Сикорский Р-4
Р-4 / Ховерфлай | |
---|---|
![]() | |
Sikorsky R-4 в зависании | |
Роль | Вертолет |
Производитель | Сикорский Самолет |
Дизайнер | Игорь Сикорский |
Первый полет | 14 января 1942 г. |
Введение | 5 января 1943 г. |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Береговая охрана США Королевские ВВС |
Произведено | 1942–1944 |
Количество построенных | 131 |
Разработано на основе | Воут-Сикорский VS-300 |
Развитый в | Сикорский Р-6 |

Sikorsky R-4 — двухместный вертолет конструкции Игоря Сикорского с одним трехлопастным несущим винтом и радиальным двигателем. R-4 был первым в мире крупносерийным вертолетом массового производства и первым вертолетом, используемым ВВС США . [1] ВМС США , Береговая охрана США , Великобритании Королевские военно-воздушные силы и Королевский флот . В ВМС США и службе береговой охраны США вертолет был известен как Sikorsky HNS-1 . На британской службе он был известен как Hoverfly .
Развитие [ править ]
VS-316 был разработан на основе знаменитого экспериментального вертолета VS-300 , изобретенного Игорем Сикорским и публично продемонстрированного в 1940 году. VS-316 получил обозначение XR-4 в серии ВВС США , обозначающей «Вертолет». XR-4 совершил первый полет 14 января 1942 года. [2] [3] и был принят армией 30 мая 1942 года. [4] XR-4 превзошел все предыдущие рекорды высоты и скорости полета вертолета, которые были установлены до него. [5] XR-4 совершил полет по пересеченной местности протяженностью 761 миль (1225 км) из Бриджпорта, штат Коннектикут, в Райт-Филд, штат Огайо, установил рекорд максимальной высоты для вертолета - 12 000 футов (3700 м), налетав при этом 100 часов без серьезных происшествий. и максимальная воздушная скорость приближается к 90 милям в час (78 узлов; 145 км / ч) [6] [7]
Британское Адмиралтейство , узнав о VS-300, предоставило корабль Empire Mersey , оснащенный посадочной платформой размером 80 × 40 футов (24 × 12 м), предназначенной для демонстрации ВМС США их работы с корабельными автожирами. . [8] После гибели в 1942 году от подводной лодки ее заменил СС « Дагестан» . [9] Первые палубные испытания на борту «Дагестана» были проведены в 1944 году. [8] Британцы получили два из первых восьми построенных вертолетов. [ нужна ссылка ]
5 января 1943 года ВВС США заказали 29 прототипов. [6] Первые три получили обозначение YR-4A и использовались для оценочных испытаний. YR-4A получил двигатель Warner R-550-1 Super Scarab мощностью 165 л.с. (123 кВт) мощностью 180 л.с. (130 кВт) по сравнению с двигателем Warner R-500-3 в прототипе, а диаметр ротора увеличился на 1 фут. (30 см). Оценка YR-4A продемонстрировала необходимость дальнейших улучшений, включая перемещение хвостового колеса дальше к корме на хвостовой балке, выпуск выхлопных газов в сторону, а не вниз, а также увеличение запаса топлива на 5 галлонов США (4,2 имп галлона; 19 л). . Эти и другие изменения конструкции привели к обозначению более поздних прототипов как YR-4B, которые использовались для эксплуатационных испытаний и летной подготовки.
5 ноября 1944 года компания United Aircraft объявила, что построен сотый вертолет и что объем производства достиг пяти каждые шесть дней. [10]
История эксплуатации [ править ]

После взрыва и затопления в январе 1944 года военного корабля США « Тернер » командующий береговой охраны США Фрэнк Эриксон совершил первый в США спасательный вертолет на Sikorsky R-4, доставив спасательную плазму крови для раненых из Нью-Йорка. [11] 22–23 апреля 1944 года лейтенант армии США Картер Харман из 1-й группы воздушных коммандос провел первую боевую спасательную операцию на вертолете с использованием YR-4B на театре военных действий Китай-Бирма-Индия . [12] Несмотря на большую высоту, влажность и вместимость только одного пассажира, Харман спас сбитого пилота самолета связи и трех его пассажиров-британских солдат, по два за раз. [13] 22–23 января 1945 года еще одно спасательное мероприятие Р-4 включало несколько этапов дозаправки и прохождения через перевалы между горами высотой почти 10 000 футов (3 000 м), чтобы добраться до метеостанции, расположенной на высоте 4700 футов (1400 м). . Высота, превышающая нормальную, потребовала спуска на 20 футов (6,1 м), чтобы подняться в воздух. [14]
В то время как R-4 использовался для спасательных операций в Бирме и Китае, он также использовался для переправки частей между плавучими авиационными ремонтными подразделениями (часть операции «Мыло из слоновой кости ») в южной части Тихого океана. 23 мая 1944 года шесть кораблей отправились в плавание с двумя Р-4 на борту. Корабли были спроектированы как плавучие ремонтные базы для поврежденных самолетов ВВС США в южной части Тихого океана. Когда вертолеты не использовались для перевозки частей из одного места в другое, их использовали для медицинской эвакуации и других миссий милосердия. [15] Пилот вертолета 2LT Луи Карл был прикомандирован к бригадного генерала Клинтона В. Рассела пятому авиаремонтному подразделению . С 15 июня по 29 июля 1945 года Карл и пять других пилотов эвакуировали от 75 до 80 раненых солдат, по одному или по два, из горной местности к северо-востоку от Манилы. Это была вторая группа пилотов вертолетов после лейтенанта Картера Хармана, которая эвакуировала раненых на вертолете во время Второй мировой войны. В отличие от Хармана, они стали объектом нападения японских солдат, которые пытались расстрелять их из пулеметов. Их шестинедельная операция представляет собой крупнейшую операцию боевых вертолетов до Корейской войны. [16]
15 июня 1945 года Пятая воздушная армия получила запрос от 38-й пехотной дивизии об эвакуации двух солдат с травмами головы из точки в 35 милях (56 км) к востоку от Манилы . Карл управлял одним из своих корабельных вертолетов Sikorsky R-4 и приземлился недалеко от линии фронта, к большому изумлению солдат, которые никогда не видели вертолета. Вертолет не был приспособлен для перевозки носилок, поэтому сняли сиденье и положили раненого на пол самолета. Карл доставил солдата в 311-й полевой госпиталь недалеко от Манилы. Как только слухи об их доступности стали известны, их вызывали снова и снова. Карл налетел семь часов и совершил шесть эвакуаций за один день. [16]
На вооружении Королевских ВВС R-4 назывался Hoverfly . [17] Школа подготовки вертолетов, созданная в январе 1945 года в ВВС Великобритании в Андовере , была первым британским воинским подразделением, оснащенным вертолетом. Многие самолеты RAF Hoverfly Mark Is были переданы Королевскому флоту для обучения, а один из них использовался в 1945–46 годах компанией Fairey Aviation для разработки несущих систем для их Gyrodyne вертолета .
Сложность пилотирования [ править ]
Вертолетом было трудно управлять. Лопасти самолета были изготовлены из деревянных нервюр вокруг стального лонжерона и покрыты легированной тканью. Лопастям было трудно удерживать вращение в одной плоскости, и они сильно вибрировали. Цикл совершал непрерывные небольшие орбиты, непрерывно вибрируя. Не было регулятора для управления скоростью несущего винта, и пилоту приходилось постоянно коррелировать дроссельную заслонку с входными сигналами общего шага. [16] Газета Chicago Tribune сообщила об усилиях Карла по транспортировке раненых. Писали, что «ручка управления трясется, как отбойный молоток, и пилот должен все время держать ее крепко. Стоит ему расслабиться хотя бы на минуту, как самолет теряет управление. Пилоты обычных самолетов говорят, что пилота вертолета опознать легко – у него постоянный случай тряски». [18]
Варианты [ править ]


- XR-4
- Один прототип модели VS-316A с экипажем из двух человек и двойным управлением, Warner R-500-3 мощностью 165 л.с. (123 кВт) стал XR-4C. двигателем
- ЯР-4А
- Версия с увеличенным диаметром ротора и двигателем Warner R-550-1 мощностью 180 л.с. (130 кВт); построено три.
- ЯР-4Б
- Версия с подробными изменениями; 27 самолетов были построены для опытно-конструкторских испытаний, за ними последовала еще партия из 14 самолетов, семь из которых были переданы ВМС США как HNS-1.
- Р-4Б
- Серийная версия с двигателем Warner R-550-3 мощностью 200 л.с. (150 кВт); Всего построено 100 самолетов, в том числе 20 для ВМС США и 45 для Королевских ВВС.
- XR-4C
- Прототип XR-4 с модернизированным двигателем Warner R-550-1 мощностью 180 л.с. (130 кВт) с более крупным ротором типа YR-4A.
- ХНС-1
- Три YR-4B и 22 R-4B переданы ВМС США; три были направлены береговой охране США. [19]
- журчалка я
- Военное обозначение R-4 в Великобритании для Королевских ВВС и Королевского флота; Доставлено 52 самолета, а один позже передан Королевским ВВС Канады. построено 133 [20]
- Сикорский С-54
- Р-4Б, модифицированный для испытаний в полуторный тандемный вертолет с местом наблюдателя за редуктором несущего винта. Первый полет совершил 20 декабря 1948 года. [21]
Операторы [ править ]
- Авиация флота [22]
- 703-я военно-морская авиационная эскадрилья [23]
- 705-я военно-морская авиационная эскадрилья [23]
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья [24]
Hoverfly I Королевских ВВС использовался компанией Fairey Aviation в конце 1945 года. - Королевская военно-морская летная школа [23]
- Королевские ВВС [25]
Выжившие самолеты [ править ]
- Канада
- 43-46565 — Р-4Б на хранении в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве, Онтарио . Он был приобретен музеем в 1983 году. [30]
- Великобритания
- KL110 — Hoverfly I на выставке в Музее Королевских ВВС в Лондоне . Поставленный по ленд-лизу, он прибыл в Великобританию в феврале 1945 года. Он летал в составе Королевских ВВС, а затем в составе Королевского флота, до 1951 года. Он использовался Колледжем аэронавтики в Крэнфилде, пока не был передан музею Королевских ВВС в 1966 году. [31] [32]

- Соединенные Штаты
- 41-18874 - XR-4C на статической экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . [33]
- 43-46503 - R-4B на статической экспозиции в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [34]
- 43-46506 — R-4B на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Он был подарен Университетом Иллинойса в 1967 году. [35]
- 43-46521 - R-4B на статической экспозиции в Национальном музее армии США в форте Бельвуар недалеко от Маунт-Вернон, штат Вирджиния . [36] [37]
- 43-46534 - R-4B на реставрации в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [38] [39]
- 43-46592 - R-4B на статической экспозиции в Музее армейской авиации США в форте Новосел недалеко от Дейлвилля, штат Алабама . [40]
- 39047 — HNS-1 на статической экспозиции в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [41] [42]
- c/n 95 - R-4B на хранении в Мемориальных ВВС в Далласе, штат Техас . [43] [44]
Технические характеристики (Р-4Б) [ править ]

Данные из [45]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 1 носилки для раненых, переносимые снаружи
- Длина: 48 футов 1 дюйм (14,66 м), вращающиеся роторы
- Только фюзеляж 33 фута 8 дюймов (10 м) [ нужна ссылка ]
- Высота: 12 футов 5 дюймов (3,78 м)
- Пустой вес: 2011 фунтов (912 кг)
- Полная масса: 2540 фунтов (1152 кг)
- Силовая установка: 1 × Warner R-550-1 7-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 185 л.с. (138 кВт)
- Диаметр несущего винта: 38 футов (12 м)
- Площадь несущего винта: 1134 кв. футов (105,4 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 75 миль в час (121 км/ч, 65 узлов)
- Крейсерская скорость: 65 миль в час (105 км/ч, 56 узлов) [ нужна ссылка ]
- Дальность: 130 миль (210 км, 110 миль) [ нужна ссылка ]
- Практический потолок: 8000 футов (2400 м)
- Время набора высоты: 8000 футов (2438 м) за 45 минут.
См. также [ править ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки [ править ]
- Примечания
- ^ "Sikorsky R-4B Hoverfly" . Национальный музей ВВС США . Проверено: 25 июля 2016 г.
- ^ Ганстон 2005, с. 88.
- ^ Понедельник 2005 г., с. 29.
- ^ «Сикорский Р-4Б Ховерфлай» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «Sikorsky R-4B — Канадский музей авиации и космонавтики» . ingeniumcanada.org . Проверено 24 марта 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макгоуэн 2005, с. 29.
- ^ «Архивы Сикорского | Первая поставка» . www.sikorskyarchives.com . Проверено 24 марта 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Британские летчики-испытатели, командир крыла № 17 Реджинальд Альфред Чарльз Бри» , рейс : 643, 12 декабря 1946 года .
- ^ Кокер 2008, с. 114.
- ^ Associated Press, «Фирма завершает строительство своего сотого вертолета», The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 6 ноября 1944 г., Vol. 51, с. 1.
- ^ «Сикорский HNS-1 Ховерфлай» . Береговая охрана США . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Дорр, Роберт. История в синем цвете , Air Force Times, 22 марта 2004 г.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 34.
- ^ Уильямс 2005, стр. 30–31.
- ^ Уильямс 2005, с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Журнал, Смитсоновский институт; Коннор, Роджер. «Медицинская эвакуация с Лусона» . Смитсоновский журнал . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ « Рейс 1946» . Flightglobal.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Вейси, Артур (21 июня 1945 г.). «Вывести янки с Лусона на вертолете» . Газеты.com . Чикаго Трибьюн . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Друкер, Грэм. «Сикорский Р-4Б Ховерфлай (HNS)» . www.fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 31 октября 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Сикорский Р-4Б Ховерфлай 1» . Музей РАФ . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ «Экспериментальный тандемный вертолет S-54 Sesque» . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Р-4/Н-4» . globalsecurity.org. 2014 . Проверено 21 октября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ховард/Берроу/Майалл 2011, стр. 3–9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс 1991 , с. 306.
- ^ «Вертолеты для обучения» , полет , 5 июля 1945 г. , получено 21 октября 2014 г.
- ^ Стуртивант 2007, с. 203
- ^ Джеффорд 1988 , с. 135.
- ^ «Вертолет С-47/Р-4» . sikorskyarchives.com . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «История авиации береговой охраны, стр. 25» (PDF) . uscg.mil . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «Сикорский Р-4Б» . Канадский музей авиации и космонавтики . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Сикорский Р-4Б Ховерфлай 1» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2007). «Индивидуальная история [KL110]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2010 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Воут-Сикорский XR-4C» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 28 марта 2021 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Сикорский Р-4Б (С-47) «Ховерфлай» » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Сикорский Р-4Б Ховерфлай» . Национальный музей ВВС США . 20 апреля 2015 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky R-4B Hoverfly, серийный номер 43-46521 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Трусаемся в Форт-Бельвуаре» . Таймс округа Фэрфакс . 9 февраля 2019 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Наша коллекция – Реставрационный ангар» . Музей авиации Янкса . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Сикорский R‑4B Ховерфлай» . Музей авиации Янкса . 5 февраля 2017 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Коллекция вращающихся крыльев» . Музей авиации армии США . 2 января 2003 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «HNS Hoverfly» . Национальный музей морской авиации . Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Досье о планере – Sikorsky HNS-1 Hoverfly, серийный номер 39047 USCG, c/n 104, c/r N75988» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Самолет: R-4 Sikorsky Hover Fly» . CAF Operations.org . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N4605V]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 1995 г.). Нью-Йорк: Военная пресса. стр. 256–257. ISBN 0517679647 .
- Библиография
- Кокер, Морис. Авианесущие корабли Королевского флота. Страуд, Глостершир, Великобритания: The History Press, 2008 г. ISBN 978-0-7524-4633-2 .
- Ганстон, Билл (1986). Американские военные самолеты . Crown Publishers Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-517-61351-4 .
- Ховард, Ли; Берроу, Мик; Майалл, Эрик (2011). Вертолеты ВВС флота с 1943 года . Air-Britain Historians Limited. ISBN 978-0-85130-304-8 .
- Джеймс, Д. (1991). Westland Aircraft с 1915 года . Лондон : Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-847-Х .
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС. Полный отчет о движении и оснащении всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери : Эйрлайф. ISBN 1-85310-053-6 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния (серия «Оружие и война»). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN 978-1-85109-468-4 .
- Монди, Дэвид (1996). Краткий справочник Хэмлина по американским самолетам времен Второй мировой войны . Aerospace Publishing Ltd. Лондон: ISBN 0-7858-1361-6 .
- Майалл, Эрик и Рэй Стертивант (ред.). Файл журчалки . Танбридж-Уэллс, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1998. ISBN 0-85130-262-9 .
- Стертивант, Рэй. Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС с 1912 г. , Air-Britain (Историки), Англия, 2007 г., ISBN 0 85130 365 Х
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
- Уильямс, доктор Джеймс В. История армейской авиации: от ее истоков до войны с террором. Блумингтон, Индиана: Iuniverse, 2005. ISBN 978-0-595-67396-4 .
Внешние ссылки [ править ]

- Страница Sikorsky S-47/R-4 в архиве Sikorsky
- Страница Sikorsky R-4 в Национальном музее ВВС США.
- Веб-страница музея Королевских ВВС Sikorsky R4 Hoverfly
- Фотогалерея Sikorsky R-4B Hoverfly I
- Freeman AAF содержит историю первой в Америке вертолетной школы.
- База данных HELIS.com Sikorsky R-4/HNS-1/Hoverfly I
- Музей авиации Новой Англии R-4 демонстрирует Google Street View
- Документ RAF Muesuem об истории R-4