Фарман F.60 Голиаф
F.60 Голиаф | |
---|---|
Farman F-68BN4 Голиаф ВВС Польши | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Фарманский авиационный завод |
Первый полет | Январь 1919 г. |
Введение | февраль 1919 г. |
Ушедший на пенсию | около 1931 г. |
Количество построенных | Прибл. 60 |
Farman F.60 Goliath — французский авиалайнер и бомбардировщик, выпускавшийся авиационным заводом Фарман с 1919 года . Это сыграло важную роль в создании первых авиакомпаний и коммерческих маршрутов в Европе после Первой мировой войны .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально « Голиаф» проектировался в 1918 году как тяжелый бомбардировщик, способный нести 1000 кг (2200 фунтов) бомб с дальностью полета 1500 км (930 миль). Это был трехсекционный биплан с фиксированным шасси и деревянной конструкцией с тканевой обшивкой, оснащенный двумя Salmson 9Z двигателями . Он имел простую и прочную, но легкую конструкцию. Крылья имели прямоугольную форму постоянного профиля с аэродинамически сбалансированными элеронами, установленными как на верхнем, так и на нижнем крыле.
Он проходил первоначальные испытания, когда Первая мировая война подошла к концу, и Фарман понял, что заказов на его конструкцию не будет. Тем не менее он быстро понял, что большой коробчатый фюзеляж «Голиафа» можно легко модифицировать, чтобы превратить самолет в авиалайнер. Коммерческая авиация начала развиваться и нуждалась в специализированных самолетах. Благодаря новой компоновке пассажирского салона «Голиаф» мог перевозить до 12 или 14 пассажиров. В нем были большие окна, чтобы пассажиры могли видеть окрестности. По желанию заказчика двигатели Salmson могли быть заменены на другие типы (Renault, Lorraine). Было построено около 60 F.60 Goliaths. В период с 1927 по 1929 год в Чехословакии по лицензии было построено восемь «Голиафов» с различными двигателями, четыре — фирмой «Авиа» и четыре — фирмой «Летов» .
Операционная история
[ редактировать ]Фарман поспешил ввести «Голиафа» в эксплуатацию и совершил несколько рекламных полетов. 8 февраля 1919 года «Голиаф» перевез 12 пассажиров из Туссю-ле-Нобль в британские ВВС Кенли , недалеко от Кройдона . Поскольку в тот день невоенные полеты были запрещены, Люсьен Боссутро и его пассажиры были бывшими военными пилотами, которые носили униформу и выполняли боевые приказы в зависимости от обстоятельств. Полет прошел хорошо, продлился 2 часа 30 минут. Пилот и пассажиры были хорошо приняты в Англии. Обратный рейс состоялся на следующий день и занял 2 часа 10 минут.
Другие полеты были совершены для популяризации Голиафа. 3 апреля 1919 года 14 пассажиров были доставлены на высоту 6200 м (20 341 фут). Позже, 11 августа 1919 года, самолет F.60 доставил восемь пассажиров и тонну припасов из Парижа через Касабланку и Могадор в Куфу, в 180 км (110 миль) к северу от Сен-Луи, Сенегал , пролетев более 4500 км (2800 миль). ). [1]
Авиакомпании, быстро развивающиеся по всей Европе, поспешили приобрести F.60. В 1920 году компания Compagnie des Grands Express Aériens (CGEA) начала выполнять регулярные рейсы между Ле-Бурже и Кройдоном. Вскоре этому примеру последовала компания Compagnie des Messageries Aériennes (CMA). Société Générale de Transports Aériens (SGTA) открыло в июле 1920 года маршрут Париж — Брюссель , которым управлял «Голиаф». В мае 1921 года этот маршрут был продлен до Амстердама. Бельгийская авиакомпания Société Nationale pour l'Etude des Transports Aériens (SNETA) также открыла маршрут Брюссель — Лондон в апреле 1921 года.
Варианты
[ редактировать ]- ФФ.60
- Обозначение первых трех прототипов.
- Ф.60
- Версия для гражданского пассажирского транспорта, оснащенная двумя радиально-поршневыми двигателями Salmson CM.9 мощностью 190 кВт (260 л.с.) , построено шестьдесят.
- Ф.60бис
- Такое обозначение получила транспортная версия, оснащенная двумя двигателями Salmson 9Az мощностью 220 кВт (300 л.с.) .
- Ф.60 Бн.2
- Трехместный ночной бомбардировщик произошел от F.60 Goliath. Он был оснащен двумя двигателями Salmson 9Zm мощностью 190 кВт (260 л.с.) , 210 из них были поставлены французской морской и армейской авиации. [2]
- Ф.60 Торп
- Гидросамолет-торпедоносец с двумя радиально-поршневыми двигателями Gnome-Rhône 9A Jupiter .
- Ф.60М
- Версия с тупым носом 1924 года, оснащенная двумя двигателями Renault 12Fcy мощностью 230 кВт (310 л.с.) .
- Ф.61
- Два самолета оснащены двумя двигателями Renault 12Fe мощностью 220 кВт (300 л.с.) .
- Ф.62
- Рекордный самолет, созданный на базе F.60, оснащенный одним двигателем Farman 12We мощностью 370 кВт (500 л.с.) . Первый полет состоялся 7 августа 1925 года. F.62, пилотируемый Ландри и Друэном, побил мировой рекорд на 4400 км (2700 миль; 2400 морских миль) по замкнутому контуру за 45 часов 11 минут 59 секунд. [3]
- Ф.62 БН.4
- Экспортная версия для Советского Союза , оснащенная двумя двигателями Lorraine-Dietrich V-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.).
- Ф.62 БН.5
- 5-местный ночной бомбардировщик с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [4]
- Ф.63 БН.4
- Аналогичен экспортной версии F.62 BN.4, оснащенной двумя радиально-поршневыми двигателями Gnome-Rhône 9A Jupiter мощностью 340 кВт (450 л.с.) , 42 из которых построены для французской военной авиации .
- Ф.63бис
- Одноместный авиалайнер, оснащенный двумя двигателями Armstrong Siddeley Jaguar IIIA мощностью 272 кВт (365 л.с.) . Еще десять были построены с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [5]
- Ф.63 тер
- Три авиалайнера с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [5]
- Ф.65
- Шестьдесят гидросамолетов-торпедоносцев, построенных для военно-морской авиации , оснащенных сменными поплавками или шасси и оснащенных двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [6]
- Ф.66
- Два торпедоносца, построенные для военно-морской авиации , с двумя двигателями Salmson CM.9 мощностью 190 кВт (260 л.с.) . [6]
- Ф.66 БН.3
- Был построен один самолет Gnome-Rhône 9A Jupiter , предназначенный для экспорта в Румынию .
- Ф.68 БН.4
- Тридцать два бомбардировщика с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Ab Jupiter мощностью 310 кВт (420 л.с.) экспортированы в Польшу . [7]
- F.140 Супер Голиаф
- Прототип сверхтяжелого бомбардировщика, оснащенный четырьмя двигателями Farman 12We W-12 мощностью 370 кВт (500 л.с.), расположенными в тандемных парах.
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- Бельгийская компания с ограниченной ответственностью по использованию аэронавигации (SABENA). [8]
- Голубиное общество воздушного транспорта (SOCTA). [8]
- Национальный союз изучения воздушного транспорта (SNETA). [8]
- Воздушный союз . [8]
- Французская авиакомпания (CAF). [8]
- Compagnie des Grands Express Aériens (CGEA). [8]
- Авиапочтовая компания (CMA). [8]
- Предприятие аэрофотосъемки. [8]
- Farman Airlines (Société Générale des Transports Aériens, SGTA). [8]
- Государственные румынские авиалинии (LARES). [8]
Военные операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС (4 куплены в 1924 г.) [9]
- Aeronáutica Militar , использовавшийся при воздушных налетах на Марокко . [10]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 26 августа 1921 г.
- Farman F.60 Goliath O-BLAN из SNETA упал в Ла-Манш во время полета из аэропорта Брюссель-Эвер в аэропорт Кройдон , Суррей , Великобритания ; оба пилота так и не были найдены. [8] Самолет был восстановлен и переоборудован в F.61.
- 27 сентября 1921 г.
- Два самолета Farman F.60 Goliath, O-BLEU и O-BRUN, оба из SNETA, были уничтожены в результате пожара в ангаре в аэропорту Брюссель-Эвер. [8]
- 8 октября 1921 г.
- Фарман Голиаф компании Compagnie des Grands Express Aériens (CGEA) совершил вынужденную посадку в Сен-Инглеверте , Па-де-Кале, из-за проблем с винтом вскоре после того, как самолет пересек побережье Франции. Самолет выполнял международный регулярный пассажирский рейс из аэропорта Ле Бурже в Париже в Кройдон. Еще один самолет был отправлен из Парижа, чтобы доставить шестерых пассажиров в Кройдон. [11]
- 30 ноября 1921 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAD из CGEA был поврежден при вынужденной посадке в Смите , Кент . Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 11 февраля 1922 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAI из CGEA был поврежден при вынужденной посадке в Фарнборо , Кент. [12] [13] Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 7 апреля 1922 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAD авиакомпании CGEA столкнулся в воздухе с самолетом de Havilland DH.18A G-EAWO авиакомпании Daimler Airway над Тьелуа-Сен-Антуан , Уаза , Франция . Все семь человек, находившиеся на борту обоих самолетов, погибли.
- 1 сентября 1922 г.
- У самолета Farman F.60 Goliath, выполнявшего рейс из аэропорта Кройдон в Париж, был серьезно поврежден пропеллер после пролета под проливным дождем при пересечении Ла-Манша . Двигатель был заглушен, и была произведена предупредительная посадка в Сен-Инглверте, где за 15 минут заменили винт. Затем самолет вылетел в Ле-Бурже, где прибыл всего на 12 минут позже запланированного. [14]
- 15 марта 1923 г.
- Farman F.61 Goliath F-AEIE (бывший O-BLAN) из компании Compagnie des Messageries Aériennes (CMA) вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении в Кройдоне и столкнулся со зданием. Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 7 мая 1923 г.
- Farman F.60 Goliath F-AEGP Flandre авиакомпании Air Union был поврежден при вынужденной посадке в Лимпне , Кент. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 14 мая 1923 г.
- Farman F.60 Goliath F-AEBY авиакомпании Air Union разбился в Монсюре , Сомма , [15] после структурного разрушения крыла. Все шесть человек, находившиеся на борту, погибли. Самолет выполнял регулярный международный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон. [16]
- 15 июля 1923 г.
- Farman F.60 Goliath F-AEEE компании Farman разбился недалеко от Валансьена , Франция. [12]
- 27 августа 1923 г.
- Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AECB авиакомпании Air Union разбился в Ист-Маллинге , Кент . Самолет выполнял международный регулярный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон. Из-за погодных условий в Лимпне была произведена предупредительная посадка, после чего полет возобновился. Позже один двигатель вышел из строя, и самолет разбился из-за неправильного понимания инструкции нескольким пассажирам двигаться к задней части самолета, что повлияло на центр тяжести и заставило самолет войти в штопор.
- 3 декабря 1923 г.
- Farman F.60 Goliath F-AEIF, возможно, эксплуатируемый CMA, разбился в Литлстоуне , Кент. [12]
- 22 января 1924 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAO авиакомпании Air Union был уничтожен пожаром в результате аварии при приземлении в Кройдоне . [12]
- 6 августа 1924 г.
- Farman F.60 Goliath F-ADDT Languedoc компании Air Union выполнял регулярный международный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон, когда отказал левый двигатель. Вынужденная посадка была произведена в Голден-Грин , Кент . Один человек из числа пилота и пяти пассажиров на борту получил ранения. [17] Самолет был разобран для транспортировки. Позже он был отремонтирован и возвращен в строй. [18] [19]
- 8 февраля 1925 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union разбился при попытке приземлиться в Лимпне. Самолет выполнял грузовой рейс из Парижа в Кройдон, когда над Ла-Маншем у него отказал двигатель. [12] [20] Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 16 октября 1925 г.
- Самолет Farman F.60 Goliath F-HMFU Иль-де-Франс авиакомпании Air Union разбился в Уодхерсте , Восточный Суссекс . [12] Три пассажира погибли, двое получили ранения. [21] Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. Фюзеляж сохранился. [12]
- 14 ноября 1925 г.
- Farman F.60 Goliath F-FHMY Picardie из Air Union затонул в Ла-Манше в 12 километрах (7,5 миль) от Булони , Франция. Самолет был восстановлен и переоборудован в F.63bis и вернулся в строй в 1929 году. [12]
- 10 марта 1927 г.
- Фарман F.63bis Goliath F-AEGP Flandre из Air Union совершил вынужденную посадку недалеко от Тонбриджа , Кент, из-за отказа двигателя. [12]
- 5 мая 1927 г.
- Farman F.61 Goliath F-ADFN компании Société Générale des Transports Aériens погиб в Атлантическом океане во время рейса из Сен-Луи, Сенегал, в Пернамбуку , Бразилия . Оба экипажа погибли. [12]
- 24 ноября 1927 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union был серьезно поврежден при вынужденной посадке в поместье Ялдхэм, Ротэм , Кент. Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
- 6 марта 1928 г.
- Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AECU Normandie авиакомпании Air Union разбился в Хайте , Кент. Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. [12]
- 11 марта 1928 г.
- Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AEFC Provence of Air Union врезался в Ла-Манш в 9 милях (14 км) от Фолкстона во время выполнения международного регулярного пассажирского рейса из Парижа в Кройдон. Самолет приземлился в Сен-Инглеверте, чтобы дождаться улучшения погоды, прежде чем продолжить полет. [22] и пассажир (или пассажиры [23] ) решил продолжить путешествие на лодке. Самолет транслировал сигнал бедствия, прежде чем он упал в море, в результате чего погибли оба экипажа. [22] Тела погибших были подобраны Южной железной дороги паромом «Орлеанская девица» . [23]
- 23 мая 1928 г.
- Самолет Farman F.63bis Goliath F-AEIE компании Société Générale des Transports Aériens (SGTA) разбился при взлете из Кельна , Германия , и был уничтожен пожаром. Три человека погибли. [12]
- 19 мая 1929 г.
- Фарман F.60 Голиаф F-GEAI Vendee компании Air Union, [24] Рейс из Кройдона в Париж разбился в Кейлендс-Сайдингс недалеко от железнодорожной станции Пэддок-Вуд , он остановился в нескольких ярдах от сигнальной будки и был уничтожен пожаром, пилот и механик отделались легкими травмами. [25]
- 31 июля 1929 г.
- Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union, выполнявший рейс из Лондона в Париж с золотыми слитками, был поврежден при вынужденной посадке недалеко от Смардена в Кенте, кусты на берегу реки остановили самолет, вошедший в реку Бьюлт, хотя часть золота слитки, которые он вез, оказались в реке. Зрители нашли слиток и перевезли его на грузовике в Лимпн для дальнейшей перевозки в Париж. [12] [26] Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. [12]
- Октябрь 1929 г.
- Фарман F.63bis Goliath F-FARI компании Societe Generale de Transports Aeriens (SGEA) был уничтожен в результате аварии. [12]
- 10 февраля 1930 г.
- Фарман F.63bis Goliath F-FHMY Picardie из Air Union разбился на аэродроме Марден в Кенте из-за отказа хвостового оперения правого борта. Из шести человек, находившихся на борту, погибли два пассажира. [27]
- 2 мая 1930 г.
- Фарман F.63bis Goliath F-ADCA Lorraine из Air Union разбился в Пенсхерсте , Кент, после того, как столкнулся с сильным шквалом во время полета из Ле-Бурже, Париж, в Кройдон. [28]
- 23 апреля 1931 г.
- Farman F.63 Goliath F-ADDT Languedoc авиакомпании Air Union разбился на ферме Уайдхерст в Мардене после взлета из Мардена. Самолет перевозил почту. [29]
- 9 июля 1930 г.
- Farman F.60 F-ADFQ SGTA разбился недалеко от Алсмера вскоре после взлета из Амстердама . Вскоре после этого погиб один член экипажа, механик. Пилот и марконист отделались легкими травмами. Самолет был полностью потерян. [30]
Выжившие
[ редактировать ]Ни один планер целиком не сохранился. Передняя часть фюзеляжа F-HMFU выставлена в Музее воздуха и космического пространства , Ле Бурже , Франция. [31]
Технические характеристики (Ф.63 БН.4)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1928 г. [32]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Вместимость: 12 или 14 пассажиров (гражданский вариант)
- Длина: 14,77 м (48 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 26,5 м (86 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,9 м (16 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 160 м 2 (1700 кв. футов)
- Вес пустого: 2900 кг (6393 фунта)
- Полная масса: 5400 кг (11905 фунтов)
- Силовая установка: 2 Gnome et Rhône 9A Jupiter мощностью 340 кВт (450 л.с.) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла) на уровне моря.
- 168 км / ч (104 миль в час; 91 узел) на высоте 1000 м (3300 футов)
- 165 км / ч (103 миль в час; 89 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
- 160,5 км / ч (99,7 миль в час; 86,7 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты 59 секунд.
- 2000 м (6600 футов) за 11 минут 31 секунду
- 3000 м (9800 футов) за 19 минут 48 секунд
- 4000 м (13 000 футов) за 31 минуту 2 секунды
- Нагрузка на крыло: 34 кг/м 2 (7,0 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,1157 кВт/кг (0,0704 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета Льюиса на носовой и задней позициях стрелков.
- Бомбы: место для легких бомб внутри и более крупного вооружения, включая торпеды, под центральным фюзеляжем.
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Набег Голиафа» . L'Aérophile (на французском языке): 247. 1 августа 1919 г.
- ^ Пармантье, Бруно. «Фарман F-60 БН2 «Голиаф» » . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-62» . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-62 Бн5» . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно. «Фарман F-63бис» . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-65» . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-68» . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «История Голиафа». Самолет (октябрь 2015 г.). Стэмфорд: Key Publishing: 56–61. ISSN 0143-7240 .
- ^ Demin, A. (editor) (2012). Emblemby i znaki samolotow Rossiyskich VVS. 1912-2012 . Moscow, 2012. ISBN 978-5-903389-53-7 . стр.43 (на русском языке)
- ^ «Машина цивилизации: Фарман F.60 Голиаф» . aeropinakes.com . Архивировано из оригинала декабря. 9 Получено 28 апреля.
- ^ «Товары немецкого происхождения» . Рейс : 675. 13 октября 1921 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Уголок исследователей» (PDF) . Эйр-Британия . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Вынужденная посадка и повреждение «Голиафа» » . Рейс : 162. 16 марта 1922 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «ПРИВЕТ! ПРИВЕТ! Пожалуйста, запасной пропеллер» (на французском языке). Париж: Le Petit Journal. 2 сентября 1922 г. с. 3 . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Реестр гражданских самолетов – Франция, стр. 2» . Золотые годы авиации. Архивировано из оригинала 2 марта 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.
- ^ «Полёты Париж-Лондон во время шторма». Таймс . № 42242. Лондон. 28 октября 1919 г. с. 12, столбец Б.
- ^ «Когда Голиаф рухнул». Кент и Сассекс Курьер. 10 сентября 2010 г. с. 30.
- ^ Авиационные новости, декабрь 2005 г.
- ^ "Несчастный случай с пассажирским самолетом" . The Times , выпуск 43725, 8 августа 1925 г., с. 14, столбец Ф.
- ^ «Авиакатастрофа в Лимпне». Таймс . № 43881. Лондон. 9 февраля 1925 г. с. 9, столбец Б.
- ^ «Авиакатастрофы в тумане». Таймс . № 44095. Лондон. 17 октября 1925 г. с. 12, столбец Д.
- ^ Jump up to: а б «Потерпевший крушение французский авиалайнер. Дознание о жертвах». Времена . № 44840. Лондон. 13 марта 1928 г. с. 13, столбец Е.
- ^ Jump up to: а б «Крушение французского авиалайнера» . www.flightglobal.com : 182. 15 марта 1928 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ "Великобритания" . БААА/АКРО. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ «Французская машина сгорела». Таймс . № 45207. 20 мая 1929 г. стр. 12, графа Е.
- ^ "Несчастный случай с французским самолетом" . The Times , выпуск 45270, 1 августа 1929 г., с. 16, столбец в.
- ^ «История Мардена – Авиакатастрофа» . 2 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Хамфрис, Рой (2001). Кентская авиация: столетие полета . Страуд: Саттон. п. 77. ИСБН 0-7509-2790-9 .
- ^ Олдерсон, Кэтрин; Гослинг, Крис; Гослинг, Мари; Макаррагер, Стив; Симмонс, Тревор (2009). История авиации Мардена . Марден: Историческая группа Мардена. п. 11.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа 9 июля 1930 года с самолетом Farman F.63bis Goliath F-ADFQ — Алсмер» . Aviation-safety.net (на голландском языке) . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Пасье, Жан-Ноэль (4 марта 2011 г.). «Фарман Ф.60 Голиаф» . jn.passieux.free.fr (на французском языке) . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Грей, CG, изд. (1928). Джейн «Все самолеты мира», 1928 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. стр. 18д–19д.
Библиография
[ редактировать ]- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (декабрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 50–56. ISSN 1243-8650 .
- Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC 37146471 .
- Пассингем, Малькольм (февраль 1999 г.). «Бомбардировщики японской армии (1920–1935)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (71): 32–38. ISSN 1243-8650 .
- Уорнер, Эдвард П. (май 2008 г.). «Авиакомпании на испытательном стенде в 1921 году». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (462): 44–55. ISSN 0757-4169 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пеллетье, Ален (2004). Всемирная история авиалайнеров с 1908 года (на французском языке). Булонь-Бийанкур: ISBN ETAI 978-2-7268-9367-8 .
- Хиршауэр, Луи; Дольфус, Чарльз, ред. (1920). Год воздухоплавания: 1919-1920 . Париж: Дюнод. п. 53.
- Хиршауэр, Луи; Дольфус, Чарльз, ред. (1921). Год воздухоплавания: 1920-1921 . Париж: Дюнод. п. 67.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Фарман «Голиаф» Тип F-60 Аэробус» . Полет . XI (40 № 562): 1318–1320. 2 октября 1919 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- Фарман Голиаф
- Веб-страница Фармана Голиафа (на французском языке)
- Ле «Голиаф» Фарман (на французском языке) . Подробный рассказ энтузиаста об истории отдельных F.60.