Фоккер Ф.XVIII
Ф. XVIII | |
---|---|
![]() | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Фоккер |
Первый полет | 30 июня 1932 г. |
Основной пользователь | КЛМ |
Количество построенных | 5 |
Fokker F.XVIII — авиалайнер, произведенный в Нидерландах в начале 1930-х годов, по сути являвшийся увеличенной версией Fokker F.XII, предназначенной для полетов на дальние расстояния. Как и его предшественник, это был обычный свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и неподвижным хвостовым колесом. В его салоне могли разместиться 12 пассажиров или от четырех до шести человек на сиденьях, трансформируемых в спальные места. Всего было построено пять самолетов, все для KLM, и зарегистрированы как PH-AIO, AIP, AIQ, AIR и AIS, все из которых были названы в честь птиц. Самолет F.XVIII , использовавшийся авиакомпанией KLM на маршруте Амстердам — Батавия , прославился в Нидерландах благодаря двум особенно примечательным рейсам. В декабре 1933 года один самолет (регистрационный PH-AIP , Pelikaan — «Пеликан») был использован для совершения специального рождественского почтового рейса в Батавию, совершив полет туда и обратно за время полета 73 часа 34 минуты. На следующее Рождество другой F.XVIII (регистрационный PH-AIS , Snip — «Бекас») совершил аналогичный полет на Кюрасао за 55 часов 58 минут после того, как для путешествия был специально переоборудован двигатель.

В октябре 1936 года F.XVIII были сняты с вооружения Батавии и заменены Douglas DC-2 . KLM продала PH-AIQ и PH-AIR компании Československá Letecká Společnost , где они были перерегистрированы на OK-AIQ и OK-AIR. [ 1 ] Они использовали их на маршруте Прага - Вена - Берлин до 1938 года. Затем в декабре 1938 года AIQ перешел в Корпорацию коммерческой авиации в Лидде, Палестина (ныне аэропорт Бен-Гурион ), где стал VQ-PAF и разбился там 13 января 1939 года. [ 2 ] [ 3 ] Обломок оставался на аэродроме до 1948 года, когда он был принят на вооружение ВВС Израиля , но так и не был восстановлен и впоследствии был списан в Израиле. OK-AIR была передана в управление Deutsche Lufthansa в 1938 году как D-AAIR. [ 4 ] Его судьба неизвестна - вероятно, он был передан на вооружение Люфтваффе и уничтожен во время Второй мировой войны. PH-AIP Pelikaan отправился в Air Tropique , прикрытие испанского республиканского правительства, которое использовало его в качестве транспорта во время гражданской войны в Испании. Он был передан во французский реестр как F-APIP и впоследствии был уничтожен в результате бомбардировки Вилахуиги, Испания, 6 февраля 1939 года. [ 5 ] Два оставшихся самолета были переданы KLMWIB ( Koninklijke Luchtvaart Maatschappij West- Indisch Bedrijf - Вест-Индское подразделение KLM) в Виллемстаде, Кюрасао, для региональных рейсов в Карибском бассейне. [ 6 ] Один из них был PH-AIS Snip , позже PJ-AIS, другой — PH-AIO, позже PJ-AIO, [ 7 ] Первоначально он назывался Оэхо («Сова»), но был переименован в Ориол («Иволга»), поскольку в местной культуре Сова считалась неудачливой. Эти самолеты обслуживали маршруты между Кюрасао и Венесуэлой, Голландской Гвианой (ныне Суринам), Колумбией и Тринидадом, а также выполняли рейсы между островами на Арубу, Бонайре и Сен-Мартен. Маршруты на Ямайку открылись в 1941 году, а на Кубу и Майами — в 1942 году.


PJ-AIO был сдан в аренду колониальному правительству Нидерландской Вест-Индии в июне 1940 года и переоборудован инженерами KLM в морской патрульный самолет для использования Силами обороны Нидерландской Вест-Индии . Одиночный пулемет Льюиса калибра .303 был установлен на гибкой установке и стрелял из открытого спинного положения. Пассажирскую кабину разобрали и установили бомбоотсек, состоящий из стоек для размещения неопределенного количества самодельных 8-килограммовых (80-мм) противолодочных бомб, наводимых и сбрасываемых вручную из открытого люка бомбардира в полу бомбового отсека. Самолет был покрыт камуфляжной краской и нанесены оранжевые национальные опознавательные знаки Нидерландов. Ни одного военного сериала выделено не было. Машина использовалась для противолодочного патрулирования в Ораньестаде, Аруба , и в Хато, Кюрасао, с 1940 по 1942 год, когда она была возвращена в гражданское пользование KLM, причем противолодочное патрулирование было передано американской авиации. [ 8 ]
PJ-AIO и PJ-AIS оставались на вооружении KLMWIB до 1946 года, когда AIO была расформирована на Кюрасао. PJ-AIS оставался заброшенным в Виллемстаде, пока в 1970-х годах не был восстановлен как музейный экспонат. [ 9 ] Передняя часть фюзеляжа Снипа сейчас хранится в музее Кюрасао .
Операторы
[ редактировать ]
- KLM (5 самолетов. PH-AIO, AIP, AIQ, AIR и AIS)
- Чехословацкая авиационная компания (2 самолета бывших KLM, OK-AIQ и AIR)
- Корпорация коммерческой авиации, Лидда, (ныне Лод), Палестина (1 самолет бывшего ČSA, VQ-PAF)
- ВВС Израиля (1 самолет, бывшая корпорация коммерческой авиации VQ-PAF)
- Deutsche Lufthansa (1 самолет ранее ČSA, D-AAIR)
- Республиканские ВВС Испании (1 самолет бывшего KLM, F-APIP)
- KLM West Indisch Bedrijf (KLM West Indies Division) (2 самолета ранее KLM, PJ-AIO и 'AIS)
- Силы обороны Вест-Индии Нидерландов (1 самолет арендован у KLM, PJ-AIO)
Технические характеристики ( фрагмент )
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два-четыре
- Вместимость: 12 пассажиров
- Длина: 18,50 м (60 футов 8 дюймов)
- Размах крыла: 24,50 м (80 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 84,0 м 2 (904 кв. футов)
- Вес пустого: 4620 кг (10190 фунтов)
- Полная масса: 7850 кг (17300 фунтов)
- Силовая установка: 3 двигателя Pratt & Whitney Wasp C по 313 кВт (420 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
- Дальность: 1820 км (1130 миль, 980 миль)
- Практический потолок: 4800 м (15750 футов)
Вооружение
- (военная конверсия) один пулемет .303 Lewis на гибкой спинной установке
- (военная конверсия) неустановленное количество 8 кг. противолодочные бомбы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реестры гражданских самолетов Чехославакии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_OK-.html
- ^ Реестры гражданских самолетов Палестины http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_VQ-P.html.
- ^ Сеть авиационной безопасности https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19390113-2.
- ^ Реестры гражданских самолетов Германии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_D-a.html
- ^ Реестры гражданских самолетов Франции http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_F-17.html.
- ^ «КЛМ Вест-Индская компания» .
- ^ Первоначально эти самолеты имели голландскую регистрацию PH, но их регистрация была изменена на PJ в 1936 году, когда они были переданы в реестр Нидерландской Вест-Индии.
- ^ «Фоккер Ф.XVIII» . www.fokker-history.com . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Реестры гражданских самолетов Нидерландской Вест-Индии http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_PJ-.html
Библиография
[ редактировать ]- Хазевинкель, Харм Дж. (май 1977 г.). «Амстердам-Батавия за 4 дня, но в 1933 году... Фоккер Ф.XVIII». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (90): 16–21. ISSN 0757-4169 .
- Хаусон, Джеральд (август – ноябрь 1990 г.). «Тримоторы Фоккера идут на войну». Энтузиаст авиации (13): 43–49. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 407.
- Файлы с информацией о мировых самолетах . Лондон: Издательство Bright Star. л.д. 894. Л. 38.
- «Фоккер Тип «F.XVIII» » . Рейс : 711–13. 29 июля 1932 года . Проверено 26 марта 2008 г.
- «Рекорд голландской авиапочты» . Рейс : 10–11. 4 января 1934 года . Проверено 26 марта 2008 г.
- «Прекрасный полет» . Рейс : 8. 3 января 1935 года . Проверено 26 марта 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]