Пайпер ПА-31 Навахо
ПА-31 | |
---|---|
![]() | |
Piper PA-31 Navajo с законцовками крыла установленными | |
Роль | Вспомогательный самолет |
Производитель | Пайпер Самолет |
Первый полет | 30 сентября 1964 г. [ 1 ] |
Введение | 30 марта 1967 г. |
Статус | Активный сервис |
Произведено | 1967–1984 [ 2 ] |
Количество построенных | 3942 [ 3 ] |
Варианты | Пайпер ПА-31Т Шайенн |
Piper PA-31 Navajo — семейство двухмоторных самолетов общего назначения, разработанных и построенных компанией Piper Aircraft для небольших грузовых и фидерных авиакомпаний , а также в качестве корпоративных самолетов . Производство продолжалось с 1967 по 1984 год. Он производился по лицензии в ряде стран Латинской Америки .
Разработка
[ редактировать ]
начала разработку шести-восьмиместного двухмоторного корпоративного и пригородного транспортного самолета под названием проекта Inca В 1962 году Piper по просьбе основателя компании Уильяма Т. Пайпера . [ 2 ] [ 4 ] Похожий на увеличенный PA-30 Twin Comanche , PA-31 совершил свой первый полет 30 сентября 1964 года и был анонсирован позже в том же году. [ 1 ] [ 4 ] Это моноплан с низкорасположенным крылом и обычным хвостовым оперением, оснащенный двумя двигателями Lycoming TIO-540-A с турбонаддувом мощностью 310 л.с. (231 кВт) в капотах типа «тигровая акула» - особенность, общая с Twin Comanche и PA-23 Aztec . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В ходе испытаний к каждой стороне фюзеляжа добавили по два окна кабины, а двигатели перенесли дальше вперед. [ 6 ] [ 7 ] PA-31, названный « Навахо » в честь индейского племени, был сертифицирован FAA . 24 февраля 1966 года, снова в середине 1966 года, с увеличением максимальной взлетной массы (MTOW) с 6200 до 6500 фунтов (с 2812 до 2948 кг) ), а поставки начались в 1967 году. [ 2 ] [ 8 ]
PA-31-300 был сертифицирован FAA в июне 1967 года, единственный вариант без двигателей с турбонаддувом : двигатели Lycoming IO-540-M1A5 мощностью 300 л.с. (224 кВт) с двухлопастными воздушными винтами. [ 8 ] Неофициально первоначальная модель называлась ПА-31-310. В 1968 и 1969 годах было построено всего 14 ПА-31-300: самый маленький вариант производства. [ 2 ] [ 9 ]

В январе 1966 года началась разработка PA-31P Pressured Navajo: первого герметичного самолета Пайпер. [ 10 ] ПА-31П (или неофициально ПА-31П-425) был сертифицирован в конце 1969 года. [ 11 ] Он был оснащен двигателями Lycoming TIGO-541-E мощностью 425 л.с. (317 кВт) , имел более длинную носовую часть, меньшее и меньшее количество окон, топливные баки на 25 галлонов США (95 л) в мотогондолах и цельную трапа. входную дверь в кабину вместо разделенной пары дверей. [ 2 ] [ 11 ] [ 10 ] Максимальная взлетная масса была увеличена до 7800 фунтов (3538 кг). [ 11 ] ПА-31П выпускался с 1970 по 1977 год. [ 2 ]
Навахо B 1971 года имел кондиционер, новые рундуки для хранения вещей в задней части мотогондол, увеличенное пространство для багажа, третью дверь рядом с дверями кабины для облегчения загрузки багажа и дополнительную отдельную дверь для входа пилота в кабину. [ 3 ] [ 12 ]

В сентябре 1972 года Пайпер представила PA-31-350 Navajo Chieftain, самолет Navajo B, удлиненный на 2 фута (61 см) и вмещающий до десяти сидений, с более мощными двигателями и пропеллерами встречного вращения для предотвращения критических проблем с управлением двигателем . [ 8 ] [ 13 ] Chieftain оснащался вариантами Lycoming TIO-540 мощностью 350 л.с. (261 кВт) с двигателем LTIO-540 противоположного вращения на правом крыле, а взлетная масса была увеличена до 7000 фунтов (3175 кг). [ 8 ] Поставки начались в 1973 году после задержки из-за наводнения, вызванного ураганом «Агнес» на заводе Пайпер в Лок-Хейвене, штат Пенсильвания . [ 13 ] [ 14 ]
PA-31-325 Navajo C/R 1974 года выпуска был создан на базе Navajo B. [ 15 ] Navajo C/R имел мощность 325 л.с. (242 кВт), более низкую мощность двигателей встречного вращения Chieftain. [ 8 ] Он был сертифицирован в мае 1974 года, а производство началось в 1975 модельном году. [ 15 ] Навахо B также был заменен в 1975 году навахо C. [ 15 ]
В мае 1981 года Piper основала подразделение T1000 Airliner на своем заводе в Лейкленде, штат Флорида . [ 16 ] PA-31-350T1020 (или T1020) представлял собой PA-31-350 Chieftain, оптимизированный и продаваемый для рынка пригородных авиалиний, без дополнительных топливных баков емкостью 40 галлонов США (151 л) в каждом крыле. [ 8 ] Можно было установить до одиннадцати сидений, а максимальный объем багажа был уменьшен с 700 до 600 фунтов (от 318 до 272 кг). [ 8 ] Первый T1020 был поставлен в декабре 1981 года. [ 17 ]
PA-31T3 (T1040) представлял собой гибрид основного фюзеляжа PA-31-350T1020, носовой и хвостовой части PA-31T1 Cheyenne I. [ 18 ] Крылья были похожи на Cheyenne I, но с уменьшенным запасом топлива и багажными отделениями в мотогондолах, как у Chieftain. [ 11 ] Также был доступен дополнительный грузовой отсек под днищем. [ 11 ] [ 18 ] двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-11 Турбовинтовые были такими же, как у Cheyenne I. [ 11 ] Поставки начались в июле 1982 года. [ 17 ] Был предложен вариант T1050 с длиной фюзеляжа 11 футов 6 дюймов (3,51 м) и вместимостью 17 человек, но он не был реализован. [ 18 ]

PA-31P-350 Mojave также был гибридом Cheyenne с поршневым двигателем. [ 19 ] Mojave объединил фюзеляж Cheyenne I с хвостовым оперением Chieftain. [ 19 ] Крылья Chieftain были усилены, их размах увеличился на 4 фута (1,2 м), а запас топлива увеличился до 243 галлонов США (920 л). [ 19 ] Варианты двигателей имели интеркулеры , а задняя часть мотогондол представляла собой багажные рундуки. [ 19 ] Максимальная взлетная масса Mojave выросла на 200 фунтов (91 кг) до 7200 фунтов (3266 кг). [ 8 ] [ 11 ] Сертифицированный в 1983 году, как и T1020 и T1040, Mojave производился в 1983 и 1984 годах; совместное производство Т1020 и Т1040 составило менее 100 самолетов. [ 11 ] [ 14 ] [ 18 ] Два опытных ПА-31-353 также были построены в середине 1980-х годов. [ 14 ]
Лицензионное производство
[ редактировать ]Серия ПА-31 производилась по лицензии в ряде стран из комплектов деталей, поставляемых компанией Piper. [ 20 ] [ 21 ] в Аргентине -31, ПА-31-325 и ПА-31-350. . ПА-А-31, ПА-А-31-325, ПА-А-31П и ПА-А-31-350 собираются на предприятии Chincul SACAIFI [ 22 ] PA-31-350 Chieftain также собирался по лицензии в Бразилии компанией Embraer как EMB 820C Navajo. [ 23 ] [ 21 ] В 1984 году дочерняя компания Embraer Indústria Aeronáutica Neiva начала переоборудование Embraer EMB 820C путем установки Pratt & Whitney Canada PT6 турбовинтовых двигателей ; Нейва назвал переоборудованный самолет Caraja. [ 24 ]
Варианты
[ редактировать ]
- PA-31 Навахо
- Первоначальная серийная версия, также неофициально известная как ПА-31-310. [ 2 ] [ 8 ]
- PA-31-300 Навахо
- Вариант Навахо с атмосферными двигателями; 14 построено. [ 2 ] [ 9 ]
- PA-31 Навахо Б
- Маркетинговое название улучшенного варианта 1971 года с поршневыми двигателями Lycoming TIO-540-E с турбонаддувом мощностью 310 л.с. (231 кВт), новым кондиционером, дополнительной дверью доступа для пилота и дополнительной широкой служебной дверью. [ 3 ]
- PA-31 Навахо С
- Маркетинговое название улучшенного варианта 1974 года с двигателями Lycoming TIO-540-A2C мощностью 310 л.с. (231 кВт) и другими незначительными улучшениями. [ 3 ]
- ПА-31П Герметичный Навахо
- Герметичная версия PA-31 Navajo, оснащенная двумя поршневыми двигателями Lycoming TIGO-541-E1A мощностью 425 л.с. (317 кВт). [ 2 ] [ 11 ]
- PA-31-325 Навахо
- Называется «Навахо C/R» для встречного вращения; вариант Навахо с двигателями встречного вращения, представленный на PA-31-350 Chieftain. Двигатели Lycoming TIO-540 / LTIO-540 мощностью 325 л.с. (242 кВт)
- ПА-31-350 Атаман
- Удлиненная версия Navajo с более мощными двигателями встречного вращения мощностью 350 л.с. (261 кВт) (Lycoming TIO-540 и Lycoming LTIO-540) для устранения критических проблем с двигателем.
- ПА-31П-350 Мохаве
- Поршневой вариант PA -31T1 Cheyenne I ; Построено 50 самолетов. [ 11 ]
- ПА-31-350Т1020
- Также известен как T1020/T-1020; вариант ПА-31-350 «Чифтен», оптимизированный для использования пригородными авиалиниями, с меньшим багажником и запасом топлива, а также увеличенной вместимостью (девять пассажиров). Первый полет 25 сентября 1981 года. Построен 21 самолет. [ 8 ] [ 25 ] [ 26 ]
- ПА-31Т3
- Также известен как T1040/T-1040; авиалайнер с турбовинтовым двигателем с фюзеляжем PA-31-350T1020, крыльями, хвостовым оперением и двигателями Pratt & Whitney Canada PT6 A-11 от PA-31T Cheyenne . Первый полет 17 июля 1981 года. Построено 24 самолета. [ 14 ] [ 27 ]
- ПА-31-353
- Опытный вариант ПА-31-350; два построено. [ 14 ]

- Т1050
- Непостроенный вариант авиалайнера с фюзеляжем, удлиненным на 11 футов 6 дюймов (3,51 м) по сравнению с ПА-31-350.
- ЭМБ 820C
- Версия Chieftain, построенная по лицензии компанией Embraer в Бразилии.
- Нейва Караха
- Турбовинтовой вариант EMB 820C, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью 550 л.с. Взлётная масса Caraja, составлявшая 8003 фунта (3630 кг), была на 1000 фунтов (454 кг) больше, чем у Chieftain. [ 24 ]

- Коулмилл Пантера
- Модернизированный двигатель Navajo с двигателями Lycoming TIO-540-J2B мощностью 350 л.с. (261 кВт) , четырехлопастными винтами Hartzell «Q-Tip» и дополнительными винглетами . Преобразование разработано компанией Colemill Enterprises из Нэшвилла, штат Теннесси. [ 28 ] [ 29 ] Дополнительные сертификаты типа (STC) были впоследствии проданы компании Mike Jones Aircraft Sales, которая продолжает переоборудовать варианты PA-31, PA-31-325 и PA-31-350 с функциями, разработанными Colemill. [ 30 ] [ 31 ]
Тип | Построен | Расположение |
---|---|---|
ПА-31 | 1785 | Лок-Хейвен Лейкленд |
ПА-31-350 | 1825 | Лок-Хейвен Лейкленд |
Т-1020 | 21 | Лейкленд |
ПА-31-353 | 2 | Лейкленд |
ПА-31П | 259 | Лок-Хейвен |
ПА-31П-350 | 50 | Лок-Хейвен |
Общий | 3942 |
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Семья навахо пользуется популярностью у чартерных авиакомпаний, небольших фидерных авиакомпаний и пригородных авиаперевозчиков во многих странах. [ нужна ссылка ] а также управляется частными лицами и компаниями.
PA-31 Navajo также ранее использовался на регулярных пассажирских авиалиниях в США в 1968 году компанией Air West, предшественником Hughes Airwest, которая, в свою очередь, впоследствии стала полностью реактивной авиакомпанией. [ 32 ] [ 33 ] West Coast Airlines , предшественник Air West, начала эксплуатировать PA-31 Navajo для пассажирских перевозок в 1967 году и назвала этот самолет «MiniLiner». [ 34 ] Компания West Coast, которая в то время также эксплуатировала самолеты Douglas DC-9-10 и турбовинтовые самолеты Fairchild F-27 , заявила, что является первой «регулярной авиакомпанией», которая будет эксплуатировать PA-31 Navajo в регулярных рейсах. [ 35 ] [ 34 ]
Военный
[ редактировать ]- Чили
- Чилийский ВМС закупил один PA-31 в 1971 году. [ 36 ]
- Колумбия
- Доминиканская Республика
- По состоянию на декабрь 2018 года ВВС Доминиканской Республики эксплуатируют два самолета PA-31. [ 38 ]
- Финляндия
- ВВС Финляндии использовали PA-31-350 Chieftain в качестве связного и легкого транспорта. [ 39 ]
- Франция
- ВМС Франции бывший оператор [ 40 ]
- Гондурас
- По состоянию на декабрь 2018 года ВВС Гондураса эксплуатируют один PA-31. [ 38 ]
- Кения
- Испания
- Великобритания
- Опытного завода самолетов и вооружения бывший оператор [ 43 ] [ нужен лучший источник ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 3 декабря 1983 года: рейс 59 SouthCentral Air , самолет PA-31-350 с регистрационным номером N35206 , на борту которого находились восемь пассажиров и один пилот, находился на взлете в международном аэропорту Анкориджа, когда он столкнулся лоб в лоб с рейсом 084 Korean Air Lines , самолетом McDonnell. Дуглас DC-10-30 Грузовой корабль HL7339 . Piper врезался в левое и центральное шасси DC-10, в результате чего три пассажира получили легкие травмы; DC-10 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, и три члена экипажа получили серьезные травмы. Следователи установили, что пилот Korean Air Lines дезориентировался при рулении в тумане, не выполнил правильные процедуры и не подтвердил свое местоположение, а также случайно инициировал взлет не с той взлетно-посадочной полосы. Оба самолета получили серьезные повреждения и были списаны. [ 44 ]
- 31 мая 2000 г.: Рейс 904 авиакомпанииWhyalla Airlines был регулярным пригородным рейсом, выполняемым самолетом Piper PA-31 Navajo, который разбился при попытке броситься на посадку в заливе Спенсер , Южная Австралия, после отказа обоих двигателей вечером 31 мая 2000 г. В результате катастрофы погибли все 8 человек, находившиеся на борту самолета. Результаты последующего расследования, проведенного Австралийским бюро безопасности на транспорте, в котором эксплуатационные процедуры авиакомпании были названы ключевым фактором, приведшим к катастрофе, были позже отменены после того, как они были опровергнуты доказательствами, представленными в ходе корониального расследования гибели лиц, находившихся на борту рейса. [ 45 ] Последствия для безопасности, возникшие в результате аварии, были отозваны производителем двигателей Textron Lycoming , в результате чего около 1000 самолетов были остановлены по всему миру, а дефекты были устранены, стоимость которых оценивается в 66 миллионов австралийских долларов . Авиационный регулятор Австралии, Управление по безопасности гражданской авиации, также обязал иметь спасательные жилеты на всех самолетах, летающих над водой после крушения. [ 46 ]
- 9 августа 2024 г.: самолет Piper PA-31 Navajo C (конверсия Colemill Panther), выполнявший нерегулярный пассажирский рейс чилийской авиакомпании Transportes Aéreos San Rafael , разбился недалеко от Серро-Кастильо по пути с аэродрома Теньенте-Видал в Чили-Чико . Все семь человек, находившиеся на борту, погибли.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Испания
- PA-31P Герметичный Навахо, ранее принадлежавший ВВС Испании, выставлен в Музее дель Айре в Мадриде. [ 42 ]
Технические характеристики (ПА-31 Навахо)
[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 47 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: от 5 до 7 пассажиров
- Длина: 32 фута 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (9,94 м)
- Размах крыльев: 40 футов 8 дюймов (12,40 м)
- Высота: 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
- Площадь крыла: 229 кв. футов (21,3 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 63 4 415 в корне, 63 1 212
- Пустой вес: 3930 фунтов (1783 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6500 фунтов (2948 кг)
- Запас топлива: всего 190 галлонов США (160 имп галлонов; 720 л), полезный 187 галлонов США (156 имп галлонов; 710 л)
- Силовая установка: 2 воздушного охлаждения Lycoming TIO-540-A мощностью шестицилиндровых горизонтально-оппозитных двигателя по 310 л.с. (230 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные металлические гребные винты Hartzell с полным флюгированием, диаметр 6 футов 8 дюймов (2,03 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 261 миль в час (420 км/ч, 227 узлов) на высоте 15 000 футов (4600 м).
- Крейсерская скорость: 238 миль в час (383 км/ч, 207 узлов) на высоте 20 000 футов (6 100 м) (экономичный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 73 миль в час (117 км/ч, 63 узла) (закрылки опущены)
- Никогда не превышайте скорость : 272 миль в час (438 км/ч, 236 узлов). [ 8 ]
- Дальность: 1165 миль (1875 км, 1012 миль) на высоте 20 000 футов (6 100 м) (экономичная крейсерская скорость)
- Практический потолок: 26 300 футов (8 000 м)
- Скорость набора высоты: 1445 футов/мин (7,34 м/с).
См. также
[ редактировать ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор 1976, стр.354.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Piper PA-31 Навахо/Навахо под давлением» . авиалайнеры.нет. 2009. Архивировано из оригинала 28 апреля 2010 года . Проверено 13 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Пепперелл 1987, стр. 179-201
- ^ Jump up to: а б с «Мировые новости: новый средний близнец Пайпер» . Flight International , том 86, номер 2911, 24 декабря 1964 г., стр. 1065. Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ Ламберт (1963), стр.470
- ^ Jump up to: а б «Усовершенствования линейки Piper» . Flight International , том 87, номер 2922, 11 марта 1965 г., стр.367. Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ "Air Report", Flight Magazine (1965), стр.7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сертификат типа FAA A20SO для самолетов серии Piper PA-31 / PA-31-300 / PA-31-325 / PA-31-350 получен 1 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Информация об обслуживании клиентов Piper Aircraft Inc., стр. 38.
- ^ Jump up to: а б «Легкая коммерция и бизнес: высокий полет навахо» . Flight International , Том 97, номер 3191, стр.775. Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сертификат типа FAA A8EA для самолетов серии Piper PA-31P / PA-31T1 / PA-31T2 / PA-31T3 / PA-31P-350 получен 3 апреля 2010 г.
- ^ "NBAA и после" Flight International Журнал , 14 октября 1971 г., стр.603 (версия из онлайн-архива) , получено 5 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Пайпер объявляет вождя навахо», Flight International журнал , 14 сентября 1972 г., стр.360 (онлайн-архивная версия), получено 6 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Пайпер ПА-31 Чифтен/Мохаве/Т-1020/Т-1040» . авиалайнеры.нет. Архивировано из оригинала 28 апреля 2010 года . Проверено 6 апреля 2010 г.
- ^ Леви (1983), стр.1152
- ^ Jump up to: а б Леви (1983), стр.1153.
- ^ Jump up to: а б с д Барнетт (1983), стр.833.
- ^ Jump up to: а б с д Барнетт, Клифф. «Комфорт под давлением, стоимость поршня: летные испытания в Мохаве», журнал Flight International , 5 ноября 1983 г., стр.1232 (версия из онлайн-архива), получено 5 апреля 2010 г.
- ^ "Аргентинская фабрика Piper" , журнал Flight International , 10 мая 1973 г., стр.700 (версия из онлайн-архива), получено 11 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Сертификат типа Национального агентства гражданской авиации EA-7505-02 для самолетов EMB 820C Navajo. Архивировано 14 декабря 2010 г. на Wayback Machine. Получено 11 апреля 2010 г.
- ^ Марш (2006), стр.49
- ^ Бонелли и Пиньейру , (2008), стр.34.
- ^ Jump up to: а б «Начало поставок Caraja», журнал Flight International , 12 января 1985 г., стр.12 (версия из онлайн-архива), получено 3 апреля 2010 г.
- ^ Ручной номер детали. 761-775, Введение, стр.3
- ^ Тейлор 1982, стр. 450–451.
- ^ Тейлор 1982, с. 451.
- ^ Колемилл Энтерпрайзис. «Преобразование Коулмилла Патера» . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Мичелл 1994, с. 305.
- ^ «Дополнительный сертификат типа FAA SA970SO» (PDF) . faa.gov . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Капитальный ремонт ПА-31» .
- ^ http://www.timetableimages.com , 1 июля 1968 г. Расписание системы Air West, стр. 9.
- ^ https://www.timetableimages.com/i-or/rw7203a.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Jump up to: а б "WCgigantic67" .
- ^ «Вест Кост Эйрлайнз» .
- ^ Хэтч, Пол (август 1985 г.). «Военно-воздушные силы мира: Военно-морская авиация Чили». Воздушная картина . Том. 47, нет. 8. с. 291.
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2022» . Флайтглобал. 2022 . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 4–10 декабря 2018 г., с. 43.
- ^ Sixma и Laukkanen Air International , июль 1986 г., стр. 12.
- ^ «Пайпер PA31 Навахо» . Netmarine.net . Проверено 3 апреля 2014 г.
- ^ Wheeler Flight International , 4 августа 1979 г., с. 364.
- ^ Jump up to: а б «Пайпер Навахо», информационный плакат, Музей авиации.
- ^ «Самолет ZF622 (1980 Piper PA-31-350 Navajo Chieftain, C/N 31-8052033). Фотография Малкольма Кларка (ID фотографии: AC437577)» . Airport-data.com . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Korean Air Lines McDonnell Douglas DC-10-30, HL7339, SouthCentral Air Piper PA-31-350, N35206, Анкоридж, Аляска, 23 декабря 1983 г.» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . 9 августа 1984 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 августа 2021 г. Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Чивелл, Уэйн (24 июля 2003 г.). «Итоги дознания» . airsafety.com.au.
- ^ Милованович, Сельма (29 января 2003 г.). «Расследование авиакатастрофы переходит в заключительную главу» . Возраст .
- ^ Тейлор 1976, стр.354–355.
Библиография
[ редактировать ]- Барнетт, Клифф. «Пайпер смотрит вперед». Flight International , 24 сентября 1983 г., Vol. 124, № 3881. с.833.
- Бонелли, Режис и Пиньейру, Армандо Кастелар . Новая экспортная деятельность в Бразилии: сравнительное преимущество, политика или самопознание , Рабочий документ исследовательской сети № R-551, Межамериканский банк развития, июль 2008 г.
- Журнал Flight Magazine , том 54, № 11, ноябрь 1965 г. Издательская корпорация Air Review, Даллас, Техас.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , 4–10 декабря 2018 г., Том. 194, № 5665, стр. 32–60. ISSN 0015-3710
- Ламберт, Марк. «В воздухе: Piper PA-30 Twin Comanche » . Flight International , 12 сентября 1963 г., Vol. 84, № 2844, стр. 468–470.
- Леви, Ховард. «Пайпер консолидируется в Лейкленде». Flight International , 30 апреля 1983 г., Vol. 123, № 3860, стр. 1152–1153.
- Марш, Дэвид. ЕВРОКОНТРОЛЬ Тенденции в сфере воздушного движения, том 1: К делу: Деловая авиация в Европе . Европейская организация по безопасности аэронавигации (ЕВРОКОНТРОЛЬ), май 2006 г. Проверено 11 апреля 2010 г.
- Мичелл, Саймон. Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Piper Aircraft Inc. Информационный файл службы поддержки клиентов за 2009 г. получен 8 апреля 2010 г.
- Каталог запчастей для самолетов Piper: PA-31 Navajo, PA-31-300 Navajo, PA-31-325 Navajo C/R; 10 сентября 2009 г. Piper Aircraft Corporation, номер руководства по эксплуатации 753-703.
- Информационное руководство Piper Navajo, 9-я редакция, 18 марта 1994 г. Piper Aircraft Corporation, номер детали руководства 761-723.
- Руководство по эксплуатации пилота Piper Navajo, редакция 34, 22 апреля 2002 г. Piper Aircraft Corporation, номер детали руководства 761-456.
- Каталог запчастей Piper T1020, 10-я редакция, 10 сентября 2009 г. Piper Aircraft Corporation, номер детали в руководстве 761-775.
- Сиксма, Герман Дж. и Юрки Лаукканен. «ВВС Крайнего Севера: финская авиация сегодня». Air International , июль 1986 г., Vol. 31, № 1. С. 7–13. ISSN 0306-5634 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976, ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982, ISBN 0-7106-0748-2 .
- Уилер, Барри К. «Военно-воздушные силы мира, 1979 год» . Flight International , 4 августа 1979 г., Vol. 116, № 3672. С. 333–386.