Jump to content

Чэнду J-10

J-10 Энергичный Дракон
J-10B с PL-8 и PL-12. ракетами класса «воздух-воздух»
Роль Многоцелевой боевой самолет
Национальное происхождение Китай
Производитель Группа авиационной промышленности Чэнду
Дизайнерская группа Чэндуский авиационно-конструкторский институт
Первый полет 23 марта 1998 г. [ 1 ]
Введение 2005 [ 2 ]
Статус В эксплуатации
Основные пользователи ВВС Народно-освободительной армии
Военно-морские силы Народно-освободительной армии
Пакистанские ВВС
Произведено 2002 – настоящее время [ 3 ]
Количество построенных 700 по состоянию на 2024 год

Chengdu J-10 Vigorous Dragon ( китайский : 歼-10 Raptor ; пиньинь : Jiān-10 Měnglóng ; отчетное название НАТО : Firebird) [ 4 ] [ 5 ] ), представляет собой средний поколения 4.5 одномоторный многоцелевой боевой самолет , способный выполнять всепогодные операции, с треугольным крылом и уткой . [ 6 ] с электродистанционным управлением полетом и произведен Chengdu Aircraft Corporation (CAC) для ВВС Народно-освободительной армии (НОАК), ВВС Пакистана (PAF) и Военно-морских сил Народно-освободительной армии (PLANAF). J-10 в основном предназначен для боя в воздухе, но может выполнять и ударные задачи.

Разработка

[ редактировать ]
Наземный экипаж ВВС НОАК готовит J-10B к международному конкурсу «Авиадартс-2021»

В 1981 году командующий ВВС НОАК Чжан Тинфа предложение представил Дэн Сяопину о разработке истребителя третьего поколения за 500 миллионов юаней ; Позже в том же году он был принят Центральной военной комиссией (CMC). Это была первая китайская авиационная программа, в которой были использованы современные процессы разработки и приобретения. [ 7 ] Одним из отклонений от прошлого было то, что поставщик теперь нес ответственность непосредственно перед клиентом; это позволило ВВС НОАК сообщить о своих требованиях и обеспечить их выполнение; раньше поставщики несли ответственность перед своим управляющим агентством, которое могло производить продукцию, не отвечающую требованиям конечного пользователя. [ 7 ] Еще одним отличием был выбор дизайна на конкурсе, а не передача проекта институту и ​​использование любого дизайна, созданного этим институтом. [ 8 ]

Конструкторские предложения были сделаны тремя крупнейшими авиационными проектными институтами. Предложение Шэньяна основывалось на снятом с производства самолете J-13 с F-16 крылом типа МиГ . Предложением Хунду был -23 / Су-24 с крылом изменяемой стреловидности . Чэндуского института проектирования самолетов Предложением (CADI) была конструкция Saab 37 Viggen, основанная на снятом с производства J-9 . [ 8 ] Предложение CADI было выбрано в феврале 1984 года. В следующем месяце CADI и Чэндускому истребительному заводу было официально поручено разработать и произвести самолет соответственно. [ 9 ] Сун Вэньцун (宋文cong) стал главным дизайнером. [ 10 ]

Двигатель был выбран на стадии проектного предложения. [ 7 ] Кандидатами были улучшенный Woshan WS-6 , WP-15 или новый двигатель. Новый двигатель, в конечном итоге Shenyang WS-10 , был выбран в 1983 году. [ 11 ]

Госсовет . и КМС одобрили программу в 1986 году [ 9 ] [ 7 ] назвав его «Проект № 10». [ 9 ] В последующие годы интерес снизился, что ограничило финансирование и замедлило развитие. Война в Персидском заливе возобновила интерес и обеспечила адекватные ресурсы. [ 12 ] В отличие от более ранних программ, в J-10 удалось избежать резкого увеличения требований . [ 12 ]

Техническое развитие было медленным и трудным. J-10 представлял собой более высокий уровень сложности, чем китайские самолеты предыдущих поколений. Около 60% самолетов требовали новых технологий и деталей вместо, по данным Чэнду, обычных 30% для новых самолетов; высокая доля отражает как потребности, так и ограниченные внутренние возможности. [ 10 ] Развитие и модернизация авиационной промышленности Китая происходили одновременно с J-10; [ 10 ] [ 12 ] программа была одним из первых китайских пользователей цифрового проектирования, моделирования и тестирования. [ 13 ] включая компьютерное проектирование (САПР) и вычислительную гидродинамику . [ 10 ] J-10 был первым китайским самолетом, в конструкции которого широко использовались САПР. [ 10 ] что позволило завершить детальное проектирование в 1994 году. [ 13 ] [ 9 ] Гидравлическая система тестировалась на физических моделях из-за ограниченных возможностей цифрового моделирования. [ 10 ]

Первый J-10 был собран в июне 1997 года. [ 9 ] Лэй Цян совершил первый полет [ 10 ] 23 марта 1998 г.; [ 1 ] Лей был выбран за его опыт работы с современными зарубежными самолетами третьего поколения. [ 10 ] Учебные подразделения НОАК получили J-10 досрочно, начиная с 2003 года. [ 10 ] Испытания оружия произошли осенью того же года. [ 14 ] Проект был завершен в 2004 году. [ 9 ] Слухи о авариях во время летных испытаний на самом деле были несчастными случаями, связанными с двигателем АЛ-31. [ 15 ]

J-10 вступил в строй в 2006 году. [ 9 ] Он был официально представлен правительством Китая в январе 2007 года, когда фотографии были опубликованы информационным агентством Синьхуа . [ 15 ]

научных гидов » . К 2016 году к программе был привлечен Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) из России. По данным СибНИА, он осуществлял лишь наблюдение и инструктирование в качестве « [ 16 ]

Согласно опубликованным Национальным радио Китая изображениям учений с боевыми стрельбами ВВС НОАК в неустановленном месте в мае 2021 года, J-10C Vigorous Dragons были оснащены характерными выхлопными соплами турбовентиляторного двигателя WS-10B Taihang. [ 17 ] Это первый раз, когда WS-10 официально был замечен на боевом J-10. [ 18 ]

Спорное происхождение

[ редактировать ]

В 1988 году министр обороны Израиля опроверг сообщение The Sunday Times о том, что Израиль и Китай договорились о разработке истребителя на основе IAI Lavi , проекта на базе F-16. [ 19 ] В 2006 году российские инженеры СибНИА считали, что J-10 представляет собой «более или менее версию» «Лави», вобравшую в себя «плавильный котел иностранных технологий и приобретенные методы проектирования… но существует ряд других моделей других самолетов». или технологии, являющиеся частью конфигурации, которую они получили из разных источников». [ 16 ] В 2008 году Джейнс заявил, что J-10 получил пользу от технической информации израильского проекта, ссылаясь на высокопоставленных российских инженеров, которые сказали, что слышали об этом от китайских коллег. [ 20 ]

Китайцы утверждают, что характеристики J-10, которые, как утверждается, взяты от Lavi, взяты из предыдущей конструкции самолета производителя, например, приписывая конфигурацию двойного утка J-10, подобную Lavi, работе Чэнду над отмененным J-9. [ 8 ] 1960-х и 1970-х годов; [ 9 ] эту точку зрения поддерживает Сун Вэньцун, [ 21 ] который работал над J-9 и стал главным конструктором J-10, [ 10 ] и генерал-майор ВВС НОАК Чжан Вэйган. [ 22 ]

J-10 был спроектирован и разработан Чэндуским институтом проектирования самолетов (CADI), дочерним предприятием Chengdu Aircraft Corporation .

Планер изготовлен из металлических сплавов и композитных материалов , что обеспечивает высокую прочность и малый вес. Аэродинамическая компоновка планера «утка без хвоста» имеет треугольную конфигурацию крыла . Большое треугольное крыло установлено посередине в задней части фюзеляжа , а пара передних плоскостей установлена ​​выше и ближе к передней части фюзеляжа, позади и под кабиной . Такая конфигурация обеспечивает очень высокую маневренность, особенно на низких скоростях, а также снижает скорость сваливания, позволяя снизить скорость полета при заходе на посадку по приборам. Большое вертикальное оперение расположено в верхней части фюзеляжа, а небольшие брюшные плавники под фюзеляжем обеспечивают дополнительную устойчивость. [ нужна ссылка ]

прямоугольная рампа воздухозаборника и рассекатель , обеспечивающие подачу воздуха в двигатель. На J-10A под фюзеляжем расположены [ 23 ] В более новых вариантах, включая J-10B и J-10C, используется воздухозаборник без дивертора, который не требует разделительной пластины и может уменьшить перекрестную заметность радара. [ 23 ] Под фюзеляжем и крыльями расположены 11 узлов подвески , предназначенных для перевозки различных видов вооружения и подвесных баков с дополнительным топливом. Убирающееся шасси состоит из пары управляемых носовых колес под воздухозаборником и двух основных зубчатых колес в задней части фюзеляжа. [ нужна ссылка ]

НОАК J-10AY пилотажной группы 1 августа

Кабина закрыта двухсекционным купольным фонарем, обеспечивающим 360 градусов пилоту обзор на . Фонарь поднимается вверх, обеспечивая возможность входа и выхода из кабины. Органы управления представляют собой обычный центральный стик и ручку газа, расположенную слева от пилота. Они также включают элементы управления «руки на газе и ручке» ( HOTAS ). [ нужна ссылка ] кресло с нулевым катапультированием , позволяющее безопасно катапультироваться в аварийной ситуации даже на нулевой высоте и нулевой скорости. Для пилота предусмотрено [ нужна ссылка ]

конструкции J-10 Из-за аэродинамически нестабильной цифровая квадруплексная электродистанционная ( FBW) система управления полетом (FCS) помогает пилоту управлять самолетом. FCS обычно контролирует входные сигналы управления пилота, не позволяя пилоту случайно выйти за пределы диапазона полета и применить слишком много управляющих сигналов в ситуациях полета с высокими характеристиками. [ нужна ссылка ] Это очень важно для самолетов с уточным крылом, поскольку они способны поворачивать по гораздо меньшему радиусу, чем обычные самолеты. Массивные поверхности управления способны перемещаться настолько далеко, что могут полностью уничтожить самолет в полете на высоких скоростях, если их не контролирует СУО. [ нужна ссылка ]

Авионика

[ редактировать ]

Кабина оснащена тремя жидкокристаллическими (ЖК-дисплеями) многофункциональными дисплеями (MFD), а также разработанным в Китае голографическим проекционным дисплеем (HUD), каждый из которых полностью совместим с современным китайским усовершенствованным нашлемным прицелом (HMS) , заявленным Китайцы превзойдут HMS на Су-27, проданном Китаю. [ 24 ] [ 25 ]

По словам представителей Chengdu Aircraft Corporation, в J-10 используется многорежимный радар управления огнем, разработанный в Китае. Радар имеет плоскую решетчатую антенну с механическим сканированием и способен сопровождать 10 целей. Из 10 сопровождаемых целей 2 могут быть поражены одновременно ракетами с полуактивным радиолокационным самонаведением или 4 — ракетами с активным радиолокационным самонаведением . [ 26 ]

У J-10B носовой обтекатель модифицирован для размещения радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (AESA). [ 27 ] [ 28 ] Генеральным конструктором АФАР для J-10B является г-н Чжан Куньхуэй (张昆辉, 1963 г.р.), руководитель 607-го научно-исследовательского института в Нэйцзяне , Сычуань . Г-н Чжан Куньхуэй стал заместителем начальника 607-го научно-исследовательского института в 1997 году, а четыре года спустя, в 2001 году, он стал главой института, когда стартовала программа AESA для J-10B. Основным подрядчиком этого AESA является Академия исследований радиолокационного и электронного оборудования Китайской корпорации авиационной промышленности , расположенная в Сычуани, образованная в марте 2004 года путем объединения 607-го научно-исследовательского института и 171-го завода вместе с г-ном Чжан Куньхуэй, который был назначен главой исследовательская академия. По данным китайских правительственных СМИ, разработка АФАР для J-10B заняла 8 лет и, наконец, была завершена в 2008 году, и, таким образом, китайские истребительные радары совершили квантовый скачок, перейдя от планарной щелевой решетки с механическим сканированием непосредственно к АФАР, минуя пассивную фазированную решетку. Радар PESA с решеткой . [ 29 ] Многие подозревали, что это радар PESA, но во время его краткого дебюта на 7-й Китайской международной выставке оборонной электроники (CIDEX) в мае 2010 года и 6-й Международной конференции по радарам, состоявшейся в Пекине в сентябре 2011 года, китайские официальные источники утверждали, что это AESA. . [ 30 ]

Движение

[ редактировать ]
J-10 с турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН.

J-10 оснащен одним турбовентиляторным двигателем . J-10A поступил в производство вместе с российским Салютом АЛ-31 ФН. [ 23 ] Первоначальная версия создавала максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН ; 28 000 фунтов силы ). [ 31 ] В декабре 2013 года «Салют» сообщил, что испытывает для Китая модернизированный АЛ-31ФН серии 3 с увеличенным на 250 часов ресурсом и большей тягой на 1000 кгс; Серия 3 будет оснащена улучшенным J-10B. [ 32 ] [ 33 ] По сравнению с оригинальным АЛ-31Ф «Люлька-Сатурн», АЛ-31ФН устанавливался на J-10 путем поворота коробки передач и пакета принадлежностей вниз. [ 23 ]

Предполагаемый двигатель J-10 - китайский Shenyang WS-10. При разработке WS-10 возникли трудности, и производство самолета было продолжено с использованием в качестве замены Салюта АЛ-31ФН. [ 34 ] Предсерийный J-10C летал с WS-10 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018 года ; сопло двигателя было модифицировано с учетом малозаметности и управления вектором тяги (TVC). [ 23 ] В марте 2020 года на видео китайских государственных СМИ был показан J-10C в ливрее ВВС НОАК, оснащенный WS-10B; [ 32 ] К ноябрю 2021 года самолеты с двигателями WS-10B поступили на вооружение. [ 35 ]

Вооружение и внешние нагрузки

[ редактировать ]

Внутреннее вооружение самолета состоит из Грязева-Шипунова ГШ-23 двухствольной пушки , расположенной под левым бортом воздухозаборника. Другое вооружение и оборудование монтируется снаружи на 11 точках подвески, к которым можно прикрепить 5600 кг (12300 фунтов) ракет и бомб, сбрасываемых баков с топливом или другого оборудования, такого как блоки авионики. [ нужна ссылка ]

Развернутые ракеты «воздух-воздух» могут включать ракеты «воздух-воздух» малой дальности , такие как PL-8 и PL-10 (на J-10C), ракеты «воздух-воздух» средней дальности с радиолокационным наведением, такие как ПЛ-12 и ПЛ-15 (на J-10C), неуправляемые и высокоточные боеприпасы, такие как бомбы с лазерным наведением, ракеты класса «воздух-поверхность» , такие как КД-88 , [ 36 ] противокорабельные ракеты, такие как YJ-91 A, [ 36 ] и противорадиационные ракеты , такие как YJ-91. [ 36 ]

Операционная история

[ редактировать ]
1 августа группа высшего пилотажа.

Первый самолет был доставлен в 13-й испытательный полк 23 февраля 2003 года. Самолет был признан работоспособным в декабре того же года, после 18 лет разработки. [ 1 ] [ 37 ]

J-10C поступил на боевую службу в апреле 2018 года. [ 38 ]

Пакистан

[ редактировать ]

Переговоры о приобретении J-10A начались в 2006 году, когда его предложил Китай. [ 39 ] [ 40 ] но переговоры продолжались до 2012 года с предложением J-10B. [ 41 ]

В сентябре 2020 года сообщалось, что Пакистан заинтересовался J-10C. [ 42 ] В декабре 2021 года Пакистан объявил о закупке 25 самолетов J-10CE с возможностью приобретения еще 11; Ожидалось, что они вступят в строй в марте 2022 года. [ 43 ] [ 44 ] 4 марта 2022 года первая партия из 6 самолетов J-10CE для ВВС Пакистана (PAF) приземлилась на базе PAF Минхас (Камра) после перегона из Чэнду, Китай. [ 45 ] ВВС Они были официально зачислены в состав 15-й эскадрильи «Кобры » , базирующейся на базе ВВС Минхас 11 марта 2022 года. [ 5 ] [ 46 ] [ 47 ]

18 января 2024 года Пакистан нанес серию воздушных и артиллерийских ударов по Ирану, нацеленных на сепаратистские группы белуджей, несколько беспилотников JF-17C и Wing Loong II в сопровождении J-10CE начали атаки на группы боевиков BLA и BLF с использованием планирующих бомб GIDS B-REK. . В результате теракта погибли 9 террористов. [ 48 ]

Экспорт в другие страны

[ редактировать ]

В 2009 году AVIC планировала предложить J-10 и CAC/PAC JF-17 Thunder на экспорт. Flightglobal предположил, что будет предложен модернизированный J-10B. [ 49 ]

В 2023 году Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем о потенциальной покупке истребителей J-10C. [ 50 ] Египет также выразил заинтересованность в покупке 12 самолетов J-10C. [ 51 ] [ 52 ]

Варианты

[ редактировать ]
J-10S ВВС Китая на военных учениях в России.

Операторы

[ редактировать ]
Карта операторов Чэнду J-10 синим цветом
 Китайская Народная Республика
 Пакистан

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

12 ноября 2016 года 1 августа тренировочный полет пилотажной группы потерпел столкновение в воздухе в провинции Хэбэй . Двухместный J-10 разбился. Пилот, капитан Юй Сюй , и второй пилот катапультировались, но Юй был сбит другим J-10 и погиб. Ю была первой женщиной, сертифицированной для управления J-10. [ 76 ]

Технические характеристики (J-10C)

[ редактировать ]
J-10B с ракетами PL-12 и PL-8B и безотклонительным воздухозаборником представлен на Airshow China 2018
Чертеж Чэнду J-10A в 3 видах

Данные из [ 77 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 1,8 Маха.
  • Скорость сваливания: 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов)
  • Дальность: 1850 км (1150 миль, 1000 миль) [ 83 ] [ 78 ]
  • Боевая дальность: 1240 км (770 миль, 670 миль) [ 83 ] [ 78 ]
  • Перегоночная дальность: 4600 км (2900 миль, 2500 морских миль)
  • Практический потолок: 18 000 м (59 000 футов) [ 78 ]
  • Пределы g: +9/-3 [ 78 ]
  • Скорость набора высоты: 300 м/с (59 000 футов/мин) [ 84 ]
  • Нагрузка на крыло: 381 кг/м 2 (78 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 1,04

Вооружение

  • Guns: Gryazev-Shipunov GSh-23
  • Узлов подвески: всего 11 (6 подкрыльевых, 2 подвсасывающих и 3 подфюзеляжных) с вместимостью 5600 кг подвесного топлива и боекомплекта.
  • Ракеты: 90-мм неуправляемые ракетные блоки.
  • Ракеты:
  • Другие:
    • До 3 внешних топливных баков (1 под фюзеляжем, 2 под крылом) для увеличения дальности полета и времени барражирования.

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с Ван Цзецин. «Раскрыта тайна процесса испытательных полетов истребителя J-10» . Южные выходные. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 года . Проверено 4 января 2007 г.
  2. ^ «Японский F-2 против смертоносного китайского истребителя J-10: кто победит?» . 13 октября 2015 г.
  3. ^ «Чэнду J-10 (Цзянь-10, Истребитель-10/F-10)» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года . Проверено 23 октября 2007 г.
  4. ^ «Руководство по китайскому оборудованию» (PDF) . Разведывательное управление ВМС США .
  5. ^ Jump up to: а б Дженнингс, Гарет (11 марта 2022 г.). «Пакистан получает первые истребители J-10 из Китая» . Джейнс . Проверено 23 июня 2022 г.
  6. ^ «Крыло Дельта» . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 24 октября 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Исследования, разработки и приобретение , стр. 2
  8. ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 3
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Неуклюже вперед , стр. 61
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Неуклюже вперед , стр. 62
  11. ^ Авиационная двигателестроительная промышленность Китая , стр. 26.
  12. ^ Jump up to: а б с Исследования, разработки и приобретение , стр. 4
  13. ^ Jump up to: а б Неуклюже вперед , стр. 41
  14. ^ Неуклюже вперед , страница 63.
  15. ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас, 2013. Крылья Дракона . Бирмингем: Ian Allan Publishing Ltd.
  16. ^ Jump up to: а б «СибНИА остается центром российских инноваций» . 2007. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 25 июня 2022 г.
  17. ^ Уолдрон, Грег (21 мая 2021 г.). «Китайский J-10 достиг совершеннолетия с отечественным двигателем» . рейсглобальный .
  18. ^ Йео, Майк (11 мая 2021 г.). «Китай выставляет на вооружение самолеты J-10 с самодельным двигателем» . Новости обороны . Проверено 11 мая 2021 г.
  19. ^ «Пакистан закупает китайские самолеты на базе списанного израильского истребителя Лави» . Гаарец . Проверено 5 января 2022 г.
  20. ^ Хьюсон, Роберт. «Китайский J-10 извлек выгоду из проекта Лави»». Архивировано 26 мая 2008 г. в Wayback Machine Jane's , 19 мая 2008 г.
  21. ^ «Эксклюзивное интервью с генеральным конструктором J-10 Сун Вэньцуном» . 2007. Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 6 января 2007 г.
  22. ^ «Генерал-майор опровергает «теорию истребительного плагиата»: J-10 создан на основе J-9» . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Рубен Ф. (22 ноября 2019 г.). «Dubai Airshow 2019: Китайский Чэнду продвигает экспортный вариант J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
  24. ^ «Носовая часть и кабина перспективного китайского истребителя четвертого поколения были представлены на авиасалоне в Чжухае (фото) — подвеска, шлемный прицел, система авионики, Phoenix.com, Phoenix New Media — Huangyan News Network» . Архивировано из оригинала . 21 ноября 2015 г. Проверено 4 февраля 2015 г.
  25. ^ sina UI Team. «Это шлем пилота-истребителя J-10» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
  26. ^ «Цзянь-10 (J-10, F-10) Многоцелевой истребитель» . SinoDefence.com. Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  27. ^ «Конфигурация экспозиции РЛС с активной фазированной антенной решеткой J-10B соответствует конфигурации вооруженных сил США (Фото)» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
  28. ^ «Фотографии бортового радара J-10B китайских ВВС, опубликованные в Интернете, похожи на фотографии американских истребителей, что вызвало бурные дискуссии . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года. Проверено 4 февраля 2015 года .
  29. ^ «Инновации и превосходство способствуют развитию - в память о Чжане Куньхуэе, президенте AVIC Leiden». Архивировано 8 марта 2013 г. на Wayback Machine cannews.com.cn, 14 января 2013 г.
  30. ^ «Китайский радар с фазированной решеткой J-10B впервые представлен: достижение мирового уровня — Fuxing.com» Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 года .
  31. ^ «АЛ-31ФН» (на русском языке). Салют. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 12 января 2013 г.
  32. ^ Jump up to: а б Джу, Хуан (5 марта 2020 г.). «Изображения показывают, что Китай начал установку отечественного двигателя WS10 на истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
  33. ^ «ФГУП «НПО газотурбиностроения «Салют» успешно завершило первый этап стендовых испытаний на долговечность и работоспособность двигателя с учетом будущих поставок новой версии АЛ-31ФН серии 3» . Салют . 24 декабря 2013. Архивировано из сайта оригинал 9 января 2014 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
  34. ^ Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . Университет ВВС США, Китайский институт аэрокосмических исследований. п. 32. ISBN  978-1082740404 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
  35. ^ Джованцанти, Алессандра (23 ноября 2021 г.). «25-я авиационная бригада ВВС НОАК теперь имеет на вооружении многоцелевые истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 6 января 2022 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д и Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 118. ИСБН  978-09973092-5-6 .
  37. ^ Jump up to: а б с «Sinodefence.com: Многоцелевой истребитель J-10» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 9 апреля 2007 г.
  38. ^ ZX, изд. (16 апреля 2018 г.). «Китайский истребитель J-10C приступает к боевому дежурству» . Синьхуанет. Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
  39. ^ «Пакистан поддержит Китай против «осады» США, — говорит Рашид» . Дейли Таймс (Пакистан) . 23 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
  40. ^ Ансари, Усман (3 августа 2011 г.). «Китай официально предлагает Пакистану вариант J-10» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 8 сентября 2013 г.
  41. ^ «Истребители J-10B и 6 морских пехотинцев для Пакистана, пока идут переговоры Cino-Pak, которые приведут к тому, что Пакистан приобретет 100 супершершней J-10 и F16» . Новостное племя. 22 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2013 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
  42. ^ Чоудхури, Сринджой (6 сентября 2020 г.). «Пакистан обращается к Китаю за дополнительными истребителями и ракетами» . Времена сейчас . Проверено 4 февраля 2021 г.
  43. ^ Jump up to: а б Кумар, Анкит (29 декабря 2021 г.). «Пакистан подтверждает создание эскадрильи китайских J-10C в ответ на индийские самолеты Rafale» . Индия сегодня . Проверено 29 декабря 2021 г.
  44. ^ Jump up to: а б "Пакистан приобрел эскадрилью элитных истребителей J-10C: сообщает" . Пакистан сегодня . 30 декабря 2021 г. Проверено 6 января 2022 г.
  45. ^ Jump up to: а б "Пакистан получил первую партию китайских истребителей J-10CE - SAMAA" . Samaaenglish.tv . Проверено 14 марта 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  46. ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
  47. ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
  48. ^ "Пояснилось: какое оружие было использовано, как именно Пакистан нанес авиаудары по Ирану?" .
  49. Шива Говиндасами, «Китайская компания AVIC активизирует продажи истребителей FC-1, J-10». Архивировано 3 октября 2009 г. в Wayback Machine , Flight International , Проверено: 2 октября 2009 г.
  50. ^ «Китай, как сообщается, ведет переговоры по оружейным сделкам с Саудовской Аравией и Египтом» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 24 мая 2023 г. Проверено 17 июня 2023 г.
  51. ^ «Военно-часовой журнал» . www.militarywatchmagazine.com . Проверено 17 июня 2023 г.
  52. ^ Гонрада, Габриэль (26 мая 2023 г.). «Китай захватывает рынки вооружений США на Ближнем Востоке» . Азия Таймс . Проверено 17 июня 2023 г.
  53. ^ «Пакистан одобряет закупку истребителей Lockheed Martin F-16 и Chengdu J-10 – 13 апреля 2006 г. – Washington DC-Flight International» . Flightglobal.com. 13 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г.
  54. ^ Лэй, Чжао (18 февраля 2016 г.). «Истребители НОАК выставлены на продажу» . Китайская газета . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
  55. ^ Jump up to: а б Паркен, Оливер (29 марта 2023 г.). «J-10 изменил игру китайских истребителей 25 лет назад» . Драйв .
  56. ^ Копп, Карло (10 июля 2007 г.). «Двухместный вариант J-10S» . ВВС Австралии. п. 1. Архивировано из оригинала 4 августа 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
  57. ^ Иванов, Генри (9 января 2006 г.), Китай работает над усовершенствованным истребителем «Супер-10» , Janes Defense World, заархивировано из оригинала 11 января 2006 г.
  58. ^ Jump up to: а б Вининг, Александр; Харди, Джеймс (9 октября 2014 г.). «Появились новые фотографии J-10B» . IHS Jane's 360. Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 6 августа 2015 г.
  59. ^ Фишер, Ричард Д. младший (12 января 2015 г.). «Изображения показывают, что J-10B близки к поступлению на вооружение Китая» . Janes.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
  60. ^ «Обнаружен новый вариант J-10» . Джейнс Дефенс Ньюс. 23 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 23 мая 2011 г.
  61. ^ УОЛДРОН, ГРЕГ (6 ноября 2018 г.). «J-10B TVC поражает публику в Чжухае неожиданным выступлением» . рейсглобальный. Архивировано из оригинала 7 ноября 2018 года . Проверено 7 ноября 2018 г.
  62. ^ Джованцанти, Алессандра. «Появляются изображения истребителей J-10C Пакистана» . Джейнс . Проверено 19 февраля 2022 г.
  63. ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
  64. ^ «Новый BVRAAM, возможно, поступил на вооружение НОАК» . Janes.com . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 1 января 2019 г.
  65. ^ Бронк, Джастин (октябрь 2020 г.). Тенденции боевой авиации России и Китая (PDF) (Отчет). Отчет Уайтхолла. Том. 3–20. Королевский объединенный институт исследований в области обороны и безопасности . п. 41. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2021 года . Проверено 4 февраля 2021 г.
  66. ^ Хелфрих, Эмма; Рогоуэй, Тайлер (18 июля 2022 г.). «Китайский истребитель J-10 замечен в новой конфигурации «Big Spine»» . Драйв .
  67. ^ Для стратегических исследований (IISS), Международный институт (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN  9781003400226 . S2CID   256916955 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  68. ^ Военный баланс (2022): стр. 260
  69. ^ «Лучше, чем F-16 американского производства: Китай поставит Пакистану истребители J-10C» . Thenews.com.pk. 21 февраля 2022 г. Проверено 14 марта 2022 г.
  70. ^ Сана Джамал (11 марта 2022 г.). «Смотреть видео: ВВС Пакистана принимают на вооружение первую партию из шести истребителей J-10C | Пакистан – Gulf News» . Gulfnews.com . Проверено 14 марта 2022 г.
  71. ^ Дангвал, Ашиш (19 сентября 2022 г.). « Дракон с Востока»: Пакистан получает вторую партию истребителей Rafale Challenger J-10C из Китая» . Евразийская газета . Проверено 19 сентября 2022 г.
  72. ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
  73. ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
  74. ^ «Многоцелевые истребители J-10C приняты в состав парка ВВС» . 11 марта 2022 г.
  75. ^ «Шесть самолетов J-10C китайского производства приняты в состав ВВС Великобритании» . 12 марта 2022 г.
  76. ^ Го, Кай (14 ноября 2016 г.). «Найден черный ящик самолета, в котором разбилась и погибла женщина-летчица-истребитель» . Народная газета . Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года . Проверено 16 января 2022 г.
  77. ^ Чу Вэнь (19 ноября 2019 г.). «[Продажи военной техники за рубежом] Китайский самолет третьего поколения выходит на международный рынок? J-10C дебютирует на авиасалоне в Дубае» (на традиционном китайском языке, Гонконг, 01). Проверено 23 января. 2022 .
  78. ^ Jump up to: а б с д и ж г «J-10 (Jian 10) — многоцелевой тактический истребитель Vigorous Dragon, Китай» . СПГ Медиа Лимитед. 10 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 г.
  79. ^ «Aerospaceweb.org | Музей самолетов — J-10/F-10» . www.aerospaceweb.org .
  80. ^ «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» . Джейнс.com . Проверено 14 мая 2024 г.
  81. ^ Гонрада, Габриэль (27 ноября 2022 г.). «Китайские истребители отказываются от России в пользу отечественных двигателей» . Азия Таймс . Проверено 14 мая 2024 г.
  82. ^ Опубликовано ВВС (17 апреля 2018 г.). «Новый истребитель ВВС J-10C находится на боевом дежурстве, что сообщило Шэньчжэньское телевидение?» на упрощенном китайском языке ( Проверено 23 ноября 2022 г. ) .
  83. ^ Jump up to: а б «Веб-страница удалена» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. Проверено 18 апреля 2019 г. .
  84. ^ «Министр обороны Южной Кореи посетил летно-испытательную базу ВВС Китая и поднялся на борт J-10_Sina Military_Sina.com» .
  85. ^ Рупрехт, Андреас (29 октября 2018 г.). Современные китайские военные самолеты — ВВС Китая . Издательство Гарпия. п. 46. ​​ИСБН  978-0-9973092-6-3 .
  86. ^ Чуанжэнь, Чен. «Новое китайское вооружение замечено на истребителе J-10C» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
  87. ^ Jump up to: а б с Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 121. ИСБН  978-09973092-6-3 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8290c3a11c82d5735b3341af8d4e6159__1721189580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/59/8290c3a11c82d5735b3341af8d4e6159.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chengdu J-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)