Еврокоптер AS365 Дофин
SA 365 Дофин 2 AS365 Дофин | |
---|---|
британской Самолет армии Dauphin 2 приземлился в аэропорту Глазго , Шотландия. | |
Роль | Средний многоцелевой вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Аэрокосмическая промышленность Еврокоптер Вертолеты Аэробус |
Первый полет | 24 января 1975 г. |
Введение | декабрь 1978 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Паван Ханс |
Произведено | 1975–2021 [1] |
Количество построенных | 1,098 [1] |
Разработано на основе | Аэроспасьяль SA 360 Дофин |
Варианты | Еврокоптер HH-65 Дельфин Еврокоптер AS565 Пантера Харбин Z-9 |
Развитый в | Еврокоптер EC155 Еврокоптер X3 |
Eurocopter ) (ныне Airbus Helicopters AS365 Dauphin ( «Дельфин» ), также ранее известный как Aérospatiale SA 365 Dauphin 2 , — многоцелевой двухмоторный вертолёт среднего веса производства Airbus Helicopters . Первоначально он был разработан и изготовлен французской фирмой Aérospatiale была объединена с транснациональной компанией Eurocopter , которая в 1990-х годах , а с 2014 года Eurocopter была переименована в Airbus Helicopters. С момента запуска в производство в 1975 году этот тип находился в непрерывном производстве более 40 лет, последняя поставка состоялась в 2021 году. Предполагаемым преемником Dauphin является Airbus Helicopters H160 , который поступил в эксплуатацию в 2021 году.
Dauphin 2 имеет много общего с Aérospatiale SA 360 , коммерчески неудачным одномоторным вертолетом; однако двухмоторный Dauphin 2 действительно соответствовал требованиям клиентов и эксплуатировался широким кругом гражданских и военных эксплуатантов. С момента появления этого типа в 1970-х годах было разработано и запущено в производство несколько основных вариаций и специализированных версий Dauphin 2, в том числе военный Eurocopter Panther , воздушно-морской спасательный HH/MH-65 Dolphin китайского производства. , Harbin Z-9 и модернизированный Eurocopter EC155 (ранее известный как EC155 B1). Airbus Helicopters H160 заменил AS365 в линейке продуктов (и EC155).
Разработка
[ редактировать ]SA 365/AS365 Dauphin 2 представляет собой двухмоторную разработку коммерчески неудачного одномоторного самолета Aérospatiale SA 360 Dauphin ; Всего через год после ввода SA 360 в эксплуатацию компания Aerospatiale осознала, что платформа с двумя двигателями, а не с одним, лучше подходит как для гражданских, так и для военных операций, поэтому была начата программа модернизации. 24 января 1975 года первый двухмоторный прототип Dauphin совершил свой первый полет; Вскоре прототип продемонстрировал скорость полета 170 узлов в горизонтальном полете и установил несколько рекордов скорости, в том числе на перелете Париж-Лондон со средней скоростью 321 км/ч.
Первоначальный серийный вариант поступил на вооружение под первоначальным обозначением SA 365C; Сертификат этой модели во Франции был получен в июле 1978 года, а FAA США и CAA позже в том же году последовали сертификаты Великобритании. Поставки клиентам начались в декабре 1978 года. В 1982 году на смену SA 356C Dauphin пришел более мощный SA 365 N. Помимо нескольких серьезных конструктивных изменений и улучшений, SA 365 N отличался более мощными двигателями, более широким использованием композитных материалов , улучшенной расположение кабины и убирающееся шасси.
Дальнейшие усовершенствования были внесены с появлением SA 365 N1, имевшего существенно переработанное рулевое устройство Fenestron , и SA 365 N2, оснащенного более мощными двигателями Turbomeca Arriel 1C2 турбовальными . В январе 1990 года общий тип был официально переименован в AS365. AS365 Dauphin — один из наиболее успешных проектов вертолетов Eurocopter; и широко использовался в качестве корпоративного транспорта, бортовой платформы правоохранительных органов, скорой медицинской помощи (EMS) вертолета , платформы электронного сбора новостей и поисково-спасательного вертолета.
Базовый Dauphin получил дальнейшее развитие в несколько специально созданных вариантов. В 1980-х годах SA 365 N использовался в качестве основы для военизированной версии Dauphin, первоначально спроектированной как AS 365 K, которая использовалась для выполнения служебных, военно-транспортных и морских операций, широко известной как Eurocopter Panther . Вариант Dauphin был специально разработан и эксплуатировался в основном Береговой охраной США под обозначением HH/MH-65 Dolphin . Модель SA 365 M Dauphin также производилась по лицензии в Китае под названием Z-9 Харбинской авиастроительной корпорацией ; Z-9 впоследствии был развит в вооруженные Z-9W и Z-19 ударные вертолеты .
Дизайн
[ редактировать ]AS365 Dauphin — двухмоторный вертолет, способный преодолевать большие расстояния и хорошо подходящий для работы в климатических условиях с высокой температурой окружающей среды или в местах на значительной высоте. Dauphin обычно приводится в движение парой Turbomeca Arriel турбовальных двигателей ; в более поздних вариантах они оснащены блоками FADEC , которые обеспечивают дополнительные функции, такие как автоматическая последовательность запуска и режим обучения. Двигатели приводят в движение складной несущий винт Starflex и Fenestron хвостовой винт с помощью двух отдельных трансмиссий; эти коробки передач также подключены к двум отдельным гидравлическим системам, а также к резервной гидравлической системе для аварийного использования, например, для выпуска шасси. Электроэнергия обеспечивается парой стартер-генераторов и основной NiCad (никель-кадмиевой) батареей; Аварийный аккумулятор также присутствует. Комбинация несущего винта Starflex и хвостового оперения Fenestron обеспечивает низкий уровень шума и вибрации для находящихся на борту самолетов; Airbus Helicopters заявила, что уровень шума AS365 N3 составляет 3,1. децибел ниже стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что делает его самым тихим вертолетом в своем классе. Dauphin может взлетать с полной нагрузкой с уровня моря в условиях категории А.
Основной фюзеляж винтокрылого аппарата включает кабину, отдельный багажный отсек и убирающееся трехопорное шасси ; Обычно устанавливаются в общей сложности четыре обычные двери для доступа в главную каюту, которые при желании можно заменить одним входом по лестнице с раскладывающейся лестницей. Различные части винтокрылого аппарата изготовлены из композитных материалов, например, лопасти несущего винта изготовлены из углеродного волокна , в частях фюзеляжа используются другие материалы. Фюзеляж имеет антикоррозийную защиту и конструктивно усилен для установки дополнительного подъемника или грузового стропа. На внешней поверхности вертолета также установлены различные другие точки швартовки и захвата. различных типов и моделей РЛС В носовой части «Дофина» могут быть установлены .
Основная кабина спроектирована с возможностью реконфигурации, и эта функция доступна операторам службы неотложной медицинской помощи (EMS) и поисково-спасательных служб (SAR). В обычной пассажирской компоновке в салоне помимо двух пилотов могут разместиться до 12 пассажиров; -планировке могут разместиться до семи пассажиров В VIP . Доступ в кабину осуществляется через большие раздвижные двери по обеим сторонам вертолета. Для облегчения посадки пассажиров обычно устанавливаются встроенные ступеньки.
Хотя кабина обычно оборудована двойными органами управления полетом для работы двух человек, Dauphin может легко управляться одним пилотом, действуя по правилам полета по приборам ; Частично это было достигнуто за счет авионики, такой как 4-осевая двойная цифровая автоматическая система управления полетом (вместо этого более старые серийные самолеты используют 3-осевую систему управления полетом со встроенным автопилотом), чтобы снизить нагрузку на экипаж. Основная система управления полетом соединена в общей сложности с тремя двухкамерными основными сервоприводами для циклического и коллективного управления шагом, а также с одним двухкамерным задним сервоприводом для управления шагом хвостового винта. Другое основное авиационное оборудование включает многофункциональные сенсорные дисплеи с диагональю 10,4 дюйма (26 см), метеорологический радар , приемник глобальной системы позиционирования (GPS), систему оповещения о дорожном движении и системы предотвращения столкновений (TCAS), устройство автоматического голосового оповещения (AVAD), систему здравоохранения и использования. система мониторинга (HUMS), записи быстрого доступа для управления полетными данными вертолета и система цифровой аудиосвязи (DACS).
Операционная история
[ редактировать ]В феврале 1980 года первый серийный Dauphin был использован для установления трех отдельных мировых рекордов скорости в отдельных поездках между Баттерси , Лондон , Великобритания , и Исси-ле-Мулино , Париж , Франция . В 1985 году новая модель Dauphin, AS365 F, стала первым винтокрылым аппаратом в мире, летавшим с пилотажными приборами, отображаемыми на электронных дисплеях, которые заменили традиционные приборы; этот вариант был впервые закуплен Ирландским авиационным корпусом для операций SAR.
ВМС Франции эксплуатировали Dauphin, в дополнение к специальному военному варианту Panther, для выполнения различных задач, таких как Dauphin Service Public , которая включает в себя различные обязанности по поиску и спасанию на море, морскому мониторингу и реагированию на сигналы бедствия. «Дофины» ВМС Франции обычно размещаются на борту авианосца «Шарль де Голль» , а также на борту других кораблей ВМС Франции и союзников; они оснащены опускаемым гарпуном , чтобы облегчить посадку на корабль в ненастную погоду.
К 1980 году было поставлено в общей сложности 265 моделей AS360/361/365 Dauphins, 90% этих поставок пришлось на иностранных заказчиков в 23 различных странах. Среди крупнейших первых заказчиков этого типа была Саудовская Аравия , заказавшая 24 Dauphins, и Ангола , заказавшая 17 Dauphins. Крупнейшим гражданским заказчиком этого типа был индийский оператор Pawan Hans , который к 2003 году имел парк из 19 самолетов Dauphin (почти две трети их общего парка роторных самолетов) и находился в процессе закупки еще 1 самолета Dauphins, чтобы позволить эксплуатировать старые самолеты. прекращено; они часто использовались для поддержки деятельности по добыче нефти на море.
В феврале 1991 года было объявлено, что 500-й Dauphin был доставлен компании Bond Helicopters , которая на тот момент эксплуатировала в общей сложности 15 самолетов этого типа, а также были заказаны дополнительные Dauphin. К 1991 году Dauphin эксплуатировали 138 клиентов в 45 странах. В декабре 2006 года президент Eurocopter Фабрис Брежье заявил, что ежегодно поставляется от 30 до 40 самолетов Dauphin. К 2012 году было выпущено более 1000 версий AS365/366/565; Компания Pawan Hans получила тысячный Dauphin, выпущенный в апреле 2011 года, после чего, как сообщается, этот тип находился в эксплуатации у более чем 300 операторов по всему миру.
Перед летними Олимпийскими играми 2004 года пять самолетов AS 356N3 Dauphins были закуплены для береговой охраны Греции для целей наблюдения за портами. [2] В период с 2009 по 2012 год армейский авиационный корпус Великобритании , получил пять самолетов Dauphin, они были переданы в состав 658-й эскадрильи AAC для замены четырех вертолетов AgustaWestland A109 используемых для поддержки операций специальной воздушной службы (SAS). [3]
По состоянию на 2014 год [update]Вариант Dauphin AS365 N является мировым рекордсменом скорости на дистанции 3 км (1,9 мили), установленным в 1991 году на скорости 372 км/ч (231 миль в час). [4]
Варианты
[ редактировать ]Гражданские варианты
[ редактировать ]- В 365 С
- Двухмоторная версия Dauphin, получившая обозначение Dauphin 2, была анонсирована в начале 1973 года. Первый полет первого прототипа состоялся 24 января 1975 года; Поставки серийной модели начались в декабре 1978 года. По сравнению с более ранней моделью, SA 365 C отличался двумя турбовальными двигателями Arriel 1 мощностью 470 кВт (630 л.с.) в новом обтекателе двигателя, ступицей несущего винта Starflex и более высокой максимальной взлетной массой ( 3400 кг; 7496 фунтов). Его противокрутящее устройство Fenestron имело 13 металлических лопастей. Производство SA 360 и SA 365 C прекратилось в 1981 году, к этому времени было построено около 40 SA 360 и 50 SA 365 C/C1; оба были заменены на SA 365 N.
- СА 365 С1
- Вариант с двигателем Arriel 1A1 сертифицирован в марте 1979 года. [5]
- СА 365 С2
- Вариант с двигателем Arriel 1A2 сертифицирован в феврале 1980 года. [5]
- СА 365 С3
- Вариант на базе Arriel 1C сертифицирован в январе 1982 года. [5]
- НА 365 Н.
- Значительно улучшенная версия SA 365 C Dauphin 2, первого прототипа, поднявшегося в воздух 31 марта 1979 года. В этой версии были установлены модернизированные турбовальные двигатели Arriel 1C мощностью 492 кВт (660 л.с.), убирающаяся трехопорная ходовая часть , увеличенные хвостовые поверхности и переработанная трансмиссия. несущий винт, обтекатель несущей мачты и капоты двигателя. Первоначальная взлетная масса самолета в 3850 кг (8490 фунтов) позже была увеличена до 4000 кг (8800 фунтов). Поставки серийной модели начались в 1982 году.
- СА 365 Н1
- В этой версии , включающей в себя многие улучшения, разработанные для SA 366 G1 ( HH-65 Dolphin ), были модернизированные турбовальные двигатели Arriel 1C1 мощностью 526 кВт (705 л.с.), улучшенный 11-лопастной фенестрон с лопастями с более широкой хордой (что снизило шум AS365 N1). подпись), подвижные двери ходовой части заменены упрощенными обтекателями и увеличена полная масса - 4100 кг (9000 фунтов).
- АС 365 Н2
- В этой версии, с самого начала получившей обозначение AS365 N2, были установлены модернизированные турбовальные двигатели Arriel 1C2 мощностью 549 кВт (736 л.с.), модернизированная коробка передач, увеличенная максимальная взлетная масса до 4250 кг (9370 фунтов), измененный дизайн дверей кабины и обновленный интерьер, увеличенное хвостовое оперение. плавник со всем композитным фенестроном. Поставки этой версии начались в 1990 году. Лицензионные версии собирались в Китае как Z-9, Z-19 и AVIC AC312.
- АС365 Н3
- Высокопроизводительный AS365 N3 был разработан для эксплуатации в «жарком и высоком» климате и оснащен турбовальными двигателями Arriel 2C мощностью 635 кВт (852 л.с.), оснащенными одноканальным DECU (цифровым блоком управления двигателем) с ручным реверсом, соединенным с усиленным главным двигателем. трансмиссия для повышения производительности одного двигателя. AS365 N3 также оснащен модернизированным десятилопастным композитным устройством стабилизации крутящего момента Fenestron с асимметричным распределением лопастей, обеспечивающим дальнейшее снижение шума. Полная масса AS365 N3 составляет 4300 кг (9500 фунтов). Производственные поставки начались в декабре 1998 года. Последняя поставлена 21 января 2022 года. [1]
- АС365 Н3+
- Эта версия была представлена на Парижском авиасалоне 2009 года и отличается в основном новой авионикой, включая 4-осевой автопилот. Эта версия в настоящее время все еще находится в производстве. [6] [ ненадежный источник? ]
- АС365 Н4
- Выпускается как EC155 .
- АС365 Х
- Более известный как DGV 200 или Dauphin Grand Vitesse (Высокоскоростной Dauphin), AS365 X был разработан на испытательном стенде X-380 DTP (Developpement Technique Probatoire или Probatory Техническое развитие), первый полет которого состоялся 20 марта 1989 года. [7] Самолет впервые поднялся в воздух в конфигурации AS365 X два года спустя, в марте 1991 года, и имел меньший по размеру Fenestron, новый несущий винт с пятью высокоинерционными лопастями со стреловидными законцовками, композитную втулку/мачту несущего винта и мощность 624 кВт (837 л.с.). Турбовальные двигатели Turbomeca Arriel IX. 19 ноября 1991 года этот самолет установил рекорд скорости класса E1e (от 3000 до 4500 кг; от 6600 до 9900 фунтов) в 201 узел (372 км / ч; 231 миль в час) на треугольном курсе длиной 3 км (1,9 мили). [8]
- EC155 Б/Б1
- Первоначально эта версия должна была следовать за N3 как AS365 N4 и была анонсирована на Парижском авиашоу в 1997 году, а затем была переименована в EC155 B. Как и версия N3, она имеет два турбовала Arriel 2C/2C2, оснащенных FADEC, а также пятилопастной несущий винт Spheriflex (заимствован из AS365 X DGV). Основная кабина также увеличена на 30% (это достигается за счет выпуклых дверей и заглушек кабины). Первый полет первого прототипа состоялся 17 июня 1997 года, и эта версия в настоящее время находится в производстве (как EC155 B1).
Военные варианты
[ редактировать ]- AS565 Пантера
- SA 366 G1 Дофин
- Версия SA 366 G1 Dauphin была выбрана Береговой охраной США (USCG) в 1979 году в качестве нового спасательного вертолета класса «воздух-море» и получила обозначение HH-65A Dolphin . [9] В общей сложности первоначально было приобретено 99 вертолетов, оптимизированных для поисково-спасательных операций Береговой охраны США на малой дальности (SRR), а позже были закуплены дополнительные самолеты.
- АТ 365 Н Дофин
- Значительно улучшенная версия SA 365 C Dauphin 2, первого прототипа, поднявшегося в воздух 31 марта 1979 года. В этой версии были модернизированные турбовальные двигатели Arriel 1C мощностью 492 кВт (660 л.с.), убирающаяся трехопорная ходовая часть, увеличенное хвостовое оперение и переработанная трансмиссия. , несущий винт, обтекатель мачты несущего винта и капоты двигателей. Первоначальная взлетная масса самолета в 3850 кг (8490 фунтов) позже была увеличена до 4000 кг (8800 фунтов). Поставки серийной модели начались в 1982 году.
- АТ 365 Ф Дофин
- SA 365 F — вариант SA 365 N для ВМС Франции . Он использовался с 1991 года для выполнения общих задач и в качестве дублера на борту авианосца . Вертолет с водолазами-спасателями во время выполнения полетов всегда находится в воздухе, чтобы иметь возможность оказать помощь пилоту в случае аварии. Первые эксперименты были успешно проведены в 1990 году на борту французского авианосца «Клемансо» . Вариант 365F используется с 1999 года с Flottille 35F под названием AS365F Dauphin Pedro.
- AS365 N3 Дофин
- Высокопроизводительный AS365 N3 был разработан для эксплуатации в «жарком и высоком» климате и оснащен турбовальными двигателями Arriel 2C мощностью 635 кВт (852 л.с.), оснащенными одноканальным DECU (цифровым блоком управления двигателем) с ручным реверсом, соединенным с Модернизированная главная трансмиссия для улучшения характеристик одного двигателя. AS365 N3 также оснащен модернизированным десятилопастным композитным устройством стабилизации крутящего момента Fenestron с асимметричным распределением лопастей, обеспечивающим дальнейшее снижение шума. Полная масса AS365 N3 составляет 4300 кг (9500 фунтов). Поставки продукции начались в декабре 1998 года.
- АС365 Н3+
- Эта версия была представлена компанией Eurocopter на Парижском авиасалоне 2009 года и отличается главным образом новой авионикой, включая 4-осевой автопилот.
Операторы
[ редактировать ]На Dauphin летают ряд частных операторов, компаний, аварийно-спасательных служб, государственных учреждений и чартерных авиакомпаний.
Государственные операторы
[ редактировать ]- Индонезийская национальная полиция [16]
- Национальное поисково-спасательное агентство [17]
- Национальное агентство по противодействию стихийным бедствиям [18]
- Румынская разведывательная служба (4 единицы)
Военные операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- SA365N Dauphin, F-WQAP, в Музее вертолетов , Уэстон-сьюпер-Мэр , Великобритания . [48]
- SA365C1 Dauphin 2, VH-PVF в Музее авиации Мураббина (Виктория, Австралия) . [49]
Несчастные случаи и известные инциденты
[ редактировать ]2 июля 1999 года самолет AS365F, принадлежащий Ирландскому воздушному корпусу, в густом тумане врезался в песчаную дюну в Траморе , возвращаясь после успешной миссии у побережья Уотерфорда. В результате столкновения четыре члена экипажа погибли. [50]
4 апреля 2015 года самолет AS365, принадлежавший Orion Corridor Sdn Bhd, [ не удалось пройти проверку ] разбился в Семених недалеко от Каджанга, Малайзия . Все шесть человек на борту, в том числе бывший посол Малайзии в США и член парламента от Ромпина Джамалуддин Джарджис и другие, погибли. Вертолет летел со свадьбы дочери премьер-министра Малайзии. [51] [52]
Технические характеристики (AS365 N3)
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Официальное видео истории Dauphin AS365 | |
Запись посадки и руления Дофина | |
Вид из кабины при запуске и взлете двигателя |
Данные с {Eurocopter.com} [53]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2 пилота
- Вместимость: 11 или 12 пассажиров
- Длина: 13,73 м (45 футов 1 дюйм)
- Высота: 4,06 м (13 футов 4 дюйма)
- Вес пустого: 2389 кг (5267 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4300 кг (9480 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбовальных Turboméca Arriel 2C , взлетная мощность по 625 кВт (838 л.с.) каждая.
- Диаметр несущего винта: 11,94 м (39 футов 2 дюйма)
- Площадь несущего винта: 111,98 м 2 (1205,3 кв. футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 306 км/ч (190 миль в час, 165 узлов)
- Перегоночная дальность: 827 км (514 миль, 447 миль)
- Практический потолок: 5865 м (19 242 фута)
- Скорость набора высоты: 8,9 м/с (1750 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Аэроспасьяль SA 360 Дофин
- Вертолеты Airbus H160
- Еврокоптер AS565 Пантера
- Еврокоптер EC155
- Еврокоптер HH-65 Дельфин
- Харбин Z-9
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Агуста Вестленд AW109
- Белл 222/230/430
- Kamov Ka-60
- Сикорский С-76
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Airbus доставил испанской таможне последний в истории Dauphin» . Аэробус. 21 января 2022 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Контракты». Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 38 апреля 2003 года. 18.
- ^ «Спецназ Великобритании добавляет пятый N3 Dauphin». Архивировано 28 июня 2013 г. на сайте Wayback Machine helihub.com , 13 января 2012 г.
- ^ « Идентификатор рекорда FAI № 11658 - Скорость на дистанции 3 км. Вертолет класса E (абсолютный рекорд класса E). Архивировано 30 декабря 2014 года в Wayback Machine » Международная авиационная федерация (FAI). Проверено: 21 сентября 2014 г. Прочее: 2084, 2085.
- ^ Jump up to: а б с «Информационный листок сертификата типа EASA R105» (PDF) . europa.eu . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2015 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ AS365N3+ Дофин 2
- ^ Седбон, Гилберт. «Аэроспасьяль летает быстрее Дофина». Архивировано 23 ноября 2015 года в Wayback Machine Flight International , 20 мая 1989 года.
- ^ «1972: SA360/AS365 Dauphin – AS565 Panther-EC155». Архивировано 10 декабря 2015 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 8 декабря 2015 года.
- ^ Чант 2014, с. 353.
- ^ «Береговая охрана Аргентины» . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ «Викторианская полиция» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Полиция Западной Австралии» . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ «Гражданская безопасность» . Гелико-Очарование. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «День открытых дверей ВВС Греции 2004, Элефсина-Татой» . ACIG.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Исландская береговая охрана» . helis.com. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Дельфин, совершенный полицейский вертолет» . kompasiana.com (на индонезийском языке). 17 марта 2010 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «AS 365 N3+ Dauphin BASARNAS: Helikoper SAR Penjelajah Lautan» . indomiliter.com. 7 января 2015 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 г. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «BNPB использует шесть вертолетов для ликвидации последствий стихийных бедствий NTT» . bnpb.go.id. Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Планеры Eurocopter as365 в Японии. Архивировано 13 февраля 2017 года в Wayback Machine. базе данных вертолетов
- ^ Томпсон, Пол Предотвращение пожаров и стихийных бедствий. Архивировано 14 февраля 2017 г. в Wayback Machine J-HangarSpace.
- ↑ Томпсон, Полицейские авиационные подразделения Пола. Архивировано 10 февраля 2017 года в Wayback Machine J-HangarSpace.
- ^ «Инженерный контракт полиции Кувейта» . Helihub.com. 29 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ «Малайзийское агентство по обеспечению соблюдения морского законодательства» . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ «Береговая охрана Нидерландов» (на голландском языке) . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Янез, Роберто (октябрь 2016 г.). «Авиационная сцена: в цифрах: Гражданская гвардия AS365N3» . Эйр Интернешнл . Том. 91, нет. 4. с. 33. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Служба таможенного надзора» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года.
- ^ «Университетская больница Упсалы» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года.
- ^ «Национальный корпус воздушно-десантной службы (NASC)» . ТайваньЭйрПауэр. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Фонтанеллаз, Купер и Матос 2021 , с. 14
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ «Торговый реестр-1971-2018.рфт» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ «Боевой флот получил вертолет «Дофин » . Труд.бг. 2019 . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ «Аэроспасьяль-АС-365Н-2-Дофин» . Demand Media, Inc. 2012. Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Ривас, Сантьяго (2 января 2019 г.). «Колумбия получает вертолеты Dauphin» . IHS Jane’s 360 . Буэнос-Айрес. Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 220
- ^ «ВВС Джибути получили два Y-12 и вертолеты Dauphin» . защитаWeb. 2016. Архивировано из оригинала 20 июля 2016 года . Проверено 19 июля 2016 г.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 225
- ^ «Литва заказала Eurocopter Dauphin Helos» . сайт Defensenews.com. 28 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ «ВВС Литвы заказали три вертолета Eurocopter AS365 N3 Dauphin» . 28 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
- ^ миззима (20 июля 2015 г.). «Мьянма вводит в эксплуатацию новую авиацию» . mizzima.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «Старший генерал Мин Аунг Хлаинг присутствует на праздновании 68-й годовщины ВВС Мьянмы - Глобальный новый свет Мьянмы» . www.globalnewlightofmyanmar.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Ежемесячник ВВС . Стэмфорд, Линкольншир, Англия: Key Publishing Ltd. Август 2016. с. 30.
- ^ «Пиктаэро» . 2007–2012 АГАВ. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Бич, Эрик (30 июля 1988 г.). «Ирландская идентичность» . Рейс Интернешнл . Том. 134, нет. 4124. стр. 19–23. Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года.
- ^ Хойл, Крейг (15 мая 2009 г.). «Ирландский авиационный корпус пополняет свой арсенал вертолетами» . Флайтглобал. Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ «ВВС мира, 1996 г., стр. 53» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «История ВВС» . Медиа-подразделение командования ВВС Шри-Ланки. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ «Музей вертолетов: Вертолеты Западной Европы». Архивировано 9 мая 2015 года на сайте Wayback Machine Helicoptermuseum.co.uk .
- ^ [1]
- ^ Дань уважения экипажу вертолета Воздушного корпуса, погибшему в авиакатастрофе Трамора 20 лет назад.
- ^ «Крушение вертолета: депутат Джамалуддин Джарджис среди шести человек на борту» . Звезда . 4 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 г.
- ^ «Вертолет упал в Семенных» . Бернама . 5 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 г.
- ^ «Технические данные Eurocopter AS365 N3» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 ноября 2006 года . Проверено 10 марта 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Крис. «Сборник вооружений и военной техники». Рутледж , 2014. ISBN 1-13464-668-2 .
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Энтузиаст авиации (81): 64–69. ISSN 0143-5450 .
- Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том; Матос, Хосе Аугусто (2021). Война за вмешательство в Анголе, Том 4: ВВС Анголы и Кубы, 1985–1987 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-914059-25-4 .
- Хойл, Крейг (11–17 декабря 2012 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 182, нет. 5370. стр. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Дж. Мак, Макклеллан. День дофина. Из Франции для вас: Дофин из Aerospatiale — принц вертолетов. Журнал Flying, сентябрь 1989 г. Том. 116, № 9. ISSN 0015-4806 . стр. 76–80.
- Макгоуэн, Стэнли С. «Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия». АВС-КЛИО , 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Колодзей, Эдвард А. «Производство и маркетинг оружия: французский опыт и его последствия для международной системы». Издательство Принстонского университета , 2014. ISBN 1-40085-877-1 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1980). Jane's All the World's Aircraft 1980-81 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-7106-0705-9 .