Jump to content

Фарман HF.30

(Перенаправлено с Генри Фармана HF.30 )
ВЧ.30
Роль Скаут
Национальное происхождение Франция
Производитель Фабрика Дукс
Дизайнер Генри Фарман
Введение 1915
Ушедший на пенсию 1924
Основной пользователь Императорская Российская Воздушная Служба
Произведено 1915-1921
Количество построенных 400+
Разработано на основе Фарман HF.27

Генри Фарман HF.30 — двухместный военный биплан, разработанный во Франции примерно в 1915 году и ставший основным самолетом Императорской российской воздушной службы во время Первой мировой войны . Хотя он широко использовался на Восточном фронте , а также фракциями и правительствами, возникшими в ходе последующей Гражданской войны в России , за пределами этого контекста он малоизвестен: HF.30 не был принят на вооружение других военно-воздушных сил союзников , а производители повторно использовал обозначение «Farman F.30» для Farman F.30 в 1917 году. [ 1 ] [ примечание 1 ]

Имперский самолет HF.30 ВВС России в далеко не блестящем состоянии в Баку

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

HF.30 был одним из последних вариантов «типа Фармана», характерной компоновки самолета, разработанной англо-французскими братьями Генри и Морисом Фарманами . Это были бипланы , толкающей конфигурации с воздушным винтом в задней части двигателя, за крыльями. Экипаж из двух человек (пилот и наблюдатель ) сидел спереди в открытой кабине, крылья имели простую нешаговую конструкцию, а задняя часть самолета представляла собой лишь подкосный каркас, поддерживающий хвостовое оперение .

Базовый планер HF.30 был очень похож на более ранний и немного меньший по размерам F.20 , двухотсекочный биплан с более коротким нижним крылом (примитивная полуторапланная компоновка), достаточно длинным V-образным хвостовым оперением и аналогичным управлением. поверхности - элероны на внешних секциях верхних крыльев, а также одинарный руль направления и высокое хвостовое оперение сзади. 1913 года Он отличался тем, что возродил приподнятое положение фюзеляжа MF.11 , расположив кабину и двигатель посередине между крыльями, а не устанавливая их непосредственно поверх нижнего крыла, и это был первый Фарман, принявший простой и надежный вариант. с V-образной стойкой ходовая часть , которая становилась стандартной. Возможно, самое главное, он улучшил маломощный F.20 за счет использования гораздо более мощного Salmson 9 радиального двигателя мощностью 150 л.с. (110 кВт) . [ примечание 2 ]

В доступных источниках обычно указывается максимальная скорость 136 км/ч (85 миль в час; 73 узла), хотя более поздняя версия с модернизированным двигателем мощностью 160 л.с., известная как HF.30 bis, повысила производительность до 140 км/ч (87 миль в час; 76 узлов). ; один источник сообщает о скорости 155 км/ч (96 миль в час; 84 узла), что соответствует более легкой версии планера. [ 2 ] В ходе сравнительных испытаний в 1916 году версия с двигателем мощностью 150 л.с. (110 кВт) показала превосходящие характеристики по сравнению с легким бомбардировщиком Voisin 5 и разведчиком Lebed XI , другими моделями, доступными для крупномасштабного производства в России; прототип Anatra DS, очевидно, был быстрее, но в производство этот самолет поступил только в 1917 году. [ 3 ] В одном упоминании говорится, что HF.30 может более или менее соответствовать маневренности противостоящего ему Fokker Eindecker , хотя, возможно, на самом пределе своего собственного диапазона полета . [ 4 ]

Помимо этих достаточно простых вариантов, гибрид гидросамолета и лыжного самолета, известный как ШЧ М-16 «Зимняк», также считается сильно модифицированным подтипом HF.30. [ примечание 3 ] Разработанный Д. П. Григоровичем , он сохранил только 150-сильный (110 кВт) Salmson и базовую компоновку HF.30 с измененной кабиной, укороченным хвостовым оперением и шахматно расположенными крыльями одинаковой длины, а также специализированной ходовой частью.

Операционная история

[ редактировать ]

В начале Первой мировой войны толкающий биплан типа «Фарман» считался лучшей существующей конструкцией боевого самолета. Незагроможденное расположение кабины обеспечивало очень широкое поле обстрела для обращенного вперед орудия, не говоря уже о хорошем обзоре вперед и в стороны для пилотирования, воздушной разведки и корректировки артиллерии . Большая подъемная сила конструкции биплана позволяла самолету перевозить более тяжелый груз, например, бомбы под крыльями. Относительно простой планер также считался подходящим для массового производства , особенно до того, как синхронизаторы стали широко доступны, этих критериев было достаточно, чтобы перевесить превосходную скорость и летные характеристики, обеспечиваемые конструкциями монопланов с тянущим винтом.

Другие современные военные самолеты союзников, такие как французский Breguet Bre.5 и британские FE2 , DH.1 и DH2 , использовали толкающую компоновку Farman.

Необычно то, что HF.30 использовался исключительно Императорской российской воздушной службой , а серийное производство, по всей видимости, осуществлялось преимущественно или полностью в России. [ нужна ссылка ] Воздушная служба уже широко использовала самолеты типа «Фарман» и имела значительный опыт их производства по лицензии. На раннем этапе велись разговоры о том, чтобы сделать MF.11 основным самолетом Воздушной службы, а в 1913 году HF.15 стал их первым вооруженным истребителем. [ 5 ] Подробности о том, как и когда был закуплен HF.30, кажутся отрывочными, а даты его развертывания на передовой указаны смутно: с конца 1915 года по конец 1916 года. [ 6 ] Новый тип был известен как « Фарман Тридцать» (Фарман тридцать, «Фарман Тридцать», часто пишется Фарман-XXX) и получил прозвище «Фартри», а иногда и «Фарсал» (Фарсаль) из-за двигателя Salomon.

Судя по всему, HF.30 производился в основном на заводе «Дукс» в Москве, хотя некоторый уровень строительства, судя по всему, велся и на нескольких других крупных российских авиационных заводах. [ 7 ] Только в Дуксе было построено более 400 самолетов, что намного превосходило по численности проекты Лебедя и Анатры или ограниченное количество истребителей, собранных из импортных компонентов. [ 8 ] хотя с Voisin V ситуация менее ясна. [ 9 ] Помимо HF.30, также было закуплено ограниченное количество бомбардировщиков F.27 и F.40. [ 10 ]

Несмотря на кажущуюся повсеместность, подробной информации о боевой роли HF.30 мало. В соответствии с имперской военной доктриной использования самолетов, разработанной в 1914 году, вооруженные бипланы типа «Фарман» (и несколько Sikorsky S-12 ) предназначались для важных крепостных гарнизонов и штабов каждой нумерованной армии, а невооруженные монопланы служили высокоскоростными разведчиками на фронте. -линейный армейский корпус, [ 11 ] но с началом боевых действий от этого различия, похоже, отказались: например, эскадрилья, приданная 1-му корпусу, летала на F.22, непосредственном предшественнике HF.30. [ 12 ]

Есть отрывочные упоминания об участии этого типа в воздушных боях. [ 13 ] но неясно, как далеко был развернут HF.30 до двух последовательных разработок в 1916 году, которые снизили его полезность. Во-первых, Воздушная служба начала ограничивать роль превосходства в воздухе новыми высокопроизводительными самолетами, оснащенными синхронизаторами , такими как импортный «Ньюпор-11» ; затем HF.30 был окончательно превзойден в бою новыми противниками, начиная с истребителя Albatros DI и разведчика Albatros CV . Более того, «толкающий» двигатель HF.30 стал рассматриваться как большая открытая цель для нападающих с тыла.

Тем не менее, большой производственный тираж и относительно хорошие характеристики обеспечили широкое распространение HF.30. Он выполнял функции разведки поля боя, в том числе фоторазведки . [ 14 ] и, вероятно, во время бомбардировок первых советских эскадрилий в 1918 году. [ 15 ] По крайней мере, некоторые отдельные самолеты все еще были приписаны к истребительным частям, предположительно для того, чтобы обеспечить им возможности разведки и связи : в конце 1917 года 19-я истребительная эскадрилья использовала один HF.30 вместе со своими пятью современными Ньюпорами. [ 16 ] О его относительных возможностях можно судить по тому факту, что HF.30 был единственным проектом военного самолета с крупносерийной производственной линией, который не был упомянут, когда Первый Всероссийский авиационный конгресс потребовал прекращения производства устаревших самолетов. в августе 1917 года. [ примечание 4 ] Этот тип использовался обеими сторонами во время Гражданской войны в России и продолжался в производстве при красном правительстве. завод В 1919 году Бердянский еще производил самолеты. [ 17 ]

В 1921 году на советском вооружении насчитывалось 147 HF.30, которые все еще выполняли роль фронтовой разведки; вскоре после этого было решено перевести их на учебные цели, но в 1922 году насчитывалось еще пять фронтовых эскадрилий с 63 самолетами и всего восемью учебно-тренировочными. К 1924 году на вооружении оставалось не менее девяти учебно-тренировочных самолетов и восьми самолетов. Впоследствии не менее десяти были переведены в новую организацию гражданской авиации , где, видимо, использовались для «пропаганды и вербовки» по всему Советскому Союзу: некоторые продолжали летать до конца 1920-х годов. [ 18 ]

Широкая доступность этого типа также означала, что его приобрели другие развивающиеся государства Восточной Европы . В конце 1917 года в отчете формировавшейся ВВС Украинской народной армии сообщалось о наличии 22 самолетов на территории, контролируемой Центральной Радой . [ 19 ] в то время как еще два экземпляра служили в бывших имперских частях, которые стали основой эскадрилий польских ВВС , и еще семь были захвачены ими впоследствии. [ 20 ] В 1918 году L.30 стал одним из первых двух самолетов зарождающихся чешских ВВС , вскоре после этого был приобретен еще как минимум один самолет. [ 21 ] [ 22 ] в то время как шесть вариантов снегоплана/гидросамолета М-16 были приобретены ВВС Финляндии и служили до 1923 года. [ 23 ] В 1919 году трофейный экземпляр стал первым самолетом ВВС Эстонии . [ 24 ]

Варианты

[ редактировать ]
ВЧ.30
2-местный разведывательный биплан. [ 25 ]
ХФ.30бис
2-местный разведывательный биплан с двигателем Salmson P9 мощностью 160 л.с. (120 кВт) , отличающийся выпускным коллектором, направляющим выхлопные газы вверх, а не отдельными выхлопными трубами. [ 25 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Россия
 Советский Союз
  • Советские ВВС - на вооружении в 1921 г. 147 самолетов; не менее 50 построено новыми, остальные перешли от Императорской российской воздушной службы.
  • Добролет – не менее 10 самолетов переданы для целей гражданской авиации.
 Украина
 Польша
 Чехословакия
 Финляндия
 Эстония

Технические характеристики (HF.30 Canton-Unné CU X-9)

[ редактировать ]

[ 26 ] [ примечание 5 ]

Данные Авиафранс: HF-30, [ 27 ] Французские самолеты Первой мировой войны [ 25 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок)
  • Длина: 15,8 м (51 фут 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 15,8 м (51 фут 10 дюймов)
  • Высота: 3,2 м (10 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 49 м 2 (530 кв. футов)
  • Вес пустого: 700 кг (1543 фунта)
  • Полная масса: 1050 кг (2315 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Canton Unné X-9 9-цилиндровый звездообразный двигатель водяного охлаждения мощностью 120 кВт (160 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной деревянный толкающий винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 155 км/ч (96 миль в час, 84 узла)
  • Выносливость: 4 часа
  • Практический потолок: 4500 м (14 800 футов)
  • Время набора высоты: 2000 м (6600 футов) за 9 минут.

Вооружение

  • Орудия: 1 пулемет калибра 7,62 мм (Кольт, Максим или Гочкис)
  • Бомбы: до 100 кг (220 фунтов) бомб или стрел.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Большинство описаний, похоже, основано на Шаврове. В.М. Ламбертон и Э.Ф. Чизмэн, Разведывательная и бомбардировочная авиация войны 1914-1918 годов (Летчворт: Харлифорд, 1960), стр. 88 приписывают его «двигателю Canton-Unné мощностью 160 л.с.», описание, которое лучше описывает двигатель истребителя 1917 года, и рассматривают его, без особых объяснений, как вариант бомбардировщика F.40 .
  2. ^ Двигатель Salmson P9 мощностью 150 л.с. упоминается как ранее использовавшийся на F.27, большом позднем варианте F.20, как в Интернете, так и в «Шавров, История авиастроения» ( онлайн-отрывок ); он не указан в О. Тетфорде, Британские военно-морские самолеты с 1912 года , Дж. М. Брюсе, Самолеты Королевского летного корпуса: военное крыло (Лондон: Патнэмм, 1992), стр. 229–238, но есть у Дж. Дж. Давиллы и А. М. Солтана, Французские самолеты Первой мировой войны (Боулдер, Калифорния: Flying Machines Press), таблица характеристик.
  3. ^ Идентификация M.16 как варианта Farman 30 взята из Т. Хейнонена, От Тулина до Хорнета - 75 лет самолетов ВВС Финляндии (Тиккакоски: Центральный музей авиации Финляндии, 1992), стр. 38. В Описаниях на сайте Flyingmachines.ru прямой долг не упоминается .
  4. ^ В список вошли Анатра Д, Лебедь XII, Вуазен-Иванов и F.27 ( www.airwar.ru )
  5. ^ Шавров указывает площадь крыла 50 м², а Лирон указывает на более длинный фюзеляж 10,66 м, но меньший вес (700 кг пустого и 1050 кг загруженного) и, соответственно, более высокую максимальную скорость - 155 км/ч. Единого мнения относительно дальности полета самолета нет: Давилла утверждает, что она составляет 450 км, Шавров - 510 км, а Андерссон - 540 км. Максимальная скорость указана как 136 км/ч (около 73 узлов, 85 миль в час) - автор запутался в огурцах, перепутав характеристики HF.30 с характеристиками F.30.
  1. ^ Shavrov, V.B. (1994). Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938-1950 (in Russian) (gg. (3 izd.) ed.). Moscow: Mashinostroenie. ISBN  978-5-217-00477-5 .
  2. ^ Шавров, История самолетостроения , Л. Андерссон, Советские самолеты и авиация 1917-1941 (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994), стр. 123, Дж. Дж. Давилла и А. М. Солтан, Французские самолеты времен Первой мировой войны (Маунтин-Вью, Калифорния: Flying Machines Press, 1997); все они дают скорость 136 км/ч, среди слегка различающихся цифр, которые, по всей видимости, относятся к продукции фабрики Dux ; версию со скоростью 140 км/ч цитируют интернет-источники , а версию со скоростью 155 км/ч цитируют Дж. Лирон, Les Avions Farman , Docavia 21 (Clichy: Editions Lariviere, 1984), Шавров также упоминает диапазон моторов от 130 до 175 л.с., самый большой из которых, вероятно, обеспечит максимальную скорость выше 140 км/ч).
  3. ^ Тест см. здесь. Архивировано 12 сентября 2012 г. на Wayback Machine ; дату производства Anatra DS смотрите здесь .
  4. ^ Ю. Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», первоначально опубликовано в «Авиация и космонавтика» , 1986, пер. в: Доклад СССР: Военная авиация и космонавтика № 1, январь 1986 г. (Информационная служба зарубежного вещания США). стр. 34-52 на с. 51 ( ПДФ ).
  5. ^ Шавров, История самолетостроения , стр. 145-6 (онлайн-отрывок из HF.15 ; цитаты на английском языке: MF.11. Архивировано 10 сентября 2005 г. на Wayback Machine , HF.13. Архивировано 3 марта 2016 г. на сайте Wayback Machine). «Машина обратного пути» ).
  6. ^ Сравните Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», с. 51 и Шавров, История авиастроения , ( отрывок онлайн ). Один из интернет-источников утверждает, что этот тип был разработан в ответ на конкретный запрос России, но принят на вооружение Военной авиации на Западном фронте в декабре 1915 года и получил широкое распространение на Восточном фронте в конце 1916 года.
  7. ^ HJ Новарра и Г.Р. Дюваль, Российские гражданские и военные самолеты, 1884-1969 (Лондон: Fountain Press Ltd., 1971), стр. 49, указывает на то, что HF.30 были построены на заводе Лебедя и Щетинина гидросамолетов , как в Петрограде , так и в Моске , а также на Дуксе в Москве и на заводе Анатра в Одессе ; Щетинин, безусловно, построил М-16 «Зимняк» , но, хотя Анатра получила копию планов, их фактическое участие в строительстве было поставлено под сомнение; они построили около 300 самолетов, используя старые конструкции типа Farman, продолжая создавать конструкции F.20 и F.22 даже после того, как они устарели в военном отношении ( онлайн-источник ); Шавров в «Истории самолетостроения» упоминает, что они использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов (выдержки из Интернета: F.20 F.22 ). Новый завод в Бердянске начал производство HF.30 в 1917 году ( интернет-источник ).
  8. ^ Цифра о 400 HF.30 в Дуксе, по-видимому, взята из книги Шаврова «История авиастроения» ( отрывок из Интернета ). Заказы на «Лебедь XII» и «Анатру Д» были сокращены с 400 и более до чуть более 200 штук каждого ( онлайн-источник ; онлайн-источник )
  9. ^ Шавров утверждает, что Voisin V производился компанией Dux только в ограниченном количестве ( отрывок из Интернета ), но к этому, похоже, следует добавить как минимум выполненный заказ на 100 Voisin-Ivanov от Anatra ( источник в Интернете ); на одном сайте приводится цифра в 300-350 самолетов от Дукса, плюс 160 из других источников ( источник онлайн ) и 150 Вуазен-Иванов от Анатры ( источник онлайн ).
  10. ^ Интернет-источники цитируют около 40 F.27 и 20 F.40 .
  11. ^ Капитан Г.Л. Стампер-младший, ВВС США, «Sikorsky S-16 и российская авиация во время Великой войны» (неопубликованная магистерская диссертация, Университет Джорджии, 1995), стр. 13, 21-22 ( онлайн-PDF ).
  12. ^ В. П. Куликов с А. Г. Блюмом, «Хроника действий 1-го корпусного авиаотряда Императорской русской воздушной службы в 1914-1917 годах», « Над фронтом», т. 10, вып. 1 (1995), стр. 149-161, с. 149.
  13. ^ Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», с. 51, задокументируйте дуэль, в которой невооруженный HF.30 был атакован Fokker Eindecker, маневрировал против немецкого самолета и угрожал тараном, и в конечном итоге скрылся, совершив вынужденную посадку ; асы Иван Орлов и Константин Вакуловский некоторые источники предполагают, что первые воздушные победы одержали на самолетах типа «Фарман» ( источник в сети ), но это могли быть более старые версии F.20 или F.22, а Орлов первоначально летал добровольцем на собственном МФ. .7 (В. Кульников, Русские асы Первой мировой войны , Самолеты асов 111 (Нью-Йорк: Osprey Publishing, 2013), «Фарман» стр. 93 ). Тем не менее, упоминания о периодических воздушных победах аналогичных, но менее производительных F.22 и F.27 показывают, что HF.30 должен был быть способен на успех. Сообщается, что во время Гражданской войны в России «белый» Лебедь XII разбился, преследуемый агрессивным «красным» HF.30.
  14. ^ Кульников, Русские асы , с. 48
  15. ^ www.sovplane.ru.
  16. ^ Ежи Б. Цинк, История польских ВВС, 1918-1968 (Нью-Йорк: Osprey, 1972), стр. 9.
  17. ^ www.retroplan.ru.
  18. ^ Л. Андерссон, Советские самолеты и авиация 1917-1941 (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994), стр. 123.
  19. ^ lib.rus.ec
  20. ^ www.shinden.org
  21. ^ Зденек Титц и Ричард Уорд Чехословацкие ВВС, 1918-1970 (Нью-Йорк: Arco, 1971) .
  22. ^ Рэй Сэнгер, «Ньюпорский самолет Первой мировой войны» (Уилтшир: Crowood Press, 2002)», стр. 195, упоминается еще один HF.30 в составе авиационного отряда гуситских стрелков с ноября 1918 по май 1919 года.
  23. ^ Хейнонен, От Тулина до Хорнета , с. 38
  24. ^ Андерссон, Советские самолеты , с. 123.
  25. ^ Jump up to: а б с Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур М. Французская авиация Первой мировой войны . Пресса о летающих машинах. стр. 217–218. ISBN  1891268090 .
  26. ^ В опубликованных источниках есть некоторые незначительные несоответствия в характеристиках HF.30, в основном из-за путаницы между HF.30 и F.30, двумя совершенно разными самолетами; Следующие цифры кажутся примерно верными для типичных самолетов Dux Factory. Источники: Шавров, История авиастроения ( онлайн-отрывок ), Андерссон, Советские самолеты и авиация , стр. 123, Давилла и Солтан, французские самолеты Первой мировой войны и Лирон, Ле Авион Фарман .
  27. ^ Пармантье, Бруно (24 марта 2001 г.). «Фарман HF-30» . aviafrance.com (на французском языке). Париж . Проверено 22 декабря 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гердессен, Фредерик. «Эстонская авиация 1918–1945». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 61–76. ISSN   0143-5450 .
  • Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC   37146471 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26efa62e22e4c612c7e8721c9e8123d6__1712079840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/d6/26efa62e22e4c612c7e8721c9e8123d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Farman HF.30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)