Национальный авиационный завод
![]() | |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Предшественник | Центральные авиационные мастерские |
Основан | 1928 |
Несуществующий | 1939 |
Судьба | прекратил свое существование из-за войны |
Преемники |
|
Штаб-квартира | , |
Ключевые люди | |
Дочерние компании | Подляский авиационный завод (1937–1939) |
PZL ( Państwowe Zakłady Lotnicze — Государственный авиационный завод) был крупнейшим польским производителем аэрокосмической техники межвоенного периода и маркой их самолетов. Базируясь в Варшаве между 1928 и 1939 годами, PZL представила множество хорошо зарекомендовавших себя самолетов, в первую очередь PZL P.11 истребитель , PZL.23 Karaś легкий бомбардировщик и PZL.37 Łoś средний бомбардировщик .
В послевоенное время аэрокосмические заводы в Польше первоначально работали под названием WSK (Завод по производству транспортного оборудования), но в конце 1950-х годов вернулись к аббревиатуре PZL. Он использовался как общий бренд самолетов, а затем как часть названий нескольких польских государственных аэрокосмических производителей, ссылаясь на традиции PZL и принадлежащих к Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL - Союзу авиационной и моторостроительной промышленности PZL. Среди наиболее известных продуктов этого периода - учебно-тренировочный самолет PZL TS-11 Iskra и PZL-104 Wilga многоцелевой самолет короткого взлета и посадки .
После падения коммунизма в Польше в 1989 году эти производители стали отдельными компаниями, по-прежнему носящими название PZL. В случае с PZL Mielec аббревиатура позже была разработана как Polskie Zakłady Lotnicze — Польский авиационный завод. Со временем теперь отдельные подразделения были куплены иностранными концернами, но многие продолжают использовать бренд PZL.
История
[ редактировать ]ПЗЛ (1928–1939)
[ редактировать ]
Państwowe Zakłady Lotnicze была основана в Варшаве в 1928 году как государственная компания на базе более ранней Centralne Warsztaty Lotnicze - Центральных авиационных мастерских. [ 1 ] Сначала была произведена лицензионная версия французского истребителя Wibault 70 , но с тех пор компания производила исключительно собственные разработки. В следующем десятилетии талантливый конструктор Зигмунт Пулавский спроектировал серию современных цельнометаллических истребителей с высоким крылом: PZL P.1 , P.6 , P.7 и P.11 . Последние два типа использовались в качестве основных истребителей в ВВС Польши с 1933 года. Последний вариант, PZL P.24 , разработанный после гибели Пулавского в авиакатастрофе, экспортировался в четыре страны. PZL также произвела серийное производство легкого бомбардировщика PZL.23 Karaś и современного среднего бомбардировщика PZL.37 Łoś , а также построила небольшое количество спортивных самолетов ( PZL.5 , PZL.19 , PZL.26 ) и самолетов связи . самолет ( PZL Ł.2 ); и разработка прототипов пассажирских самолетов. В конце 1930-х годов компания также разработала несколько прототипов более современных истребителей и бомбардировщиков, а также пассажирский авиалайнер PZL.44 Wicher . Однако Вторая мировая война не позволила запустить эти самолеты в производство. PZL был крупнейшим польским довоенным производителем самолетов.
В 1934 году главный завод в Варшаве получил название PZL WP-1 ( Wytwórnia Płatowców 1 — Airframe Works 1) в районе Окенце в Варшаве . Новый дивизион PZL WP-2 был построен в Мелце в 1938-1939 годах, но с началом Второй мировой войны производство там только начиналось. [ 1 ] Подразделение завода по производству двигателей PZL WS-1 в Варшаве-Окенце ( Wytwórnia Silników - Engine Works 1) производило в основном лицензионные версии британских двигателей Bristol, таких как Bristol Pegasus и Bristol Mercury . Завод WS-1 был бывшим Polskie Zakłady Skody , польским подразделением Skoda Works новое моторное подразделение PZL WS-2 было построено , и был национализирован и переименован в 1936 году. В 1937-1939 годах в Жешуве . [ 2 ]
Ситуация послевоенная
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны и пятилетней немецкой оккупации вся польская авиационная промышленность была захвачена немецкими фирмами и в результате практически полностью разрушена. К концу войны все заводы были либо разрушены, либо лишены оснастки. [ 3 ] Несмотря на это, с 1944 г. велись работы по проектированию новых самолетов, в примитивных условиях (прежде всего, на LWD ). Поначалу не было ни двигателей, ни подходящего производственного оборудования. [ 4 ] Послевоенное коммунистическое правительство Польши хотело разорвать все связи с довоенной Польшей. [ нужна ссылка ] : с конца 1940-х годов название PZL перестало использоваться, а новые аэрокосмические заводы стали называться WSK ( Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego — Завод по производству транспортного оборудования). В условиях советской плановой экономики все местные проекты были заброшены в пользу производства самолетов по советской лицензии. [ 4 ] В течение десяти лет собственных разработок не производилось, и только в конце 1950-х годов, после сталинского периода (1956 г.), марка ПЗЛ вернулась к проектированию новых самолетов.
В последующие годы был создан Союз ZPLiS PZL - Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL - PZL, объединивший все государственные заводы аэрокосмической промышленности, но с 1973 года он пользовался некоторой экономической автономией. [ 5 ] В его состав входили 19 заводов, научно-исследовательский институт и Центр внешней торговли Пезетеля - CHZ Pezetel, который представлял всю польскую аэрокосмическую промышленность за рубежом ( Pezel - это произношение аббревиатуры PZL на польском языке). [ 5 ] Следовательно, в 1970-х годах некоторые заводы WSK также добавили в свои названия аббревиатуру PZL. После падения коммунизма в Польше в 1989 году все производители стали отдельными компаниями, первоначально государственными, но до сих пор носящими название PZL.
Локации
[ редактировать ]ПЗЛ «Варшава-Окенце»
[ редактировать ]Главный завод PZL WP-1 в Варшаве был разрушен во время Второй мировой войны, в основном во время немецкой эвакуации в 1944 году. В 1946 году здесь было создано конструкторское бюро CSS ( Centralne Studium Samolotów - Centralne Studium Samolotów - Centralne Studium Samolotów - Centrale Aircraft Study). По мере перестройки завода он был переименован в 1950 году в WSK № 4, а в 1956 году в WSK-Okęcie . [ 6 ]
Сначала оно производило лицензионные версии советских типов и самолетов, разработанных другими польскими компаниями. С 1958 года компания начала производить собственные модели под маркой PZL, начиная с PZL-101 Gawron . Завод выпускал в основном легкие спортивные, учебно-тренировочные и многоцелевые самолеты. Попытка производства авиалайнера PZL MD-12 оказалась неудачной. Наиболее известными моделями являются многоцелевой самолет PZL-104 Wilga , который производился в большем количестве, чем любой другой самолет польской разработки; и сельскохозяйственный самолет PZL-106 Kruk . В 1970-е годы завод принял название WSK «PZL Warszawa-Okęcie» , которое после падения коммунистической системы было изменено в 1989 году на PZL Warszawa-Okęcie . В 2001 году завод был куплен испанской компанией EADS CASA (ныне часть Airbus Defense and Space ) и с тех пор известен как EADS PZL Warszawa-Okęcie SA .
ВСК "ПЗЛ-Мелец" / PZL Mielec
[ редактировать ]Завод PZL WP2 в Мелце вошёл в состав Heinkel во время немецкой оккупации Польши и производил детали для немецких самолётов. После войны заводу было присвоено имя Первого завода ПЗЛ №1. [ 7 ] затем с 1949 года WSK-Mielec , а позже WSK «PZL-Mielec» . Он стал крупнейшим послевоенным производителем самолетов в Польше. [ 7 ] Он производил в основном лицензионные советские типы, такие как транспортный биплан Ан-2 и первые реактивные истребители: Микоян-Гуревич МиГ-15 (как Лим-1 и Лим-2) и Микоян-Гуревич МиГ-17 (как Лим-5 и Лим-2). Лим-6 ). Он также производил польский учебно- TS-8 Bies тренировочный самолет TS-11 Iskra и учебно-тренировочный самолет PZL M-15 Belphegor , а также единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет . Большое количество самолетов было экспортировано за границу, в основном в СССР. [ 7 ] С 1970-х годов компания производила в основном собственные разработки лицензированных гражданских самолетов, наиболее известными из которых являются сельскохозяйственный самолет PZL M-18 Dromader , который экспортировался во многие страны, и легкий транспортный самолет PZL M-28 Skytruck/Bryza. В 1998 году государственный завод WSK PZL-Mielec обанкротился и был преобразован в государственное предприятие Polskie Zakłady Lotnicze Sp.z oo (Польский авиационный завод) ( PZL Mielec ).
16 марта 2007 года PZL Mielec была приобретена Sikorsky Aircraft Corporation , подразделением United Technologies Corporation (UTX). Он до сих пор производит самолеты М-18 и М-28.
ВСК "ПЗЛ-Свидник"
[ редактировать ]третий национальный аэрокосмический завод WSK-Свидник был построен В 1951 году в Свиднике . [ 8 ] а в 1957 году он был переименован в WSK «PZL-Świdnik» . С 1956 года он стал одним из крупнейших мировых производителей вертолетов , производя вертолеты по советским лицензиям, начиная с СМ-1 ( Ми-1 ). [ 8 ] Свидник был основным производителем Ми-1 и эксклюзивным производителем Ми-2 , который широко использовался во всем мире. С конца 1980-х годов компания «Свидник» производит средний вертолет польской разработки PZL W-3 Sokół . Компания также производит легкий вертолет PZL SW-4 Puszczyk . После 1991 года государственный завод стал государственной корпорацией (WSK «PZL-Świdnik» SA ). Он также производил СЗД-30 «Пират» , PW-5 и PW-6 планеры и широко сотрудничает с производителями других стран, например , в производстве фюзеляжей Agusta A109 .
В начале 2010 года фабрику приобрела компания AgustaWestland .
Планер PZL-Бельско / Allstar PZL
[ редактировать ]планеров Производитель SZD ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод планеров) был создан в Бельско-Бялой в 1948 году. Компания росла и имела производственные предприятия в дополнительных местах, в ходе этого процесса она несколько раз переименовывалась, пока не получила название PZL-Bielsko в 1990-е годы. Это был один из крупнейших заводов по производству планеров, который экспортировал свои планеры по всему миру. [ 9 ]
В 2002 году Allstar PZL Glider Sp. z oo приобрела производственный завод в Бельско-Бяле и Сертификаты типа следующих планеров СЗД: СЗД-59-1 Акро - одноместный самолет для высшего пилотажа и повышенной проходимости, СЗД-54-2 Перкоз - двухместный учебный самолет. -планер высшего пилотажа и повышенной проходимости СЗД-55-1 Нексус – одноместный планер стандартного класса, СЗД-51-1 Юниор - одноместный учебно-тренировочный план клубного класса, СЗД-50 Пухач - двухместный учебно-тренировочный план и СЗД-48-3 Янтарь Стандарт 3 - одноместный планер стандартного класса.
Далее компания производит и разрабатывает первые четыре модели планеров СЗД. Allstar PZL Glider также производит и продает запасные части для всех шести типов, упомянутых выше. По случаю авиасалона «Аэро» 2019 во Фридрихсхафене компания Allstar PZL Glider представила экспериментальную версию новой электрической двигательной установки для СЗД-55 Nexus. Электрический маршевый двигатель, разработанный компанией и получивший название Allstar-e-motion, сейчас находится на продвинутой стадии сертификации. Система также будет доступна в виде сборочного комплекта для дооснащения существующих СЗД-55. [ 10 ]
WSK-Жешув
[ редактировать ]Моторный дивизион WS-2 PZL был построен в Жешуве в 1937-1939 годах. [ 2 ] После войны он все еще носил название PZL ( Państwowe Zakłady Lotnicze ) до 1951 года, когда он был переименован в WSK-Rzeszów. [ 11 ] С 1949 года выпускались двигатели М-11 по советской лицензии, позднее, в частности, АШ-62ИР , турбовальные двигатели ГТД-350 и польские реактивные двигатели СО-1 . [ 11 ] Завод был куплен United Technologies в 2002 году и сменил название на Pratt & Whitney Rzeszów в 2015 году. [ 12 ]
ВСК "ПЗЛ-Калиш"
[ редактировать ]В 1952 году был создан завод по производству двигателей WSK-Kalisz . Он производил в основном двигатели по советской лицензии: сначала поршневые ( Швецов АШ-82 и Ивченко АИ-14 ), а затем реактивные ( Климов ВК-1 ). Здесь также производились польские поршневые двигатели, такие как WN-3 , и другое оборудование. В октябре 1996 года она была переименована в WSK «PZL-Kalisz» и стала корпорацией ( SA ).
ВСК "ПЗЛ Варшава II"
[ редактировать ]WSK Warszawa II была создана в 1952 году в Варшаве как производитель деталей для самолетов и военной техники. В 1995 году он был преобразован из государственного завода в корпорацию WSK "PZL Warszawa II" SA.
Самолет
[ редактировать ]

Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
ПЗЛ П.1 | 1929 | 2 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Л.2 | 1930 | 31 | Самолет связи-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.3 | Н/Д | 0 | Бомбардировщик-моноплан с четырьмя поршневыми двигателями |
ПЗЛ.4 | 1932 | 1 | Авиалайнер-моноплан с тремя поршневыми двигателями |
ПЗЛ.5 | 1930 | 15 | Спортивный самолет-биплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ П.6 | 1930 | 1 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ П.7 | 1930 | 151 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ П.11 | 1931 | 325 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.12 | 1931 | 1 | Летающая лодка-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.16 | 1932 | 1 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.19 | 1932 | 3 | Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.23 Карась | 1934 | 253 | Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ стр.24 | 1933 | 184 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.26 | 1934 | 5 | Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ.27 | 1934 | 1 | Авиалайнер-моноплан с тремя поршневыми двигателями |
PZL.30 Зубр | 1936 | 20 | Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
PZL.37 Лось | 1936 | 120+ | Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
PZL.38 Вилк | 1938 | 2 | Истребитель-бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
ПЗЛ.43 | 1937 | 54 | Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.44 Вичер | 1938 | 1 | Авиалайнер-моноплан с двухпоршневым двигателем |
PZL.45 Сокол | Н/Д | 0 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.46 Сумма | 1938 | 2 | Легкий бомбардировщик-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.48 Леопард | Н/Д | 0 | Истребитель-бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
PZL.49 Мишь | Н/Д | 0 | Бомбардировщик-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
PZL.50 Ястшиб | 1939 | 2 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.53 Ястшиб II | Н/Д | 0 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.54 Рысь | Н/Д | 0 | Тяжелый истребитель-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
ПЗЛ.55 | Н/Д | 0 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL.56 Кания | Н/Д | 0 | Истребитель-моноплан с однопоршневым двигателем |
CSS -> WSK-Окенце -> ПЗЛ «Варшава-Окенце» | |||
CSS-10 | 1948 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем [ 13 ] |
CSS-11 | 1948 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем [ 14 ] |
CSS-13 | 1948 | ~500 | Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
LWD Юнак | 1948 | 252 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
CSS-12 | 1950 | 1 | Авиалайнер-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
УСБ С-13 | 1953 | 91 | Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
ВСК Як-12 | 1,191 | Многоцелевой самолет-моноплан лицензионной постройки с одним поршневым двигателем | |
PZL-101 Гаврон | 1958 | 325 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL-102 Кос | 1958 | 10 | Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ МД-12 | 1959 | 3 | Авиалайнер-моноплан с четырьмя поршневыми двигателями |
ПЗЛ-104 Вильга | 1962 | 1,000+ | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ-105 Фламинго | 1989 | 2 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ-106 Крук | 1973 | 275+ | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ-110 Колибер | 1978 | Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем | |
ПЗЛ-112 Юниор | 2000 | 1 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ-130 Орлик | 1984 | 59 | Учебно-тренировочный моноплан с одним турбовинтовым двигателем |
PZL-126 Мрувка | 1990 | 2 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ-230 Скорпион | Н/Д | 0 | Штурмовик-моноплан с двумя реактивными двигателями |
WSK-Мелец -> PZL-Мелец | |||
ПЗЛ Шпак-4Т | 1948 | 10 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ С-1 | 1945 | 1 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ С-4 Кания | 1957 | 3 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ ТС-8 Биес | 1955 | 251 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ М2 | 1958 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M3 Плишка | 1959 | 3 | Планер |
ПЗЛ М7 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 15 ] |
ПЗЛ М8 Пеликан | Н/Д | 0 | Планер [ 16 ] |
ПЗЛ М4 Тарпан | 1961 | 2 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Ан-2 | 1961 | 11,000+ | Многоцелевой самолет-биплан с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
ПЗЛ Лим-1 | 1952 [ 17 ] | 227 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. |
ПЗЛ Лим-2 | 500 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. | |
ПЗЛ Лим-5 | 1956 [ 18 ] | 666 | Однореактивный истребитель-моноплан лицензионной постройки. |
ПЗЛ Лим-6 | 110 | Одномоторный штурмовик-моноплан лицензионной постройки. | |
ПЗЛ ТС-11 Искра | 1960 | 424 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ ТС-16 Грот | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ М12 | Н/Д | 0 | Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями [ 19 ] |
ПЗЛ М19 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 20 ] |
ПЗЛ М14 | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [ 21 ] |
PZL M15 Бельфегор | 1973 | 175 | Сельскохозяйственный самолет-биплан с однореактивным двигателем |
ПЗЛ М16 | Н/Д | 0 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями [ 22 ] |
PZL M18 Дромадер | 1976 | 759 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ М17 | 1977 | 1 | Многоцелевой самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M20 Мева | 1979 | 33 | Многоцелевой самолет-моноплан с двумя поршневыми двигателями |
ПЗЛ М19 | Н/Д | 0 | Транспортный самолет-моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [ 23 ] |
PZL M21 Дромадер Мини | 1982 | 2 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [ 24 ] |
PZL M24 Дромадер Супер | 1987 | 4 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL M25 Дромадер Микро | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем [ 24 ] |
PZL M26 Искерка | 1986 | 9 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Ан-28 | 1984 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями | |
PZL M28 Скайтрак | 1993 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями | |
ПЗЛ М30 | Н/Д | 0 | Сельскохозяйственный самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем [ 25 ] |
ПЗЛ М32 | Н/Д | 0 | Моноплан общего назначения с двумя турбовинтовыми двигателями [ 26 ] |
ПЗЛ М34 | Н/Д | 0 | Транспортный моноплан с двумя турбовинтовыми двигателями [ 27 ] |
ПЗЛ И-22 Ирида | 1985 | 17 | Учебно-тренировочный моноплан с двумя реактивными двигателями |
ВСК "ПЗЛ Свидник" -> ПЗЛ-Свидник | |||
ПЗЛ СМ-1 | 1956 | 1,594 | Многоцелевой вертолет с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии |
ПЗЛ СМ-2 | 1959 | 89 | Многоцелевой вертолет с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Ми-2 | 1965 [ 28 ] | 5,400+ | Построенный по лицензии многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями |
ПЗЛ СМ-4 Лотка | Н/Д | 1 | Многоцелевой вертолет с однопоршневым двигателем |
ПЗЛ Кания | 1979 | 19 | Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями |
PZL W-3 Сокол | 1979 | 149 | Многоцелевой вертолет с двумя турбовальными двигателями |
PZL SW-4 Пущик | 1996 | 40 | Многоцелевой вертолет с одним турбовальным двигателем |
ПЗЛ ПВ-5 | 1993 | Планер | |
ПЗЛ ПВ-6 | 1998 | ~26 | Планер |
PZL I-23 Менеджер | 1999 | 2 | Спортивный самолет-моноплан с однопоршневым двигателем |
PZL-Бельско -> Планер Allstar PZL | |||
СЗД-50-3 Пухач | 1979 | 333 [ 29 ] | Планер двухместный |
СЗД-48-3 Янтарь Стандарт 3 | 1983 | 349 [ 30 ] | Планер стандартного класса |
СЗД-51-1 Юниор | 1984 | 246 [ 31 ] | Класс планерного клуба |
СЗД-59-1 Акро | 1993 | 48 [ 32 ] | Планер одноместный, пилотажный и универсальный. |
СЗД-55-1 Нексус (Промык) | 1998 | 125 [ 33 ] | Планер стандартного класса |
СЗД-54-2 Перкоз | 2010 | 30 [ 34 ] | Планер двухместный, пилотажный и универсальный. |
Другие типы самолетов
[ редактировать ]- ПЗЛ Кросно КР-03 Пучатек - планер
Двигатели
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б А. Гласс (1977), с. 26-31
- ^ Перейти обратно: а б А. Гласс (1977), с. 41-44
- ^ Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Цинк, Ежи Б. (4 января 1962 г.). «Прогресс в Польше» . Рейс Интернешнл . Том. 81, нет. 2756. стр. 14–17.
- ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Ю. и Гжегожевский Ю. (1974), стр. 11, 16.
- ^ Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 67-72.
- ^ Перейти обратно: а б с Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 90-98.
- ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Дж. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 101-103.
- ^ История
- ^ Электронное движение Allstar
- ^ Перейти обратно: а б Бабейчук Ю. и Гжегожевский Дж. (1974), стр. 132-134.
- ^ «История» . Пратт и Уитни . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ССС-10, 1948 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ССС-11, 1948 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М7 СТН, 1960 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М8 «Пеликан», 1960 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «Лим-1/Лим-2, 1952 год» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Плача Гетман, Кароль (14 октября 2020 г.). «ВСК Мелец Лим-5. 2020» . Яблоки . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М12, 1961-1963 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М19, начало 1970-х годов» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М14, 1969-1971 гг.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М16, 1973 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ М19, 1981 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Плача Гетман, Кароль (21 ноября 2020 г.). "PZL Mielec M-18 Dromader. 1976 год" . Полот . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М30, 1985 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М32, 1990 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Луто, Кшиштоф. «ПЗЛ М34, 1996 г.» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Соболезнования, Кристофер. «ПЗЛ Ми-2, 1965 г. (СМ-3)» . SamolotyPolskie.pl (на польском языке) . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Polskie Szybowce SZD, Томаш Муравский, (Варшава, 2016), ISBN 978-83-937805-6-3, стр. 193.
- ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 222.
- ^ Polskie Szybowce SZD, Томаш Муравский, (Варшава, 2016), ISBN 978-83-937805-6-3, стр. 218.
- ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 224.
- ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 221.
- ^ Профили планеров СЖД, Томаш Муравски, (2020), стр. 206.
Библиография
[ редактировать ]- Стекло, Эндрю (1977). авиационные конструкции 1893-1939 гг. ( Польские на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций.
- Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). Польская авиационная промышленность 1945–1973 [ Польская авиационная промышленность 1945–1973 ] (на польском языке). Варшава: Издательство МОН.
- Цинк, Ежи Б. (4 января 1962 г.). «Прогресс в Польше» . Рейс Интернешнл . Том. 81, нет. 2756. стр. 14–17.
- Муравский, Томаш (2016). Польские планеры СЗД [ Польские планеры СЗД ] (на польском языке). Варшава.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Муравский, Томаш (2020). Силуэты планеров СЗД [ модели планеров СЗД ] (на польском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]