СЗД-6Х Нитоперз
СЗД-6х Нитоперз | |
---|---|
![]() | |
СЗД-6х Нитоперц в Музее польской авиации (СП-1220) | |
Роль | Планерный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | СЖД |
Первый полет | 2 февраля 1951 г. [ 1 ] |
Введение | 1952 |
Ушедший на пенсию | 1964 |
Статус | Выставлен в музее |
Количество построенных | 1 |
SZD -6x Nietoperz — одноместный бесхвостый экспериментальный планер , который был спроектирован и построен в Польше на Szybowcowy Zakład Doświadczalny (Экспериментальный завод планеров) в Бельско-Бялой в 1951 году. [ 1 ] Был построен только один экземпляр (с регистрацией СП-1220).
Разработка
[ редактировать ]СЗД-6х «Ниетоперц» ( «Летучая мышь» ) был спроектирован и построен для исследования бесхвостых самолетов и управления ими. Главными дизайнерами были Владислав Новаковски и Юстин Сандауэр. [ 1 ] Построенный традиционным способом с использованием дерева, тканевой обшивки и стали для сильно нагруженных деталей и арматуры, СЗД-6х представлял собой свободнонесущий моноплан с изогнутым крылом, прикрепленным к короткой гондоле фюзеляжа в среднем положении. Внутренняя часть каждого крыла была заметно выдвинута вперед примерно на 200 мм. четверть размаха, где крепились стреловидные консоли крыла. [ 2 ] Такая компоновка позволила обеспечить максимальное расстояние между центром тяжести и вертикальным стабилизатором и разместить пилота в центре тяжести, так что разный вес пилота мало влиял на устойчивость.
Первый «прыжок» был совершен 5 января 1951 года в Бельско для проверки эффективности и стабильности управления. Для более всесторонних испытаний планер был перевезен на аэродром Катовице , который меньше страдал от турбулентности на возвышенностях. 12 января 1951 года пилот Адам Зиентек взял на себя исследовательский буксирный самолет за PWS-26, пилотируемый Т. Хиллом, что чуть не закончилось катастрофой. СЗД-6х получил ПИО (колебания, вызванные пилотом), находясь еще на малой высоте над аэродромом, сильно ударился о землю и получил повреждения. [ 1 ] Первый «настоящий» полет состоялся 2 февраля 1951 года под управлением А. Зентека. [ 1 ] В дальнейшем полеты завершились успешно, но все пилоты сошлись во мнении, что самолет непригоден для производства из-за присущих ему проблем с управлением. [ 1 ]
Система управления СЗД-6х была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить возможность пилотирования самолета с несколькими различными конфигурациями управления. Задние кромки крыльев имели по три поверхности каждая, каждая из которых могла быть соединена в элевоны или работать индивидуально как элероны, рули высоты или закрылки. Разделенные элероны с металлической обшивкой (внешние рулевые поверхности) также образовывали воздушные тормоза , открывающиеся для увеличения сопротивления. Элероны/воздушные тормоза могли быть соединены с педалями руля направления и использоваться в качестве тормозных рулей направления, аналогично тормозным рулям направления, используемым на летающих крыльях Northrop . [ 2 ] Внутренние рулевые поверхности на стреловидной части задней кромки брода обычно использовались для балансировки, отклоняясь на 10 ° вверх или вниз.
Органы управления были протестированы в трех конфигурациях:
- Управление по тангажу обеспечивается всеми четырьмя элевонами, крен - разделенными элеронами (работающими вместе), управление скоростью/заходом на посадку - разделенными элеронами / воздушными тормозами, а рысканье - рулем направления. В этой конфигурации самолет оказался стабильным по тангажу, им можно было управлять без помощи рук во время воздушной буксировки, а по тангажу можно было просто управлять пилотом, наклоняющимся вперед или назад для регулировки центра тяжести. Было отмечено, что боковая устойчивость была от плохой до удовлетворительной, но приемлемой, самолет был безопасен и способен выполнять простые фигуры высшего пилотажа. [ 2 ]
- Как и выше для тангажа и крена, но при заблокированном руле направления и дифференциальном управлении элеронами и воздушными тормозами при рыскании, боковое управление оказывается едва достаточным. [ 2 ]
- То же, что и 2, но со снятым рулем направления. Такая конфигурация была по своей сути опасной, поскольку любое применение элеронов приводило к мгновенному отрицательному рысканию, а также тангажу и крену в направлении, противоположном предполагаемому. [ 2 ]
Прототип использовался в СЖД в экспериментальных целях с 18 апреля 1952 года по 26 февраля 1964 года, а также принимал участие в нескольких авиашоу, даже выполняя фигуры высшего пилотажа . [ 3 ] Учитывая интересные летные характеристики СЗД-6х, большинство пилотов не хотели управлять этим самолетом, но Адам Зиентек некоторое время упорствовал, прежде чем в 1964 году самолет был отправлен в Краковский музей авиации. [ 2 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные планеров мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde, том II. [ 1 ] [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 4,05 м (13 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 12 м (39 футов 4 дюйма)
- Высота: 1,3 м (4 фута 3 дюйма) в кабине
- Площадь крыла: 14,4 м 2 (155 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10
- Профиль крыла : NACA 23012.
- Пустой вес: 150 кг (331 фунт)
- Полная масса: 235 кг (518 фунтов)
Производительность
- Скорость сваливания: 65 км/ч (40 миль в час, 35 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов).
- Максимальная скорость в условиях сурового воздуха: 195 км/ч (121 миль в час; 105 узлов)
- Скорость буксировки: 170 км/ч (110 миль в час; 92 узла)
- Пределы g: +6,5 -3 при 138 км/ч (86 миль в час; 75 узлов)
- Максимальное качество планирования: 17,5 при 90 км/ч (56 миль в час; 49 узлов)
- Скорость снижения: 1,35 м/с (266 футов/мин) при скорости 80 км/ч (50 миль в час; 43 узла)
- Нагрузка на крыло: 18,7 кг/м 2 (3,8 фунта/кв. фута)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пеховский, Петр. «СЗД-24 Фока» . www.piotrp.de . Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саймонс, Мартин (2006). Планеры 1945-1965 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising and Publishing GmbH, стр. 101–102 . ISBN 3-9807977-4-0 .
- ^ (на польском языке) Кшижан, Мариан, Самолеты в польских музеях , Варшава: Wydawnictwa Komunikacji i Connectivity, 1983, ISBN 978-83-206-0432-0 , с. 136
- ^ Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 170–171.
- Саймонс, Мартин (2006). Планеры 1945-1965 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising and Publishing GmbH, стр. 101–102 . ISBN 3-9807977-4-0 .
- Пеховский, Петр. «СЗД-24 Фока» . www.piotrp.de . Проверено 18 апреля 2013 г.
- Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 170–171.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
Внешние ссылки
[ редактировать ]