Jump to content

Фоккер

Фоккер
Промышленность Аэрокосмическая промышленность
Основан 22 февраля 1912 г.
Основатель Энтони Фоккер
Несуществующий 1996
Судьба Банкротство
Штаб-квартира Берлин , Германия (ранее) Амстердам , Нидерланды
Ключевые люди
Энтони Фоккер , Райнхольд Платц , Уолтер Ретель
Продукты Коммерческие авиалайнеры
Военный самолет

Fokker ( NV Koninklijke Nederlandse Vliegtuigenfabriek Fokker ; букв. « Королевский голландский авиационный завод Fokker » ) — голландский производитель самолетов , работавший с 1912 по 1996 год. Компания была основана голландским авиатором Энтони Фоккером и прославилась во время Первой мировой войны благодаря своим истребительная авиация . В наиболее успешный период в 1920-е и 1930-е годы Fokker доминировал на рынке гражданской авиации. В конце 20 века состояние компании пошло на убыль. В 1996 году компания объявила о банкротстве , а ее деятельность была продана конкурентам.

Первый самолет Фоккера Spin (Spider) (1910 г.)

Фоккер в Германии

[ редактировать ]

В 20 лет, во время учебы в Германии, Энтони Фоккер построил свой первый самолет Spin (Spider) — первый самолет голландской постройки, летавший в его родной стране. Воспользовавшись лучшими возможностями в Германии, он переехал в Берлин , где в 1912 году основал свою первую компанию Fokker Aeroplanbau, позже переехав в пригород Гёррис к юго-западу от Шверина 53 ° 36'45,90 "N 11 ° 22'31,60" E  /  53,6127500 ° N 11,3754444 ° E  / 53,6127500; 11.3754444 ), где 12 февраля 1912 года была основана нынешняя компания Fokker Aviatik GmbH. [1]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Компания Fokker извлекла выгоду из продажи нескольких монопланов Fokker Spin правительству Германии и открыла завод в Германии для снабжения немецкой армии во время Первой мировой войны . Его первой новой разработкой для немцев, которая производилась в больших количествах, был Fokker M.5 , который представлял собой не более чем копию Morane-Saulnier G , построенный из стальных труб вместо дерева для фюзеляжа и с небольшими изменениями в конструкции. контур руля направления и шасси, а также новая аэродинамическая часть. [2] Когда стало понятно, что желательно вооружить этих разведчиков пулеметом, стреляющим через дугу винта, Фоккер разработал синхронизирующий механизм, аналогичный запатентованному Францем Шнайдером . [3]

Моноплан Фоккер в полете

Оснащенный усовершенствованной версией этого оборудования, M.5 стал Fokker Eindecker , который благодаря своему революционному вооружению стал одним из самых устрашающих самолетов на западном фронте. Его внедрение привело к периоду немецкого превосходства в воздухе, известному как Fokker Scourge , который завершился только с появлением новых самолетов, таких как Nieuport 11 и Airco DH.2 .

Во время Первой мировой войны инженеры Fokker работали над Fokker-Leimberger , 12-ствольной пушкой Гатлинга с внешним приводом и патроном 7,92×57 мм, которая, как утверждалось, способна стрелять более 7200 выстрелов в минуту. [4]

Позже во время войны, после того как Fokker DV (последний проект предыдущего главного конструктора Мартина Крейцера) не получил одобрения Luftstreitkräfte, правительство Германии заставило Fokker (за их опыт в производстве самолетов) и Junkers (за их новаторские цельнометаллические конструкции) технологии изготовления планеров и передовые концепции проектирования) для более тесного сотрудничества, в результате чего 20 октября 1917 года была основана компания Junkers-Fokker Aktiengesellschaft, или Jfa. Поскольку это партнерство оказалось проблематичным, оно в конечном итоге было распущено. К тому времени бывший сварщик Fokker и новый конструктор Райнхольд Платц , занявший в фирме место покойного Мартина Крейцера, адаптировал некоторые конструктивные концепции профессора Юнкерса, что привело к визуальному сходству между самолетами этих двух производителей во время следующее десятилетие.

Некоторые из примечательных типов, произведенных Fokker во второй половине войны, все из которых были разработаны в первую очередь Платцем, включали биплан Fokker D.VI , Fokker Dr.I триплан или Dreidecker (запомнившийся как средство передвижения Красного Барона ), Fokker D Биплан .VII (единственный самолет, когда-либо упомянутый непосредственно в договоре: все D.VII были выделены для передачи союзникам по условиям соглашения о перемирии ) и Fokker D.VIII парасольный моноплан .

Вернуться в Нидерланды

[ редактировать ]

В 1919 году Фоккер, задолжав крупные суммы налогов (включая 14 250 000 марок подоходного налога), [5] вернулся в Нидерланды и основал новую компанию недалеко от Амстердама при поддержке Steenolen Handels Vereniging, ныне известную как SHV Holdings . Он выбрал название Nederlandse Vliegtuigenfabriek (Голландский авиационный завод), чтобы скрыть бренд Fokker из-за его участия в Первой мировой войне. Несмотря на строгие условия Версальского договора о разоружении , Fokker не вернулся домой с пустыми руками. В 1919 году он получил разрешение на экспорт и перевез через голландско-германскую границу шесть целых поездов с деталями и 180 типов самолетов, в том числе 117 Fokker C.I, D.VII и D.VIII. Этот первоначальный запас позволил ему быстро открыть магазин. [ нужна ссылка ]

После переезда его компании многие военные самолеты Fokker CI и C.IV были доставлены в Россию, Румынию и все еще секретные немецкие ВВС. Успех пришел и на коммерческий рынок с разработкой Fokker F.VII , высокоплана, способного оснащаться двигателями различных типов. Fokker продолжал проектировать и строить военные самолеты, поставляя самолеты Королевским ВВС Нидерландов . Иностранными военными заказчиками в конечном итоге стали Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Швейцария, Венгрия и Италия. Эти страны закупили значительное количество самолетов-разведчиков Fokker CV, что стало главным успехом Fokker в конце 1920-х - начале 1930-х годов.

1920-е и 30-е годы: период славы Фоккера

[ редактировать ]
Фоккер Ф.VII

В 1920-е годы компания Fokker вступила в годы своей славы, став к концу 1920-х годов крупнейшим в мире производителем самолетов. [ нужна ссылка ] Его наибольшим успехом стал трехмоторный пассажирский самолет F.VIIa/3m 1925 года , который использовался 54 авиакомпаниями по всему миру и в 1936 году занял 40% американского рынка. Он делил европейский рынок с цельнометаллическими самолетами Junkers, но доминировал на рынке. Американский рынок до появления Ford Trimotor , копировавшего аэродинамические характеристики Fokker F.VII, и структурных концепций Junkers.

В 1923 году Энтони Фоккер переехал в США, где в 1927 году основал американское отделение своей компании Atlantic Aircraft Corporation, которое было переименовано в Fokker Aircraft Corporation of America. В 1930 году эта компания объединилась с General Motors Corporation , и компания получила название General Aviation Manufacturing Corporation, которая, в свою очередь, объединилась с North American Aviation и была продана GM в 1948 году. В 1931 году, недовольный своим полным подчинением руководству GM, Фоккер подал в отставку. .

Серьезный удар по репутации Fokker нанесён после крушения Fokker F-10 компании Transcontinental & Western Air в Канзасе в 1931 году, когда стало известно, что катастрофа была вызвана разрушением конструкции, вызванным гниением древесины. Нотр-Дама Легендарный футбольный тренер Кнут Рокн оказался среди погибших, что вызвало широкое освещение в СМИ и техническое расследование. В результате все «Фоккеры» были остановлены в США вместе со многими другими типами, скопировавшими крылья «Фоккера».

В 1934 году Невил Шут из Airspeed Ltd (Англия) заключил с самим Фоккером лицензионное соглашение о производстве. В январе 1935 года Airspeed подписала соглашение. для Douglas DC-2 и ряда типов Fokker, при этом Fokker будет консультантом в течение семи лет. Шют нашел его «гениальным, проницательным и отзывчивым», но «уже больным человеком»; и с ним было трудно иметь дело, поскольку «его домашняя жизнь была нерегулярной». Компания Airspeed рассматривала возможность создания Fokker D.XVII для Греции, поскольку Греция хотела покупать у Великобритании по валютным причинам, но это предложение «не сработало»; Шут порекомендовал прочитать свой роман « Разрушенный город» о балканских методах ведения бизнеса. А через год переход к войне означал, что голландцы не могли ходить на завод Airspeed или на заседания совета директоров. [6]

23 декабря 1939 года Фоккер умер в Нью-Йорке после трехнедельной болезни.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В начале Второй мировой войны немногие G.I и D.XXI голландских ВВС смогли одержать приличное количество побед над Люфтваффе , но многие из них были уничтожены на земле, прежде чем их можно было использовать.

Заводы Fokker были конфискованы немцами и использовались для производства учебно-тренировочных самолетов Bücker Bü 181 Bestmann и деталей для транспорта Junkers Ju 52 . В конце войны заводы были полностью разграблены немцами и разрушены бомбардировками союзников.

Восстановление после Второй мировой войны

[ редактировать ]
Gloster Meteor, построенный Fokker ВВС Бельгии в 1955 году.

Восстановление после войны оказалось трудным. Рынок был наводнен дешевыми самолетами, оставшимися с войны. Компания осторожно начала производство планеров и автобусов, а также переоборудование транспортных самолетов Dakota в гражданские версии. несколько F25 Было построено . Тем не менее учебно-тренировочный С-11 имел успех, его закупили несколько ВВС. S -14 Machtrainer стал одним из первых учебно-тренировочных реактивных самолетов и, хотя и не имел экспортного успеха, более десяти лет прослужил в Королевских ВВС Нидерландов .

Новый завод был построен рядом с аэропортом Схипхол недалеко от Амстердама в 1951 году. Там по лицензии был построен ряд военных самолетов, в том числе Gloster Meteor двухреактивный истребитель Lockheed и истребитель F-104 Starfighter . Второе предприятие по производству и техническому обслуживанию было создано в Войнсдрехте .

Турбовинтовой авиалайнер Fokker F-27.

В 1958 году был представлен F-27 Friendship, самый успешный послевоенный авиалайнер Fokker. Правительство Нидерландов выделило на его развитие 27 миллионов гульденов . Оснащенный двигателем Rolls-Royce Dart , он стал самым продаваемым турбовинтовым авиалайнером в мире: к 1986 году было продано почти 800 единиц, в том числе 206 по лицензии Fairchild . Также была построена военная версия F-27 — F-27 Troopship.

В 1962 году за F-27 последовал реактивный F-28 Fellowship. До остановки производства в 1987 году всего было построено 241 экземпляр в различных модификациях. И F-27, и позже F-28 служили в составе голландского королевского авиалайнера , принц Бернхард . пилотом которого был сам [ нужна ссылка ]

В 1969 году Fokker согласился на альянс с Бремене базирующейся в компанией Vereinigte Flugtechnische Werke под контролем транснациональной холдинговой компании. Они сотрудничали при создании неудачного регионального реактивного лайнера VFW -614 , которого было продано всего 19 штук. Это сотрудничество закончилось в начале 1980 года.

собранный на базе «Фоккера», Королевских ВВС Нидерландов, F-16 прибывает на выставку Royal International Air Tattoo ( в Англии 2014 г.).

Fokker был одним из основных партнеров консорциума F-16 Fighting Falcon (Европейские участвующие ВВС), который отвечал за производство этих истребителей для Бельгии , Дании , Нидерландов и Норвегии ВВС . В его состав вошли компании и правительственные учреждения из этих четырех стран и США. F-16 собирались на предприятиях Fokker и SABCA в Бельгии с использованием деталей из пяти задействованных стран.

Аэрокосмическая промышленность

[ редактировать ]

В 1967 году компания Fokker открыла скромное космическое подразделение, производящее детали для европейских спутников . Большой прогресс произошел в 1968 году, когда Фоккер и голландскими университетами разработал первый голландский спутник ( Астрономический спутник Нидерландов совместно с Philips ) . За этим последовал второй крупный спутниковый проект IRAS , успешно запущенный в 1983 году. Европейское космическое агентство в июне 1974 года назначило консорциум во главе с ERNO - VFW-Fokker GmbH для создания герметичных модулей для Spacelab .

Впоследствии «Фоккер» участвовал во многих европейских спутниковых проектах, а также в ракете «Ариан» в ее различных моделях. Вместе с российским подрядчиком они разработали огромную парашютную систему для ракетных ускорителей Ariane 5 , которая позволит ракетам-носителям безопасно вернуться на Землю и использоваться повторно.

Космическое подразделение становилось все более независимым, пока незадолго до банкротства Fokker в 1996 году оно не стало полностью автономной корпорацией, известной последовательно как Fokker Space and Systems, Fokker Space и Dutch Space. 1 января 2006 года компания перешла во владение EADS -Space Transportation.

Фоккер 50, Фоккер 100 и Фоккер 70

[ редактировать ]
Fokker 70, последний успешный самолет Fokker.
Фоккер 100

После непродолжительного и безуспешного сотрудничества с McDonnell Douglas в 1981 году Fokker начал амбициозный проект по одновременной разработке двух новых самолетов. Fokker 50 должен был стать полностью модернизированной версией F-27 , а Fokker 100 — новым авиалайнером на базе F-28 . Затраты на разработку вышли из-под контроля, что почти вынудило Fokker выйти из бизнеса в 1987 году. Правительство Нидерландов выручило компанию, предоставив 212 миллионов гульденов, но потребовало, чтобы Fokker поискал «стратегического партнера», British Aerospace и DASA. наиболее вероятными были названы кандидаты.

Первоначальные продажи Fokker 100 были хорошими, что побудило Fokker начать разработку Fokker 70 , уменьшенной версии F100 , в 1991 году, но продажи F70 были ниже ожиданий, и к тому времени у F100 была сильная конкуренция со стороны Boeing и Airbus . Правительственным самолетом Нидерландов [ nl ] в период с 1996 по 2017 год был Fokker 70. [7]

В 1992 году после долгого и трудного переговорного процесса Fokker подписала соглашение с DASA . Однако это не решило проблем Fokker, главным образом потому, что материнской компании DASA Daimler-Benz также пришлось решать свои собственные организационные проблемы.

Банкротство

[ редактировать ]

22 января 1996 года совет директоров Daimler-Benz решил сосредоточиться на своем основном автомобильном бизнесе и разорвать отношения с Fokker. На следующий день суд Амстердама продлил временную защиту кредиторов.

Обсуждения с Bombardier были начаты 5 февраля 1996 года. После рассмотрения и оценки возможностей и проблем, которые Fokker представлял в то время, Bombardier отказалась от приобретения 27 февраля. [8] 15 марта компания Fokker была признана банкротом. [9]

Различия в национальной культуре могли сыграть роль в неудавшемся поглощении Fokker компанией Deutsche Aerospace (DASA). [ указать ] [10]

Те подразделения компании, которые производили детали и выполняли работы по техническому обслуживанию и ремонту, были переданы Stork NV ; теперь она известна как Stork Aerospace Group. Stork Fokker существует для поддержки ремаркетинга существующих самолетов компании: он ремонтирует и перепродает F 50 и F 100, а также переоборудовал несколько F 50 в транспортные самолеты. Специальные проекты включали разработку варианта морского патруля F50 и представительского самолета F100. За этот проект компания Stork получила в 2005 году «Премию аэрокосмической промышленности» в категории «Воздушный транспорт» от журнала Flight International .

Другие подразделения компании, которые были прибыльными, продолжали существовать как отдельные компании: Fokker Space (позже Dutch Space) и Fokker Control Systems .

В ноябре 2009 года Stork Aerospace сменила название на Fokker Aerospace Group. В 2011 году Fokker Aerospace Group сменила название на Fokker Technologies . Все пять отдельных бизнес-подразделений Fokker Technologies носят имя Fokker:

  • Фоккер Аэроструктурс
  • Шасси Фоккера
  • Фоккер Элмо
  • Фоккер Технология
  • Услуги заводчика

Бывшие авиационные предприятия Fokker в Схипхоле были переоборудованы в логистический парк Fokker. Одним из бывших арендаторов Fokker является компания Fokker Services.

В 1996 году новая компания под названием Rekkof Aircraft («Fokker» наоборот) попыталась возобновить производство Fokker F70 и F100 при поддержке поставщиков и авиакомпаний. Позже компания была переименована в Dutch Aircraft Company и сосредоточилась на разработке нового самолета под названием F130NG. Эта попытка также не увенчалась успехом, и проект зашел в тупик в 2010 году. В 2023 году, после нескольких лет отсутствия обновлений, компания была переименована в Fokker Next Gen. Наряду с раскрытием нового названия компания объявила, что разрабатывает новый с водородным двигателем региональный авиалайнер . Визуализации были предоставлены, но название самолета пока не разглашается.

В 2015 году GKN рассматривает Fokker Technologies как возможное приобретение для поставок на рынок гибридных автомобилей. Британский поставщик автомобилей и аэрокосмической техники планирует купить базирующуюся в Нидерландах компанию Fokker за 706 миллионов евро. [11]

В 2021 году Fokker Services и Fokker Techniek будут приобретены голландским инвестиционным фондом Panta Holdings. Целью приобретения было усиление присутствия Panta Holdings в аэрокосмической отрасли. [12] Panta Holdings также владеет Fokker Next Gen.

Знаменитые самолеты Фоккер и пилоты

[ редактировать ]
Реплика Fokker Dr.I на выставке ILA 2006 , триплан « Красный барон ».

самолет Фоккер

[ редактировать ]

Проекты Фоккер-Атлантик

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Энтони Герман Джерард Фоккер". Фоккер, Живая история. Проверено: 19 декабря 2010 г.
  2. ^ Вейль 1965, стр. 65–67.
  3. ^ Вейль 1965, с. 96.
  4. ^ "Моторные пушки - воспоминания о 1914–1918 годах". Рейс, 8 марта 1957 г., стр. 313–314.
  5. ^ Вейль 1965, стр.354.
  6. ^ Норвегия, Невилл Шют (1954). Слайд-правило . Лондон: Уильям Хайнеманн. стр. 219–229.
  7. ^ Бывший правительственный самолет KBX, один Fokker 70, снова выставлен на продажу.
  8. ^ «Bombardier прекращает переговоры с Fokker» (пресс-релиз). Бомбардир. 27 февраля 1996 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 29 июня 2016 г.
  9. ^ Кевин О'Тул (20 марта 1996 г.). «Фоккер-банкрот» . Флайтглобал . Проверено 18 февраля 2022 г.
  10. ^ ЯН УЛЕЙН (Эйндховенский технологический университет, Нидерланды); ХАНС ХЕРКЕНС (Университет Твенте, Нидерланды) (сентябрь 1999 г.). «Фоккер, столкновение культур». Журнал предпринимательской культуры . 07 (3): 269–298. дои : 10.1142/S0218495899000169 .
  11. ^ «GKN приобретет Fokker Technologies за 771 миллион долларов» . Аэрокосмическое производство и проектирование . Проверено 28 июля 2021 г.
  12. ^ «Panta Holdings приобретает Fokker Services и Fokker Techniek» . www.journal-aviation.com . Проверено 28 июля 2021 г.
  13. ^ Ассошиэйтед Пресс в Гааге (17 мая 2017 г.). «Голландский король рассказал, что работал неполный рабочий день пилотом авиакомпании» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер и Эрнест Макдауэлл. Трипланы: иллюстрированная история мировых трипланов и мультипланов . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1993. ISBN   0-87938-614-2 .
  • Дириккс, Марк. Фоккер: Трансатлантическая биография . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1997. ISBN   1-56098-735-9 .
  • Гердессен, Ф. (сентябрь – октябрь 2001 г.). «Бумажные истребители Фоккера». Любитель воздуха . № 95. С. 32–44. ISSN   0143-5450 .
  • Хегенер, Анри. Фоккер – человек и самолет Хертс, Великобритания: Harleyford Publications, 1961. LCCN 61-10595.
  • Клаау, Барт ван дер (март – апрель 1997 г.). «Американские годы Фоккера». Любитель воздуха . № 68. С. 2–13. ISSN   0143-5450 .
  • Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег: Джеймс Ричардсон и сыновья, 1974. ISBN   0-919212-39-5 .
  • Невин, Дэвид. Следопыты (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1980. ISBN   0-8094-3256-0 .
  • Постма, Тайс. Фоккер: авиастроители мира . Лондон: Джейн, 1979. ISBN   978-0-71060-059-2 .
  • Вейль, А. Р. Фоккер: Творческие годы . Лондон: Патнэм, 1965. ISBN   978-0851778174
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66fb8b73be8a970c5ea2ead1637cd732__1718010240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/32/66fb8b73be8a970c5ea2ead1637cd732.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fokker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)