Jump to content

СЗД-24 Степень

СЗД-24 Степень
Роль Планер
Национальное происхождение Польша
Производитель СЖД
Дизайнер Петр Минарский и Владислав Окармус
Первый полет 2 мая 1960 г.
Количество построенных 204 СЗД-24 + 132 СЗД-32

SZD -24 Foka ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод по планированию) — одноместный высокопроизводительный пилотажный планер, спроектированный и построенный в Польше в 1960 году.

Разработка

[ редактировать ]

СЗД-24 «Фока» предназначался для выполнения соревновательных полетов в классе «Стандарт», а также пилотажа. Проект возник в результате конкурса проектов внутри СЖД, который выиграл «Дельфин» и стал серийным СЗД-24 «Фока». Первый полет SP-2069 состоялся в мае 1960 года в Бельско, но результаты были неудовлетворительными из-за плохо работающих воздушных тормозов, которые не могли ограничить скорость полета ниже V NE (скорость никогда не превышает). Это создало проблему, поскольку правила OSTIV ( Международная научно-техническая организация по планеризму) для стандартного класса на соревнованиях по планеризму предусматривают, что устройства ограничения скорости должны ограничивать максимальную скорость до V NE или ниже.

Быстро был построен второй прототип, оснащенный значительно улучшенными воздушными тормозами, а также улучшенными замками фонаря и дополнительной панелью доступа в задней части фюзеляжа. Адам Зиентек совершил первый полет второго прототипа 24 мая 1960 года, который занял третье место в классе «Стандарт» на чемпионате мира по планерному спорту 1960 года в Кёльне в Германии, пилотируемом Адамом Витеком . Прототип СЗД-24 «Фока» вызывал большое восхищение своими характеристиками, элегантностью, аэродинамически чистыми линиями и удобным полуоткинутым положением в полете. Предсерийный вариант, получивший название СЗД-24А, содержал больше доработок, и линия постепенно улучшалась до окончательного серийного варианта СЗД-32 Фока 5.

Описание (СЗД-24-4А)

[ редактировать ]

Серия СЗД-24 «Фока» представляла собой планеры класса «Стандарт» преимущественно деревянной конструкции с неподвижным колесным и полозковым шасси.

Фюзеляж представлял собой деревянную конструкцию с кабиной в крайней носовой части, плавно переходящей к цельному килю в задней части. Передний открывающийся фонарь имел возможность сбрасываться в случае чрезвычайной ситуации и состоял из прозрачных частей из плексигласа, прикрепленных к дюралюминиевой раме. Основное колесо размером 300 × 125 мм (11,8 × 4,9 дюйма) с механическими тормозами, соединенными с рычагом воздушного тормоза, было установлено в полуутопленном положении и дополнено полозьями, установленными заподлицо под носом и хвостом. Методы строительства фюзеляжа развивались на протяжении всей серии, кульминацией которых стали большие панели, отформованные в бетонных формах из фанеры и сэндвича из пенопласта ПВХ, что дало очень гладкую поверхность, высокую прочность и уменьшенный вес. Пилот сидел полуоткинувшись на регулируемом сиденье с подголовником и нерегулируемыми педалями руля направления.

Приборная панель расположена на колонне над и между ногами пилота, с основными и дополнительными приборами по мере необходимости. Слева от носовой полозья установлен одиночный буксировочный крюк с тросом управления разблокировкой, привод которого осуществляется с помощью ручки управления в основании приборной панели. Передний сдвижной фонарь занимал всю верхнюю половину носовой части фюзеляжа, которая сдвигалась вперед на полозьях, управляемых ручкой на направляющей на левой стороне обода кабины. Фонарь был построен на основе дюралюминиевого каркаса с прозрачной секцией из оргстекла и формованной непрозрачной носовой частью.

Трапециевидные крылья были изготовлены из толстой фанерной обшивки, поддерживаемой деревянными нервюрами, с использованием NACA 63 3 -618 в основании, плавно переходящего в NACA 4415 на кончике. Большие металлические пластинчатые пневматические тормоза установлены далеко позади основного лонжерона, примерно на ¾ хорды, в уже турбулентном потоке воздуха. Управление по крену обеспечивается элеронами в задних кромках внешних крыльев. СЗД-24-2 «Фока 2» был оснащен элеронами уменьшенной площади для уменьшения лобового сопротивления, но управление по крену было резко уменьшено.

Хвостовое оперение

[ редактировать ]

Острый киль (используемый для увеличения мощности управления и устойчивости при меньшем фюзеляже и уменьшении веса) был неотъемлемой частью фюзеляжа и поддерживал обшитое фанерой хвостовое оперение примерно на ⅓ размаха киля. Сбалансированный по массе руль направления и рули высоты были изготовлены из дерева/фанеры и покрыты тканью.

Поверхностная обработка

[ редактировать ]

При поставке самолеты Foka имели аналогичную отделку поверхности: широкую полосу, сужающуюся от центроплана к носу и хвосту по обе стороны фюзеляжа, и контрастный цвет на остальной части фюзеляжа. На полосе под кабиной появился большой стилизованный логотип Foka. Крылья обычно были белыми с красными кончиками.

Операционная история

[ редактировать ]

Фока был обладателем семи мировых рекордов и многих национальных рекордов Польши, в том числе: [ 1 ]

  • Мировой рекорд треугольника на 300 км (190 миль) со скоростью 62,29 км / ч (38,71 миль в час), установленный Пелагеей Маевской в ​​1960 году.
  • Мировой рекорд Треугольника на 300 км (190 миль) со скоростью 72 км / ч (45 миль в час), установленный Пелагеей Маевской в ​​1963 году.
  • Мировой рекорд треугольника на 300 км (190 миль) со скоростью 82,5 км / ч (51,3 миль в час), установленный Аделой Данковской в ​​1963 году (позже в тот же день)
  • Мировой рекорд: выезд и возвращение Лешно-Ольштын-Лешно (682 км (424 миль)) в 1964 году, автор Ян Врублевский.
  • на свободной дистанции 744 км (462 миль) в 1964 году. Мировой рекорд Генрика Лисецкого
  • Первые пять мест на Международных соревнованиях по планерному спорту среди профессионалов 1962 года в Лешно , Польша.
  • Одновременное прохождение треугольника длиной 535 км (332 мили) 34 пилотами на самолетах «Фока» на национальном чемпионате Польши по планерному спорту в 1964 году.

Среди других достижений самолета «Фока»:

  • Камиль Лабар стала первой на чемпионате Франции по планерному спорту 1962 года.
  • Жак Лашени первый из 47 на чемпионате Европы по планерному спорту.
  • Foka 4 также был единственным планером стандартного класса, когда-либо выигравшим чемпионат мира по планерному спорту открытого класса в 1965 году на RAF South Cerney, Глостершир, пилотируемый Яном Врублевски; Эдвард Макула на Foka 4 занял четвертое место. Foka 4, пилотируемые Ф. Кемпкой и Ежи Попелем, заняли 3-е и 4-е места в классе Standard.

После нескольких аварий, связанных с разрушением конструкции, все сохранившиеся самолеты Foka теперь ограничены максимальной скоростью 165 км/ч (103 миль в час) в ясном воздухе и 140 км/ч (87 миль в час) по ППП в неспокойном воздухе. [ 1 ] После аварии со смертельным исходом из-за отказа механизма крепления крыла в 2010 г. [ 2 ] и еще один несчастный случай со смертельным исходом с планером с аналогичным механизмом сборки, Британская ассоциация планеристов выпустила предупреждение о безопасности для владельцев планеров Foka IV. [ 3 ]

Варианты

[ редактировать ]
СЗД-24 Степень
Первый прототип (SP-2069), совершивший полет 2 мая 1960 года, оказался неустойчивым в продольном направлении, а воздушные тормоза неспособны ограничивать скорость ниже V NE (скорость никогда не превышается).
СЗД-24А Марка А
Второй прототип (SP-2070) совершил полет 24 мая 1960 года с улучшенной конструкцией, увеличенными панелями воздушных тормозов, улучшенными замками фонаря и 1,5 кг балласта в хвостовой части фюзеляжа. Соответствующий правилам OSTIV для стандартного класса, SP-2070 пилотировал Адам Витек на чемпионате мира по планерному спорту 1960 года и занял третье место в стандартном классе.
СЗД-24Б марка Б
Три предсерийных самолета (от SP-2241 до SP-2243), первый полет которых состоялся в феврале 1961 года, с замками фонаря, вернувшимися к тем, которые использовались в первом прототипе, фонарь сделан из двух листов оргстекла, склеенных по центральной линии для лучшей видимости. , большие панели, изготовленные из сэндвича из клееной фанеры и пенопласта ПВХ, толщина фанерного покрытия увеличена до 2,5 мм (0,098 дюйма), удаление свинцового балласта в хвостовом обтекателе, увеличенная на 10% площадь руля направления и усиленный хвостовой полоз.
СЗД-24С Степень С
Серийный самолет с улучшенным ламинарным обтеканием носовой части, основное колесо вынесено вперед на 45 см для уменьшения износа носовой полозья, более крупные воздушные тормоза, усовершенствованные приборы, кислородный регулятор КП-18 и баллон, установленные в багажном отделении, и "Электрон". магний отливки из сплавов для креплений и фитингов управления полетом. Foka C экспортировались в 19 стран, было построено около 100 экземпляров. Немного более тяжелый SZD-24C Foka C мог летать быстрее при аналогичных лучших значениях L/D и минимальном снижении.
СЗД-24-2 степень 2
Был построен единственный СЗД-24-2 «Фока 2» (СП-2362), в котором были предприняты попытки снизить лобовое сопротивление за счет улучшения ламинарного обтекания и уменьшения площади элеронов. Испытания, проведенные в 1961 году, не показали заметного улучшения характеристик по сравнению с СЗД-24С, только уменьшилась реакция крена, при этом время, необходимое для крена с 45 ° в одну сторону до 45 ° в другую, увеличилось с 2,8 секунды до 4 секунд, а также ухудшились характеристики. на скорости выше 85 км/ч..
СЗД-24-3 степень 3
Одноместный планер, построенный под руководством Дж. Тшечак, магистр наук, с экспериментальным крылом, построенным из трех пластин, так и не поднялся в воздух, несмотря на отличные результаты испытаний на статическую прочность. [ 1 ]
СЗД-24-4 степень 4
Два прототипа серии «Фока 4» были построены с фюзеляжем и хвостовым оперением от СЗД-24С и крыльями с небольшими изменениями от СЗД-24-2. Новые крылья были изготовлены из пропитанной фанеры различной толщины, отформованной в бетонных формах. Первый прототип поднялся в воздух 26 февраля 1962 года и показал отличные результаты: он оказался легким в управлении, с приятными характеристиками управляемости и хорошими характеристиками, а также эффективным и легким в управлении. используйте воздушные тормоза. Второй прототип (SP-2363) принял участие в чемпионате мира по планерному спорту 1963 года в Хунине в Аргентине и показал заслуживающие доверия результаты.
СЗД-24-4А Фока 4А
Серийный самолет Фока 4.
SZD-24-4 M Foka 45
Серийный самолет Фока 4. Шестнадцать самолетов Foka 45 приняли участие в чемпионате мира по планерному спорту 1968 года в Лесно в Польше.
SZD-24-4 M Foka M
Производство Foka 4 самолета, построено 5.
СЗД-32 Степень 5
Прототип Foka 5 с Т-образным хвостовым оперением из стекловолокна, модифицированной аэродинамической частью NACA и другими улучшениями, один построен.
СЗД-32А 5 этап
Серийная модель, построен 131 экземпляр. [ 4 ]

Технические характеристики (СЗД-32а Фока5)

[ редактировать ]
Чертеж планера СЗД-24 Фока в 3-х видах

Данные планеров мира: Планеры мира: Les Planeurs du Monde, том II [ 5 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Скорость сваливания: 62 км/ч (39 миль в час, 33 узла)
  • Никогда не превышайте скорость : 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов).
  • Максимальная скорость в условиях сурового воздуха: 160 км/ч (99 миль в час)
  • Скорость аэробуксировки: 140 км/ч (87 миль в час)
  • Конечная скорость: с полными воздушными тормозами 255 км/ч (158 миль в час).
  • Пределы g: +6 -3 при 146 км/ч (91 миль в час)
  • Максимальное качество планирования: 34
  • Скорость снижения: 0,66 м/с (130 футов/мин) при скорости 75 км/ч (47 миль в час)
  • Нагрузка на крыло: 25,7 кг/м 2 (5,3 фунта/кв. фута)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Пеховский, Петр. «СЗД-24 Фока» . www.piotrp.de . Проверено 18 апреля 2013 г.
  2. ^ «СЗД-24-4А Фока 4, Г-ДБЗЗ» . Отделение по расследованию авиационных происшествий CAA . Проверено 18 апреля 2013 г.
  3. ^ Хаммертон, Джим. «Предупреждение о безопасности. SZD Foka, Cobra, Bocian, Jaskolka, Schempp-Hirth SHK, серия Austria, любые планеры с расширяющимися шкворнями основного такелажа типа штифт/конус» (PDF) . Британская ассоциация планеризма. Архивировано из оригинала (PDF) 21 ноября 2011 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  4. ^ Пеховский, Петр. «СЗД-32 Фока 5» . www.piotrp.de . Проверено 18 апреля 2013 г.
  5. ^ Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 166–167.
  6. ^ Саймонс, Мартин

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
  • Коутс, Эндрю. «Новое издание «Мира планеров и моторных планеров Джейн». Лондон, Джейн. 1980. ISBN   0-7106-0017-8
  • Саймонс, Мартин. «Планеры Слингсби». Шрусбери, Эйрлайф. 1996. ISBN   1-85310-732-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12d0fbe50881a124bbccea79c426bb8f__1668975360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/8f/12d0fbe50881a124bbccea79c426bb8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SZD-24 Foka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)