Цессна 310
Цессна 310/320 | |
---|---|
Цессна 310П | |
Роль | Моноплан с двухмоторной кабиной |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 3 января 1953 г. |
Введение | 1954 |
Основной пользователь | ВВС США |
Произведено | 1954–1980 |
Количество построенных | 5,449 (310) 577 (320) |
Развитый в | Цессна 340 |
Cessna 310 — американский четырех-шестиместный двухмоторный низкоплан, выпускавшийся компанией Cessna в период с 1954 по 1980 год. Это был второй двухмоторный самолет, запущенный в производство компанией Cessna; первым был Cessna T-50 . [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Первый полет модели 310 состоялся 3 января 1953 года, а поставки начались в конце 1954 года. Обтекаемые современные формы нового близнеца были подкреплены инновационными функциями, такими как трубки увеличения тяги выхлопных газов двигателя и хранение всего топлива в концевых баках в ранних моделях. . В 1964 году выхлоп двигателя был изменен так, чтобы он проходил под крылом вместо аугментаторных трубок, которые считались шумными. [ 1 ]
Типично для соглашений об именах моделей Cessna: после номера модели добавлялась буква, чтобы обозначить изменения в исходной конструкции, произошедшие с течением лет. Первой значительной модернизацией серии 310 стала модель 310C в 1959 году, на которой были представлены более мощные Continental IO-470-D двигатели мощностью 260 л.с. (194 кВт). В 1960 году модель 310D имела стреловидное вертикальное оперение. В 310F было добавлено дополнительное окно в кабине. [ 1 ]
был с турбонаддувом 320 Skyknight разработан на базе 310F. Оснащенный двигателями TSIO-470-B и дополнительным окном в кабине с каждой стороны, он производился с 1961 по 1969 год (320E назывался Executive Skyknight), когда его заменил аналогичный Turbo 310. [ 1 ] [ 2 ]
Модель 310G была сертифицирована в 1961 году. [ 3 ] и представил топливные баки со скошенной законцовкой крыла, которые имеются в большинстве моделей двухмоторной линейки Cessna, которые Cessna продавала как баки со «стабильной законцовкой», поскольку они предназначались для обеспечения устойчивости в полете. Единственное боковое окно заменило два задних окна на модели 310K (сертифицированной в конце 1965 года), а также были представлены дополнительные трехлопастные гребные винты. [ 4 ] Последующие разработки включали 310Q и T310Q с турбонаддувом и обновленной задней кабиной с потолочным окном, а также последние 310R и T310R, которые можно узнать по удлиненной носовой части с багажным отделением. Производство закончилось в 1980 году. [ 1 ]
За прошедшие годы в модель 310 было внесено несколько модификаций для улучшения характеристик. Известный авиаинженер Джек Райли произвел два варианта: Riley Rocket 310 и Riley Turbostream 310. Райли заменил стандартные двигатели Continental мощностью 310 л.с. (230 кВт) на двигатели Lycoming TIO-540 мощностью 350 л.с. (261 кВт). Эти двигатели с промежуточным охлаждением и турбонаддувом были оснащены трехлопастными винтами Hartzell в конфигурации встречного вращения для дальнейшего повышения производительности и безопасности однодвигательного двигателя. При полной массе 5400 фунтов (2400 кг) соотношение веса к мощности составляло 7,71 фунта (3,50 кг) на лошадиную силу. В результате крейсерская скорость составила 260 узлов (480 км/ч; 300 миль в час) на высоте 18 000 футов (5 500 м) и скороподъемность 3 000 футов/мин (15 м/с).
Операционная история
[ редактировать ]Коммерческие приложения
[ редактировать ]Cessna 310 был обычным чартерным самолетом для многих фирм воздушного такси, возникших в период бума авиации общего назначения , последовавшего за Второй мировой войной. Преимущества Cessna 310 перед его современниками, такими как Piper PA-23 , заключались в скорости, эксплуатационных расходах и модификациях послепродажного обслуживания, таких как комплекты взлета и посадки Robertson , которые сделали его популярным во всем мире благодаря его летным характеристикам. Он мог использовать короткие взлетно-посадочные полосы, неся при этом большую полезную нагрузку в 2000 фунтов (910 кг). или более, на скоростях, которые были высокими для двухмоторного поршневого самолета.
Военное применение
[ редактировать ]В 1957 году ВВС США (USAF) выбрали Cessna 310 для использования в качестве легкого самолета общего назначения для транспортной и административной поддержки. ВВС США закупили 160 немодифицированных самолетов 310А с обозначением L-27A и неофициальным прозвищем Blue Canoe . [ 5 ] позже изменен на U-3A в 1962 году. Еще 36 модернизированных 310 самолетов, получивших обозначение L-27B (позже U-3B ), были поставлены в 1960–61 годах; Эти самолеты по сути представляли собой военные 310F и, как таковые, были оснащены более мощными двигателями мощностью 260 л.с. (194 кВт), и их можно было узнать по дополнительным окнам в кабине, более длинному носу и стреловидному вертикальному килю. Исследование ВВС США после года эксплуатации показало, что прямые эксплуатационные расходы U-3A составляют менее 12 долларов в час. [ 6 ] U-3 принимал активное участие в вспомогательных операциях, когда ВВС США направили самолеты в Южный Вьетнам во время войны во Вьетнаме , где они использовались для курьерских рейсов между авиабазами . [ 7 ] [ 8 ] Некоторые самолеты ВВС США позже были переданы в армию и ВМС США, и этот тип продолжал находиться на военной службе в США до середины 1970-х годов.
Известные частные рейсы
[ редактировать ]19 декабря 1992 года кубинский перебежчик майор Орест Лоренцо Перес вернулся на Кубу на Cessna 310 1961 года выпуска, чтобы забрать свою жену и двух сыновей. Летя без огней, на низкой скорости и на очень малой высоте, чтобы избежать кубинского радара, Перес забрал свою семью, приземлившись на прибрежном шоссе пляжа Варадеро , провинция Матансас , в 93 милях (150 км) к востоку от Гаваны, и сумел успешно и безопасно вернуться в Марафон, Флорида . [ 9 ] [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- 310
- Первоначальный серийный вариант, оснащенный двумя двигателями Continental O-470-B или O-470-M мощностью 240 л.с. (180 кВт) с карбюраторами, с максимальной взлетной массой 4600 фунтов (2100 кг); [ 11 ] в производстве 1955-1957 годов выпуска, построено 547 экземпляров. [ 12 ]
- 310А
- Военная версия 310-го для ВВС США , получившая обозначение L-27A, а затем U-3A; с двигателями Continental О-470-М и максимальной взлетной массой 4830 фунтов (2190 кг); [ 13 ] 161 построен. [ 14 ]
- 310Б
- Модель 1958 года выпуска, [ 12 ] с новой приборной панелью, [ 15 ] двигатели О-470-М и максимальная взлетная масса 4700 фунтов (2100 кг); [ 16 ] построено 225. [ 12 ] [ 17 ]
- 310С
- Модель 1959 года выпуска, [ 12 ] с инжекторными двигателями Continental IO-470-D мощностью 260 л.с. (190 кВт) и максимальной взлетной массой, увеличенной до 4830 фунтов (2190 кг); [ 18 ] и незначительные изменения; 260 построено. [ 19 ] Стоимость единицы продукции в 1959 году составила 59 950 долларов. [ 20 ]
- 310Д
- Первая модель со стреловидным вертикальным оперением. [ 21 ] другие незначительные изменения деталей; [ нужна ссылка ] 268 построено для 1960 модельного года. [ 12 ]
- 310Э
- Военная версия 310F, [ 15 ] обозначен L-27B, а затем U-3B; с максимальной взлетной массой 4990 фунтов (2260 кг); [ 22 ] построено 36. [ 23 ]
- 310Ф
- Модель 1961 года выпуска, [ 12 ] с дополнительными окнами в кабине с каждой стороны, заостренным носом и другими незначительными изменениями; [ 15 ] максимальная взлетная масса 4830 фунтов (2190 кг); 155 построено. [ 24 ]
- 310Г
- Первая модель с тонкими наклоненными баками и опциональной шестиместной кабиной. [ 15 ] с максимальной взлетной массой увеличенной до 4990 фунтов (2260 кг) [ 3 ] и изменения деталей, [ 15 ] 156 построено в 1962 году. [ 12 ]
- 310H
- Модель 1963 года выпуска с увеличенной до 5100 фунтов (2300 кг) максимальной взлетной массой. [ 12 ] [ 25 ] и увеличенный салон кабины. 148 построено. [ 15 ]
- E310H
- Версия 310H с максимальной взлетной массой 4990 фунтов (2260 кг), как у 310G; [ 26 ] Всего построено 148 моделей 310H и E310H. [ 12 ]
- 310И
- Первая модель с багажными отсеками в задней части мотогондол, двигатели Continental IO-470-U. [ 27 ] и незначительные изменения деталей; [ 15 ] 200 построено в 1964 году. [ 12 ]
- 310Дж
- Модель 1965 года выпуска. [ 12 ] с небольшими детальными изменениями [ 15 ] и максимальная взлетная масса 5100 фунтов (2300 кг). [ 27 ]
- 310J-1
- Версия 310J сертифицирована в категории «Утилита»; с максимальной взлетной массой, увеличенной до 5150 фунтов (2340 кг); количество сидячих мест ограничено четырьмя людьми вместо шести, как у 310J; и сниженный лимит веса багажа. [ 28 ]
- E310J
- Версия 310J с максимальной взлетной массой, уменьшенной до 4990 фунтов (2260 кг); [ 29 ] Всего построено 200 моделей 310J, 310J-1 и E310J. [ 12 ] [ 30 ]
- 310 тыс.
- Первая модель с дополнительными трехлопастными винтами. [ 4 ] и длинные боковые окна с панорамным видом; [ 15 ] также увеличена максимальная взлетная масса до 5200 фунтов (2400 кг) с двигателями ИО-470-В или ИО-470-ВО; [ 31 ] 245 построено в 1966 году. [ 12 ]
- 310л
- Первая модель с увеличенным запасом топлива за счет топливных баков внутри крыльев и дополнительных топливных баков в мотогондолах. [ 32 ] также цельное лобовое стекло, переработанное шасси и небольшие изменения; [ 33 ] 207 построено в 1967 году. [ 12 ]
- 310М
- Пересмотренное обозначение 310E. [ 15 ]
- 310Н
- Модель 1968 года выпуска, [ 12 ] с обновленной приборной панелью и возможностью установки дополнительной грузовой двери и топливного бака; [ 34 ] 198 построено. [ 12 ]
- 310P
- Модель 1969 года выпуска, [ 35 ] с двигателями Continental IO-470-VO, [ 36 ] брюшной плавник и более короткая ножка носового шасси. [ 37 ]
- Т310П
- Версия 310P с двигателями Continental TSIO-520-B или TSIO-520-BB с турбонаддувом мощностью 285 л.с. (213 кВт) и максимальной взлетной массой 5400 фунтов (2400 кг); [ 38 ] Всего построено 240 310P и T310P. [ 35 ]
- 310Q
- Последняя модель с коротким носом, представленная в 1970 году. [ 35 ] с максимальной взлетной массой увеличенной до 5300 фунтов (2400 кг) [ 39 ] и подробные изменения по сравнению с 401-м самолетом, оснащенным выпуклой задней крышей кабины с окном заднего вида. [ нужна ссылка ]
- Т310К
- Версия 310Q с двигателями Continental TSIO-520-B или TSIO-520-BB с турбонаддувом и максимальной взлетной массой, увеличенной до 5500 фунтов (2500 кг); [ 40 ] Всего построено 871 экземпляр 310Q и T310Q. [ 35 ]
- 310р
- Последняя серийная модель, представленная в 1975 модельном году. [ 41 ] с двигателями Continental IO-520-M или IO-520-MB мощностью 285 л.с. (213 кВт); трехлопастные гребные винты в стандартной комплектации; удлиненный нос, вмещающий багажное отделение; и максимальная взлетная масса 5500 фунтов (2500 кг). [ 42 ]
- Т310Р
- Версия 310R с турбированными двигателями Continental TSIO-520-B или TSIO-520-BB; [ 43 ] Всего построено 1332 модели 310R и T310R. [ 41 ]
- 310С
- Оригинальное обозначение Cessna 320. [ нужна ссылка ]
- 320 Небесный рыцарь
- Увеличенная версия 310F с шестью сиденьями, увеличенной кабиной и двумя двигателями с турбонаддувом; 110 построено.
- 320А Небесный рыцарь
- Первая модель с наклоненными топливными баками и небольшими изменениями; построено 47.
- 320B Небесный рыцарь
- Первая модель с багажниками в гондоле, небольшие изменения; построено 62.
- 320C Небесный рыцарь
- Модель с удлиненной кабиной, дополнительным седьмым сиденьем и небольшими изменениями; построено 73.
- 320D Представительский Небесный Найт
- Модель с измененной формой задних окон и двигателями TSIO-520-B мощностью 285 л.с. (213 кВт); 130 построено.
- 320E Представительский Skyknight
- Модель с заостренным носом, цельным лобовым стеклом, модифицированным шасси, увеличенной взлетной массой и небольшими изменениями; 110 построено.
- 320F Представительский Скайнайт
- Модель с небольшими изменениями по сравнению с 320Е; построено 45.
- Л-27А
- Военное обозначение США для 310A, позже измененное на U-3A.
- 27Б
- Военное обозначение США 310E/310M, позже измененное на U-3B.
- У-3А
- L-27A переименован в 1963 году.
- У-3Б
- L-27B переименован в 1963 году.
- Колемилл Исполнительный 600
- Преобразование моделей 310F в 310Q с заменой двигателей на Lycoming TIO-540-J2BD мощностью 350 л.с. (260 кВт) с четырехлопастными винтами. [ 44 ]
- Райли 65
- Предлагается переоборудование моделей 310 в 310G с заменой двигателей на два Continental O-470 Ds или -470Ms мощностью 240–260 л.с. (179–194 кВт). [ 45 ]
- Райли Супер 310
- Модернизация Cessna 310/320 путем установки двух двигателей Continental TSIO-520J или 520N мощностью 310 л.с. (231 кВт) . [ 46 ]
- Райли Турбострим
- Модернизация Cessna 310 путем установки двух двигателей Lycoming мощностью 350 л.с. [ 47 ]
- Райли Ракета
- Модернизация Cessna 310 путем установки двух двигателей Lycoming IO-540-A1A5 мощностью 290 л.с. (216 кВт) и увеличения запаса топлива. [ 45 ]
- Райли Турбо-Ракета
- производства Riley Riley Rocket, каждый двигатель которого оснащен двумя турбокомпрессорами . Крейсерская скорость увеличилась с 252 миль в час (219 узлов; 406 км/ч) до 302 миль в час (262 узла; 486 км/ч). [ 48 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Самолет популярен среди чартерных и небольших фидерных авиакомпаний, а также эксплуатируется частными лицами и компаниями.
Военные операторы
[ редактировать ]В число стран, которые, как известно, эксплуатировали U-3/310, входят.
- Аргентина
- ВВС Аргентины — модели Cessna 310 и 320. [ 5 ]
- Боливия [ 5 ]
- Колумбия
- Республика Конго [ 5 ]
- Франция
- Французские военно-воздушные и космические силы - 12 эксплуатируются. [ 5 ] [ 50 ]
- Гаити
- Индонезия
- Иран [ 5 ]
- Мадагаскар
- ВВС Мадагаскара — один 310R [ 52 ]
- Мексика
- Парагвай
- Перу
- Филиппины
- Саудовская Аравия [ 5 ]
- Суринам
- Танзания
- Соединенные Штаты
- ВВС США получили 196 L-27A и L-27B (позже переименованные в U-3A и B). [ 59 ]
- С 1960 года армия США получила 25 бывших ВВС США L-27A (позже U-3A) и как минимум 13 L-27B (позже U-3B). [ 60 ]
- Уругвай
- Уругвайские ВВС (Один 310R) [ 61 ]
- Венесуэла
- Заир
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 28 октября 1959 года самолет Cessna 310, на борту которого находился кубинский революционер Камило Сьенфуэгос, исчез над Атлантическим океаном во время ночного рейса из Камагуэй в Гавану. Ни самолет, ни тело Сьенфуэгоса так и не были найдены. [ 64 ]
- 26 ноября 1962 года самолет Saab Scandia 90A-1 с регистрационным номером PP-SRA компании VASP, выполнявший регулярный внутренний рейс в Бразилию из Сан-Паулу-Конгоньяс в Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон, столкнулся в воздухе над Параибуной, Сан-Паулу, с частный Cessna 310 PT-BRQ на пути из Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон в Сан. Пауло-Кампо де Марте . Оба летели по одной воздушной трассе в противоположных направлениях и не смогли установить визуальный контакт. Два самолета разбились, в результате чего погибли все 23 пассажира и экипаж Saab, а также четыре пассажира Cessna. [ 65 ] [ 66 ]
- 19 июля 1967 года Боинг 727 , выполнявший рейс 22 авиакомпании Piedmont Airlines, столкнулся с самолетом Cessna 310 недалеко от Хендерсонвилля, Северная Каролина , в результате чего погибли все 79 человек на борту Боинга 727 и три человека в Cessna. [ 67 ]
- 16 октября 1972 года конгрессмены США Ник Бегич от Аляски и Хейл Боггс от Луизианы исчезли над Аляской во время полета на самолете 310C во время предвыборной поездки. [ 68 ] [ 69 ]
- 4 октября 1975 года зафрахтованный 310Q разбился на последнем заходе на посадку в аэропорт округа Нью-Ганновер, когда перевозил борцов Боба Брюггерса , Рика Флэра , Джонни Валентайна и Тима Вудса , а также промоутера Дэвида Крокетта на поединок по профессиональному рестлингу в соседнем Уилмингтоне, Северная Каролина . Брюггерс и Флэр были серьезно ранены, а Валентин был парализован, а пилот впоследствии скончался от полученных травм. Самолет был перегружен, и его центр тяжести находился за кормовой границей; Пытаясь решить эти проблемы, пилот слил топливо перед полетом, в результате чего топливо закончилось еще до того, как самолет достиг взлетно-посадочной полосы. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
- 11 сентября 1981 года T310P врезался в верхнюю стену Swing Auditorium в Сан-Бернардино, Калифорния, в результате чего погибли оба пассажира самолета; В результате крушения и последовавшего за ним крупного пожара были серьезно повреждены крыша здания, элементы конструкции, изоляция и около трети трибун. В конечном итоге здание было признано не подлежащим ремонту, и через семь месяцев его снесли. [ 73 ] [ 74 ]
- 29 июня 1989 года концертный органист Кейт Чепмен и его жена погибли, когда их 310Q, пилотируемый Чепменом, врезался в горы Сангре-де-Кристо в Скалистых горах Колорадо , когда они возвращались с выступления в Калифорнии. [ 75 ] [ 76 ]
По состоянию на июль 2017 г. [update] США Национальный совет по безопасности на транспорте зафиксировал 1787 происшествий с самолетами Cessna 310 с 12 января 1964 года. Из них 436 закончились смертельным исходом. [ 77 ]
Технические характеристики (модель 310 1956 г.)
[ редактировать ]Данные из 1956 года. Книги наблюдателей самолетов [ 78 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: четыре пассажира
- Длина: 27 футов 0 дюймов (8,23 м)
- Размах крыльев: 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
- Высота: 10 футов 6 дюймов (3,20 м)
- Площадь крыла: 175 кв. футов (16,3 м 2 ) [ 79 ]
- Пустой вес: 2850 фунтов (1293 кг)
- Полная масса: 4600 фунтов (2087 кг)
- Запас топлива: 100 галлонов США (83 имп галлона; 380 л) [ 79 ]
- Силовая установка: 2 Continental O-470-B мощностью по 240 л.с. (180 кВт) каждый. горизонтально-оппозитных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 220 миль в час (350 км/ч, 190 узлов)
- Крейсерская скорость: 205 миль в час (330 км/ч, 178 узлов)
- Диапазон: 1000 миль (1600 км, 870 миль)
- Практический потолок: 20 000 футов (6 100 м)
- Скорость набора высоты: 1700 футов/мин (8,6 м/с).
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бигль Б.206
- Бичкрафт Барон
- Бичкрафт Трэвел Эйр
- Бичкрафт Твин Бонанза
- Let L-200 Morava
- Пайпер ПА-23
- Пайпер ПА-34 Сенека
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Спрос СМИ (2008). «Сессна 310/320» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 4 мая 2008 г.
- ^ Кейт Коннес (октябрь 1979 г.). «Турбо 310». Воздушный прогресс : 39.
- ^ Jump up to: а б Сертификат типа 3А10, с. 11.
- ^ Jump up to: а б Сертификат типа 3А10, с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кривиний, Николаус: Мировая военная авиация , стр. 148. Arco Publishing Co., 1977. ISBN 0-668-04348-2
- ^ Филлипс, Эдвард Х: Wings of Cessna Model 120 до Citation III , Flying Books, 1986. ISBN 0-911139-05-2
- ^ Харви 1966, с. 69.
- ^ Харви 1966, с. 80.
- ^ Новости Google , Основные кубинские пилоты, перебежавшие в США. Архивировано 29 апреля 2016 г. на Wayback Machine The Deseret News, 21 марта 1991 г., получено 5 января 2012 г.
- ↑ Кубинский пилот, дезертировавший, улетает обратно ради семьи. Архивировано 26 января 2017 г. в Wayback Machine The New York Times , 21 декабря 1992 г., получено 29 июня 2017 г.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Цессна 310» . Синяя книга самолетов . Пентон. Лето 2017. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 2–3.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Симпсон 1995, с. 126
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 4.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 5.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 5–6.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 6.
- ^ «Новая Cessna со скоростью 220 миль в час: 5 вариантов кабины, «глушитель двигателя», впрыск топлива!». Объявление. Летающий . Том. 64, нет. 1. Январь 1959 г., стр. 60–61.
- ^ Cessna 310–310D (1955–1960) Руководство по техническому обслуживанию , раздел 6-10-00. Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 8.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 9.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 10.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 13.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 14.
- ^ Jump up to: а б Сертификат типа 3А10, с. 15.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 16–18.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 18.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 17–19.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 19–20.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 21.
- ^ Тейлор 1967, с. 238.
- ^ Тейлор 1968, с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д «Cessna 310P и выше» . Синяя книга самолетов . Пентон. Лето 2017. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 23.
- ^ Тейлор 1969, с. 301.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 24–25.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 27.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б «Cessna 310R (1975 года и старше)» . Синяя книга самолетов . Пентон. Лето 2017. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Сертификат типа 3A10, стр. 29–31.
- ^ Сертификат типа 3A10, с. 31.
- ^ Митчелл 1994, с. 305.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1966, с. 314.
- ^ Тейлор 1982, стр. 453–454.
- ^ «Человек, который изобрел STC». Воздушный прогресс : 29 сентября 1989 г.
- ^ Тейлор 1967, с. 340.
- ^ Forster World Air Power Journal , осень 1997 г., стр. 136.
- ^ Андраде 1982, с. 67.
- ^ Jump up to: а б Андраде 1982, с. 106.
- ^ Андраде 1982, с. 151.
- ^ Андраде 1982, с. 157.
- ^ «Военные силы Парагвая: проблемы внутренней безопасности против устаревания блока | Институт оборонных исследований и анализа Манохара Паррикара» . idsa.in.
- ^ Андраде 1982, с. 179.
- ^ Андраде 1982, с. 180.
- ^ «Сессна 310 | ВВС Суринама» .
- ^ Андраде 1982, с. 222.
- ^ Тейлор 1982, с. 347.
- ^ Хардинг 1990, стр. 85–86.
- ^ Андраде 1982, с. 336.
- ^ Андраде 1982, с. 339.
- ^ Андраде 1982, с. 342.
- ^ Томас, Хью. 1970,1998. Куба: В поисках свободы , стр. 842–3. Да Капо Пресс, Нью-Йорк. ISBN 0-306-80827-7
- ^ «Описание аварии ПП-СРА и ПТ-БРК» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «В небе Параибуны». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 214–216. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ Сеть авиационной безопасности (июнь 2006 г.). «Описание происшествия» . Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 25 июля 2009 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии Pan Alaska Airways, Ltd. Cessna 310C, N1812H» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 31 января 1973 года. Архивировано (PDF) из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Хейл Боггс — пропал без вести на Аляске» . Знаменитый пропавший самолет . Чек-шесть. Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 года . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ «Идентификация NTSB: IAD76AI021» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Хассел, Оуэн (23 апреля 2023 г.). «СМОТРЕТЬ: Икона рестлинга Рик Флер рассказывает о авиакатастрофе в Уилмингтоне в подкасте Джо Рогана» . Звездные новости . Уилмингтон, Северная Каролина . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «ФОТО: Рик Флер, Уилмингтон и авиакатастрофа» . Звездные новости . Уилмингтон, Северная Каролина. 25 февраля 2023 г. . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Лундал, Марк (12 сентября 1981 г.). «Самолет врезался в свинг-холл; двое погибли» . Солнце округа Сан-Бернардино . Сан-Бернардино, Калифорния . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Стивенс, Майк (25 января 1987 г.). «Swing Auditorium: Stones, Хендрикс играл в предшественнике Павильона» . Солнце округа Сан-Бернардино . Сан-Бернардино, Калифорния . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ «Известный органист погиб в авиакатастрофе» . УПИ. 4 июля 1989 года. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Отчет NTSB № DEN89FA154» . Национальный совет по безопасности на транспорте. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Национальный совет по безопасности на транспорте (27 июля 2017 г.). «Краткая информация об авариях Cessna 310» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Грин, Уильям: Книга наблюдателей о самолетах , стр. 56. Издательство Frederick Warne Publishing, 1956.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1956, с. 248.
- «Паспорт типа сертификата 3А10, редакция 63» . Федеральное управление гражданской авиации. 29 июля 2015 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- Андраде, Джон. Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN 0-907898-01-7
- Бриджмен, Леонард. Джейн «Все самолеты мира», 1956–57 . Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill, Inc., 1956.
- Фостер, Питер Р. (осень 1997 г.). «Анализ военно-воздушных сил: Часть первая: Колумбия, Эквадор, Французская Гайана, Гайана, Перу, Суринам и Венесуэла». Мировой журнал авиации . Том. 30. стр. 132–157. ISBN 1-86184-004-7 . ISSN 0959-7050 .
- Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1990. ISBN 1-85310-102-8 .
- Харви, Фрэнк (ноябрь 1966 г.). «Воздушная война во Вьетнаме». Летающий . Нью-Йорк: Издательская компания Ziff-Davis. стр. 38–95.
- Мичелл, Саймон. Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Симпсон, RW (1995). Авиация общего назначения Airlife (второе изд.). Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Великобритания: ISBN 1-85310-577-5 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1966–67 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1966.
- Тейлор, Джон В. Р. «Все самолеты мира Джейн», 1967–68 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1967.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1968–69 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1968.
- Тейлор, Джон В. Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1969.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .