Фоккер
![]() | |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Основан | 22 февраля 1912 г. |
Основатель | Энтони Фоккер |
Несуществующий | 1996 |
Судьба | Банкротство |
Штаб-квартира | Берлин , Германия (ранее) Амстердам , Нидерланды |
Ключевые люди | Энтони Фоккер , Райнхольд Платц , Уолтер Ретель |
Продукты | Коммерческие авиалайнеры Военный самолет |
Fokker ( NV Koninklijke Nederlandse Vliegtuigenfabriek Fokker ; букв. « Королевский голландский авиационный завод Fokker » ) — голландский производитель самолетов , работавший с 1912 по 1996 год. Компания была основана голландским авиатором Энтони Фоккером и прославилась во время Первой мировой войны благодаря своим истребительная авиация . В наиболее успешный период в 1920-е и 1930-е годы Fokker доминировал на рынке гражданской авиации. В конце 20 века состояние компании пошло на убыль. В 1996 году компания объявила о банкротстве , а ее деятельность была продана конкурентам.
История
[ редактировать ]
Фоккер в Германии
[ редактировать ]В 20 лет, во время учебы в Германии, Энтони Фоккер построил свой первый самолет Spin (Spider) — первый самолет голландской постройки, летавший в его родной стране. Воспользовавшись лучшими возможностями в Германии, он переехал в Берлин , где в 1912 году основал свою первую компанию Fokker Aeroplanbau, позже переехав в пригород Гёррис к юго-западу от Шверина (в 53 ° 36'45,90 "N 11 ° 22'31,60" E / 53,6127500 ° N 11,3754444 ° E ), где 12 февраля 1912 года была основана нынешняя компания Fokker Aviatik GmbH. [1]
Первая мировая война
[ редактировать ]Компания Fokker извлекла выгоду из продажи нескольких монопланов Fokker Spin правительству Германии и открыла завод в Германии для снабжения немецкой армии во время Первой мировой войны . Его первой новой разработкой для немцев, которая производилась в больших количествах, был Fokker M.5 , который представлял собой не более чем копию Morane-Saulnier G , построенный из стальных труб вместо дерева для фюзеляжа и с небольшими изменениями в конструкции. контур руля направления и шасси, а также новая аэродинамическая часть. [2] Когда стало понятно, что желательно вооружить этих разведчиков пулеметом, стреляющим через дугу винта, Фоккер разработал синхронизирующий механизм, аналогичный запатентованному Францем Шнайдером . [3]

Оснащенный усовершенствованной версией этого оборудования, M.5 стал Fokker Eindecker , который благодаря своему революционному вооружению стал одним из самых устрашающих самолетов на западном фронте. Его внедрение привело к периоду немецкого превосходства в воздухе, известному как Fokker Scourge , который завершился только с появлением новых самолетов, таких как Nieuport 11 и Airco DH.2 .
Во время Первой мировой войны инженеры Fokker работали над Fokker-Leimberger , 12-ствольной пушкой Гатлинга с внешним приводом и патроном 7,92×57 мм, которая, как утверждалось, способна стрелять более 7200 выстрелов в минуту. [4]
Позже во время войны, после того как Fokker DV (последний проект предыдущего главного конструктора Мартина Крейцера) не получил одобрения Luftstreitkräfte, правительство Германии заставило Fokker (за их опыт в производстве самолетов) и Junkers (за их новаторские цельнометаллические конструкции) технологии изготовления планеров и передовые концепции проектирования) для более тесного сотрудничества, в результате чего 20 октября 1917 года была основана компания Junkers-Fokker Aktiengesellschaft, или Jfa. Поскольку это партнерство оказалось проблематичным, оно в конечном итоге было распущено. К тому времени бывший сварщик Fokker и новый конструктор Райнхольд Платц , занявший в фирме место покойного Мартина Крейцера, адаптировал некоторые конструктивные концепции профессора Юнкерса, что привело к визуальному сходству между самолетами этих двух производителей во время следующее десятилетие.
Некоторые из примечательных типов, произведенных Fokker во второй половине войны, все из которых были разработаны в первую очередь Платцем, включали биплан Fokker D.VI , Fokker Dr.I триплан или Dreidecker (запомнившийся как средство передвижения Красного Барона ), Fokker D Биплан .VII (единственный самолет, когда-либо упомянутый непосредственно в договоре: все D.VII были выделены для передачи союзникам по условиям соглашения о перемирии ) и Fokker D.VIII парасольный моноплан .
Вернуться в Нидерланды
[ редактировать ]В 1919 году Фоккер, задолжав крупные суммы налогов (включая 14 250 000 марок подоходного налога), [5] вернулся в Нидерланды и основал новую компанию недалеко от Амстердама при поддержке Steenolen Handels Vereniging, ныне известную как SHV Holdings . Он выбрал название Nederlandse Vliegtuigenfabriek (Голландский авиационный завод), чтобы скрыть бренд Fokker из-за его участия в Первой мировой войне. Несмотря на строгие условия Версальского договора о разоружении , Fokker не вернулся домой с пустыми руками. В 1919 году он получил разрешение на экспорт и перевез через голландско-германскую границу шесть целых поездов с деталями и 180 типов самолетов, в том числе 117 Fokker C.I, D.VII и D.VIII. Этот первоначальный запас позволил ему быстро открыть магазин. [ нужна ссылка ]
После переезда его компании многие военные самолеты Fokker CI и C.IV были доставлены в Россию, Румынию и все еще секретные немецкие ВВС. Успех пришел и на коммерческий рынок с разработкой Fokker F.VII , высокоплана, способного оснащаться двигателями различных типов. Fokker продолжал проектировать и строить военные самолеты, поставляя самолеты Королевским ВВС Нидерландов . Иностранными военными заказчиками в конечном итоге стали Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Швейцария, Венгрия и Италия. Эти страны закупили значительное количество самолетов-разведчиков Fokker CV, что стало главным успехом Fokker в конце 1920-х - начале 1930-х годов.
1920-е и 30-е годы: период славы Фоккера
[ редактировать ]
В 1920-е годы компания Fokker вступила в годы своей славы, став к концу 1920-х годов крупнейшим в мире производителем самолетов. [ нужна ссылка ] Его наибольшим успехом стал трехмоторный пассажирский самолет F.VIIa/3m 1925 года , который использовался 54 авиакомпаниями по всему миру и в 1936 году занял 40% американского рынка. Он делил европейский рынок с цельнометаллическими самолетами Junkers, но доминировал на рынке. Американский рынок до появления Ford Trimotor , копировавшего аэродинамические характеристики Fokker F.VII, и структурных концепций Junkers.
В 1923 году Энтони Фоккер переехал в США, где в 1927 году основал американское отделение своей компании Atlantic Aircraft Corporation, которое было переименовано в Fokker Aircraft Corporation of America. В 1930 году эта компания объединилась с General Motors Corporation , и компания получила название General Aviation Manufacturing Corporation, которая, в свою очередь, объединилась с North American Aviation и была продана GM в 1948 году. В 1931 году, недовольный своим полным подчинением руководству GM, Фоккер подал в отставку. .
Серьезный удар по репутации Fokker нанесён после крушения Fokker F-10 компании Transcontinental & Western Air в Канзасе в 1931 году, когда стало известно, что катастрофа была вызвана разрушением конструкции, вызванным гниением древесины. Нотр-Дама Легендарный футбольный тренер Кнут Рокн оказался среди погибших, что вызвало широкое освещение в СМИ и техническое расследование. В результате все «Фоккеры» были остановлены в США вместе со многими другими типами, скопировавшими крылья «Фоккера».
В 1934 году Невил Шут из Airspeed Ltd (Англия) заключил с самим Фоккером лицензионное соглашение о производстве. В январе 1935 года Airspeed подписала соглашение. для Douglas DC-2 и ряда типов Fokker, при этом Fokker будет консультантом в течение семи лет. Шют нашел его «гениальным, проницательным и отзывчивым», но «уже больным человеком»; и с ним было трудно иметь дело, поскольку «его домашняя жизнь была нерегулярной». Компания Airspeed рассматривала возможность создания Fokker D.XVII для Греции, поскольку Греция хотела покупать у Великобритании по валютным причинам, но это предложение «не сработало»; Шут порекомендовал прочитать свой роман « Разрушенный город» о балканских методах ведения бизнеса. А через год переход к войне означал, что голландцы не могли ходить на завод Airspeed или на заседания совета директоров. [6]
23 декабря 1939 года Фоккер умер в Нью-Йорке после трехнедельной болезни.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны немногие G.I и D.XXI голландских ВВС смогли одержать приличное количество побед над Люфтваффе , но многие из них были уничтожены на земле, прежде чем их можно было использовать.
Заводы Fokker были конфискованы немцами и использовались для производства учебно-тренировочных самолетов Bücker Bü 181 Bestmann и деталей для транспорта Junkers Ju 52 . В конце войны заводы были полностью разграблены немцами и разрушены бомбардировками союзников.
Восстановление после Второй мировой войны
[ редактировать ]
Восстановление после войны оказалось трудным. Рынок был наводнен дешевыми самолетами, оставшимися с войны. Компания осторожно начала производство планеров и автобусов, а также переоборудование транспортных самолетов Dakota в гражданские версии. несколько F25 Было построено . Тем не менее учебно-тренировочный С-11 имел успех, его закупили несколько ВВС. S -14 Machtrainer стал одним из первых учебно-тренировочных реактивных самолетов и, хотя и не имел экспортного успеха, более десяти лет прослужил в Королевских ВВС Нидерландов .
Новый завод был построен рядом с аэропортом Схипхол недалеко от Амстердама в 1951 году. Там по лицензии был построен ряд военных самолетов, в том числе Gloster Meteor двухреактивный истребитель Lockheed и истребитель F-104 Starfighter . Второе предприятие по производству и техническому обслуживанию было создано в Войнсдрехте .

В 1958 году был представлен F-27 Friendship, самый успешный послевоенный авиалайнер Fokker. Правительство Нидерландов выделило на его развитие 27 миллионов гульденов . Оснащенный двигателем Rolls-Royce Dart , он стал самым продаваемым турбовинтовым авиалайнером в мире: к 1986 году было продано почти 800 единиц, в том числе 206 по лицензии Fairchild . Также была построена военная версия F-27 — F-27 Troopship.
В 1962 году за F-27 последовал реактивный F-28 Fellowship. До остановки производства в 1987 году всего было построено 241 экземпляр в различных модификациях. И F-27, и позже F-28 служили в составе голландского королевского авиалайнера , принц Бернхард . пилотом которого был сам [ нужна ссылка ]
В 1969 году Fokker согласился на альянс с Бремене базирующейся в компанией Vereinigte Flugtechnische Werke под контролем транснациональной холдинговой компании. Они сотрудничали при создании неудачного регионального реактивного лайнера VFW -614 , которого было продано всего 19 штук. Это сотрудничество закончилось в начале 1980 года.

Fokker был одним из основных партнеров консорциума F-16 Fighting Falcon (Европейские участвующие ВВС), который отвечал за производство этих истребителей для Бельгии , Дании , Нидерландов и Норвегии ВВС . В его состав вошли компании и правительственные учреждения из этих четырех стран и США. F-16 собирались на предприятиях Fokker и SABCA в Бельгии с использованием деталей из пяти задействованных стран.
Аэрокосмическая промышленность
[ редактировать ]В 1967 году компания Fokker открыла скромное космическое подразделение, производящее детали для европейских спутников . Большой прогресс произошел в 1968 году, когда Фоккер и голландскими университетами разработал первый голландский спутник ( Астрономический спутник Нидерландов совместно с Philips ) . За этим последовал второй крупный спутниковый проект IRAS , успешно запущенный в 1983 году. Европейское космическое агентство в июне 1974 года назначило консорциум во главе с ERNO - VFW-Fokker GmbH для создания герметичных модулей для Spacelab .
Впоследствии «Фоккер» участвовал во многих европейских спутниковых проектах, а также в ракете «Ариан» в ее различных моделях. Вместе с российским подрядчиком они разработали огромную парашютную систему для ракетных ускорителей Ariane 5 , которая позволит ракетам-носителям безопасно вернуться на Землю и использоваться повторно.
Космическое подразделение становилось все более независимым, пока незадолго до банкротства Fokker в 1996 году оно не стало полностью автономной корпорацией, известной последовательно как Fokker Space and Systems, Fokker Space и Dutch Space. 1 января 2006 года компания перешла во владение EADS -Space Transportation.
Фоккер 50, Фоккер 100 и Фоккер 70
[ редактировать ]

После непродолжительного и безуспешного сотрудничества с McDonnell Douglas в 1981 году Fokker начал амбициозный проект по одновременной разработке двух новых самолетов. Fokker 50 должен был стать полностью модернизированной версией F-27 , а Fokker 100 — новым авиалайнером на базе F-28 . Затраты на разработку вышли из-под контроля, что почти вынудило Fokker выйти из бизнеса в 1987 году. Правительство Нидерландов выручило компанию, предоставив 212 миллионов гульденов, но потребовало, чтобы Fokker поискал «стратегического партнера», British Aerospace и DASA. наиболее вероятными были названы кандидаты.
Первоначальные продажи Fokker 100 были хорошими, что побудило Fokker начать разработку Fokker 70 , уменьшенной версии F100 , в 1991 году, но продажи F70 были ниже ожиданий, и к тому времени у F100 была сильная конкуренция со стороны Boeing и Airbus . Правительственным самолетом Нидерландов в период с 1996 по 2017 год был Fokker 70. [7]
В 1992 году после долгого и трудного переговорного процесса Fokker подписала соглашение с DASA . Однако это не решило проблем Fokker, главным образом потому, что материнской компании DASA Daimler-Benz также пришлось решать свои собственные организационные проблемы.
Банкротство
[ редактировать ]22 января 1996 года совет директоров Daimler-Benz решил сосредоточиться на своем основном автомобильном бизнесе и разорвать отношения с Fokker. На следующий день суд Амстердама продлил временную защиту кредиторов.
Обсуждения с Bombardier были начаты 5 февраля 1996 года. После рассмотрения и оценки возможностей и проблем, которые Fokker представлял в то время, Bombardier отказалась от приобретения 27 февраля. [8] 15 марта компания Fokker была признана банкротом. [9]
Различия в национальной культуре могли сыграть роль в неудавшемся поглощении Fokker компанией Deutsche Aerospace (DASA). [ указать ] [10]
Те подразделения компании, которые производили детали и выполняли работы по техническому обслуживанию и ремонту, были переданы Stork NV ; теперь она известна как Stork Aerospace Group. Stork Fokker существует для поддержки ремаркетинга существующих самолетов компании: он ремонтирует и перепродает F 50 и F 100, а также переоборудовал несколько F 50 в транспортные самолеты. Специальные проекты включали разработку варианта морского патруля F50 и представительского самолета F100. За этот проект компания Stork получила в 2005 году «Премию аэрокосмической промышленности» в категории «Воздушный транспорт» от журнала Flight International .
Другие подразделения компании, которые были прибыльными, продолжали существовать как отдельные компании: Fokker Space (позже Dutch Space) и Fokker Control Systems .
В ноябре 2009 года Stork Aerospace сменила название на Fokker Aerospace Group. В 2011 году Fokker Aerospace Group сменила название на Fokker Technologies . Все пять отдельных бизнес-подразделений Fokker Technologies носят имя Fokker:
- Фоккер Аэроструктурс
- Шасси Фоккера
- Фоккер Элмо
- Фоккер Технология
- Услуги заводчика
Бывшие авиационные предприятия Fokker в Схипхоле были переоборудованы в логистический парк Fokker. Одним из бывших арендаторов Fokker является компания Fokker Services.
В 1996 году новая компания под названием Rekkof Aircraft («Fokker» наоборот) попыталась возобновить производство Fokker F70 и F100 при поддержке поставщиков и авиакомпаний. Позже компания была переименована в Dutch Aircraft Company и сосредоточилась на разработке нового самолета под названием F130NG. Эта попытка также не увенчалась успехом, и проект зашел в тупик в 2010 году. В 2023 году, после нескольких лет отсутствия обновлений, компания была переименована в Fokker Next Gen. Наряду с раскрытием нового названия компания объявила, что разрабатывает новый с водородным двигателем региональный авиалайнер . Визуализации были предоставлены, но название самолета пока не разглашается.
В 2015 году GKN рассматривает Fokker Technologies как возможное приобретение для поставок на рынок гибридных автомобилей. Британский поставщик автомобилей и аэрокосмической техники планирует купить базирующуюся в Нидерландах компанию Fokker за 706 миллионов евро. [11]
В 2021 году Fokker Services и Fokker Techniek будут приобретены голландским инвестиционным фондом Panta Holdings. Целью приобретения было усиление присутствия Panta Holdings в аэрокосмической отрасли. [12] Panta Holdings также владеет Fokker Next Gen.
Знаменитые самолеты Фоккер и пилоты
[ редактировать ]- В 1915 году Fokker EI стал первым истребителем , вооруженным синхронным пулеметом, стреляющим через винт, добившись превосходства в воздухе во время Fokker Scourge .
- Манфред фон Рихтгофен («Красный барон», самый результативный ас Первой мировой войны) ассоциируется с полностью красным Fokker Dr.I трипланом , по крайней мере, некоторые из его 80 побед (1917–1918).
- 1918 года Fokker D.VII показал себя настолько хорошо, что после капитуляции Германии потребовалось сдать все экземпляры этого типа.
- В 1923 году Окли Джордж Келли и Джон Артур Макреди совершили первый беспосадочный перелет над североамериканским континентом на самолете Fokker T-2 .
- В 1927 году Ричард Берд совершил трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж на самолете Fokker F.VII America .
- В 1928 году Амелия Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей Атлантику в качестве пассажира на самолете Fokker F.VII .
- В 1928 году Чарльз Кингсфорд Смит совершил первый транстихоокеанский перелет на другом самолете F.VII — « Южном Кресте» .
- Финский пилот Йорма Сарванто сбил шесть советских самолетов Иллюшин ДБ-3, подряд используя истребитель Fokker D.XXI во время Зимней войны , что привлекло международное внимание.
- 1951 года Fokker S.14 Machtrainer был одним из первых в мире специально построенных учебно-тренировочных самолетов.
- Король Нидерландов Виллем-Александр был вторым пилотом примерно два раза в месяц в течение 21 года на коммерческих KLM Cityhopper и Martinair рейсах на самолетах Fokker 70 . [13]
самолет Фоккер
[ редактировать ]1912–1921
[ редактировать ]- Фоккер Спин
- Fokker M.1 – M.4 Spin (военный вариант)
- Фоккер В.1 – В.2
- Фоккер М.5
- Фоккер М.6
- Fokker B.I (M.7)
- Фоккер W.3/W.4
- Fokker A.I (M.8)
- Fokker K.I (M.9)
- Фоккер БИ (М.10Е)
- Фоккер Б.II (М.10Z)
- Фоккер М.11
- Фоккер М.12
- Истребители-монопланы «Фоккер»
- Фоккер ЭИ (М.14)
- Фоккер Э.II (М.14)
- Фоккер Э.III (М.14)
- Фоккер Э.IV (М.15)
- Fokker M.16E (прототип) и M.16Z
- Фоккер DI/B.III (M.18)
- Фоккер Д.II (М.17)
- Фоккер Д.III (М.19)
- Фоккер М.20
- Fokker D.IV (M.21)
- Fokker D.V (M.22)
- Fokker V.1
- Fokker V.2 and V.3
- Fokker V.4
- Fokker F.I (V.5)
- Fokker Dr.I («Дрейдекер»)
- Fokker V.6
- Fokker V.7
- Fokker V.8
- Fokker V.9, V.12, V.14, V.16 and V.33
- Fokker V.10
- Fokker D.VI (V.11)
- Fokker D.VII (V.13)
- Fokker V.17-V.25
- Fokker E.V/D.VIII (V.26)
- Fokker V.27 and V.37
- Fokker V.28
- Fokker V.29
- Fokker V.30
- Fokker V.31
- Fokker V.32
- Fokker V.34
- Fokker V.35
- Fokker V.36
- Fokker C.I (V.38)
- Fokker V.39 and V.40
- Fokker V.42
- Fokker F.I (V.44)
- Фоккер CI
- Фоккер Ф.VI
- Fokker F.II (V.45)
- Фоккер Ф.III
- Фоккер Ф.IV
- Фоккер Т.II
- Fokker S.I (V.43)
- Фоккер Д.IX
- Fokker D.X (V.41)
1922–1940
[ редактировать ]- Fokker B.I
- Фоккер С.II
- Фоккер С.III
- Fokker F.V
- Fokker C.IV
- Фоккер Д. XI
- Фоккер DC.I
- Фоккер Т.III
- Фоккер Б.II
- Фоккер Д.XII
- Фоккер Ф.VII
- Fokker C.V
- Фоккер Д.XIII
- Фоккер С.IV
- Фоккер Д.XIV
- Заводчик FX
- Фоккер Б.III
- Фоккер F.XI «Универсал»
- Фоккер Ф.VIII
- Фоккер Т.IV и Т.IVа
- Fokker B.V
- Фоккер C.VII-W
- Фоккер C.VIII
- Fokker B.IV
- Фоккер Ф.XIII
- Фоккер Д.XV
- Фоккер Ф.XIV
- Фоккер Д. XVI
- Фоккер F.IX
- Фоккер Б.ВИ
- Фоккер C.IX
- Фоккер Ф.XI
- Fokker S.V
- Фоккер Д.XVII
- Фоккер Ф.XII
- Фоккер F.XV
- Фоккер Ф.XVI
- Фоккер Ф.XVII
- Фоккер Ф.XXI
- Фоккер Ф.XIX
- Фоккер Д.XVIII
- Фоккер Ф.XVIII
- Фоккер С.ВИ
- Фоккер Ф.ХХ
- Фоккер СХ
- Fokker S.VII
- Фоккер Ф.36
- Фоккер Модель 118
- Фоккер Д. XIX
- Фоккер Д.ХХ
- Фоккер DC.II
- Фоккер Т.VI (Модель 115)
- Фоккер Ф.22
- Фоккер C.XI-W
- Фоккер Ф.23
- Fokker B.V (Model 109)
- Фоккер F.40 (Модель 160)
- Fokker T.VII
- Фоккер F.56 (Модель 127)
- Фоккер C.XII
- Фоккер C.13W
- Фоккер Д.XXI
- Фоккер Ф.37
- Fokker G.1
- Fokker T.V
- Фоккер S.IX
- Фоккер Т.VI (Модель 152)
- Фоккер Д.22
- Fokker G.2
- Фоккер Т.VIII
- Фоккер Т.10
- Фоккер Д.23
- Фоккер Ф.24 (Модель 193)
- Фоккер Т.IX
- Фоккер Д.24
- Fokker G.3
- Фоккер SX
- Фоккер C.14W
- Фоккер C.15W
- Фоккер Ф.60
Проекты Фоккер-Атлантик
[ редактировать ]- Фоккер А-2 Машина скорой помощи
- Fokker AO-1 / Атлантическое наблюдение Артиллерийское наблюдение
- Фоккер С-2
- Фоккер С-5
- Фоккер С-7
- Фоккер С-14
- Фоккер С-15
- Фоккер С-16
- Фоккер С-20
- Фоккер СО-4
- Почтовый самолет Fokker CO-4
- Фоккер СО-8
- Fokker LB-2 Легкий бомбардировщик
- Фоккер О-27
- Фоккер FLB/PJ (AF.15)
- Фоккер PW-5
- Фоккер PW-6
- Фоккер PW-7
- Фоккер РА
- Фоккер Т-2
- Фоккер XA-7 Атака
- Фоккер ХВ-8 Бомбардировщик
- Фоккер XJA-1
- Fokker XLB-2 Легкий бомбардировщик
- Fokker B.11 Спорт/Тренер
- Фоккер Ф-7
- Fokker F-9 Универсальный авиалайнер и грузовой самолет
- Фоккер Ф-10
- Фоккер Ф-11
- Фоккер Ф-12
- Фоккер Ф-13
- Фоккер Ф-14
- Суперуниверсальный авиалайнер и грузовой самолет Fokker F-18
- Фоккер Ф-32
- Fokker DH-4M
- Фоккер Холл H-51
1945–1996
[ редактировать ]- Fokker F.25 Промоутер
- Fokker S-11 и S-12 Инструктор
- Fokker S-13 Универсальный тренажер
- Силовой тренажер Fokker S.14
- Фоккер С.15
- Фоккер С.16
- Фоккер F26 Фантом
- Фоккер F27 Дружба
- Стипендия Fokker F28
- Фоккер Ф.29
- Фоккер 50
- Фоккер 60 Утилита
- Фоккер 70
- Фоккер 80
- Фоккер 100
- Fokker 120NG (в разработке)
- Fokker 130 (только на стадии концепции)
- VFW-Fokker / Republic Aviation D-24 Alliance СВВП с изменяемой стреловидностью крыла
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Энтони Герман Джерард Фоккер". Фоккер, Живая история. Проверено: 19 декабря 2010 г.
- ^ Вейль 1965, стр. 65–67.
- ^ Вейль 1965, с. 96.
- ^ "Моторные пушки - воспоминания о 1914–1918 годах". Рейс, 8 марта 1957 г., стр. 313–314.
- ^ Вейль 1965, стр.354.
- ^ Норвегия, Невилл Шют (1954). Слайд-правило . Лондон: Уильям Хайнеманн. стр. 219–229.
- ^ Бывший правительственный самолет KBX, один Fokker 70, снова выставлен на продажу.
- ^ «Bombardier прекращает переговоры с Fokker» (пресс-релиз). Бомбардир. 27 февраля 1996 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Кевин О'Тул (20 марта 1996 г.). «Фоккер-банкрот» . Флайтглобал . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ ЯН УЛЕЙН (Эйндховенский технологический университет, Нидерланды); ХАНС ХЕРКЕНС (Университет Твенте, Нидерланды) (сентябрь 1999 г.). «Фоккер, столкновение культур». Журнал предпринимательской культуры . 07 (3): 269–298. дои : 10.1142/S0218495899000169 .
- ^ «GKN приобретет Fokker Technologies за 771 миллион долларов» . Аэрокосмическое производство и проектирование . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Panta Holdings приобретает Fokker Services и Fokker Techniek» . www.journal-aviation.com . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс в Гааге (17 мая 2017 г.). «Голландский король рассказал, что работал неполный рабочий день пилотом авиакомпании» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер и Эрнест Макдауэлл. Трипланы: иллюстрированная история мировых трипланов и мультипланов . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1993. ISBN 0-87938-614-2 .
- Дириккс, Марк. Фоккер: Трансатлантическая биография . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1997. ISBN 1-56098-735-9 .
- Гердессен, Ф. (сентябрь – октябрь 2001 г.). «Бумажные истребители Фоккера». Любитель воздуха . № 95. С. 32–44. ISSN 0143-5450 .
- Хегенер, Анри. Фоккер – человек и самолет Хертс, Великобритания: Harleyford Publications, 1961. LCCN 61-10595.
- Клаау, Барт ван дер (март – апрель 1997 г.). «Американские годы Фоккера». Любитель воздуха . № 68. С. 2–13. ISSN 0143-5450 .
- Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег: Джеймс Ричардсон и сыновья, 1974. ISBN 0-919212-39-5 .
- Невин, Дэвид. Следопыты (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1980. ISBN 0-8094-3256-0 .
- Постма, Тайс. Фоккер: авиастроители мира . Лондон: Джейн, 1979. ISBN 978-0-71060-059-2 .
- Вейль, А. Р. Фоккер: Творческие годы . Лондон: Патнэм, 1965. ISBN 978-0851778174
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фоккер
- Производственные компании, основанные в 1912 году.
- Несуществующие авиапроизводители Нидерландов
- Наука и технологии в Нидерландах
- Производственные компании ликвидированы в 1996 году.
- Несуществующие авиапроизводители Германии
- 1912 заведений в Германии
- Голландские бренды
- Голландские компании прекратили свое существование в 1996 году.
- Немецкие компании, основанные в 1912 году.
- Бывшие оборонные компании Нидерландов