Цессна СН-1 Скайхук
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
CH-1 Скайхук YH-41 Сенека | |
---|---|
![]() | |
Прототип YH-41 | |
Роль | Легкий вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Дизайнер | Ричард Тен Эйк |
Первый полет | июль 1953 г. [ 1 ] |
Введение | 1956 |
Статус | Производство закончилось в декабре 1962 года. |
Количество построенных | ~50 |
Разработано на основе | Сейбель С-4 |
Cessna CH-1 Skyhook — единственный вертолет , когда-либо построенный компанией Cessna Aircraft . Это был первый вертолет, приземлившийся на вершине Пайкс-Пик , и последний вертолет с поршневым двигателем, установивший рекорд высоты для вертолетов. CH-1 имел одинарный двухлопастной несущий винт и передний поршневой двигатель, который придавал самолету стабильный центр тяжести (ЦТ). Его полумонококовый планер очень напоминает его собратьев по легким самолетам, построенных Cessna. CH-1 получил название Skyhook для гражданского рынка, аналогично маркетинговым названиям, используемым в линейке одномоторных самолетов Cessna, таким как Skyhawk , Skylane и Skywagon . [ 2 ] Армия США обозначила CH-1C как YH-41 Seneca . Хотя CH-1 несколько раз был первым вертолетом и установил мировой рекорд, он так и не добился коммерческого или военного успеха.
Разработка
[ редактировать ]Cessna Aircraft Company приобрела Seibel Helicopter Company из Уичито, штат Канзас, 14 января 1952 года. [ 2 ] посредством обмена акциями с инвесторами Seibel. Все оборудование Seibel Helicopter Company, включая Seibel S-4B , было перевезено на завод Cessna в Пауни в Уичито, и летом 1952 года начались работы над проектом CH-1. Чарльз Сейбел, который стал главным инженером нового вертолетного подразделения, часть приобретения считала, что из S-4B с корпусом Cessna получится отличный вертолет. Пилоты Cessna несколько месяцев летали на S-4B компании Seibel, чтобы познакомить инженеров с вертолетами, а затем он был списан. [ 2 ]
Была создана четвертьразмерная модель аэродинамической трубы CH-1 и проведены испытания в Университете штата Уичито. Первая полноразмерная машина не имела закрытого фюзеляжа и капота, а также горизонтального стабилизатора. Этот скелет испытательного стенда, получивший обозначение CH1-1, впервые завис в воздухе в июле 1953 года, в конечном итоге совершив испытательные полеты на высоту до 10 000 футов (3 000 м). [ 2 ] Фактический прототип CH-1 был построен на основе модификаций, внесенных в испытательный самолет, и этот второй корабль совершил свой первый полет в 1954 году на заводе «Проспект». [ 2 ]
9 июня 1955 года CH-1 получил CAA сертификат типа 3H10. Первоначально сертифицированный как двухместный вертолет, проблемы устойчивости при большей полной массе потребовали дополнительных инженерных решений. более крупный свободноплавающий горизонтальный стабилизатор Был введен . Во время полета вперед стабилизатор поворачивался к регулируемому механическому упору, который был связан с циклическим управлением вперед и назад, тем самым изменяя угол падения стабилизатора во время полета. Доработка стабилизатора позволила добавить второй ряд сидений, и 28 февраля 1956 года четырехместный корабль, получивший обозначение CH-1A, был сертифицирован.
Ч-1Б
[ редактировать ]В декабре 1955 года Cessna ожидала контракта на производство ограниченного количества CH-1 для оценки в армии. Готовясь к контракту, Cessna начала модификацию CH-1A с использованием двигателя Continental FSO-526 и других аэродинамических и структурных изменений с целью получения производственного контракта. Весной 1956 года армия заключила с Cessna контракт на сумму 1,1 миллиона долларов США на поставку 10 испытательных самолетов, получивших обозначение YH-41 Seneca. В маркетинговых целях прототип CH-1A (N5156) был окрашен в оливково-серый армейский цвет.
Дизайн
[ редактировать ]В самолете использовались уникальные шарниры L-образного сечения для крепления лопастей несущего винта к ступице вместо более традиционных подшипников изменения шага. [ 3 ]
Внешний дизайн CH-1 был создан Ричардом Тен Эйком , промышленным дизайнером Cessna. Это был низкопрофильный обтекаемый корпус авиационного типа с двигателем спереди и кабиной позади силовой установки. Переднее расположение двигателя обеспечивало «легкость доступа,… эффективное охлаждение и освобождало центр тяжести за кабиной для использования с одноразовым грузом». [ 2 ] но также представлял собой проблему с вентиляцией выхлопных газов, которая оказалась проблемой на протяжении всего срока службы самолета. Кроме того, размер хвостовой балки, обусловленный фюзеляжем самолетного типа, создавал аэродинамические проблемы при зависании и поступлении вперед, которые пришлось решать путем последующих изменений аэродинамической конструкции.
Двигатель
[ редактировать ]Прототип CH-1 изначально был оснащен Continental FSO-470 шестицилиндровым двигателем с наддувом мощностью 260 л.с. (190 кВт) при 3200 об/мин. Нагнетатель двигателя и вентиляторы охлаждения приводились в движение ремнями. У Cessna были давние отношения с Continental, которая поставляла двигатели для легких самолетов компании, но использование двигателя Continental в вертолете было таким же испытанием для компании по производству двигателей, как и сам выход Cessna на рынок вертолетов. Это было особенно верно, если учесть, что большинство других производителей легких вертолетов использовали двигатели Franklin и Lycoming .
Операционная история
[ редактировать ]CH-1 установил множество новинок. CH-1A был первым вертолетом, приземлившимся на Пайкс-Пик на высоте 14 110 футов (4300 м) 15 сентября 1955 года. [ 2 ] у него была более высокая крейсерская скорость, чем у сопоставимых машин, а CH-1B, модифицированный двигателем FSO-526-2X, установил официальный мировой рекорд высоты FAI для вертолетов - 29 777 футов. [ примечание 1 ] 28 декабря 1957 года, пилотируемый капитаном армии Джеймсом Э. Боуменом. [ 2 ] Предыдущий рекорд был установлен Aérospatiale Alouette II с турбинным двигателем , а позже был побит другим Alouette II, но рекорд, установленный CH-1B, остается самой высокой высотой, когда-либо достигнутой вертолетом с поршневым двигателем. [ 4 ] CH-1C стал первым вертолетом, получившим правил полетов по приборам сертификацию Федерального управления гражданской авиации . [ нужна ссылка ]
Производство было прекращено в декабре 1962 года. Компания указала, что это произошло из-за того, что рынок гражданской авиации не был готов к этому типу самолетов, хотя владелец CH-1 Рекс Трейлер утверждал, что это произошло из-за катастрофических отказов трансмиссии. [ 5 ] [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- CH1-1
- Машина для испытательного стенда без обшивки для первоначального висения и летных испытаний.
- СН-1
- Прототип CH-1 оснащался двигателем Continental FSO-470 с двухместной кабиной.
- СН-1А
- Четырехместная версия CH-1 создана путем решения проблемы устойчивости, представленной хвостовой балкой.

- Ч-1Б
- Изменения 1955 года для обеспечения армейского контракта. Двигатель Continental FSO-526 мощностью 270 л.с. (200 кВт) при 3000 об/мин, с шестеренчатым нагнетателем и горизонтальным вентилятором охлаждения. Автоматический редуктор общего шага снижал общий шаг в случае отказа двигателя.
- ЯХ-41
- Десять CH-1B закуплены армией США для оценки в рамках возможного будущего производственного контракта. [ 5 ]
- СН-1С
- UH-41А
- 15 самолетов CH-1C закуплены правительством США для программы военной помощи (MAP) зарубежным странам.
- СН-4
- армии США Компания Cessna участвовала в программе легких наблюдательных вертолетов . Это был CH-1C с двигателем Allison Model 250, установленным за задним пассажирским сиденьем.
- Ч-1Д
- CH-1C модифицирован с помощью Continental "Whirlaway". [ нужны разъяснения ] двигатель. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Эквадора - четыре UH-41A. [ 5 ]
- Иранская армия - пять UH-41A, замененные самолетами Bell 205 и Bell 206. [ 2 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]До того, как Cessna прекратила производство вертолетов, было построено около 50 машин. Большая часть построенных самолетов была выкуплена и списана Cessna, а сертификат типа был отозван, предположительно, чтобы снять с Cessna любую ответственность за продолжение эксплуатации любых вертолетов, которые они не смогли вернуть. В Музее армейской авиации в Форт-Новоселе , штат Алабама, есть прототип YH-41 Seneca (серийный номер 56-4244) как часть коллекции, хотя в настоящее время он не выставлен на обозрение. [ 7 ]
Технические характеристики (CH-1C)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1961–62 гг. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3 пассажира
- Длина: 29 футов 5 дюймов (8,97 м) (длина фюзеляжа), 42 футов 6 дюймов (12,95 м) (общая длина)
- Высота: 8 футов 3 дюйма (2,51 м)
- Вес пустого: 2080 фунтов (943 кг)
- Полная масса: 3100 фунтов (1406 кг)
- Силовая установка: 1 Continental FSO-526-A мощностью 270 л.с. (200 кВт). шестицилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения
- Диаметр несущего винта: 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
- Площадь несущего винта: 962 кв. футов (89,4 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 108 миль в час (174 км/ч, 94 узла) на уровне моря.
- Дальность: 260 миль (420 км, 230 миль)
- Автономность: 5,15 часов (на вспомогательном топливе)
- Скорость набора высоты: 1030 футов/мин (5,2 м/с) на высоте 8000 футов (2400 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Калиброванные приборы Cessna показали высоту 30 355 футов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хардинг, Стив. Самолеты армии США с 1947 года: иллюстрированный справочник . Стиллуотер, Миннесота: Specialty Press, 1990. ISBN 0-933424-53-1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Стив Ремингтон ». Вертолет Cessna CH-1; Рекордсмен - пятьдесят с лишним лет спустя» . CollectAir. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года.
- ^ Тейлор, Майкл Дж. История вертолетов , с. 85. Публикации Ройса, Лондон, 1984. ISBN 0-603-03616-3 .
- ^ Международная авиационная федерация (декабрь 1957 г.). «Список рекордов, установленных «YH-41» » . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 16 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов , с. 62. Книги Бонанза, Нью-Йорк, 1984. ISBN 0-517-43935-2 .
- ^ Воспоминания о Бумтауне (nd). «Вертолет!» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 18 января 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ «Коллекция вращающихся крыльев» . Фонд музея авиации армии США, Inc. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ Тейлор 1961, стр. 232–233.
- Тейлор, Джон В.Р. (1961). Джейн «Все самолеты мира», 1961–62 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ламбермонт, Поль Марсель (1958). Вертолеты и автожиры мира . Лондон: Касселл. ОСЛК 1247556.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Cessna YH-41 Seneca, на Викискладе?