Фарман Ф.120
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Ф.120 (Ф.4Х), 121 (Ф.3Х), 122, 123 Джабиру | |
---|---|
![]() | |
Фарман Ф.121 | |
Роль | авиалайнер, бомбардировщик |
Производитель | Фарманский авиационный завод |
Первый полет | 1923 |
Введение | 1923 |
Основные пользователи | Франция Дания |
Farman F.120 — семейство многомоторных самолетов- монопланов, разработанных и производимых французским авиастроительным заводом Farman Aviation Works . Он эксплуатировался в самых разных целях, в том числе в качестве коммерческого авиалайнера и военного бомбардировщика .
F.120, получивший прозвище Джабиру в честь латиноамериканского аиста , представлял собой моноплан с фиксированным шасси и двумя, тремя или четырьмя двигателями, в зависимости от варианта. Он отличался необычайно широкой хордой, основным крылом с малым удлинением и относительно глубоким фюзеляжем. В трехмоторном варианте двигатель располагался высоко по средней линии, что придавало самолету необычный внешний вид.
Разработка
[ редактировать ]
В начале 1920-х годов Аэроклуб Франции установил многочисленные правила и положения для конкурса коммерческих самолетов 1923 года. [ 1 ] Вскоре после их выпуска Фарман приступил к проектированию нового коммерческого самолета, который, насколько это возможно, полностью соответствовал бы этим правилам; они были сочтены важными для рыночной привлекательности будущего самолета, поскольку различные аэронавигационные компании формально или иным образом приняли эти правила в качестве требований для своих собственных нужд. Кроме того, команда разработчиков компании преследовала и другие цели, в том числе высокий уровень надежности, хороший уровень комфорта на борту, благоприятные летные характеристики, а также максимальную экономическую эффективность. [ 1 ]
F.121 V8 мощностью или F.3X был первой летающей версией с четырьмя Hispano-Suiza 8Ac двигателями 180 л.с., установленными тандемными двухтактными парами на коротких крыльях, однако такое расположение вызывало проблемы с охлаждением задних двигателей и крыла. Вскоре последовала версия F.120 / F.4X , оснащенная тремя радиальными двигателями Salmson Az.9 мощностью 300 л.с. Разработка продолжалась, и одиночный F.122 , модифицированный из F.4X, был оснащен парой Lorraine 12Db двигателей мощностью 400 л.с. Также были построены две военные версии: F.123 с двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hb V12 мощностью 450 л.с. или F.124 с двумя Gnome et Rhône 9Ad Jupiter радиальными двигателями мощностью 420 л.с.
Дизайн
[ редактировать ]Farman F.120 представлял собой многомоторный многоцелевой самолет-моноплан. Он был относительно хорошо оборудован для того времени и мог регулярно выполнять ночные полеты с помощью такого оборудования, как прожекторы , посадочные ракеты , позиционные огни и общее освещение. [ 2 ] Присутствовали различные удобства для пассажиров, в том числе индивидуальные электрические обогреватели и относительно большие стеклянные окна, через которые пассажиры могли видеть пейзаж внизу. Электричество, необходимое для работы радиостанции, освещения и отопления, подавалось от ветряных генераторов с использованием компактных пропеллеров, которые можно было втягивать внутрь фюзеляжа, когда они не используются. [ 2 ] По сравнению с большинством самолетов того времени самолет обладал большей маневренностью, относительно высокой устойчивостью, простотой в управлении и относительно простой посадкой. [ 3 ]
В зависимости от варианта самолета можно было установить до четырех двигателей. [ 2 ] Никаких существенных конструктивных изменений не потребовалось для самолетов, оснащенных разным количеством двигателей, таких как трехмоторный и двухмоторный варианты. Доступ к двигателю в полете обеспечивался через специальные двери, что позволяло экипажу производить осмотр и даже мелкий ремонт. [ 2 ] Четырехмоторная модель самолета имела достаточную мощность, чтобы она могла стабильно набирать высоту даже с одним выключенным двигателем; даже двухмоторная модель могла поддерживать стабильный полет только на одном работающем двигателе. Основные топливные баки располагались внутри крыла, относительно далеко от двигателей; могло быть установлено до двух вспомогательных топливных баков в мотогондолах , которые работали независимо от основных баков. [ 4 ] Самолет обладал относительно высокой для того времени топливной экономичностью. [ 5 ]
F.120 был оснащен относительно толстым крылом с размахом 19 м (62,34 фута) и хордой 6 м (19,68 фута) в центре. [ 6 ] И толщина, и хорда крыла уменьшаются к законцовкам . Несущий каркас крыла был полностью закрытым. [ 6 ] Лонжероны балки и стойки образовывали V-образные по обе стороны фюзеляжа. Шасси стальными состоит из двух основных колес, которые поддерживаются парой вертикальных V-образных элементов, соединенных наклонными трубами для соединения с основанием фюзеляжа. [ 7 ]
Фюзеляж внутри был разделен на различные секции; В передней части располагалось багажное отделение, а за ним и прямо перед крылом - кабина пилота. В этой кабине было два места для экипажа, обычно состоящего из одного пилота и помощника. Центр фюзеляжа занимал пассажирский салон, имевший достаточно места для размещения до 12 пассажиров на удобных сиденьях даже при наличии центрального шкворня. [ 7 ] В задней части фюзеляжа располагалась штурманская комната, довольно просторная и оснащенная современными на тот момент приборами, включая измеритель дрейфа , компас , радиоприемник , рабочий стол и держатель для карт; Рядом с этой комнатой находился туалет . [ 8 ] Основной доступ внутрь осуществлялся через единственную раздвижную дверь, а по всему самолету было предусмотрено несколько выходов для облегчения аварийного выхода. [ 2 ]
Благодаря полностью свободному основанию фюзеляжа было относительно легко преобразовать самолет в вооруженную военную конфигурацию, например, в бомбардировщик или самолет-торпедоносец . [ 9 ] Более того, его скорость и маневренность были достаточны для того, чтобы он мог реально участвовать в воздушном бою, несмотря на то, что имел на борту относительно тяжелые бомбовые нагрузки. Наличие нескольких независимых двигателей и его надежность означали, что самолет можно было реально использовать над морем. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Несмотря на то, что его чаще всего можно увидеть в списках самых уродливых самолетов, [ нужна ссылка ] После своего первого полета в 1923 году F.120 выиграл конкурс французских авиалайнеров, Grand Prix des Avions de Transports 1923 года и получил первый приз в размере 500 000 франков, прежде чем начал эксплуатироваться несколькими европейскими авиакомпаниями. [ нужна ссылка ]
F.120 был способен перевозить до девяти пассажиров и служил на маршруте авиакомпании Farman Париж - Брюссель - Амстердам , а также на рейсах Danish Air Lines между Копенгагеном и Амстердамом. Они служили до конца 1920-х годов. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]


- Ф.120
- Одномоторный бомбардировщик-биплан с двигателем Lorraine 12Da мощностью 280 кВт (370 л.с.) . Первый полет состоялся в 1924 году, было построено всего два бомбардировщика F.120. [ 10 ]
- Ф.4Х
- Первоначальное обозначение F.120 Jabiru.
- F.120 Джабиру
- Четыре транспортных моноплана с тремя радиальными двигателями Salmson 9AZ с водяным охлаждением мощностью 220 кВт (300 л.с.). [ 11 ]
- F.3bis
- Двухмоторный транспортный самолет с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) , построен 1 экземпляр. [ 12 ]
- Ф.3Х
- Первоначальное обозначение прототипа F.121 Jabiru. [ 13 ]
- F.121 Джабиру
- Девять транспортных самолетов с четырьмя двигателями Hispano-Suiza 8Ac мощностью 130 кВт (180 л.с.) , один также модифицирован на базе F.120 Jabiru. [ 14 ]
- Ф.122
- Одноместный транспортный самолет с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [ 15 ]
- Ф.123
- Одноместный трехместный бомбардировщик с двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hb мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [ 16 ]
- Ф.124
- Одноместный трехместный бомбардировщик с двумя двигателями Gnome et Rhône 9Ad Jupiter мощностью 310 кВт (420 л.с.) . [ 17 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Ф.121)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft за 1928 год . [ 18 ] Авиафранс: Фарман F-121 [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 12-19 человек
- Длина: 13,92 м (45 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 19 м (62 фута 4 дюйма)
- Высота: 4,48 м (14 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 81 м 2 (870 кв. футов)
- Вес пустого: 3404 кг (7505 фунтов)
- Полная масса: 5220 кг (11508 фунтов)
- Запас топлива: 1000 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов)
- Силовая установка: 4 поршневых двигателя Hispano-Suiza 8Ac V-8 с водяным охлаждением мощностью 130 кВт (180 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 209 км/ч (130 миль в час, 113 узлов) на уровне моря.
- 201 км / ч (125 миль в час; 109 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
- 192 км / ч (119 миль в час; 104 узла) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Крейсерская скорость: 175 км/ч (109 миль в час, 94 узла)
- Дальность: 750 км (470 миль, 400 миль)
- Практический потолок: 4250 м (13940 футов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за шесть минут 16 секунд.
- 2000 м (6600 футов) за 14 минут 14 секунд
- 3000 м (9800 футов) за 26 минут и 11 секунд.
- 4000 м (13 000 футов) за 37 минут 22 секунды
- Нагрузка на крыло: 61,8 кг/м 2 (12,7 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,1075 кВт/кг (0,0654 л.с./фунт)
Популярная культура
[ редактировать ]Американский производитель багажа Tom Bihn уже давно использует Farman F.121 Jabiru в своем логотипе. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и НАКА 1926, с. 3.
- ^ NACA 1926, с. 4.
- ^ NACA 1926, стр. 3-4.
- ^ NACA 1926, стр. 4-5.
- ^ Jump up to: а б NACA 1926, стр. 1-2.
- ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 2.
- ^ NACA 1926, стр. 2-3.
- ^ Jump up to: а б НАКА 1926, с. 6.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-120» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-120 «Джабиру» » . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-3бис» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-3x «Джабиру» » . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман F-121 «Джабиру», гражданский транспортный самолет для авиакомпании «Авиафранс» . aviafrance.com (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-122» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-123» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пармантье, Бруно (1 января 1997 г.). «Фарман Ф-124» . Авиафранс (на французском языке). Париж . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Грей, CG, изд. (1928). Джейн «Все самолеты мира», 1928 год . Лондон, Великобритания: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 100с.
- ^ "TOM BIHN - Дорожные сумки - Сумки для ноутбуков - Рюкзаки - Сумки" .
Библиография
[ редактировать ]- Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж, Франция: Издания Ларивьер. OCLC 37146471 .
- «Коммерческий самолет Фармана «Джабиру». Национальный консультативный комитет по аэронавтике , 1 сентября 1926 года. NACA-AC-15, 93R18358.
Внешние ссылки
[ редактировать ]