Фарман HF.30
ВЧ.30 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Скаут |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Фабрика Дукс |
Дизайнер | Генри Фарман |
Введение | 1915 |
Ушедший на пенсию | 1924 |
Основной пользователь | Императорская Российская Воздушная Служба |
Произведено | 1915-1921 |
Количество построенных | 400+ |
Разработано на основе | Фарман HF.27 |
Генри Фарман HF.30 — двухместный военный биплан, разработанный во Франции примерно в 1915 году и ставший основным самолетом Императорской российской воздушной службы во время Первой мировой войны . Хотя он широко использовался на Восточном фронте , а также фракциями и правительствами, возникшими в ходе последующей Гражданской войны в России , за пределами этого контекста он малоизвестен: HF.30 не был принят на вооружение других военно-воздушных сил союзников , а производители повторно использовал обозначение «Farman F.30» для Farman F.30 в 1917 году. [ 1 ] [ примечание 1 ]

Проектирование и разработка
[ редактировать ]HF.30 был одним из последних вариантов «типа Фармана», характерной компоновки самолета, разработанной англо-французскими братьями Генри и Морисом Фарманами . Это были бипланы , толкающей конфигурации с воздушным винтом в задней части двигателя, за крыльями. Экипаж из двух человек (пилот и наблюдатель ) сидел спереди в открытой кабине, крылья имели простую нешаговую конструкцию, а задняя часть самолета представляла собой лишь подкосный каркас, поддерживающий хвостовое оперение .
Базовый планер HF.30 был очень похож на более ранний и немного меньший по размерам F.20 , двухотсекочный биплан с более коротким нижним крылом (примитивная полуторапланная компоновка), достаточно длинным V-образным хвостовым оперением и аналогичным управлением. поверхности - элероны на внешних секциях верхних крыльев, а также одинарный руль направления и высокое хвостовое оперение сзади. 1913 года Он отличался тем, что возродил приподнятое положение фюзеляжа MF.11 , расположив кабину и двигатель посередине между крыльями, а не устанавливая их непосредственно поверх нижнего крыла, и это был первый Фарман, принявший простой и надежный вариант. с V-образной стойкой ходовая часть , которая становилась стандартной. Возможно, самое главное, он улучшил маломощный F.20 за счет использования гораздо более мощного Salmson 9 радиального двигателя мощностью 150 л.с. (110 кВт) . [ примечание 2 ]
В доступных источниках обычно указывается максимальная скорость 136 км/ч (85 миль в час; 73 узла), хотя более поздняя версия с модернизированным двигателем мощностью 160 л.с., известная как HF.30 bis, повысила производительность до 140 км/ч (87 миль в час; 76 узлов). ; один источник сообщает о скорости 155 км/ч (96 миль в час; 84 узла), что соответствует более легкой версии планера. [ 2 ] В ходе сравнительных испытаний в 1916 году версия с двигателем мощностью 150 л.с. (110 кВт) показала превосходящие характеристики по сравнению с легким бомбардировщиком Voisin 5 и разведчиком Lebed XI , другими моделями, доступными для крупномасштабного производства в России; прототип Anatra DS, очевидно, был быстрее, но в производство этот самолет поступил только в 1917 году. [ 3 ] В одном упоминании говорится, что HF.30 может более или менее соответствовать маневренности противостоящего ему Fokker Eindecker , хотя, возможно, на самом пределе своего собственного диапазона полета . [ 4 ]
Помимо этих достаточно простых вариантов, гибрид гидросамолета и лыжного самолета, известный как ШЧ М-16 «Зимняк», также считается сильно модифицированным подтипом HF.30. [ примечание 3 ] Разработанный Д. П. Григоровичем , он сохранил только 150-сильный (110 кВт) Salmson и базовую компоновку HF.30 с измененной кабиной, укороченным хвостовым оперением и шахматно расположенными крыльями одинаковой длины, а также специализированной ходовой частью.
Операционная история
[ редактировать ]В начале Первой мировой войны толкающий биплан типа «Фарман» считался лучшей существующей конструкцией боевого самолета. Незагроможденное расположение кабины обеспечивало очень широкое поле обстрела для обращенного вперед орудия, не говоря уже о хорошем обзоре вперед и в стороны для пилотирования, воздушной разведки и корректировки артиллерии . Большая подъемная сила конструкции биплана позволяла самолету перевозить более тяжелый груз, например, бомбы под крыльями. Относительно простой планер также считался подходящим для массового производства , особенно до того, как синхронизаторы стали широко доступны, этих критериев было достаточно, чтобы перевесить превосходную скорость и летные характеристики, обеспечиваемые конструкциями монопланов с тянущим винтом.
Другие современные военные самолеты союзников, такие как французский Breguet Bre.5 и британские FE2 , DH.1 и DH2 , использовали толкающую компоновку Farman.
Необычно то, что HF.30 использовался исключительно Императорской российской воздушной службой , а серийное производство, по всей видимости, осуществлялось преимущественно или полностью в России. [ нужна ссылка ] Воздушная служба уже широко использовала самолеты типа «Фарман» и имела значительный опыт их производства по лицензии. На раннем этапе велись разговоры о том, чтобы сделать MF.11 основным самолетом Воздушной службы, а в 1913 году HF.15 стал их первым вооруженным истребителем. [ 5 ] Подробности о том, как и когда был закуплен HF.30, кажутся отрывочными, а даты его развертывания на передовой указаны смутно: с конца 1915 года по конец 1916 года. [ 6 ] Новый тип был известен как « Фарман Тридцать» (Фарман тридцать, «Фарман Тридцать», часто пишется Фарман-XXX) и получил прозвище «Фартри», а иногда и «Фарсал» (Фарсаль) из-за двигателя Salomon.
Судя по всему, HF.30 производился в основном на заводе «Дукс» в Москве, хотя некоторый уровень строительства, судя по всему, велся и на нескольких других крупных российских авиационных заводах. [ 7 ] Только в Дуксе было построено более 400 самолетов, что намного превосходило по численности проекты Лебедя и Анатры или ограниченное количество истребителей, собранных из импортных компонентов. [ 8 ] хотя с Voisin V ситуация менее ясна. [ 9 ] Помимо HF.30, также было закуплено ограниченное количество бомбардировщиков F.27 и F.40. [ 10 ]
Несмотря на кажущуюся повсеместность, подробной информации о боевой роли HF.30 мало. В соответствии с имперской военной доктриной использования самолетов, разработанной в 1914 году, вооруженные бипланы типа «Фарман» (и несколько Sikorsky S-12 ) предназначались для важных крепостных гарнизонов и штабов каждой нумерованной армии, а невооруженные монопланы служили высокоскоростными разведчиками на фронте. -линейный армейский корпус, [ 11 ] но с началом боевых действий от этого различия, похоже, отказались: например, эскадрилья, приданная 1-му корпусу, летала на F.22, непосредственном предшественнике HF.30. [ 12 ]
Есть отрывочные упоминания об участии этого типа в воздушных боях. [ 13 ] но неясно, как далеко был развернут HF.30 до двух последовательных разработок в 1916 году, которые снизили его полезность. Во-первых, Воздушная служба начала ограничивать роль превосходства в воздухе новыми высокопроизводительными самолетами, оснащенными синхронизаторами , такими как импортный «Ньюпор-11» ; затем HF.30 был окончательно превзойден в бою новыми противниками, начиная с истребителя Albatros DI и разведчика Albatros CV . Более того, «толкающий» двигатель HF.30 стал рассматриваться как большая открытая цель для нападающих с тыла.
Тем не менее, большой производственный тираж и относительно хорошие характеристики обеспечили широкое распространение HF.30. Он выполнял функции разведки поля боя, в том числе фоторазведки . [ 14 ] и, вероятно, во время бомбардировок первых советских эскадрилий в 1918 году. [ 15 ] По крайней мере, некоторые отдельные самолеты все еще были приписаны к истребительным частям, предположительно для того, чтобы обеспечить им возможности разведки и связи : в конце 1917 года 19-я истребительная эскадрилья использовала один HF.30 вместе со своими пятью современными Ньюпорами. [ 16 ] О его относительных возможностях можно судить по тому факту, что HF.30 был единственным проектом военного самолета с крупносерийной производственной линией, который не был упомянут, когда Первый Всероссийский авиационный конгресс потребовал прекращения производства устаревших самолетов. в августе 1917 года. [ примечание 4 ] Этот тип использовался обеими сторонами во время Гражданской войны в России и продолжался в производстве при красном правительстве. завод В 1919 году Бердянский еще производил самолеты. [ 17 ]
В 1921 году на советском вооружении насчитывалось 147 HF.30, которые все еще выполняли роль фронтовой разведки; вскоре после этого было решено перевести их на учебные цели, но в 1922 году насчитывалось еще пять фронтовых эскадрилий с 63 самолетами и всего восемью учебно-тренировочными. К 1924 году на вооружении оставалось не менее девяти учебно-тренировочных самолетов и восьми самолетов. Впоследствии не менее десяти были переведены в новую организацию гражданской авиации , где, видимо, использовались для «пропаганды и вербовки» по всему Советскому Союзу: некоторые продолжали летать до конца 1920-х годов. [ 18 ]
Широкая доступность этого типа также означала, что его приобрели другие развивающиеся государства Восточной Европы . В конце 1917 года в отчете формировавшейся ВВС Украинской народной армии сообщалось о наличии 22 самолетов на территории, контролируемой Центральной Радой . [ 19 ] в то время как еще два экземпляра служили в бывших имперских частях, которые стали основой эскадрилий польских ВВС , и еще семь были захвачены ими впоследствии. [ 20 ] В 1918 году L.30 стал одним из первых двух самолетов зарождающихся чешских ВВС , вскоре после этого был приобретен еще как минимум один самолет. [ 21 ] [ 22 ] в то время как шесть вариантов снегоплана/гидросамолета М-16 были приобретены ВВС Финляндии и служили до 1923 года. [ 23 ] В 1919 году трофейный экземпляр стал первым самолетом ВВС Эстонии . [ 24 ]
Варианты
[ редактировать ]- ВЧ.30
- 2-местный разведывательный биплан. [ 25 ]
- ХФ.30бис
- 2-местный разведывательный биплан с двигателем Salmson P9 мощностью 160 л.с. (120 кВт) , отличающийся выпускным коллектором, направляющим выхлопные газы вверх, а не отдельными выхлопными трубами. [ 25 ]
Операторы
[ редактировать ]- Императорская российская воздушная служба - построено более 400 самолетов.
- Советские ВВС - на вооружении в 1921 г. 147 самолетов; не менее 50 построено новыми, остальные перешли от Императорской российской воздушной службы.
- Добролет – не менее 10 самолетов переданы для целей гражданской авиации.
- Украинская Народная Армия - на вооружении 20 самолетов на конец 1917 г.
- Польские ВВС - в 1917-20 приобретено не менее 9 самолетов.
- ВВС Чехословацкой армии — в 1918 году приобретено не менее 2 самолетов.
- ВВС Финляндии - 6 модификаций гидросамолета/скиплана Григоровича М-16, приобретенные в 1918 году.
- Эстонские ВВС - 1 самолет приобретен в 1919 г.
Технические характеристики (HF.30 Canton-Unné CU X-9)
[ редактировать ]Данные Авиафранс: HF-30, [ 27 ] Французские самолеты Первой мировой войны [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок)
- Длина: 15,8 м (51 фут 10 дюймов)
- Размах крыльев: 15,8 м (51 фут 10 дюймов)
- Высота: 3,2 м (10 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 49 м 2 (530 кв. футов)
- Вес пустого: 700 кг (1543 фунта)
- Полная масса: 1050 кг (2315 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Canton Unné X-9 9-цилиндровый звездообразный двигатель водяного охлаждения мощностью 120 кВт (160 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный толкающий винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 155 км/ч (96 миль в час, 84 узла)
- Выносливость: 4 часа
- Практический потолок: 4500 м (14 800 футов)
- Время набора высоты: 2000 м (6600 футов) за 9 минут.
Вооружение
- Орудия: 1 пулемет калибра 7,62 мм (Кольт, Максим или Гочкис)
- Бомбы: до 100 кг (220 фунтов) бомб или стрел.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
[ редактировать ]- Фарман HF.20
- Фарман Ф.40
- Фарман HF.30
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Большинство описаний, похоже, основано на Шаврове. В.М. Ламбертон и Э.Ф. Чизмэн, Разведывательная и бомбардировочная авиация войны 1914-1918 годов (Летчворт: Харлифорд, 1960), стр. 88 приписывают его «двигателю Canton-Unné мощностью 160 л.с.», описание, которое лучше описывает двигатель истребителя 1917 года, и рассматривают его, без особых объяснений, как вариант бомбардировщика F.40 .
- ^ Двигатель Salmson P9 мощностью 150 л.с. упоминается как ранее использовавшийся на F.27, большом позднем варианте F.20, как в Интернете, так и в «Шавров, История авиастроения» ( онлайн-отрывок ); он не указан в О. Тетфорде, Британские военно-морские самолеты с 1912 года , Дж. М. Брюсе, Самолеты Королевского летного корпуса: военное крыло (Лондон: Патнэмм, 1992), стр. 229–238, но есть у Дж. Дж. Давиллы и А. М. Солтана, Французские самолеты Первой мировой войны (Боулдер, Калифорния: Flying Machines Press), таблица характеристик.
- ^ Идентификация M.16 как варианта Farman 30 взята из Т. Хейнонена, От Тулина до Хорнета - 75 лет самолетов ВВС Финляндии (Тиккакоски: Центральный музей авиации Финляндии, 1992), стр. 38. В Описаниях на сайте Flyingmachines.ru прямой долг не упоминается .
- ^ В список вошли Анатра Д, Лебедь XII, Вуазен-Иванов и F.27 ( www.airwar.ru )
- ^ Шавров указывает площадь крыла 50 м², а Лирон указывает на более длинный фюзеляж 10,66 м, но меньший вес (700 кг пустого и 1050 кг загруженного) и, соответственно, более высокую максимальную скорость - 155 км/ч. Единого мнения относительно дальности полета самолета нет: Давилла утверждает, что она составляет 450 км, Шавров - 510 км, а Андерссон - 540 км. Максимальная скорость указана как 136 км/ч (около 73 узлов, 85 миль в час) - автор запутался в огурцах, перепутав характеристики HF.30 с характеристиками F.30.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Shavrov, V.B. (1994). Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938-1950 (in Russian) (gg. (3 izd.) ed.). Moscow: Mashinostroenie. ISBN 978-5-217-00477-5 .
- ^ Шавров, История самолетостроения , Л. Андерссон, Советские самолеты и авиация 1917-1941 (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994), стр. 123, Дж. Дж. Давилла и А. М. Солтан, Французские самолеты времен Первой мировой войны (Маунтин-Вью, Калифорния: Flying Machines Press, 1997); все они дают скорость 136 км/ч, среди слегка различающихся цифр, которые, по всей видимости, относятся к продукции фабрики Dux ; версию со скоростью 140 км/ч цитируют интернет-источники , а версию со скоростью 155 км/ч цитируют Дж. Лирон, Les Avions Farman , Docavia 21 (Clichy: Editions Lariviere, 1984), Шавров также упоминает диапазон моторов от 130 до 175 л.с., самый большой из которых, вероятно, обеспечит максимальную скорость выше 140 км/ч).
- ^ Тест см. здесь. Архивировано 12 сентября 2012 г. на Wayback Machine ; дату производства Anatra DS смотрите здесь .
- ^ Ю. Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», первоначально опубликовано в «Авиация и космонавтика» , 1986, пер. в: Доклад СССР: Военная авиация и космонавтика № 1, январь 1986 г. (Информационная служба зарубежного вещания США). стр. 34-52 на с. 51 ( ПДФ ).
- ^ Шавров, История самолетостроения , стр. 145-6 (онлайн-отрывок из HF.15 ; цитаты на английском языке: MF.11. Архивировано 10 сентября 2005 г. на Wayback Machine , HF.13. Архивировано 3 марта 2016 г. на сайте Wayback Machine). «Машина обратного пути» ).
- ^ Сравните Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», с. 51 и Шавров, История авиастроения , ( отрывок онлайн ). Один из интернет-источников утверждает, что этот тип был разработан в ответ на конкретный запрос России, но принят на вооружение Военной авиации на Западном фронте в декабре 1915 года и получил широкое распространение на Восточном фронте в конце 1916 года.
- ^ HJ Новарра и Г.Р. Дюваль, Российские гражданские и военные самолеты, 1884-1969 (Лондон: Fountain Press Ltd., 1971), стр. 49, указывает на то, что HF.30 были построены на заводе Лебедя и Щетинина гидросамолетов , как в Петрограде , так и в Моске , а также на Дуксе в Москве и на заводе Анатра в Одессе ; Щетинин, безусловно, построил М-16 «Зимняк» , но, хотя Анатра получила копию планов, их фактическое участие в строительстве было поставлено под сомнение; они построили около 300 самолетов, используя старые конструкции типа Farman, продолжая создавать конструкции F.20 и F.22 даже после того, как они устарели в военном отношении ( онлайн-источник ); Шавров в «Истории самолетостроения» упоминает, что они использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов (выдержки из Интернета: F.20 F.22 ). Новый завод в Бердянске начал производство HF.30 в 1917 году ( интернет-источник ).
- ^ Цифра о 400 HF.30 в Дуксе, по-видимому, взята из книги Шаврова «История авиастроения» ( отрывок из Интернета ). Заказы на «Лебедь XII» и «Анатру Д» были сокращены с 400 и более до чуть более 200 штук каждого ( онлайн-источник ; онлайн-источник )
- ^ Шавров утверждает, что Voisin V производился компанией Dux только в ограниченном количестве ( отрывок из Интернета ), но к этому, похоже, следует добавить как минимум выполненный заказ на 100 Voisin-Ivanov от Anatra ( источник в Интернете ); на одном сайте приводится цифра в 300-350 самолетов от Дукса, плюс 160 из других источников ( источник онлайн ) и 150 Вуазен-Иванов от Анатры ( источник онлайн ).
- ^ Интернет-источники цитируют около 40 F.27 и 20 F.40 .
- ^ Капитан Г.Л. Стампер-младший, ВВС США, «Sikorsky S-16 и российская авиация во время Великой войны» (неопубликованная магистерская диссертация, Университет Джорджии, 1995), стр. 13, 21-22 ( онлайн-PDF ).
- ^ В. П. Куликов с А. Г. Блюмом, «Хроника действий 1-го корпусного авиаотряда Императорской русской воздушной службы в 1914-1917 годах», « Над фронтом», т. 10, вып. 1 (1995), стр. 149-161, с. 149.
- ^ Кисляков и В. Бабич, «Обзор истории воздушного боя», с. 51, задокументируйте дуэль, в которой невооруженный HF.30 был атакован Fokker Eindecker, маневрировал против немецкого самолета и угрожал тараном, и в конечном итоге скрылся, совершив вынужденную посадку ; асы Иван Орлов и Константин Вакуловский некоторые источники предполагают, что первые воздушные победы одержали на самолетах типа «Фарман» ( источник в сети ), но это могли быть более старые версии F.20 или F.22, а Орлов первоначально летал добровольцем на собственном МФ. .7 (В. Кульников, Русские асы Первой мировой войны , Самолеты асов 111 (Нью-Йорк: Osprey Publishing, 2013), «Фарман» стр. 93 ). Тем не менее, упоминания о периодических воздушных победах аналогичных, но менее производительных F.22 и F.27 показывают, что HF.30 должен был быть способен на успех. Сообщается, что во время Гражданской войны в России «белый» Лебедь XII разбился, преследуемый агрессивным «красным» HF.30.
- ^ Кульников, Русские асы , с. 48
- ^ www.sovplane.ru.
- ^ Ежи Б. Цинк, История польских ВВС, 1918-1968 (Нью-Йорк: Osprey, 1972), стр. 9.
- ^ www.retroplan.ru.
- ^ Л. Андерссон, Советские самолеты и авиация 1917-1941 (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994), стр. 123.
- ^ lib.rus.ec
- ^ www.shinden.org
- ^ Зденек Титц и Ричард Уорд Чехословацкие ВВС, 1918-1970 (Нью-Йорк: Arco, 1971) .
- ^ Рэй Сэнгер, «Ньюпорский самолет Первой мировой войны» (Уилтшир: Crowood Press, 2002)», стр. 195, упоминается еще один HF.30 в составе авиационного отряда гуситских стрелков с ноября 1918 по май 1919 года.
- ^ Хейнонен, От Тулина до Хорнета , с. 38
- ^ Андерссон, Советские самолеты , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур М. Французская авиация Первой мировой войны . Пресса о летающих машинах. стр. 217–218. ISBN 1891268090 .
- ^ В опубликованных источниках есть некоторые незначительные несоответствия в характеристиках HF.30, в основном из-за путаницы между HF.30 и F.30, двумя совершенно разными самолетами; Следующие цифры кажутся примерно верными для типичных самолетов Dux Factory. Источники: Шавров, История авиастроения ( онлайн-отрывок ), Андерссон, Советские самолеты и авиация , стр. 123, Давилла и Солтан, французские самолеты Первой мировой войны и Лирон, Ле Авион Фарман .
- ^ Пармантье, Бруно (24 марта 2001 г.). «Фарман HF-30» . aviafrance.com (на французском языке). Париж . Проверено 22 декабря 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гердессен, Фредерик. «Эстонская авиация 1918–1945». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 61–76. ISSN 0143-5450 .
- Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC 37146471 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание на Airwar.ru (на русском языке)
- Краткое содержание и фотографии на сайте War Is Over (на русском и английском языках)
- Описание и выдержки из стандартных историй авиации на «Их Летательных Машинах» (на русском языке)