Jump to content

Фоккер Ф.XVIII

Ф. XVIII
Роль Авиалайнер
Производитель Фоккер
Первый полет 30 июня 1932 г.
Основной пользователь КЛМ
Количество построенных 5

Fokker F.XVIII — авиалайнер, произведенный в Нидерландах в начале 1930-х годов, по сути являвшийся увеличенной версией Fokker F.XII, предназначенной для полетов на дальние расстояния. Как и его предшественник, это был обычный свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и неподвижным хвостовым колесом. В его салоне могли разместиться 12 пассажиров или от четырех до шести человек на сиденьях, трансформируемых в спальные места. Всего было построено пять самолетов, все для KLM, и зарегистрированы как PH-AIO, AIP, AIQ, AIR и AIS, все из которых были названы в честь птиц. Самолет F.XVIII , использовавшийся авиакомпанией KLM на маршруте Амстердам Батавия , прославился в Нидерландах благодаря двум особенно примечательным рейсам. В декабре 1933 года один самолет (регистрационный PH-AIP , Pelikaan — «Пеликан») был использован для совершения специального рождественского почтового рейса в Батавию, совершив полет туда и обратно за время полета 73 часа 34 минуты. На следующее Рождество другой F.XVIII (регистрационный PH-AIS , Snip — «Бекас») совершил аналогичный полет на Кюрасао за 55 часов 58 минут после того, как для путешествия был специально переоборудован двигатель.

Снип в музее Кюрасао в Виллемстаде

В октябре 1936 года F.XVIII были сняты с вооружения Батавии и заменены Douglas DC-2 . KLM продала PH-AIQ и PH-AIR компании Československá Letecká Společnost , где они были перерегистрированы на OK-AIQ и OK-AIR. [ 1 ] Они использовали их на маршруте Прага - Вена - Берлин до 1938 года. Затем в декабре 1938 года AIQ перешел в Корпорацию коммерческой авиации в Лидде, Палестина (ныне аэропорт Бен-Гурион ), где стал VQ-PAF и разбился там 13 января 1939 года. [ 2 ] [ 3 ] Обломок оставался на аэродроме до 1948 года, когда он был принят на вооружение ВВС Израиля , но так и не был восстановлен и впоследствии был списан в Израиле. OK-AIR была передана в управление Deutsche Lufthansa в 1938 году как D-AAIR. [ 4 ] Его судьба неизвестна - вероятно, он был передан на вооружение Люфтваффе и уничтожен во время Второй мировой войны. PH-AIP Pelikaan отправился в Air Tropique , прикрытие испанского республиканского правительства, которое использовало его в качестве транспорта во время гражданской войны в Испании. Он был передан во французский реестр как F-APIP и впоследствии был уничтожен в результате бомбардировки Вилахуиги, Испания, 6 февраля 1939 года. [ 5 ] Два оставшихся самолета были переданы KLMWIB ( Koninklijke Luchtvaart Maatschappij West- Indisch Bedrijf - Вест-Индское подразделение KLM) в Виллемстаде, Кюрасао, для региональных рейсов в Карибском бассейне. [ 6 ] Один из них был PH-AIS Snip , позже PJ-AIS, другой — PH-AIO, позже PJ-AIO, [ 7 ] Первоначально он назывался Оэхо («Сова»), но был переименован в Ориол («Иволга»), поскольку в местной культуре Сова считалась неудачливой. Эти самолеты обслуживали маршруты между Кюрасао и Венесуэлой, Голландской Гвианой (ныне Суринам), Колумбией и Тринидадом, а также выполняли рейсы между островами на Арубу, Бонайре и Сен-Мартен. Маршруты на Ямайку открылись в 1941 году, а на Кубу и Майами — в 1942 году.

Внутренняя кабина самолета
Fokker F.XVIII PJ-AIO, сфотографирован во время службы в Силах обороны Нидерландов в Вест-Индии, около 1941 года.

PJ-AIO был сдан в аренду колониальному правительству Нидерландской Вест-Индии в июне 1940 года и переоборудован инженерами KLM в морской патрульный самолет для использования Силами обороны Нидерландской Вест-Индии . Одиночный пулемет Льюиса калибра .303 был установлен на гибкой установке и стрелял из открытого спинного положения. Пассажирскую кабину разобрали и установили бомбоотсек, состоящий из стоек для размещения неопределенного количества самодельных 8-килограммовых (80-мм) противолодочных бомб, наводимых и сбрасываемых вручную из открытого люка бомбардира в полу бомбового отсека. Самолет был покрыт камуфляжной краской и нанесены оранжевые национальные опознавательные знаки Нидерландов. Ни одного военного сериала выделено не было. Машина использовалась для противолодочного патрулирования в Ораньестаде, Аруба , и в Хато, Кюрасао, с 1940 по 1942 год, когда она была возвращена в гражданское пользование KLM, причем противолодочное патрулирование было передано американской авиации. [ 8 ]

PJ-AIO и PJ-AIS оставались на вооружении KLMWIB до 1946 года, когда AIO была расформирована на Кюрасао. PJ-AIS оставался заброшенным в Виллемстаде, пока в 1970-х годах не был восстановлен как музейный экспонат. [ 9 ] Передняя часть фюзеляжа Снипа сейчас хранится в музее Кюрасао .

Операторы

[ редактировать ]
F.XVIII эксплуатировался чехословацкой авиакомпанией CSA ( Československá Letecká Společnost ).

Технические характеристики ( фрагмент )

[ редактировать ]
Остатки KLM Fokker F.XVIII Snip , выставленные в музее Кюрасао.

Общие характеристики

  • Экипаж: Два-четыре
  • Вместимость: 12 пассажиров
  • Длина: 18,50 м (60 футов 8 дюймов)
  • Размах крыла: 24,50 м (80 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 84,0 м 2 (904 кв. футов)
  • Вес пустого: 4620 кг (10190 фунтов)
  • Полная масса: 7850 кг (17300 фунтов)
  • Силовая установка: 3 двигателя Pratt & Whitney Wasp C по 313 кВт (420 л.с.) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
  • Дальность: 1820 км (1130 миль, 980 миль)
  • Практический потолок: 4800 м (15750 футов)

Вооружение

  • (военная конверсия) один пулемет .303 Lewis на гибкой спинной установке
  • (военная конверсия) неустановленное количество 8 кг. противолодочные бомбы

  1. ^ Реестры гражданских самолетов Чехославакии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_OK-.html
  2. ^ Реестры гражданских самолетов Палестины http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_VQ-P.html.
  3. ^ Сеть авиационной безопасности https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19390113-2.
  4. ^ Реестры гражданских самолетов Германии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_D-a.html
  5. ^ Реестры гражданских самолетов Франции http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_F-17.html.
  6. ^ «КЛМ Вест-Индская компания» .
  7. ^ Первоначально эти самолеты имели голландскую регистрацию PH, но их регистрация была изменена на PJ в 1936 году, когда они были переданы в реестр Нидерландской Вест-Индии.
  8. ^ «Фоккер Ф.XVIII» . www.fokker-history.com . Проверено 9 июля 2023 г.
  9. ^ Реестры гражданских самолетов Нидерландской Вест-Индии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_PJ-.html

Библиография

[ редактировать ]
  • Хазевинкель, Харм Дж. (май 1977 г.). «Амстердам-Батавия за 4 дня, но в 1933 году... Фоккер Ф.XVIII». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (90): 16–21. ISSN   0757-4169 .
  • Хаусон, Джеральд (август – ноябрь 1990 г.). «Тримоторы Фоккера идут на войну». Энтузиаст авиации (13): 43–49. ISSN   0143-5450 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 22165b471f5388d82099b7b52e44646f__1693206780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/6f/22165b471f5388d82099b7b52e44646f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fokker F.XVIII - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)