Jump to content

Наньчан Q-6

Вопрос-6
Роль Штурмовик
Национальное происхождение Китайская Народная Республика
Производитель Наньчан
Статус Разработка отменена
(1989)
Основной пользователь ВВС НОАК

Nanchang Q-6 ( китайский : 強-6 ; пиньинь : Qiang-6 ) — снятый с вооружения штурмовик Китайской Народной Республики (КНР). [ 1 ] Наньчанский авиационный завод (позже реорганизованный в Hongdu Aviation Industry Group генеральным подрядчиком выступил ). Проект так и не вышел за стадию прототипа, несмотря на длительную разработку.

Программа Q-6 была начата в середине 1970-х годов, когда во время битвы за Парасельские острова в 1974 году ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) и Военно-морские силы Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ) оказались неспособными выполнять задачи наземной поддержки. Хотя южновьетнамцы утверждали, что Народно-освободительная армия (НОАК) бомбила южновьетнамские войска на трех спорных островах, на самом деле это было неправдой. В действительности, несмотря на намерение Китая сделать это путем развертывания 115 самолетов, совершивших 401 самолето-вылет в поддержку боя, ни один из развернутых китайских самолетов фактически не атаковал позиции противника.

Из-за отсутствия современной авионики и наземной инфраструктуры для поддержки современной воздушной войны китайские самолеты страдали от навигационных и других проблем с логистикой, которые серьезно ограничивали их эффективность. Первые китайские самолеты достигли островов лишь через несколько часов после окончания боя. В дополнение к необходимости модернизировать свои логистические возможности и инфраструктуру, Китай также решил, что отсутствие в его тогдашнем авиационном арсенале не сможет удовлетворить потребности в миссиях поддержки в Южно-Китайском море . Такие истребители, как J-5 , J-6 , J-7 и J-8 , не имели возможности наземной атаки, и им мешала малая дальность действия. Единственный китайский штурмовик Nanchang Q-5 также отличался малой дальностью полета и малой полезной нагрузкой. Китайские бомбардировщики, такие как Harbin H-5 и Xian H-6, были медленными и не имели возможностей самообороны. Таким образом, новый самолет считался крайне необходимым для выполнения новой военно-морской ударной задачи в поддержку ВМС Народно-освободительной армии (ПЛАН).

Сразу после боя и ВВС НОАК, и НОАК представили свои требования к новому истребителю-бомбардировщику/штурмовику в 3-е министерство КНР. После обширных исследований 3-е министерство решило, что, учитывая возможности китайской авиационной промышленности того времени, невозможно разработать два отдельных самолета одновременно. Вместо этого было принято решение разработать один самолет в разных версиях, адаптированный для удовлетворения различных потребностей ВВС НОАК и НОАК, особенно когда основные требования ВВС НОАК и ПЛАН были схожими.

В июне 1976 года представители различных авиазаводов были вызваны в Пекин для обсуждения проекта и получили указание разработать проекты в кратчайшие сроки. Шэньянский авиационный завод (позже реорганизованный в Шэньянскую авиастроительную корпорацию ) первым разработал конструкцию JH-8 (FB-8), которая по сути представляла собой штурмовиковую версию J-8II (F-8II). За этим последовал Q-6 новой конструкции Наньчанского авиационного завода. Сианьский Xian авиационный завод (позже реорганизованный в Сианьскую авиастроительную промышленную корпорацию ) был последним, кто представил проект JH-7 , также новый дизайн. Первоначально 3-е министерство отдавало предпочтение JH-8, однако, поскольку проектирование J-8II еще не было завершено, риск посчитали слишком высоким и его исключили. Планируемая разработка JH-7 была слишком далекой, поэтому был выбран Q-6, поскольку считалось, что именно он сможет поступить на вооружение быстрее всего.

Источник

[ редактировать ]

До начала программы Q-6 Китай уже получил МиГ-23 самолеты из Египта БН и МиГ-23МС , несколько сбитых F-111 также были предоставлены Китаю Северным Вьетнамом. На основе исследований, проведенных над этими самолетами, было предложено принять на вооружение крыло изменяемой стреловидности для следующего китайского штурмовика. [ 2 ] генеральный конструктор Nanchang Q-5 и будущий академик Китайской академии наук (избранный в 1995 году) Лу Сяопэн Генеральным конструктором Q-6 был назначен . Лу лично неоднократно посещал ВВС НОАК и ПЛАН, чтобы получить от них информацию, которая легла в основу Тактико-технологических требований Q-6, за которые он отвечал, и к февралю 1979 года общий проект Q-6 был завершен на основе Требование 3-го министерства.

Первоначально планировалось создать Q-6 на основе МиГ-23БН, штурмовой версии МиГ-23. Однако и НОАК, и ПЛАН требовали возможности воздушного боя для самообороны. Из-за необходимости возможности воздушного боя был необходим радар, но версия штурмовика не имела радара. В результате план был изменен и вместо этого в основу конструкции был положен МиГ-23МС. РЛС наземного нападения, а также РЛС слежения за местностью Исследования показали, что для успешного выполнения необходимых задач для ВВС НОАК и ПЛАН необходимы , чего не хватало МиГ-23БН. Для боя в воздухе радиолокационная станция РП-22 «Сапфир-21» ( по классификации НАТО Jay Bird ) МиГ-23МС не имела возможности БВР . Было принято решение использовать авионику, созданную на основе F-111 , чтобы компенсировать эти недостатки МиГ-23, но, как и в случае с другими технологическими характеристиками, принятыми для Q-6, они оказались слишком амбициозными для китайской промышленности. научные и технологические возможности того времени, что привело к длительной разработке и способствовало окончательной отмене Q-6.

Первоначально конструкция была основана на МиГ-23МС и изначально считалась лучше, чем МиГ-23БН, поскольку обеспечивала больше места в носовой части для размещения радара. Однако китайская микроэлектронная промышленность не смогла обеспечить твердотельную электронику, необходимую для миниатюризации предполагаемой РЛС, и в результате размер фюзеляжа (за исключением длины) пришлось увеличить с размеров МиГ-23 до таких же размеров. Су -24 . Исследования также показали, что боковых воздухозаборников конструкции МиГ-23 было недостаточно для обеспечения возможностей воздушного боя, поэтому вместо этого боковые воздухозаборники были заменены на подбородочные, а Q-6 считается первым китайским самолетом, который имел воздухозаборник, установленный на подбородке.

Китайцы считают величайшим достижением Q-6 его электродистанционное управление крылом изменяемой стреловидности (FBW), оба были первыми в своем роде в Китае. Первоначальная цель реверс-инжиниринга FBW F-111 оказалась слишком амбициозной, от нее пришлось отказаться и была принята гораздо более простая версия. Триплексный аналог FBW Q-6 лишь немного более совершенен, чем самый элементарный FBW, поскольку он использует тот же принцип, что и самый элементарный FBW, при замене механических сервоклапанов электрическими сервоклапанами, управляемыми электронным контроллером, но в отличие от самого элементарного FBW. Кстати, там, где гидравлические приводы все еще существовали, на Q-6 гидравлические приводы заменены электрическими. Система оказалась серьезным препятствием на пути развития, и на ее создание ушло девять лет (1980–1988) под личным руководством Лу Сяопэна. Несмотря на то, что китайская система была названа Китаем технологическим прорывом для китайской авиации и обеспечивала превосходные характеристики, она была более чем на 12% тяжелее, чем простое крыло изменяемой стреловидности с механико-гидравлическим управлением МиГ-23, что уменьшало полезную нагрузку вооружения и запас топлива. и боевой радиус, что частично способствовало окончательной отмене Q-6.

Электростанция

[ редактировать ]

Исследования показали, что турбореактивного двигателя недостаточно для обеспечения тяги, необходимой для условий воздушного боя, поэтому вместо него был использован отечественный турбовентиляторный двигатель, первоначально использовавшийся для Chengdu J-9 . Турбореактивный двигатель получил обозначение WS-6 (сокращение от Wo Shan, 涡扇), разработка которого началась в 1964 году. После семнадцати лет разработки параметры производительности наконец достигли желаемых требований в октябре 1980 года. Хотя разрешение на предсерийное производство был предоставлен в 1981 году, программа продолжилась как исследовательский проект, а не как зрелый производственный проект. Кроме того, исследования показали, что 71 кН (122 кН с форсажной камерой) WS-6 было недостаточно для питания Q-6 для выполнения требований воздушного боя. В 1983 году появилась улучшенная версия WS-6G (G=Gai改 означает улучшенный), изначально предназначавшаяся для отмененного Shenyang J-13 . Новый двигатель обеспечивал тягу 138 кН (с форсажной камерой) с отношением тяги к массе более семи, но из-за ограничений промышленных возможностей Китая в то время двигатель был совершенно ненадежным и, кроме того, очень ненадежный из-за незрелой конструкции, среднее наработка двигателя составляла, по слухам, не более пятидесяти часов, и двигатель так и не вышел за пределы стадии исследований в лабораторных условиях. Проблема с электростанцией, вызванная ограниченными промышленными возможностями Китая, стала еще одним фактором, частично способствовавшим окончательной отмене Q-6.

Авионика

[ редактировать ]

Требования к авионике для Q-6 были в то время одними из самых передовых для Китая. Первоначальная цель — реконструировать американскую авионику из сбитого F-111, предоставленного Северным Вьетнамом, оказалась слишком амбициозной, учитывая ограниченные промышленные возможности Китая в то время, поэтому было решено реконструировать все, что мог Китай, и использовать результат. модернизировать советскую авионику на МиГ-23. Единственным способом успешно удовлетворить требования НОАК и ПЛАНАФ по наземным атакам было оснащение Q-6 бортовым радаром с возможностью наземной атаки, функция, отсутствующая в радаре РП-22 «Сапфир-21» ( название в отчете НАТО «Джей Берд ») на МиГ-23МС, у которого также не было возможности БВР, намеренно исключенный бывшим СССР из первых экспортных версий МиГ-23. В ходе обратного проектирования было обнаружено, что превосходные американские конструкции позволяют радару нападения General Electric AN/APQ-113 с легкостью включать режим «воздух-воздух», даже когда часть встроенного программного обеспечения не может быть полностью расшифрована из-за к лучшим теориям и принципам дизайна, которые было легче понять. (TFR) Texas Instruments AN/APQ-110 Радар слежения за местностью был реконструирован и помещен в носовую часть Q-6 в той же конфигурации, что и у AN/APQ-113 и AN/APQ-110 на F-111. : СКР был установлен чуть ниже РЛС атаки.

Однако из-за ограничений китайской микроэлектронной промышленности в то время многие твердотельные микроэлектронные схемы не могли быть изготовлены в Китае, поэтому их пришлось заменить электронными лампами, которые можно было производить в Китае, что привело к гораздо более тяжелому радару. система, чем аналогичные американские системы. Подобные недостатки также увеличили размеры другой авионики, значительно увеличили габариты и вес. Другая авионика включала приемник радиолокационного предупреждения, лазерный дальномер, системы связи и посадки по приборам. Единственным чисто отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием был прицел Аим (Мяо, 瞄)-6, имевший превосходящие характеристики бомбового прицела ПБК-3 на МиГ-23. Однако система навигации и нападения, в состав которой входил прицел Аим-6, оказалась для китайцев технологическим узким местом и вызвала дополнительные трудности в разработке. Обратное проектирование -ударной системы Litton Industries AN/AJQ-20 инерциальной навигационно оказалось особенно трудным, и, как и в случае с другой авионикой, такой как радары, только десять лет спустя, в конце 1990-х годов, Китай, наконец, полностью освоил эту систему. Ограничения китайской микроэлектронной промышленности в то время были еще одним фактором, который способствовал окончательной отмене Q-6. Несмотря на эти ограничения, исследования и моделирование доказали, что при оснащении этой авионикой Q-6 был более чем в три раза эффективнее, чем Вопрос-5 . Однако этого было недостаточно, чтобы спасти Q-6 от отмены.

К 1989 году китайские военные больше не интересовались крылом изменяемой стреловидности, и Q-6 сочли непригодным для будущих конфликтов. В дополнение к проблеме слишком тяжелой конструкции крыла изменяемой стреловидности и уже выявленным проблемам с авионикой и двигателем, существовала также проблема ограниченных возможностей китайской промышленности по производству усовершенствованного легкого композитного материала для планера, что является обязательным условием для компенсировать избыточный вес крыла изменяемой стреловидности и авионики. Этого так и не удалось достичь, а усовершенствованный композитный материал, который предположительно использовался, так и не был успешно разработан даже после того, как программа уже была отменена. Однако самым важным фактором была малозаметность: китайцы поняли, что крыло изменяемой стреловидности в несколько раз увеличит радиолокационное сечение самолета, что значительно увеличит вероятность его обнаружения и сбития, что сделает невозможным выживание на современное поле боя. Из-за упомянутых ранее трудностей производство Q-6 было окончательно прекращено в 1989 году. Было построено всего три модели/прототипа: одна для статических испытаний, одна для испытаний авионики на земле и одна для исследований крыла изменяемой стреловидности. Китайские источники утверждают, что, хотя программа была отменена, полученный в ее ходе опыт позволил извлечь уроки, необходимые для развития китайской авиационной промышленности.

  1. ^ Q-6 на китайском языке. Архивировано 25 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  2. ^ «Первый китайский военный самолет изменяемой стреловидности крыла – штурмовик Q-6» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 г. Проверено 18 марта 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e15b87606fd6d884e6790c09eccb6a15__1697835960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/15/e15b87606fd6d884e6790c09eccb6a15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nanchang Q-6 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)