Jump to content

Национальный авиационный завод

Национальный авиационный завод
Промышленность Аэрокосмическая промышленность
Предшественник Центральные авиационные мастерские
Основан 1928  ( 1928 )
Несуществующий 1939  ( 1939 )
Судьба прекратил свое существование из-за войны
Преемники
Штаб-квартира ,
Ключевые люди
Дочерние компании Подляский авиационный завод
(1937–1939)

PZL ( Państwowe Zakłady Lotnicze — Государственный авиационный завод) был крупнейшим польским производителем аэрокосмической техники межвоенного периода и маркой их самолетов. Базируясь в Варшаве между 1928 и 1939 годами, PZL представила множество хорошо зарекомендовавших себя самолетов, в первую очередь PZL P.11 истребитель , PZL.23 Karaś легкий бомбардировщик и PZL.37 Łoś средний бомбардировщик .

В послевоенное время аэрокосмические заводы в Польше первоначально работали под названием WSK (Завод по производству транспортного оборудования), но в конце 1950-х годов вернулись к аббревиатуре PZL. Он использовался как общий бренд самолетов, а затем как часть названий нескольких польских государственных аэрокосмических производителей, ссылаясь на традиции PZL и принадлежащих к Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL - Союзу авиационной и моторостроительной промышленности PZL. Среди наиболее известных продуктов этого периода - учебно-тренировочный самолет PZL TS-11 Iskra и PZL-104 Wilga многоцелевой самолет короткого взлета и посадки .

После падения коммунизма в Польше в 1989 году эти производители стали отдельными компаниями, по-прежнему носящими название PZL. В случае с PZL Mielec аббревиатура позже была разработана как Polskie Zakłady Lotnicze — Польский авиационный завод. Со временем теперь отдельные подразделения были куплены иностранными концернами, но многие продолжают использовать бренд PZL.

ПЗЛ (1928–1939)

[ редактировать ]
Варшавский завод PZL в декабре 1939 года.

Państwowe Zakłady Lotnicze была основана в Варшаве в 1928 году как государственная компания на базе более ранней Centralne Warsztaty Lotnicze - Центральных авиационных мастерских. [ 1 ] Сначала была произведена лицензионная версия французского истребителя Wibault 70 , но с тех пор компания производила исключительно собственные разработки. В следующем десятилетии талантливый конструктор Зигмунт Пулавский спроектировал серию современных цельнометаллических истребителей с высоким крылом: PZL P.1 , P.6 , P.7 и P.11 . Последние два типа использовались в качестве основных истребителей в ВВС Польши с 1933 года. Последний вариант, PZL P.24 , разработанный после гибели Пулавского в авиакатастрофе, экспортировался в четыре страны. PZL также произвела серийное производство легкого бомбардировщика PZL.23 Karaś и современного среднего бомбардировщика PZL.37 Łoś , а также построила небольшое количество спортивных самолетов ( PZL.5 , PZL.19 , PZL.26 ) и самолетов связи . самолет ( PZL Ł.2 ); и разработка прототипов пассажирских самолетов. В конце 1930-х годов компания также разработала несколько прототипов более современных истребителей и бомбардировщиков, а также пассажирский авиалайнер PZL.44 Wicher . Однако Вторая мировая война не позволила запустить эти самолеты в производство. PZL был крупнейшим польским довоенным производителем самолетов.

В 1934 году главный завод в Варшаве получил название PZL WP-1 ( Wytwórnia Płatowców 1 — Airframe Works 1) в районе Окенце в Варшаве . Новый дивизион PZL WP-2 был построен в Мелце в 1938-1939 годах, но с началом Второй мировой войны производство там только начиналось. [ 1 ] Подразделение завода по производству двигателей PZL WS-1 в Варшаве-Окенце ( Wytwórnia Silników - Engine Works 1) производило в основном лицензионные версии британских двигателей Bristol, таких как Bristol Pegasus и Bristol Mercury . Завод WS-1 был бывшим Polskie Zakłady Skody , польским подразделением Skoda Works новое моторное подразделение PZL WS-2 было построено , и был национализирован и переименован в 1936 году. В 1937-1939 годах в Жешуве . [ 2 ]

Ситуация послевоенная

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны и пятилетней немецкой оккупации вся польская авиационная промышленность была захвачена немецкими фирмами и в результате практически полностью разрушена. К концу войны все заводы были либо разрушены, либо лишены оснастки. [ 3 ] Несмотря на это, с 1944 г. велись работы по проектированию новых самолетов, в примитивных условиях (прежде всего, на LWD ). Поначалу не было ни двигателей, ни подходящего производственного оборудования. [ 4 ] Послевоенное коммунистическое правительство Польши хотело разорвать все связи с довоенной Польшей. [ нужна ссылка ] : с конца 1940-х годов название PZL перестало использоваться, а новые аэрокосмические заводы стали называться WSK ( Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego — Завод по производству транспортного оборудования). В условиях советской плановой экономики все местные проекты были заброшены в пользу производства самолетов по советской лицензии. [ 4 ] В течение десяти лет собственных разработок не производилось, и только в конце 1950-х годов, после сталинского периода (1956 г.), марка ПЗЛ вернулась к проектированию новых самолетов.

В последующие годы был создан Союз ZPLiS PZL - Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL - PZL, объединивший все государственные заводы аэрокосмической промышленности, но с 1973 года он пользовался некоторой экономической автономией. [ 5 ] В его состав входили 19 заводов, научно-исследовательский институт и Центр внешней торговли Пезетеля - CHZ Pezetel, который представлял всю польскую аэрокосмическую промышленность за рубежом ( Pezel - это произношение аббревиатуры PZL на польском языке). [ 5 ] Следовательно, в 1970-х годах некоторые заводы WSK также добавили в свои названия аббревиатуру PZL. После падения коммунизма в Польше в 1989 году все производители стали отдельными компаниями, первоначально государственными, но до сих пор носящими название PZL.

ПЗЛ «Варшава-Окенце»

[ редактировать ]

Главный завод PZL WP-1 в Варшаве был разрушен во время Второй мировой войны, в основном во время немецкой эвакуации в 1944 году. В 1946 году здесь было создано конструкторское бюро CSS ( Centralne Studium Samolotów - Centralne Studium Samolotów - Centralne Studium Samolotów - Centrale Aircraft Study). По мере перестройки завода он был переименован в 1950 году в WSK № 4, а в 1956 году в WSK-Okęcie . [ 6 ]

Сначала оно производило лицензионные версии советских типов и самолетов, разработанных другими польскими компаниями. С 1958 года компания начала производить собственные модели под маркой PZL, начиная с PZL-101 Gawron . Завод выпускал в основном легкие спортивные, учебно-тренировочные и многоцелевые самолеты. Попытка производства авиалайнера PZL MD-12 оказалась неудачной. Наиболее известными моделями являются многоцелевой самолет PZL-104 Wilga , который производился в большем количестве, чем любой другой самолет польской разработки; и сельскохозяйственный самолет PZL-106 Kruk . В 1970-е годы завод принял название WSK «PZL Warszawa-Okęcie» , которое после падения коммунистической системы было изменено в 1989 году на PZL Warszawa-Okęcie . В 2001 году завод был куплен испанской компанией EADS CASA (ныне часть Airbus Defense and Space ) и с тех пор известен как EADS PZL Warszawa-Okęcie SA .

ВСК "ПЗЛ-Мелец" / PZL Mielec

[ редактировать ]

Завод PZL WP2 в Мелце вошёл в состав Heinkel во время немецкой оккупации Польши и производил детали для немецких самолётов. После войны заводу было присвоено имя Первого завода ПЗЛ №1. [ 7 ] затем с 1949 года WSK-Mielec , а позже WSK «PZL-Mielec» . Он стал крупнейшим послевоенным производителем самолетов в Польше. [ 7 ] Он производил в основном лицензионные советские типы, такие как транспортный биплан Ан-2 и первые реактивные истребители: Микоян-Гуревич МиГ-15 (как Лим-1 и Лим-2) и Микоян-Гуревич МиГ-17 (как Лим-5 и Лим-2). Лим-6 ). Он также производил польский учебно- TS-8 Bies тренировочный самолет TS-11 Iskra и учебно-тренировочный самолет PZL M-15 Belphegor , а также единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет . Большое количество самолетов было экспортировано за границу, в основном в СССР. [ 7 ] С 1970-х годов компания производила в основном собственные разработки лицензированных гражданских самолетов, наиболее известными из которых являются сельскохозяйственный самолет PZL M-18 Dromader , который экспортировался во многие страны, и легкий транспортный самолет PZL M-28 Skytruck/Bryza. В 1998 году государственный завод WSK PZL-Mielec обанкротился и был преобразован в государственное предприятие Polskie Zakłady Lotnicze Sp.z oo (Польский авиационный завод) ( PZL Mielec ).

16 марта 2007 года PZL Mielec была приобретена Sikorsky Aircraft Corporation , подразделением United Technologies Corporation (UTX). Он до сих пор производит самолеты М-18 и М-28.

ВСК "ПЗЛ-Свидник"

[ редактировать ]

третий национальный аэрокосмический завод WSK-Свидник был построен В 1951 году в Свиднике . [ 8 ] а в 1957 году он был переименован в WSK «PZL-Świdnik» . С 1956 года он стал одним из крупнейших мировых производителей вертолетов , производя вертолеты по советским лицензиям, начиная с СМ-1 ( Ми-1 ). [ 8 ] Свидник был основным производителем Ми-1 и эксклюзивным производителем Ми-2 , который широко использовался во всем мире. С конца 1980-х годов компания «Свидник» производит средний вертолет польской разработки PZL W-3 Sokół . Компания также производит легкий вертолет PZL SW-4 Puszczyk . После 1991 года государственный завод стал государственной корпорацией (WSK «PZL-Świdnik» SA ). Он также производил СЗД-30 «Пират» , PW-5 и PW-6 планеры и широко сотрудничает с производителями других стран, например , в производстве фюзеляжей Agusta A109 .

В начале 2010 года фабрику приобрела компания AgustaWestland .

Планер PZL-Бельско / Allstar PZL

[ редактировать ]

планеров Производитель SZD ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод планеров) был создан в Бельско-Бялой в 1948 году. Компания росла и имела производственные предприятия в дополнительных местах, в ходе этого процесса она несколько раз переименовывалась, пока не получила название PZL-Bielsko в 1990-е годы. Это был один из крупнейших заводов по производству планеров, который экспортировал свои планеры по всему миру. [ 9 ]

В 2002 году Allstar PZL Glider Sp. z oo приобрела производственный завод в Бельско-Бяле и Сертификаты типа следующих планеров СЗД: СЗД-59-1 Акро - одноместный самолет для высшего пилотажа и повышенной проходимости, СЗД-54-2 Перкоз - двухместный учебный самолет. -планер высшего пилотажа и повышенной проходимости СЗД-55-1 Нексус – одноместный планер стандартного класса, СЗД-51-1 Юниор - одноместный учебно-тренировочный план клубного класса, СЗД-50 Пухач - двухместный учебно-тренировочный план и СЗД-48-3 Янтарь Стандарт 3 - одноместный планер стандартного класса.

Далее компания производит и разрабатывает первые четыре модели планеров СЗД. Allstar PZL Glider также производит и продает запасные части для всех шести типов, упомянутых выше. По случаю авиасалона «Аэро» 2019 во Фридрихсхафене компания Allstar PZL Glider представила экспериментальную версию новой электрической двигательной установки для СЗД-55 Nexus. Электрический маршевый двигатель, разработанный компанией и получивший название Allstar-e-motion, сейчас находится на продвинутой стадии сертификации. Система также будет доступна в виде сборочного комплекта для дооснащения существующих СЗД-55. [ 10 ]

Моторный дивизион WS-2 PZL был построен в Жешуве в 1937-1939 годах. [ 2 ] После войны он все еще носил название PZL ( Państwowe Zakłady Lotnicze ) до 1951 года, когда он был переименован в WSK-Rzeszów. [ 11 ] С 1949 года выпускались двигатели М-11 по советской лицензии, позднее, в частности, АШ-62ИР , турбовальные двигатели ГТД-350 и польские реактивные двигатели СО-1 . [ 11 ] Завод был куплен United Technologies в 2002 году и сменил название на Pratt & Whitney Rzeszów в 2015 году. [ 12 ]

ВСК "ПЗЛ-Калиш"

[ редактировать ]

В 1952 году был создан завод по производству двигателей WSK-Kalisz . Он производил в основном двигатели по советской лицензии: сначала поршневые ( Швецов АШ-82 и Ивченко АИ-14 ), а затем реактивные ( Климов ВК-1 ). Здесь также производились польские поршневые двигатели, такие как WN-3 , и другое оборудование. В октябре 1996 года она была переименована в WSK «PZL-Kalisz» и стала корпорацией ( SA ).

ВСК "ПЗЛ Варшава II"

[ редактировать ]

WSK Warszawa II была создана в 1952 году в Варшаве как производитель деталей для самолетов и военной техники. В 1995 году он был преобразован из государственного завода в корпорацию WSK "PZL Warszawa II" SA.

Средний бомбардировщик PZL.37B
ПЗЛ-104 Вильга
Морской патрульный самолет PZL M-28B Bryza 1R
PZL W-3 Сокол ВС Польши
Название модели Первый полет Количество построенных Тип
ПЗЛ П.1 1929 2 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Л.2 1930 31 Самолет связи-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.3 Н/Д 0 Бомбардировщик-моноплан с четырьмя поршневыми двигателями
ПЗЛ.4 1932 1 Авиалайнер-моноплан с тремя поршневыми двигателями
ПЗЛ.5 1930 15 Спортивный самолет-биплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ П.6 1930 1 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ П.7 1930 151 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ П.11 1931 325 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.12 1931 1 Летающая лодка-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.16 1932 1 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.19 1932 3 Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.23 Карась 1934 253 Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ стр.24 1933 184 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.26 1934 5 Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ.27 1934 1 Авиалайнер-моноплан с тремя поршневыми двигателями
PZL.30 Зубр 1936 20 Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями
PZL.37 Лось 1936 120+ Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями
PZL.38 Вилк 1938 2 Истребитель-бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями
ПЗЛ.43 1937 54 Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.44 Вичер 1938 1 Авиалайнер-моноплан с двухпоршневым двигателем
PZL.45 Сокол Н/Д 0 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.46 Сумма 1938 2 Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.48 Леопард Н/Д 0 Истребитель-бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями
PZL.49 Мишь Н/Д 0 Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями
PZL.50 Ястшиб 1939 2 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.53 Ястшиб II Н/Д 0 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.54 Рысь Н/Д 0 Тяжелый истребитель-моноплан с двумя поршневыми двигателями
ПЗЛ.55 Н/Д 0 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL.56 Кания Н/Д 0 Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем
CSS -> WSK-Окенце -> ПЗЛ «Варшава-Окенце»
CSS-10 [ пл ] 1948 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем [ 13 ]
CSS-11 [ пл ] 1948 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем [ 14 ]
CSS-13 1948 ~500 Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
LWD Юнак 1948 252 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
CSS-12 1950 1 Авиалайнер-моноплан с двумя поршневыми двигателями
УСБ С-13 1953 91 Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
ВСК Як-12 1,191 Многоцелевой самолет-моноплан лицензионной постройки с одним поршневым двигателем
PZL-101 Гаврон 1958 325 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL-102 Кос 1958 10 Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ МД-12 1959 3 Авиалайнер-моноплан с четырьмя поршневыми двигателями
ПЗЛ-104 Вильга 1962 1,000+ Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-105 Фламинго 1989 2 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-106 Крук 1973 275+ Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-110 Колибер 1978 Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-112 Юниор 2000 1 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-130 Орлик 1984 59 Учебно-тренировочный моноплан с одним турбовинтовым двигателем
PZL-126 Мрувка 1990 2 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ-230 Скорпион Н/Д 0 Штурмовик-моноплан с двумя реактивными двигателями
WSK-Мелец -> PZL-Мелец
ПЗЛ Шпак-4Т 1948 10 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ С-1 1945 1 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ С-4 Кания 1957 3 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ ТС-8 Биес 1955 251 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ М2 1958 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M3 Плишка 1959 3 Планер
ПЗЛ М7 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 15 ]
ПЗЛ М8 Пеликан Н/Д 0 Планер [ 16 ]
ПЗЛ М4 Тарпан 1961 2 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Ан-2 1961 11,000+ Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
ПЗЛ Лим-1 1952 [ 17 ] 227 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-2 500 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-5 1956 [ 18 ] 666 Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ Лим-6 110 Одномоторный штурмовик-моноплан лицензионной постройки.
ПЗЛ ТС-11 Искра 1960 424 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ ТС-16 Грот Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ М12 Н/Д 0 Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями [ 19 ]
ПЗЛ М19 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 20 ]
ПЗЛ М14 Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [ 21 ]
PZL M15 Бельфегор 1973 175 Сельскохозяйственный самолет-биплан с однореактивным двигателем
ПЗЛ М16 Н/Д 0 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 22 ]
PZL M18 Дромадер 1976 759 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ М17 1977 1 Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M20 Мева 1979 33 Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями
ПЗЛ М19 Н/Д 0 Транспортный самолет-моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [ 23 ]
PZL M21 Дромадер Мини 1982 2 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [ 24 ]
PZL M24 Дромадер Супер 1987 4 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL M25 Дромадер Микро Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [ 24 ]
PZL M26 Искерка 1986 9 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Ан-28 1984 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями
PZL M28 Скайтрак 1993 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями
ПЗЛ М30 Н/Д 0 Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [ 25 ]
ПЗЛ М32 Н/Д 0 Моноплан общего назначения с двумя турбовинтовыми двигателями [ 26 ]
ПЗЛ М34 Н/Д 0 Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [ 27 ]
ПЗЛ И-22 Ирида 1985 17 Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями
ВСК "ПЗЛ Свидник" -> ПЗЛ-Свидник
ПЗЛ СМ-1 1956 1,594 Многоцелевой вертолет с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
ПЗЛ СМ-2 1959 89 Многоцелевой вертолет с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Ми-2 1965 [ 28 ] 5,400+ Построенный по лицензии многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями
ПЗЛ СМ-4 Лотка Н/Д 1 Многоцелевой вертолет с однопоршневым двигателем
ПЗЛ Кания 1979 19 Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями
PZL W-3 Сокол 1979 149 Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями
PZL SW-4 Пущик 1996 40 Многоцелевой вертолет с одним турбовальным двигателем
ПЗЛ ПВ-5 1993 Планер
ПЗЛ ПВ-6 1998 ~26 Планер
PZL I-23 Менеджер [ pl ] 1999 2 Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем
PZL-Бельско -> Планер Allstar PZL
СЗД-50-3 Пухач 1979 333 [ 29 ] Планер двухместный
СЗД-48-3 Янтарь Стандарт 3 1983 349 [ 30 ] Планер стандартного класса
СЗД-51-1 Юниор 1984 246 [ 31 ] Класс планерного клуба
СЗД-59-1 Акро 1993 48 [ 32 ] Планер одноместный, пилотажный и универсальный.
СЗД-55-1 Нексус (Промык) 1998 125 [ 33 ] Планер стандартного класса
СЗД-54-2 Перкоз 2010 30 [ 34 ] Планер двухместный, пилотажный и универсальный.

Другие типы самолетов

[ редактировать ]

Двигатели

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б А. Гласс (1977), с. 26-31
  2. ^ Перейти обратно: а б А. Гласс (1977), с. 41-44
  3. ^ Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 54.
  4. ^ Перейти обратно: а б Цинк, Ежи Б. (4 января 1962 г.). «Прогресс в Польше» . Рейс Интернешнл . Том. 81, нет. 2756. стр. 14–17.
  5. ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Ю. и Гжегожевский Ю. (1974), стр. 11, 16.
  6. ^ Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 67-72.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 90-98.
  8. ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 101-103.
  9. ^ История
  10. ^ Электронное движение Allstar
  11. ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Ю. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 132-134.
  12. ^ «История» . Пратт и Уитни . Проверено 8 марта 2021 г.
  13. ^ Соболезнования, Кристофер. «ССС-10, 1948 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  14. ^ Соболезнования, Кристофер. «ССС-11, 1948 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  15. ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М7 СТН, 1960 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  16. ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М8 «Пеликан», 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  17. ^ Луто, Кшиштоф. «Лим-1/Лим-2, 1952 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
  18. ^ Плача Гетман, Кароль (14 октября 2020 г.). «ВСК Мелец Лим-5. 2020» . Яблоки . Проверено 22 марта 2021 г.
  19. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М12, 1961-1963 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  20. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, начало 1970-х годов» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  21. ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М14, 1969-1971 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  22. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М16, 1973 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  23. ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М19, 1981 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Плача Гетман, Кароль (21 ноября 2020 г.). "PZL Mielec M-18 Dromader. 1976 год" . Полот . Проверено 14 марта 2021 г.
  25. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М30, 1985 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  26. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М32, 1990 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  27. ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М34, 1996 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  28. ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ Ми-2, 1965 г. (СМ-3)» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
  29. ^ Polskie Szybowce SZD, Томаш Муравский, (Варшава, 2016), ISBN 978-83-937805-6-3, стр. 193.
  30. ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 222.
  31. ^ Polskie Szybowce SZD, Томаш Муравский, (Варшава, 2016), ISBN 978-83-937805-6-3, стр. 218.
  32. ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 224.
  33. ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 221.
  34. ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 206.

Библиография

[ редактировать ]
  • Стекло, Эндрю (1977). авиационные конструкции 1893-1939 гг. ( Польские на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций.
  • Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). Польская авиационная промышленность 1945–1973 [ Польская авиационная промышленность 1945–1973 ] (на польском языке). Варшава: Издательство МОН.
  • Цинк, Ежи Б. (4 января 1962 г.). «Прогресс в Польше» . Рейс Интернешнл . Том. 81, нет. 2756. стр. 14–17.
  • Муравский, Томаш (2016). Польские планеры СЗД [ Польские планеры СЗД ] (на польском языке). Варшава. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Муравский, Томаш (2020). Силуэты планеров СЗД [ модели планеров СЗД ] (на польском языке).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13ac6fb033ddbf69500be9a8f3405441__1716978900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/41/13ac6fb033ddbf69500be9a8f3405441.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Państwowe Zakłady Lotnicze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)