Сикорский CH-124 Морской король
CH-124 Морской король | |
---|---|
CH-124 Sea King Королевских ВВС Канады в 2016 году. | |
Роль | Противолодочный / служебный вертолет |
Национальное происхождение | США/Канада |
Производитель | Сикорский Самолет |
Построено | Объединенная авиация Канады |
Введение | 1963 [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1 декабря 2018 г. [ 2 ] [ 3 ] |
Статус | Уволен со службы, отображается. |
Основные пользователи | Канадские вооруженные силы Королевский канадский флот Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 41 |
Разработано на основе | SH-3 Морской король |
Sikorsky CH-124 Sea King (ранее -2 ) — двухмоторный противолодочный CHSS вертолет, разработанный для корабельного использования канадскими военно-морскими силами на базе США ВМС SH-3 Sea King . Большинство CH-124 собиралось в Квебеке компанией United Aircraft of Canada . CH-124 служил в Королевском военно-морском флоте Канады (RCN) и вооруженных силах Канады с 1963 по 2018 год.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Появление атомных подводных лодок в конце 1950-х годов позволило RCN оценить эту новую угрозу. RCN, St. Laurent класса Хотя атомные подводные лодки более шумные, чем старые подводные лодки, и поэтому их можно обнаружить на больших расстояниях, они также могут развивать скорость 30 узлов (56 км/ч) в подводном положении, что быстрее, чем максимальная скорость нового эсминца составляющая 28,5 узлов (52,8 км). /час). Были сомнения, что эсминцы смогут эффективно преследовать и уничтожать столь быстроходные суда, даже действуя парами. На заседании Военно-морского совета 25 февраля 1959 года было решено противостоять угрозе за счет использования вертолетов с эсминцев. [ 4 ] RCN изучила возможность использования противолодочных вертолетов из небольших эскортов, добавив Prestonian класса временную посадочную площадку для вертолетов к фрегату HMCS Buckingham в середине 1956 года ; успешные испытания прошли в октябре 1956 года с использованием Sikorsky HO4S-3 . [ 5 ] [ 6 ] На эскортном эсминце HMCS Ottawa была установлена временная платформа большего размера ; в эксплуатационных испытаниях использовался самолет RCAF Sikorsky S-58 , гораздо более крупный и тяжелый самолет, чем HO4S; эти успешные испытания были одобрены. [ 6 ] [ 7 ]
Нынешний многоцелевой вертолет RCN HO4S-3 не мог безопасно работать в ненастную погоду с тяжелым вооружением и сенсорной нагрузкой, что было необходимо для противолодочной обороны; следовательно, требовался более мощный самолет. Первоначальные исследования 1959 года выявили два вертолета, которые казались подходящими — Sikorsky S-61 (HSS-2) и Kaman K-20 (HU2K), — но ни один из самолетов в то время не летал, поэтому выбор не был сделан. После того, как дальнейшие исследования пришли к выводу, что меньший Kaman лучше соответствует требованиям RCN, Казначейский совет одобрил первоначальную закупку 12 вертолетов HU2K за 14,5 миллионов долларов в декабре 1960 года. [ 4 ]
Несмотря на эту очевидную неудачу для Сикорского, предложение Кеймана было сорвано несколькими факторами. Когда 27 января 1961 года Военно-морской совет провел последующее заседание, выяснилось, что запрашиваемая цена первоначальных 12 единиц почти удвоилась до 23 миллионов долларов, всего через шесть недель после одобрения Казначейского совета. Военно-морской совет по-прежнему одобрил HU2K, но были некоторые опасения по поводу резкого повышения цен и сообщалось, что прогнозы Кеймана по характеристикам могут быть чрезмерно оптимистичными. Военно-морской совет решил дождаться предстоящих ходовых испытаний HU2K ВМС США, прежде чем принять окончательное решение. [ 8 ] Эти испытания подтвердили расчеты сотрудников RCN; HU2K был значительно тяжелее, чем было обещано, что ухудшало характеристики и делало его неспособным соответствовать требованиям RCN, даже с использованием предложенного модернизированного двигателя. В конечном итоге «Морской король» был выбран для производства 20 декабря 1961 года. [ 9 ]
Первый из 41 вертолета будет поставлен в 1963 году и будет иметь обозначение CHSS-2 Sea King . Компоненты планера производились компанией Sikorsky в Коннектикуте, но большая часть CHSS-2 собиралась в Лонгёйе, Квебек , компанией United Aircraft of Canada (ныне Pratt & Whitney Canada ), дочерней компанией материнской компании Sikorsky, United Aircraft . 27 ноября 1963 года новая посадочная платформа на борту HMCS Assiniboine была использована для первой боевой посадки серийного эсминца CHSS-2. [ 10 ] После объединения вооруженных сил Канады в 1968 году CHSS-2 был переименован в CH-124 . [ 11 ]
В 1960-е годы [ 12 ] RCN разработала технологию посадки больших вертолетов на палубы небольших кораблей с использованием «опускной» лебедки (так называемой « медвежьей ловушки ») [ 13 ] заслужив летным экипажам прозвище «Сумасшедшие Кэнакс». [ 14 ] Beartrap позволяет поднять Морского Короля практически в любом состоянии моря . [ 15 ] В 1968 году RCN, Королевские ВВС Канады (RCAF) и канадская армия объединились в Канадские вооруженные силы; авиационные подразделения были рассредоточены по новой структуре сил до тех пор, пока в 1975 году не было создано Воздушное командование (AIRCOM). В августе 2011 года канадские вооруженные силы вернулись к прежней структуре Королевского военно-морского флота Канады , канадской армии и Королевских военно-воздушных сил Канады .
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]«Морские короли» были закреплены за бывшими «Ирокез» эсминцами класса (по 2 на корабль при общем количестве 6), «Галифакс» фрегатами класса (по 1 на корабль при общем количестве 12) и бывшими «Протектор» класса кораблями пополнения (по 3 на корабль при общем количестве 6) как средство расширения возможностей наблюдения за горизонт. При развертывании каждого «Морского короля» сопровождает несколько экипажей. Каждый экипаж состоит из двух пилотов, тактического координатора ( TACCO ) и оператора бортовых электронных датчиков (AESOp). [ 16 ]
Для обнаружения подводных лодок гидролокатор «Морского короля» использует шар-преобразователь на конце 450-футового кабеля. Он также может быть оснащен системой FLIR для обнаружения надводных судов в ночное время.
CH-124 претерпел многочисленные ремонты и модернизации, особенно в отношении электроники, главных редукторов и двигателей, радара надводного поиска, возможностей безопасной перевозки грузов и пассажиров.
В 2013 году средний налет флота CH-124 составлял 9–14 000 часов, а у Sea Kings других флотов - 40 000 часов. Хотя у CH-124 часто возникали технические проблемы, ни одна из них не была серьезной, и они могли поддерживать уровень исправности 87 процентов. [ 12 ]
1 декабря 2018 года CH-124 был официально выведен из эксплуатации на церемонии на острове Ванкувер, Британская Колумбия, завершив 55 лет службы. Из 28 уцелевших канадских «Морских королей» девять предназначены для музеев или выставлены в качестве памятников, 15 подлежат продаже, три списаны на слом и один сохранен в качестве учебного пособия. [ 17 ]
Замена
[ редактировать ]С 1983 года предпринимались попытки заменить устаревшие вертолеты Sea King. Из-за ряда финансовых и политических проблем процессу препятствовали неоднократные задержки. В конце концов был выбран CH-148 Cyclone , новый вариант Sikorsky H-92 Superhawk .
Варианты
[ редактировать ]- СН-124
- Противолодочный вертолет для Королевского военно-морского флота Канады (41 сборка United Aircraft of Canada ). [ 11 ]
- СН-124А
- Программа улучшения Sea King (SKIP) добавила модернизированную авионику, а также улучшенные функции безопасности. [ 11 ]
- СН-124Б
- Альтернативная версия CH-124A без гидролокатора погружения, но ранее с датчиком MAD и дополнительным хранилищем для развертываемых магазинов. В 2006 году пять самолетов этого варианта были переоборудованы для поддержки Постоянной оперативной группы на случай чрезвычайных ситуаций (SCTF) и были модифицированы дополнительными сиденьями для военнослужащих и радиостанциями с перестройкой частоты. Планы по добавлению возможности быстрого троса EAPSNIPS (сепаратор частиц воздуха в двигателе / сепаратор частиц снега и льда) не были реализованы. [ 11 ]
- Ч-124Б2
- Шесть CH-124B были модернизированы до стандарта CH-124B2 в 1991–1992 годах. Переработанный CH-124B2 сохранил гидроакустический буй для пассивного обнаружения подводных лодок, но теперь самолет также был оснащен гидролокатором с буксируемой антенной решеткой в дополнение к корабельному гидролокатору. Поскольку противолодочная борьба больше не является основным приоритетом канадских вооруженных сил, CH-124B2 были снова переоборудованы, чтобы стать импровизированными авианосцами для недавно сформированной Постоянной оперативной группы на случай чрезвычайных ситуаций. [ 11 ]
- СН-124С
- Один CH-124 находится в ведении Центра эксплуатационных испытаний и оценки вертолетов, расположенного в CFB Shearwater . Используется для тестирования нового оборудования, а если новое оборудование не тестируется, его можно развернуть на любом корабле канадских вооруженных сил, которому требуется вертолет. [ 11 ]
- Ч-124У
- Неофициальное обозначение четырех самолетов CH-124, модифицированных для пассажирских/грузовых перевозок. Один разбился в 1973 году, а выжившие позже были переоборудованы в CH-124A. [ 11 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]ПРИМЕЧАНИЕ. Последний самолет был списан в декабре 2018 года. [ 18 ] [ 19 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- CH-124401 — Музей авиации Шируотера . [ 23 ]
- CH-124405 — Национальный музей ВВС Канады . [ 24 ]
- CH-124407 — Музей ВВС Комокс . [ 25 ]
- CH-124417 — Международный аэропорт Виктория . [ 26 ]
- CH-124426 — Канадский музей авиации и космонавтики . [ 27 ]
- CH-124429 — Военный музей базы Борден .
- CH-124431 — Музей авиации Шируотера .
- CH-124441 - Авиационный парк Шируотер
Технические характеристики (CH-124 Sea King)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (2 пилота, 1 штурман, 1 оператор бортовых электронных датчиков)
- Вместимость: 3 пассажира
- Длина: 54 фута 9 дюймов (16,69 м)
- Высота: 16 футов 10 дюймов (5,13 м)
- Пустой вес: 11 865 фунтов (5 382 кг)
- Полная масса: 18 626 фунтов (8 449 кг)
- Максимальный взлетный вес: 22 050 фунтов (10 002 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-8F / T58-GE-100 мощностью турбовальных 1500 л.с. (1100 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 62 фута (19 м)
- Площадь несущего винта: 3019,5 кв. футов (280,52 м ). 2 )
- Секция лезвия: - NACA 0012 [ 28 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 144 узла (166 миль в час, 267 км/ч)
- Дальность: 539 миль (620 миль, 998 км)
- Практический потолок: 14 700 футов (4 500 м)
- Скорость набора высоты: 1310–2220 футов/мин (6,7–11,3 м/с).
Вооружение
- 2 Mk 46 Mod V противолодочные торпеды
- Различные гидроакустические буи и пиротехнические устройства.
- дверные пистолеты (некоторые варианты)
Реплики
[ редактировать ]Общество искусственных рифов Британской Колумбии заказывает полноразмерную модель CH-124 для погружения с эсминцем HMCS Annapolis . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aérospatiale SA 321 Супер Фрелон
- Каман SH-2 Сиспрайт
- Kamov Ka-25
- Ми-14
- Сикорский SH-60 Сихок
- Вестлендская рысь
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Реквием по морскому королю. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Выйти со стилем» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2021 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (18 декабря 2018 г.). «Канада уходит в отставку «Морской король» спустя 55 лет» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Совард 1995, стр. 169–171.
- ^ Совард 1995, стр. 63–65.
- ^ Jump up to: а б Журнал Crowsnest - том 17, № 3 и 4, март – апрель 1965 г. Архивировано 27 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Совард 1995, стр. 92–93.
- ^ Совард 1995, стр. 244–246.
- ^ Совард 1995, стр. 261–262.
- ^ Совард 1995, стр. 326.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Варианты CH-124 Sea King» . Канадско-американский стратегический обзор. Архивировано из оригинала 11 сентября 2007 года . Проверено 19 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Лиза, «Король моря », журнал «Вертикаль» , 9 декабря 2013 г. Доступ: 11 декабря 2013 г.
- ^ «Haze Grey & Onway – Канадский флот вчера и сегодня – Морской король» .
- ^ «Подробные новости CBC: Вооруженные силы Канады» . 1 февраля 2006 г.
- ^ «История класса СЕН-ЛОРАНА» . 27 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «ВВС Канады – Самолет – CH-124 Sea King – Технические характеристики» . Архивировано из оригинала 17 января 2008 года.
- ^ «Канада уходит в отставку Sea King после более чем 50 лет службы» . Сеть оборонных СМИ . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Сикорский CH-124 Морской король
- ^ Jump up to: а б Правительство Канады, Национальная оборона (1 декабря 2018 г.). «Новостная статья - Последнее прощание с Морским Королем» . www.rcaf-arc.forces.gc.ca . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «443-я эскадрилья» . canadianwings.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «406-я эскадрилья» . canadianwings.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «423-я морская вертолётная эскадрилья» . rcaf-arc.forces.gc.ca. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Морской король: выходить со стилем - Новостная статья - Королевские ВВС Канады» . 26 июля 2018 г.
- ^ «Морской король – Национальный музей ВВС Канады» .
- ^ https://comoxairforcemuseum.ca/wp-content/uploads/Guide-to-the-Aircraft-of-CAFM-Heritage-Air-Park.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Морской король: выходить со стилем - Новостная статья - Королевские ВВС Канады» . 26 июля 2018 г.
- ^ «Посетите выставку New Sea King в Канадском музее авиации и космонавтики» . 19 марта 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Модель военно-морского вертолета будет добавлена на искусственный риф в Британской Колумбии» 15 сентября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Совард, Стюарт Э. (1995). Руки к летающим станциям, Памятная история канадской военно-морской авиации, Том II . Виктория, Британская Колумбия: Развитие Нептуна. ISBN 0-9697229-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт канадских вооруженных сил CH-124 Sea King
- Хронология «Морского короля» , CBC News, 31 июля 2013 г.