Сабена
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2009 г. ) |
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 23 мая 1923 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 7 ноября 2001 г. (операции переданы компании Delta Air Transport , которая позже стала SN Брюссельские авиалинии ) | ||||||
Хабы | Брюссельский аэропорт | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | квалификационный флаер | ||||||
Дочерние компании |
| ||||||
Штаб-квартира | Завентем , Бельгия | ||||||
Ключевые люди |
|
Societé anonyme belge d'Exploitation de la Navigation aérienne . ( фр « Бельгийская корпорация по эксплуатации воздушной навигации » ), более известная под аббревиатурой Sabena или SABENA , была национальной авиакомпанией Бельгии с 1923 по 2001 год, со своей База в аэропорту Брюсселя . После банкротства в 2001 году SN Брюссельские авиалинии были образованы путем поглощения бывшей дочерней компании Delta Air Transport и переняли часть активов Sabena в феврале 2002 года. В 2007 году SN Брюссельские авиалинии объединились с Virgin Express и образовали Брюссельские авиалинии . Штаб-квартира авиакомпании располагалась в доме Сабена на территории брюссельского аэропорта в Завентеме . [ 1 ]
История
[ редактировать ]1923–1939: Начало.
[ редактировать ]Sabena начала свою деятельность 23 мая 1923 года в качестве национального перевозчика Бельгии. [ 2 ] Авиакомпания была создана правительством Бельгии с помощью семьи Девриендт после того, как ее предшественница SNETA ( Национальный синдикат для изучения воздушного транспорта), созданный в 1919 году для пионера коммерческой авиации в Бельгии, прекратила свое существование. операции. Sabena выполнила свой первый коммерческий рейс из Харена в Брюссель в Лондон (Англия) 1 июля 1923 года через Остенде . Рейсы в Роттердам (Нидерланды) и Страсбург рейс из Страсбурга был продлен до Базеля (Франция) были открыты 1 апреля 1924 года . 10 июня 1924 года (Швейцария). 1 сентября 1924 года был добавлен Амстердам (Нидерланды), а за ним последовал Гамбург (Германия). 1 мая 1929 года через Антверпен , Дюссельдорф и Эссен .
Бельгийское Конго
[ редактировать ]
Когда была создана Sabena, авиакомпания частично финансировалась бельгийцами из Бельгийское Конго колонии лишились своего воздушного сообщения, экспериментальной пассажирско-грузовой компании ( LARA ) между Леопольдвилем , Лисалой и Стэнливиллем , которые годом ранее . Они ожидали, что новая бельгийская национальная авиакомпания восполнит этот пробел. 12 февраля 1925 года Сабена совершил дальний путь через Африку в Леопольдвиль , столицу Бельгийского Конго. На протяжении всей своей истории Sabena имела давнюю традицию обслуживания направлений в Африке, и долгое время это были единственные прибыльные маршруты, обслуживаемые авиакомпанией.
Сабена использовала наземные самолеты для своих операций в Конго, и в Конго была начата программа строительства аэродрома. Это было завершено в 1926 году, и Сабена немедленно начал полеты в пределах бельгийской колонии, основным маршрутом был Бома — Леопольдвиль — Элизабетвиль , маршрут протяженностью 2288 км (1422 мили) через густые джунгли . Сначала полеты выполнялись на самолетах De Havilland DH.50 , но их быстро заменили более крупные самолеты Handley Page W.8f , имевшие три двигателя и предлагающие десять мест.
К 1931 году парк Сабены, включая самолеты, используемые в сети Конго, насчитывал 43 самолета. Его основным типом был Fokker F.VII B с меньшим количеством меньших Fokker VIIA и 14 типами Handley-Page. Он также летал на британских самолетах Westland Wessex .
Сабена время от времени летала в тропическую Африку, бельгийскую колонию Конго, но в основном эти самолеты отправлялись оттуда. Прямого авиарейса между Бельгией и колонией еще не было. В течение 1930-х годов Сабена сотрудничала с Air France и Deutsche Luft Hansa , которые также имели интересы в маршрутах по направлениям по всей Африке.
Первый дальнемагистральный перелет Сабены в Конго состоялся 12 февраля 1935 года и занял пять с половиной дней, для чего Сабена использовала самолет Fokker F-VII/3m. В следующем году Сабена приобрела авиалайнер Savoia-Marchetti SM.73 . Благодаря скорости 300 км/ч (200 миль в час) время в пути сократилось до четырех дней, а рейс Сабена курсировал поочерёдно с сервисом Air Afrique . [ нужна ссылка ]

Расширение в Европе
[ редактировать ]В Европе Sabena открыла рейсы в Копенгаген и Мальмё в 1931 году, а рейс в Берлин был открыт в 1932 году. Основным довоенным авиалайнером, который Sabena использовала в Европе, был успешный авиалайнер Junkers Ju 52 /3m. Довоенные маршруты авиакомпании охватывали почти 6000 км внутри Европы. Хотя основной базой Сабены был брюссельский аэропорт Харен , компания также обслуживала рейсы из других бельгийских аэропортов и имела внутреннюю сеть, которая в основном использовалась бизнесменами, которые хотели провести выходные на своих прибрежных виллах.
В 1938 году авиакомпания приобрела новый Savoia-Marchetti SM.83 , развитие SM 73 со скоростью 435 км/ч (270 миль в час), хотя он выполнял рейсы с крейсерской скоростью около 400 км/ч (250 миль в час). миль в час).
1939–1946: военное время.
[ редактировать ]На момент начала Второй мировой войны в 1939 году парк Сабены насчитывал 18 самолетов. Его основным типом флота были авиалайнеры Savoia-Marchetti SM.73 (у них было 11 самолетов этого типа) и авиалайнеры Junkers Ju 52/3m (у них было пять). Сабена также только что получила два Douglas DC-3 .
Во время войны авиакомпания сохраняла маршруты в Бельгийское Конго, но все европейские рейсы были прекращены.
1946–1960: Трансатлантическая экспансия.
[ редактировать ]

После войны в 1946 году Сабена возобновила работу сети внутриевропейских регулярных рейсов. Первоначально парк состоял в основном из самолетов Douglas DC-3. Были тысячи излишков Douglas C-47 Skytrains (военный вариант DC-3), которые могли помочь авиакомпаниям возобновить работу после войны. Авиакомпания теперь выполняла рейсы под названием SABENA-Belgian World Airlines .
Сабена начала свой первый трансатлантический маршрут в Нью-Йорк 4 июня 1946 года, первоначально используя негерметичные авиалайнеры Douglas DC-4 , которые были дополнены, а затем заменены самолетами Douglas DC-6 B. DC-4 также возобновили традиционный маршрут авиакомпании в Бельгийское Конго. Sabena была первой авиакомпанией, которая ввела трансатлантические расписания с севера Англии, когда Брюссель- Манчестер - Нью-Йорк 28 октября 1953 года один из ее самолетов DC-6B открыл маршрут .
Convair 240 был представлен в 1949 году, чтобы частично заменить DC-3, которые до этого летали на большинстве европейских рейсов. С 1956 года улучшенные близнецы Convair 440 «Metropolitan» начали заменять близнецы Convair 240 и успешно использовались вплоть до 1960-х годов между европейскими региональными направлениями.
В 1957 году для дальнемагистральных маршрутов был представлен дальнемагистральный Douglas DC-7 C, но уже через три года этот самолет начал вытесняться эпохой реактивных самолетов . Он оставался в эксплуатации на трансатлантическом маршруте до 1962 года.
советских ВВС 3 июня 1954 года МиГ-15 Микояна-Гуревича ( по классификации НАТО , управляемый Сабеной, «Фагот») атаковал самолет Douglas DC-3 совершавший грузовой рейс из Соединенного Королевства в Югославию , убив радиста и ранив обоих. капитан и инженер. Второму пилоту Дугласу Уилсону удалось приземлиться в Австрии, но самолет получил серьезные повреждения. [ 3 ]
Для всемирной выставки 1958 года в Брюсселе Сабена арендовала два самолета Lockheed Super Constellations у Seaboard World Airlines , используя их в основном на трансатлантических маршрутах. В этот же период проводились эксперименты с вертолетным обслуживанием пассажиров с использованием самолетов Sikorsky S-58 из Брюсселя в Антверпен, Роттердам, Эйндховен и парижский вертодром в Исси-ле-Мулино .
1960–1990: эра реактивных самолетов
[ редактировать ]Год | Трафик |
---|---|
1950 | 235 |
1955 | 579 |
1960 | 1,264 |
1965 | 1,635 |
1971 | 2,720 |
1975 | 3,796 |
1980 | 4,853 |
1989 | 6,760 |
1995 | 8,620 |
2000 | 19,379 |







В 1960 году был представлен межконтинентальный самолет Боинг 707-320 для трансатлантических рейсов в Нью-Йорк. SABENA была первой авиакомпанией материковой Европы, которая пересекла Атлантику на реактивных самолетах ( BOAC выполняла трансатлантические рейсы на самолете de Havilland Comet 4 с 4 октября 1958 года). Один из самолетов Сабены стал первым Боингом 707, разбившимся во время коммерческой эксплуатации, когда рейс 548 разбился при подготовке к приземлению в аэропорту Брюсселя 15 февраля 1961 года. На борту самолета находилась сборная США по фигурному катанию, следовавшая из Нью-Йорка в Прагу. через Брюссель, чтобы принять участие в чемпионате по фигурному катанию.
Шесть реактивных лайнеров Caravelle были представлены на всех среднемагистральных маршрутах в Европе с февраля 1961 года и летали на большинстве маршрутов вместе с Convair 440 до начала 1970-х годов.
произошли серьезные потрясения В начале 1960-х годов в Сабене в Конго . Широкомасштабные беспорядки против бельгийских колонистов в месяцы, предшествовавшие и после обретения Демократической Республикой Конго независимости , заставили тысячи бельгийцев бежать из страны. Бельгийское правительство конфисковало весь дальнемагистральный флот Сабены, чтобы доставить беженцев обратно в Европу. Независимость также означала конец впечатляющей региональной сети маршрутов, которую авиакомпания создавала в Конго с 1924 года. Когда в июне 1961 года новая республика открыла собственную авиакомпанию Air Congo , Сабена владела 30 процентами акций этой авиакомпании.
Самолеты Douglas DC-6B оставались на вооружении Sabena в середине 1960-х годов, хотя больше не использовались на основных маршрутах авиакомпании. В течение этого десятилетия основными типами самолетов стали Boeing 707 и Caravelles. Боинги 727-100 были представлены на важных европейских маршрутах, а также на некоторых африканских маршрутах с 1967 года в уникальной цветовой гамме; маркировка плавников включала в себя голометаллический руль направления и белый цвет двигателя. В это время Fokker F27 поступили в эксплуатацию между региональными аэропортами Бельгии и европейскими пунктами назначения, такими как лондонский Хитроу .
Боинг 747-100 был представлен в 1971 году на трансатлантических маршрутах вместе с Боингами 707-320C. Сабена, как и многие другие трансатлантические авиакомпании, осталась довольна Боингами 707. Было признано, что по коммерческим причинам ей пришлось покупать гигантские реактивные самолеты для своих престижных рейсов, в частности, в Нью-Йорке JFK , а в середине семидесятых - в Чикаго О'Хара . Sabena приобрела только два авиалайнера первого поколения, один из которых назывался Tante Agathe (что означает «тетя Агата» на французском и голландском языках, национальных языках Бельгии), и продолжала летать на Боинге 707 до начала 1980-х годов, как последний Боинг 747-100. полет произошел в 1993 году.
В 1973 году Боинги 727 в европейской сети были заменены Боингами 737-200 . McDonnell Douglas DC-10-30 поступил на вооружение в 1974 году. Всего Sabena приобрела пять таких конвертируемых (пассажирских и/или грузовых) комбинированных широкофюзеляжных реактивных самолетов.
В 1984 году Airbus A310 были введены в эксплуатацию на маршрутах с высокой плотностью пассажиров. Этот тип самолета также представил модернизацию ливреи Sabena 1973 года, в которой использовался более светлый синий цвет, а надписи на фюзеляже были выполнены в более современном стиле.
В июне 1986 года к флоту присоединился первый из двух самолетов Боинг 747-300 , в конечном итоге заменивший старые Боинг 747-100.
В 1989 году Sabena пригласила бельгийского модельера Оливье Стрелли создать новую линейку униформы для своих бортпроводников.
1990–1995: Sabena World Airlines.
[ редактировать ]
В 1990-х годах было введено новое название — Sabena World Airlines , а также цвета. Новая окраска имела общий белый цвет и синий кружок с логотипом на хвосте на киле. Большой заголовок «Sabena» покрывал фюзеляж голубым цветом, а название «Belgian World Airlines» иногда было едва видно, хотя название также было написано на фюзеляже маленькими четкими буквами. В 1990-е годы произошло дальнейшее обновление типа парка: DC-10-30 были заменены двухмоторными Airbus A330 , а Boeing 747 — четырехмоторными Airbus A340 .

После либерализации авиационной отрасли по всей Европе и экономических последствий войны в Персидском заливе бельгийское правительство, основной акционер компании, осознало, что у Sabena мало шансов выжить самостоятельно на этом очень конкурентном рынке, и начало поиск подходящий партнер.
Сабена оставалась в плохом финансовом состоянии, и год за годом бельгийскому правительству приходилось покрывать убытки, однако оно не могло предоставить новые средства из-за правил государственной помощи ЕС. пару Боингов 747 Для помощи в бизнесе из-за финансовых проблем Сабена арендовала у Air France . Еще больше самолетов были сданы в аренду на более длительный срок, но им пришлось сохранить свои характерные французские регистрационные номера .

Примерно в 1987 году SAS попыталась объединиться с перевозчиком, но слияние было заблокировано властями Бельгии. В 1989 году British Airways и KLM приобрели доли в Sabena, которые позже были проданы обратно бельгийскому правительству. В 1993 году Air France приобрела крупный миноритарный пакет акций Sabena, который вскоре после этого продала. Наконец, в 1995 году Swissair приобрела 49 процентов акций Sabena и взяла на себя управление.
В 1993 году Sabena приняла свой третий и последний логотип, а ее головной офис находился в здании Air Terminus на улице Кардинал Мерсье в Брюсселе . [ 4 ]
В 1994 году Поль Русесабагина , менеджер принадлежащих Сабене отелей на бывшей бельгийской территории Руанды , укрыл более 1200 тутси и умеренных хуту в отеле Des Mille Collines в Кигали , спасая их от резни ополченцами Интерахамве во время геноцида в Руанде. (это показано в фильме 2004 года «Отель Руанда» ). [ 5 ]
1995–2001: Swissair Control.
[ редактировать ]

Когда Swissair взяла на себя управление авиакомпанией, в ливреи самолетов было внесено несколько изменений, в том числе наклейка с надписью: « Летаем вместе с Swissair» . В марте и апреле 1998 года два McDonnell-Douglas MD-11 самолета , оба арендованные у CityBird такие дальнемагистральные направления, как Ньюарк , Монреаль и Сан-Паулу , присоединились к флоту, и были (вновь) введены в эксплуатацию . Также в том же году была поставлена последняя пассажирская версия MD-11 от компании Boeing, которая объединилась с McDonnell Douglas годом ранее .
В 1999 году парк самолетов был представлен в новых цветах, начиная с Airbus A340 . Одним из последних типов парка, который Sabena представила, сразу после A321 и A320, был A319 , который поступил в эксплуатацию в 2000 году. Эти новые самолеты были частью рекордного заказа на 34 самолета семейства Airbus A320 , наложенного Sabena, когда она находилась под управлением Swissair. [ 6 ]
2001: Банкротство
[ редактировать ]
После спада в сфере авиаперевозок и последствий для авиационной отрасли терактов 11 сентября 2001 года пострадали все авиакомпании, летавшие через Атлантику. Swissair пообещала инвестировать миллионы в Sabena, но не сделала этого, отчасти потому, что у авиакомпании самой были финансовые проблемы, поскольку за месяц до этого она подала заявку на защиту от банкротства. Sabena подала заявление о правовой защите от своих кредиторов 3 октября и была ликвидирована 6 ноября 2001 года. Фред Шаффарт , председатель совета директоров Sabena, в этот день зачитал заявление, объясняющее решение.
7 ноября 2001 г. стал последним днем работы Сабены. Рейс 690 (выполняемый самолетом Airbus A340-311, зарегистрированным как OO-SCZ) из Абиджана , Кот-д'Ивуар, и Котону , Бенин, был последним рейсом Sabena, приземлившимся в Брюсселе. [ 7 ] На рейсе находились 266 пассажиров и одиннадцать членов экипажа.
Группе инвесторов удалось поглотить Delta Air Transport , одну из дочерних компаний Sabena, и преобразовать ее в SN Брюссельские авиалинии . В 2006 году эта авиакомпания объединилась с Virgin Express и образовала новую компанию Брюссельские авиалинии .
Парламент Бельгии сформировал комитет для расследования причин банкротства Sabena и участия в нем швейцарского перевозчика. В то же время администратор компании расследовал возможные юридические действия против Swissair и ее преемников в интересах Swiss International Air Lines и Lufthansa .
В 2006 году правительство Бельгии, бывший крупный акционер, возбудило уголовные обвинения против бывшего руководства Swissair. Бывшее руководство Swissair было осуждено судьями. [ 8 ]
16 января 2007 года бельгийско-фламандская программа новостей Terzake сообщила, что в 1990-е годы нескольким членам правления незаконно заплатили крупные суммы через филиал Sabena на Бермудских островах . Когда Пол Ройтлингер стал генеральным директором компании, он прекратил незаконные выплаты. Далее Терзаке заявил, что это может объяснить, почему члены совета директоров Бельгии хранили молчание, когда стало очевидно, что Swissair эксплуатирует Sabena и в конечном итоге довела компанию до банкротства.
Причин банкротства Sabena множество. Одной из прямых причин было то, что Swissair не выполнила свои договорные обязательства и не смогла влить в компанию необходимые средства. Это произошло потому, что в то время у Swissair были собственные финансовые проблемы. В рамках так называемого «Соглашения об отеле», подписанного 17 июля 2001 года, премьер-министр Бельгии Ги Верхофштадт встретился с руководителем Swissair Марио Корти , который согласился вложить в Sabena 258 миллионов евро, но эта сумма так и не была выплачена. Покупка 34 новых самолетов семейства Airbus A320 , наложенная на управление Swissair, стала бременем, с которым Sabena не смогла справиться. [ 6 ] [ 9 ]
После банкротства в Бельгии была создана парламентская комиссия для расследования гибели авиакомпании. Часть вины лежит на бельгийских политиках; Рик Даемс , который в то время был министром государственных предприятий и участия, телекоммуникаций и среднего класса, подвергся наибольшей критике из-за отсутствия усилий. Сама Swissair обанкротилась в октябре 2001 года и была ликвидирована в марте 2002 года. [ 10 ] [ 11 ]
Направления
[ редактировать ]Расписание полетов Сабены, опубликованное в марте 2001 года, включало 33 города Европы, 17 городов Африки, 6 городов Северной Америки и 4 города Азии. [ 12 ] В дополнение к воздушным направлениям, Sabena также имела наземный трансфер между Валансьеном , Франция, и аэропортом Брюсселя . [ 13 ]
Флот
[ редактировать ]На момент банкротства в ноябре 2001 года парк Sabena состоял из следующих самолетов: [ 14 ]
Самолет | В услуга |
Заказы | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
С | И | Общий | ||||
Аэробус А319-100 | 15 | 10 | — | 131 | 131 | Под заказ, но так и не доставлен. |
Аэробус А320-200 | 6 | — | — | 156 | 156 | |
Аэробус А321-200 | 3 | — | — | 188 | 188 | |
Аэробус А330-200 | 6 | — | 54 | 187 | 241 | |
Аэробус А330-300 | 4 | — | 50 | 222 | 272 | |
Аэробус А340-200 | 2 | — | 54 | 198 | 252 | |
Аэробус А340-300 | 3 | 3 | 52 | 242 | 294 | Под заказ, но так и не доставлен. |
Боинг 737-300 | 6 | — | — | 126 | 126 | |
Боинг 747-200 | 6 | — | — | 111 | 111 | |
Макдоннелл Дуглас MD-11 | 2 | — | 48 | 249 | 297 | Арендовано у CityBird . Последняя пассажирская версия поставлена в 1998 году. |
Общий | 53 | 13 |
За время существования авиакомпании Sabena также эксплуатировала следующие самолеты: [ 14 ] [ 15 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 7 декабря 1934 г .: по крайней мере два самолета SABENA были уничтожены в результате пожара в ангаре аэропорта Харен в результате крушения военного биплана Фейри Фокс .
Рейсы в Европу или из Европы
[ редактировать ]- 11 сентября 1930 г .: самолет SABCA F7b / 3m (OO-AIN) потерял управление и разбился вскоре после взлета из аэропорта Кройдон в результате необъяснимого пожара в полете, в результате чего погибли оба пилота. [ 16 ]
- 10 декабря 1935 года : самолет Savoia-Marchetti S.73 ( зарегистрированный OO-AGN) разбился в Татсфилде , графство Суррей , Великобритания, погибло 11 человек.
- 4 января 1937 г .: Макс Веннер исчез из самолета Savoia Marchetti S.73 (регистрация OO-AGP) над Бельгией; Сам самолет был разобран и увезен немцами вскоре после вторжения в Бельгию в 1940 году . [ 17 ]
- 16 ноября 1937 г .: Юнкерс Ju 52/3m (зарегистрированный OO-AUB) разбился недалеко от Остенде , Бельгия, при приземлении, в результате чего погибли все 12 человек на борту.
- 10 октября 1938 г .: самолет Savoia-Marchetti S.73 (OO-AGT) разбился в воздухе над Зостом, Германия, по пути в Берлин из Дюссельдорфа, в результате чего погибли все 20 находившихся на борту самолетов. [ 18 ]
- 14 марта 1939 г .: Юнкерс Ju 52/3mge (OO-AUA) разбился в поле в Синт-Стивенс-Волуве из-за ошибки пилота, в результате чего погибли три члена экипажа. Самолет выполнял груз (почту) из Лондона в Брюссель. [ 19 ]
- 17 сентября 1946 года : самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-AUR) разбился при взлете из аэропорта Харен , в результате чего погиб один член экипажа. Остальные два члена экипажа и четыре пассажира на борту рейса, направлявшегося в аэропорт Кройдон, выжили. Самолет потерял скорость при взлете по неизвестным причинам. [ 20 ]

- 18 сентября 1946 года : 27 человек погибли в результате крушения самолета SABENA Douglas DC-4 (OO-CBG) в 35 км от Гандера, Ньюфаундленд , где самолет планировал приземлиться для дозаправки во время полета из Брюсселя в Нью-Йорк. В момент катастрофы возле аэропорта стоял густой туман, и пилот выполнил ошибочный заход на посадку на слишком малой высоте. В живых осталось 17 человек (16 пассажиров и один экипаж). [ 21 ]
- 2 марта 1948 г .: 19 пассажиров и три члена экипажа рейса из Брюсселя в Лондон погибли, когда самолет Douglas DC-3 с регистрационным номером OO-AWH разбился при подлете к лондонскому аэропорту Хитроу в условиях плохой видимости.
- 18 декабря 1949 года : самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-AUQ) разбился недалеко от Ольне-су-Буа , Франция, в результате чего погибли четыре пассажира и четыре члена экипажа на борту. Самолет только что вылетел из аэропорта Ле-Бурже и направлялся в Брюссель, когда у него отделилось крыло. [ 22 ]
- 14 октября 1953 года : самолет Convair CV-240 (зарегистрированный OO-AWQ) разбился недалеко от Кельстербаха , Западная Германия, в результате чего погибли 40 пассажиров и четыре члена экипажа на борту рейса Франкфурт -Брюссель. пропала мощность двигателя При взлете из аэропорта Франкфурта , из-за чего самолетом стало невозможно управлять. Авария остается самой смертоносной с участием Convair 240. [ 23 ]
- 19 декабря 1953 г .: один пассажир на борту рейса из Брюсселя в Цюрих погиб, когда самолет (CV-240, зарегистрированный OO-AWO) врезался в землю в 2,5 км от порога взлетно-посадочной полосы аэропорта Клотен . В условиях плохой видимости пилот спустился ниже глиссады . Остальные 39 пассажиров и три члена экипажа выжили. [ 24 ]
- 3 июня 1954 года . Самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-CBY) был атакован истребителем МиГ-15 Микояна-Гуревича недалеко от Марибора , Югославия. Самолет, выполнявший грузовой рейс из аэропорта Блэкбуш в Белград вынужденная посадка , остался в воздухе, а в аэропорту Граца была произведена , во время которой он вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате инцидента погиб один из четырех человек, находившихся на борту. [ 25 ]
- 13 февраля 1955 года . Пилоты рейса 503, следовавшего из Брюсселя в Рим, потеряли ориентацию при подлете к аэропорту Чампино , в результате чего самолет Douglas DC-6, зарегистрированный OO-SDB, врезался в склон Монте-Терминилло , в результате чего погибли 21 пассажир и восемь членов экипажа на борту. [ 26 ]
- 15 февраля 1961 г .: Крушение рейса 548 , в результате которого погибло 73 человека, стало самой страшной катастрофой в истории SABENA. Самолет Boeing 707 с регистрационным номером OO-SJB разбился в аэропорту Брюсселя в конце рейса из Нью-Йорка . [ 27 ] Среди погибших была вся американская делегация на чемпионате мира по фигурному катанию 1961 года , который должен был состояться в Праге ; После этого конкурс был отменен.
- 13 июля 1968 г . : рейс 712 Боинг 707 с грузовой конфигурацией (зарегистрированный OO-SJK) разбился при подлете к аэропорту Лагоса в Нигерии рейсом из Брюсселя, в результате чего погибли семь пассажиров. Было установлено, что самолет снизился слишком низко и врезался в деревья. [ 28 ]
- 9 мая 1970 года : самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-AUX) был поврежден и не подлежал ремонту в результате наземной катастрофы в аэропорту Амстердама Схипхол . Пилоты начали рулить самолет, хотя им не было разрешено это сделать, в результате чего правый винт столкнулся с препятствием на земле, а обломки разрушили авиалайнер, не подлежащий экономическому ремонту. Самолет был арендован у Delta Air Transport. [ 29 ]
- 8 мая 1972 г .: Рейс 571 из Вены в Тель-Авив со 101 человеком на борту (Боинг 707 с регистрационным номером OO-SJG) был захвачен четырьмя членами террористической организации « Черный сентябрь» с целью добиться освобождения 315 заключенных из израильских тюрем. В международном аэропорту Бен-Гурион двое угонщиков были застрелены израильским Сайерет Маткаль спецназом . Одна пассажирка позже скончалась от ран, полученных в перестрелке. [ 30 ]

- 15 февраля 1978 г .: Боинг 707 (зарегистрированный OO-SJE) пролетел мимо взлетно-посадочной полосы в аэропорту Лос-Родеос , в результате чего носовое шасси обрушилось, в конце чартерного праздничного рейса из Брюсселя со 189 пассажирами и семью членами экипажа на борту. Все пассажиры и экипаж были благополучно эвакуированы, но пролитое топливо загорелось, уничтожив самолет. [ 31 ]
- 4 апреля 1978 г .: Боинг 737-200 (зарегистрированный OO-SDH), выполнявший тренировочный полет, пострадал от столкновения с птицей во время тренировочной посадки в аэропорту Шарлеруа . Пилот-инструктор попытался снова поднять самолет в воздух, но потерпел неудачу из-за недостаточности оставшейся взлетно-посадочной полосы. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту. [ 32 ]
- 29 августа 1998 г .: рейс 542 из Нью-Йорка в Брюссель с 248 пассажирами и 11 членами экипажа на борту, самолет Airbus A340-200 (зарегистрированный OO-SCW), сломал правое шасси при приземлении в аэропорту Брюсселя. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. В ходе последовавшей эвакуации серьезных травм не было, самолет был отремонтирован. Причиной инцидента стала усталость металла главной передачи. [ 33 ]
- 13 октября 2000 г .: рейс 689, следовавший из Брюсселя в Абиджан, был захвачен гражданином Нигерии, который должен был быть депортирован. Airbus A330-200 со 146 другими пассажирами и 11 членами экипажа на борту был вынужден приземлиться в аэропорту Малаги в Испании, где преступник был задержан местной полицией. [ 34 ]
- 4 декабря 2000 г .: Рейс 877 из Брюсселя в Найроби , Кения, через Бужумбуру , Бурунди, был обстрелян из пулемета при подлете к Бужумбуре. Пули ранили пассажира и члена бортпроводника. Один двигатель также получил повреждения. Самолет Airbus A330-200 с регистрационным номером OO-SFR, на борту которого находились 170 пассажиров и членов экипажа, пострадал в результате нападения, в котором правительство возложило ответственность за повстанцев хуту, которые отрицали свою ответственность. Самолет благополучно приземлился, но полет не продолжил. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [ 35 ]
Полеты в бельгийских колониях
[ редактировать ]- 26 января 1937 г .: самолет SABCA S.73 (OO-AGR) разбился к югу от аэропорта Оран-эс-Сения в Алжире во время рейса туда и обратно из Бельгии в Бельгийское Конго, в результате чего погибли все 12 человек на борту. Во время обратного полета в Бельгию самолет приближался к Орану для остановки по пути. Свидетели заметили, что самолет летел на высоте 1000 м (3300 футов), когда он внезапно резко пикировал и разбился. Причина не установлена, но исключены плохая погода и проблемы с двигателем. После аварии было дано несколько рекомендаций: проверить центр тяжести и требования к багажу, чтобы обеспечить правильное распределение нагрузки, обеспечить наличие соответствующего персонала по техническому обслуживанию и осмотру в Конго и портах захода, пересмотреть максимальное количество часов пилотирования, чтобы избежать усталости. а также обеспечить использование автопилота, потребовать для пилотов ремней безопасности, обеспечить соблюдение всех мер безопасности при пересечении Средиземного моря и установить больше приборов в кабине. [ 36 ]
- 1 января 1943 года . Юнкерс Ju 52 (зарегистрированный OO-AUG) разбился в 80 милях от Банги во французской Экваториальной Африке . [ 37 ]
- 25 марта 1944 года Юнкерс Ju 52/3mge (OO-AGU) разбился в Костермансвилле (ныне Букаву ), Бельгийское Конго . [ 38 ]
- 3 апреля 1944 г .: Юнкерс Ju 52/3mge (OO-AUF) разбился неподалеку от Монгены. [ 39 ]
- 14 декабря 1945 года : самолет Lockheed Model 18 Lodestar (зарегистрированный OO-CAK) загорелся и впоследствии был уничтожен после вынужденной посадки недалеко от Куанде во время полета, начавшегося в Лагосе , Нигерия. [ 40 ]
- 7 января 1947 г .: самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-CBO) разбился недалеко от Костермансвилля. [ 41 ]
- 24 декабря 1947 года . У самолета Lockheed Lodestar (зарегистрированный OO-CAR) вскоре после взлета с аэродрома недалеко от Митвабы , тогдашнего Французского Конго, отказал двигатель, и впоследствии он разбился, в результате чего погибли пять пассажиров на борту. [ 42 ]
- 12 мая 1948 года : самолет Douglas DC-4 (зарегистрированный OO-CBE) разбился недалеко от Магазинини после того, как влетел в торнадо на малой высоте во время регулярного пассажирского рейса из Леопольдвиля (ныне Киншаса ) в Либенге , затем в Бельгийское Конго, в результате чего погибли 24 пассажира и семь человек. члены экипажа; выжил только один пассажир. [ 43 ]
- 31 августа 1948 г .: Еще 13 человек (десять пассажиров, три члена экипажа) погибли, когда их самолет Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-UBL) разбился недалеко от Кимбве по пути в Элизабетвилл (ныне Лубумбаши ) из Маноно . [ 44 ]
- 27 августа 1949 года : у самолета Douglas DC-3 ) произошла потеря мощности двигателя (зарегистрированный OO-CBK) вскоре после взлета из аэропорта Леопольдвиля в Элизабетвилл (ныне Лубумбаши , на борту находились 17 пассажиров и три члена экипажа. погибли три члена экипажа и двое из семнадцати пассажиров, находившихся авиакатастрофы . [ 45 ]
- 24 июля 1951 г .: правый двигатель грузового самолета Douglas DC-3 (зарегистрированный OO-CBA) вышел из строя при взлете с аэродрома Гао и разбился , в результате чего погибли три человека на борту. Двигатель вышел из строя из-за неисправности гидравлики; Гидравлическая жидкость брызнула на лобовое стекло, временно ослепив пилотов, которые затем потеряли контроль над самолетом. [ 46 ]
- 4 февраля 1952 г .: рейс 425 , самолет C-47A (зарегистрированный OO-CBA), разбился в лесу Дибата примерно в 20 км (12 милях) от Киквита по пути из Костермансвилля в Леопольдвиль после того, как лопасть оторвалась от правого винта. и прорезал фюзеляж, перерезав тросы управления, что привело к потере управления, в результате чего погибли все 16 человек на борту. Лопасть гребного винта сломалась из-за поломки вала, когда двигатель номер два внезапно остановился после того, как выступ поршня на цилиндре № 6 вышел из строя из-за усталости. [ 47 ]
- 18 мая 1958 г .: у самолета Douglas DC-7 (зарегистрированный OO-SFA) возникла проблема с крайним левым двигателем во время полета из Лиссабона в Леопольдвиль с 56 пассажирами и девятью членами экипажа. Пилоты готовились к вынужденной посадке в аэропорту Касабланка-Анфа , но незадолго до приземления была предпринята попытка ухода на второй круг , что привело к остановке самолета из-за меньшей мощности двигателя. Самолет врезался в здания и загорелся, от чего удалось спасти в живых только четырех пассажиров. [ 48 ]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шрайбер, Сильвия. « Организованное банкротство ». Зеркало . 26 ноября 2001 г. «Несколькими часами ранее произошло нечто еще более странное: полицейские из брюссельской «Следовой бригады 4» ворвались в частные квартиры четырех менеджеров и в здание компании Sabena House в аэропорту Завентем».
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 231. ИСБН 9780850451634 .
- ^ «Сеть авиационной безопасности» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ "Всемирный справочник авиакомпаний". Рейс Интернешнл . 24–30 марта 1993 г. 119 .
- ^ Лейси, Марк (28 февраля 2005 г.). «Руандийский отель все еще преследуется ужасом» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Jump up to: а б «Тайное прошлое Airbus» . Экономист . 12 июня 2003 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Осборн, Эндрю (7 ноября 2001 г.). «Бельгийская авиакомпания обанкротилась, потеряв 12 000 рабочих мест» . Хранитель . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Sabena наконец-то добилась справедливости - судьи посчитали, что гибель Sabena стала следствием несоблюдения договорных обязательств Swissair - отчет DBNet, январь 2011 г., доступ осуществлен 26 декабря 2011 г.» . Дхнет.бе. 28 января 2011 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ Гумбель, Питер (20 октября 2002 г.). «Последние дни Сабены» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Сабена объявляет о банкротстве» . Хранитель . 7 ноября 2001 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Сабена обанкротилась, когда приземлился последний рейс» . Ирландские Таймс . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Расписание полетов с 25 марта 2001 г. по 27 октября 2001 г.» . Сабена . Архивировано из оригинала 28 октября 2001 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Вы когда-нибудь летали на автобусе?» . Сабена . Архивировано из оригинала 9 сентября 1999 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Подробности и история флота Сабены» . Planespotters.net . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Флот Сабены» . aerobernie.bplaced.net . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Крушение самолета Sabca F7b/3m в Кройдоне: двое погибших» . Архив Бюро авиационных происшествий .
- ^ Марут, Алекс (17 октября 2020 г.). «Загадка Макса Веннера» [Загадка Макса Виктора Веннера] (PDF) . Taskforceliberty.be (на фламандском языке). Генк , Фландрия, Бельгия . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Описание происшествия для ОО-АГТ в Сети авиационной безопасности.
- ^ Описание происшествия для OO-AUA в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Авария 17 сентября 1946 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 17 сентября 1946 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Douglas DC-4-1009 OO-CBG Gander, NF» . Aviation-safety.net. 18 сентября 1946 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в декабре 1949 года» . Aviation-safety.net. 18 декабря 1949 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в октябре 1953 года» . Aviation-safety.net. 14 октября 1953 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в декабре 1953 года» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Военное происшествие 1954 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Катастрофа 1954 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 13 февраля 1955 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Рейс 548 в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 15 февраля 1961 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария 1968 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 13 июля 1968 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Инцидент 1970 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Угон 1970 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Инцидент в Сети авиационной безопасности в феврале 1978 года» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Инцидент в Сети авиационной безопасности в апреле 1978 года» . Aviation-safety.net . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Инцидент 1998 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 29 августа 1998 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Угон самолета в Сети авиационной безопасности в 2000 году» . Aviation-safety.net. 13 октября 2000 г. Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ Эйсмонт, Мария. «Огнестрельное оружие повредило самолет Sabena Jet в Бурунди, abc News» . Abcnews.go.com . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ Описание происшествия для OO-AGR в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Катастрофа 1943 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 1 января 1943 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Катастрофа в марте 1944 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 25 марта 1944 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в апреле 1944 года» . Aviation-safety.net. 3 апреля 1944 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Инцидент 1945 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 14 декабря 1945 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в январе 1947 года» . Aviation-safety.net. 7 января 1947 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в декабре 1947 года» . Aviation-safety.net. 24 декабря 1947 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в Сети авиационной безопасности в мае 1948 года» . Aviation-safety.net. 12 мая 1948 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в сети авиационной безопасности в августе 1948 года» . Aviation-safety.net. 31 августа 1948 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария в августе 1949 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 27 августа 1949 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария 1951 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 24 июля 1951 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Катастрофа 1952 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 4 февраля 1952 года . Проверено 23 июля 2014 г.
- ^ «Авария 1958 года в Сети авиационной безопасности» . Aviation-safety.net. 18 мая 1958 года . Проверено 23 июля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вульф, Герман де (август – ноябрь 1990 г.). «Авиакомпания на войне». Энтузиаст авиации (13): 72–77. ISSN 0143-5450 .
- Тейлор, Х.А. и Альтинг, Питер (апрель – июль 1980 г.). «Счастливая семерка Фоккера ». Энтузиаст авиации (12): 24–38. ISSN 0143-5450 .
- Вантемше, Гай (2002). Ла Сабена: Бельгийская коммерческая авиация, 1923–2001, от истоков до катастрофы (1-е изд.). Брюссель: De Boeck Univ. ISBN 9782804139810 .
- Вантемше, Гай (2000). «Рождение коммерческого воздушного транспорта в Бельгии (1919-1923)» . Бельгийский журнал филологии и истории . 78 (3): 913–44. дои : 10.3406/rbph.2000.4471 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Сабеной, на Викискладе?
- Сабена (Архив)
- Сабена Индия (Архив)
- Сабена Техникс
- Летная академия Сабена
- Связь
- Официальная виртуальная авиакомпания
- Гамбель, Питер. « Последние дни Сабены ». ВРЕМЯ . Воскресенье, 20 октября 2002 г.
- Документы и вырезки о Сабене в архив ZBW ХХ веке Пресс -