ПЗЛ Мелец
Раньше |
|
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
Основан | 1939 |
Штаб-квартира | , Польша |
Количество сотрудников | 1,600 [1] (2021) |
Родитель |
|
Веб-сайт | пзлмектор |
50 ° 18'36 "N 21 ° 27'40" E / 50,31000 ° N 21,46111 ° E
PZL Mielec ( Polskie Zakłady Lotnicze — Польский авиационный завод), ранее WSK-Mielec ( Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego ) и WSK «PZL-Mielec» — польский производитель аэрокосмической продукции, базирующийся в Мелце . Это крупнейший производитель аэрокосмической продукции в послевоенной Польше. В 2007 году его приобрела компания Sikorsky Aircraft Corporation , сохранившая торговую марку. С 1948 по 2014 год компания произвела около 15 600 самолетов. [2]
История [ править ]
До 1945 года [ править ]
В 1938-1939 годах Państwowe Zakłady Lotnicze завод («Государственный авиационный завод»; PZL), крупнейшая авиационная компания Польши, построила в Мелце , получивший обозначение PZL WP-2 ( Wytwórnia Płatowców 2 ; «Завод планеров № 2»). Производство там началось незадолго до начала Второй мировой войны . В марте 1939 года завод приступил к изготовлению своего первого самолета — бомбардировщиков PZL.37 «Лось» , собранных из комплектующих, поставляемых с завода PZL WP-1 в Варшаве. [2] В то время там работало 700 человек. [2]
Во время Второй мировой войны Мелец был оккупирован нацистской Германией , начиная с 13 сентября 1939 года. [3] Во время оккупации завод вошел в состав Heinkel , производя, в частности, хвостовые оперения бомбардировщиков Heinkel He 111 и ремонтируя Junkers Ju 52 самолеты . В 1944 году было 5500 рабочих. [2] В июле 1944 года отступающие немцы забрали все машины и оборудование. Мелец был захвачен Советской Армией 6 августа 1944 года. Сначала завод использовался Советами как ремонтный завод. 22 июля 1945 года он был возвращен под контроль Польши. [3]
1945 г. по настоящее время [ править ]
Завод в Мелце был переименован в Państwowe Zakłady Lotnicze (PZL) — Zakład nr 1 ( Государственный авиационный завод, завод № 1 ) и превратился в государственный завод. Поначалу оно занималось ремонтом самолетов, производило в основном неавиационную продукцию, например, кузова автобусов, весы и т. д. [3] Первым самолетом, построенным в Мелце, был простой учебно-тренировочный PZL S-1 , совершивший полет 15 ноября 1945 года, из которых была построена только одна единица (это был второй самолет, построенный в Польше после войны).
Завод в Мелце производил самолеты в основном по лицензии или спроектированные в других польских бюро. В 1948 году завод построил небольшую серию из 10 служебных самолетов LWD Szpak -4T, спроектированных в LWD (это был первый польский послевоенный серийный самолет). [2] В том же году компания Поликарпова начала выпуск лицензионных бипланов По-2 под обозначением CSS-13, а к 1950 году их было построено 180 штук (их также производила компания PZL Warszawa-Okęcie). В 1950 году была построена также небольшая серия довоенных польских планеров «Саламандра».
В 1949 году завод был переименован, как и вся польская аэрокосмическая промышленность того времени, в Wytwórnia Sprzętu Komunicji — завод № 1 ( Завод аппаратуры связи, завод № 1 ), сокращенно WSK-1 Mielec или просто WSK-Mielec. [3] Непродолжительное время в 1970-1975 годах оно носило название WSK Delta-Mielec. [2] В 1975 году ему вернули традиционное название Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjny «PZL-Mielec» ( WSK «PZL-Mielec» ) в честь бренда PZL. [2] В 1950-е годы здесь работало 2600 человек; на пике популярности это число составляло 18 000 человек. [2]
С 1950 года завод значительно развился и стал крупнейшим польским производителем самолетов. Это был лицензионный производитель реактивных истребителей советской разработки МиГ-15 (выпускался как Лим-1), МиГ-15бис (Лим-2), МиГ-17 (Лим-5) и их польских вариантов (СБЛим). -1 и учебно-тренировочные самолеты СБЛим-2 и Лим-6 ). штурмовики [2] Первые Лим-1 были изготовлены из советских запчастей в 1952 году, а серийное производство началось в 1953 году. К 1964 году было построено около 1500 Лимов. В 1957-1960 годах было выпущено также 250 TS-8 Bies поршневых двигателей польской разработки. тренеры. С 1963 года выпускался реактивный учебно-тренировочный самолет ТС-11 «Искра» польской разработки , являвшийся базовым учебно-тренировочным самолетом польской военной авиации. Его преемник, разработанный совместно с PZL Mielec, PZL I-22 Iryda , оказался неудачным по разным причинам, в основном из-за отсутствия надлежащего финансирования, поэтому была построена лишь небольшая серия.
Самым массовым самолетом, построенным в Мелце, был лицензионный советский многоцелевой биплан Ан-2 , выпускавшийся с 1960 года в различных вариантах. К 2002 году было выпущено 11 954 таких самолета. [2] в основном для Советов, но также использовались в Польше и экспортировались в другие страны. Из них 7880 сельскохозяйственных Ан-2Р, 1640 транспортно-пассажирских Ан-2ТП, 1344 транспортных Ан-2Т, 816 пассажирских Ан-2П, 154 гидросамолета Ан-2М, 52 военно-десантных транспорта Ан-2ТД, 44 представительских Ан-2П Люкс. . [2] С 1984 года компания PZL Mielec стала эксклюзивным производителем советских транспортных самолетов взлета и посадки Ан-28 , которых было построено 180 штук. [2] Впоследствии он был разработан в Мелце, а в модернизированном варианте PZL M-28 Skytruck/Bryza с западной авионикой предлагался для Войска Польского, ВМС Польши и служб за рубежом, с некоторым успехом, а также в качестве морского патрульного самолета.
Помимо лицензионного производства, в Мелце в 1950-х и 1960-х годах было спроектировано несколько самолетов, но они не пошли в производство (например, PZL S-4 Kania , PZL M-2 , PZL M-4 Tarpan ). Более выгодным оказалось сотрудничество в сфере проектных работ. В 1973 году при помощи СССР Мелец спроектировал единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет WSK-Mielec M-15 Belphegor , который строился в период с 1976 по 1981 год для Советского Союза. С другой стороны, завод начал сотрудничество с американскими фирмами, в результате чего появился весьма успешный сельскохозяйственный самолет М-18 Dromader , впервые поднявшийся в воздух в 1976 году и производящийся и разрабатываемый до сих пор (по состоянию на 2012 год). Всего было выпущено более 759 штук. [2] большая часть экспортируется в западные страны. WSK-Mielec также начала производство многоцелевых самолетов PZL M-20 Mewa (лицензированный Piper PA-34 Seneca ), но было построено лишь небольшое их количество. Частично на базе М-20 завод разработал успешный легкий учебно-тренировочный самолет ПЗЛ М-26 «Искерка» 1988 года выпуска; однако было построено только семь.
Неавиационная продукция [ править ]
Завод выпускал и неавиационную продукцию: пожарные машины (1948 г.), холодильники (1954–1966 гг.), «Микрус МР-300» микроавтомобиль (1956–1960 гг., всего 1728 штук), кузова рефрижераторов (1962–1974 гг.), автомобили телевещания ( с 1965 г.), оборудование для впрыска топлива (с 1964 г.), Leyland дизельные двигатели по лицензии (с 1967 г.), электромобили Melex и гольф-кары (с 1970 г., в основном на экспорт в США, позже выделенные как собственная марка). В 1993 году подразделение Wytwórnia Aparatury Wtryskowej «PZL Mielec» ( Завод оборудования для впрыска топлива «PZL – Mielec» ) было выделено в общество с ограниченной ответственностью .
Настоящее и будущее [ править ]
19 октября 1998 года государственный завод WSK «PZL-Mielec» был преобразован в государственное предприятие Polskie Zakłady Lotnicze Mielec Sp. z o. o. ( Польский авиационный завод ), сокращенно: PZL Mielec (не путать с довоенным PZL — Państwowe Zakłady Lotnicze ). [2] В мае 1999 года сертифицирован по JAR -21. [2] После падения экспорта в страны Восточного блока объем производства снизился, и рабочих мест осталось 1200-1400 человек. [2]
16 марта 2007 года PZL Mielec была приобретена Sikorsky Aircraft Corporation , в то время являвшейся подразделением United Technologies Corporation (UTX), ныне подразделением Lockheed Martin . [4] [2] С 2009 года он производит секции фюзеляжа вертолета головной фирмы UH-60M Black Hawk , а с 2010 года служит дополнительной линией окончательной сборки вертолетов S-70i Black Hawk . [2]
Обстоятельства этой сделки и ее последствия подверглись резкой критике со стороны польской военной прессы, предполагавшей, что цена была очень низкой (56,1 млн злотых) из-за проамериканского лоббирования . Указывалось также, что польские военные согласились в декабре 2008 года закупить у новых заводчиков 12 ненужных самолетов М-28Б по цене в два-три раза превышающей их реальную стоимость и экспортную цену. [5]
Самолет [ править ]
Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
CSS-13 | 1948 | 180 [2] | Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
ПЗЛ Шпак-4Т | 1948 | 10 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ С-1 | 1945 | 1 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ С-4 Кания | 1957 | 3 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ ТС-8 Биес | 1955 | 251 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ М2 | 1958 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M3 Pliszka | 1959 | 3 | Планер |
ПЗЛ М7 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [6] |
ПЗЛ М8 Пеликан | Н/Д | 0 | Планер [7] |
ПЗЛ М4 Тарпан | 1961 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Ан-2 | 1961 | 11,000+ | Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
ПЗЛ Лим-1 | 1952 [8] | 227 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. |
ПЗЛ Лим-2 | 500 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. | |
ПЗЛ Лим-5 | 1956 [9] | 666 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. |
ПЗЛ Лим-6 | 110 | Одномоторный штурмовик-моноплан лицензионной постройки. | |
ПЗЛ ТС-11 Искра | 1960 | 424 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ ТС-16 Грот | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ М12 | Н/Д | 0 | Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями [10] |
ПЗЛ М19 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [11] |
ПЗЛ М14 | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [12] |
PZL M15 Бельфегор | 1973 | 175 | Сельскохозяйственный самолет-биплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ М16 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [13] |
PZL M18 Дромадер | 1976 | 759 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ М17 | 1977 | 1 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M20 Мева | 1979 | 33 | Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
ПЗЛ М19 | Н/Д | 0 | Транспортный самолет-моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [14] |
PZL M21 Дромадер Мини | 1982 | 2 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [15] |
PZL M24 Дромадер Супер | 1987 | 4 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M25 Дромадер Микро | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [15] |
PZL M26 Искерка | 1986 | 9 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Ан-28 | 1984 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями | |
PZL M28 Скайтрак | 1993 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями | |
ПЗЛ М30 | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [16] |
ПЗЛ М32 | Н/Д | 0 | Моноплан общего назначения с двумя турбовинтовыми двигателями [17] |
ПЗЛ М34 | Н/Д | 0 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [18] |
ПЗЛ И-22 Ирида | 1985 | 17 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями |
ПЗЛ С-70и Блэкхок | 2010 | 100 [19] | Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями |
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ "Профиль компании" . ПЗЛ Мелец . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Грущинский, Ю. (2014), стр. 8–10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бабейчук Ю.; Гжегожевский. Дж. (1974)
- ^ «Окончательная сборка вертолета S-70i™ BLACK HAWK начинается в Мелце» . Сикорский . 1 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Хипки, Томаш, (на польском языке) Кормление рака, Skrzydlata Polska Nr. 1/2009, ISSN 0137-866X , стр.4
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М7 СТН, 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М8 «Пеликан», 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «Лим-1/Лим-2, 1952 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Плача Гетман, Кароль (14 октября 2020 г.). «ВСК Мелец Лим-5. 2020» . Воображение . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М12, 1961-1963 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, начало 1970-х годов» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М14, 1969-1971 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М16, 1973 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, 1981 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плача Гетман, Кароль (21 ноября 2020 г.). "PZL Mielec M-18 Dromader. 1976 год" . Воображение . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М30, 1985 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М32, 1990 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М34, 1996 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Дженнингс, Гарет. «PZL Mielec представляет собой сотый Black Hawk польской постройки, 2023 год» . Janes.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
Библиография [ править ]
- Януш Бабейчук, Ежи Гжегожевский (1974) Польская авиационная промышленность 1945-1973 (Польская авиационная промышленность...), Издательство MON, Варшава (без ISBN)
- Ежи Грущиньский (2014) Sikorsky S-70i Black Hawk в «Новых военных технологиях - польский вертолетный тендер», специальный выпуск оборонной ярмарки MSPO 2014, ISSN 1230-1655, стр. 8-9.