Пропеллеры встречного вращения
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |



Пропеллеры встречного вращения ( CRP ) — это пропеллеры, которые вращаются в противоположных направлениях друг к другу. [1] Они используются на некоторых двух- и многомоторных винтовых самолетах .
Пропеллеры большинства обычных двухмоторных самолетов вращаются по часовой стрелке (если смотреть сзади двигателя). Пропеллеры встречного вращения обычно вращаются по часовой стрелке на левом двигателе и против часовой стрелки на правом. Преимущество таких конструкций заключается в том, что пропеллеры противоположного вращения уравновешивают эффекты крутящего момента и P-фактора , а это означает, что у таких самолетов нет критического двигателя на случай отказа двигателя.
Недостатки встречно вращающихся винтов связаны с тем, что для реверса вращения одного винта либо один винт должен иметь дополнительный реверсивный редуктор, либо сами двигатели должны быть приспособлены для вращения в противоположных направлениях. (Это означает, что по существу существует две конструкции двигателей: одна с левовращающимися, другая с правовращающимися деталями, что усложняет производство и обслуживание.)
История
[ редактировать ]Пропеллеры встречного вращения использовались с самых первых дней существования авиации, чтобы избежать опрокидывания самолета вбок из-за реакции крутящего момента на пропеллеры, вращающиеся в одном направлении. Они были установлены на самый первый самолет с управляемым двигателем, Wright Flyer , а также на другие последующие типы, такие как Dunne D.1 1907 года и более успешный Dunne D.5 1910 года.
При проектировании Lockheed P-38 Lightning было принято решение обратить встречное вращение таким образом, чтобы вершины дуг винтов двигались наружу (против часовой стрелки слева и по часовой стрелке справа), вдали друг от друга. Испытания первоначального прототипа XP-38 продемонстрировали большую точность стрельбы благодаря необычной конфигурации.
Противовращающиеся силовые установки немецкой серии прототипов Junkers Ju 288 времен Второй мировой войны (как проект бомбардировщика B, получивший контракт), самолет Gotha Go 244 легкий транспортный Henschel Hs 129 , штурмовик , тяжелый бомбардировщик Heinkel He 177 A и Messerschmitt Me 323. В транспортном средстве использовалось то же «чувство вращения», что и в серийном P-38 - это также было сделано для конструкции современного американского конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey военного самолета вертикального взлета и посадки. Следующие немецкие авиационные двигатели времен Второй мировой войны были разработаны как пары противоположного вращения для нужд встречного вращения:
- Подтипы BMW 801A и B и G/H
- Даймлер-Бенц ДБ 604
- Даймлер-Бенц ДБ 606
- Даймлер-Бенц ДБ 610
- Юнкерс Юмо 222
Аэродинамика пропеллера на одной стороне самолета меняется в зависимости от того, в какую сторону он поворачивается, поскольку это влияет на P-фактор . Это, в свою очередь, может повлиять на производительность в экстремальных условиях и, следовательно, на сертификацию безопасности полетов. Некоторые современные типы, такие как Airbus A400M , имеют пропеллеры встречного вращения, чтобы соответствовать требованиям безопасности полетов в условиях неработающего двигателя.
Список самолетов с винтами встречного вращения
[ редактировать ]Тип | Страна | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
Аэробус А400М Атлас | Евросоюз | 2009 | Четыре двигателя |
Бичкрафт 76 Герцогиня | НАС | 1974 | Двойные двигатели |
Британский аэрокосмический самолет Jetstream 41 | Великобритания | 1992 | Двойной двигатель |
Цессна Т303 Крестоносец | НАС | 1978 | Двойные двигатели [ нужна ссылка ] |
де Хэвилленд Хорнет | Великобритания | 1944 | Двойные двигатели |
Данн Д.1 | Великобритания | 1907 | Сдвоенные двигатели в фюзеляже на общем карданном валу |
Данн Д.4 | Великобритания | 1908 | Один центральный двигатель |
Данн Д.5 | Великобритания | 1910 | Один центральный двигатель |
Фейри Ф.2 | Великобритания | 1917 | Двойные двигатели |
Гота Го 244 | Германия | 1942 | Двойные двигатели |
Heinkel He 177 A Greif (четвертый прототип и далее) | Германия | 1940 | Двойные двигатели |
Хеншель Hs 129 | Германия | 1942 | Двойные двигатели |
Юнкерс Ю 288 | Германия | 1940 | Двойные двигатели |
Линке-Хофманн Р.И. | Германия | 1917 | Четыре двигателя в фюзеляже |
Локхид P-38 Молния | НАС | 1939 | Двойные двигатели |
Мессершмитт Ме 323 Гигант | Германия | 1943 | Шесть двигателей |
Североамериканский P-82 Твин Мустанг | НАС | 1946 | Двойные двигатели |
Североамериканский Rockwell OV-10 Bronco | НАС | 1969 | Двойные двигатели [ нужна ссылка ] |
Пьяджио P.180 Аванти | Италия | 1986 | Двойные двигатели |
Piper PA-31 Navajo (некоторые варианты) | НАС | 1967 | Двойные двигатели |
Пайпер ПА-34 Сенека | НАС | 1971 | Двойные двигатели |
Piper PA-39 Twin Comanche C/R | НАС | 1962 | Двойные двигатели |
Пайпер ПА-40 Арапахо | НАС | 1973 | Двойные двигатели |
Пайпер ПА-44 Семинол | НАС | 1978 | Двойные двигатели |
Vought V-173 Летающий блин | НАС | 1942 | Двойные двигатели |
Vought XF5U Летающий блин | НАС | 1947 | Двойные двигатели |
Wright Flyer и большинство других моделей Wright до 1916 года. | НАС | 1903 | Один центральный двигатель. |
См. также
[ редактировать ]- Конвертоплан - Тип самолета
- Пропеллеры встречного вращения - конструкция с двумя винтами для улучшения маневренности на низкой скорости полета.
- Сцепляющиеся роторы – Вертолет с двумя винтами, вращающимися в противоположных направлениях.
- Транспортное средство с винтовым приводом - Транспортное средство, приводимое в движение несущими вращающимися винтовыми фланцами.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- Библиография
- Ганстон, Билл. Аэрокосмический словарь Джейн . Лондон, Англия. Джейн Паблишинг Компани Лтд, 1980. ISBN 0 531 03702 9