Моран-Сольнье Дж.
Тип Г | |
---|---|
![]() | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | Моран-Сольнье |
Первый полет | 1912 |
Morane -Saulnier G — двухместный спортивно-гоночный моноплан, производившийся во Франции до Первой мировой войны. [ 1 ] [ 2 ] Это было развитие гоночных монопланов, разработанных Леоном Мораном и Раймоном Солнье после ухода из Бореля , и, как и его предшественники, представляло собой моноплан с проволочными подкосами и плечевым крылом. [ 2 ] Конструкция была полностью деревянной, обтянутой тканью, за исключением стоек ходовой части, которые были из стальных труб. [ 3 ]
Этот тип имел спортивный успех. В апреле 1913 года Ролан Гаррос занял второе место на первом Кубке Шнайдера в версии гидросамолета. [ 4 ] финишировав со временем 40 минут 40 секунд. [ 5 ] 26 июня Клод Грэм-Уайт перелетел еще один экземпляр с поплавковым оборудованием из Парижа в Лондон через Гавр , Булонь-сюр-Мер и Дувр . [ 6 ] проехав в тот день около 500 км (310 миль). [ 7 ] С 21 по 28 сентября того же года два самолета Type G с поплавковым оборудованием соревновались на соревновании гидросамолетов в Сан-Себастьяне : лорд Карбери выиграл приз за короткий взлет на одном, а Эдмон Одемарс - приз за маневренность на другом. [ 8 ] На следующей неделе Карбери управлял своим Type G в итальянских соревнованиях по водным самолетам от озера Комо до Павии и обратно вместе с двумя другими Type G среди пятнадцати участников, на которых пилотировали Гаррос и Моран. [ 9 ] [ 10 ] Гаррос выиграл не только главный приз в «генеральном классе», но и призы за лучшую скорость (127,7 км/ч, 79,8 миль в час) и наибольшую высоту (2100 м, 6000 футов). [ 9 ]
28 сентября 1913 года Ролан Гаррос стал первым человеком, пересекшим Средиземное море по воздуху, перелетев из Фрежюса на юге Франции в Бизерту в Тунисе. [ 11 ] в Моране-Солнье Г.
В 1914 году российский производитель «Дукс» организовал производство этого типа по лицензии на своем московском заводе для русской армии. [ 9 ] и в том же году турецкие военные заказали 40 экземпляров. [ 9 ] Однако прежде чем они были доставлены, разразилась война, и самолеты попали во французскую армию. [ 9 ] К ним армия вскоре добавила заказ на 94 самолета, а также некоторое количество приобрел британский Королевский летный корпус. Последние машины были куплены у Grahame-White , который производил этот тип в Великобритании по лицензии. [ 2 ] С началом войны выяснилось, что военная ценность этого типа недостаточна, и французские машины были быстро переведены на учебные задачи. [ 2 ]
Несмотря на это, в 1915 году была построена специальная версия одноместного истребителя, вооруженная 8-мм пулеметом Гочкиса , стрелявшим через дугу винта, причем лопасти винта были защищены дефлекторными пластинами. [ 12 ] Было построено всего один или два прототипа, и этот тип так и не поступил на вооружение. [ 13 ]
Некоторые самолеты типа G были модифицированы компанией Morane-Saulnier так, чтобы их крылья были установлены над фюзеляжем, как зонтик, а не по бокам фюзеляжа. Было обнаружено, что такое расположение обеспечивает гораздо лучший обзор для пилота и легло в основу Morane -Saulnier L. [ 2 ]
Тип G хранится в Музее дель Айре (Мадрид) ( Museo del Aire de Cuatrovientos ).
Варианты
[ редактировать ]- Тип ГА
- версия с двигателем Le Rhône мощностью 40 кВт (60 л.с.)
- Тип ГБ
- версия с двигателем Gnome мощностью 60 кВт (80 л.с.)
- Тип ВБ
- версия для экспорта в Россию с остекленной носовой частью фюзеляжа
- МоС-2
- официальное обозначение STAe французского правительства для G
- Тулин Б
- Изготовлено по лицензии компанией AB Thulinverken в Швеции.
- Тип XIV Грэма-Уайта
- Лицензия построена Клодом Грэмом-Уайтом в Великобритании.
Различные версии получили обозначение STAé MoS-2, MoS-14 (GB), MoS-15 (GB), MoS-17 (G), MoS-18 (G) и MoS-19 (GA).
Операторы
[ редактировать ]- Кубинские ВВС - Один самолет.
- Военная аэронавтика (94 заказаны, плюс 40 конфискованы по турецкому заказу)
- Французский флот
- Советские ВВС - перешли к Императорским ВВС России.
- Османские ВВС - 40 заказано, но так и не поставлено.
- Королевский летный корпус - приобретен в начале Первой мировой войны. [ 14 ]
Технические характеристики (ГБ)
[ редактировать ]Данные Jane's Fighting Aircraft of the World War I , стр. 116
Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Вместимость: один пассажир
- Длина: 6,30 м (20 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,20 м (30 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 16 м 2 (172 кв. фута)
- Пустой вес: 95 кг (208 фунтов)
- Полная масса: 370 кг (815 фунтов)
- Силовая установка: 1×Gnome, 60 кВт (80 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 123 км/ч (76 миль в час, 66 узлов)
- Скорость набора высоты: 1,8 м/с (345 футов/мин)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тейлор 1989, 648.
- ^ Jump up to: а б с д и «Иллюстрированная энциклопедия самолетов», 2539 г.
- ^ "Последний моноплан Морана-Сольнье", 564
- ^ Hartmann 2001, 10. Эту машину часто ошибочно называют Morane-Saulnier H.
- ^ "Встреча в Монако", 450
- ^ "Путешествие мистера Грэма-Внайта по Сене и Темзе"
- ^ Хартманн 2001, 10.
- ^ Хартманн 2001, 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Хартманн 2001, 12
- ^ "Итальянские соревнования по гидросамолётам", 1129 г.
- ^ «Полет по Средиземному морю» . Полет . V (39): 1078. 27 сентября 1913 г. Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ "Моран-Сольнье тип G"
- ^ Грин и Суонборо, 1994 г.
- ^ Брюс 1982, стр. 287–288.
Ссылки
[ редактировать ]- Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30084-Х .
- Дево, Жан (март 1998 г.). «Письма читателей». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 60. с. 2. ISSN 1243-8650 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Годалминг, Великобритания: Color Library Direct. ISBN 0-86288-220-6 .
- Хартманн, Жерар (2001). «Невероятная гидроэлектростанция Моран-Сольнье» (PDF) . Кубок Шнайдера и старые гидросамолеты/Исторические материалы гидросамолетов и двигателей . Проверено 7 ноября 2008 г.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов . Лондон: Аэрокосмическое издательство.
- Куликов, Виктор (февраль 1998 г.). « На борт!» Моран-Солнье типа G в России» [На борт! Тип G Морана-Солнье в России. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 59. с. 10–14. ISSN 1243-8650 .
- «Конкурс итальянских гидросамолетов» . Полет . 11 октября 1913 г. с. 1129 . Проверено 10 ноября 2008 г.
- Боевые самолеты Джейн времен Первой мировой войны . Лондон: Студийные издания. 2001. ISBN 0-517-03376-3 .
- «Новейший моноплан Морана-Сольнье» . Полет . 24 мая 1913 г., стр. 561–564 . Проверено 7 ноября 2008 г.
- «Встреча в Монако» . Полет . 19 апреля 1913 г. с. 450 . Проверено 7 ноября 2008 г.
- «Путешествие мистера Грэма-Внайта по Сене и Темзе» . Полет . 5 июля 1913 г. с. 749 . Проверено 7 ноября 2008 г.
- «Моран-Сольнье тип G» . Сайт ЕАДС . Архивировано из оригинала 9 января 2009 г. Проверено 7 ноября 2008 г.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. ISBN 0-7106-0710-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Лаказ, Анри и Лерберт, Клод (2013). Моран Солнье: его самолеты, его проекты [ Моран Солнье: Их самолеты и проекты ] (на французском языке). Оутро, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2-914017-70-1 .