Jump to content

Фоккер Д. XXI

Д. XXI
Роль боец
Национальное происхождение Нидерланды
Производитель Фоккер
Дизайнер Эрих Шацки
Первый полет 27 марта 1936 г.
Ушедший на пенсию 1948
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Финские ВВС
Количество построенных 148

Истребитель Fokker D.XXI в ответ на требования был разработан в 1935 году голландской авиастроительной компанией Fokker , выдвинутые ВВС Королевской Нидерландской Ост-Индской армии ( Военная авиация Королевской голландской Ост-Индской армии , ML-KNIL). [ 1 ]

D.XXI проектировался как недорогой, прочный и компактный истребитель, обладающий достойными для своего времени характеристиками. Вступив в строй в первые годы Второй мировой войны , он обеспечивал йоменскую службу как для Luchtvaartafdeling (группа голландской армейской авиации), так и для ВВС Финляндии . Кроме того, несколько экземпляров были построены на заводе Эль-Кармоли до того, как он попал в повстанцев руки во время гражданской войны в Испании . После вторжения и оккупации Нидерландов в мае 1940 года несколько захваченных голландских D.XXI впоследствии были приняты на вооружение Люфтваффе .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

14 ноября 1934 года проектные предложения по новому истребителю были представлены компанией Fokker в Luchtvaartafdeling (группу армейской авиации Нидерландов). [ 2 ] Команда дизайнеров Fokker под руководством Эриха Шацки, базирующаяся на недавно построенном заводе фирмы в южном районе Амстердама , стремилась объединить различные новые концепции и новейшие особенности успешных истребителей, включая предыдущие CX и D.XVII самолеты . . с низкорасположенным крылом Предлагаемый самолет представлял собой моноплан и полностью закрытой кабиной ; первоначальные проектные работы проводились в сотрудничестве с британским производителем двигателей Rolls-Royce , и первоначально предполагалось, что этот тип будет оснащен двигателем Rolls-Royce Kestrel IV . [ 2 ] Прогнозные характеристики самолета включали максимальную скорость 420 км/ч на высоте 4350 метров, дальность полета 888 км и потолок высоты 10 000 метров. Планируемое вооружение включало винтовочного калибра пулеметы или 20-мм пушки , которые должны были быть встроены в крылья и фюзеляж. [ 2 ]

Прототип Fokker D.XXI

В начале 1935 года Luchtvaartafdeling подписала контракт на постройку одного прототипа предлагаемого истребителя для оценки, которая будет проведена Королевской нидерландской Ост-Индской армией . [ 2 ] Этот прототип, получивший обозначение FD-322 , оснащенный одним Bristol Mercury VI-S, звездообразным двигателем приводившим в движение трехлопастной двухшаговый винт , совершил свой первый полет на аэродроме Уэлшап 27 в Эйндховене марта 1936 года. [ 3 ] По словам авиационного автора Г.Х. Камфиуса, перспективы серийного производства нового истребителя выглядели сомнительными вскоре после выполнения первого полета из-за серьезных изменений в оборонной политике Нидерландов; Министр иностранных дел Хендрик Колейн сообщил военному министерству, что в ответ на меняющуюся международную ситуацию более высокий приоритет будет отдан наращиванию значительного потенциала бомбардировщиков, а не новых истребителей. [ 4 ] Изменение политики, в которой предпочтение отдается бомбардировщикам, а не истребителям, было несколько спорным, отчасти из-за того, что в это время рассматривался заказ на новые истребители и самолеты-разведчики, а также была определена потребность в новом учебном самолете. [ 4 ]

Помимо интереса Luchtvaartafdeling к учебно-тренировочному самолету, служба также придавала большое значение концепции тяжеловооруженного «крейсерского» самолета, способного выполнять несколько типов задач. [ 4 ] Дальнейшие сомнения и путаница были добавлены появлением конкурирующего самолета в виде Koolhoven FK58 , который также был разработан Ир. Шацкий. FK58 был несколько более продвинутым, чем D.XXI, обладая убирающейся ходовой частью и более высокой максимальной скоростью — 520 км/ч. [ 4 ] Было решено, что D.XXI и FK58 должны принять участие в серии сравнительных испытаний друг с другом, в результате чего прототип D.XXI был отправлен на авиабазу Состерберг в Утрехте в ноябре 1936 года. Между двумя типами задержался самолет FK58, который совершил свой первый полет только в сентябре 1938 года. [ 4 ]

В производство

[ редактировать ]

В 1937 году правительство Нидерландов предоставило финансирование и одобрило ограниченное расширение группы армейской авиации, в результате чего был размещен заказ на 36 истребителей Fokker D.XXI с двигателями Bristol Mercury VII или VIII мощностью 830 л.с. [ 4 ] По словам Камфуиса, голландский интерес к D.XXI возобновился, отчасти, благодаря проверке первого самолета оценочной комиссией, которая сама проводилась из-за интереса, выраженного финскими ВВС , что само по себе привело к экспортных продаж в Финляндию. [ 4 ] 20 июля 1938 года первый Luchtvaartafdeling D.XXI совершил свой первый полет, после чего участвовал в испытательных полетах перед доставкой в ​​Зёстерберг. 8 сентября 1939 года был доставлен последний самолет из первой партии из 36 самолетов. [ 4 ]

Даже когда внутренний спрос на D.XXI ставился под сомнение, этот тип привлек внимание ряда иностранных правительств. [ 5 ] В 1937 году правительство Финляндии решило разместить заказ на первоначальную партию из семи самолетов; также велись дальнейшие переговоры о приобретении лицензии на производство, в соответствии с которой Финляндия приступила и к производству дополнительных самолетов внутри страны. В период с 1939 по 1944 год Государственный авиационный завод (Valtion Lentokonetehdas) в Тампере произвел в общей сложности 93 самолета. [ 6 ]

На протяжении 1940 и 1941 годов Финский государственный авиационный завод приступил к восстановлению самолетов, использовавшихся в Зимней войне , для дальнейшей эксплуатации; в 1941 году было заказано еще 50 самолетов D.XXI, оснащенных двигателем Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior , приобретенным через Швецию. [ 7 ] Их можно отличить по более длинному остеклению кабины, гладкому капоту и большому воздухозаборнику под капотом. Два фюзеляжных пулемета на этих D.XXI были перенесены в крылья, а размер вертикального оперения был увеличен, чтобы компенсировать новый двигатель. Из-за увеличенной снаряженной массы D.XXI с двигателем Р-1535 имел несколько сниженные характеристики и был не таким маневренным, как версии с двигателем «Меркурий». [ 7 ] В 1944 году из запчастей было собрано еще пять финских D.XXI. [ 8 ]

Правительство Дании заказало пару истребителей D.XXI, а также договорилось о собственной лицензии на производство. [ 6 ] Датские истребители D.XXI имели радиальный двигатель Bristol Mercury VI-S мощностью 645 л.с. и несли 20-мм пушку Madsen под каждым крылом . Десять самолетов были построены авиационным заводом Королевской армии в Копенгагене до вторжения Германии в Данию в апреле 1940 года. [ 6 ] Вторая Испанская республика также приобрела лицензию на производство D.XXI. Сообщается, что всего на испанской производственной линии было изготовлено 50 фюзеляжей; однако испанский завод, на котором производился истребитель, был захвачен националистическими силами еще до того, как был построен какой-либо самолет испанской постройки. Некоторые источники сообщают, что единственному испанскому D.XXI удалось избежать плена после захвата производственного объекта. [ 6 ]

Сохранившаяся носовая часть фюзеляжа разбившегося Fokker D.XXI.

Fokker D.XXI — истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом. [ 2 ] Следуя стандартной практике проектирования Fokker того периода, он имел сварной фюзеляж из стальных труб, который в значительной степени был покрыт тканью , включая поверхности управления полетом ; Элементы передней части задней кромки крыла вместо этого были закрыты съемными алюминиевыми панелями. Крылья имели деревянную конструкцию и состояли из двух коробчатых лонжеронов, прикрепленных к нервюрам из фанеры . [ 2 ] Самолет оснащался фиксированным развальцованным шасси с консольными стойками; торможение осуществлялось педалями с независимым управлением с помощью сжатого воздуха. [ 2 ]

Кабина D.XXI была полностью закрыта капотом из плексигласа с большими раздвижными секциями и могла быть полностью отброшена в аварийной ситуации, чтобы пилоты могли спастись . [ 2 ] Пилоты были защищены от травм при перевороте с помощью пилона, встроенного в конструкцию самолета, установленного за сиденьем. Топливо размещалось в баке емкостью 350 литров (77 имп галлонов), расположенном в кормовой части двигателя, также могли быть установлены вспомогательные топливные баки на крыльях. [ 2 ] Основное вооружение состояло из двух пар 7,92-мм M36 FN-Browning пулеметов , одна пара размещалась в крыльях и несла по 300 патронов каждая, а другая пара располагалась в носовой части фюзеляжа и стреляла через лопасти воздушного винта, неся по 500 патронов каждая. . [ 2 ]

Поступив на вооружение в 1938 году, D.XXI стал значительным шагом вперед для голландской армейской авиационной группы, чья истребительная сила до того времени состояла из устаревших бипланов с открытыми кабинами. Новый «Фоккер» быстро показал себя как чрезвычайно прочный самолет, способный развивать в пикировании скорость до 700 км/ч.

Во время раннего производства D.XXI конструкторское бюро Fokker рассмотрело ряд доработок базовой конструкции, включая модернизацию крыла. Рассматривался ряд альтернативных двигателей, в том числе такие силовые установки, как Rolls-Royce Kestrel V мощностью 650 л.с. (480 кВт) и Pratt и Whitney Twin Wasp Junior мощностью 750 л.с. (560 кВт). В 1938 году была начата работа над тремя сильно модифицированными версиями, известными как 150, 151 и 152. Эти самолеты должны были быть оснащены двигателями Bristol Hercules мощностью 1050 л.с. (780 кВт) мощностью 1375 л.с. (1025 кВт), Rolls-Royce Merlin и Daimler-Benz DB 600H мощностью 1090 л.с. (810 кВт) . В эти модификации было включено убирающееся шасси.

Операционная история

[ редактировать ]
Fokker D.XXI, август 1942 г.

Fokker D.XXI впервые был использован в бою финскими ВВС 1939–1940 годов во время Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией. [ 9 ] На момент начала войны на вооружении Финляндии находился 41 самолет, все с двигателями Mercury VIII. 1 декабря 1939 года D.XXI одержал свою первую победу, сбив советский Туполев СБ . [ 9 ] «Фоккер» не уступал самолетам советских ВВС , а его прочная конструкция с звездообразным двигателем и фиксированным шасси делала его хорошо подходящим для финских условий. Выступление финского D.XXI якобы [ кем? ] завоевал восхищение многих советских летчиков. [ 9 ]

По мере продолжения Зимней войны и появления новых моделей советских истребителей Fokker D.XXI оказался все более слабым и слишком легковооруженным (имея всего четыре пулемета калибра 7,92 мм/.312 ), чтобы конкурировать с ним; от планов вооружения «Фоккеров» 20-мм пушками отказались, и только один истребитель был вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра 7,92 мм/.312. [ нужна ссылка ] Еще один истребитель был оснащен убирающимся шасси, но из-за меньшего, чем ожидалось, улучшения характеристик не был продолжен в серии. Фиксированная ходовая часть пригодилась как для неулучшенных взлетно-посадочных полос, так и для переоборудования на лыжи для зимнего использования, что было преимуществом на финском театре военных действий. [ нужна ссылка ] Всего во время конфликта было потеряно 12 самолетов D.XXI, шесть из которых были потеряны в результате аварий, а не действий противника. [ 10 ]

Конфликт между Финляндией и Советским Союзом возобновился в Войне-продолжении (1941–1944), D.XXI снова стал ключевым элементом ВВС Финляндии. [ 7 ] В ходе первого воздушного боя шесть самолетов D.XXI с двигателями «Меркурий» сбили пару советских бомбардировщиков ДБ-3 «Ильюшин» . Несколько пилотов ВВС Финляндии стали асами-истребителями на Fokker D.XXI. Самый результативный ас «Фоккера» Йорма Сарванто одержал 12 побед со счетом 5/6 на этом типе; многие другие будущие асы также одержали как минимум одну победу на «Фоккере». Самый результативный планер - FR-110, одержавший 10 побед; этот самолет пережил войну и экспонируется в Центральном музее авиации Финляндии . Финляндия продолжала эксплуатировать свои D.XXI до 1949 года, а в 1952 году классифицировала их как избыточные. [ 8 ]

Пара Fokker D.XXI ВВС Финляндии в полете
Финский D.XXI оснащен лыжами.

Хотя заказ ML-KNIL был отменен, Luchtvaartafdeling (ВВС голландской армии до Второй мировой войны) разместили заказ на 36 самолетов, которые были доставлены вовремя для участия в войне против немцев в мае 1940 года. [ 8 ] 10 мая 1940 года, в день начала вторжения Германии в Нидерланды, 28 самолетов D.XXI были исправны и готовы к работе. В тот первый день шесть D.XXI сопровождали группу бомбардировщиков Fokker TV, чтобы атаковать мосты через Маас и помешать наступлению немцев; они были перехвачены девятью немецкими Мессершмиттами Bf 109 , и в ходе завязавшегося воздушного боя один Bf 109 был сбит и еще два повреждены, в результате чего были потеряны один D.XXI и два T.V. [ 8 ] В тот же день группа D.XXI перехватила и сбила 37 из 55 прибывших транспортников Junkers Ju 52 , пересекших границу ранним утром. [ 11 ]

Повреждён D.XXI в 1943 году.

Поскольку многие самолеты вышли из строя в результате боевых повреждений после первого дня, было решено перегруппироваться в Бюйкслоте , к северу от Амстердама, 11 мая. В течение следующих четырех дней миссии D.XXI выполнялись за пределами Бюйкслота как в одиночку, так и небольшими группами для сопровождения дружественных подразделений, а также для выполнения функций поиска и уничтожения. [ 8 ] 11 мая было зафиксировано, что как минимум два Bf 109 были сбиты истребителями D.XXI. [ 8 ] Вылеты против численно превосходящих немецких сил продолжались до середины 14 мая, после чего новости о капитуляции Голландии достигли Бюйкслота, после чего и оставшиеся самолеты, и взлетно-посадочная полоса были уничтожены, чтобы предотвратить их использование немцами. Из первоначального состава в 28 самолетов D.XXI восемь истребителей остались в летной готовности. [ 11 ] D.XXI, хотя и был гораздо медленнее и легче вооружен, чем Bf 109, показал себя в бою на удивление хорошо благодаря своей маневренности. Это был также один из немногих самолетов, которые могли сопровождать бомбардировщик «Штука» в пикировании. Тем не менее, численное превосходство Люфтваффе привело к уничтожению Luchtvaartafdeling в ходе кампании большинства истребителей D.XXI. Некоторые из них были схвачены во время и после 15 мая, но их дальнейшая судьба неизвестна. [ 12 ]

LVA (ВВС Нидерландов) одержали в общей сложности 38 побед над Люфтваффе в ходе борьбы с немецким гигантом. 16 из них достались пилотам Fokker D.XXI.

Варианты

[ редактировать ]
Д. XXI
Серийный номер прототипа ФД-322
Д.XXI-1
Модель самолета поставлена ​​в Данию мощностью 645 л.с. (481 кВт) , построено три самолета с двигателями Bristol Mercury VIS . Вооружен двумя 8-мм (0,315 дюйма) пулеметами и двумя 20-мм (0,787 дюйма) пушками Мадсена .
Д.XXI-1
Серийные самолеты построены на авиационном заводе Королевской армии , десять из них оснащены двигателями Bristol Mercury VIII мощностью 830 л.с. (619 кВт) .
Д.XXI-2
Построено 53, из них 36 поставлены в RNLAF .
Д. XXI-3
Построенные по лицензии финские самолеты D.XXI-2 с дополнительными 20-мм (0,787 дюйма) пушками в 1940 году. Всего построено: 35.
Д. XXI-4
Модернизированный D.XXI-3, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4C-G Twin Wasp Junior мощностью 825 л.с. (615 кВт) . Количество построенных: 55
Проект 150
Предлагаемая версия оснащена радиально-поршневым двигателем Bristol Hercules . Не построен.
Проект 151
Предлагаемая версия оснащена поршневым двигателем Rolls-Royce Merlin . Не построен.
Проект 152
Предлагаемая версия оснащена двигателем Daimler-Benz DB 600H . Не построен.

Операторы

[ редактировать ]
Fokker D.XXI (FR-110) в Музее авиации Центральной Финляндии
Четыре Fokker D.XXI ВВС Нидерландов
 Дания
 Финляндия
 Нацистская Германия
  • Люфтваффе - эксплуатировало неизвестное количество захваченных голландских самолетов.
 Нидерланды
Испания Испанская Республика

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Летающая копия Fokker D.XXI в аэропорту Хогевен.

Fokker D.XXI, FR-110 финского производства с двигателем Mercury выставлен в Музее ВВС Финляндии , Ювяскюля , Финляндия . Это самый результативный (10 побед) планер D.XXI. Это была лошадь лейтенанта Виктора Пётсия во время Зимней войны . [ 17 ]

построил летающую копию В 2022 году в аэропорту Хугевен опытный реставратор самолетов Джек ван Эгмонд . Был использован ряд оригинальных деталей, и самолет был построен в соответствии с оригинальными спецификациями сборки Fokker, поскольку Джеку ван Эгмонду принадлежат 397 из 416 чертежей Fokker. [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] Свой первый полет он совершил 23 мая 2022 года. [ 19 ]

Технические характеристики (D.XXI – Финляндия – Меркурий)

[ редактировать ]

Данные из [ 16 ] [ 20 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
  • Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
  • Высота: 2,92 м (9 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 16,2 м 2 (174 кв. футов)
  • Пустой вес: 1594 кг (3514 фунтов)
  • Полная масса: 1970 кг (4343 фунта)
  • Силовая установка: 1 × Bristol Mercury VIII 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 620 кВт (830 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 460 км/ч (290 миль в час, 250 узлов)
  • Крейсерская скорость: 429 км/ч (267 миль в час, 232 узла)
  • Никогда не превышайте скорость : 700 км/ч (430 миль в час, 380 узлов).
  • Дальность: 930 км (580 миль, 500 миль)
  • Практический потолок: практический потолок 11 350 м (37 240 футов)
  • Время набора высоты: 6000 м (19 685 футов 0 дюймов) за 7 минут 30 секунд.
  • Мощность/масса : 0,309 кВт/кг (0,188 л.с./фунт)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ "Д.ХХ1." Архивировано 15 декабря 2007 г. на сайте Wayback Machine zap16.com . Проверено: 20 июня 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Камфуис 1966, с. 3.
  3. ^ Камфуис 1966, стр. 3–4.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Камфуис 1966, с. 4.
  5. ^ Камфуис 1966, стр. 4, 6.
  6. ^ Jump up to: а б с д Камфуис 1966, с. 6.
  7. ^ Jump up to: а б с Камфуис 1966, с. 9.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Камфуис 1966, с. 10.
  9. ^ Jump up to: а б с Камфуис 1966, с. 8.
  10. ^ Камфуис 1966, стр. 8–9.
  11. ^ Jump up to: а б Камфуис 1966, с. 12.
  12. ^ Бонне, Франс. «Фоккер Д.XXI». Архивировано 13 декабря 2007 г. в Wayback Machine WW2 Warbirds . Получено; 20 июня 2010 г.
  13. ^ Salamander Books, Ltd. 1974. ISBN   0 690 00606 3 .
  14. ^ Лондон, Великобритания: Salamander Books, Ltd., 1988. ISBN   0-86288-672-4 .
  15. ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 1–64. ISBN   87-89022-24-6 .
  16. ^ Jump up to: а б Хейнонен, Тимо (1992). От Тулина до Хорнета: 75 лет самолетам ВВС Финляндии . Тиккакоски: Центральный музей авиации Финляндии. ISBN  951-95688-2-4 .
  17. ^ https://airforcemuseum.fi/museum%2520objects/fokker-d-xxi-fr-110/ [ только URL ]
  18. ^ «Реставрация» . Фоккер Д.21 229 . Проверено 19 марта 2024 г.
  19. ^ «Первый полет Fokker D.XXI» . Схватка . 24 мая 2022 г. Проверено 19 марта 2024 г.
  20. ^ Раунио, Юкка (1993). Точка зрения пилота II . Форса: Юкка Раунио. ISBN  951-96866-0-6 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Йонг, Питер. Fokker D.21 (Коллекция Profils Avions 9) (на французском языке). Аутро, Франция: Éditions Lela Presse, 2005. ISBN   2-914017-26-X .
  • Эберспехер, Уоррен. Fokker D-XXI, Том 1: Голландские и датские самолеты (Монография № 1 Международной эскадрильи) . Сент-Пол, Миннесота: Phalanx Publishing Co. Ltd., 1994. ISBN   1-883809-05-3 .
  • Гердессен, Фриц. Голландская военная авиация VI: Fokker D-XXI (часть 2) (на голландском языке). Спейкениссе, Нидерланды: Фонд друзей Музея военной авиации / Департамент авиационных знаний KNVvL, 1991. Нет ISBN.
  • Гердессен, Фриц и Люк Бурман. Fokker D.XXI: История, камуфляж и маркировка - Операции LVA / ML Fokker D.XXI (голландский профиль 5) (двуязычный голландский / английский). Цваммердам, Нидерланды: голландская наклейка, 2007 г. Без ISBN.
  • Грин, Уильям. «D-XXI: Предок Альянса». Обзор полетов RAF Vol. XVII, № 12.
  • Грин, Уильям. «Четыре пушки и навес». Обзор полетов RAF , Том. 19, № 2.
  • Грин, Уильям. «Фоккер «На полпути»». Air Enthusiast , август 1971 г.
  • Грин, Уильям. «Последний из боевых фоккеров». Обзор полетов Королевских ВВС .
  • Хейнонен, Тимо. От Тулина до Хорнета - 75 лет самолетам ВВС Финляндии (на финском языке). Тиккакоски, Центральная Финляндия, Финляндия: Музей авиации Центральной Финляндии, 1992 г., ISBN   951-95688-2-4 .
  • Хофтман, Хьюго. Fokker D-XXI (Голландская энциклопедия самолетов 5) (на голландском языке). Беннеком, Нидерланды: Издательство Cockpit, 1978.
  • Камфуис, Г.Х. Fokker D.XXI (Самолет в профиле № 63) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Fokker D.XXI (История ВВС Финляндии 3) (на финском языке, с аннотацией на английском языке). Эспоо, Финляндия: Tietoteos, 1974 (2-е издание, 1977 г.). ISBN   951-9035-15-Х .
    • 4-е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
      • Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [Меркурий] (История ВВС Финляндии 3а) (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN   952-5334-02-3 .
      • Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [Оса] (История ВВС Финляндии 3b) (на финском языке). Хельсинки , Финляндия : Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN   952-5334-03-1 .
  • Ледвох, Януш. Fokker D.XXI (Wydawnictwo Militaria 5) (на польском языке). Варшава, Польша : Wydawnictwo Militaria, 1995. ISBN   83-86209-34-8 .
  • Раунио, Юкка. Взгляд пилота 2 (на финском языке). Форсса, Финляндия , 1993 г. ISBN   951-96866-0-6 .
  • Скульский, Пшемыслав. Fokker D.21 (Серия «Pod Lupą» 10) (на польском языке, с аннотацией на английском языке). Вроцлав, Польша: Ace Publication, 1999. ISBN   83-86153-79-2 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Боевой самолет мира «Fokker D.XXI» с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Толль, Карл. «Последний из боевых фоккеров». ВВС , январь 1982 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c832c59912d2bab61fcbef441965e39c__1722405660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/9c/c832c59912d2bab61fcbef441965e39c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fokker D.XXI - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)