Наньчан Q-6
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Вопрос-6 | |
---|---|
Роль | Штурмовик |
Национальное происхождение | Китайская Народная Республика |
Производитель | Наньчан |
Статус | Разработка отменена (1989) |
Основной пользователь | ВВС НОАК |
Nanchang Q-6 ( китайский : 強-6 ; пиньинь : Qiang-6 ) — снятый с вооружения штурмовик Китайской Народной Республики (КНР). [ 1 ] Наньчанский авиационный завод (позже реорганизованный в Hongdu Aviation Industry Group генеральным подрядчиком выступил ). Проект так и не вышел за стадию прототипа, несмотря на длительную разработку.
Фон
[ редактировать ]Программа Q-6 была начата в середине 1970-х годов, когда во время битвы за Парасельские острова в 1974 году ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) и Военно-морские силы Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ) оказались неспособными выполнять задачи наземной поддержки. Хотя южновьетнамцы утверждали, что Народно-освободительная армия (НОАК) бомбила южновьетнамские войска на трех спорных островах, на самом деле это было неправдой. В действительности, несмотря на намерение Китая сделать это путем развертывания 115 самолетов, совершивших 401 самолето-вылет в поддержку боя, ни один из развернутых китайских самолетов фактически не атаковал позиции противника.
Из-за отсутствия современной авионики и наземной инфраструктуры для поддержки современной воздушной войны китайские самолеты страдали от навигационных и других проблем с логистикой, которые серьезно ограничивали их эффективность. Первые китайские самолеты достигли островов лишь через несколько часов после окончания боя. В дополнение к необходимости модернизировать свои логистические возможности и инфраструктуру, Китай также решил, что отсутствие в его тогдашнем авиационном арсенале не сможет удовлетворить потребности в миссиях поддержки в Южно-Китайском море . Такие истребители, как J-5 , J-6 , J-7 и J-8 , не имели возможности наземной атаки, и им мешала малая дальность действия. Единственный китайский штурмовик Nanchang Q-5 также отличался малой дальностью полета и малой полезной нагрузкой. Китайские бомбардировщики, такие как Harbin H-5 и Xian H-6, были медленными и не имели возможностей самообороны. Таким образом, новый самолет считался крайне необходимым для выполнения новой военно-морской ударной задачи в поддержку ВМС Народно-освободительной армии (ПЛАН).
Сразу после боя и ВВС НОАК, и НОАК представили свои требования к новому истребителю-бомбардировщику/штурмовику в 3-е министерство КНР. После обширных исследований 3-е министерство решило, что, учитывая возможности китайской авиационной промышленности того времени, невозможно разработать два отдельных самолета одновременно. Вместо этого было принято решение разработать один самолет в разных версиях, адаптированный для удовлетворения различных потребностей ВВС НОАК и НОАК, особенно когда основные требования ВВС НОАК и ПЛАН были схожими.
В июне 1976 года представители различных авиазаводов были вызваны в Пекин для обсуждения проекта и получили указание разработать проекты в кратчайшие сроки. Шэньянский авиационный завод (позже реорганизованный в Шэньянскую авиастроительную корпорацию ) первым разработал конструкцию JH-8 (FB-8), которая по сути представляла собой штурмовиковую версию J-8II (F-8II). За этим последовал Q-6 новой конструкции Наньчанского авиационного завода. Сианьский Xian авиационный завод (позже реорганизованный в Сианьскую авиастроительную промышленную корпорацию ) был последним, кто представил проект JH-7 , также новый дизайн. Первоначально 3-е министерство отдавало предпочтение JH-8, однако, поскольку проектирование J-8II еще не было завершено, риск посчитали слишком высоким и его исключили. Планируемая разработка JH-7 была слишком далекой, поэтому был выбран Q-6, поскольку считалось, что именно он сможет поступить на вооружение быстрее всего.
Источник
[ редактировать ]До начала программы Q-6 Китай уже получил МиГ-23 самолеты из Египта БН и МиГ-23МС , несколько сбитых F-111 также были предоставлены Китаю Северным Вьетнамом. На основе исследований, проведенных над этими самолетами, было предложено принять на вооружение крыло изменяемой стреловидности для следующего китайского штурмовика. [ 2 ] генеральный конструктор Nanchang Q-5 и будущий академик Китайской академии наук (избранный в 1995 году) Лу Сяопэн Генеральным конструктором Q-6 был назначен . Лу лично неоднократно посещал ВВС НОАК и ПЛАН, чтобы получить от них информацию, которая легла в основу Тактико-технологических требований Q-6, за которые он отвечал, и к февралю 1979 года общий проект Q-6 был завершен на основе Требование 3-го министерства.
Первоначально планировалось создать Q-6 на основе МиГ-23БН, штурмовой версии МиГ-23. Однако и НОАК, и ПЛАН требовали возможности воздушного боя для самообороны. Из-за необходимости возможности воздушного боя был необходим радар, но версия штурмовика не имела радара. В результате план был изменен и вместо этого в основу конструкции был положен МиГ-23МС. РЛС наземного нападения, а также РЛС слежения за местностью Исследования показали, что для успешного выполнения необходимых задач для ВВС НОАК и ПЛАН необходимы , чего не хватало МиГ-23БН. Для боя в воздухе радиолокационная станция РП-22 «Сапфир-21» ( по классификации НАТО Jay Bird ) МиГ-23МС не имела возможности БВР . Было принято решение использовать авионику, созданную на основе F-111 , чтобы компенсировать эти недостатки МиГ-23, но, как и в случае с другими технологическими характеристиками, принятыми для Q-6, они оказались слишком амбициозными для китайской промышленности. научные и технологические возможности того времени, что привело к длительной разработке и способствовало окончательной отмене Q-6.
Дизайн
[ редактировать ]Первоначально конструкция была основана на МиГ-23МС и изначально считалась лучше, чем МиГ-23БН, поскольку обеспечивала больше места в носовой части для размещения радара. Однако китайская микроэлектронная промышленность не смогла обеспечить твердотельную электронику, необходимую для миниатюризации предполагаемой РЛС, и в результате размер фюзеляжа (за исключением длины) пришлось увеличить с размеров МиГ-23 до таких же размеров. Су -24 . Исследования также показали, что боковых воздухозаборников конструкции МиГ-23 было недостаточно для обеспечения возможностей воздушного боя, поэтому вместо этого боковые воздухозаборники были заменены на подбородочные, а Q-6 считается первым китайским самолетом, который имел воздухозаборник, установленный на подбородке.
Китайцы считают величайшим достижением Q-6 его электродистанционное управление крылом изменяемой стреловидности (FBW), оба были первыми в своем роде в Китае. Первоначальная цель реверс-инжиниринга FBW F-111 оказалась слишком амбициозной, от нее пришлось отказаться и была принята гораздо более простая версия. Триплексный аналог FBW Q-6 лишь немного более совершенен, чем самый элементарный FBW, поскольку он использует тот же принцип, что и самый элементарный FBW, при замене механических сервоклапанов электрическими сервоклапанами, управляемыми электронным контроллером, но в отличие от самого элементарного FBW. Кстати, там, где гидравлические приводы все еще существовали, на Q-6 гидравлические приводы заменены электрическими. Система оказалась серьезным препятствием на пути развития, и на ее создание ушло девять лет (1980–1988) под личным руководством Лу Сяопэна. Несмотря на то, что китайская система была названа Китаем технологическим прорывом для китайской авиации и обеспечивала превосходные характеристики, она была более чем на 12% тяжелее, чем простое крыло изменяемой стреловидности с механико-гидравлическим управлением МиГ-23, что уменьшало полезную нагрузку вооружения и запас топлива. и боевой радиус, что частично способствовало окончательной отмене Q-6.
Электростанция
[ редактировать ]Исследования показали, что турбореактивного двигателя недостаточно для обеспечения тяги, необходимой для условий воздушного боя, поэтому вместо него был использован отечественный турбовентиляторный двигатель, первоначально использовавшийся для Chengdu J-9 . Турбореактивный двигатель получил обозначение WS-6 (сокращение от Wo Shan, 涡扇), разработка которого началась в 1964 году. После семнадцати лет разработки параметры производительности наконец достигли желаемых требований в октябре 1980 года. Хотя разрешение на предсерийное производство был предоставлен в 1981 году, программа продолжилась как исследовательский проект, а не как зрелый производственный проект. Кроме того, исследования показали, что 71 кН (122 кН с форсажной камерой) WS-6 было недостаточно для питания Q-6 для выполнения требований воздушного боя. В 1983 году появилась улучшенная версия WS-6G (G=Gai改 означает улучшенный), изначально предназначавшаяся для отмененного Shenyang J-13 . Новый двигатель обеспечивал тягу 138 кН (с форсажной камерой) с отношением тяги к массе более семи, но из-за ограничений промышленных возможностей Китая в то время двигатель был совершенно ненадежным и, кроме того, очень ненадежный из-за незрелой конструкции, среднее наработка двигателя составляла, по слухам, не более пятидесяти часов, и двигатель так и не вышел за пределы стадии исследований в лабораторных условиях. Проблема с электростанцией, вызванная ограниченными промышленными возможностями Китая, стала еще одним фактором, частично способствовавшим окончательной отмене Q-6.
Авионика
[ редактировать ]Требования к авионике для Q-6 были в то время одними из самых передовых для Китая. Первоначальная цель — реконструировать американскую авионику из сбитого F-111, предоставленного Северным Вьетнамом, оказалась слишком амбициозной, учитывая ограниченные промышленные возможности Китая в то время, поэтому было решено реконструировать все, что мог Китай, и использовать результат. модернизировать советскую авионику на МиГ-23. Единственным способом успешно удовлетворить требования НОАК и ПЛАНАФ по наземным атакам было оснащение Q-6 бортовым радаром с возможностью наземной атаки, функция, отсутствующая в радаре РП-22 «Сапфир-21» ( название в отчете НАТО «Джей Берд ») на МиГ-23МС, у которого также не было возможности БВР, намеренно исключенный бывшим СССР из первых экспортных версий МиГ-23. В ходе обратного проектирования было обнаружено, что превосходные американские конструкции позволяют радару нападения General Electric AN/APQ-113 с легкостью включать режим «воздух-воздух», даже когда часть встроенного программного обеспечения не может быть полностью расшифрована из-за к лучшим теориям и принципам дизайна, которые было легче понять. (TFR) Texas Instruments AN/APQ-110 Радар слежения за местностью был реконструирован и помещен в носовую часть Q-6 в той же конфигурации, что и у AN/APQ-113 и AN/APQ-110 на F-111. : СКР был установлен чуть ниже РЛС атаки.
Однако из-за ограничений китайской микроэлектронной промышленности в то время многие твердотельные микроэлектронные схемы не могли быть изготовлены в Китае, поэтому их пришлось заменить электронными лампами, которые можно было производить в Китае, что привело к гораздо более тяжелому радару. система, чем аналогичные американские системы. Подобные недостатки также увеличили размеры другой авионики, значительно увеличили габариты и вес. Другая авионика включала приемник радиолокационного предупреждения, лазерный дальномер, системы связи и посадки по приборам. Единственным чисто отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием был прицел Аим (Мяо, 瞄)-6, имевший превосходящие характеристики бомбового прицела ПБК-3 на МиГ-23. Однако система навигации и нападения, в состав которой входил прицел Аим-6, оказалась для китайцев технологическим узким местом и вызвала дополнительные трудности в разработке. Обратное проектирование -ударной системы Litton Industries AN/AJQ-20 инерциальной навигационно оказалось особенно трудным, и, как и в случае с другой авионикой, такой как радары, только десять лет спустя, в конце 1990-х годов, Китай, наконец, полностью освоил эту систему. Ограничения китайской микроэлектронной промышленности в то время были еще одним фактором, который способствовал окончательной отмене Q-6. Несмотря на эти ограничения, исследования и моделирование доказали, что при оснащении этой авионикой Q-6 был более чем в три раза эффективнее, чем Вопрос-5 . Однако этого было недостаточно, чтобы спасти Q-6 от отмены.
Отмена
[ редактировать ]К 1989 году китайские военные больше не интересовались крылом изменяемой стреловидности, и Q-6 сочли непригодным для будущих конфликтов. В дополнение к проблеме слишком тяжелой конструкции крыла изменяемой стреловидности и уже выявленным проблемам с авионикой и двигателем, существовала также проблема ограниченных возможностей китайской промышленности по производству усовершенствованного легкого композитного материала для планера, что является обязательным условием для компенсировать избыточный вес крыла изменяемой стреловидности и авионики. Этого так и не удалось достичь, а усовершенствованный композитный материал, который предположительно использовался, так и не был успешно разработан даже после того, как программа уже была отменена. Однако самым важным фактором была малозаметность: китайцы поняли, что крыло изменяемой стреловидности в несколько раз увеличит радиолокационное сечение самолета, что значительно увеличит вероятность его обнаружения и сбития, что сделает невозможным выживание на современное поле боя. Из-за упомянутых ранее трудностей производство Q-6 было окончательно прекращено в 1989 году. Было построено всего три модели/прототипа: одна для статических испытаний, одна для испытаний авионики на земле и одна для исследований крыла изменяемой стреловидности. Китайские источники утверждают, что, хотя программа была отменена, полученный в ее ходе опыт позволил извлечь уроки, необходимые для развития китайской авиационной промышленности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Q-6 на китайском языке. Архивировано 25 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Первый китайский военный самолет изменяемой стреловидности крыла – штурмовик Q-6» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 г. Проверено 18 марта 2010 г.