Чэнду J-10
J-10 Энергичный Дракон | |
---|---|
![]() | |
J-10B с PL-8 и PL-12. ракетами класса «воздух-воздух» | |
Роль | Многоцелевой боевой самолет |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Группа авиационной промышленности Чэнду |
Дизайнерская группа | Чэндуский авиационно-конструкторский институт |
Первый полет | 23 марта 1998 г. [ 1 ] |
Введение | 2005 [ 2 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии Военно-морские силы Народно-освободительной армии Пакистанские ВВС |
Произведено | 2002 – настоящее время [ 3 ] |
Количество построенных | 700 по состоянию на 2024 год |
Chengdu J-10 Vigorous Dragon ( китайский : 歼-10 Raptor ; пиньинь : Jiān-10 Měnglóng ; отчетное название НАТО : Firebird) [ 4 ] [ 5 ] ), представляет собой средний поколения 4.5 одномоторный многоцелевой боевой самолет , способный выполнять всепогодные операции, с треугольным крылом и уткой . [ 6 ] с электродистанционным управлением полетом и произведен Chengdu Aircraft Corporation (CAC) для ВВС Народно-освободительной армии (НОАК), ВВС Пакистана (PAF) и Военно-морских сил Народно-освободительной армии (PLANAF). J-10 в основном предназначен для боя в воздухе, но может выполнять и ударные задачи.
Разработка
[ редактировать ]
В 1981 году командующий ВВС НОАК Чжан Тинфа предложение представил Дэн Сяопину о разработке истребителя третьего поколения за 500 миллионов юаней ; Позже в том же году он был принят Центральной военной комиссией (CMC). Это была первая китайская авиационная программа, в которой были использованы современные процессы разработки и приобретения. [ 7 ] Одним из отклонений от прошлого было то, что поставщик теперь нес ответственность непосредственно перед клиентом; это позволило ВВС НОАК сообщить о своих требованиях и обеспечить их выполнение; раньше поставщики несли ответственность перед своим управляющим агентством, которое могло производить продукцию, не отвечающую требованиям конечного пользователя. [ 7 ] Еще одним отличием был выбор дизайна на конкурсе, а не передача проекта институту и использование любого дизайна, созданного этим институтом. [ 8 ]
Конструкторские предложения были сделаны тремя крупнейшими авиационными проектными институтами. Предложение Шэньяна основывалось на снятом с производства самолете J-13 с F-16 крылом типа МиГ . Предложением Хунду был -23 / Су-24 с крылом изменяемой стреловидности . Чэндуского института проектирования самолетов Предложением (CADI) была конструкция Saab 37 Viggen, основанная на снятом с производства J-9 . [ 8 ] Предложение CADI было выбрано в феврале 1984 года. В следующем месяце CADI и Чэндускому истребительному заводу было официально поручено разработать и произвести самолет соответственно. [ 9 ] Сун Вэньцун (宋文cong) стал главным дизайнером. [ 10 ]
Двигатель был выбран на стадии проектного предложения. [ 7 ] Кандидатами были улучшенный Woshan WS-6 , WP-15 или новый двигатель. Новый двигатель, в конечном итоге Shenyang WS-10 , был выбран в 1983 году. [ 11 ]
Госсовет . и КМС одобрили программу в 1986 году [ 9 ] [ 7 ] назвав его «Проект № 10». [ 9 ] В последующие годы интерес снизился, что ограничило финансирование и замедлило развитие. Война в Персидском заливе возобновила интерес и обеспечила адекватные ресурсы. [ 12 ] В отличие от более ранних программ, в J-10 удалось избежать резкого увеличения требований . [ 12 ]
Техническое развитие было медленным и трудным. J-10 представлял собой более высокий уровень сложности, чем китайские самолеты предыдущих поколений. Около 60% самолетов требовали новых технологий и деталей вместо, по данным Чэнду, обычных 30% для новых самолетов; высокая доля отражает как потребности, так и ограниченные внутренние возможности. [ 10 ] Развитие и модернизация авиационной промышленности Китая происходили одновременно с J-10; [ 10 ] [ 12 ] программа была одним из первых китайских пользователей цифрового проектирования, моделирования и тестирования. [ 13 ] включая компьютерное проектирование (САПР) и вычислительную гидродинамику . [ 10 ] J-10 был первым китайским самолетом, в конструкции которого широко использовались САПР. [ 10 ] что позволило завершить детальное проектирование в 1994 году. [ 13 ] [ 9 ] Гидравлическая система тестировалась на физических моделях из-за ограниченных возможностей цифрового моделирования. [ 10 ]
Первый J-10 был собран в июне 1997 года. [ 9 ] Лэй Цян совершил первый полет [ 10 ] 23 марта 1998 г.; [ 1 ] Лей был выбран за его опыт работы с современными зарубежными самолетами третьего поколения. [ 10 ] Учебные подразделения НОАК получили J-10 досрочно, начиная с 2003 года. [ 10 ] Испытания оружия произошли осенью того же года. [ 14 ] Проект был завершен в 2004 году. [ 9 ] Слухи о авариях во время летных испытаний на самом деле были несчастными случаями, связанными с двигателем АЛ-31. [ 15 ]
J-10 вступил в строй в 2006 году. [ 9 ] Он был официально представлен правительством Китая в январе 2007 года, когда фотографии были опубликованы информационным агентством Синьхуа . [ 15 ]
научных гидов » . К 2016 году к программе был привлечен Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) из России. По данным СибНИА, он осуществлял лишь наблюдение и инструктирование в качестве « [ 16 ]
Согласно опубликованным Национальным радио Китая изображениям учений с боевыми стрельбами ВВС НОАК в неустановленном месте в мае 2021 года, J-10C Vigorous Dragons были оснащены характерными выхлопными соплами турбовентиляторного двигателя WS-10B Taihang. [ 17 ] Это первый раз, когда WS-10 официально был замечен на боевом J-10. [ 18 ]
Спорное происхождение
[ редактировать ]В 1988 году министр обороны Израиля опроверг сообщение The Sunday Times о том, что Израиль и Китай договорились о разработке истребителя на основе IAI Lavi , проекта на базе F-16. [ 19 ] В 2006 году российские инженеры СибНИА считали, что J-10 представляет собой «более или менее версию» «Лави», вобравшую в себя «плавильный котел иностранных технологий и приобретенные методы проектирования… но существует ряд других моделей других самолетов». или технологии, являющиеся частью конфигурации, которую они получили из разных источников». [ 16 ] В 2008 году Джейнс заявил, что J-10 получил пользу от технической информации израильского проекта, ссылаясь на высокопоставленных российских инженеров, которые сказали, что слышали об этом от китайских коллег. [ 20 ]
Китайцы утверждают, что характеристики J-10, которые, как утверждается, взяты от Lavi, взяты из предыдущей конструкции самолета производителя, например, приписывая конфигурацию двойного утка J-10, подобную Lavi, работе Чэнду над отмененным J-9. [ 8 ] 1960-х и 1970-х годов; [ 9 ] эту точку зрения поддерживает Сун Вэньцун, [ 21 ] который работал над J-9 и стал главным конструктором J-10, [ 10 ] и генерал-майор ВВС НОАК Чжан Вэйган. [ 22 ]
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2010 г. ) |
J-10 был спроектирован и разработан Чэндуским институтом проектирования самолетов (CADI), дочерним предприятием Chengdu Aircraft Corporation .
Планер
[ редактировать ]Планер изготовлен из металлических сплавов и композитных материалов , что обеспечивает высокую прочность и малый вес. Аэродинамическая компоновка планера «утка без хвоста» имеет треугольную конфигурацию крыла . Большое треугольное крыло установлено посередине в задней части фюзеляжа , а пара передних плоскостей установлена выше и ближе к передней части фюзеляжа, позади и под кабиной . Такая конфигурация обеспечивает очень высокую маневренность, особенно на низких скоростях, а также снижает скорость сваливания, позволяя снизить скорость полета при заходе на посадку по приборам. Большое вертикальное оперение расположено в верхней части фюзеляжа, а небольшие брюшные плавники под фюзеляжем обеспечивают дополнительную устойчивость. [ нужна ссылка ]
прямоугольная рампа воздухозаборника и рассекатель , обеспечивающие подачу воздуха в двигатель. На J-10A под фюзеляжем расположены [ 23 ] В более новых вариантах, включая J-10B и J-10C, используется воздухозаборник без дивертора, который не требует разделительной пластины и может уменьшить перекрестную заметность радара. [ 23 ] Под фюзеляжем и крыльями расположены 11 узлов подвески , предназначенных для перевозки различных видов вооружения и подвесных баков с дополнительным топливом. Убирающееся шасси состоит из пары управляемых носовых колес под воздухозаборником и двух основных зубчатых колес в задней части фюзеляжа. [ нужна ссылка ]

Кабина закрыта двухсекционным купольным фонарем, обеспечивающим 360 градусов пилоту обзор на . Фонарь поднимается вверх, обеспечивая возможность входа и выхода из кабины. Органы управления представляют собой обычный центральный стик и ручку газа, расположенную слева от пилота. Они также включают элементы управления «руки на газе и ручке» ( HOTAS ). [ нужна ссылка ] кресло с нулевым катапультированием , позволяющее безопасно катапультироваться в аварийной ситуации даже на нулевой высоте и нулевой скорости. Для пилота предусмотрено [ нужна ссылка ]
конструкции J-10 Из-за аэродинамически нестабильной цифровая квадруплексная электродистанционная ( FBW) система управления полетом (FCS) помогает пилоту управлять самолетом. FCS обычно контролирует входные сигналы управления пилота, не позволяя пилоту случайно выйти за пределы диапазона полета и применить слишком много управляющих сигналов в ситуациях полета с высокими характеристиками. [ нужна ссылка ] Это очень важно для самолетов с уточным крылом, поскольку они способны поворачивать по гораздо меньшему радиусу, чем обычные самолеты. Массивные поверхности управления способны перемещаться настолько далеко, что могут полностью уничтожить самолет в полете на высоких скоростях, если их не контролирует СУО. [ нужна ссылка ]
Авионика
[ редактировать ]Кабина оснащена тремя жидкокристаллическими (ЖК-дисплеями) многофункциональными дисплеями (MFD), а также разработанным в Китае голографическим проекционным дисплеем (HUD), каждый из которых полностью совместим с современным китайским усовершенствованным нашлемным прицелом (HMS) , заявленным Китайцы превзойдут HMS на Су-27, проданном Китаю. [ 24 ] [ 25 ]
Радар
[ редактировать ]По словам представителей Chengdu Aircraft Corporation, в J-10 используется многорежимный радар управления огнем, разработанный в Китае. Радар имеет плоскую решетчатую антенну с механическим сканированием и способен сопровождать 10 целей. Из 10 сопровождаемых целей 2 могут быть поражены одновременно ракетами с полуактивным радиолокационным самонаведением или 4 — ракетами с активным радиолокационным самонаведением . [ 26 ]
У J-10B носовой обтекатель модифицирован для размещения радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (AESA). [ 27 ] [ 28 ] Генеральным конструктором АФАР для J-10B является г-н Чжан Куньхуэй (张昆辉, 1963 г.р.), руководитель 607-го научно-исследовательского института в Нэйцзяне , Сычуань . Г-н Чжан Куньхуэй стал заместителем начальника 607-го научно-исследовательского института в 1997 году, а четыре года спустя, в 2001 году, он стал главой института, когда стартовала программа AESA для J-10B. Основным подрядчиком этого AESA является Академия исследований радиолокационного и электронного оборудования Китайской корпорации авиационной промышленности , расположенная в Сычуани, образованная в марте 2004 года путем объединения 607-го научно-исследовательского института и 171-го завода вместе с г-ном Чжан Куньхуэй, который был назначен главой исследовательская академия. По данным китайских правительственных СМИ, разработка АФАР для J-10B заняла 8 лет и, наконец, была завершена в 2008 году, и, таким образом, китайские истребительные радары совершили квантовый скачок, перейдя от планарной щелевой решетки с механическим сканированием непосредственно к АФАР, минуя пассивную фазированную решетку. Радар PESA с решеткой . [ 29 ] Многие подозревали, что это радар PESA, но во время его краткого дебюта на 7-й Китайской международной выставке оборонной электроники (CIDEX) в мае 2010 года и 6-й Международной конференции по радарам, состоявшейся в Пекине в сентябре 2011 года, китайские официальные источники утверждали, что это AESA. . [ 30 ]
Движение
[ редактировать ]
J-10 оснащен одним турбовентиляторным двигателем . J-10A поступил в производство вместе с российским Салютом АЛ-31 ФН. [ 23 ] Первоначальная версия создавала максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН ; 28 000 фунтов силы ). [ 31 ] В декабре 2013 года «Салют» сообщил, что испытывает для Китая модернизированный АЛ-31ФН серии 3 с увеличенным на 250 часов ресурсом и большей тягой на 1000 кгс; Серия 3 будет оснащена улучшенным J-10B. [ 32 ] [ 33 ] По сравнению с оригинальным АЛ-31Ф «Люлька-Сатурн», АЛ-31ФН устанавливался на J-10 путем поворота коробки передач и пакета принадлежностей вниз. [ 23 ]
Предполагаемый двигатель J-10 - китайский Shenyang WS-10. При разработке WS-10 возникли трудности, и производство самолета было продолжено с использованием в качестве замены Салюта АЛ-31ФН. [ 34 ] Предсерийный J-10C летал с WS-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018 года ; сопло двигателя было модифицировано с учетом малозаметности и управления вектором тяги (TVC). [ 23 ] В марте 2020 года на видео китайских государственных СМИ был показан J-10C в ливрее ВВС НОАК, оснащенный WS-10B; [ 32 ] К ноябрю 2021 года самолеты с двигателями WS-10B поступили на вооружение. [ 35 ]
Вооружение и внешние нагрузки
[ редактировать ]Внутреннее вооружение самолета состоит из Грязева-Шипунова ГШ-23 двухствольной пушки , расположенной под левым бортом воздухозаборника. Другое вооружение и оборудование монтируется снаружи на 11 точках подвески, к которым можно прикрепить 5600 кг (12300 фунтов) ракет и бомб, сбрасываемых баков с топливом или другого оборудования, такого как блоки авионики. [ нужна ссылка ]
Развернутые ракеты «воздух-воздух» могут включать ракеты «воздух-воздух» малой дальности , такие как PL-8 и PL-10 (на J-10C), ракеты «воздух-воздух» средней дальности с радиолокационным наведением, такие как ПЛ-12 и ПЛ-15 (на J-10C), неуправляемые и высокоточные боеприпасы, такие как бомбы с лазерным наведением, ракеты класса «воздух-поверхность» , такие как КД-88 , [ 36 ] противокорабельные ракеты, такие как YJ-91 A, [ 36 ] и противорадиационные ракеты , такие как YJ-91. [ 36 ]
Операционная история
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
Первый самолет был доставлен в 13-й испытательный полк 23 февраля 2003 года. Самолет был признан работоспособным в декабре того же года, после 18 лет разработки. [ 1 ] [ 37 ]
J-10C поступил на боевую службу в апреле 2018 года. [ 38 ]
Пакистан
[ редактировать ]Переговоры о приобретении J-10A начались в 2006 году, когда его предложил Китай. [ 39 ] [ 40 ] но переговоры продолжались до 2012 года с предложением J-10B. [ 41 ]
В сентябре 2020 года сообщалось, что Пакистан заинтересовался J-10C. [ 42 ] В декабре 2021 года Пакистан объявил о закупке 25 самолетов J-10CE с возможностью приобретения еще 11; Ожидалось, что они вступят в строй в марте 2022 года. [ 43 ] [ 44 ] 4 марта 2022 года первая партия из 6 самолетов J-10CE для ВВС Пакистана (PAF) приземлилась на базе PAF Минхас (Камра) после перегона из Чэнду, Китай. [ 45 ] ВВС Они были официально зачислены в состав 15-й эскадрильи «Кобры » , базирующейся на базе ВВС Минхас 11 марта 2022 года. [ 5 ] [ 46 ] [ 47 ]
18 января 2024 года Пакистан нанес серию воздушных и артиллерийских ударов по Ирану, нацеленных на сепаратистские группы белуджей, несколько беспилотников JF-17C и Wing Loong II в сопровождении J-10CE начали атаки на группы боевиков BLA и BLF с использованием планирующих бомб GIDS B-REK. . В результате теракта погибли 9 террористов. [ 48 ]
Экспорт в другие страны
[ редактировать ]В 2009 году AVIC планировала предложить J-10 и CAC/PAC JF-17 Thunder на экспорт. Flightglobal предположил, что будет предложен модернизированный J-10B. [ 49 ]
В 2023 году Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем о потенциальной покупке истребителей J-10C. [ 50 ] Египет также выразил заинтересованность в покупке 12 самолетов J-10C. [ 51 ] [ 52 ]
Варианты
[ редактировать ]
- J-10A : одноместный вариант. Экспортное обозначение F-10A. [ 53 ] или FC-20 . [ 54 ]
- J-10AH : военно-морская версия J-10A.
- J-10AY : акробатический вариант J-10A. [ 55 ]
- J-10S : тандемный учебно-тренировочный вариант J-10A. [ 56 ]
- J-10SH : военно-морская версия J-10S.
- J-10B : модернизированный J-10, первоначально обозначенный как «Супер-10». [ 57 ] Он имеет более легкий и малозаметный сверхзвуковой воздухозаборник без дивертора , более длинный носовой обтекатель, возможно, вмещающий активную РЛС с электронным сканированием , электрооптический датчик наведения ( IRST и лазерный дальномер) и новый модуль электронного предупреждения или противодействия на вершине вертикального стабилизатора. [ 58 ] Самолет оснащен двигателем АЛ-31ФН М1 ; [ 58 ] один экземпляр совершил полет на WS-10A в июле 2011 года, но этот двигатель не был выбран для первоначальной производственной партии. [ 59 ] Первый полет самолета состоялся не позднее декабря 2008 года. [ 60 ]
- J-10B TVC Demonstrator : прототип истребителя на базе J-10B, оснащенный WS-10B двигателем управления вектором тяги . Истребитель обладает сверхманевренностью , способен выполнять маневр «Кобры» . [ 61 ]
- J-10C : модернизированная версия J-10B, она оснащена собственной РЛС управления огнем с АФАР и оснащена визуализирующей инфракрасной ГСН (IIR) PL-10 , WS-10B. двигателем [ 62 ] и ракеты «воздух-воздух» ПЛ-15. [ 63 ] [ 64 ]
- J-10CE : экспортная версия J-10C. [ 65 ]
- J-10CY : акробатический вариант J-10C, замененный J-10AY. [ 55 ]
- J-10D : вариант радиоэлектронной борьбы с прямым выступающим спинным хребтом в центральной части планера, содержащий системы электронного противодействия и борьбы. [ 66 ]
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Народно-освободительной армии : 220 J-10A, 55 J-10B, 220 J-10C, 70 J-10S по состоянию на 2022 г. [ 67 ]
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии : 16 J-10AH, 7 J-10SH по состоянию на 2021 год. [ 68 ]
- ВВС Пакистана : 36 J-10CE (20 поставлено, 16 под заказ) [ 45 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
- База ВВС Минхас (Камра) [ 72 ] [ 73 ]
- 15-я эскадрилья «Кобры» (2022 г.) [ 74 ] [ 75 ]
- База ВВС Минхас (Камра) [ 72 ] [ 73 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]12 ноября 2016 года 1 августа тренировочный полет пилотажной группы потерпел столкновение в воздухе в провинции Хэбэй . Двухместный J-10 разбился. Пилот, капитан Юй Сюй , и второй пилот катапультировались, но Юй был сбит другим J-10 и погиб. Ю была первой женщиной, сертифицированной для управления J-10. [ 76 ]
Технические характеристики (J-10C)
[ редактировать ]

Данные из [ 77 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 [ 37 ]
- Длина: 16,9 м (55 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
- Высота: 5,7 м (18 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 37 м 2 (400 кв. футов)
- Вес пустого: 9750 кг (21495 фунтов) [ 78 ] [ ненадежный источник? ]
- Полная масса: 14 000 кг (30 865 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 19 227 кг (42 388 фунтов) [ 37 ] [ 78 ]
- Запас топлива: 4950 л (3860 кг) внутренний. [ 78 ] 4000 л (3120 кг) внешний с 3 откидными баками (2x1600л + 1x800л) [ 79 ]
- Силовая установка: 1 двигатель WS-10B турбовентиляторный с дожиганием , тяга 89,17 кН (20 050 фунтов силы), тяга 135 кН. [ 80 ] [ 81 ] - 144 кун [ 82 ] с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1,8 Маха.
- Скорость сваливания: 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов)
- Дальность: 1850 км (1150 миль, 1000 миль) [ 83 ] [ 78 ]
- Боевая дальность: 1240 км (770 миль, 670 миль) [ 83 ] [ 78 ]
- Перегоночная дальность: 4600 км (2900 миль, 2500 морских миль)
- Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов) [ 78 ]
- Пределы g: +9/-3 [ 78 ]
- Скорость набора высоты: 300 м/с (59 000 футов/мин) [ 84 ]
- Нагрузка на крыло: 381 кг/м 2 (78 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 1,04
Вооружение
- Guns: 1× Gryazev-Shipunov GSh-23
- Узлов подвески: всего 11 (6 подкрыльевых, 2 подвсасывающих и 3 подфюзеляжных) с вместимостью 5600 кг подвесного топлива и боекомплекта.
- Ракеты: 90-мм неуправляемые ракетные блоки.
- Ракеты:
- Бомбы:
Бомбы с лазерным наведением: (LS-500J, [ 85 ] ЛТ-2 )
Планирующие бомбы: ( LS-6 , GB3 , GB2A , GB3A )
Бомбы со спутниковым наведением: ( ФТ-1 )
Неуправляемые бомбы: 250 кг, 500 кг.
- Другие:
- До 3 внешних топливных баков (1 под фюзеляжем, 2 под крылом) для увеличения дальности полета и времени барражирования.
Авионика
- Радар
- РЛС АФАР (J-10C) [ 86 ]
- Тип 1473Н Импульсно-доплеровская РЛС управления огнем (J-10A)
- Внешние блоки авионики:
- Блок наведения K/JDC01A (на J-10A) [ 87 ]
- блок типа Hongguang-I Инфракрасный поисково-сопровождающий (на J-10A)
- СМ-802АКГ Блок прицеливания для КД-88 и YJ-91 (на J-10C) [ 87 ]
- KG600 электронного противодействия Модуль [ 87 ]
- Модуль навигации и нападения Blue Sky
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг F/A-18E/F Супер Хорнет
- Дассо Рафаль
- Еврофайтер Тайфун
- General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон
- Mikoyan MiG-29
- Митсубиси Ф-2
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ван Цзецин. «Раскрыта тайна процесса испытательных полетов истребителя J-10» . Южные выходные. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 года . Проверено 4 января 2007 г.
- ^ «Японский F-2 против смертоносного китайского истребителя J-10: кто победит?» . 13 октября 2015 г.
- ^ «Чэнду J-10 (Цзянь-10, Истребитель-10/F-10)» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года . Проверено 23 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Дженнингс, Гарет (11 марта 2022 г.). «Пакистан получает первые истребители J-10 из Китая» . Джейнс . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «Крыло Дельта» . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исследования, разработки и приобретение , стр. 2
- ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Неуклюже вперед , стр. 61
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Неуклюже вперед , стр. 62
- ^ Авиационная двигателестроительная промышленность Китая , стр. 26.
- ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 4
- ^ Jump up to: а б Неуклюже вперед , стр. 41
- ^ Неуклюже вперед , страница 63.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас, 2013. Крылья Дракона . Бирмингем: Ian Allan Publishing Ltd.
- ^ Jump up to: а б «СибНИА остается центром российских инноваций» . 2007. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Уолдрон, Грег (21 мая 2021 г.). «Китайский J-10 достиг совершеннолетия с отечественным двигателем» . рейсглобальный .
- ^ Йео, Майк (11 мая 2021 г.). «Китай выставляет на вооружение самолеты J-10 с самодельным двигателем» . Новости обороны . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Пакистан закупает китайские самолеты на базе списанного израильского истребителя Лави» . Гаарец . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Хьюсон, Роберт. «Китайский J-10 извлек выгоду из проекта Лави»». Архивировано 26 мая 2008 г. в Wayback Machine Jane's , 19 мая 2008 г.
- ^ «Эксклюзивное интервью с генеральным конструктором J-10 Сун Вэньцуном» . 2007. Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 6 января 2007 г.
- ^ «Генерал-майор опровергает «теорию истребительного плагиата»: J-10 создан на основе J-9» . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Рубен Ф. (22 ноября 2019 г.). «Dubai Airshow 2019: Китайский Чэнду продвигает экспортный вариант J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Носовая часть и кабина перспективного китайского истребителя четвертого поколения были представлены на авиасалоне в Чжухае (фото) — подвеска, шлемный прицел, система авионики, Phoenix.com, Phoenix New Media — Huangyan News Network» . Архивировано из оригинала . 21 ноября 2015 г. Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ sina UI Team. «Это шлем пилота-истребителя J-10» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ «Цзянь-10 (J-10, F-10) Многоцелевой истребитель» . SinoDefence.com. Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ «Конфигурация экспозиции РЛС с активной фазированной антенной решеткой J-10B соответствует конфигурации вооруженных сил США (Фото)» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ «Фотографии бортового радара J-10B китайских ВВС, опубликованные в Интернете, похожи на фотографии американских истребителей, что вызвало бурные дискуссии . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ «Инновации и превосходство способствуют развитию - в память о Чжане Куньхуэе, президенте AVIC Leiden». Архивировано 8 марта 2013 г. на Wayback Machine cannews.com.cn, 14 января 2013 г.
- ^ «Китайский радар с фазированной решеткой J-10B впервые представлен: достижение мирового уровня — Fuxing.com» Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
- ^ «АЛ-31ФН» (на русском языке). Салют. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джу, Хуан (5 марта 2020 г.). «Изображения показывают, что Китай начал установку отечественного двигателя WS10 на истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «ФГУП «НПО газотурбиностроения «Салют» успешно завершило первый этап стендовых испытаний на долговечность и работоспособность двигателя с учетом будущих поставок новой версии АЛ-31ФН серии 3» . Салют . 24 декабря 2013. Архивировано из сайта оригинал 9 января 2014 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . Университет ВВС США, Китайский институт аэрокосмических исследований. п. 32. ISBN 978-1082740404 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Джованцанти, Алессандра (23 ноября 2021 г.). «25-я авиационная бригада ВВС НОАК теперь имеет на вооружении многоцелевые истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 118. ИСБН 978-09973092-5-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Sinodefence.com: Многоцелевой истребитель J-10» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 9 апреля 2007 г.
- ^ ZX, изд. (16 апреля 2018 г.). «Китайский истребитель J-10C приступает к боевому дежурству» . Синьхуанет. Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ «Пакистан поддержит Китай против «осады» США, — говорит Рашид» . Дейли Таймс (Пакистан) . 23 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Ансари, Усман (3 августа 2011 г.). «Китай официально предлагает Пакистану вариант J-10» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ «Истребители J-10B и 6 морских пехотинцев для Пакистана, пока идут переговоры Cino-Pak, которые приведут к тому, что Пакистан приобретет 100 супершершней J-10 и F16» . Новостное племя. 22 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2013 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Чоудхури, Сринджой (6 сентября 2020 г.). «Пакистан обращается к Китаю за дополнительными истребителями и ракетами» . Времена сейчас . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кумар, Анкит (29 декабря 2021 г.). «Пакистан подтверждает создание эскадрильи китайских J-10C в ответ на индийские самолеты Rafale» . Индия сегодня . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б "Пакистан приобрел эскадрилью элитных истребителей J-10C: сообщает" . Пакистан сегодня . 30 декабря 2021 г. Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Пакистан получил первую партию китайских истребителей J-10CE - SAMAA" . Samaaenglish.tv . Проверено 14 марта 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
- ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
- ^ "Пояснилось: какое оружие было использовано, как именно Пакистан нанес авиаудары по Ирану?" .
- ↑ Шива Говиндасами, «Китайская компания AVIC активизирует продажи истребителей FC-1, J-10». Архивировано 3 октября 2009 г. в Wayback Machine , Flight International , Проверено: 2 октября 2009 г.
- ^ «Китай, как сообщается, ведет переговоры по оружейным сделкам с Саудовской Аравией и Египтом» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 24 мая 2023 г. Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ «Военно-часовой журнал» . www.militarywatchmagazine.com . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Гонрада, Габриэль (26 мая 2023 г.). «Китай захватывает рынки вооружений США на Ближнем Востоке» . Азия Таймс . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ «Пакистан одобряет закупку истребителей Lockheed Martin F-16 и Chengdu J-10 – 13 апреля 2006 г. – Washington DC-Flight International» . Flightglobal.com. 13 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г.
- ^ Лэй, Чжао (18 февраля 2016 г.). «Истребители НОАК выставлены на продажу» . Китайская газета . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Паркен, Оливер (29 марта 2023 г.). «J-10 изменил игру китайских истребителей 25 лет назад» . Драйв .
- ^ Копп, Карло (10 июля 2007 г.). «Двухместный вариант J-10S» . ВВС Австралии. п. 1. Архивировано из оригинала 4 августа 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Иванов, Генри (9 января 2006 г.), Китай работает над усовершенствованным истребителем «Супер-10» , Janes Defense World, заархивировано из оригинала 11 января 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Вининг, Александр; Харди, Джеймс (9 октября 2014 г.). «Появились новые фотографии J-10B» . IHS Jane's 360. Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (12 января 2015 г.). «Изображения показывают, что J-10B близки к поступлению на вооружение Китая» . Janes.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «Обнаружен новый вариант J-10» . Джейнс Дефенс Ньюс. 23 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ УОЛДРОН, ГРЕГ (6 ноября 2018 г.). «J-10B TVC поражает публику в Чжухае неожиданным выступлением» . рейсглобальный. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Джованцанти, Алессандра. «Появляются изображения истребителей J-10C Пакистана» . Джейнс . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Новый BVRAAM, возможно, поступил на вооружение НОАК» . Janes.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Бронк, Джастин (октябрь 2020 г.). Тенденции боевой авиации России и Китая (PDF) (Отчет). Отчет Уайтхолла. Том. 3–20. Королевский объединенный институт исследований в области обороны и безопасности . п. 41. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2021 года . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Хелфрих, Эмма; Рогоуэй, Тайлер (18 июля 2022 г.). «Китайский истребитель J-10 замечен в новой конфигурации «Big Spine»» . Драйв .
- ^ Для стратегических исследований (IISS), Международный институт (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN 9781003400226 . S2CID 256916955 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Военный баланс (2022): стр. 260
- ^ «Лучше, чем F-16 американского производства: Китай поставит Пакистану истребители J-10C» . Thenews.com.pk. 21 февраля 2022 г. Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Сана Джамал (11 марта 2022 г.). «Смотреть видео: ВВС Пакистана принимают на вооружение первую партию из шести истребителей J-10C | Пакистан – Gulf News» . Gulfnews.com . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Дангвал, Ашиш (19 сентября 2022 г.). « Дракон с Востока»: Пакистан получает вторую партию истребителей Rafale Challenger J-10C из Китая» . Евразийская газета . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
- ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
- ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
- ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
- ^ Го, Кай (14 ноября 2016 г.). «Найден черный ящик самолета, в котором разбилась и погибла женщина-летчица-истребитель» . Народная газета . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Чу Вэнь (19 ноября 2019 г.). «[Продажи военной техники за рубежом] Китайский самолет третьего поколения выходит на международный рынок? J-10C дебютирует на авиасалоне в Дубае» (на традиционном китайском языке, Гонконг, 01). Проверено 23 января. 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «J-10 (Jian 10) — многоцелевой тактический истребитель Vigorous Dragon, Китай» . СПГ Медиа Лимитед. 10 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 г.
- ^ «Aerospaceweb.org | Музей самолетов — J-10/F-10» . www.aerospaceweb.org .
- ^ «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» . Джейнс.com . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Гонрада, Габриэль (27 ноября 2022 г.). «Китайские истребители отказываются от России в пользу отечественных двигателей» . Азия Таймс . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Опубликовано ВВС (17 апреля 2018 г.). «Новый истребитель ВВС J-10C находится на боевом дежурстве, что сообщило Шэньчжэньское телевидение?» на упрощенном китайском языке ( Проверено 23 ноября 2022 г. ) .
- ^ Jump up to: а б «Веб-страница удалена» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. Проверено 18 апреля 2019 г. .
- ^ «Министр обороны Южной Кореи посетил летно-испытательную базу ВВС Китая и поднялся на борт J-10_Sina Military_Sina.com» .
- ^ Рупрехт, Андреас (29 октября 2018 г.). Современные китайские военные самолеты — ВВС Китая . Издательство Гарпия. п. 46. ИСБН 978-0-9973092-6-3 .
- ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 121. ИСБН 978-09973092-6-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Эриксон, Эндрю; Лу, Ханьлу; Брайан, Кэтрин; Сентябрь, Сэмюэл (2014). Исследования, разработки и приобретения в авиационной промышленности Китая: истребитель J-10 и БПЛА «Птеродактиль» . Ежегодный обзор оборонных технологий и промышленной базы Китая . 7. Калифорнийского университета . Институт глобальных конфликтов и сотрудничества
- Международный институт стратегических исследований (2022 г.). Военный баланс 2022 . Рутледж. ISBN 978-1-032-27900-8 .
- Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9781082740404 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- Вуд, Питер; Уолстром, Олден; Клифф, Роджер (март 2020 г.). Авиамоторная промышленность Китая (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9798637786664 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2021 года . Проверено 22 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья на AirForceWorld.com о J-10
- Статья об истребителе J-10B
- Статья GlobalSecurity.org о J-10
- SinoDefence.com Информационный бюллетень и фотографии J-10
- Китайская военная авиация на Stormpages.com
- Статья и изображения Milavia.com о J-10 (включая характеристики J-10 из журнала Air Forces Monthly)
- Статья на SinoDefence.com о J-10B
- Статья Jane's Defense о J-10B