Харбин Z-9
Z-9 | |
---|---|
![]() Китайский военно-морской Z-9 покидает HMS Cornwall | |
Общая информация | |
Тип | Средний многоцелевой вертолет общего назначения |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Харбинская авиастроительная корпорация |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Сухопутные войска Народно-освободительной армии |
Количество построенных | 200+ |
История | |
Изготовлено | 1981 – настоящее время |
Дата введения | 1994 |
Первый полет | 1981 |
Разработано на основе | Еврокоптер AS365 Дофин |
Варианты | Харбин Z-19 |
Harbin Z-9 ( по классификации НАТО « Хайтун », китайское : дельфин ; букв. « Дельфин »). [ 1 ] — китайский военный многоцелевой вертолёт с вооруженными вариантами, выпускаемый Harbin Aircraft Manufacturing Corporation . Это лицензионный вариант французского Eurocopter AS365 Dauphin .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первый Z-9 поднялся в воздух в 1981 году и был построен в Китае из компонентов, поставленных Aérospatiale в рамках производственного патента, купленного 15 октября 1980 года. [ 2 ] 16 января 1992 года отечественный вариант Z-9B , построенный на 70% из деталей китайского производства, успешно совершил полет. Летные испытания завершились в ноябре 1992 года, а через месяц проект был доработан. Производство Z-9B началось в 1993 году и поступил на вооружение НОАК в 1994 году. [ 3 ]
Z-9B оснащен 11-лопастным рулевым винтом Fenestron с обтекателем и цельнокомпозитными лопастями с более широкой хордой, заменяющими 13-лопастной, использовавшийся в оригинальном AS365N. Будучи легким тактическим транспортным средством, Z-9 способен перевозить 10 полностью вооруженных солдат. В целом Z-9 идентичен AS365N Dauphin, хотя в более поздних вариантах Z-9 используется больше композитных материалов для повышения прочности конструкции и снижения радиолокационной заметности.
Вертолет имеет четырехлопастной несущий винт с двумя турбовальными двигателями, установленными рядом на крыше кабины, расположение двигателей идентично AS365N. Корпус Z-9 имеет каплевидную форму, коническую стрелу к хвостовому килю, закругленную носовую часть, увеличенную кабину, убирающееся шасси и плоское днище.
В 2002 году Харбин получил китайскую сертификацию для нового варианта H410A Z-9, который оснащен более мощными Turbomeca Arriel 2C турбовальными двигателями ; Eurocopter выступила с официальными возражениями против решения Харбина продолжить производство, несмотря на истечение срока действия лицензионного соглашения о производстве, что привело к периоду весьма деликатных международных переговоров по разрешению спора. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]вариант Вооруженный использовался НОАК с начала 1990-х годов под названием Z-9W с пилонами, приспособленными для противотанковых ракет . Этим вертолетам не хватает маневренности и живучести настоящего ударного вертолета, и они просто служат временным звеном во время разработки Z -10 . Последняя вооруженная версия, Z-9W , была представлена в 2005 году и способна атаковать в ночное время благодаря расположенному под носом телевизору для слабой освещенности и инфракрасному блоку наблюдения и слежения.
Морская версия, представленная в 1990-х годах, известна как Z-9C . Помимо выполнения поисково-спасательных и противолодочных задач, Z-9C может быть оснащен радаром надводного поиска KLC-1 X-диапазона для обнаружения надводных целей за пределами досягаемости корабельных радиолокационных систем. [ 5 ]
- Z-9
- Лицензионный вариант французского AS.365N1 .
- З-9А
- Комплектный вариант AS.365N2 .
- З-9А-100
- Прототипы версий для внутреннего рынка с двигателями WZ8A. Первый полет 16 января 1992 г., утвержден 30 декабря 1992 г.
- З-9Б
- Первоначальная версия на базе Z-9A-100. Многоцелевой.

- Z-9C
- Лицензионный вариант Eurocopter AS.565 Panther для ВВС ВМС НОАК .
- Z-9EC
- Вариант противолодочной обороны, производимый для военно-морской авиации Пакистана . Оснащенный радаром со сжатием импульсов, низкочастотным наклонным гидролокатором, приемником радиолокационных предупреждений и доплеровской навигационной системой, он также вооружен торпедами для использования на борту Пакистана ВМС Zulfiquar фрегатов класса . [ 6 ]
- Z-9EH
- Транспортный, аварийный и/или пассажирский вариант. [ 7 ]
- Z-9W
- Вооруженная версия с дополнительным вооружением на пилоне, гиростабилизацией и оптическим прицелом на крыше. Экспортное обозначение Z-9G , прицел на крыше опционально. Первый полет совершил в 1987 году, первые испытания вооружения состоялись в 1989 году. [ 8 ]

- Z-9WA
- Новая версия, способная работать в ночное время, оснащена носовой системой FLIR . В июле 2011 года агентство новостей Синьхуа опубликовало фотографию Z-9WA, запускающего ракету AKD10 класса «воздух-земля». [ 9 ] Включает отечественный китайский нашлемный прицел , совместимый с противотанковыми ракетами , такими как HJ-8 /9/ 10 , а также с легкими противокорабельными ракетами, такими как C-701 / 703 и TL-1/ 10, при их использовании. как ракеты «воздух-поверхность» , ракеты «воздух-воздух», такие как TY-90 и другие ракеты ПЗРК для самообороны. [ 10 ]
- H410A
- Версия с турбовальными двигателями WZ8C мощностью 635 кВт. Первый полет – сентябрь 2001 г., сертификация CAAC – 10 июля 2002 г. Один из самолетов в настоящее время оснащается новой мачтовой прицельной системой (MMS).

- H425
- Новейшая VIP-версия H410A.
- Н450
- Прогнозируемое развитие.
- Z-19
- Разработка ударного вертолета с тандемными сиденьями . Z-19 имеет ту же силовую установку, что и Z-9WA.
Операторы
[ редактировать ]

- ВМС Бангладеш (под заказ) [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
- ВВС Народно-освободительной армии [ 15 ]
- Сухопутные ВВС Народно-освободительной армии
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии [ 15 ]
- Эсминец типа 052Д
- Фрегат Тип 053 , Фрегат Тип 053Н3 , Фрегат Тип 054 , Фрегат Тип 054А (Z-9C)
- Корвет Тип 056 (Z-9C)

Технические характеристики (З-9Б)
[ редактировать ]
Данные из [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2 пилота
- Вместимость: 10 пассажиров или внутренняя полезная нагрузка 1900 кг (4189 фунтов), подвесная полезная нагрузка 1600 кг (3527 фунтов)
- Длина: 12,11 м (39 футов 9 дюймов)
- Высота: 4,01 м (13 футов 2 дюйма)
- Вес пустого: 2050 кг (4519 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4100 кг (9039 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A мощностью 632 кВт (848 л.с.) каждый.
- Диаметр несущего винта: 11,94 м (39 футов 2 дюйма)
- Площадь несущего винта: 111,98 м 2 (1205,3 кв. футов) подметаемая площадь
Производительность
- Максимальная скорость: 305 км/ч (190 миль в час, 165 узлов)
- Крейсерская скорость: 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Перегоночная дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль) с внутренним вспомогательным баком.
- Выносливость: 5 часов
- Практический потолок: 4500 м (14 800 футов)
Потолок зависания при эффекте земли: 2600 м (8530 футов).
Парящий потолок вне эффекта земли: 1600 м (5249 футов)
Вооружение
- Орудия: две стационарные 23-мм пушки Тип 23-2 (АМ-23) в штурмовом варианте.
- Узлы подвески: пилоны для ракет, артиллерийские установки, торпеды ET52 , HJ-8 противотанковые ракеты TY-90 . или ракеты «воздух-воздух»
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Сикорский SH-60 Сихок
- Еврокоптер HH-65 Дельфин
- Август А109
- Агуста Вестленд AW139
- Семья Белл Хьюи
- Белл 222/230/430
- Сикорский С-76
- ЭТО Т625
- ХАЛ Друв
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парш, Андреас; Алексей В. Мартынов (2008). «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-Systems.net . Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ Harbin Aircraft Industry Group Co., Ltd. Архивировано из оригинала 3 . г. 2015 апреля
- ^ «Универсальный вертолет Z-9» . SinoDefence.com. 6 января 2007 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2006 г.
- ^ «Китай одобрил модернизацию двигателя Z-9 Twin». Flight International , июль 2002 г. с. 43.
- ^ «ВМФ Z-9C (AS 565 Panther)» . SinoDefence.com. 28 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2008 г. Проверено 26 марта 2008 г.
- ^ http://thenews.jang.com.pk/updates.asp?id=87912 [ мертвая ссылка ]
- ^ «Aviation Industry Harbin Aircraft Industry Group Co., Ltd» Архивировано . из оригинала 13 апреля 2018 г. Проверено 16 апреля 2018 г. .
- ^ «Харбинский ударный вертолет Z-9W» . Армейские технологии. 15 июня 2011 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ «Ударный вертолет Z-9WA» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 9 сентября 2011 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «Z-9 HMS» . Китайский интернет-информационный центр. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «ВВС мира 2020» . Flightglobal Insight. 2020 . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «ВМС Бангладеш собираются закупить противолодочный вертолет Z-9c» . Гелихуб . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ «ВМС Бангладеш заказывают два Do 228 для миссии MPA» . Полет Глобал . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ «Военно-морская авиация Бангладеш» . aeroflight.co.uk . Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «ВВС мира 2015» . Flightglobal Insight. 2015. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ↑ Вооружённые силы Экваториальной Гвинеи оснащены двумя китайскими вертолётами Harbin Z-9.
- ^ «ВВС Ганы получили вертолеты Z-9» .
- ^ «Устаревший арсенал ВВС подчеркивает слабость Мали» . Flightglobal.com . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ «Что происходит в Мьянме: документирование потерь оборудования во время гражданской войны в Мьянме» .
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry Komissarov (2008). Chinese aircraft . Manchester: Hikoki. ISBN 9-781902-109046 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]