Jump to content

Фарман F.60 Голиаф

F.60 Голиаф
Farman F-68BN4 Голиаф ВВС Польши
Роль Авиалайнер
Национальное происхождение Франция
Производитель Фарманский авиационный завод
Первый полет Январь 1919 г.
Введение февраль 1919 г.
Ушедший на пенсию около 1931 г.
Количество построенных Прибл. 60
Фарман Голиаф из CSA 1929 г.

Farman F.60 Goliath — французский авиалайнер и бомбардировщик, выпускавшийся авиационным заводом Фарман с 1919 года . Это сыграло важную роль в создании первых авиакомпаний и коммерческих маршрутов в Европе после Первой мировой войны .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Первоначально « Голиаф» проектировался в 1918 году как тяжелый бомбардировщик, способный нести 1000 кг (2200 фунтов) бомб с дальностью полета 1500 км (930 миль). Это был трехсекционный биплан с фиксированным шасси и деревянной конструкцией с тканевой обшивкой, оснащенный двумя Salmson 9Z двигателями . Он имел простую и прочную, но легкую конструкцию. Крылья имели прямоугольную форму постоянного профиля с аэродинамически сбалансированными элеронами, установленными как на верхнем, так и на нижнем крыле.

Он проходил первоначальные испытания, когда Первая мировая война подошла к концу, и Фарман понял, что заказов на его конструкцию не будет. Тем не менее он быстро понял, что большой коробчатый фюзеляж «Голиафа» можно легко модифицировать, чтобы превратить самолет в авиалайнер. Коммерческая авиация начала развиваться и нуждалась в специализированных самолетах. Благодаря новой компоновке пассажирского салона «Голиаф» мог перевозить до 12 или 14 пассажиров. В нем были большие окна, чтобы пассажиры могли видеть окрестности. По желанию заказчика двигатели Salmson могли быть заменены на другие типы (Renault, Lorraine). Было построено около 60 F.60 Goliaths. В период с 1927 по 1929 год в Чехословакии по лицензии было построено восемь «Голиафов» с различными двигателями, четыре — фирмой «Авиа» и четыре — фирмой «Летов» .

Операционная история

[ редактировать ]
Самолет «Фарман Голиаф»
Голиаф, Лондон – Париж с отказом двигателя, Ле Кротуа, 1921 г.

Фарман поспешил ввести «Голиафа» в эксплуатацию и совершил несколько рекламных полетов. 8 февраля 1919 года «Голиаф» перевез 12 пассажиров из Туссю-ле-Нобль в британские ВВС Кенли , недалеко от Кройдона . Поскольку в тот день невоенные полеты были запрещены, Люсьен Боссутро и его пассажиры были бывшими военными пилотами, которые носили униформу и выполняли боевые приказы в зависимости от обстоятельств. Полет прошел хорошо, продлился 2 часа 30 минут. Пилот и пассажиры были хорошо приняты в Англии. Обратный рейс состоялся на следующий день и занял 2 часа 10 минут.

Другие полеты были совершены для популяризации Голиафа. 3 апреля 1919 года 14 пассажиров были доставлены на высоту 6200 м (20 341 фут). Позже, 11 августа 1919 года, самолет F.60 доставил восемь пассажиров и тонну припасов из Парижа через Касабланку и Могадор в Куфу, в 180 км (110 миль) к северу от Сен-Луи, Сенегал , пролетев более 4500 км (2800 миль). ). [1]

Авиакомпании, быстро развивающиеся по всей Европе, поспешили приобрести F.60. В 1920 году компания Compagnie des Grands Express Aériens (CGEA) начала выполнять регулярные рейсы между Ле-Бурже и Кройдоном. Вскоре этому примеру последовала компания Compagnie des Messageries Aériennes (CMA). Société Générale de Transports Aériens (SGTA) открыло в июле 1920 года маршрут Париж Брюссель , которым управлял «Голиаф». В мае 1921 года этот маршрут был продлен до Амстердама. Бельгийская авиакомпания Société Nationale pour l'Etude des Transports Aériens (SNETA) также открыла маршрут Брюссель Лондон в апреле 1921 года.

Варианты

[ редактировать ]
ФФ.60
Обозначение первых трех прототипов.
Ф.60
Версия для гражданского пассажирского транспорта, оснащенная двумя радиально-поршневыми двигателями Salmson CM.9 мощностью 190 кВт (260 л.с.) , построено шестьдесят.
Ф.60бис
Такое обозначение получила транспортная версия, оснащенная двумя двигателями Salmson 9Az мощностью 220 кВт (300 л.с.) .
Ф.60 Бн.2
Трехместный ночной бомбардировщик произошел от F.60 Goliath. Он был оснащен двумя двигателями Salmson 9Zm мощностью 190 кВт (260 л.с.) , 210 из них были поставлены французской морской и армейской авиации. [2]
Ф.60 Торп
Гидросамолет-торпедоносец с двумя радиально-поршневыми двигателями Gnome-Rhône 9A Jupiter .
Ф.60М
Версия с тупым носом 1924 года, оснащенная двумя двигателями Renault 12Fcy мощностью 230 кВт (310 л.с.) .
Ф.61
Два самолета оснащены двумя двигателями Renault 12Fe мощностью 220 кВт (300 л.с.) .
Ф.62
Рекордный самолет, созданный на базе F.60, оснащенный одним двигателем Farman 12We мощностью 370 кВт (500 л.с.) . Первый полет состоялся 7 августа 1925 года. F.62, пилотируемый Ландри и Друэном, побил мировой рекорд на 4400 км (2700 миль; 2400 морских миль) по замкнутому контуру за 45 часов 11 минут 59 секунд. [3]
Ф.62 БН.4
Экспортная версия для Советского Союза , оснащенная двумя двигателями Lorraine-Dietrich V-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.).
Ф.62 БН.5
5-местный ночной бомбардировщик с двумя двигателями Lorraine 12Db мощностью 300 кВт (400 л.с.) . [4]
Ф.63 БН.4
Аналогичен экспортной версии F.62 BN.4, оснащенной двумя радиально-поршневыми двигателями Gnome-Rhône 9A Jupiter мощностью 340 кВт (450 л.с.) , 42 из которых построены для французской военной авиации .
Ф.63бис
Фотография Фармана F.63bis из журнала L'Air 15 декабря 1928 г.
Одноместный авиалайнер, оснащенный двумя двигателями Armstrong Siddeley Jaguar IIIA мощностью 272 кВт (365 л.с.) . Еще десять были построены с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [5]
Ф.63 тер
Три авиалайнера с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [5]
Ф.65
Фотография Farman F.65 Goliath из Ле-Эля, 21 апреля 1927 года.
Шестьдесят гидросамолетов-торпедоносцев, построенных для военно-морской авиации , оснащенных сменными поплавками или шасси и оснащенных двумя двигателями Gnome-Rhône 9Aa Jupiter мощностью 280 кВт (380 л.с.) . [6]
Ф.66
Два торпедоносца, построенные для военно-морской авиации , с двумя двигателями Salmson CM.9 мощностью 190 кВт (260 л.с.) . [6]
Ф.66 БН.3
Был построен один самолет Gnome-Rhône 9A Jupiter , предназначенный для экспорта в Румынию .
Ф.68 БН.4
Тридцать два бомбардировщика с двумя двигателями Gnome-Rhône 9Ab Jupiter мощностью 310 кВт (420 л.с.) экспортированы в Польшу . [7]
F.140 Супер Голиаф
Прототип сверхтяжелого бомбардировщика, оснащенный четырьмя двигателями Farman 12We W-12 мощностью 370 кВт (500 л.с.), расположенными в тандемных парах.

Операторы

[ редактировать ]

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Бельгия
 Колумбия
 Чехословакия
 Франция
 Румыния

Военные операторы

[ редактировать ]
 Бельгия
 Чехословакия
 Франция
 Италия
 Япония
 Перу
 Польша
 Советский Союз
 Испания

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
26 августа 1921 г.
Farman F.60 Goliath O-BLAN из SNETA упал в Ла-Манш во время полета из аэропорта Брюссель-Эвер в аэропорт Кройдон , Суррей , Великобритания ; оба пилота так и не были найдены. [8] Самолет был восстановлен и переоборудован в F.61.
27 сентября 1921 г.
Два самолета Farman F.60 Goliath, O-BLEU и O-BRUN, оба из SNETA, были уничтожены в результате пожара в ангаре в аэропорту Брюссель-Эвер. [8]
8 октября 1921 г.
Фарман Голиаф компании Compagnie des Grands Express Aériens (CGEA) совершил вынужденную посадку в Сен-Инглеверте , Па-де-Кале, из-за проблем с винтом вскоре после того, как самолет пересек побережье Франции. Самолет выполнял международный регулярный пассажирский рейс из аэропорта Ле Бурже в Париже в Кройдон. Еще один самолет был отправлен из Парижа, чтобы доставить шестерых пассажиров в Кройдон. [11]
30 ноября 1921 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAD из CGEA был поврежден при вынужденной посадке в Смите , Кент . Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
11 февраля 1922 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAI из CGEA был поврежден при вынужденной посадке в Фарнборо , Кент. [12] [13] Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
7 апреля 1922 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAD авиакомпании CGEA столкнулся в воздухе с самолетом de Havilland DH.18A G-EAWO авиакомпании Daimler Airway над Тьелуа-Сен-Антуан , Уаза , Франция . Все семь человек, находившиеся на борту обоих самолетов, погибли.
1 сентября 1922 г.
У самолета Farman F.60 Goliath, выполнявшего рейс из аэропорта Кройдон в Париж, был серьезно поврежден пропеллер после пролета под проливным дождем при пересечении Ла-Манша . Двигатель был заглушен, и была произведена предупредительная посадка в Сен-Инглверте, где за 15 минут заменили винт. Затем самолет вылетел в Ле-Бурже, где прибыл всего на 12 минут позже запланированного. [14]
15 марта 1923 г.
Farman F.61 Goliath F-AEIE (бывший O-BLAN) из компании Compagnie des Messageries Aériennes (CMA) вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении в Кройдоне и столкнулся со зданием. Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
7 мая 1923 г.
Farman F.60 Goliath F-AEGP Flandre авиакомпании Air Union был поврежден при вынужденной посадке в Лимпне , Кент. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
14 мая 1923 г.
Farman F.60 Goliath F-AEBY авиакомпании Air Union разбился в Монсюре , Сомма , [15] после структурного разрушения крыла. Все шесть человек, находившиеся на борту, погибли. Самолет выполнял регулярный международный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон. [16]
15 июля 1923 г.
Farman F.60 Goliath F-AEEE компании Farman разбился недалеко от Валансьена , Франция. [12]
27 августа 1923 г.
Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AECB авиакомпании Air Union разбился в Ист-Маллинге , Кент . Самолет выполнял международный регулярный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон. Из-за погодных условий в Лимпне была произведена предупредительная посадка, после чего полет возобновился. Позже один двигатель вышел из строя, и самолет разбился из-за неправильного понимания инструкции нескольким пассажирам двигаться к задней части самолета, что повлияло на центр тяжести и заставило самолет войти в штопор.
3 декабря 1923 г.
Farman F.60 Goliath F-AEIF, возможно, эксплуатируемый CMA, разбился в Литлстоуне , Кент. [12]
22 января 1924 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAO авиакомпании Air Union был уничтожен пожаром в результате аварии при приземлении в Кройдоне . [12]
6 августа 1924 г.
Farman F.60 Goliath F-ADDT Languedoc компании Air Union выполнял регулярный международный пассажирский рейс из Парижа в Кройдон, когда отказал левый двигатель. Вынужденная посадка была произведена в Голден-Грин , Кент . Один человек из числа пилота и пяти пассажиров на борту получил ранения. [17] Самолет был разобран для транспортировки. Позже он был отремонтирован и возвращен в строй. [18] [19]
8 февраля 1925 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union разбился при попытке приземлиться в Лимпне. Самолет выполнял грузовой рейс из Парижа в Кройдон, когда над Ла-Маншем у него отказал двигатель. [12] [20] Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
16 октября 1925 г.
Самолет Farman F.60 Goliath F-HMFU Иль-де-Франс авиакомпании Air Union разбился в Уодхерсте , Восточный Суссекс . [12] Три пассажира погибли, двое получили ранения. [21] Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. Фюзеляж сохранился. [12]
14 ноября 1925 г.
Farman F.60 Goliath F-FHMY Picardie из Air Union затонул в Ла-Манше в 12 километрах (7,5 миль) от Булони , Франция. Самолет был восстановлен и переоборудован в F.63bis и вернулся в строй в 1929 году. [12]
10 марта 1927 г.
Фарман F.63bis Goliath F-AEGP Flandre из Air Union совершил вынужденную посадку недалеко от Тонбриджа , Кент, из-за отказа двигателя. [12]
5 мая 1927 г.
Farman F.61 Goliath F-ADFN компании Société Générale des Transports Aériens погиб в Атлантическом океане во время рейса из Сен-Луи, Сенегал, в Пернамбуку , Бразилия . Оба экипажа погибли. [12]
24 ноября 1927 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union был серьезно поврежден при вынужденной посадке в поместье Ялдхэм, Ротэм , Кент. Позже самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [12]
6 марта 1928 г.
Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AECU Normandie авиакомпании Air Union разбился в Хайте , Кент. Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. [12]
11 марта 1928 г.
Farman F.60 Goliath (бывший F.61) F-AEFC Provence of Air Union врезался в Ла-Манш в 9 милях (14 км) от Фолкстона во время выполнения международного регулярного пассажирского рейса из Парижа в Кройдон. Самолет приземлился в Сен-Инглеверте, чтобы дождаться улучшения погоды, прежде чем продолжить полет. [22] и пассажир (или пассажиры [23] ) решил продолжить путешествие на лодке. Самолет транслировал сигнал бедствия, прежде чем он упал в море, в результате чего погибли оба экипажа. [22] Тела погибших были подобраны Южной железной дороги паромом «Орлеанская девица» . [23]
23 мая 1928 г.
Самолет Farman F.63bis Goliath F-AEIE компании Société Générale des Transports Aériens (SGTA) разбился при взлете из Кельна , Германия , и был уничтожен пожаром. Три человека погибли. [12]
19 мая 1929 г.
Фарман F.60 Голиаф F-GEAI Vendee компании Air Union, [24] Рейс из Кройдона в Париж разбился в Кейлендс-Сайдингс недалеко от железнодорожной станции Пэддок-Вуд , он остановился в нескольких ярдах от сигнальной будки и был уничтожен пожаром, пилот и механик отделались легкими травмами. [25]
31 июля 1929 г.
Farman F.60 Goliath F-GEAB Savoie авиакомпании Air Union, выполнявший рейс из Лондона в Париж с золотыми слитками, был поврежден при вынужденной посадке недалеко от Смардена в Кенте, кусты на берегу реки остановили самолет, вошедший в реку Бьюлт, хотя часть золота слитки, которые он вез, оказались в реке. Зрители нашли слиток и перевезли его на грузовике в Лимпн для дальнейшей перевозки в Париж. [12] [26] Самолет мог быть отремонтирован и возвращен в строй, поскольку его регистрация была отменена только 1 июня 1932 года. [12]
Октябрь 1929 г.
Фарман F.63bis Goliath F-FARI компании Societe Generale de Transports Aeriens (SGEA) был уничтожен в результате аварии. [12]
10 февраля 1930 г.
Фарман F.63bis Goliath F-FHMY Picardie из Air Union разбился на аэродроме Марден в Кенте из-за отказа хвостового оперения правого борта. Из шести человек, находившихся на борту, погибли два пассажира. [27]
2 мая 1930 г.
Фарман F.63bis Goliath F-ADCA Lorraine из Air Union разбился в Пенсхерсте , Кент, после того, как столкнулся с сильным шквалом во время полета из Ле-Бурже, Париж, в Кройдон. [28]
23 апреля 1931 г.
Farman F.63 Goliath F-ADDT Languedoc авиакомпании Air Union разбился на ферме Уайдхерст в Мардене после взлета из Мардена. Самолет перевозил почту. [29]
9 июля 1930 г.
Farman F.60 F-ADFQ SGTA разбился недалеко от Алсмера вскоре после взлета из Амстердама . Вскоре после этого погиб один член экипажа, механик. Пилот и марконист отделались легкими травмами. Самолет был полностью потерян. [30]

Выжившие

[ редактировать ]

Ни один планер целиком не сохранился. Передняя часть фюзеляжа F-HMFU выставлена ​​в Музее воздуха и космического пространства , Ле Бурже , Франция. [31]

Технические характеристики (Ф.63 БН.4)

[ редактировать ]
Три вида оригинального Farman F.60 Goliath из фильма "Полет" , 2 октября 1919 г.

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1928 г. [32]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4
  • Вместимость: 12 или 14 пассажиров (гражданский вариант)
  • Длина: 14,77 м (48 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 26,5 м (86 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4,9 м (16 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 160 м 2 (1700 кв. футов)
  • Вес пустого: 2900 кг (6393 фунта)
  • Полная масса: 5400 кг (11905 фунтов)
  • Силовая установка: 2 Gnome et Rhône 9A Jupiter мощностью 340 кВт (450 л.с.) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла) на уровне моря.
168 км / ч (104 миль в час; 91 узел) на высоте 1000 м (3300 футов)
165 км / ч (103 миль в час; 89 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
160,5 км / ч (99,7 миль в час; 86,7 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
  • Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
  • Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты 59 секунд.
2000 м (6600 футов) за 11 минут 31 секунду
3000 м (9800 футов) за 19 минут 48 секунд
4000 м (13 000 футов) за 31 минуту 2 секунды
  • Нагрузка на крыло: 34 кг/м 2 (7,0 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,1157 кВт/кг (0,0704 л.с./фунт)

Вооружение

  • Орудия: 2 пулемета Льюиса на носовой и задней позициях стрелков.
  • Бомбы: место для легких бомб внутри и более крупного вооружения, включая торпеды, под центральным фюзеляжем.

См. также

[ редактировать ]

Связанные списки

  1. ^ «Набег Голиафа» . L'Aérophile (на французском языке): 247. 1 августа 1919 г.
  2. ^ Пармантье, Бруно. «Фарман F-60 БН2 «Голиаф» » . Проверено 14 ноября 2013 г.
  3. ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-62» . Проверено 14 ноября 2013 г.
  4. ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-62 Бн5» . Проверено 14 ноября 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно. «Фарман F-63бис» . Проверено 14 ноября 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-65» . Проверено 14 ноября 2013 г.
  7. ^ Пармантье, Бруно. «Фарман Ф-68» . Проверено 14 ноября 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «История Голиафа». Самолет (октябрь 2015 г.). Стэмфорд: Key Publishing: 56–61. ISSN   0143-7240 .
  9. ^ Demin, A. (editor) (2012). Emblemby i znaki samolotow Rossiyskich VVS. 1912-2012 . Moscow, 2012. ISBN   978-5-903389-53-7 . стр.43 (на русском языке)
  10. ^ «Машина цивилизации: Фарман F.60 Голиаф» . aeropinakes.com . Архивировано из оригинала декабря. 9 Получено 28 апреля.
  11. ^ «Товары немецкого происхождения» . Рейс : 675. 13 октября 1921 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Уголок исследователей» (PDF) . Эйр-Британия . Проверено 21 февраля 2018 г.
  13. ^ «Вынужденная посадка и повреждение «Голиафа» » . Рейс : 162. 16 марта 1922 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
  14. ^ «ПРИВЕТ! ПРИВЕТ! Пожалуйста, запасной пропеллер» (на французском языке). Париж: Le Petit Journal. 2 сентября 1922 г. с. 3 . Проверено 21 февраля 2018 г.
  15. ^ «Реестр гражданских самолетов – Франция, стр. 2» . Золотые годы авиации. Архивировано из оригинала 2 марта 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.
  16. ^ «Полёты Париж-Лондон во время шторма». Таймс . № 42242. Лондон. 28 октября 1919 г. с. 12, столбец Б.
  17. ^ «Когда Голиаф рухнул». Кент и Сассекс Курьер. 10 сентября 2010 г. с. 30.
  18. ^ Авиационные новости, декабрь 2005 г.
  19. ^ "Несчастный случай с пассажирским самолетом" . The Times , выпуск 43725, 8 августа 1925 г., с. 14, столбец Ф.
  20. ^ «Авиакатастрофа в Лимпне». Таймс . № 43881. Лондон. 9 февраля 1925 г. с. 9, столбец Б.
  21. ^ «Авиакатастрофы в тумане». Таймс . № 44095. Лондон. 17 октября 1925 г. с. 12, столбец Д.
  22. ^ Jump up to: а б «Потерпевший крушение французский авиалайнер. Дознание о жертвах». Времена . № 44840. Лондон. 13 марта 1928 г. с. 13, столбец Е.
  23. ^ Jump up to: а б «Крушение французского авиалайнера» . www.flightglobal.com : 182. 15 марта 1928 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
  24. ^ "Великобритания" . БААА/АКРО. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
  25. ^ «Французская машина сгорела». Таймс . № 45207. 20 мая 1929 г. стр. 12, графа Е.
  26. ^ "Несчастный случай с французским самолетом" . The Times , выпуск 45270, 1 августа 1929 г., с. 16, столбец в.
  27. ^ «История Мардена – Авиакатастрофа» . 2 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
  28. ^ Хамфрис, Рой (2001). Кентская авиация: столетие полета . Страуд: Саттон. п. 77. ИСБН  0-7509-2790-9 .
  29. ^ Олдерсон, Кэтрин; Гослинг, Крис; Гослинг, Мари; Макаррагер, Стив; Симмонс, Тревор (2009). История авиации Мардена . Марден: Историческая группа Мардена. п. 11.
  30. ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа 9 июля 1930 года с самолетом Farman F.63bis Goliath F-ADFQ — Алсмер» . Aviation-safety.net (на голландском языке) . Проверено 21 февраля 2018 г.
  31. ^ Пасье, Жан-Ноэль (4 марта 2011 г.). «Фарман Ф.60 Голиаф» . jn.passieux.free.fr (на французском языке) . Проверено 21 февраля 2018 г.
  32. ^ Грей, CG, изд. (1928). Джейн «Все самолеты мира», 1928 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. стр. 18д–19д.

Библиография

[ редактировать ]
  • Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (декабрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 50–56. ISSN   1243-8650 .
  • Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC   37146471 .
  • Пассингем, Малькольм (февраль 1999 г.). «Бомбардировщики японской армии (1920–1935)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (71): 32–38. ISSN   1243-8650 .
  • Уорнер, Эдвард П. (май 2008 г.). «Авиакомпании на испытательном стенде в 1921 году». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (462): 44–55. ISSN   0757-4169 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bfa4f3b713a4e5c1ebce5ca240f509e__1720678200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/9e/1bfa4f3b713a4e5c1ebce5ca240f509e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Farman F.60 Goliath - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)