Цессна 402
Цессна 401 и 402 | |
---|---|
![]() | |
Рейксватерштат Cessna 402 | |
Роль | Корпоративный транспорт и авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 26 августа 1965 г. |
Введение | 1967 |
Основной пользователь | Кейп Эйр |
Произведено | 1966–1985 |
Разработано на основе | Цессна 411 [1] |
Cessna 401 и 402 представляют собой серию легких двухпоршневых самолетов вместимостью от 6 до 10 мест . [1] [2] Все сиденья легко снимаются, что позволяет использовать самолет в полностью грузовой конфигурации. [1] Ни Cessna 401, ни 402 не находились под давлением и не были особенно быстрыми для установленной мощности. Вместо этого Cessna намеревалась сделать их недорогими в покупке и эксплуатации. [2]
Дизайн
[ редактировать ]
Cessna 401 и 402 были разработаны как двухмоторные поршневые самолеты без наддува. Их целью было стать рабочей лошадкой, полезной для грузовых и небольших пригородных авиакомпаний, а также для других пользователей.
Cessna 401 и 402 были развитием Cessna 411 . [1] Одной из целей Cessna 401/402 было улучшение очень плохой управляемости с одним двигателем у Cessna 411. [3] Другая цель заключалась в том, чтобы избежать использования довольно дорогих и трудоемких в обслуживании мотор-редукторов Cessna 411. [3]
Cessna 401 и 402 оснащены с турбонаддувом двигателями Continental мощностью 300 л.с. (224 кВт) и трехлопастными воздушными винтами с постоянной скоростью и полным флюгированием. На более поздних моделях крейсерская мощность была ограничена до 75%, чтобы снизить шум в салоне. Некоторые самолеты оснащены синхрофазером пропеллера для снижения шума и вибрации в кабине. [1]
Разработка
[ редактировать ]ФАУ выдало сертификат Cessna 401 в октябре 1968 года и 402 в январе 1969 года. [4] Оригинальная Cessna 402 была представлена в 1967 году. В то же время производилась версия без большой грузовой двери под названием Cessna 401. [3] В 1969 году нос 402-го был удлинен для увеличения места для багажа. Эта модель была переименована в 402А. Модель 401 сохранила оригинальный нос. [3] В 1970 году были внесены различные незначительные изменения. Кроме того, стали доступны дополнительные топливные баки большего размера на 184 галлона США (700 л). Эта модель получила название 402B. [3] К 1971 году продажи модели 401 снизились до 21 самолета, поэтому производство модели было прекращено. [3]
В период с 1971 по 1977 год в планер было внесено множество изменений, в том числе дополнительный огнетушитель двигателя (1971 год), упрощенная выхлопная система (1972 год), увеличенные пассажирские окна (1973 год), оборудование для полетов в условиях известного обледенения (1975 год) и дополнительный туалет со смывом (1977 г.). [3]
В 1976 году была выпущена очень похожая Cessna 421 с новым крылом, без законцовочных баков и более простой топливной системой. Cessna 414 получила чистое крыло в 1978 году.
В 1979 году модели 402 получили новое крыло с размахом больше на 5 футов (1,5 м). Шасси было заменено на более простую систему от Cessna 414 . Колея шасси также была увеличена на 4 фута (1,2 м). Мощность двигателей была увеличена до 325 л.с. (242 кВт) каждый, а максимальная полная масса увеличилась до 6850 фунтов (3110 кг), что сделало самолет гораздо более полезным. Запас топлива был увеличен до 213 галлонов США (810 л). Даже с увеличением веса улучшились одномоторные характеристики и снизилась скорость сваливания на пару узлов. После этого изменения самолет получил название Cessna 402C. [4] [3]
Производство остановилось после выпуска модели 1985 года.
Модификации
[ редактировать ]В 1969 году компания American Jet Industries начала работу над переоборудованием Cessna 402 с турбовинтовым двигателем, получившим название Turbo Star 402 , с использованием Allison 250-B17 . двигателей [5] Прототип совершил полет 10 июня 1970 года. [5] Дальнейшие модификации, обеспечивающие увеличение запаса топлива, увеличение полной массы и снижение минимальной скорости управления, были проведены в 1974 году, и модификация прошла повторную сертификацию. [5] Scenic Airlines из Лас-Вегаса приобрела права на дизайн в 1977 году. [6]
Cessna 402C может быть оснащен вихревыми генераторами для увеличения максимально допустимой взлетной массы до 7210 фунтов (3270 кг) при массе без топлива 6750 фунтов (3062 кг). [7]
Другая модификация 402C увеличивает максимальную посадочную массу до 7200 фунтов (3266 кг), что позволяет коммерческим операторам летать с увеличенной полезной нагрузкой на более коротких маршрутах. [8]
Хендрик Вентер из DMI Engineering создал Falcon 402: переоборудованный Cessna 402, оснащенный одним турбовинтовым двигателем Walter M601D в носовой части и заменивший два поршневых двигателя в крыльях новыми топливными баками. Нос был удлинен, чтобы исправить центр тяжести . Он имеет увеличенную полезную нагрузку и максимальную скорость и может использовать более короткие взлетно-посадочные полосы. [9]
Варианты
[ редактировать ]

Это семейство самолетов строилось в нескольких модификациях:
- 401
- Шести-восьмиместный салон, предназначенный для корпоративного транспорта. Год выпуска 1966–1972 гг. Заменой 401 в роли корпоративного транспорта стал вариант 402 Businessliner. Сертифицирован 20 сентября 1966 г. [1] [10] [11]
- 401А
- 401 с небольшими изменениями. Сертифицирован 29 октября 1968 г. [11] [12]
- 401Б
- Модель 401A с небольшими изменениями, позже замененная моделью 402B. Сертифицирован 12 ноября 1969 г. [11] [12]
- 402
- Модель 401, предназначенная либо для коммунальных нужд (грузовых), либо для девятиместных пригородных поездов. Сертифицирован 20 сентября 1966 г. [11] [12] Первоначально назывался Модель 360 . [12]
- 402А
- Модель 402 с багажным отделением в удлиненной носовой части и дополнительной дверью входа для экипажа. Сертифицировано 3 января 1969 г. [11] [12]
- 402B Утилайнер/Бизнеслайнер
- 402А с небольшими изменениями, с 1972 года имел увеличенный объем кабины и пять окон с каждой стороны. Сертифицирован 12 ноября 1969 г. [11] [12]
- 402C Утилайнер/Бизнеслайнер
- 402B с двигателями Continental TSIO-520-VB мощностью 325 л.с., увеличенной взлетной массой, увеличенным размахом крыла без баков основных законцовок и гидравлическим шасси вместо электрического. Сертифицирован 25 сентября 1978 г. [11] [12]
Операторы
[ редактировать ]
Гражданский
[ редактировать ]Cessna 402 на протяжении многих лет зарекомендовал себя как очень надежный, что, наряду с его дальностью полета и пассажировместимостью, сделало его популярным выбором для многих небольших региональных авиакомпаний по всему миру. Самолеты обычно летают по коротким и узким маршрутам к узлам, где пассажиры могут пересесть на маршруты с более высокой плотностью движения.
Крупнейшим оператором этого типа является компания Cape Air , которая по состоянию на март 2024 года имеет парк из 64 самолетов Cessna 402, работающих в Карибском бассейне , Микронезии и США . [13] [14]
Военный
[ редактировать ]
- Боливийские ВВС [16] - 1 Cessna 402 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2020 г. [17]
- Боливийские военно-морские силы [16]
- ВВС Колумбии - 1 Cessna 402 на вооружении по состоянию на декабрь 2020 г. [18]
- Два самолета ВВС Финляндии , [19] бывший оператор [ нужна ссылка ]
- ВВС Гондураса - по состоянию на 1993 год эксплуатировали одну Cessna 401. [21]
- ВВС Индонезии - эксплуатировали пять Cessna 401A и два Cessna 402A. Вышел на пенсию в конце 1989 года. [22]
- ВМС Парагвая - одна Cessna 401 на вооружении в 2003 г. [25]
- ВВС Португалии - One 402B эксплуатировался в 1968–1974 годах. [26]
- Силы обороны Тринидада и Тобаго - One 401 действовал в 1986 году. [27]
- ВМС Венесуэлы [28]
- Национальная гвардия Венесуэлы - один 402C эксплуатировался в 1986 году. [27]
Несчастный случай
[ редактировать ]Американская R&B певица Алия погибла вместе с восемью другими людьми, включая пилота, двух парикмахеров, визажиста, телохранителя и трех специалистов звукозаписывающей компании, когда самолет Cessna 402B с регистрационным номером N8097W разбился вскоре после взлета 25 августа 2001 года, около 6 часов утра: 50 вечера. местное время, в Марш-Харборе , островах Абако , Багамских островах . Основной причиной крушения был установлен неправильно загруженный самолет, масса которого превышала максимальную взлетную массу примерно на 700 фунтов (320 кг) , а центр тяжести находился значительно позади оболочки. [29] Следователи обнаружили, что пилот Луис Моралес III не имел лицензии на момент крушения и имел следы кокаина и алкоголя . в организме [30] [31] Позже семья Алии подала иск о неправомерной смерти против Blackhawk International Airways , который был урегулирован во внесудебном порядке. [32]
Технические характеристики (402C Businessliner)
[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1982–83 гг. [33]
Общие характеристики
- Экипаж: два пилота.
- Вместимость: шесть пассажиров
- Длина: 36 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма (11,09 м)
- Размах крыльев: 44 фута 1 + 1 ⁄ 2 дюйма (13,45 м)
- Высота: 11 футов 5 + 1 ⁄ 2 дюйма (3,49 м)
- Площадь крыла: 225,8 кв. футов (20,98 м ). 2 )
- Профиль крыла : NACA 23018 (корневой), NACA 23015 (наконечник).
- Пустой вес: 4077 фунтов (1849 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6850 фунтов (3107 кг)
- Запас топлива: 206 галлонов США (172 имп галлона; 780 л) полезного топлива
- Силовая установка: 2 шестицилиндровых двигателя Continental TSIO-520-VB с турбонаддувом и воздушным охлаждением оппозитных , мощностью 325 л.с. (242 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт McCauley 0850334-34 с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 231 узел (266 миль в час, 428 км/ч) на высоте 16 000 футов (4900 м)
- Крейсерская скорость: 142 узла (163 миль в час, 263 км/ч) на высоте 10 000 футов (3 000 м) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 68 узлов (78 миль в час, 126 км/ч) (закрылки опущены, питание выключено) (CAS)
- Никогда не превышайте скорость : 231 узел (266 миль в час, 428 км/ч) ( CAS ).
- Дальность: 1273 морских миль (1465 миль, 2358 км) на высоте 10 000 футов (3000 м), экономичный круиз
- Практический потолок: 26 900 футов (8 200 м)
- Скорость набора высоты: 1450 футов/мин (7,4 м/с).
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 2195 футов (669 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 2485 футов (757 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Самолет и пилот: Справочник самолетов 1978 года , стр. 92. Werner & Werner Corp, Санта-Моника, Калифорния, 1977. ISBN 0-918312-00-0
- ^ Jump up to: а б Монтгомери, М.Р. и Джеральд Фостер: Полевое руководство по самолетам, второе издание , стр. 108. Houghton Mifflin Company, 1992. ISBN 0-395-62888-1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Справочник по подержанным самолетам для потребителей авиации, том 2
- ^ Jump up to: а б Лерой Кук (23 сентября 2015 г.). «Cessna 402: универсальный твин салонного класса» . Двойник и турбина . Архивировано из оригинала 16 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Самолеты всего мира Джейн, 1977–78 . Лондон: Ежегодники Джейн. п. 398.
- ^ Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 793.
- ^ «Cessna 402C — Комплект микровихревого генератора (Micro VG)» . microaero.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «AeroAcoustics Aircraft Systems Расширитель полезной нагрузки самолета APE XL на 4…» . aeroacoustics.com . 17 июля 2012. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Пилотный пост — проект Falcon 402» . www.pilotspost.co.za . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Спрос Медиа, Инк (2008). «Цессна 411, 401 и 402» . Проверено 9 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Паспорт типа сертификата № A7CE, редакция 50» . Федеральное управление гражданской авиации . 21 февраля 2020 г. . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Англия: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-194-Х .
- ^ Мыс Эйр (2019). "О нас" . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Cape Air поддерживает флот Cessna 402 в поисках замены» . www.aviationpros.com . 23 апреля 2015 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., с. 139. ИСБН 0-85130-210-6 .
- ^ Jump up to: а б Зигрист, Мартин (октябрь 1987 г.). «ВВС Боливии — 70 лет спустя». Эйр Интернешнл . Том. 33, нет. 4. с. 176. ISSN 0306-5634 .
- ^ Hoyle Flight International 2020, с. 14.
- ^ Hoyle Flight International 2020, с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Уилер, Барри К. (4 октября 1980 г.). «ВВС мира 1980» . Рейс Интернешнл . Том. 118, нет. 3726. стр. 1330–1357. ISSN 0015-3710 . .
- ^ «Мировой инвентарь военных самолетов», Справочник по аэрокосмической отрасли, 2007 г., Aviation Week & Space Technology , 15 января 2007 г.
- ^ Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., с. 77. ИСБН 0-85130-210-6 .
- ^ «Pesawat Cessna 401A/402A Pioneer пел «Валет» » . tni-au.mil.id (на индонезийском языке) . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Гейнс, Майк (6 ноября 1982 г.). «ВВС мира 1982» . Рейс Интернешнл . Том. 122, нет. 3835. с. 1387.
- ^ Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., стр. 148–149. ISBN 0-85130-210-6 .
- ^ «Воздушная разведка: Военно-морская авиация Парагвая». Международный обзор авиации . Весна 2003. с. 14. ISBN 1-880588-54-4 . ISSN 1473-9917 .
- ^ Никколи, Риккардо (май – июнь 1998 г.). «Португальская нумерология: серийные системы, используемые Aeronautica Militar и Força Aerea Portuguesa». Любитель воздуха . № 75. с. 38. ISSN 0143-5450 .
- ^ Jump up to: а б Хэтч, Пол Ф. (29 ноября 1986 г.). «ВВС мира 1986» . Рейс Интернешнл . Том. 130, нет. 4039. С. 93, 103. ISSN 0015-3710 .
- ^ Flight International , 30 ноября 1985 г., с. 99.
- ^ NTSB (25 августа 2001 г.). «Идентификатор NTSB: MIA01RA225» . Проверено 26 сентября 2007 г.
- ^ Шумахер-Расмуссен, Эрик. «Пилот самолета Алии был пойман с кокаином и не имел права летать: лицензия пилота Луиса Моралеса должна была быть отозвана в соответствии с правилами FAA». MTV.com , 29 августа 2001 г. Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Шумахер-Расмуссен, Эрик. «Алия погибла в авиакатастрофе» . MTV.com , 26 августа 2001 г. Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Сильверман, Стивен М. «Родители Алии урегулировали иск о ДТП» . Люди . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 348–350. ISBN 0-7106-0748-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Хойл, Крейг (2020). «ВВС мира 2021» . Рейс Интернешнл . Проверено 2 декабря 2020 г.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Оценка разборки модели самолета Cessna 402C 1979 года» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. Май 2007.