PZL-101 Гаврон
PZL-101 Гаврон | |
---|---|
ПЗЛ-101А универсальный вариант в типичной ливрее. | |
Роль | Сельскохозяйственные и грузовые самолеты |
Производитель | ВСК-Окенце |
Первый полет | 14 апреля 1958 г. |
Основные пользователи | Польша Болгария Венгрия Австрия |
Произведено | 1960 - 1968 |
Количество построенных | 325 |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-12 |
PZL -101 Gawron ( «ладья ») — польский сельскохозяйственный и многоцелевой самолёт, спроектированный и построенный компанией WSK-Okęcie (позже PZL «Warszawa-Okęcie»).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ПЗЛ-101 был развитием Як-12М , производившимся в Польше по лицензии с 1956 года . Основной целью было создание сельскохозяйственного самолета с повышенной полезной нагрузкой. Работы проводила бригада под руководством Станислава Ласоты. За двумя сиденьями экипажа был установлен контейнер на 500 кг химикатов, с «горбом» над фюзеляжем. Поскольку центр тяжести сместился назад, самолет был оснащен новыми стреловидными крыльями со значительными вертикальными концевыми пластинами для улучшения воздушного потока. Позже на большинстве самолетов их убрали, так как они увеличивали боковую поверхность, что сильно затрудняло посадку при боковом ветре. Основные стойки шасси также были смещены назад по сравнению с Як-12. Оборудование также было упрощено и облегчено для увеличения полезной нагрузки, например, была удалена правая дверь.
Первый прототип поднялся в воздух 14 апреля 1958 года, а производство PZL -101 началось в 1960 году . С 1962 года выпускался вариант ПЗЛ-101А с улучшенным оборудованием, поднятым сиденьем пилота и добавленной правой дверью. С 1965 года усовершенствованный ПЗЛ-101Б выпускался . Видимыми изменениями стали отсутствие «горба» над фюзеляжем и увеличенный воздухозаборник под двигателем. Помимо сельскохозяйственных самолетов, производились четырехместные грузовые самолеты и санитарные самолеты . До окончания производства в 1968 году было изготовлено 325 самолетов, в том числе 215 сельскохозяйственных, 78 многоцелевых и 32 санитарных самолета.
Операционная история
[ редактировать ]Основным пользователем PZL-101 была польская гражданская авиация. Польские сельскохозяйственные самолеты использовались в Польше и на вооружении за рубежом ( Австрия , Ливия , Египет ). В конце 1970-х годов их в этой роли в основном заменили PZL-106 Kruk и PZL-Mielec M-18 Dromader . Санитарная авиация использовалась в польской гражданской авиации. Универсальные Gawrons использовались в аэроклубах страны, а также для буксировки планеров и тренировок по парашютному спорту (со снятыми правыми дверями). В 2006 году в польском реестре оставалось 40 гавронов, в том числе 4 частных.
134 PZL-101 были экспортированы, в основном в Венгрию и Болгарию , в меньшем количестве – в восемь других стран.
30 марта 2007 года EADS PZL "Warszawa-Okęcie" SA объявила, что больше не будет поддерживать задачи, связанные с летными сертификатами для Як-12А , Як-12М и PZL-101 Gawron. С 31 марта по 28 июня 2007 г. Управление гражданской авиации Польши являлось временным держателем сертификата. С 28 июня PZL-101 могут использоваться только как самолеты экспериментального класса. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]металлической конструкции с высокорасположенным крылом Моноплан , традиционной по компоновке. Фюзеляж из стального каркаса, обтянутого дюралюминием (передняя часть) и брезентом (хвостовая часть). Крылья двухлонжеронное, брезентовое, с щелевыми закрылками , предкрылками и вертикальными бортовыми листами. Двух- или четырехместная кабина. Обычное неубирающееся шасси с хвостовым колесом. В сельскохозяйственном варианте в фюзеляже располагался 800-литровый контейнер (на 500 кг химикатов), за передними сиденьями, со сменными комплектами оборудования для опрыскивания или опудривания.
Однокорпусный 9-цилиндровый двигатель АИ-14Р (крейсерская мощность 161 кВт/220 л.с., взлетная мощность 191 кВт/260 л.с.). Двухлопастной винт. Два топливных бака в крыльях по 90 л каждый.
Варианты
[ редактировать ]- ПЗЛ-101
- Первая серийная серия построена между 1960 и 1962 годами.
- ПЗЛ-101А
- Версия с улучшенным оборудованием и добавленной правой дверью, выпускалась с 1962 по 1965 год.
- ПЗЛ-101Б
- Улучшенная версия без «горба» над фюзеляжем и с увеличенным воздухозаборником под двигателем, выпускавшаяся между 1965 и 1968 годами.
Операторы
[ редактировать ]Австрия получила пять самолетов.
Болгария купила 40 самолетов.
Финляндия получила три самолета.
Венгрия закупила 67 самолетов, 52 поставлены в агроварианте.
Индия купила шесть самолетов.
Польша была основным эксплуатантом, поставлен 191 самолет.
Испанское государство купило четыре самолета.
Советский Союз купил два самолета.
Турция купила пять самолетов.
Венесуэла купила один самолет.
Вьетнам купил один самолет.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965-66 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Емкость:
- 3 пассажира или
- 2 носилки и 1 сопровождающий
- 500 кг (1100 фунтов) порошкообразных химикатов или
- 605 л (160 галлонов США; 133 имп галлона) жидких химикатов
- Длина: 9,00 м (29 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 12,60 м (41 фут 4 дюйма)
- Высота: 3,12 м (10 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 23,86 м 2 (256,8 кв. футов)
- Вес пустого: 1004 кг (2213 фунтов) (сельскохозяйственное использование)
- Максимальный взлетный вес: 1660 кг (3660 фунтов)
- Запас топлива: 180 л (48 галлонов США; 40 имп галлонов) внутреннего топлива, еще 160 л (42 галлона США; 35 имп галлонов) во вспомогательных баках под крылом.
- Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14 Р 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения мощностью 190 кВт (260 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт с постоянной скоростью W530-D-11, диаметр 2,75 м (9 футов 0 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 160 км/ч (99 миль в час, 86 узлов)
- Крейсерская скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов) (экономичный круиз)
- Скорость удаления пыли и опрыскивания: 110–130 км/ч (68–81 миль в час; 59–70 узлов).
- Скорость сваливания: 50 км/ч (31 миль/ч, 27 узлов) (закрылки опущены)
- Дальность: 525 км (326 миль, 283 миль) (использование машины скорой помощи)
- Практический потолок: 3600 м (11 800 футов)
- Скорость набора высоты: 3,0 м/с (590 футов/мин)
- Разбег (сельскохозяйственный): 102 м (335 футов)
- Посадочная длина (сельскохозяйственная): 90 м (295 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ PZL Gawron не полетит? Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Тейлор 1965, стр. 112–113.
- Януш Бабейчук, Ежи Гжегожевский: Польская авиационная промышленность 1945-1973 (Польская авиационная промышленность...), Wydawnictwo MON, Варшава 1974 (без ISBN)
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1965.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный фильм Самолет PZL 101A "Gawron". Предполетный осмотр ( польск . Aircraft PZL 101A Gawron. Предполетный осмотр ), подготовленный Кино-фотомастерскими Аэроклуба Польски ( польск .: Кино-фотомастерские Аэроклуба Польски ).