Jump to content

ПЗЛ Мелец

Координаты : 50 ° 18'36 "N 21 ° 27'40" E  /  50,31000 ° N 21,46111 ° E  / 50,31000; 21.46111
ПЗЛ Мелец
Раньше
  • ВСК-Мелец
  • ВСК "ПЗЛ-Мелец"
Промышленность Аэрокосмическая промышленность
Основан 1939  ( 1939 )
Штаб-квартира ,
Польша
Количество сотрудников
1,600 [1]  (2021)
Родитель
Веб-сайт пзлмектор .pl

 WikiMiniAtlas
50 ° 18'36 "N 21 ° 27'40" E  /  50,31000 ° N 21,46111 ° E  / 50,31000; 21.46111

PZL M-28 B Bryza 1R ВМС Польши, в настоящее время производится на заводе PZL Mielec.

PZL Mielec ( Polskie Zakłady Lotnicze — Польский авиационный завод), ранее WSK-Mielec ( Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego ) и WSK «PZL-Mielec» — польский производитель аэрокосмической продукции, базирующийся в Мелце . Это крупнейший производитель аэрокосмической продукции в послевоенной Польше. В 2007 году его приобрела компания Sikorsky Aircraft Corporation , сохранившая торговую марку. С 1948 по 2014 год компания произвела около 15 600 самолетов. [2]

История [ править ]

До 1945 года [ править ]

В 1938-1939 годах Państwowe Zakłady Lotnicze завод («Государственный авиационный завод»; PZL), крупнейшая авиационная компания Польши, построила в Мелце , получивший обозначение PZL WP-2 ( Wytwórnia Płatowców 2 ; «Завод планеров № 2»). Производство там началось незадолго до начала Второй мировой войны . В марте 1939 года завод приступил к изготовлению своего первого самолета — бомбардировщиков PZL.37 «Лось» , собранных из комплектующих, поставляемых с завода PZL WP-1 в Варшаве. [2] В то время там работало 700 человек. [2]

PZL.37 Лось
ДВД Шпак-4Т
СБЛим-2 (тренировочный вариант Лим-2)
TS-11 Iskra
Лицензионный ПЗЛ Ан-2
PZL M-15 Belphegor Реактивный сельскохозяйственный самолет
ПЗЛ М-18 Дромадер
PZL M26 Искерка
Микроавтомобиль Микрус

Во время Второй мировой войны Мелец был оккупирован нацистской Германией , начиная с 13 сентября 1939 года. [3] Во время оккупации завод вошел в состав Heinkel , производя, в частности, хвостовые оперения бомбардировщиков Heinkel He 111 и ремонтируя Junkers Ju 52 самолеты . В 1944 году было 5500 рабочих. [2] В июле 1944 года отступающие немцы забрали все машины и оборудование. Мелец был захвачен Советской Армией 6 августа 1944 года. Сначала завод использовался Советами как ремонтный завод. 22 июля 1945 года он был возвращен под контроль Польши. [3]

1945 г. по настоящее время [ править ]

Завод в Мелце был переименован в Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL) — Zakład nr 1 ( Государственный авиационный завод, завод № 1 ) и превратился в государственный завод. Поначалу оно занималось ремонтом самолетов, производило в основном неавиационную продукцию, например, кузова автобусов, весы и т. д. [3] Первым самолетом, построенным в Мелце, был простой учебно-тренировочный PZL S-1 , совершивший полет 15 ноября 1945 года, из которых была построена только одна единица (это был второй самолет, построенный в Польше после войны).

Завод в Мелце производил самолеты в основном по лицензии или спроектированные в других польских бюро. В 1948 году завод построил небольшую серию из 10 служебных самолетов LWD Szpak -4T, спроектированных в LWD (это был первый польский послевоенный серийный самолет). [2] В том же году компания Поликарпова начала выпуск лицензионных бипланов По-2 под обозначением CSS-13, а к 1950 году их было построено 180 штук (их также производила компания PZL Warszawa-Okęcie). В 1950 году была построена также небольшая серия довоенных польских планеров «Саламандра».

В 1949 году завод был переименован, как и вся польская аэрокосмическая промышленность того времени, в Wytwórnia Sprzętu Komunicji — завод № 1 ( Завод аппаратуры связи, завод № 1 ), сокращенно WSK-1 Mielec или просто WSK-Mielec. [3] Непродолжительное время в 1970-1975 годах оно носило название WSK Delta-Mielec. [2] В 1975 году ему вернули традиционное название Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjny «PZL-Mielec» ( WSK «PZL-Mielec» ) в честь бренда PZL. [2] В 1950-е годы здесь работало 2600 человек; на пике популярности это число составляло 18 000 человек. [2]

С 1950 года завод значительно развился и стал крупнейшим польским производителем самолетов. Это был лицензионный производитель реактивных истребителей советской разработки МиГ-15 (выпускался как Лим-1), МиГ-15бис (Лим-2), МиГ-17 (Лим-5) и их польских вариантов (СБЛим). -1 и учебно-тренировочные самолеты СБЛим-2 и Лим-6 ). штурмовики [2] Первые Лим-1 были изготовлены из советских запчастей в 1952 году, а серийное производство началось в 1953 году. К 1964 году было построено около 1500 Лимов. В 1957-1960 годах было выпущено также 250 TS-8 Bies поршневых двигателей польской разработки. тренеры. С 1963 года выпускался реактивный учебно-тренировочный самолет ТС-11 «Искра» польской разработки , являвшийся базовым учебно-тренировочным самолетом польской военной авиации. Его преемник, разработанный совместно с PZL Mielec, PZL I-22 Iryda , оказался неудачным по разным причинам, в основном из-за отсутствия надлежащего финансирования, поэтому была построена лишь небольшая серия.

Самым массовым самолетом, построенным в Мелце, был лицензионный советский многоцелевой биплан Ан-2 , выпускавшийся с 1960 года в различных вариантах. К 2002 году было выпущено 11 954 таких самолета. [2] в основном для Советов, но также использовались в Польше и экспортировались в другие страны. Из них 7880 сельскохозяйственных Ан-2Р, 1640 транспортно-пассажирских Ан-2ТП, 1344 транспортных Ан-2Т, 816 пассажирских Ан-2П, 154 гидросамолета Ан-2М, 52 военно-десантных транспорта Ан-2ТД, 44 представительских Ан-2П Люкс. . [2] С 1984 года компания PZL Mielec стала эксклюзивным производителем советских транспортных самолетов взлета и посадки Ан-28 , которых было построено 180 штук. [2] Впоследствии он был разработан в Мелце, а в модернизированном варианте PZL M-28 Skytruck/Bryza с западной авионикой предлагался для Войска Польского, ВМС Польши и служб за рубежом, с некоторым успехом, а также в качестве морского патрульного самолета.

Помимо лицензионного производства, в Мелце в 1950-х и 1960-х годах было спроектировано несколько самолетов, но они не пошли в производство (например, PZL S-4 Kania , PZL M-2 , PZL M-4 Tarpan ). Более выгодным оказалось сотрудничество в сфере проектных работ. В 1973 году при помощи СССР Мелец спроектировал единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет WSK-Mielec M-15 Belphegor , который строился в период с 1976 по 1981 год для Советского Союза. С другой стороны, завод начал сотрудничество с американскими фирмами, в результате чего появился весьма успешный сельскохозяйственный самолет М-18 Dromader , впервые поднявшийся в воздух в 1976 году и производящийся и разрабатываемый до сих пор (по состоянию на 2012 год). Всего было выпущено более 759 штук. [2] большая часть экспортируется в западные страны. WSK-Mielec также начала производство многоцелевых самолетов PZL M-20 Mewa (лицензированный Piper PA-34 Seneca ), но было построено лишь небольшое их количество. Частично на базе М-20 завод разработал успешный легкий учебно-тренировочный самолет ПЗЛ М-26 «Искерка» 1988 года выпуска; однако было построено только семь.

Неавиационная продукция [ править ]

Завод выпускал и неавиационную продукцию: пожарные машины (1948 г.), холодильники (1954–1966 гг.), «Микрус МР-300» микроавтомобиль (1956–1960 гг., всего 1728 штук), кузова рефрижераторов (1962–1974 гг.), автомобили телевещания ( с 1965 г.), оборудование для впрыска топлива (с 1964 г.), Leyland дизельные двигатели по лицензии (с 1967 г.), электромобили Melex и гольф-кары (с 1970 г., в основном на экспорт в США, позже выделенные как собственная марка). В 1993 году подразделение Wytwórnia Aparatury Wtryskowej «PZL Mielec» ( Завод оборудования для впрыска топлива «PZL – Mielec» ) было выделено в общество с ограниченной ответственностью .

Настоящее и будущее [ править ]

19 октября 1998 года государственный завод WSK «PZL-Mielec» был преобразован в государственное предприятие Polskie Zakłady Lotnicze Mielec Sp. z o. o. ( Польский авиационный завод ), сокращенно: PZL Mielec (не путать с довоенным PZL Państwowe Zakłady Lotnicze ). [2] В мае 1999 года сертифицирован по JAR -21. [2] После падения экспорта в страны Восточного блока объем производства снизился, и рабочих мест осталось 1200-1400 человек. [2]

16 марта 2007 года PZL Mielec была приобретена Sikorsky Aircraft Corporation , в то время являвшейся подразделением United Technologies Corporation (UTX), ныне подразделением Lockheed Martin . [4] [2] С 2009 года он производит секции фюзеляжа вертолета головной фирмы UH-60M Black Hawk , а с 2010 года служит дополнительной линией окончательной сборки вертолетов S-70i Black Hawk . [2]

Обстоятельства этой сделки и ее последствия подверглись резкой критике со стороны польской военной прессы, предполагавшей, что цена была очень низкой (56,1 млн злотых) из-за проамериканского лоббирования . Указывалось также, что польские военные согласились в декабре 2008 года закупить у новых заводчиков 12 ненужных самолетов М-28Б по цене в два-три раза превышающей их реальную стоимость и экспортную цену. [5]

Самолет [ править ]

Название модели Первый полет Количество построенных Тип
CSS-13 1948 180 [2] Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
ПЗЛ Шпак-4Т 1948 10 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ С-1 1945 1 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ С-4 Кания 1957 3 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ ТС-8 Биес 1955 251 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ М2 1958 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M3 Pliszka 1959 3 Планер
ПЗЛ М7 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [6]
ПЗЛ М8 Пеликан Н/Д 0 Планер [7]
ПЗЛ М4 Тарпан 1961 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Ан-2 1961 11,000+ Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
ПЗЛ Лим-1 1952 [8] 227 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-2 500 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-5 1956 [9] 666 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-6 110 Одномоторный штурмовик-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ ТС-11 Искра 1960 424 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ ТС-16 Грот Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ М12 Н/Д 0 Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями [10]
ПЗЛ М19 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [11]
ПЗЛ М14 Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [12]
PZL M15 Бельфегор 1973 175 Сельскохозяйственный самолет-биплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ М16 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [13]
PZL M18 Дромадер 1976 759 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ М17 1977 1 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M20 Мева 1979 33 Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями
ПЗЛ М19 Н/Д 0 Транспортный самолет-моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [14]
PZL M21 Дромадер Мини 1982 2 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [15]
PZL M24 Дромадер Супер 1987 4 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M25 Дромадер Микро Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [15]
PZL M26 Искерка 1986 9 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Ан-28 1984 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями
PZL M28 Скайтрак 1993 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями
ПЗЛ М30 Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [16]
ПЗЛ М32 Н/Д 0 Моноплан общего назначения с двумя турбовинтовыми двигателями [17]
ПЗЛ М34 Н/Д 0 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [18]
ПЗЛ И-22 Ирида 1985 17 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями
ПЗЛ С-70и Блэкхок 2010 100 [19] Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ "Профиль компании" . ПЗЛ Мелец . Проверено 22 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Грущинский, Ю. (2014), стр. 8–10
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бабейчук Ю.; Гжегожевский. Дж. (1974)
  4. ^ «Окончательная сборка вертолета S-70i™ BLACK HAWK начинается в Мелце» . Сикорский . 1 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 22 марта 2021 г.
  5. ^ Хипки, Томаш, (на польском языке) Кормление рака, Skrzydlata Polska Nr. 1/2009, ISSN   0137-866X , стр.4
  6. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М7 СТН, 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  7. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М8 «Пеликан», 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  8. ^ Луто, Кшиштоф. «Лим-1/Лим-2, 1952 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
  9. ^ Плача Гетман, Кароль (14 октября 2020 г.). «ВСК Мелец Лим-5. 2020» . Воображение . Проверено 22 марта 2021 г.
  10. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М12, 1961-1963 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  11. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, начало 1970-х годов» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  12. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М14, 1969-1971 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  13. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М16, 1973 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  14. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, 1981 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плача Гетман, Кароль (21 ноября 2020 г.). "PZL Mielec M-18 Dromader. 1976 год" . Воображение . Проверено 14 марта 2021 г.
  16. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М30, 1985 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  17. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М32, 1990 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  18. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М34, 1996 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  19. ^ Дженнингс, Гарет. «PZL Mielec представляет собой сотый Black Hawk польской постройки, 2023 год» . Janes.com . Проверено 14 декабря 2023 г.

Библиография [ править ]

  • Януш Бабейчук, Ежи Гжегожевский (1974) Польская авиационная промышленность 1945-1973 (Польская авиационная промышленность...), Издательство MON, Варшава (без ISBN)
  • Ежи Грущиньский (2014) Sikorsky S-70i Black Hawk в «Новых военных технологиях - польский вертолетный тендер», специальный выпуск оборонной ярмарки MSPO 2014, ISSN 1230-1655, стр. 8-9.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccb834da579548270da615a666db05b4__1717186140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/b4/ccb834da579548270da615a666db05b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PZL Mielec - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)