Jump to content

Фарман Ф.120

Ф.120 (Ф.4Х), 121 (Ф.3Х), 122, 123 Джабиру
Фарман Ф.121
Роль авиалайнер, бомбардировщик
Производитель Фарманский авиационный завод
Первый полет 1923
Введение 1923
Основные пользователи Франция
Дания

Farman F.120 — семейство многомоторных самолетов- монопланов, разработанных и производимых французским авиастроительным заводом Farman Aviation Works . Он эксплуатировался в самых разных целях, в том числе в качестве коммерческого авиалайнера и военного бомбардировщика .

F.120, получивший прозвище Джабиру в честь латиноамериканского аиста , представлял собой моноплан с фиксированным шасси и двумя, тремя или четырьмя двигателями, в зависимости от варианта. Он отличался необычайно широкой хордой, основным крылом с малым удлинением и относительно глубоким фюзеляжем. В трехмоторном варианте двигатель располагался высоко по средней линии, что придавало самолету необычный внешний вид.

Разработка

[ редактировать ]
Фотография интерьера Farman F.121 из циркуляра № 15 NACA Aircraft Circular

В начале 1920-х годов Аэроклуб Франции установил многочисленные правила и положения для конкурса коммерческих самолетов 1923 года. [ 1 ] Вскоре после их выпуска Фарман приступил к проектированию нового коммерческого самолета, который, насколько это возможно, полностью соответствовал бы этим правилам; они были сочтены важными для рыночной привлекательности будущего самолета, поскольку различные аэронавигационные компании формально или иным образом приняли эти правила в качестве требований для своих собственных нужд. Кроме того, команда разработчиков компании преследовала и другие цели, в том числе высокий уровень надежности, хороший уровень комфорта на борту, благоприятные летные характеристики, а также максимальную экономическую эффективность. [ 1 ]

F.121 V8 мощностью или F.3X был первой летающей версией с четырьмя Hispano-Suiza 8Ac двигателями 180 л.с., установленными тандемными двухтактными парами на коротких крыльях, однако такое расположение вызывало проблемы с охлаждением задних двигателей и крыла. Вскоре последовала версия F.120 / F.4X , оснащенная тремя радиальными двигателями Salmson Az.9 мощностью 300 л.с. Разработка продолжалась, и одиночный F.122 , модифицированный из F.4X, был оснащен парой Lorraine 12Db двигателей мощностью 400 л.с. Также были построены две военные версии: F.123 с двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hb V12 мощностью 450 л.с. или F.124 с двумя Gnome et Rhône 9Ad Jupiter радиальными двигателями мощностью 420 л.с.

Farman F.120 представлял собой многомоторный многоцелевой самолет-моноплан. Он был относительно хорошо оборудован для того времени и мог регулярно выполнять ночные полеты с помощью такого оборудования, как прожекторы , посадочные ракеты , позиционные огни и общее освещение. [ 2 ] Присутствовали различные удобства для пассажиров, в том числе индивидуальные электрические обогреватели и относительно большие стеклянные окна, через которые пассажиры могли видеть пейзаж внизу. Электричество, необходимое для работы радиостанции, освещения и отопления, подавалось от ветряных генераторов с использованием компактных пропеллеров, которые можно было втягивать внутрь фюзеляжа, когда они не используются. [ 2 ] По сравнению с большинством самолетов того времени самолет обладал большей маневренностью, относительно высокой устойчивостью, простотой в управлении и относительно простой посадкой. [ 3 ]

В зависимости от варианта самолета можно было установить до четырех двигателей. [ 2 ] Никаких существенных конструктивных изменений не потребовалось для самолетов, оснащенных разным количеством двигателей, таких как трехмоторный и двухмоторный варианты. Доступ к двигателю в полете обеспечивался через специальные двери, что позволяло экипажу производить осмотр и даже мелкий ремонт. [ 2 ] Четырехмоторная модель самолета имела достаточную мощность, чтобы она могла стабильно набирать высоту даже с одним выключенным двигателем; даже двухмоторная модель могла поддерживать стабильный полет только на одном работающем двигателе. Основные топливные баки располагались внутри крыла, относительно далеко от двигателей; могло быть установлено до двух вспомогательных топливных баков в мотогондолах , которые работали независимо от основных баков. [ 4 ] Самолет обладал относительно высокой для того времени топливной экономичностью. [ 5 ]

F.120 был оснащен относительно толстым крылом с размахом 19 м (62,34 фута) и хордой 6 м (19,68 фута) в центре. [ 6 ] И толщина, и хорда крыла уменьшаются к законцовкам . Несущий каркас крыла был полностью закрытым. [ 6 ] Лонжероны балки и стойки образовывали V-образные по обе стороны фюзеляжа. Шасси стальными состоит из двух основных колес, которые поддерживаются парой вертикальных V-образных элементов, соединенных наклонными трубами для соединения с основанием фюзеляжа. [ 7 ]

Фюзеляж внутри был разделен на различные секции; В передней части располагалось багажное отделение, а за ним и прямо перед крылом - кабина пилота. В этой кабине было два места для экипажа, обычно состоящего из одного пилота и помощника. Центр фюзеляжа занимал пассажирский салон, имевший достаточно места для размещения до 12 пассажиров на удобных сиденьях даже при наличии центрального шкворня. [ 7 ] В задней части фюзеляжа располагалась штурманская комната, довольно просторная и оснащенная современными на тот момент приборами, включая измеритель дрейфа , компас , радиоприемник , рабочий стол и держатель для карт; Рядом с этой комнатой находился туалет . [ 8 ] Основной доступ внутрь осуществлялся через единственную раздвижную дверь, а по всему самолету было предусмотрено несколько выходов для облегчения аварийного выхода. [ 2 ]

Благодаря полностью свободному основанию фюзеляжа было относительно легко преобразовать самолет в вооруженную военную конфигурацию, например, в бомбардировщик или самолет-торпедоносец . [ 9 ] Более того, его скорость и маневренность были достаточны для того, чтобы он мог реально участвовать в воздушном бою, несмотря на то, что имел на борту относительно тяжелые бомбовые нагрузки. Наличие нескольких независимых двигателей и его надежность означали, что самолет можно было реально использовать над морем. [ 9 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Несмотря на то, что его чаще всего можно увидеть в списках самых уродливых самолетов, [ нужна ссылка ] После своего первого полета в 1923 году F.120 выиграл конкурс французских авиалайнеров, Grand Prix des Avions de Transports 1923 года и получил первый приз в размере 500 000 франков, прежде чем начал эксплуатироваться несколькими европейскими авиакомпаниями. [ нужна ссылка ]

F.120 был способен перевозить до девяти пассажиров и служил на маршруте авиакомпании Farman Париж - Брюссель - Амстердам , а также на рейсах Danish Air Lines между Копенгагеном и Амстердамом. Они служили до конца 1920-х годов. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
Самолет Farman F.4X французской авиакомпании CIDNA на аэродроме Дюбендорф недалеко от Цюриха, около 1925 года.
Farman F.3 bis с двумя двигателями Lorraine из L'Aéronautique , декабрь 1924 года.
Бомбардировщик Farman F.123 из L'Aéronautique , октябрь 1926 года.
Ф.120
Одномоторный бомбардировщик-биплан с двигателем Lorraine 12Da мощностью 280 кВт (370 л.с.) . Первый полет состоялся в 1924 году, было построено всего два бомбардировщика F.120. [ 10 ]
Ф.4Х
Первоначальное обозначение F.120 Jabiru.
F.120 Джабиру
Четыре транспортных моноплана с тремя радиальными двигателями Salmson 9AZ с водяным охлаждением мощностью 220 кВт (300 л.с.). [ 11 ]
F.3bis
Двухмоторный транспортный самолет с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) , построен 1 экземпляр. [ 12 ]
Ф.3Х
Первоначальное обозначение прототипа F.121 Jabiru. [ 13 ]
F.121 Джабиру
Девять транспортных самолетов с четырьмя двигателями Hispano-Suiza 8Ac мощностью 130 кВт (180 л.с.) , один также модифицирован на базе F.120 Jabiru. [ 14 ]
Ф.122
Одноместный транспортный самолет с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [ 15 ]
Ф.123
Одноместный трехместный бомбардировщик с двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hb мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [ 16 ]
Ф.124
Одноместный трехместный бомбардировщик с двумя двигателями Gnome et Rhône 9Ad Jupiter мощностью 310 кВт (420 л.с.) . [ 17 ]

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Дания
 Франция

Технические характеристики (Ф.121)

[ редактировать ]
Farman F.121, 3 вида, рисунок из циркуляра № 15 NACA Aircraft Circular

Данные Jane's All the World's Aircraft за 1928 год . [ 18 ] Авиафранс: Фарман F-121 [ 14 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Вместимость: 12-19 человек
  • Длина: 13,92 м (45 футов 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 19 м (62 фута 4 дюйма)
  • Высота: 4,48 м (14 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 81 м 2 (870 кв. футов)
  • Вес пустого: 3404 кг (7505 фунтов)
  • Полная масса: 5220 кг (11508 фунтов)
  • Запас топлива: 1000 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов)
  • Силовая установка: 4 поршневых двигателя Hispano-Suiza 8Ac V-8 с водяным охлаждением мощностью 130 кВт (180 л.с.) каждый.
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 209 км/ч (130 миль в час, 113 узлов) на уровне моря.
201 км / ч (125 миль в час; 109 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
192 км / ч (119 миль в час; 104 узла) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Крейсерская скорость: 175 км/ч (109 миль в час, 94 узла)
  • Дальность: 750 км (470 миль, 400 миль)
  • Практический потолок: 4250 м (13940 футов)
  • Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за шесть минут 16 секунд.
2000 м (6600 футов) за 14 минут 14 секунд
3000 м (9800 футов) за 26 минут и 11 секунд.
4000 м (13 000 футов) за 37 минут 22 секунды
  • Нагрузка на крыло: 61,8 кг/м 2 (12,7 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,1075 кВт/кг (0,0654 л.с./фунт)
[ редактировать ]

Американский производитель багажа Tom Bihn уже давно использует Farman F.121 Jabiru в своем логотипе. [ 19 ]

  1. ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 1.
  2. ^ Jump up to: а б с д и НАКА 1926, с. 3.
  3. ^ NACA 1926, с. 4.
  4. ^ NACA 1926, стр. 3-4.
  5. ^ NACA 1926, стр. 4-5.
  6. ^ Jump up to: а б NACA 1926, стр. 1-2.
  7. ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 2.
  8. ^ NACA 1926, стр. 2-3.
  9. ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 6.
  10. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-120» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  11. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-120 «Джабиру» » . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  12. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-3бис» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  13. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-3x «Джабиру» » . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  14. ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-121 «Джабиру», гражданский транспортный самолет для авиакомпании «Авиафранс» . aviafrance.com (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 21 февраля 2018 г.
  15. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-122» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  16. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-123» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  17. ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-124» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
  18. ^ Грей, CG, изд. (1928). Джейн «Все самолеты мира», 1928 год . Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 100с.
  19. ^ "TOM BIHN - Дорожные сумки - Сумки для ноутбуков - Рюкзаки - Сумки" .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b9ba579065817c2c51b4729583117ff__1712918640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/ff/3b9ba579065817c2c51b4729583117ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Farman F.120 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)