Сикорский С-76
С-76 | |
---|---|
Галицкая береговая охрана С-76С+ | |
Роль | Универсальный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 13 марта 1977 г. [1] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Бристоу Вертолеты [2] CHC Вертолет [3] |
Произведено | 1977 – настоящее время |
Количество построенных | 875 [4] |
Варианты | Сикорский С-75 |
Sikorsky S-76 — средний коммерческий вертолет общего назначения , разработанный и производимый американским производителем вертолетов Sikorsky Aircraft . Это первый вертолет компании, специально разработанный для гражданского рынка.
S-76 был разработан в середине 1970-х годов и первоначально имел обозначение S-74 , но был переименован в честь двухсотлетия США . Созданный на базе недавно разработанного вертолета S-70 , он оснащен двумя турбовальными двигателями, четырехлопастным несущим и хвостовым винтами и убирающимся шасси . 13 марта 1977 года прототип совершил свой первый полет . Первоначальным серийным вариантом был С-76А, первые поставки которого состоялись 27 февраля 1979 года. Со временем было выпущено несколько улучшенных моделей, в том числе С-76 Mk II, выпущенный на вооружение в 1982 году, и С-76Б в 1987 году. Особые проблемы вызвал выпуск S-76D, который был задержан на четыре года из-за проблем с графиком полета; Окончательно он был сертифицирован для эксплуатации 12 октября 2012 года.
Первоначально S-76 пользовался большим спросом со стороны морской нефтяной промышленности; в дальнейшем спрос сместился в сторону VIP- сектора рынка. Он выполнил несколько примечательных полетов, таких как первое кругосветное плавание на вертолете в направлении с востока на запад и автономный демонстрационный полет в 2016 году. Sikorsky также использовал отдельные вертолеты, часто сильно модифицированные для этой цели, в экспериментальных целях. и для поддержки других программ. Спрос на S-76 снизился в 2010-х годах, и более новые вертолеты, такие как AgustaWestland AW139, оказались жесткой конкуренцией. В марте 2022 года Sikorsky приостановила новые заказы на S-76, но заявила, что ищет возможности для будущего зарубежного производства с иностранными партнерами.
Разработка
[ редактировать ]Разработка С-76 началась в середине 1970-х годов под названием С-74 . Впоследствии С-74 был переименован в С-76 в честь двухсотлетия США . Компания поставила перед собой цель создать средний вертолет, подходящий для корпоративных перевозок и нефтедобывающей промышленности. Конструкторские работы Сикорского над вертолетом S-70 (который был выбран для использования в армии США под названием UH-60 Black Hawk ) были использованы при разработке S-76, включив в его лопасти несущего винта технологию S-70. головки ротора. [5] [6] : 1378 Это был первый вертолет Sikorsky, предназначенный исключительно для коммерческого, а не военного использования. [6] : 1377
13 марта 1977 года прототип совершил свой первый полет . [7] 21 ноября 1978 года был выдан первоначальный Федерального управления гражданской авиации сертификат типа США , а первая поставка заказчику состоялась 27 февраля 1979 года. [8] : 142, 144 В конце 1978 года С-76 получил официальное название «Спирит». [8] : 144 однако это имя было официально исключено Сикорским 9 октября 1980 года, как сообщается, из-за проблем с переводом на некоторые иностранные языки. [5] [9]
Первым серийным вариантом стал С-76А. Со временем было выпущено несколько улучшенных моделей. В 1982 году был представлен S-76 Mk II, оснащенный более мощными двигателями и другими доработками. В 1987 году началось производство S-76B с двигателями Pratt & Whitney Canada PT6B-36A и Pratt & Whitney Canada PT6B-36B ; он был способен развивать максимальную скорость 155 узлов (287 км/ч) на уровне моря. К началу 2001 года было поставлено более 500 С-76. [7]
В начале 2000-х С-76С+ был основной выпускаемой версией; он был оснащен двумя двигателями Turbomeca Arriel 2S1 с FADEC и пакетом Honeywell EFIS . [7] Эта версия также включала активное шумоподавление, гасители вибрации и композитный несущий винт. 3 января 2006 года С-76 C++ заменил более ранние выпускаемые версии; Он оснащен двумя двигателями Turbomeca Arriel 2S2 и включает улучшенную и более тихую трансмиссию , а также незначительные изменения во внутреннем оборудовании и авионике. К январю 2006 года компания Sikorsky получила 92 заказа на эту модель. [ нужна ссылка ]
Разработка следующего S-76D была отложена на четыре года из-за технических проблем с расширением диапазона полетов. 7 февраля 2009 года прототип совершил свой первый полет, сертификация типа первоначально ожидалась в течение 2011 года, а поставки должны были начаться в конце того же года. ФАУ выдало сертификацию 12 октября 2012 года. В программе сертификации использовались три прототипа, причем один самолет использовался для сертификации дополнительной электрической системы защиты от обледенения ротора. Модель «D» оснащена двигателями Pratt & Whitney Canada PW210S мощностью 1050 л.с. (783 кВт) , приводящими в движение композитные несущие винты, и включает активный контроль вибрации. Производительность существенно улучшается за счет увеличения мощности, но при первоначальной сертификации сохраняется та же полная масса 11 700 фунтов (5 307 кг) и максимальная крейсерская скорость 155 узлов (287 км/ч), что и у более ранних моделей. [10] [11] [12]
Темпы производства заметно снизились в 2010-е годы; В период с 2016 по 2020 год было поставлено всего дюжину С-76. [13] В сентябре 2013 года было объявлено, что с китайским производителем Changhe Aircraft Industries Corporation заключен контракт на производство планера S-76D. [14] Сообщается, что к апрелю 2022 года было построено более 875 С-76. [4]
В марте 2022 года компания Sikorsky объявила, что приостановила новые заказы на S-76, пока лицензирования оцениваются потенциальные зарубежные производственные партнеры и возможности . Причины приостановки включали снижение объема продаж, высокую стоимость поставок и производства, а также непомерно высокие затраты, связанные с адаптацией S-76 для соответствия растущим требованиям безопасности. Этот шаг фактически положил конец производству S-76 после выполнения трех невыполненных заказов и представлял собой уход Sikorsky с рынка средних коммерческих вертолетов. [15] [16] Компания Sikorsky заявила, что продолжит активно производить запасные части для S-76 на своем заводе в Коннектикуте . [13]
Дизайн
[ редактировать ]С-76 имеет традиционную конфигурацию, с четырехлопастным шарнирно- сочлененным несущим винтом и четырехлопастным рулевым винтом на левом борту хвостовой балки. Он приводится в движение парой турбовальных двигателей, которые расположены над пассажирским салоном. [17] На прототипах и самолетах начального производства этими двигателями были Allison 250-C30 , вариант популярного двигателя Allison 250, который был разработан специально для S-76l и имел одноступенчатый центробежный компрессор вместо многоступенчатого осевого /центробежного компрессора. компрессор более ранних моделей двигателя мощностью 650 л.с. (480 кВт) на взлете. [8] : 113–114 Эти двигатели соединены с несущим винтом главным редуктором, трехступенчатым агрегатом с цилиндрической передачей в качестве последней ступени, а не планетарной передачей , которая использовалась в вертолетах Sikorsky предыдущих поколений. Эта конструкция имеет на 30% меньше деталей и более низкую стоимость, чем более традиционная конструкция. [5] [8] : 114
Главный ротор оснащен цельной алюминиевой ступицей, оснащенной эластомерными подшипниками, которые не требуют смазки или какого-либо другого обслуживания на протяжении всего расчетного срока службы. [5] [8] : 114 Лопасти несущего винта имеют титановые лонжероны профиль несимметричен и поворачиваются на десять градусов, чтобы обеспечить равномерную нагрузку при зависании, а аэродинамический с опущенной передней кромкой . Кончики ротора сужены и загнуты назад. [6] : 1378 [8] : 114 Лопасти несущего винта на самолетах S-76 более поздней постройки имеют меры защиты от обледенения. [13] Органы управления полетом оснащены сервоприводами и системой повышения устойчивости. [8] : 114,116 убирающаяся ходовая часть носового колеса Установлена уменьшению лобового сопротивления . Благодаря благодаря этой конструкции крейсерская скорость S-76A увеличилась на 6 узлов (6,9 миль в час; 11 км / ч). Может быть установлено аварийное плавсредство, в котором используются мешки, наполненные гелием, для увеличения плавучести в случае вынужденной посадки на воду. [6] : 1377
Фюзеляж С-76 выполнен как из металла, так и из композитных материалов ; носовая часть самолета изготовлена из стекловолокна , в салоне используется из легкого сплава сотовая конструкция , а хвостовая балка полумонокок также изготовлена из легкого сплава. [17] Пара пилотов обычно сидят бок о бок в кабине, расположенной перед кабиной, где могут разместиться еще 12 пассажиров в трех рядах по четыре человека или от четырех до восьми пассажиров в более роскошных креслах представительского класса. конфигурация. [8] : 114 Более поздние модели могут управляться одним пилотом при наличии кабины соответствующей конфигурации. [13] S-76 изначально не проектировался с аварийно-устойчивыми топливными системами, что привело к трудностям с продолжением производства после того, как в апреле 2020 года были выполнены требования Федерального управления гражданской авиации. [16]
Операционная история
[ редактировать ]В начале своей коммерческой карьеры S-76 стал популярен для морских операций, например, для нефтяных вышек . [18] Многие операторы либо приобрели, либо арендовали этот тип специально для работы в этом секторе. [19]
В 1982 году С-76А установил несколько рекордов класса по дальности, скороподъемности и скорости. [20] [21] [22] и потолок. [23] В июне 1995 года S-76 стал первым вертолётом, совершившим кругосветное путешествие в направлении с востока на запад, пилотируемый австралийским искателем приключений Диком Смитом . [24]
Несколько авиакомпаний эксплуатировали S-76A на регулярных рейсах, в том числе Helijet Airways из Ванкувера, Британская Колумбия , Канада. [ нужна ссылка ]
Во время предвыборной кампании перед всеобщими выборами в Соединенном Королевстве 2005 года и Лейбористская, и Консервативная партии отказались от обычных «боевых автобусов» в пользу вертолетов S-76 для быстрой перевозки своих лидеров по Британским островам . [25] По словам Джейсона Ламберта, вице-президента Sikorsky по коммерческим и военным системам, S-76 зарекомендовал себя особенно популярным среди VIP- клиентов. [16] К 2020 году, по словам Сикорского, десять стран использовали S-76 для перевозки глав своих государств . [18]
С-76 периодически использовались для тестирования новых технологий и возможностей. Сильно модифицированный S-76 SHADOW (Sikorsky Helicopter Advance Demonstrator of Operations Workload) был построен для демонстрации его усовершенствованной кабины для операций с одним пилотом и для изучения человеко-инженерного интерфейса между пилотом и органами управления и дисплеями в кабине; это было сделано в помощь программе вооруженных разведывательных вертолетов RAH-66 Comanche . [26] В 2010-х годах S-76 был настроен для автономной работы и продемонстрировал эту способность в июне 2016 года, пролетев расстояние около 30 миль (48 км) без вмешательства человека, за исключением ограниченного ввода данных с помощью планшетного компьютера , взлета и Этапы посадки также выполнялись автономно. [27]
В 2010-х годах многие эксплуатанты S-76 решили заменить этот тип на более новый винтокрылый аппарат средней грузоподъемности, такой как AgustaWestland AW139 . [16] В начале 2020 года было замечено, что, хотя S-76D больше не соответствует правилам ФАУ, разрешающим его продажу покупателям в США, продажи все еще возможны в ряд других стран. [13]
Варианты
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- С-76А
- Оригинальная серийная версия, оснащенная двумя турбовальными двигателями Rolls-Royce (Allison) 250-C30 мощностью 650 л.с. (480 кВт) . Большое количество модифицировано до S-76A+, A++, C и C+. 284 изготовлено.
- С-76А Утилита
- Коммунальная транспортная версия, оснащенная раздвижными дверями и усиленным полом.
- С-76А+
- Непроданные S-76 были оснащены двумя турбовальными двигателями Turbomeca Arriel 1S . 17 изготовлено.
- С-76А++
- Вертолеты S-76 оснащены двумя турбовальными двигателями Turbomeca Arriel 1S1 .
- С-76А Мк II
- Улучшенная всепогодная транспортная версия, оснащенная более мощными двигателями и другими улучшениями в деталях.
- С-76Б
- Оснащен двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney Canada PT6B-36A или Pratt & Whitney Canada PT6B-36B . построено 101.
- С-76С
- мощностью 539 кВт (981 л.с.) Оснащен двумя турбовальными двигателями Turbomeca Arriel 1S1 . 43 изготовлено.
- С-76С+
- Модернизированная версия, оснащенная улучшенными турбовалами Turbomeca Arriel 2S1 с FADEC. 35 изготовлено.
- С-76С++
- Турбомека Арриэль 2С2
- С-76Д
- Оснащен двумя Pratt & Whitney Canada PW210S . Также имеется комплект авионики Thales Topdeck и улучшенная шумовая характеристика по сравнению со всеми предыдущими вариантами. [28] [29]
Военный
[ редактировать ]- AUH-76 «Леди Дракон»
- Вооруженная транспортная версия С-76 Mk. II. Поставлен в 1983 году в ВВС Филиппин . Первоначально вооружен двумя фиксированными 7,62-мм миниганами M134, стреляющими вперед (по одному с каждой стороны), 7-зарядной ракетной установкой с каждой стороны и радиолокационными высотомерами. Когда М134 вышел из строя, пушки заменили на пулеметы М2П. [30] [31]
- H-76 Орел
- Военизированный вариант, подходящий для военно-морских операций, на базе С-76Б, о нем было объявлено в 1985 году, но ни один из них так и не был продан.
Экспериментальные производные
[ редактировать ]- Сикорский С-75
- Программа Advanced Composite Airframe Program (ACAP) представляла собой полностью композитный самолет Sikorsky, ранний образец концепции LHX. Получивший обозначение S-75 , он сочетал в себе новый композитный планер с двигателями, несущими винтами и компонентами трансмиссии S-76. [32]
- Сикорский S-76 ТЕНЬ
- Исследование Boeing-Sikorsky MANPRINT. Первоначальная концепция программы LHX заключалась в создании одноместного вертолета, который мог бы делать больше, чем двухместный самолет. Передовой демонстратор рабочей нагрузки операторов вертолета Sikorsky (S-76) (SHADOW) имел усовершенствованную кабину для одного пилота, прикрепленную к носу. Целью было изучение MANPRINT или человеко-инженерного интерфейса между пилотом и органами управления и дисплеями кабины. Кабина представляла собой прототип однопилотной кабины, предназначенной для использования на прототипе вооруженного разведывательного вертолета RAH-66 Comanche . Кабина была спроектирована таким образом, чтобы датчики передавали данные пилоту через дисплеи, установленные на шлеме. Исследование MANPRINT показало, что эксплуатация Comanche одним пилотом небезопасна и приведет к перегрузке пилотов. В результате этого исследования Comanche был спроектирован для управления экипажем из двух человек. [26]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]S-76 находится на гражданской службе по всему миру у авиакомпаний, корпораций, больниц и государственных операторов. Самый крупный в мире гражданский парк состоит из 79 вертолетов Sikorsky S-76, принадлежащих компании CHC Helicopter Corporation . [3]
Текущие военные и правительство
[ редактировать ]- Службы неотложной медицинской помощи LifeFlight (Новая Шотландия)
- Испанские воздушно-космические силы [38]
- Галицкая береговая охрана [42] [43]
Бывшие военные и правительство
[ редактировать ]- Королевские ВВС Австралии (заменены на AgustaWestland AW139 в конце 2010-х) [45]
- Ornge / Ontario Air Ambulance Corp. (первоначально принадлежала Canadian Helicopters , а затем принадлежала Ornge и была заменена на AW139 в 2012 году). 1 передан в дар Centennial College в Торонто (C-GIMZ) и 1 Канадскому музею авиации и космонавтики (C-GIMB).
Несчастные случаи
[ редактировать ]- 17 июля 2002 года самолет S-76A G-BJVX , принадлежащий компании Bristow Helicopters , упал в Северное море из-за отказа лопасти несущего винта. Оператор временно приостановил все полеты вертолетов над Северным морем до возобновления операций 3 сентября 2002 года. [50]
- 10 августа 2005 года самолет Sikorsky S-76C+, выполнявший рейс 103 Copterline, врезался в Таллиннский залив в Финском заливе . Причиной стал отказ гидравлической системы управления полетом. [51]
- 31 мая 2013 года самолет скорой помощи S-76A, которым управляла компания Ornge , разбился недалеко от аэропорта Мусони в Канаде . Причиной стала недостаточная подготовка пилотов к действиям в ночное время. [52]
- 10 марта 2017 года S-76C++ TC-HEZ , эксплуатируемый авиакомпанией Swan Aviation , разбился во время частного чартерного рейса в Стамбуле , Турция . Причина неизвестна, но в то время были плохие условия видимости. [53]
- 26 января 2020 года S-76B N72EX разбился в Калабасасе, штат Калифорния , в результате чего погибли все девять пассажиров, в том числе бывший профессиональный баскетболист Коби Брайант и его дочь Джанна. [18] Установлено, что причиной стала пространственная дезориентация пилота Ара Зобаяна из-за сильного тумана, а также ошибка пилота. [54] [55]
- 16 сентября 2020 года самолет скорой помощи S-76A ВВС Филиппин разбился в Басилан провинции на юге Филиппин во время плохих погодных условий, в результате чего погибли все четыре члена военного экипажа, находившиеся на борту. [56] [57]
Технические характеристики (Sikorsky S-76C++)
[ редактировать ]Данные Сикорского [58]
Общие характеристики
- Экипаж: два [а]
- Вместимость: 13 пассажиров
- Длина: 52 фута 6 дюймов (16 м) от кончика несущего винта до кончика рулевого винта.
- Ширина: 10 футов 0 дюймов (3,05 м) у горизонтального стабилизатора
- Высота: 14 футов 6 дюймов (4,42 м) до кончика рулевого винта.
- Вес пустого: 7005 фунтов (3177 кг) в полезной конфигурации.
- Полная масса: 11700 фунтов (5306 кг)
- Запас топлива: 281 галлон США (1064 литра), 50 или 102 галлона США (189 или 386 литров) доступны в дополнительных вспомогательных баках.
- Силовая установка: 2 турбовальных двигателя Turbomeca Arriel 2S2 мощностью 922 л.с. (688 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 44 фута 0 дюймов (13,41 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 155 узлов (178 миль в час, 287 км/ч) при максимальной взлетной массе на уровне моря в стандартных атмосферных условиях.
- Крейсерская скорость: 155 узлов (178 миль в час, 287 км/ч). Максимальная крейсерская скорость такая же, как максимальная скорость.
- Дальность: 411 морских миль (473 миль, 761 км) без резервов, на дальней крейсерской скорости на высоте 4000 футов.
- Практический потолок: 13 800 футов (4 200 м)
Авионика
- Honeywell и комплект авионики Collins Proline II Четырехтрубный комплект EFIS
- Четырехосный полностью подключенный автопилот
- Интегрированная система отображения приборов (IIDS)
- Honeywell Система предупреждения о сближении с землей
- Honeywell Primus Метеорологический радар
- Двойные радиостанции связи/навигации
- Автоматический пеленгатор
- Двойная система ориентации и курса и компьютеры данных о воздухе.
- Радиовысотомер
- Транспондер режима C
- Двойной всенаправленный диапазон УКВ (VOR) и система посадки по приборам (ILS)
- Дальномерное оборудование
- Диктофон в кабине
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Агуста Вестленд AW109
- Вертолеты Airbus H160
- Белл 222/230
- Белл 430
- Еврокоптер AS365 Дофин
- ХАЛ Друв
- ХАЛ Рудра
- Kamov Ka-60
- МББ Бо 105
- МББ/Кавасаки БК 117
- ИЛИ Т625
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Может работать только с одним пилотом в условиях ПВП и в ППП при соответствующем оборудовании.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пол Иден, Признание гражданских самолетов (Crowood Press, 2012)
- ^ «Флот :: Bristow Group Inc. (СВВП)» . Бристоу Вертолеты . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Флот» . Вертолет CHC . Архивировано из оригинала 2 января 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вертолет Сикорский S-76» . Локхид Мартин . 17 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2021 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дивайн, Винни (11 сентября 2012 г.) [апрель 2012 г.]. «Вертолет С-76» . Архив Сикорского . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ламберт, Марк (6 мая 1978 г.). «С-76 в воздухе» . Рейс Интернешнл . Том. 113, нет. 3607. стр. 1377–1382. Архивировано из оригинала 19 января 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон, Род (21 июля 2001 г.). Мировые самолеты Airlife . Шрусбери : Эйрлайф. п. 505. ИСБН 978-1-84037-115-4 . OCLC 980274514 . ОЛ 8915318М .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Дух Сикорского». Эйр Интернешнл . Том. 18, нет. 3. Март 1980 г., стр. 111–116, 142–144. ISSN 0306-5634 . OCLC 907842170 .
- ^ Клайн, RE (9 октября 1980 г.), «Идентификация вертолета S-76», внутренняя переписка Sikorsky P-2462.
- ^ Тримбл, Стивен. «Сикорский объясняет четырехлетнюю задержку поставки С-76Д» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Первый полет улучшенного Sikorsky S-76». Неделя авиации и космических технологий . 16 февраля 2009 г. с. 15. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Паспорт типа сертификата № H1NE» . Федеральное управление гражданской авиации . 18 марта 2021 г. Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хубер, Марк (2 марта 2022 г.). «Сикорский размышляет о судьбе С-76Д» . ainonline.com.
- ^ «Программа сотрудничества» . Чанхэская авиастроительная корпорация . Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Норрис, Гай (8 марта 2022 г.). «Sikorsky замораживает S-76D и ищет партнера по лицензионному производству» . Сеть «Авиационная неделя» . Даллас . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон, Оливер (9 марта 2022 г.). «Sikorsky прекращает принимать заказы на С-76 и надеется на лицензионное производство» . вертикальный маг.com.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р. , изд. (декабрь 1982 г.). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон : Информационные службы Джейнс . стр. 476–477. ISBN 978-0-7106-0748-5 . ISSN 0075-3017 . OCLC 496585133 . ОЛ 28152958М .
- ^ Jump up to: а б с Лайонс, Патрик Дж. (27 января 2020 г.). «Что мы знаем о вертолете в смерти Коби Брайанта» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Шукла, Аджай (24 марта 2022 г.). «Pawan Hans арендует для эксплуатации 6 вертолетов Sikorsky S-76D» . бизнес-стандарт.com.
- ^ «Томас Ф. Дойл младший (США) (1845)» . Международная авиационная федерация . 10 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Томас Ф. Дойл младший (США) (11660)» . Международная авиационная федерация . 10 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Николас Д. Лаппос (США) (2262)» . Международная авиационная федерация . 10 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г. Другие: 1827, 1839, 1844, 2067, 2068, 2069, 2070, 2071, 2072, 2073, 2074, 2100, 2222, 2223, 3415, 10273.
- ^ «Байрон Грэм младший (США) (9947)» . Международная авиационная федерация . 10 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Готт, Роберт (1998). Дик Смит: австралийский искатель приключений . Создатели и шейкеры. Порт Мельбурн : Хайнеманн . п. 46. ИСБН 978-1-8639-1878-7 . ОСЛК 38819984 .
- ^ Уиллер, Брайан (7 апреля 2005 г.). «Какая партия выигрывает в воздушной войне?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Исторические вертолеты армии США» . ТАКОМ-РИ армии США . 5 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2009 г. Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Джеффри, Колин (3 июня 2016 г.). «Автономный полет на 30 миль для коммерческого вертолета Sikorsky S-76» . newatlas.com.
- ^ Хубер, Марк (3 июля 2012 г.). «Сикорский С-76Д» . Путешественник на бизнес-джете . ISSN 1554-1339 . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Thales разрабатывает новинки для вертолета С-76Д» . Фалес . 12 января 2011 г.
- ^ https://15thstrikewing.mil.ph/15swhistory.html
- ^ https://www.scramble.nl/planning/orbats/philippines/philippine-air-force-history
- ^ Хардинг, Стивен (1997). «Сикорский С-75 АСАП». Самолеты армии США с 1947 года: иллюстрированный справочник . Атглен : Издательство Шиффер . п. 251. ИСБН 978-0-7643-0190-2 . LCCN 96069996 . OCLC 464218057 . OL 1016558M – через Интернет-архив .
- ^ «Фуэрса Аэреа Аргентина VIP S-76» . helis.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Министерство транспорта подписывает четыре вертолета С-76Д для поисково-спасательной миссии в Китае» . Локхид Мартин (пресс-релиз). 5 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ «Японская береговая охрана заказывает вертолеты» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Сингапур . 14 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Sikorsky S-76D начинает службу в береговой охране Японии» . aerospacemanufacturinganddesign.com . 3 марта 2015 года . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ «Самолет» . Королевские ВВС Иордании . Архивировано из оригинала 24 октября 2016 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Хойл, Крейг (4 декабря 2018 г.). «Анализ: Справочник ВВС мира за 2019 год» . FlightGlobal . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «С-76Б» . Национальный корпус воздушно-десантной службы . Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Министерство внутренних дел Саудовской Аравии подписало контракт на поставку 12 вертолетов С-76Д» . Sikorsky Aircraft (Пресс-релиз). 21 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Сербская полицейская авиация» . Аэрофлайт. 11 октября 2005 г. [25 сентября 2005 г.]. Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Ллера, Луис Карлос (11 августа 2010 г.). «Ангелы Галицкого моря уже спасли 1321 человека, потерпевшего кораблекрушение » . Голос Галисии (на испанском языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Луасес, Антон. «Pesca трамита ла приобретение третьего вертолета у Гардакостаса» [Идет рыбная ловля для приобретения третьего вертолета у Гардакостаса]. La Opinión a Coruña (на испанском языке). Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Авиапутешествие» . Королевский двор . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «CHC представляет полдюжины AW139 для работы в RAAF» . Новости деловой авиации . 11 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2021 г. Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ «Военно-воздушные силы мира» . Рейс Интернешнл . 28 ноября 1987 г. с. 60. Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Историческое общество Королевских ВВС (2003). Резерв и вспомогательные силы Королевских ВВС (PDF) . Историческое общество Королевских ВВС. стр. 173–176. ISBN 978-0-9530-3451-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Гражданское спасение» . Архив Сикорского . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Ран — это имя нового вертолета гвардии, который ожидается в стране через неделю» . Morgunblaðið (на исландском языке). 17 сентября 1980 года . Проверено 13 июня 2022 г. - через Timarit.is .
- ^ «Полёты буровой установки возобновляются после фатальной катастрофы» . Новости Би-би-си . 3 сентября 2002 г.
- ^ «Итоговый отчет. Copterline Oy. Sikorsky S-76C+. В Таллиннском заливе, Эстония, 10 августа 2005 г.» . Комиссия по расследованию авиационных происшествий, Министерство экономики и коммуникаций , Эстония. 6 августа 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2008 г. . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ «Орнге, службе санитарной авиации Онтарио, предъявлено 17 обвинений в соответствии с трудовым кодексом – Торонто – CBC News» . Cbc.ca. 31 мая 2013 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ [1] Архивировано 13 апреля 2017 года при крушении вертолета Wayback Machine Eczacıbaşı, причина сомнительных деталей (на турецком языке).
- ^ Мелли, Брайан; Дацио, Стефани (9 февраля 2021 г.). «Крушение вертолета Коби Брайанта произошло из-за неправильного принятия решений и дезориентации пилота, - сообщает NTSB» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Мелли, Брайан; Дацио, Стефани (9 февраля 2021 г.). «Следователи сообщают, что пилот Коби Брайанта дезориентировался в облаках» . nba.com . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Четыре человека погибли в результате крушения военного вертолета в Басилане из-за плохой погоды» . Новости АБС-ЦБН. 16 сентября 2020 г.
- ^ «PAF останавливает вертолеты Sikorsky для проверки после крушения Basilan» . Филиппинское информационное агентство . 17 сентября 2020 г.
- ^ «Техническая информация S-76: Вертолет S-76C++, транспортная миссия» (PDF) . Самолет Сикорский . 2007. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2012 года . Проверено 12 августа 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апостоло, Джорджио (1984). Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк : Bonanza Books. п. 90. ИСБН 978-0-5174-3935-7 . OCLC 873072916 . ОЛ 7686933М .
- Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Любитель воздуха . № 81. С. 64–69. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Паспорт сертификата типа С-76» . Федеральное управление гражданской авиации . Архивировано из оригинала 9 декабря 2017 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- «Перечень производства винтокрылой техники для Sikorsky S-76» . Роторспот . 1 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- «Sikorsky Aircraft S-76A (S-76A+/S-76A++): средний универсальный/корпоративный вертолет» . flugzeuginfo.net . 27 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2021 г. Проверено 25 апреля 2022 г.
- «Sikorsky Aircraft S-76B: Средний универсальный/корпоративный вертолет» . flugzeuginfo.net . 27 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- «Sikorsky Aircraft S-76C (S-76C+/S-76C++): Средний универсальный/корпоративный вертолет» . flugzeuginfo.net . 27 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2021 г. Проверено 25 апреля 2022 г.