Fokker C.V
CV, C.VI и C.IX | |
---|---|
Швейцарский Фоккер CV-E | |
Роль | Легкий разведчик, бомбардировщик |
Производитель | Фоккер |
Введение | 1924 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Нидерландов Королевские ВВС Воздушная служба норвежской армии Финские ВВС |
Количество построенных | C.VI : 33 CV-B : 18 CV-C : 16 КВ-Д : 212 CV-E : 327 Ro.1 и Ro.1-бис : 349; Всего: 955 |
Fokker CV — голландский лёгкий разведчик и бомбардировщик -биплан производства компании Fokker . Он был разработан Энтони Фоккером , а серийное производство началось в 1924 году на заводе Fokker в Амстердаме.
Разработка
[ редактировать ]CV был построен в начале 1920-х годов Энтони Фоккером. Самолет задумывался как двухместный разведчик и бомбардировщик. При показе публике в 1924 году выпускался в различных модификациях; Заказчик мог выбрать одну из пяти различных конструкций крыла (различавшихся по размаху). Радиальные двигатели могли развивать мощность 336–723 кВт (451–970 л.с.). Шасси можно было заменить с колес на понтоны . Самолет стал экспортным успехом для Fokker: он продавался и/или производился по лицензии в Боливии, Китае, Дании, Финляндии, Венгрии, Италии, Японии, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Советском Союзе и США. [ 1 ] Швеция закупила две разные версии, чтобы использовать их в качестве моделей для лицензионного производства разведывательной версии S 6 и истребительной версии J 3 .
Операционная история
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Финские ВВС использовали как CV-D, так и CV-E. Один CV-E был куплен в 1927 году с доставкой 20 сентября, а еще 13 были куплены 17 марта 1934 года и прибыли зимой 1935 года. Во время Зимней войны Швеция подарила еще три CV-E. Два CV-D также были переправлены из Норвегии в Финляндию на заключительном этапе Норвежской кампании. Они были интернированы и переданы ВВС. Самолеты использовались в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков с 20 сентября 1927 года по 14 февраля 1945 года. Во время Зимней войны финские C.V совершили 151 разведывательный и бомбардировочный вылет, не понеся никаких потерь. В ходе Войны -продолжения CV совершили неизвестное количество боевых вылетов и потеряли один самолет. [ 2 ]
Тип | Число | Примечания |
---|---|---|
CV-E | 1 | двигатель Бристоль Юпитер; ФО-39 |
CV-E | 13 | двигатель Пегас; ФО-65 до −77 |
CV-E | 3 | Двигатель Mercury, подарок из Швеции; ФО-19, -23 и -80 |
КВ-Д | 2 | Двигатель «Пантера» интернированного норвежского самолета; ФО-65 и -66 |
Италия
[ редактировать ]C.VE был построен в Италии компанией OFM ( Officine Ferroviarie Meridionali , позже IMAM ) по лицензии в 1927 году как Romeo Ro.1 . Он использовался авиационным корпусом Regio Esercito (итальянская армия) в качестве самолета наблюдения и штурмовика. Хорошо полюбившийся на гражданском рынке, он был выбран для использования маршалом авиации Итало Бальбо как превосходящий Breda A.7 и Ansaldo A.120 . Он поступил на вооружение в 1927 году в итальянской Ливии против местных повстанцев. Его использовали как для разведки, так и для легкой атаки. Он был конвертируемым как трехместная машина, или как легкий штурмовик (два пулемета), или как самолет сверхдальней дальности со вспомогательным топливным баком, увеличивавшим автономность с пяти до двенадцати часов. Последняя версия имела двигатель мощностью 410 кВт (550 л.с.) вместо 321 кВт (430 л.с.) и выпускалась до 1934 года, всего 456, но она была устаревшей и слишком тихой для стандартов середины 1930-х годов. Хотя это был всего лишь армейский самолет наблюдения, он все же имел достаточно мощный двигатель и летные характеристики. В 1933 году в состав итальянской армии входило 40 эскадрилий по семь машин в каждой, основная авиационная сила которых составляла 238 Ro.1. Это был самый массовый итальянский самолет в Вторая итало-абиссинская война .
Норвегия
[ редактировать ]купила Воздушная служба норвежской армии Первоначальное соглашение о покупке с Fokker включало права на лицензионное производство, и в период 1929–1931 годов на авиационном заводе NoAAS в Кьеллере свои первые пять C.VE в 1926 году . было изготовлено 15 C.VE. После прекращения производства C.VE в период с 1932 по 1939 год последовало еще 28 C.VD. Всего NoAAS эксплуатировало 48 Fokker C.V, 43 из которых были построены по лицензии в Норвегии. Когда немцы вторглись в Норвегию 9 апреля 1940 года, 42 самолета Fokker C.V все еще находились на вооружении Норвегии. C.V базировались на нескольких авиабазах в разных частях страны и в основном использовались в качестве самолетов-разведчиков и легких бомбардировщиков. Хотя самолеты были устаревшими, они все же широко и успешно использовались в качестве бомбардировщиков во время Норвежской кампании в апреле – июне 1940 года , поддерживая норвежские наземные войска, сражавшиеся на фронте Нарвика . [ 3 ] [ 4 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Этот тип использовался Luchtvaartafdeeling (довоенными военно-воздушными силами), MLD (морским luchtvaartdienst) и KNIL-ML. Для Luchtvaartafdeling в период с 1926 по 1934 год было произведено 67 экземпляров несколькими партиями. 28 все еще находились в рабочем состоянии во время нападения Германии на Нидерланды 10 мая 1940 года. Они успешно использовались в разведывательных и бомбардировочных миссиях с использованием «вора земли» (HuBoBe) (сокращение от huisje-boompje-beestje, буквально переводится на дом-дерево-животное, имея в виду малую высоту, на которой они летали) технику полета. Около двух десятков самолетов использовались в качестве учебно-тренировочных и штурмовых, а также на хранении и ремонте.
Швеция
[ редактировать ]В 1927 году ВВС Швеции приобрели два C.VD ( J 3 ) и два C.VE ( S 6 ), которые послужили моделями для последующего лицензионного производства самолетов компанией CVM в Мальмене. Четыре самолета были переправлены в Швецию в 1928 году. Они оказались пригодными, было заключено соглашение о лицензионном производстве, а также были закуплены еще четыре CV-E и шесть CV-D. [ 5 ] последний обозначил J 3A . Семь C.VD, заказанные у CVM, были построены как C.VE, поскольку к 1929 году стало ясно, что этот тип непригоден в качестве истребителя, но они все равно получили обозначение J 3B . [ 6 ]
В 1931 году J 3B были переименованы в S 6 , J 3 и J 3A в S 6A . [ 6 ] Десять C.VE с двигателями Nohab My VI вместо двигателей Jupiter VI получили обозначение S 6B . [ 5 ]
S-6 стал основным самолетом связи шведских ВВС. Он использовался для обнаружения пожаров, аэрофотосъемки и связи совместно с армией. К началу Второй мировой войны в строю оставалось 36 самолетов. Они продолжались до тех пор, пока их не заменили Saab 17 с 1942 года. [ 7 ] CVM произвела 17 S 6 в период с 1929 по 1932 год. Некоторые из них были оснащены поплавками и получили обозначение S 6H .
В 1945 году SwAF продала компании Svensk Flygtjänst три S 6 для использования в воздухе над лесом. Два других были проданы Skåneflyg в 1947 году. Один сохранился и его можно увидеть в Музее ВВС Швеции . Лейтенант Эйнар Лундборг спас итальянского генерала Умберто Нобиле в 1928 году на S 6B. [ 5 ] оборудован лыжами. Нобиле оказался на шельфовом леднике после того, как его дирижабль «Италия» разбился на пути к Северному полюсу. [ 5 ]
Имя | Число | Примечания | |
---|---|---|---|
С 6 | Fokker C.V-E | 30 | 6 Fokker CV-E и 24 CVM Fokker CV-E, двигатель Jupiter VI мощностью 336 кВт (450 л.с.) |
С 6А | Fokker C.V-E | 8 | 7 Fokker CV-E и 1 CVM Fokker CV-E, двигатель Jupiter VI мощностью 336 кВт (450 л.с.) |
С 6Б | CVM CV-E | 10 | 1934–45, двигатель NOHAB My VI мощностью 447 кВт (600 л.с.) |
S6H | CV-E | ? | CVM Fokker CV-E (Hydro) с понтонами |
Дж 3 | Fokker C.V-D | 2 | 1927–30, изменение обозначения на S 6A в 1931 г. |
J3A | Fokker C.V-D | 6 | 1929–30, изменение обозначения на S 6A в 1931 г. |
J3B | CVM CV-D | 6 | 1930–45, изменение обозначения на S 6 в 1931 г. |
Швейцария
[ редактировать ]После сравнительных испытаний в 1927 году швейцарские власти построили по лицензии 48 самолетов CV-E для использования в ВВС Швейцарии (тогда в авиационном корпусе швейцарской армии). 24 машины были построены на заводе K+W Thun и 24 на заводе Doflug Altenrhein . Самолеты находились на вооружении с 1933 по 1940 год и имели вооружение бомбами, двумя пилотными пулеметами и двойным пулеметом наблюдателя. Швейцарские ВВС использовали свои CV в качестве буксиров-мишеней до 1954 года, после их ухода с передовой службы. [ 8 ]
Германия
[ редактировать ]Во время оккупации Дании немцы захватили несколько датских Fokker CV-E. Некоторые из этих самолетов использовались эстонской добровольной Nachtschlachtgruppe 11 (ночное штурмовое крыло 11) в Рахкле. [ а ] в 1944 году. [ 9 ] НСГр. 11 использовали свои CV-E на Восточном фронте для проведения разрушительных ночных бомбардировок российских линий фронта. Эти операции проводились в ответ на аналогичные ночные операции советской легкой авиации, например бипланов По-2 . [ 10 ] Два CV-E NSGr. 11 самолетов были переправлены в Швецию в октябре 1944 года четырьмя эстонскими перебежчиками, а один из них был возвращен датчанам шведами в 1947 году. [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]- CV-А
- (или C.Va ) самолет-разведчик
- CV-Б
- (или C.Vb ) самолет-разведчик, построено 18 штук.
- CV-C
- (или C.Vc ) штурмовик. Пользователи: Нидерланды 6, Боливия 5
- КВ-Д
- (или CVd ) разведчик, бомбардировщик и истребитель сопровождения. Пользователи: Финляндия 2, Дания 49, Венгрия 68 (D и Es), Нидерланды 119 (VI, D и C), Норвегия 27, Швеция 2, Швейцария 3, Германия 15 (D и Es).
- CV-E
- (или C.Ve ) легкий бомбардировщик. Пользователи: Финляндия 17, Дания 31, Венгрия 68 (D и Es), Нидерланды 18, KNIL 20, Германия 15 (D и Es), Норвегия 46, Швеция 51, Швейцария 61.
- CV-W
- Гидросамолет CV-C. Один построен.
- C.VI
- самолет-разведчик с двигателем Hispano-Suiza, 33 переоборудованных из CV-D
- C.IX
- разведывательный вариант CV-E с Hispano-Suiza 12N двигателем ; пять построено для Нидерландов, один экспортирован в Швейцарию.
- ИМАМ Ro.1 и Ro.1-bis
- Легкий бомбардировщик итальянской лицензионной постройки; 349 изготовлено
- Манфред Вайс WM-9 Будапешт
- лицензионный Fokker CV-E [ 12 ]
- Манфред Вайс WM-11 Будапешт
- Fokker CV-D венгерского лицензионного производства [ 12 ]
- Манфред Вайс WM-14 Будапешт
- Fokker CV-D венгерского лицензионного производства [ 12 ]
- Манфред Вайс WM-16 Будапешт [ 12 ]
-
- WM-16A мощностью 410 кВт (550 л.с.) Gnome-Rhône 9K Mistral , построено 9 штук
- WM-16B мощностью 641,3 кВт (860 л.с.) Gnome-Rhône 14K Mistral Major , построено 9 штук
- Манфред Вайс WM-21 Сокол
- развитие WM-16 [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]- Боливия
- Китайская Республика
- Дания
- Финляндия
- Германия
- Королевство Италия
- Regia Aeronautica - Ro.1 и Ro.1-bis
- Королевство Венгрия
- Королевские ВВС Венгрии - Королевские ВВС Венгрии использовали свои CV в войне со Словакией. [ 12 ]
- Нидерланды
- Норвегия
- Воздушная служба норвежской армии (1926–1940)
- Советские ВВС - два самолета, использовавшиеся для испытаний и испытаний.
- Швеция
- Шведские ВВС - (S 6)
- Швейцария
- Соединенные Штаты
- ВМС США - единственный Ro.1 был приобретен для использования военно-морским атташе авиации США в 1928 году. [ 13 ]
Технические характеристики (резюме)
[ редактировать ]Данные войны за Голландию Национальный музей норвежской авиации Тулиниста Хорнетийн [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,25 м (30 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 12,50 м (41 фут 0 дюймов)
- Высота: 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 39,30 м 2 (423,0 кв. футов)
- Вес пустого: 1920 кг (4233 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 2145 кг (4729 фунтов)
- Силовая установка: 1 поршневой Rolls-Royce Kestrel VIIb V-12 мощностью 470 кВт (630 л.с.) двигатель жидкостного охлаждения
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (160 миль в час, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов)
- Дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль)
- Практический потолок: 6500 м (21300 футов)
Вооружение
- Орудия: 7,9 мм (0,31 дюйма) FN 2 синхронных стационарных пулемета , 1 пулемет Льюиса калибра 7,9 мм (0,31 дюйма) на гибкой установке в задней части.
- Бомбы: 200 кг (440 фунтов) бомб под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
- Список военных самолетов Норвегии
- Список военных самолетов Швеции
- Список самолетов ВВС Финляндии
- Список самолетов Второй мировой войны
Сноски
[ редактировать ]- ^ В Эстонии есть две деревни под названием Рахкла: Рахкла, Раквереская волость , и Рахкла, Виннийская волость . Источники не уточняют, какой это был случай.
- ^ Война за Голландию: резюме Fokker
- ^ Взлетно-посадочная полоса в Геквудсе: самолеты ВВС Финляндии. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Веб-сайт Национального норвежского музея авиации: Выставки, заархивированные 26 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Краглунд, Ивар (1995). «Фоккер CVE» . В Дале ; Хьельтнес ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен (ред.). Норвежский военный лексикон 1940-45 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. п. 111. ИСБН 82-02-14138-9 .
- ^ Jump up to: а б с д S 6 - Fokker CV (1927–1946). Архивировано 2 марта 2008 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б J 3 - Фоккер C.VD (1928–1931)
- ^ S 17BL и S 17BS - SAAB S 17 (1942–1952)
- ^ Информационная табличка в Fliegermuseum Dübendorf .
- ^ Уил 2003, с. 105
- ^ Уил 2003, с. 64
- ^ Уил 2003, с. 125
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фоккер в Королевских ВВС Венгрии.
Ссылки
[ редактировать ]- Корте, Пьер (июль 1972 г.). «Les Fokker CV (2)» [Резюме Fokker, Часть 2]. Альбом Fanatique de l'Aviation (на французском языке) (35): 21–26. ISSN 0757-4169 .
- Гердессен, Фредерик. «Эстонская авиация 1918–1945». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 61–76. ISSN 0143-5450 .
- Хугшаген, Эдвин: Fokker C.5 – разработка, использование и упадок, Виолаэро, Эммен, 2011 г., ISBN 978-90-8616-073-0
- Хейнонен, Тимо: От Тулина до Хорнета - Публикации Центральнофинляндского музея авиации 3 , 1992. ISBN 951-95688-2-4 (на финском языке)
- Оуэрс, Колин (весна 1994 г.). «Пятый Fokker: многоцелевой биплан CV». Любитель воздуха . № 53. С. 60–68. ISSN 0143-5450 .
- «Закругление». Энтузиаст авиации (65): 77–78. Сентябрь – октябрь 1999 г. ISSN 0143-5450 .
- Уил, Джон, Боевые группы Люфтваффе: 13 элитных авиационных подразделений , Osprey Publishing, Оксфорд, 2003 г. ISBN 1-84176-608-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.dutch-aviation.nl (на голландском языке)
- Национальный норвежский музей авиации
- Война за Голландию: Fokker CV (C.5)