Шэньян J-5
J-5 | |
---|---|
![]() | |
Шэньян JJ-5 | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Китайская Народная Республика |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация [ 1 ] |
Первый полет | 19 июля 1956 г. [ 1 ] |
Введение | 1957 |
Ушедший на пенсию | 1992 (Китай) |
Статус | Северная Корея имеет на вооружении истребители и инструкторы. |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии (исторический) Северокорейские ВВС ВВС Пакистана (исторический) Народные ВВС Вьетнама (исторический) |
Произведено | 1956-1969 |
Количество построенных | 1,820+ [ 1 ] |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich MiG-17 |
Шэньян J-5 ( китайский : 歼-5) ( название НАТО Fresco) . [ 2 ] ) — китайского одноместный реактивный перехватчик и истребитель производства, созданный на базе советского МиГ-17 . [ 1 ] J-5 экспортировался как F-5. [ 3 ] и первоначально имел обозначение Dongfeng-101 (Восточный ветер-101), а также Type 56, а затем получил обозначение J-5 в 1964 году. [ 1 ]
МиГ-17 производился по лицензии в Китае и Польше в 1960-е годы. ( В начале 1950-х годов ВВС Народно-освободительной армии НОАК) получили несколько дневных истребителей МиГ-17 Фреско-А советской постройки, получивших обозначение J-4. Чтобы внедрить современные методы производства в китайскую промышленность, ВВС НОАК в 1955 году получили чертежи дневного истребителя МиГ-17Ф Фреско-С, а также два готовых образца самолетов, 15 комплектов для разборки и детали для десяти самолетов. Первый МиГ-17Ф китайской постройки (серийный номер Zhong 0101 ), [ 1 ] производства завода в Шэньяне, совершил свой первый полет 19 июля 1956 года под управлением летчика-испытателя У Кеминга. [ 1 ]
В 1961 году были получены чертежи перехватчика МиГ-17ПФ, и началось производство J-5A (F-5A), [ 1 ] вскоре после этого. В это время произошел советско-китайский раскол , что привело к серьезным нарушениям промышленных и технических проектов, поэтому первый J-5A не летал до 1964 года, когда этот тип уже устарел. Всего к моменту окончания производства в 1969 году было построено 767 самолетов J-5 и J-5A. [ 1 ]
Китайцы также построили двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-17, получивший обозначение Chengdu JJ-5 (Jianjiji Jiaolianji — Fighter Trainer — FT-5), [ 1 ] с 1968 года путем объединения двухместной кабины МиГ-15УТИ, двигателя ВК-1А от J-5 и фюзеляжа от J-5А. одна 23-мм пушка Нудельмана-Рихтера NR-23 Все внутреннее вооружение было удалено, и в подфюзеляжном рюкзаке размещалась . Производство JJ-5 достигло 1061 экземпляра, когда оно было прекращено в 1986 году, и этот тип был экспортирован в ряд стран. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]

J-5 и JJ-5 широко использовались ВВС НОАК, пока их не вытеснили более мощные самолеты Shenyang J-6 , а затем Chengdu J-7 .
Варианты
[ редактировать ]- Тип 56 — предвоенное обозначение J-5. [ 1 ]
- Dongfeng-101 — оригинальное служебное название J-5. [ 1 ]
- Shenyang J-5 - ( Jianjiji-5 - истребитель) Самолет китайского производства, переименованный в 1964 году. Всего построено 767 самолетов, все одноместные варианты. [ 1 ]
- Шэньян J-5A - лицензионное производство МиГ-17ПФ с радиолокационной станцией. Общий объем производства этого варианта превысил 300 экземпляров. J-5A все еще находились на вооружении ВВС НОАК, когда J-6A и J-6B были сняты с производства. [ 1 ]
- Chengdu JJ-5 — ( Jianjiji Jiaolianji — учебно-тренировочный истребитель) Двухместный учебно-тренировочный вариант J-5, спроектированный и разработанный Chengdu Aircraft Corporation . Сочетал в себе планер J-5, воздушные тормоза J-5А и тандемную двухместную кабину JJ -2 (МиГ-15УТИ) . [ 1 ] .
- Бомбардировщик-торпедоносец Shenyang J-5 - одиночный самолет, модифицированный для перевозки одной торпеды под центральной линией фюзеляжа. Центральную пушку удалили, как и часть топливного бака. Испытания показали, что снижение производительности было слишком большим, и дальнейшие работы были прекращены. [ 1 ]
- F-5 — экспортная версия J-5.
- FT-5 — экспортная версия JJ-5.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- ВВС Северной Кореи - на вооружении находятся 106 Shenyang F-5 и 135 Shenyang FT-5. [ 4 ] Однако сообщения об ужасающем уровне работоспособности предполагают, что уровень летной годности составляет менее 50%. [ 5 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Албанские ВВС — реактивные самолеты Shenyang J-5 были одними из первых китайских военных самолетов, оказавших помощь Албании . Однако их развертывание против вторжений югославской авиации было относительно неудачным из-за их дозвуковой скорости, и вскоре самолеты были переназначены, как только Shenyang J-6 стали доступны . Остальные J-5 сняты с вооружения и находятся на хранении.
- ВВС Бангладеш - все вышли в отставку в 1980 году.
- Кхмерские ВВС . Десять самолетов Shenyang J-5 были доставлены тогдашней Королевской кхмерской авиации (AVRK) в 1965 году в качестве военной помощи. К 1970 году только шесть из них находились в рабочем состоянии, но были потеряны только в январе 1971 года, когда ВВС Камбоджи были почти полностью уничтожены на земле в результате атаки армии Северного Вьетнама саперной .
- ВВС Пакистана - выведены в отставку 5 января 2012 года. Подразделение переоборудования истребителей № 1 ВВС США с 1975 по 2012 год эксплуатировало более 25 учебно-тренировочных самолетов FT-5, замененных на вооружении построенными в Пакистане K-8P Karakorums . [ 6 ] [ 7 ]
- ВВС Шри-Ланки - J-5 использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов для пилотов ВВС Шри-Ланки.
- Суданские ВВС - в 1969 году поставлено 16 F-5 и FT-5. [ 8 ] Еще один FT-5 был получен примерно в 1983 году. [ 9 ] Наконец, два FT-5 могли быть заказаны в 2001 году. [ 8 ] F-5 Суданских ВВС могли использоваться для наземных атак против членов движения Ансар в 1970 году. [ 10 ]
- ВВС Танзании - с 1973 года поставлено до 22 учебно-тренировочных самолетов FT-5. [ 11 ]
- Вьетнамские ВВС - Вьетнамские ВВС использовали J-5 вместе с поставленными Советским Союзом МиГ-17 для задач по перехвату до 1990-х годов, когда они были сняты с вооружения вместе с оставшимися МиГ-19 и заменены более новыми МиГ-21 и Су-27. .
- ВВС Замбии - поставлено 12 F-5 и FT-5, вероятно, в период с 1976 по 1978 год. [ 12 ]
- Военно-воздушные силы Зимбабве - два FT-5, арендованные Китаем в качестве учебных самолетов для Chengdu F-7 примерно в 1986 году. Позже они были заменены двумя двухместными FT-7BZ и вернулись в Китай к середине 1990-х годов. [ 13 ]
Технические характеристики (J-5А)
[ редактировать ]Данные китайских самолетов: Авиационная промышленность Китая с 1951 года [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 11,09 м (36 футов 5 дюймов) 11,36 м (37,3 фута)
- Размах крыла: 9,628 м (31 фут 7 дюймов)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 22,6 м 2 (243 кв. фута)
- Вес пустого: 3939 кг (8684 фунта) 4151 кг (9151 фунт)
- Полная масса: 6000 кг (13 228 фунтов) 6 125 кг (13 503 фунта)
- Силовая установка: 1 двигатель Wopen WP-5 турбореактивный , тяга 25,5 кН (5700 фунтов силы) и тяга 33,8 кН (7600 фунтов силы) с форсажным режимом.
Производительность
- Максимальная скорость: 1130 км/ч (700 миль в час, 610 узлов) на высоте 5000 м (16 000 футов): 1145 км/ч (711 миль в час, 618 узлов)
- Дальность: 1424 км (885 миль, 769 миль) с подвесными баками на высоте 10 000 м (33 000 футов): 1730 км (1070 миль; 930 миль)
- Практический потолок: 16 500 м (54 100 футов) 16 600 м (54 500 футов)
- Скорость набора высоты: 65 м/с (12 800 футов/мин) на высоте 5 000 м (16 000 футов): 27 м/с (5 300 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 3 авиационные пушки Тип 23-1 калибра 23 мм (0,906 дюйма).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft. Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-systems.net. 18 января 2008 г. Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Эрикссон, Сорен (2013). Кластеры и экономический рост в Азии . Челтнем, Великобритания: Издательство Эдварда Элгара. п. 174. ИСБН 9780-8579-3008-8 .
- ^ «ВВС мира 2021» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Справочник региональных ВВС AMR на 2012 год» (PDF) . Азиатское военное обозрение. Февраль 2012 года . Проверено 12 августа 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «PAF останавливает старение учебно-тренировочных самолетов» . Рассвет . 6 января 2012 года . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ «ВВС Пакистана списывают последний FT-5» . Ежемесячник ВВС (289). Ключевое издание : 32 апреля 2012 г. ISSN 0955-7091 .
- ^ Jump up to: а б Купер и др. 2011 , с. 116
- ^ Купер и др. 2011 , с. 124
- ^ Купер и др. 2011 , с. 125
- ^ Купер и др. 2011 , с. 161
- ^ Купер и др. 2011 , с. 200
- ^ Купер и др. 2011 , с. 208
- ^ Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2008). Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 г. (1-е изд.). Манчестер: Публикации Хикоки. стр. 24–31. ISBN 978-1-902109-04-6 .
Библиография
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft. Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6
- Тейлор, Майкл Дж.Х. «Энциклопедия авиации Джейн. Студийные издания. Лондон. 1989. ISBN 0-517-69186-8
- Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]