Сикорский HH-52 Сигард
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |
HH-52 Морской страж | |
---|---|
![]() | |
Вертолет береговой охраны США HH-52A Seaguard | |
Роль | Поисково-спасательный/служебный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 14 мая 1958 г. |
Введение | 1961 |
Статус | Вышел на пенсию в 1989 году. |
Основной пользователь | Береговая охрана США |
Количество построенных | 175 |
Sikorsky HH-52 Seaguard (фирменное обозначение S-62 ) — ранний вертолет-амфибия, разработанный и производимый американским производителем вертолетов Sikorsky Aircraft . Это был первый вертолет-амфибия компании, совершивший полет, а также первый вертолет с турбинным двигателем и первый вертолет-амфибия Береговой охраны США. [ 1 ]
Первоначально С-62 разрабатывался как коммерческое предприятие в конце 1950-х годов. Он сочетал в себе динамические элементы Sikorsky S-55 с корпуса лодки в форме фюзеляжем и одним легким турбовальным двигателем. Прототип S-62 совершил свой первый полет 22 мая 1958 года, оснащенный одним турбовальным двигателем General Electric T58-GE-6 . Он прошел оценку в военно-морском авиационном испытательном центре в Патаксент-Ривер , штат Мэриленд , за счет собственных средств компании Sikorsky в рамках усилий по продвижению S-62 в Береговую охрану США (USCG).
USCG закупит 99 С-62. [ 1 ] который первоначально обозначился как HU2S-1G Seaguard , а позже был переименован в HH-52A Seaguard . В основном он использовался Береговой охраной США для спасательных операций в воздухе и на море . Различные другие операторы решили закупить S-62 для своих собственных целей: от авиалайнеров до коммунальных транспортных средств и иностранных авиаперевозчиков. Он широко использовался в 1980-х годах, когда многие эксплуатанты решили заменить этот тип винтокрылыми машинами на более новые. HH-52 был выведен из эксплуатации USCG в 1989 году в пользу неамфибийных винтокрылых машин, таких как Eurocopter HH-65 Dolphin , которые для проведения спасательных операций полагаются исключительно на использование лебедки при низком висении.
Разработка
[ редактировать ]
Разработка S-62 была начата компанией Sikorsky в конце 1950-х годов; Первоначально эта инициатива рассматривалась как независимое коммерческое предприятие. [ 2 ] По своей концепции проект сочетал в себе динамические элементы более раннего Sikorsky S-55 с фюзеляжем в форме корпуса лодки и одним легким турбовальным двигателем. [ 2 ] Для того времени это был относительно амбициозный проект: это был первый вертолет-амфибия Сикорского. [ 3 ]

14 мая 1958 года прототип С-62 совершил свой первый полет; при этом он опередил в полете своего более крупного брата Sikorsky S-61 почти на год. [ 4 ] Этот прототип был оснащен одним турбовальным двигателем General Electric T58-GE-6 , мощность которого была снижена с 1050 до 670 л.с. и приводила в действие такие же несущий и хвостовой винты, что и у S-55.
За счет собственных средств компания Sikorsky профинансировала программу испытаний «полетай, прежде чем купить» в Военно-морском авиационном испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд; компания активно продвигала этот тип, в частности, Береговой охране США (USCG). [ 2 ] Результаты этой программы испытаний были в основном положительными, подтвердив заявления Sikorsky о производительности и ее пригодность для эксплуатации. Соответственно, 21 июня 1962 года компания Sikorsky получила первоначальный контракт на производство этого типа. [ 2 ] 9 января 1963 года первый из 99 серийных вертолетов был доставлен USCG. 17 января 1969 года компания доставила последний экземпляр. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Пожалуй, самой заметной особенностью S-62 является фюзеляж корпуса лодки, который был более компактным, но в остальном похож на предыдущий Sikorsky S-61 (принятый на вооружение ВМС США как SH-3 Sea King). Этот фюзеляж водонепроницаем, что облегчает посадку как на воду, так и на снег, и оснащен двумя выносными поплавками , которые помогают винтокрылому аппарату противостоять качке и качке на поверхности воды. На этих поплавках с выносными опорами также размещалось убирающееся шасси . [ 3 ] Чтобы сохранить свое положение на воде, он смог выбросить якорь . [ 5 ]
Хотя S-62 внешне мало напоминал Sikorsky S-55, в нем использовались многие из тех же компонентов. [ 3 ] Он был оснащен одним турбовальным двигателем General Electric T58-GE-8B мощностью до 1250 л.с. (930 кВт); это была модернизированная версия силовой установки T58-GE-10, использовавшаяся на более крупном двухмоторном SH-3. S-62 имел достаточную мощность для перевозки до 12 пассажиров или шести носилок вместе с экипажем из трех человек. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]Одно из первых выдающихся применений S-62 произошло с оператором San Francisco and Oakland Helicopter Airlines , одной из первых вертолетных авиакомпаний, работавших без федеральных субсидий . [ 6 ] и первый, который работает исключительно с использованием с газотурбинными двигателями вертолетов ; В июне 1961 года авиакомпания начала пассажирские полеты на паре из двух арендованных самолетов S-62, каждый из которых был рассчитан на перевозку до 10 пассажиров. [ 7 ] [ 8 ] 21 декабря того же года конкурирующий оператор Los Angeles Airways выполнил первый регулярный рейс на американском вертолете с газотурбинным двигателем на арендованном S-62. [ 9 ] По сообщениям, к июню 1962 года три S-62 использовались для специализированных транспортных целей, таких как обслуживание морских нефтяных вышек в Мексиканском заливе с помощью Petroleum Helicopters . [ 10 ] В число других первых гражданских операторов входили Okanagan Helicopters , которая использовала свои S-62 для снабжения удаленных радиолокационных установок, и Канадское министерство транспорта , которое проводило миссии по пополнению запасов на своих маяках . [ 11 ]
Большой парк из 99 самолетов S-62 был приобретен Бюро аэронавтики ВМС США от имени USCG, которое использовало этот тип в основном для поисково-спасательных операций. USCG Первоначально он имел обозначение HU2S-1G Seaguard, но в 1962 году был переименован в HH-52A Seaguard. HH-52 обычно использовался на борту более крупных катеров и ледоколов . Вертолет с турбинным двигателем мог нести большую полезную нагрузку и летать быстрее, чем многие предыдущие самолеты, такие как H-19 (S-55). Поскольку он был спроектирован как амфибия, для полетов над водой не требовалась установка дополнительных плавучих средств, а спасательные операции можно было проводить, просто приземлившись на воду. Считалось, что забор воды осуществляется быстрее, чем подъем выживших на вертолет. [ 2 ]
На протяжении всего срока службы парк HH-52 играл активную роль во время различных чрезвычайных ситуаций и других обстоятельств. [ 2 ] Во время последствий урагана Бетси в 1965 году этот тип спас 1200 человек. HH-52 периодически использовался для оказания логистической поддержки в Антарктиде . [ 2 ] Один HH-52 присутствовал при затоплении нефтяного танкера Burmah Agate 1 ноября 1979 года, способствуя спасению персонала с пострадавших судов. [ 5 ]
Флот HH-52 действовал в общей сложности 26 лет, в течение которых, как сообщается, он спас более 15 000 человек от различных форм опасных для жизни ситуаций. [ 2 ] Последний полет HH-52, затмеваемый более новыми винтокрылыми машинами, состоялся 12 сентября 1989 года, после чего этот тип был официально выведен из эксплуатации USCG. [ 5 ] [ 2 ] В первую очередь его заменил Eurocopter HH-65 Dolphin , обычный неамфибийный вертолет. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]
- С-62
- Прототип. Первый полет совершил 14 мая 1958 года.
- С-62А
- Транспортно-амфибийный вертолет с турбовальным двигателем General Electric CT58-110-1, вмещающий до 11 пассажиров. С-62А был первой серийной версией.
- С-62Б
- Один S-62 был оснащен несущей системой Sikorsky S-58 .
- С-62С
- Фирменное обозначение HH-52A Seaguard.
- С-62ДЖ
- Производится по лицензии в Японии компанией Mitsubishi . [ 13 ]
- ХУ2С-1Г
- Первоначальное обозначение HH-52A Seaguard. В 1962 году переименован в HH-52A.
- HH-52A Морской страж
- Поисково-спасательный вертолет Береговой охраны США ; Всего построено 99 самолетов, в том числе 1 передан Исландии.
Операторы
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]

Гражданский
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
Хотя этот тип остается в эксплуатации, несколько Seaguards выставлены в музеях по всему миру:
Япония
[ редактировать ]- 53-4774 — S-62J на статической экспозиции в авиапарке Хамамацу, авиабаза Хамамацу, Сидзуока . [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- USCG 1355 - HH-52A на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола в Пенсаколе, Флорида . [ 25 ] [ 26 ]
- USCG 1357 - на аэродроме Диллингем в Мокулея, Гавайи . [ нужна ссылка ]
- USCG 1370 — HH-52A на статической экспозиции в парке Свободы в Омахе, Небраска . [ 27 ]
- USCG 1375 - HH-52A на хранении в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния . [ 28 ] [ 29 ]
- USCG 1378 - HH-52A на статической выставке в Мемориальном парке линкора в Мобиле, штат Алабама . [ 30 ]
- USCG 1383 - HH-52A на статической экспозиции в Американском музее вертолетов и образовательном центре в Вест-Честере, штат Пенсильвания . [ 31 ] [ 32 ]
- USCG 1384 — на статической выставке в CGAS Элизабет-Сити в Элизабет-Сити, Северная Каролина . [ нужна ссылка ]
- USCG 1389 – в Общественном колледже Дельгадо в Новом Орлеане, штат Луизиана . [ нужна ссылка ]
- USCG 1394 - HH-52A на выставке в Среднеатлантическом музее авиации в Ридинге, штат Пенсильвания . [ 33 ]
- USCG 1395 - HH-52A на статической выставке в Музее классических роторов в Рамоне, Калифорния . [ 34 ]
- USCG 1398 - HH-52A на хранении в CGAS Элизабет-Сити в Элизабет-Сити, Северная Каролина . Ранее он располагался в Техническом колледже Блэк-Ривер в Покахонтасе, штат Арканзас . [ 35 ]
- USCG 1397 – в колледже Амарилло в Амарилло, штат Техас . [ нужна ссылка ]
- USCG 1415 - HH-52A на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 36 ]
- USCG 1416 – HH-52A в Бровард-колледже в Пембрук-Пайнс, Флорида . [ 37 ]
- USCG 1423 - Секция кабины HH-52A только на статической экспозиции в Национальном музее морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола в Пенсаколе, Флорида. [ 38 ]
- USCG 1426 - HH-52A на статической экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . Он был восстановлен Ассоциацией авиации береговой охраны и выставлен на обозрение 14 апреля 2016 года. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 5 ]
- USCG 1428 - HH-52A на статической экспозиции в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 42 ]
- USCG 1429 - HH-52A на статической экспозиции в Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке, Нью-Йорк . [ 43 ] [ 44 ]
- USCG 1450 - HH-52A на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона. [ 45 ]
- USCG 1455 - HH-52A на статической экспозиции в Зале авиационной славы и Музее Нью-Джерси в Тетерборо, штат Нью-Джерси . [ 46 ]
- USCG 1459 — HH-52A на хранении в музее военно-морской авиабазы Гленвью в Гленвью, штат Иллинойс . Ранее он экспонировался в Музее науки и промышленности . [ 47 ] [ 48 ]
- USCG 1462 - HH-52A на статической экспозиции в Музее авиации ВМС Уайлдвуд в Эрме, штат Нью-Джерси . [ 49 ] [ 50 ]
- USCG 1466 - HH-52A на статической экспозиции в Музее военной авиации Селфриджа на авиабазе Национальной гвардии Селфридж в Маунт-Клеменс, штат Мичиган . [ 51 ] [ 52 ]
Филиппины
[ редактировать ]- 62018 — На статической экспозиции в Музее ВВС Филиппин в Пасай, Манила . [ 53 ]
ЮАР
[ редактировать ]- 62-062 - S-62A на статической выставке в Стрэнде, Западный Кейп . Он раскрашен под номер бюро Ш-3 150142. [ 54 ]
Таиланд
[ редактировать ]- На статической экспозиции на оперативной базе авиационного подразделения тайской полиции в Бангкоке, Таиланд. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (НН-52А)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969–70 гг. [ 55 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 3127 фунтов (1418 кг). [ 56 ]
- Длина: 44 фута 6,5 дюйма (13,576 м)
- Высота: 16 футов 0 дюймов (4,88 м)
- Пустой вес: 5083 фунта (2306 кг) [ 56 ]
- Максимальный взлетный вес: 8300 фунтов (3765 кг) [ 56 ]
- Силовая установка: 1 двигатель General Electric T58-GE-8 турбовальный мощностью 730 л.с. (540 кВт) (мощность снижена с 1250 л.с. (932 кВт))
- Диаметр несущего винта: 53 фута (16 м)
- Площадь несущего винта: 2206 кв. футов (204,9 м ). 2 )
- Секция лезвия: - NACA 0012 [ 57 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 95 узлов (109 миль в час, 176 км/ч) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 85 узлов (98 миль в час, 157 км/ч)
- Дальность: 412 миль (474 миль, 763 км)
- Практический потолок: 11 200 футов (3 400 м)
- Скорость набора высоты: 1080 футов/мин (5,5 м/с).
См. также
[ редактировать ]
Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Sikorsky HH-52A Seaguard | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Сикорский HH-52A Seaguard» . History.uscg.mil. 22 октября 2020 г. Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Макгоуэн 2005, с. 84.
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 84, 118.
- ^ Jump up to: а б с д Руане, Майкл Э. (4 марта 2016 г.). «История с вертолетом, спасшим 22 моряка от горящих кораблей, забыта. До сих пор» . Вашингтон Пост . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Чайлз, Джеймс Р. Машина-бог: от бумерангов до черных ястребов: история вертолета . п. 218.
- ^ «Новая Вертолетная Служба» . Летающий . Том. 69, нет. 2. Август 1961. с. 8. ISSN 0015-4806 .
- ^ Бойс, Линди (декабрь 1961 г.). «Вертолетные авиалинии Сан-Франциско и Окленда» . Летающий . Том. 69, нет. 6. с. 44. ISSN 0015-4806 .
- ^ Лейес и Уильям Флеминг 2007, с. 255.
- ^ «Большой бизнес» . Летающий . Том. 70, нет. 6. Июнь 1962 г., стр. 32–33. ISSN 0015-4806 .
- ^ «Винтокрылый самолет» . Летающий . Том. 69, нет. 5. Ноябрь 1961 г. с. 154. ISSN 0015-4806 .
- ^ Макгоуэн 2005, с. 155.
- ^ «Mitsubishi S-62J — База данных вертолетов» . helis.com . 30 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов 1968 г.» . п. 53 . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ «JSDAF S-62» . Спрос на СМИ . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1968 г.» . Flightglobal.com. п. 54 . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Фил Эйр Форс С-62» . Спрос на СМИ . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Sikorsky HH-52A Seaguard» (PDF) . uscg.mil . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ «Служба береговой охраны Исландии» . aeroflight.co.uk . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Береговая охрана Японии: файл данных о самолетах — J-HangarSpace: информация о японской авиации» . www.j-hangarspace.jp .
- ^ Исправлено 1979 г., стр. 12.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1968 г.» . Flightglobal.com. п. 55 . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «С-62 (НН-52А, С-62А, С-62Б, С-62С)» . sikorskyarchives.com . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «СФО-Вертолетные авиалинии» . Спрос на СМИ . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «НН-52 СИГАРД» . navalaviationmuseum.org . Фонд Музея морской авиации . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1355 USCG, серийный номер 62-024» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-62/H-52/HU2S, серийный номер 1370 USCG» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Сикорский С-62А Сигард (НН-52А)» . Музей авиации Янкса . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер — SikorskyS-62 / H-52 / HU2S, серийный номер 1375 USCG, c/r N9165Q» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Самолет» . Мемориальный парк линкора USS Alabama . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Сикорский S-62/HH 52A Sea Guardian» . Американский музей вертолетов и образовательный центр . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1383 USCG, серийный номер 62-064» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «SIKORSKY HH-52A «МОРСКОЙ ГАРД» » . Среднеатлантический музей авиации . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1395 USCG» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1398 USCG, серийный номер 62-083» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Сикорский HH-52 Сигард» . Музей авиации . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «к/н 62-100» . helis.com . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1423 USCG, серийный номер 62.111» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Сикорский HH-52A Seaguard» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 23 мая 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Коннор, Роджер (14 марта 2016 г.). «Празднование 100-летия авиации береговой охраны с морской охраной» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Проект Феникс» . Авиационная ассоциация береговой охраны . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Sikorsky HH-52A (S-62A) 'Сигард' » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «САМОЛЕТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» . Музейный комплекс «Бесстрашный»: музей моря, авиации и космонавтики . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1429 USCG, серийный номер 62-117» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «МОРСКОЙ ГАРД» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Кастильоне, Роджер А.; Рефаге, Фриц (октябрь 2016 г.). «Самостоятельная экскурсия по Залу авиационной славы и музею Нью-Джерси» (PDF) . Зал авиационной славы Нью-Джерси . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Кукулька, Александра (10 июня 2016 г.). «Организации ищут новый дом для музея военно-морской авиабазы Гленвью» . Чикаго Трибьюн . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1459 USCG, серийный номер 62.138» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Вертолет НН-52» . Музей авиации военно-морской авиабазы Уайлдвуд . Музей авиации НАНВ. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1462» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «НН-52 СИГАРД» . Музей военной авиации Селфриджа . Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 1466 USCG, серийный номер 62145» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky HH-52A Seaguard, серийный номер 62018 PhiAF, серийный номер M62-018» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «серийный номер 62-062» . helis.com . Проверено 2 июня 2017 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Тейлор 1969, стр. 434–434.
- ^ Jump up to: а б с Предполетные справочные карточки Sikorsky
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрес, Гюнтер Г. Мировые авиационные флоты, 1979 . Хаунслоу, Великобритания: Airline Publications and Sales Ltd., 1979. ISBN 0-905117-53-0 .
- Лейес, Ричард А. и Уильям А. Флеминг. История североамериканских малых газотурбинных авиационных двигателей . Американский институт аэронавтики и астронавтики, 2007 г. ISBN 1-563473-32-1 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN 1-851094-68-7 .
- Тейлор, Джон В. Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1969.
Внешние ссылки
[ редактировать ]