Jump to content

Сикорский Илья Муромец

Илья Муромец
Роль Авиалайнер , тяжелый бомбардировщик
Национальное происхождение Российская Империя
Производитель Русско-Балтийская Вагонная Компания
Дизайнер Игорь Сикорский
Первый полет 1913
Введение 1914
Ушедший на пенсию 1922
Основной пользователь Императорская Российская Воздушная Служба
Произведено 1913-1917 гг.
Количество построенных 85+
Разработано на основе Сикорский Русский Витязь

Сикорский ) (версии С-22, С-23, С- 24 Илья Муромец ( русский : Сикорский Илья Муромец , С-25, С-26 и С-27) — класс российских до Первой мировой войны. больших четырехместных самолетов двигатель коммерческих авиалайнеров и военных тяжелых бомбардировщиков, использовавшихся во время Первой мировой войны Российской империей . [1] Серия самолетов была названа в честь Ильи Муромца героя славянской мифологии . [2] В основу серии лег « Русский Витязь» или «Ле Гранд» — первый в мире четырехмоторный самолет конструкции Игоря Сикорского . [3] Самолет «Илья Муромец», каким он появился в 1913 году, представлял собой революционную конструкцию, предназначенную для коммерческой эксплуатации, с просторным фюзеляжем, включающим пассажирский салон и туалет на борту. «Илья Муромец» был первым в мире серийным многомоторным самолетом, всего было построено не менее шестидесяти. [4] Во время Первой мировой войны он стал первым четырехмоторным бомбардировщиком , оснащенным специальным стратегическим бомбардировочным подразделением. [5] Этот тяжелый бомбардировщик не имел себе равных на ранних этапах войны, поскольку у Центральных держав не было самолетов, достаточно способных конкурировать с ним, до гораздо более позднего времени. [6]

Дизайн и разработка [ править ]

Русский Витязь

«Илья Муромец» (Сикорский С-22) был спроектирован и построен Игорем Сикорским на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Санкт-Петербурге в 1913 году. [7] Он был основан на его более раннем S-21 «Русский Витязь» , который начинался как двухмоторный Le Grand , затем как двухмоторный тандемный « Большой Балтийский», прежде чем разместить все четыре двигателя «Балтийского» в тяговой конфигурации вдоль передней кромки нижнего крыла. создать «Русский Витязь», сыгравший важную роль в развитии русской авиации и многодвигательного авиастроения мира.

«Илья Муромец» изначально задумывался и строился как самолет класса люкс. Это был первый самолет, имевший изолированный пассажирский салон с плетеными креслами, спальню, гостиную, а также первый бортовой туалет. Самолет также имел отопление и электрическое освещение . [8] В кабине С-22 было достаточно места, чтобы за пилотом могли наблюдать несколько человек. Отверстия по обеим сторонам фюзеляжа позволяли механикам вылезать на нижние крылья для обслуживания двигателей во время полета. Люк на левом борту обеспечивал вход в основную рубку, расположенную за кабиной. В главной каюте было по два больших окна с каждой стороны. Дальше находилась отдельная каюта с койкой, небольшим столом и шкафом. Освещение обеспечивалось ветрогенератором, а отопление обеспечивалось двумя длинными выхлопными трубами двигателя, проходившими по углам кабины. [4] Несмотря на многие достижения, летные приборы на «Илье Муромце» были примитивными. Они включали в себя четыре тахометра , по одному на двигатель, компас , грубый высотомер и указатель воздушной скорости, две стеклянные U-образные трубки и шарик для индикации крена, а также ряд горизонтальных полос, расположенных вертикально в носовой части фюзеляжа для измерения набора высоты и высоты. спуски. [9] Позже, в вариантах бомбардировщика, для облегчения бомбометания были добавлены индикатор сноса и элементарный бомбовый прицел. [10]

В 1913 году «Илья Муромец № 107» совершил первый полет, а 11 февраля 1914 года второй прототип (заводской планер № 128) поднялся в первый демонстрационный полет с 16 пассажирами на борту, установив рекорд по количеству перевезенных пассажиров. [11] [12] С 30 июня по 12 июля 1914 года он установил мировой рекорд, совершив путешествие из Санкт-Петербурга в Киев на расстояние около 1200 км и обратно. Первый этап занял 14 часов 38 минут с одной посадкой для заправки в Орше , а обратный с остановкой для заправки в Новосокольниках занял еще меньше времени, около 13 часов. [13] По словам Сикорского, «Полет на 1600 миль (2600 км) окончательно доказал ценность больших многомоторных самолетов. Армия разместила заказ на десять четырехмоторных самолетов типа Илия Муромец , и заводской персонал был в восторге от этого окончательного одобрения. результатов двух лет напряженной работы». [14] Признание, полученное Сикорским, включало вручение царем Николаем II ему ордена Святого Владимира четвертой степени, освобождение от призыва в военное время, чтобы позволить ему продолжить проектную работу, а также обещание гранта в размере 100 000 рублей от Государственная Дума. [Н 1] Во время императорского военного смотра в Красном Селе в июле Николай II украсил и окрестил военный прототип типа Б «Илья Муромец» № 128 «Киевским». [16] [17]

Во время испытаний «Илья Муромец» был оснащен как лыжами, так и понтонами в ожидании производства новых вариантов. Если бы не Первая мировая война, «Илья Муромец», вероятно, в том же году начал бы пассажирские рейсы. [5]

С началом Первой мировой войны результаты испытательных полетов воодушевили Сикорского на перепроектирование самолета, чтобы он стал «Военным Ильи Муромца, Тип V», первым в мире специально разработанным бомбардировщиком тяжелее воздуха. [18] [Н 2] Новый тяжелый бомбардировщик был немного меньше и легче «Типа А». Внутренние стойки несли до 800 кг бомб, а для самообороны в различных местах, включая крайнее хвостовое оперение, были добавлены позиции для девяти пулеметов. «Муромец» (в варианте С-25 «Ге-2», март 1916 г.) был первым самолетом в истории, имевшим место хвостового стрелка . [20] Двигатели были защищены броней толщиной 5 мм. [5] Военная версия была разработана специально для дальних полетов как в бомбардировочных, так и в разведывательных целях. [15]

История эксплуатации [ править ]

Иосиф Станиславович Башко, пилот «Ильи Муромца», базирующегося в Киеве.

Когда началась Первая мировая война, из первоначальной партии в десять самолетов было построено только два бомбардировщика «Илья Муромец». [21] В августе 1914 года «Илья Муромец» был введен в состав Российской императорской воздушной службы , а 10 декабря 1914 года русские сформировали свою первую эскадрилью из десяти бомбардировщиков , постепенно увеличив их число до 20 к середине 1916 года. [22] Боевые действия тяжелых бомбардировщиков начались 12 февраля 1915 года с налета на немецкие передовые позиции. [23]

Немецкие летчики-истребители часто неохотно атаковали Илью Муромца в воздухе из-за их защитной огневой мощи, включая уникальную позицию хвостового орудия, а также сложности сбития такого большого самолета. [15] После боя небольшие истребители также обнаружили, что их ударила струя винтов четырех больших двигателей. [24]

12 сентября 1916 года ( по юлианскому календарю ) русские потеряли своего первого «Илья Муромца» в бою с четырьмя немецкими «Альбатросами» , три из которых им удалось сбить. Это также была единственная потеря от действий противника во время войны; еще трое были повреждены в бою, но сумели вернуться на базу для ремонта. [15]

В период с 1913 по 1918 год для российских войск было построено 83 бомбардировщика «Илья Муромец». На них зафиксирован ряд новинок в истории военной авиации, таких как бомбометание с тяжелых бомбардировщиков, налеты бомбардировочных групп на объекты противника, ночные бомбардировки и фотографическая оценка ущерба от бомб. . Они также первыми разработали оборонительную тактику для одного бомбардировщика, ведущего воздушный бой с несколькими истребителями противника. [25]

За время войны «Илья Муромец» совершил более 400 боевых вылетов и сбросил 65 тонн бомб. К 1917 году из-за постоянных полетов бомбардировочный флот существенно сократился, и на линии фронта осталось только четыре бомбардировщика; остальным Илье Муромцу были поручены обязанности тренера. [15] Тяжелые бомбардировщики других участников появились в 1916 году и все в той или иной степени напоминали русского пионера. [23] Правительство России и сам Сикорский продали лицензию на разработку и производство правительствам Великобритании и Франции. Немцы . пытались скопировать его конструкцию, используя обломки «Ильи Муромца», сбитого ими над их территорией в сентябре 1916 года. К концу 1916 года считалось, что конструкция находится в конце цикла разработки с последующими модификациями отдельным самолетам, например, дополнительная броня и вооружение, что делает самолет слишком тяжелым и непригодным для оперативного использования. Постоянные изменения в этой области, а также на заводе привели к тому, что многие самолеты были переименованы в новые варианты. [15]

Русская революция последствия ее и

После перемирия между Россией и Центральными державами около 30 Ильи Муромца были взяты в плен и уничтожены. [26] Один «Илья Муромец» С-26 Д-1 ​​был захвачен польскими войсками в городе Бобруйске . [27] В октябре 1917 года украинские войска приобрели 16 самолетов «Илья Муромец» недалеко от города Винница , однако только шесть из них были исправны. [28] Летом 1918 года Украинское государство насчитывало на своем вооружении четыре самолета «Илья Мурмомец». [29] Несколько оставшихся самолетов использовались недавно сформированными советскими ВВС во время Гражданской войны в России в качестве учебно-тренировочных и транспортных средств. [30] [31] Некоторые источники утверждают, что самолеты «Илья Муромец» также использовались Белой армией во время конфликта. [31]

С 1921 по 1922 год «Илья Муромец» использовался в качестве гражданских авиалайнеров на маршрутах из Москвы в Севастополь (через Харьков ) и из Сарапула в Екатеринбург . [26]

Варианты [ править ]

Илья Муромец С-23
Илья Муромец №107
Экспериментальный авиалайнер, 1913 г.; оснащен четырьмя двигателями Argus As I мощностью 100 л.с. (75 кВт) , позже переоборудованными двумя двигателями Salmson 2M7 мощностью 200 л.с. (150 кВт) и двумя Argus мощностью 115 л.с. двигателями [32]
Илья Муромец №107 Гидросамолет
Гидросамолетная модификация планера № 107, оснащенная двумя двигателями Salmson 2M7 мощностью 200 л.с. (150 кВт) и двумя Argus мощностью 115 л.с. двигателями [32]
Ilya Muromets Kievsky No. 128
Экспериментальный авиалайнер, 1914 г.; оснащен двумя Argus мощностью 140 л.с. двигателями Argus мощностью 125 л.с. и двумя двигателями [32]
Илья Муромец С-22 Тип А
Невооруженный учебно-тренировочный самолет, построенный в 1913 году, использовался в Гачинском авиационном училище в 1914 году.
Илья Муромец Бомбардировщик С-23 Тип Б(э)
Бомбардировщик. Первый полет: 1914 г., на вооружении август 1914 г., исходное вооружение: одна 37-мм пушка, один 8-мм пулемет; шесть построено (значительно модифицировано).
Тип Б № 135, 1914 г.; оснащен четырьмя двигателями Argus по 130 л.с. каждый.
Тип Б № 136, 1914 г.; оснащен двумя двигателями Salmson по 200 л.с. каждый и двумя двигателями Salmson по 136 л.с. каждый.
Тип Б № 137, 1914 г.; оснащен двумя двигателями Salmson по 200 л.с. каждый и двумя двигателями Salmson по 136 л.с. каждый.
Тип Б № 138, 1914 г.; оснащен двумя двигателями Salmson по 200 л.с. каждый и двумя двигателями Salmson по 136 л.с. каждый.
Тип Б № 139, 1914 г.; оснащен двумя двигателями Salmson по 200 л.с. каждый и двумя двигателями Salmson по 136 л.с. каждый.
Ilya Muromets S-23 V(eh) Series
Бомбардировщик, первый полет 1914 г., оснащен четырьмя двигателями Sunbeam Crusader V-8 мощностью 148 л.с. каждый.
Тип V № 151, 1915 г.; оснащен четырьмя двигателями Argus по 140 л.с. каждый.
Учебно-тренировочный самолет Тип V № 159, 1915 г.; оснащен двумя двигателями Sunbeam V-8 мощностью 225 л.с.
Тип V № 167, 1915 г.; оснащен четырьмя двигателями РБВЗ-6 по 150 л.с. каждый.
Илья Муромец Серия С-24 Г-1
Бомбардировщик, первый полет 1914 г.; 18 построено.
Илья Муромец Серия С-25
Бомбардировщик, первый полет 1915 г.; построено 55.
Илья Муромец С-25 Г-2 «Руссобалт»
Бомбардировщик, оснащенный четырьмя двигателями РБВЗ-6 по 150 л.с., бомбовой нагрузкой 170 кг, пятью пулеметами.
Илья Муромец С-25 Г-3 Серия "Ренобалт"
Бомбардировщик, оснащенный двумя двигателями «Рено» по 220 л.с. каждый и двумя двигателями РБВЗ-6 по 150 л.с., бомбовая нагрузка 190 кг, шесть пулеметов.
Илья Муромец С-26 Д-1 ​​Серия ДИМ
Бомбардировщик, первый полет в 1916 г., оснащен четырьмя двигателями Sunbeam по 150 л.с.; построено три.
Илья Муромец Серия С-27 Э (Йе-2)
Бомбардировщик, первый полет в 1916 г., оснащенный четырьмя двигателями Renault по 220 л.с. каждый; два построено. [15]

Операторы [ править ]

Военный [ править ]

 Российская Империя /  Российская Республика
 Российская СФСР
 Польша
Украинское государство

Гражданский [ править ]

Реплика [ править ]

Полномасштабная копия Sikorsky S-22 «Илья Муромец» в Музее ВВС Монино.

Существует одна реплика С-22 «Илья Муромец». [33] в музее ВВС Монино подмосковном постройки 1970 года.

Технические характеристики (Илья Муромец Тип С-27 Э-2) [ править ]

Данные из [34]

Общие характеристики

  • Экипаж: 8 человек [35]
  • Длина: 18,8 м (61 фут 8 дюймов)
  • Верхний размах крыла: 34,5 м (113 футов 2 дюйма)
  • Размах нижнего крыла: 26,6 м (87 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 220 м 2 (2400 кв. футов)
  • Вес пустого: 5000 кг (11023 фунта)
  • Полная масса: 7460 кг (16446 фунтов)
  • Запас топлива: 920 кг (2028 фунтов)
  • Силовая установка: 4 поршневых двигателя Renault 12F V-12 с водяным охлаждением мощностью 220 л.с. (160 кВт).
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
  • Дальность: 560 км (350 миль, 300 миль)
  • Выносливость: 4,4 часа
  • Практический потолок: 3200 м (10 500 футов)
  • Время набора высоты:
    • От 9 мин 24 с до 1000 м (3300 футов)
    • От 26 минут до 2000 м (6600 футов)
    • От 68 минут до 3000 м (9800 футов)
  • Нагрузка на крыло: 34,2 кг/м 2 (7,0 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,087 кВт/кг (0,053 л.с./фунт)

Вооружение

  • Орудия: 8 пулеметов [35]
  • Бомбы: до 800 кг (1764 фунта). [36] с отдельными бомбами весом до 410 кг (904 фунта) [30]

См. также [ править ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Одним из ценных вещей Сикорского были личный подарок царя — золотые часы с бриллиантами, которые позже прибыли по почте, также в знак признания его заслуг перед Ильей Муромцем. Сикорский хранил часы на протяжении всей своей жизни. [15]
  2. Сикорский использовал французскую транслитерацию слова «Илья Муромец». [19]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Вудман, Гарри. «Илья Муромец». Журнал Airfix, май 1985 г., стр. 352.
  2. ^ Озеро 2002, с. 31.
  3. ^ Сикорский 1938, с. 95.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сикорский 1938, с. 96.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Massenkov et al. 1994, p. 23.
  6. ^ Макворт-Пред 1996, стр. 202.
  7. ^ Финн, КН (1987). Игорь Сикорский: Русские годы . переведен и адаптирован фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 118. ИСБН  0-87474-274-9 .
  8. ^ «Путеводитель по пассажирским самолетам». Архивировано 27 октября 2016 г. в Wayback Machine The Aircraft Guide на сайте AircraftToday.com. Проверено: 25 апреля 2011 г.
  9. ^ Финн, КН (1987). Игорь Сикорский: Русские годы . переведен и адаптирован фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 174. ИСБН  0-87474-274-9 .
  10. ^ Дарси и др. 1995, с. 38.
  11. ^ Сикорский 1938, с. 98.
  12. ^ Финн, КН (1987). Игорь Сикорский: Русские годы . переведен и адаптирован фон Хардести; Карл Дж. Боброу и фон Хардести, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 40. ИСБН  0-87474-274-9 .
  13. ^ Сикорский 1938, стр. 102–117.
  14. ^ Сикорский, Игорь (1952). История крылатого-S . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. п. 117.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сикорский 2007, с. 10.
  16. ^ Финн 1987, стр. 53–55.
  17. ^ Windsock International, Vol. 6, № 3, май/июнь 1990 г., с. 16.
  18. ^ Лофтин, Лоуренс К. младший «Часть I: Эпоха винтов, Глава 2: Исследование конструкции, 1914–18, Тяжелые бомбардировщики». В поисках производительности: эволюция современных самолетов. Вашингтон, округ Колумбия: Отдел научной и технической информации НАСА, 2004. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  19. ^ Сикорский 1938, с. 119.
  20. ^ Сергей И. Сикорский с историческим архивом Игоря И. Сикорского, Образы авиации: наследие Сикорского , Arcadia Publishing, 2007, Чарльстон, Чикаго, Иллинойс, Портсмут, Нью-Хэмпшир, Сан-Франциско, Калифорния, 128 стр., ISBN   978-0-7385-4995-8
  21. ^ Дарси и др. 1995, с. 33.
  22. ^ Военно-воздушные силы // Советская военная энциклопедия (в 8 тт.) / под ред. Н. В. Огаркова . том 2. М.: Воениздат, 1976. стр.201-208
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винчестер 2004, с. 224.
  24. ^ Линхард, Джон Х. «Бомбардировщик Сикорского. Эпизод № 2371». Двигатели нашей изобретательности, 2008. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  25. ^ Палмер, Скотт В. «Российские истоки стратегических воздушных операций». Великая война и революция в России: Университет Западного Иллинойса, 15 февраля 2011 г. Дата обращения: 25 апреля 2011 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пинто 1995 , с. 96.
  27. ^ Белцарц и Печковски 2001, с. 72.
  28. ^ Харук 2009, с. 11.
  29. ^ Харук 2009, с. 32.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ганстон 1995 , с. 10.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пинто 1981 , с. 96.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаджрулин 2018, с. 21-45
  33. ^ «Центральный музей ВВС» . Монино . Проверено 28 октября 2014 г.
  34. ^ Кокрейн, Дороти и фон Хардести 1989, стр. 94.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис 1992 , с. 10.
  36. ^ Пинто 1981, с. 89.

Библиография [ править ]

  • Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военных самолетов Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг . Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN   0-517-41021-4 .
  • Белкарц, Бартломей и Печковски, Роберт. Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918-1939 гг . Хикоки, 2001. ISBN   1902109732 .
  • Кокрейн, Дороти и фон Хардести. Авиационная карьера Игоря Сикорского. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1989. ISBN   978-0-295-96916-9 .
  • Дарси, Алан, Томас Куликов и Виктор Дуркотс. Императорская российская воздушная служба: известные пилоты и самолеты Первой мировой войны . Маунтин-Вью, Калифорния: Flying Machine Press, 1995. ISBN   978-1-891268-07-6 .
  • Дэвис, REG «Аэрофлот» — авиакомпания и ее самолеты: иллюстрированная история крупнейшей авиакомпании в мире . Роквилл, Мэриленд, США: Paladwr Press, 1992. ISBN   0-9626483-1-0
  • Делир, Фрэнк Дж. Игорь Сикорский: три карьеры в авиации (серия «Воздух и космос», № 24). Нью-Йорк: Бантам, 1992. ISBN   978-0-553-29701-0
  • Дуркота, Алан Э., Т. Дарси и В. Куликов. Императорская российская воздушная служба: знаменитые пилоты и самолеты Первой мировой войны . Боулдер, Колорадо: Flying Machines Press, 1995. ISBN   0-9637110-2-4 .
  • Финне, К.Н. Игорь Сикорский: Русские годы. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1987. ISBN   0-87474-274-9 .
  • Finne, K. N. Русские воздушные богатыри И. Сикорского (Russian Air Warriors: I. Sikorsky) (Russian). Moscow: AST, Harvest, 2005. ISBN   985-13-2878-2
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Оспрей, 1995 год. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Шарук, Andriĭ. Военно-воздушные силы Украины:ны,1917-1920 (Wings of Ukraine: Ukrainian Air Force 1917 - 1920 ) (Russian). Tempora, 2009 ISBN   9789668201714 .
  • Лейк, Джон. Великая книга бомбардировщиков: самые важные бомбардировщики мира от Первой мировой войны до наших дней. Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2002. ISBN   0-7603-1347-4 .
  • Макворт-Пред, Бен. Авиация: пионерские годы. Лондон: Studio Editions, 1996. ISBN   1-85170-349-7 .
  • Массенков, Владимир И., Борис Уриновский и Вадим И. Суворов. Россия в ИКАО к 50-летию ИКАО . Москва: 1994. ISBN отсутствует.
  • Миллер, Рассел. Советская авиация в войне. Александрия, Вирджиния: книги Time-Life, 1983. ISBN   0-8094-3371-0 .
  • Пембер, Гарри. Sikorsky Aircraft: от мечты к реальности и за ее пределами. Стратфорд, Коннектикут: Sikorsky Aircraft Corporation, 1999. Нет ISBN.
  • Пинто, Ренато. Профили Historia De La Aviacion (испанский: История авиации) . Том 1. Испания: Висконтеа, 1981.
  • Рустам-Бек-Тагеев, полковник Борис. Воздушная Россия: Романтика гигантского аэроплана. Остин, Техас: Машина времени Александр Палас (Боб Атчисон), 2011 г., интернет-перепечатка оригинального издания 1917 года.
  • Сикорский Игорь. История крылатого-S: Автобиография Игоря Сикорского. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1938. Без ISBN.
  • Сикорский, Сергей И. Наследие Сикорского (Образы авиации). Чарльстон, Южная Каролина: Acadia Publishing, 2007. ISBN   978-0-7385-4995-8 .
  • Тейлор, Джон В. Р. Боевые самолеты Джейн времен Первой мировой войны . Лондон: Studio Editions, переиздание 2001 г. ISBN   1-85170-347-0 .
  • Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Бипланы, трипланы и гидросамолеты (файл фактов об авиации) . Лондон: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-641-3 .
  • Вудман, Гарри. Сикорский Илья Муромец Тип Veh (Специальный файл данных Windsock № 3 - Классика авиации Первой мировой войны, том 3). Берхамстед, Хертс, Великобритания: Albatros Productions Limited, 2000. ISBN   978-1-902207-13-1 .
  • Хаджрулин, Массачусетс (2018). Легендарный «Илья Муромец». Первый тяжелый бомбардировщик . Москва: Яуза. ISBN  978-5-04-091056-4 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd618c2ecd5750624f6efed28a4896ac__1720161360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/ac/dd618c2ecd5750624f6efed28a4896ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sikorsky Ilya Muromets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)