Фарман III
Фарман III | |
---|---|
Луи Полхан на своем «Фармане III» на стадионе Домингес Филд, Лос-Анджелес. | |
Роль | Биплан-толкач |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Фарман |
Дизайнер | Генри Фарман |
Первый полет | апрель 1909 г. |
Farman III , также известный как биплан Генри Фармана 1909 года , был ранним французским самолетом, спроектированным и построенным Генри Фарманом. [ 1 ] [ 2 ] в 1909 году. Его конструкция настолько широко имитировалась, что самолеты подобной компоновки обычно относили к типу «Фарман».
Фон
[ редактировать ]Первый самолет Генри Фармана был куплен у братьев Вуазен в 1907 году. Вскоре после своих первых полетов Фарман начал модифицировать и улучшать конструкцию самолета, который был известен как Фарман I или Вуазен-Фарман I. В 1908 году Фарман заново обтянул самолет прорезиненной тканью Continental и добавил боковые шторки, и он был переименован в Farman I-bis. [ 3 ] После пилотируемых Уилбуром Райтом демонстрационных полетов в Ле-Мане в августе 1908 года Фарман установил на самолет элероны.
Братья Вуазен построили еще один самолет, получивший название Farman II, включив в конструкцию усовершенствования по спецификации Фармана. Позже Вуазен продал этот самолет компании JTC Moore-Brabazon . [ 4 ] Впоследствии Брабазон экспортировал самолет в Англию, где он стал известен как « Перелетная птица» . Этот эпизод разозлил Фармана и заставил его в начале 1909 года разорвать сотрудничество с Вуазеном и начать строительство самолетов для себя.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Farman III, как и Voisin, представлял собой биплан- толкач равного размаха с одним передним рулем высоты и бипланным хвостовым оперением, установленным на стрелах. В конструкции Фармана была исключена крытая гондола для пилота, который также нес руль высоты в Вуазене: вместо этого руль высоты был установлен на двух парах сходящихся стрел. Поперечное управление осуществлялось элеронами как на верхнем, так и на нижнем крыле. Ходовая часть также значительно отличалась: пара колес была заменена парой полозьев, каждая из которых несла пару колес, подрессоренных эластичным тросом и удерживаемых радиусными стержнями .
При первом полете в апреле 1909 года самолет имел вертикальные неподвижные поверхности, несущие на задней кромке сдвоенные рули направления и элероны с очень широкой хордой. Планер был изготовлен из дерева, в основном ясеня , с соединением элементов с помощью алюминиевых муфт. Поверхности крыла и хвостового оперения были покрыты единой тканевой поверхностью, нервюры и два лонжерона были заключены в карманы. К моменту появления самолета в Реймсе в августе неподвижные вертикальные поверхности были удалены, а элероны заменены на меньшие. Первоначальный двигатель представлял собой 4-цилиндровый рядный двигатель Vivinus с водяным охлаждением мощностью 50 л.с. (37 кВт). [ 2 ] Фарман заменил двигатель на новый и более надежный Gnome Omega роторный двигатель мощностью 50 л.с. (37 кВт), когда самолет находился на выставке Grande Semaine d'Aviation в Реймсе, и надежность нового двигателя способствовала его успеху там. Самолет был заявлен с двигателем Vivinus, и замена двигателя в последнюю минуту заставила некоторых из его конкурентов попытаться дисквалифицировать его. Серийные самолеты оснащались различными двигателями, в том числе Gnome и ENV . двигателем V-8 с водяным охлаждением [ 5 ] В 1910 году конструкция была модифицирована за счет добавления руля высоты на верхнюю поверхность хвостового оперения. [ 6 ]
Farman III оказал огромное влияние на европейское авиастроение, особенно в Англии. Чертежи и детали самолета были опубликованы в Англии изданием Flight . [ 7 ] и ему так широко копировали, что его компоновку стали называть «Типом Фармана». Среди этих самолетов - Bristol Boxkite , Short S.27 и биплан Howard Wright 1910 года . Самолет «Бристоль» был настолько похож на конструкцию Фармана, что он подумывал о судебном иске. [ 8 ]
Фарман был вознагражден коммерческим успехом, и многие экземпляры этого типа были проданы. Самолеты Farman III также производились в Германии на заводе Albatros Flugzeugwerke в Йоханнистале как Albatros F-2.
Варианты
[ редактировать ]- Тип гонки
Примеры гоночного варианта были построены в 1910 году. Он имел уменьшенный размах крыла: размах верхнего крыла 8,5 м (27 футов 11 дюймов) и хвостовое оперение моноплана. [ 5 ]
- Биплан Кубка Мишлен 1910 года
Созданный для попытки выиграть соревнования на Кубок Мишлен 1910 года на дальние дистанции, этот самолет имел ту же базовую конфигурацию, но отличался удлинением верхнего крыла на 2,5 м (8 футов 2 дюйма), что давало общую площадь крыла 70 м. 2 (750 кв. футов) и длинная гондола для защиты пилота от холода. Элероны были установлены только на верхнем крыле, а запасы топлива и масла были увеличены до 230 л и 80 л соответственно, чтобы обеспечить запас хода 12 часов. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Один из первых построенных экземпляров был куплен Роджером Соммером , который всего через два месяца после того, как научился летать, установил новый французский рекорд выносливости, пролетев 1 час 50 минут 1 августа 1909 года. [ 10 ] улучшение этого результата с полетом продолжительностью 2 часа 27 минут 15 секунд, сделанным неделей позже: это можно было бы квалифицировать как новый мировой рекорд, если бы он был официально зафиксирован. Позже Зоммер сам начал производить самолеты, его первая конструкция была заимствована из самолета Farman.
Результаты Зоммера были легко превзойдены Фарманом на Grande Semaine d'Aviation, проходившем в Реймсе позже в том же месяце, где он выиграл приз за дальность полета, пролетев 180 км (110 миль) чуть менее чем за 3 часа 5 минут в Реймсе 27 августа. Фарман также выиграл приз за перевозку пассажиров и занял второе место в соревнованиях по высоте. [ 11 ]
Два экземпляра приняли участие в авиационном собрании, состоявшемся в Блэкпуле в сентябре 1909 года, один пилотировал Фарман, а второй Луи Полхан , выиграв первый и третий призы за дальность полета, а также первый и второй призы в соревнованиях по скорости. [ 12 ] а в конце октября 1909 года Полан совершил первый показательный полет в Бруклендсе на своем «Фармане» под наблюдением 20-тысячной толпы. В начале 1910 года Полан отправился в Америку, чтобы принять участие в авиационном совещании в Лос-Анджелесе , взяв моноплан Blériot XI и самолет Farman. На «Фармане» он установил рекорд высоты 1258 м (4126 футов) 12 января. [ 13 ]
Фарман управлял этим типом и выиграл Международный кубок Мишлен , пролетев 232 км (144 мили) за 4 часа 17 минут 53 секунды в Мурмелоне 3 ноября. [ 14 ]
В апреле 1910 года Полан выиграл воздушную гонку из Лондона в Манчестер на «Фармане III», соревнуясь с Клодом Грэмом-Уайтом , также летавшим на «Фармане».
Этот тип широко использовался в качестве учебно-тренировочного самолета. К началу 1911 года Аэроклуб Франции выдал 354 лицензии пилота, из которых 81 была получена на самолете Farman III; это число превысило только 83 пилота, имеющих квалификацию пилотирования моноплана Блерио . [ 15 ]
В Бельгии 15 июля 1910 года «Фарман III» перевозил первого в истории авиации главу государства Фердинанда I Болгарии . [ 16 ]
Семь экземпляров использовались греческими военными во время Балканских войн для разведки. [ 17 ]
Отличия от биплана Мориса Фармана
[ редактировать ]Брат Генри Фармана, Морис Фарман , сконструировал свой собственный биплан в 1909 году. [ 18 ] который впервые совершил полет в феврале того же года. [ 19 ] Обе машины были созданы на базе биплана Voisin 1907 года и имели схожие конфигурации. пилота Самолет Генри отличался от самолета Мориса отсутствием гондолы и рядным двигателем Renault. [ 18 ] Морис и Генри начали тесно сотрудничать в 1912 году. [ 20 ]
Выжившие и реплики
[ редактировать ]Известно, что один оригинальный Farman III сохранился и выставлен в Музее авиации Токородзава (Токородзама, Япония). [ 21 ] Этот экземпляр совершил первый полет с двигателем в Японии, пилотируемый Ёситоси Токугавой 19 декабря 1911 года. Он летал до 1913 года, когда в результате аварии со смертельным исходом самолет был приземлен. Захваченный Соединенными Штатами во время Второй мировой войны , он был восстановлен и возвращен Японии в 1960 году. [ 22 ]
Точная копия греческого Farman III «Дедал» выставлена в Афинском военном музее (Афины, Греция), копия первого немецкого военного самолета Farman III выставлена в Военно-историческом музее Flugplatz Berlin-Gatow (Берлин, Германия), копия Farman III также выставлен в Национальном музее науки и технологий Леонардо да Винчи в Милане (Милан, Италия).
Летающая копия со слегка измененным профилем крыла была построена в 2011 году Стасисом Чепайтисом недалеко от Паневежиса, Литва. [ 23 ] Самолет был зарегистрирован как LY-BFJ. По состоянию на 2022 год в реестре воздушных судов Литвы указано, что летная годность самолета истекла в сентябре 2019 года. [ 24 ]
Технические характеристики (стандартный тип 1909 г.)
[ редактировать ]Данные из [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 1
- Длина: 12 м (39 футов 4,5 дюйма)
- Размах крыльев: 10 м (33 фута 9,75 дюйма)
- Высота: 3,5 м (11 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 40 м 2 (430,56 кв. футов)
- Полная масса: 550 кг (1213 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Gnome Omega 7-цилиндровый роторный двигатель мощностью 37 кВт (50 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 60 км/ч (37 миль в час, 32 узла)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Университет Монаша: Генри Фармана Истории Харгрейва - История и фотографии
- ^ Jump up to: а б биплана Генри Фармана «№ 3» Полет , 24 апреля 1909 г., с. 235.
- ^ Опдике 1999, с. 264.
- ^ Первые полеты "Брэба" , Полет , 28 мая 1964 г., с. 895.
- ^ Jump up to: а б «Х. Фарман» . l'Aérophile (на французском языке): 318. 15 июля 1910 г.
- ^ носового и кормового лифтов Полет , 19 марта 1910 г.
- ↑ Рисунок полета биплана Фармана , 26 октября 1909 г.
- ^ Barnes CH, Bristol Aircraft с 1910 года (1-е изд.) Лондон: Патнэм, 1964, стр.47
- ^ "Ле Биплан Х.Фарман Тип "Купе Мишлен 1910" " . l'Aérophile (на французском языке): 8–9. 1 января 1911 года.
- ^ «Соммер-рекордсмен» . Рейс : 475. 7 августа 1909 г.
- ^ «Таблица выступлений и т. д. на встрече в Реймсе» . Рейс : 536. 4 сентября 1909 г.
- ^ «Встреча летчиков в Блэкпуле» . Рейс : 686. 30 октября 1909 г.
- ^ «Полхан летает на высоте 4126 футов» . Рейс : 44. 15 января 1910 г.
- ^ «Великие испытания конца 1910 года» . l'Aérophile (на французском языке): 27. 15 января 1911 г.
- ^ «Алфавитный список летчиков-авиаторов» . L'Aérophile : 36. 15 января 1911 г.
- ^ https://timesmachine.nytimes.com/timesmachine/1910/07/16/102043617.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Авиация на войне» . Рейс : 89. 25 января 1913 г.
- ^ Jump up to: а б "Биплана Мориса Фармана" Полет , 13 февраля 1909 г., с. 78.
- ^ "Морис Фарман летает", рейс 6 февраля 1909 г., с. 92
- ^ Виллард, Генри (11 декабря 2002 г.). Контакт! История первых авиаторов . Курьерская корпорация. стр. 42–45. ISBN 978-0-486-42327-2 .
- ^ «Первый самолет с двигателем, когда-либо летавший в Японии, возвращается в Токородзаву в Сайтаме» . Джапан Таймс. Джапан Таймс. 2 августа 2019 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Виллар, Генри (1987). Контакт! История первых авиаторов . Смитсоновский институт. стр. 121–122. ISBN 0-486-42327-1 .
- ^ «Представлена копия самолета «Фарман III» » Литовский музей авиации» . www.lam.lt. Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Список гражданских самолетов, зарегистрированных в Литве (Реестр гражданских самолетов Литвы)
- ^ Орбис 1985, с. 1734 г.
Библиография
[ редактировать ]- Лирон, Жан (1984). Самолеты Фармана . Коллекция Докавиа. Полет. 21. Париж: Издания Ларивьер. OCLC 37146471 .
- Опдайк, Леонард Э. Французские самолеты перед Великой войной Атглен, Пенсильвания: Шиффер, 1999 г. ISBN 0-7643-0752-5
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна . Лондон: Студийные издания, 1989.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов . Orbis Publishing (частичная работа, 1982–1985 гг.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео испытаний реплики Farman III, https://www.youtube.com/watch?v=A5DYDto8h68.
- Использование Анри Фармана III в Греции