Фоккер Д. XXI
Д. XXI | |
---|---|
![]() | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Нидерланды |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Эрих Шацки |
Первый полет | 27 марта 1936 г. |
Ушедший на пенсию | 1948 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Финские ВВС |
Количество построенных | 148 |
Истребитель Fokker D.XXI в ответ на требования был разработан в 1935 году голландской авиастроительной компанией Fokker , выдвинутые ВВС Королевской Нидерландской Ост-Индской армии ( Военная авиация Королевской голландской Ост-Индской армии , ML-KNIL). [ 1 ]
D.XXI проектировался как недорогой, прочный и компактный истребитель, обладающий достойными для своего времени характеристиками. Вступив в строй в первые годы Второй мировой войны , он обеспечивал йоменскую службу как для Luchtvaartafdeling (группа голландской армейской авиации), так и для ВВС Финляндии . Кроме того, несколько экземпляров были построены на заводе Эль-Кармоли до того, как он попал в повстанцев руки во время гражданской войны в Испании . После вторжения и оккупации Нидерландов в мае 1940 года несколько захваченных голландских D.XXI впоследствии были приняты на вооружение Люфтваффе .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]14 ноября 1934 года проектные предложения по новому истребителю были представлены компанией Fokker в Luchtvaartafdeling (группу армейской авиации Нидерландов). [ 2 ] Команда дизайнеров Fokker под руководством Эриха Шацки, базирующаяся на недавно построенном заводе фирмы в южном районе Амстердама , стремилась объединить различные новые концепции и новейшие особенности успешных истребителей, включая предыдущие CX и D.XVII самолеты . . с низкорасположенным крылом Предлагаемый самолет представлял собой моноплан и полностью закрытой кабиной ; первоначальные проектные работы проводились в сотрудничестве с британским производителем двигателей Rolls-Royce , и первоначально предполагалось, что этот тип будет оснащен двигателем Rolls-Royce Kestrel IV . [ 2 ] Прогнозные характеристики самолета включали максимальную скорость 420 км/ч на высоте 4350 метров, дальность полета 888 км и потолок высоты 10 000 метров. Планируемое вооружение включало винтовочного калибра пулеметы или 20-мм пушки , которые должны были быть встроены в крылья и фюзеляж. [ 2 ]

В начале 1935 года Luchtvaartafdeling подписала контракт на постройку одного прототипа предлагаемого истребителя для оценки, которая будет проведена Королевской нидерландской Ост-Индской армией . [ 2 ] Этот прототип, получивший обозначение FD-322 , оснащенный одним Bristol Mercury VI-S, звездообразным двигателем приводившим в движение трехлопастной двухшаговый винт , совершил свой первый полет на аэродроме Уэлшап 27 в Эйндховене марта 1936 года. [ 3 ] По словам авиационного автора Г.Х. Камфиуса, перспективы серийного производства нового истребителя выглядели сомнительными вскоре после выполнения первого полета из-за серьезных изменений в оборонной политике Нидерландов; Министр иностранных дел Хендрик Колейн сообщил военному министерству, что в ответ на меняющуюся международную ситуацию более высокий приоритет будет отдан наращиванию значительного потенциала бомбардировщиков, а не новых истребителей. [ 4 ] Изменение политики, в которой предпочтение отдается бомбардировщикам, а не истребителям, было несколько спорным, отчасти из-за того, что в это время рассматривался заказ на новые истребители и самолеты-разведчики, а также была определена потребность в новом учебном самолете. [ 4 ]
Помимо интереса Luchtvaartafdeling к учебно-тренировочному самолету, служба также придавала большое значение концепции тяжеловооруженного «крейсерского» самолета, способного выполнять несколько типов задач. [ 4 ] Дальнейшие сомнения и путаница были добавлены появлением конкурирующего самолета в виде Koolhoven FK58 , который также был разработан Ир. Шацкий. FK58 был несколько более продвинутым, чем D.XXI, обладая убирающейся ходовой частью и более высокой максимальной скоростью — 520 км/ч. [ 4 ] Было решено, что D.XXI и FK58 должны принять участие в серии сравнительных испытаний друг с другом, в результате чего прототип D.XXI был отправлен на авиабазу Состерберг в Утрехте в ноябре 1936 года. Между двумя типами задержался самолет FK58, который совершил свой первый полет только в сентябре 1938 года. [ 4 ]
В производство
[ редактировать ]В 1937 году правительство Нидерландов предоставило финансирование и одобрило ограниченное расширение группы армейской авиации, в результате чего был размещен заказ на 36 истребителей Fokker D.XXI с двигателями Bristol Mercury VII или VIII мощностью 830 л.с. [ 4 ] По словам Камфуиса, голландский интерес к D.XXI возобновился, отчасти, благодаря проверке первого самолета оценочной комиссией, которая сама проводилась из-за интереса, выраженного финскими ВВС , что само по себе привело к экспортных продаж в Финляндию. [ 4 ] 20 июля 1938 года первый Luchtvaartafdeling D.XXI совершил свой первый полет, после чего участвовал в испытательных полетах перед доставкой в Зёстерберг. 8 сентября 1939 года был доставлен последний самолет из первой партии из 36 самолетов. [ 4 ]
Даже когда внутренний спрос на D.XXI ставился под сомнение, этот тип привлек внимание ряда иностранных правительств. [ 5 ] В 1937 году правительство Финляндии решило разместить заказ на первоначальную партию из семи самолетов; также велись дальнейшие переговоры о приобретении лицензии на производство, в соответствии с которой Финляндия приступила и к производству дополнительных самолетов внутри страны. В период с 1939 по 1944 год Государственный авиационный завод (Valtion Lentokonetehdas) в Тампере произвел в общей сложности 93 самолета. [ 6 ]
На протяжении 1940 и 1941 годов Финский государственный авиационный завод приступил к восстановлению самолетов, использовавшихся в Зимней войне , для дальнейшей эксплуатации; в 1941 году было заказано еще 50 самолетов D.XXI, оснащенных двигателем Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior , приобретенным через Швецию. [ 7 ] Их можно отличить по более длинному остеклению кабины, гладкому капоту и большому воздухозаборнику под капотом. Два фюзеляжных пулемета на этих D.XXI были перенесены в крылья, а размер вертикального оперения был увеличен, чтобы компенсировать новый двигатель. Из-за увеличенной снаряженной массы D.XXI с двигателем Р-1535 имел несколько сниженные характеристики и был не таким маневренным, как версии с двигателем «Меркурий». [ 7 ] В 1944 году из запчастей было собрано еще пять финских D.XXI. [ 8 ]
Правительство Дании заказало пару истребителей D.XXI, а также договорилось о собственной лицензии на производство. [ 6 ] Датские истребители D.XXI имели радиальный двигатель Bristol Mercury VI-S мощностью 645 л.с. и несли 20-мм пушку Madsen под каждым крылом . Десять самолетов были построены авиационным заводом Королевской армии в Копенгагене до вторжения Германии в Данию в апреле 1940 года. [ 6 ] Вторая Испанская республика также приобрела лицензию на производство D.XXI. Сообщается, что всего на испанской производственной линии было изготовлено 50 фюзеляжей; однако испанский завод, на котором производился истребитель, был захвачен националистическими силами еще до того, как был построен какой-либо самолет испанской постройки. Некоторые источники сообщают, что единственному испанскому D.XXI удалось избежать плена после захвата производственного объекта. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Fokker D.XXI — истребитель-моноплан с низкорасположенным крылом. [ 2 ] Следуя стандартной практике проектирования Fokker того периода, он имел сварной фюзеляж из стальных труб, который в значительной степени был покрыт тканью , включая поверхности управления полетом ; Элементы передней части задней кромки крыла вместо этого были закрыты съемными алюминиевыми панелями. Крылья имели деревянную конструкцию и состояли из двух коробчатых лонжеронов, прикрепленных к нервюрам из фанеры . [ 2 ] Самолет оснащался фиксированным развальцованным шасси с консольными стойками; торможение осуществлялось педалями с независимым управлением с помощью сжатого воздуха. [ 2 ]
Кабина D.XXI была полностью закрыта капотом из плексигласа с большими раздвижными секциями и могла быть полностью отброшена в аварийной ситуации, чтобы пилоты могли спастись . [ 2 ] Пилоты были защищены от травм при перевороте с помощью пилона, встроенного в конструкцию самолета, установленного за сиденьем. Топливо размещалось в баке емкостью 350 литров (77 имп галлонов), расположенном в кормовой части двигателя, также могли быть установлены вспомогательные топливные баки на крыльях. [ 2 ] Основное вооружение состояло из двух пар 7,92-мм M36 FN-Browning пулеметов , одна пара размещалась в крыльях и несла по 300 патронов каждая, а другая пара располагалась в носовой части фюзеляжа и стреляла через лопасти воздушного винта, неся по 500 патронов каждая. . [ 2 ]
Поступив на вооружение в 1938 году, D.XXI стал значительным шагом вперед для голландской армейской авиационной группы, чья истребительная сила до того времени состояла из устаревших бипланов с открытыми кабинами. Новый «Фоккер» быстро показал себя как чрезвычайно прочный самолет, способный развивать в пикировании скорость до 700 км/ч.
Во время раннего производства D.XXI конструкторское бюро Fokker рассмотрело ряд доработок базовой конструкции, включая модернизацию крыла. Рассматривался ряд альтернативных двигателей, в том числе такие силовые установки, как Rolls-Royce Kestrel V мощностью 650 л.с. (480 кВт) и Pratt и Whitney Twin Wasp Junior мощностью 750 л.с. (560 кВт). В 1938 году была начата работа над тремя сильно модифицированными версиями, известными как 150, 151 и 152. Эти самолеты должны были быть оснащены двигателями Bristol Hercules мощностью 1050 л.с. (780 кВт) мощностью 1375 л.с. (1025 кВт), Rolls-Royce Merlin и Daimler-Benz DB 600H мощностью 1090 л.с. (810 кВт) . В эти модификации было включено убирающееся шасси.
Операционная история
[ редактировать ]
Fokker D.XXI впервые был использован в бою финскими ВВС 1939–1940 годов во время Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией. [ 9 ] На момент начала войны на вооружении Финляндии находился 41 самолет, все с двигателями Mercury VIII. 1 декабря 1939 года D.XXI одержал свою первую победу, сбив советский Туполев СБ . [ 9 ] «Фоккер» не уступал самолетам советских ВВС , а его прочная конструкция с звездообразным двигателем и фиксированным шасси делала его хорошо подходящим для финских условий. Выступление финского D.XXI якобы [ кем? ] завоевал восхищение многих советских летчиков. [ 9 ]
По мере продолжения Зимней войны и появления новых моделей советских истребителей Fokker D.XXI оказался все более слабым и слишком легковооруженным (имея всего четыре пулемета калибра 7,92 мм/.312 ), чтобы конкурировать с ним; от планов вооружения «Фоккеров» 20-мм пушками отказались, и только один истребитель был вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра 7,92 мм/.312. [ нужна ссылка ] Еще один истребитель был оснащен убирающимся шасси, но из-за меньшего, чем ожидалось, улучшения характеристик не был продолжен в серии. Фиксированная ходовая часть пригодилась как для неулучшенных взлетно-посадочных полос, так и для переоборудования на лыжи для зимнего использования, что было преимуществом на финском театре военных действий. [ нужна ссылка ] Всего во время конфликта было потеряно 12 самолетов D.XXI, шесть из которых были потеряны в результате аварий, а не действий противника. [ 10 ]
Конфликт между Финляндией и Советским Союзом возобновился в Войне-продолжении (1941–1944), D.XXI снова стал ключевым элементом ВВС Финляндии. [ 7 ] В ходе первого воздушного боя шесть самолетов D.XXI с двигателями «Меркурий» сбили пару советских бомбардировщиков ДБ-3 «Ильюшин» . Несколько пилотов ВВС Финляндии стали асами-истребителями на Fokker D.XXI. Самый результативный ас «Фоккера» Йорма Сарванто одержал 12 побед со счетом 5/6 на этом типе; многие другие будущие асы также одержали как минимум одну победу на «Фоккере». Самый результативный планер - FR-110, одержавший 10 побед; этот самолет пережил войну и экспонируется в Центральном музее авиации Финляндии . Финляндия продолжала эксплуатировать свои D.XXI до 1949 года, а в 1952 году классифицировала их как избыточные. [ 8 ]


Хотя заказ ML-KNIL был отменен, Luchtvaartafdeling (ВВС голландской армии до Второй мировой войны) разместили заказ на 36 самолетов, которые были доставлены вовремя для участия в войне против немцев в мае 1940 года. [ 8 ] 10 мая 1940 года, в день начала вторжения Германии в Нидерланды, 28 самолетов D.XXI были исправны и готовы к работе. В тот первый день шесть D.XXI сопровождали группу бомбардировщиков Fokker TV, чтобы атаковать мосты через Маас и помешать наступлению немцев; они были перехвачены девятью немецкими Мессершмиттами Bf 109 , и в ходе завязавшегося воздушного боя один Bf 109 был сбит и еще два повреждены, в результате чего были потеряны один D.XXI и два T.V. [ 8 ] В тот же день группа D.XXI перехватила и сбила 37 из 55 прибывших транспортников Junkers Ju 52 , пересекших границу ранним утром. [ 11 ]

Поскольку многие самолеты вышли из строя в результате боевых повреждений после первого дня, было решено перегруппироваться в Бюйкслоте , к северу от Амстердама, 11 мая. В течение следующих четырех дней миссии D.XXI выполнялись за пределами Бюйкслота как в одиночку, так и небольшими группами для сопровождения дружественных подразделений, а также для выполнения функций поиска и уничтожения. [ 8 ] 11 мая было зафиксировано, что как минимум два Bf 109 были сбиты истребителями D.XXI. [ 8 ] Вылеты против численно превосходящих немецких сил продолжались до середины 14 мая, после чего новости о капитуляции Голландии достигли Бюйкслота, после чего и оставшиеся самолеты, и взлетно-посадочная полоса были уничтожены, чтобы предотвратить их использование немцами. Из первоначального состава в 28 самолетов D.XXI восемь истребителей остались в летной готовности. [ 11 ] D.XXI, хотя и был гораздо медленнее и легче вооружен, чем Bf 109, показал себя в бою на удивление хорошо благодаря своей маневренности. Это был также один из немногих самолетов, которые могли сопровождать бомбардировщик «Штука» в пикировании. Тем не менее, численное превосходство Люфтваффе привело к уничтожению Luchtvaartafdeling в ходе кампании большинства истребителей D.XXI. Некоторые из них были схвачены во время и после 15 мая, но их дальнейшая судьба неизвестна. [ 12 ]
LVA (ВВС Нидерландов) одержали в общей сложности 38 побед над Люфтваффе в ходе борьбы с немецким гигантом. 16 из них достались пилотам Fokker D.XXI.
Варианты
[ редактировать ]- Д. XXI
- Серийный номер прототипа ФД-322
- Д.XXI-1
- Модель самолета поставлена в Данию мощностью 645 л.с. (481 кВт) , построено три самолета с двигателями Bristol Mercury VIS . Вооружен двумя 8-мм (0,315 дюйма) пулеметами и двумя 20-мм (0,787 дюйма) пушками Мадсена .
- Д.XXI-1
- Серийные самолеты построены на авиационном заводе Королевской армии , десять из них оснащены двигателями Bristol Mercury VIII мощностью 830 л.с. (619 кВт) .
- Д.XXI-2
- Построено 53, из них 36 поставлены в RNLAF .
- Д. XXI-3
- Построенные по лицензии финские самолеты D.XXI-2 с дополнительными 20-мм (0,787 дюйма) пушками в 1940 году. Всего построено: 35.
- Д. XXI-4
- Модернизированный D.XXI-3, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4C-G Twin Wasp Junior мощностью 825 л.с. (615 кВт) . Количество построенных: 55
- Проект 150
- Предлагаемая версия оснащена радиально-поршневым двигателем Bristol Hercules . Не построен.
- Проект 151
- Предлагаемая версия оснащена поршневым двигателем Rolls-Royce Merlin . Не построен.
- Проект 152
- Предлагаемая версия оснащена двигателем Daimler-Benz DB 600H . Не построен.
Операторы
[ редактировать ]

- Hærens Flyvertropper (Авиационные войска датской армии) - получили три самолета и построили десять по лицензии. Местное обозначение как «IIIJ» («третий истребитель»). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Ютландская авиационная дивизия – две. Эскадрилья
- ВВС Финляндии - получили семь самолетов и построили 90 по лицензии. [ 16 ]
- Люфтваффе - эксплуатировало неизвестное количество захваченных голландских самолетов.
- Группа армейской авиации Голландии - получено 36 самолетов.
- Республиканские ВВС Испании - возможно, построили один самолет.
Самолет на выставке
[ редактировать ]
Fokker D.XXI, FR-110 финского производства с двигателем Mercury выставлен в Музее ВВС Финляндии , Ювяскюля , Финляндия . Это самый результативный (10 побед) планер D.XXI. Это была лошадь лейтенанта Виктора Пётсия во время Зимней войны . [ 17 ]
построил летающую копию В 2022 году в аэропорту Хугевен опытный реставратор самолетов Джек ван Эгмонд . Был использован ряд оригинальных деталей, и самолет был построен в соответствии с оригинальными спецификациями сборки Fokker, поскольку Джеку ван Эгмонду принадлежат 397 из 416 чертежей Fokker. [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] Свой первый полет он совершил 23 мая 2022 года. [ 19 ]
Технические характеристики (D.XXI – Финляндия – Меркурий)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 2,92 м (9 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 16,2 м 2 (174 кв. футов)
- Пустой вес: 1594 кг (3514 фунтов)
- Полная масса: 1970 кг (4343 фунта)
- Силовая установка: 1 × Bristol Mercury VIII 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 620 кВт (830 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 460 км/ч (290 миль в час, 250 узлов)
- Крейсерская скорость: 429 км/ч (267 миль в час, 232 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 700 км/ч (430 миль в час, 380 узлов).
- Дальность: 930 км (580 миль, 500 миль)
- Практический потолок: практический потолок 11 350 м (37 240 футов)
- Время набора высоты: 6000 м (19 685 футов 0 дюймов) за 7 минут 30 секунд.
- Мощность/масса : 0,309 кВт/кг (0,188 л.с./фунт)
Вооружение
- 4 × 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Виккерс
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список истребителей
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Д.ХХ1." Архивировано 15 декабря 2007 г. на сайте Wayback Machine zap16.com . Проверено: 20 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Камфуис 1966, с. 3.
- ^ Камфуис 1966, стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Камфуис 1966, с. 4.
- ^ Камфуис 1966, стр. 4, 6.
- ^ Jump up to: а б с д Камфуис 1966, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Камфуис 1966, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Камфуис 1966, с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Камфуис 1966, с. 8.
- ^ Камфуис 1966, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Камфуис 1966, с. 12.
- ^ Бонне, Франс. «Фоккер Д.XXI». Архивировано 13 декабря 2007 г. в Wayback Machine WW2 Warbirds . Получено; 20 июня 2010 г.
- ^ Salamander Books, Ltd. 1974. ISBN 0 690 00606 3 .
- ^ Лондон, Великобритания: Salamander Books, Ltd., 1988. ISBN 0-86288-672-4 .
- ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Jump up to: а б Хейнонен, Тимо (1992). От Тулина до Хорнета: 75 лет самолетам ВВС Финляндии . Тиккакоски: Центральный музей авиации Финляндии. ISBN 951-95688-2-4 .
- ^ https://airforcemuseum.fi/museum%2520objects/fokker-d-xxi-fr-110/ [ только URL ]
- ^ «Реставрация» . Фоккер Д.21 229 . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Первый полет Fokker D.XXI» . Схватка . 24 мая 2022 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Раунио, Юкка (1993). Точка зрения пилота II . Форса: Юкка Раунио. ISBN 951-96866-0-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Де Йонг, Питер. Fokker D.21 (Коллекция Profils Avions 9) (на французском языке). Аутро, Франция: Éditions Lela Presse, 2005. ISBN 2-914017-26-X .
- Эберспехер, Уоррен. Fokker D-XXI, Том 1: Голландские и датские самолеты (Монография № 1 Международной эскадрильи) . Сент-Пол, Миннесота: Phalanx Publishing Co. Ltd., 1994. ISBN 1-883809-05-3 .
- Гердессен, Фриц. Голландская военная авиация VI: Fokker D-XXI (часть 2) (на голландском языке). Спейкениссе, Нидерланды: Фонд друзей Музея военной авиации / Департамент авиационных знаний KNVvL, 1991. Нет ISBN.
- Гердессен, Фриц и Люк Бурман. Fokker D.XXI: История, камуфляж и маркировка - Операции LVA / ML Fokker D.XXI (голландский профиль 5) (двуязычный голландский / английский). Цваммердам, Нидерланды: голландская наклейка, 2007 г. Без ISBN.
- Грин, Уильям. «D-XXI: Предок Альянса». Обзор полетов RAF Vol. XVII, № 12.
- Грин, Уильям. «Четыре пушки и навес». Обзор полетов RAF , Том. 19, № 2.
- Грин, Уильям. «Фоккер «На полпути»». Air Enthusiast , август 1971 г.
- Грин, Уильям. «Последний из боевых фоккеров». Обзор полетов Королевских ВВС .
- Хейнонен, Тимо. От Тулина до Хорнета - 75 лет самолетам ВВС Финляндии (на финском языке). Тиккакоски, Центральная Финляндия, Финляндия: Музей авиации Центральной Финляндии, 1992 г., ISBN 951-95688-2-4 .
- Хофтман, Хьюго. Fokker D-XXI (Голландская энциклопедия самолетов 5) (на голландском языке). Беннеком, Нидерланды: Издательство Cockpit, 1978.
- Камфуис, Г.Х. Fokker D.XXI (Самолет в профиле № 63) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Fokker D.XXI (История ВВС Финляндии 3) (на финском языке, с аннотацией на английском языке). Эспоо, Финляндия: Tietoteos, 1974 (2-е издание, 1977 г.). ISBN 951-9035-15-Х .
- 4-е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
- Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [Меркурий] (История ВВС Финляндии 3а) (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN 952-5334-02-3 .
- Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [Оса] (История ВВС Финляндии 3b) (на финском языке). Хельсинки , Финляндия : Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN 952-5334-03-1 .
- 4-е улучшенное издание, переизданное в двух частях как:
- Ледвох, Януш. Fokker D.XXI (Wydawnictwo Militaria 5) (на польском языке). Варшава, Польша : Wydawnictwo Militaria, 1995. ISBN 83-86209-34-8 .
- Раунио, Юкка. Взгляд пилота 2 (на финском языке). Форсса, Финляндия , 1993 г. ISBN 951-96866-0-6 .
- Скульский, Пшемыслав. Fokker D.21 (Серия «Pod Lupą» 10) (на польском языке, с аннотацией на английском языке). Вроцлав, Польша: Ace Publication, 1999. ISBN 83-86153-79-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. Боевой самолет мира «Fokker D.XXI» с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Толль, Карл. «Последний из боевых фоккеров». ВВС , январь 1982 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]