B. [ 12 ] Это были экспериментальные версии для армии США, которые прикрепили турбореактивный двигатель J85 к вертолету и достигли скорости более 220 миль в час, а у второго прототипа были прикреплены крылья. Оба прототипа после испытаний были возвращены в Ш2-Д. [ 13 ]
В октябре 1970 года UH-2 был выбран в качестве временного вертолета легкой бортовой многоцелевой системы (LAMPS). [ 10 ] LAMPS возникла в 1960-х годах из-за острой потребности в обеспечении неавиационных кораблей пилотируемой поддержкой и вертолетами противолодочной обороны. Пакет «LAMPS Mark I» включал в себя усовершенствованные датчики, процессоры и возможности отображения. H-2, оснащенные LAMPS, получили название SH-2D и стали мобильными радиолокационными и гидролокационными платформами, повышавшими ситуационную осведомленность кораблей. [ 10 ]
SH-2D совершил первый полет 16 марта 1971 года. [ 14 ] Поставки Ш-2Ф начались в 1973 году; SH-2F включал в себя LAMPS I и другие улучшения, такие как модернизированные двигатели, увеличенный срок службы несущего винта и более тяжелый взлетный вес. В 1981 году ВМС США заказали 60 Ш-2Ф. С 1987 года 16 SH-2F были модернизированы установленным на подбородке инфракрасным датчиком переднего обзора (FLIR), пусковыми установками для отражения / осветительных ракет , двойными задними инфракрасными средствами противодействия и оборудованием для обнаружения ракет/мин . [ 15 ]
Все, кроме двух, USN H-2 были переоборудованы в SH-2F. В 1986 финансовом году последний раз заказывали Ш-2Ф; последние шесть были переоборудованы в SH-2G Super Seasprites . [ 15 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Соединенные Штаты
[ редактировать ]

UH-2 поступил на вооружение ВМС США в 1962 году. [ 3 ] Единственный двигатель сильно ограничивал производительность. Кейману было приказано переоборудовать все «Сиспрайты» в двухмоторную конфигурацию. Модернизированные вертолеты имели скорость полета 130 узлов (240 км/ч) и дальность полета 411 морских миль (761 км). [ 2 ] В состав ВМС США входило около 200 самолетов Seasprite, выполняющих различные функции, включая противолодочную оборону, поисково-спасательную операцию и транспортировку грузов. [ 2 ] В типичных боевых условиях авианосец ВМС США развернут с несколькими UH-2 в роли охраны самолетов и поисково-спасательных операций. [ 10 ]
UH-2 был представлен как раз вовремя, чтобы принять участие в инциденте в Тонкинском заливе в августе 1964 года. Основная роль Seasprite во Вьетнамской войне заключалась в CSAR сбитых экипажей на море и на суше, зависимость от Seasprite в этой роли возрастала по мере обострения конфликта. , например, во время операции Rolling Thunder в 1965 году. [ 16 ] В октябре 1966 года вертолетные поисково-спасательные группы восстановили 103 из 269 сбитых пилотов. [ 17 ]
В 1970-х годах переоборудование UH-2 в противолодочную конфигурацию SH-2 предоставило ВМС США первый специализированный противолодочный вертолет, способный действовать с кораблей, отличных от авианосцев. Компактный размер SH-2 позволял эксплуатировать этот тип из кабин экипажа, которые были слишком малы для большинства вертолетов; этот фактор позже сыграл роль в решении ВМС США приобрести улучшенный SH-2F в начале 1980-х годов. [ 18 ]
Флот SH-2F использовался для обеспечения и поддержки операции «Эрнест Уилл» в июле 1987 года, операции «Богомол» в апреле 1988 года и операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года в регионе Персидского залива . [ 19 ] Средства противодействия и дополнительное оборудование, имеющиеся на SH-2F, позволяли этому типу выполнять задачи боевой поддержки и надводных боевых действий в этой враждебной среде, которая зачастую имела минимальную угрозу с подводных лодок. В апреле 1994 года Ш-2Ф был выведен из состава ВМС США; Это время совпало с выводом из эксплуатации последнего из фрегатов класса «Нокс» вьетнамской эпохи , которые не могли принять новые и более крупные SH-60 Sea Hawks , которые использовались для замены стареющих Seasprites.
В 1991 году ВМС США начали получать новые SH-2G Super Seasprite; Всего было выпущено 18 переоборудованных Ш-2Ф и 6 новых Ш-2Г. [ 20 ] Они были переданы в резервные эскадрильи ВМФ, SH-2G поступили на вооружение HSL-84 в 1993 году. [ 21 ] SH-2 участвовал в примерно 600 операциях и налетал 1,5 миллиона часов, прежде чем последний экземпляр этого типа был окончательно выведен из эксплуатации ВМС США в середине 2001 года. [ 21 ] [ 22 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]
Королевский флот Новой Зеландии (RNZN) заменил свои Westland Wasp на первоначальную партию из четырех самолетов. [ 23 ] временный SH-2F Seasprites (ранее принадлежавший ВМС США), эксплуатируемый и обслуживаемый персоналом ВМФ и ВВС, известным как 3-я эскадрилья RNZAF Naval Support Flight, для работы с фрегатами класса ANZAC до тех пор, пока флот не будет состоять из пяти новых SH. -2G (Новая Зеландия) были доставлены Super Seasprites . В октябре 2005 года авиационное подразделение ВМФ было переведено в 6-ю эскадрилью RNZAF на базе RNZAF в Окленде в Венуапай. RNZN Seasprites прошли службу в Восточном Тиморе . 10 из 11 SH-2G(A) отвергнуты Королевским ВМС Австралии. [ 24 ] были приобретены в 2014 году для замены пяти RNZN SH-2G (Новая Зеландия) Seasprite, которым требовалось либо MLU (обновление среднего срока службы), либо замена из-за проблем с коррозией, проблемами обслуживания и устаревания. [ 25 ] Кейман модифицировал бывшие австралийские самолеты и переименовал их в SH-2G(I), причем последний из них был доставлен в Новую Зеландию в начале 2016 года. Восемь самолетов находятся в полете, а девятый и десятый самолеты используются на запчасти и т. д. 11-й самолет принадлежит Кейману в качестве прототипа и испытательного самолета. [ 26 ] Пять SH-2G(Новая Зеландия) проданы в Перу. [ 27 ] SH-2F (бывший RNZN, NZ3442) хранится в Королевском музее ВВС Новой Зеландии , подаренный музею Kaman Aircraft Corporation после аварии во время службы в RNZN.
RNAF использует FN Mag 58 пулемет калибра 7,62 мм , который был принят на вооружение к 2008 году. [ 28 ]
Экспорт
[ редактировать ]В конце 1990-х годов Соединенные Штаты решили предложить излишки SH-2F ВМС США в качестве иностранной помощи ряду зарубежных стран. Среди предложенных типов были Греция , которой было предложено шесть, и Турция , которой было предложено 14, но они отклонили предложение. [ 29 ] [ 30 ]
Египет решил приобрести четыре SH-2F в рамках этой программы помощи. В основном они использовались в качестве запасных частей для поддержки существующего парка из десяти SH-2G. [ 30 ] В начале 2000-х годов Австралия приобрела модель SH-2G, десять из которых были поставлены к 2007 году. [ 31 ] 11 было заказано в конце 1990-х годов, но служили они только с 2003 по 2008 год; РАН консолидировалось на использовании SH-60 Seahawk и в то время запускало программу MRH-90 Taipan. Польша решила приобрести более поздний вариант SH-2G. [ 30 ] Перу приобрело бывшие RNZAF SH-2G, и они поступили на вооружение в конце 2010-х годов. [ 32 ]
Варианты
[ редактировать ]



- YHU2K-1
- Четыре испытательных и оценочных прототипа с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-6 мощностью 875 л.с. Позже в 1962 году переименован в YUH-2A . [ 1 ]
- ХУ2К-1
- Транспортный вертолет общего назначения с турбовальным двигателем General Electric T58-GE-8B мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Начальная производственная версия. Позже в 1962 году переименован в UH-2A . Всего построено 88 самолетов. [ 1 ]
- УХ-2Б
- Универсальный транспортный вертолет, такой же, как UH-2A, без приборов ППП , хотя они были позже добавлены без последующего изменения обозначения. построено 102. [ нужна ссылка ]
- Н-2 «Томагавк»
- Версия боевого корабля на базе UH-2A. Один прототип был построен и испытан для армии США в 1963 году. Армия выбрала его в ноябре 1963 года, но запланированный заказ на 220 H-2 был отменен в пользу дополнительных заказов на UH-1. [ 33 ]
- НУХ-2Б [ 34 ]
- Один самолет (147978) с крыльями Beechcraft Queen Air и двигателем General Electric J85 турбореактивным , май 1968 года. [ нужна ссылка ]
- УХ-2С
- Вертолеты UH-2A и UH-2B оснащены двумя турбовальными двигателями General Electric T58-GE-8B. [ 1 ] Один бывший UH-2A послужил прототипом, за ним последовало 40 модификаций UH-2A и UH-2B.
- НУХ-2С
- Один вертолет UH-2C (147981) был модифицирован с использованием укороченных крыльев и пилонов для испытаний вооружения, в число установленных ракет входили AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow III. ракеты класса «воздух-воздух» [ 1 ]
- НУХ-2Д
- Переименование испытательно-оценочного вертолета NUH-1C. [ 1 ]
- HH-2C
- Поисково-спасательный вертолет, вооруженный одним миниганом в подбородочной башне и двумя поясными 7,62-мм пулеметами, шесть модификаций. [ 1 ]
- ХХ-2Д
- Поисково-спасательный вертолет, без вооружения и брони, но с двигателями T58-GE-8F и четырехлопастным рулевым винтом, 67 модификаций UH-2A и UH-2B. [ 1 ]
- Ш-2Д
- Противолодочный вертолет, 20 модификаций предыдущих моделей. [ 1 ]
- ЯШ-2Э
- Два испытательных и оценочных вертолета, оснащенных современным радаром и оборудованием LAMPS. [ 1 ]
- СЕАЛИТ
- Задуман как окончательная версия Seasprite для программы LAMPS. «Легкая» конструкция для использования на эсминцах и кораблях сопровождения, у которых предельная нагрузка на вертолетную палубу составляла около 6000 фунтов (2720 кг). Предполагалось использовать динамическую систему базового вертолета UH-2, но с небольшим и более легким фюзеляжем, новым полозковым шасси, одним турбовальным двигателем Pratt & Whitney (UACL) PT6T (T400-CP-400) и трехлопастным двигателем. складной ротор с новой ступицей ротора, позволяющий сохранить максимальную полную массу на уровне 7900 фунтов (3583 кг). Планируется в трёх вариантах: противолодочная оборона, CMD (Крылатая противоракетная оборона, т.е. защита от противоракетной обороны ) и общего назначения. [ 35 ] [ 36 ] Фирменное обозначение SEALITE было К-820. Из-за сокращений после Вьетнама вместо этого в конечном итоге был закуплен SH-2F. [ 37 ]
- Ш-2Ф
- Противолодочный вертолет с двумя турбовальными двигателями General Electric T58 -GE-8F мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт). Улучшенная версия. В основном это модификации Ш-2Д и более ранних моделей. Номера бюро с 161641 по 161652 и с 161654 по 163214, всего 59 самолетов, поступило на вооружение как Ш-2Ф. [ 38 ] [ нужна проверка ]
- ЯШ-2Г
- 1 прототип Ш-2Г, переоборудованный из Ш-2Ф. [ нужна ссылка ]
- Каман SH-2G Супер Сиспрайт
- Противолодочный вертолет с двумя турбовальными двигателями General Electric T700 -GE-401 мощностью 1723 л.с. (1285 кВт). [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- Новая Зеландия
- NZ3442 - SH-2F на статической экспозиции в Музее ВВС Новой Зеландии в Вигрэме, Крайстчерч . [ 41 ]

- Соединенные Штаты
- 149021 — SH-2F на статической экспозиции в USS Hornet музее в Аламеде, Калифорния . [ 42 ] [ 43 ]
- 149022 — SH-2F на статической экспозиции на авиабазе ВМС Северный остров в Коронадо, Калифорния . [ 44 ]
- 149026 - SH-2F на статической выставке на военно-морской базе Норфолк Чемберс Филд в Норфолке, Вирджиния . [ 45 ]
- 149031 — HH‑2D на статической экспозиции в Американском музее вертолетов и образовательном центре в Вест-Честере, штат Пенсильвания . Это был последний HH-2D в ВМС США, имевший позывной «Copyright 14» (или позывной «Shaka 14»). [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
- 150155 — SH-2F на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 49 ]
- 150157 — SH-2F на статической экспозиции в USS Midway музее в Сан-Диего, Калифорния . Он окрашен в маркировку своего последнего назначения - HSL-33. [ 50 ]
- 150175 — SH-2F на статической экспозиции авианосца « Нью-Джерси» в Камдене, штат Нью-Джерси . Он окрашен как номер бюро 150141. [ 51 ]
- 150181 - SH-2F на статической выставке в Мемориальном парке линкора в Мобиле, штат Алабама . Он окрашен в маркировку своего последнего назначения - HSL-31. [ 52 ] [ 53 ]
- 151312 - SH-2F на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола в Пенсаколе, Флорида . [ 54 ] [ 55 ]
- 151321 - SH-2F на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон . [ 56 ] [ 57 ]
- 152201 - SH-2F на статической экспозиции в Военном музее Луизианы в Растоне, штат Луизиана . [ 58 ]
- 161905 - SH-2F на статической экспозиции в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 59 ]
- 162583 — SH-2F на статической выставке в лагере Aviation Challenge в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама . [ 60 ] Его пилотировал HSL-36 с позывным «Фонарщик 342». [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Ш-2Ф Сиспрайт)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 гг., [ 61 ] Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый [ 62 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот/тактический координатор (TACCO), оператор датчиков (SENSO))
- Вместимость: 1 человек с носилками (с установленными LAMPS) / 4 человека и два носилками (со снятой пусковой установкой Sonobuoy)
- Длина: 38 футов 4 дюйма (11,68 м) со сложенными носом и лопастями.
- Высота: 13 футов 7 дюймов (4,14 м) до верхней части головки ротора.
- Пустой вес: 7040 фунтов (3193 кг)
- Максимальный взлетный вес: 12 500 фунтов (5670 кг), нормальный макс.
- Максимальная взлетная масса с перегрузкой: 13 300 фунтов (6000 кг).
- Запас топлива: внутренние топливные баки на 396 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л); Дополнительные внешние топливные баки емкостью 120 галлонов США (100 имп галлонов; 450 л).
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-8F турбовальных мощностью 1350 л.с. (1010 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 44 фута 0 дюймов (13,41 м)
- Площадь несущего винта: 1520,53 кв. футов (141,262 м ). 2 ) 4-лопастные несущий и рулевой винты
- Лопастная часть ротора: - корень: КМ23014.86; совет: KM23011.47 [ 63 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 143 узла (165 миль в час, 265 км/ч) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч)
- Дальность: 367 миль (422 миль, 680 км) с максимальным запасом топлива.
- Автономность: 5 часов с двумя внешними баками.
- Практический потолок: 22 500 футов (6 900 м)
- Потолок зависания IGE: 18 600 футов (5700 м)
- Потолок зависания ОГЭ: 15 400 футов (4700 м)
- Скорость набора высоты: 2440 футов/мин (12,4 м/с).
Вооружение
- Узлы подвески: 2 боковые стойки/пилоны для крепления фюзеляжа.
- Ракеты. Неамериканские самолеты несут различные управляемые ракеты , в том числе AGM-65 Maverick (часто используемые в противокорабельных целях) и специальные противокорабельные ракеты .
- Торпеды : 2 противолодочные Mk 46 или Mk 50. торпеды
Авионика
- РЛС ЛН 66НР
- Улучшенные комплексы тактической навигации и связи.
См. также
[ редактировать ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дональд, Дэвид изд. «Каман H-2 Сиспрайт», Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Апостоло, Г. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Книги Бонанза, 1984. ISBN 0-517-43935-2 .
- ^ Паттилло 2001, с. 211.
- ^ Совард 1995, стр. 169–171.
- ^ Совард 1995, стр. 244–246.
- ^ Совард 1995, стр. 261–262.
- ^ Паттилло 2001, с. 312.
- ^ Леман 2001, стр. 183.
- ^ Jump up to: а б с д Фроули 2002, с. 100.
- ^ «Каманские вертолеты» . www.airvectors.net . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ «Забытые роторы — сайт ресурсной группы Warbirds» . Forgotrotors.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Уолтон, Билл (24 сентября 2021 г.). «Сиспрайт: Маленький универсальный вертолет Кеймана оказал большое влияние на флот» . Avgeekery.com . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Паттилло 2001, стр. 312–313.
- ^ Jump up to: а б Иден 2004, с. 219.
- ^ Данстан 2003, с. 152.
- ^ Хирн 2005, с. 255.
- ^ Бойн 2002, с. 343.
- ^ Чант 2001, с. 54.
- ^ Эндрес и Гетинг 2005, с. 492.
- ^ Jump up to: а б Модернизация самолетов Джейн . Информационная группа Джейн, 2009 г. (статья по подписке) [ постоянная мертвая ссылка ] опубликовано 20 марта 2009 г.
- ^ Стивенс, Эрни. «Вставка «Супер» в Kaman Super Seasprite». Архивировано 14 мая 2016 г. в Wayback Machine . Ротор и крыло , 1 октября 2009 г.
- ^ «РНЗН Каман Ш-2Ф Сиспрайт и Ш-2Г и Ш-2Г(И) Супер Сиспрайт» . Новозеландские сериалы военных самолетов . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Оборонный бизнес: Сиспрайт – что пошло не так?» . australiandefence.com.au . 19 апреля 2013 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ «Новая Зеландия борется с устойчивостью Seasprite» . 22 августа 2011 г.
- ^ «РНЗН – Замена вертолетов ВМФ» .
- ^ «Новая Зеландия продает в Перу списанные Seasprites» . 22 декабря 2014 г.
- ^ «Противолодочный вертолет SH-2G Super Seasprite» . Военно-морская техника . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ «Греция и Турция: программы помощи США и другие мероприятия» .
- ^ Jump up to: а б с «Канберра купила ненужные вертолеты» . 28 апреля 2004 г.
- ^ Уолтерс, Патрик (10 февраля 2007 г.). «Сиспрайт направился к куче мусора» . Австралиец . Новостная корпорация . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 г. Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ Танталеан, Сезар Круз (9 октября 2014 г.). «Перу подписывает контракт на SH-2G Super Seasprites» . IHS Jane’s 360 . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Хардинг, Стивен. Kaman H-2 Tomahawk и Seasprite». Самолеты армии США с 1947 года . Schiffer Publishing Ltd., 1997. ISBN 0-7643-0190-X .
- ^ «Забытые роторы — сайт ресурсной группы Warbirds» . Forgotrotors.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Flying Review International, май 1970 г.
- ^ Полет , август 1971 г.
- ^ Тригстад, Рэй. «Легкий многоцелевой самолет с бортовой системой (LAMPS) Kaman SH-2F SeaSprite» . raytrygstad.com . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ «РНЗАФ – 6-я эскадрилья» . Королевские ВВС Новой Зеландии . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ «SH-2 Seasprite ВМС США» . globalsecurity.org . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Каман Сиспрайт Ш-2Ф» . Музей ВВС Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Ш-2 Сиспрайт» . Музей моря, авиации и космонавтики USS Hornet . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 149021 USN, c/n 25, c/r N8059T» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — КаманН-2, серийный номер 149022 УСН» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman H-2, серийный номер 149026 USN» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Каман К-20/HH 2D Сиспрайт» . Американский музей вертолетов и образовательный центр . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman HH-2D Seasprite, серийный номер 149031 USN, c/n 35» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Тригстад, Рэй. «Легкий многоцелевой самолет с бортовой системой (LAMPS) Kaman SH-2F SeaSprite» . RayTrygstad.com . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «СИСПрайт» . Музей авиации и космонавтики Пима (PimaAir.org) . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Паспорт самолета» . Самолет Мидуэй . 19 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2017 г. . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 150175 USN» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Самолет» . Мемориальный парк линкора USS Alabama . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 150181 USN, c/n 131, c/r N8064F» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Н-2 СИСПРАЙТ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 151312 USN, c/n 149, c/r N8064H» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Военный самолет» . Эвергринский музей авиации и космонавтики . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 151321 USN, c/n 158, c/r N8064Z» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Kaman SH-2F Seasprite, серийный номер 152201 USN, c/n 185, c/r N7096P» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Каман Ш-2Ф 'Сиспрайт' » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 24 июля 2017 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — КаманН-2, серийный номер 162583 USN, серийный номер 234» . Аэрофотосъемка (AerialVisuals.ca) . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1976). Jane's All the World's Aircraft 1976–77 (67-е изд.). Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 309–310. ISBN 0-3540-0538-3 .
- ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1994). Энциклопедия мировой военной авиации: Том первый (1-е изд.). Лондон: Аэрокосмическое издательство. стр. 215–216. ISBN 1874023522 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, Англия, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Бойн, Уолтер Дж. Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО, 2002. ISBN 1-576073-45-9 .
- Чант, Крис. Воздушная война в Персидском заливе 1991 года . Издательство Оспри, 2001. ISBN 1-841762-95-4 .
- Кордесман, Энтони Х. Арабо-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричных войн . Издательство Гринвуд, 2006. ISBN 0-275991-86-5 .
- Дональд, Дэвид; Дэниел Дж. Марч (2001). Справочник ВВС авианосной авиации . Норуолк, Коннектикут: Издательство AIRtime. ISBN 1-880588-43-9 .
- Дональд, Дэвид; Джон Лейк (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 0-7607-2208-0 .
- Данстан, Саймон. Вьетнамские Чопперы . Издательство Оспри, 2003. ISBN 1-841767-96-4 .
- Эндрес, Гюнтер, Михаэль Дж. Гетинг. Руководство Джейн по распознаванию самолетов . ХарперКоллинз, Великобритания, 2005 г. ISBN 0-007183-32-1 .
- Иден, Пол. «Каман SH-2 Сиспрайт», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Фроули, Джерард. Международный справочник военных самолетов . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Хирн, Честер Г. Авианосцы в бою: воздушная война на море . Издательство Гринвуд, 2005. ISBN 0-275985-57-1 .
- Леман, Джон Ф. Командование морем . Издательство Военно-морского института, 2001. ISBN 1-557505-34-9 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN 1-851094-68-7 .
- Паттилло, Дональд М. Раздвигая границы: американская авиационная промышленность . Издательство Мичиганского университета, 2001. ISBN 0-472086-71-5 .
- Совард, Стюарт Э. Руки на летающих станциях, воспоминания о канадской военно-морской авиации, том II. Виктория, Британская Колумбия: Развитие Нептуна, 1995. ISBN 0-9697229-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]