ПЗЛ-106 Крук
ПЗЛ-106 Крук | |
---|---|
PZL-106A на встрече старых самолетов, 2013 г., Ханвейде, Германия | |
Роль | Сельскохозяйственный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | WSK PZL Варшава-Окенце |
Первый полет | 17 апреля 1973 г. |
Статус | в производстве |
Основные пользователи | Польская гражданская авиация Восточная Германия Аргентина |
Произведено | 1976– |
Количество построенных | 275+ [ 1 ] |
PZL -106 Kruk (англ. Raven ) — польский сельскохозяйственный самолёт , спроектированный и построенный компанией WSK PZL Warszawa-Okęcie (позже PZL «Warszawa-Okęcie», а теперь EADS-PZL).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]PZL-106 был разработан как современный сельскохозяйственный самолет для Польши и стран СЭВ для замены менее боеспособного PZL-101 Gawron и устаревшего PZL Antonov Ан-2 . (Согласно решениям СЭВ, за разработку сельскохозяйственных самолетов отвечала польская промышленность). В начале 1960-х годов группа молодых конструкторов WSK PZL Warszawa-Okęcie под руководством Анджея Фридрыхевича предложила несколько проектов сельскохозяйственных самолетов. Эти предложения были сделаны по собственной инициативе, но они так и не были реализованы, поскольку СССР довольствовался Ан-2 и планировал заменить его реактивным самолетом (позже PZL M-15 Belphegor ). Первым был PZL-101M Kruk 63, выпущенный в 1963 году. Он так и остался бумажным самолетиком, но дал свое название более поздним моделям. Следующими были PZL-106 Kruk 65 (1965 г.), PZL-110 Kruk-2T (1969 г.) и PZL M-14 Kruk (1970 г., который планировалось производить в PZL-Mielec ). Лишь в 1971 году власти решили приступить к разработке новой сельскохозяйственной конструкции, такой как PZL-106 Kruk 71. Несмотря на это решение, ее разработка была достаточно затяжной из-за экономических и политических факторов. Работа под руководством Анджея Фридрыхевича началась в 1972 года и был основан на более ранних разработках. Первый прототип поднялся в воздух 17 апреля 1973 года . подкосного низкоплана Конструкторы выбрали безопасную компоновку с контейнером для химикатов перед пилотом, вдохновленную самолетами типа Piper PA-25 Pawnee (в случае вынужденной посадки контейнер не раздавил бы более высокий самолет). -сидящий пилот).
Первый прототип был оснащен импортным Lycoming IO-720 восьмицилиндровым двигателем мощностью 298 кВт (400 л.с.) и имел Т-образное хвостовое оперение с крыльями деревянной конструкции. Было построено несколько прототипов, и наконец самолет был оснащен звездообразным двигателем PZL-3 S мощностью 441 кВт (600 л.с.), обычным хвостовым оперением и металлическими крыльями. Прототип с последним двигателем совершил первый полет 25 октября 1974 года .
Производство началось в 1976 году под обозначением ПЗЛ-106А. Последовательными вариантами были ПЗЛ-106АР с двигателем ПЗЛ-3СР и ПЗЛ-106АС с более мощным радиальным двигателем АШ-62ИР мощностью 736 кВт . К 1982 году было построено 144 ПЗЛ-106А. Несколько самолетов были модифицированы в Африке по стандартам PZL-106AS.
15 мая 1981 года прототип улучшенного варианта PZL-106B поднялся в воздух с измененным крылом и использованием более коротких стоек. Он оснащался тем же двигателем ПЗЛ-3СР и выпускался с 1984 года . В 1982 году прототип ПЗЛ-106БС поднялся в воздух с двигателем АШ-62ИР. К 1988 году было построено 60 PZL-106B.
Следующим шагом стало оснащение «Крука» турбовинтовым двигателем. Первым был прототип PZL-106AT Turbo Kruk с двигателем Pratt & Whitney PT6A-34AG мощностью 566 кВт (770 л.с.) , выпущенный в 1981 году . Следующей версией, созданной на базе PZL-106B, стал PZL-106BT Turbo Kruk с двигателем Walter M601D-1 мощностью 544 кВт . PZL-106BT впервые поднялся в воздух в 1985 году и производился ограниченным тиражом (10 в 1986–1988 годах). Последним вариантом, выпущенным в 1998 году, стал PZL-106BTU-34 Turbo Kruk с двигателем Pratt & Whitney PT6A-34AG. Оба турбовинтовых варианта имеют более высокий хвостовой стабилизатор, а БТУ-34 снова отличается рестайлинговой носовой частью, увеличенным топливным баком (780 л), измененной компоновкой кабины и улучшенными характеристиками.
Всего было выпущено 266 ПЗЛ-106. Производство было возобновлено в 1995 году , а по состоянию на 2007 год в настоящее время предлагаются ПЗЛ-106БТ (переименованный в ПЗЛ-106БТ-601) с двигателем Walter M601-D1 и ПЗЛ-106БТУ-34 с двигателем ПТ6А-34АГ. от производителя EADS-PZL. Пока выпущено ограниченное количество турбо-Круков.
Описание
[ редактировать ]ПЗЛ-106 представляет собой подкосный низкоплан металлической конструкции традиционной компоновки. Фюзеляж представляет собой стальной каркас, обшитый дюралюминием в передней и брезентовой хвостовой части. Крылья дюралюминиевые и брезентовые, снабжены закрылками и предкрылками . Он имеет одноместную кабину, расположенную высоко, с запасным креслом механика позади пилота. За двигателем расположен 1300-литровый контейнер на 1050 кг химикатов со сменными комплектами оборудования для опрыскивания, опудривания или тушения пожаров. Контейнер может быть заменен дополнительной кабиной для инструктора по подготовке пилотов. Имеет обычное неубирающееся шасси с хвостовым колесом.
На ПЗЛ-106 установлен один радиальный двигатель ПЗЛ-3С или СР (600 л.с./441 кВт), четырехлопастной винт или турбовинтовой двигатель с трехлопастным винтом (554 кВт Walter M601D-1 или PT6A-34AG). Топливные баки на 540 л или, начиная с серийного номера 260, на 760 л.
Операционная история
[ редактировать ]Основным пользователем PZL-106 была польская гражданская авиация. В то время польские государственные авиационные фирмы часто оказывали сельскохозяйственные услуги за границей, особенно в Египте и Судане. Их дополнил и частично заменил PZL-Mielec M-18 Dromader . PZL-106A и B экспортировались в Восточную Германию (основной непольский пользователь – 54), Чехословакию , Египет , Венгрию , Аргентину , Бразилию и Эквадор . Некоторые PZL-106BT-601 были проданы в Египет, Эквадор (2 в эксплуатации до 2008 г.), Аргентину (30 в эксплуатации до 2008 г.) и Бразилию (4 в эксплуатации до 2008 г.). PZL 106BT-34 до сих пор летает в Аргентине.
Варианты
[ редактировать ]- ПЗЛ-106
- Прототипы совершили первый полет 17 апреля 1973 года.
- ПЗЛ-106А
- Базовый серийный вариант с ПЗЛ-3С мощностью 441 кВт (591 л.с.), выпускался в 1976–1982 гг. радиальным двигателем
- ПЗЛ-106АР
- Опытный образец с двигателем ПЗЛ-3СР с редуктором, совершил первый полет 15 ноября 1978 г.
- ПЗЛ-106АТ Турбо Крук
- Прототип с Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG , первый полет состоялся 22 июня 1981 года. турбовинтовым двигателем
- ПЗЛ-106АС
- Вариант с двигателем ПЗЛ АШ-62ИР мощностью 736 кВт (987 л.с.) , первый полет совершил 19 августа 1981 г.
- ПЗЛ-106Б
- Усовершенствованный серийный вариант с измененной конструкцией крыла и укороченными стойками, двигатель ПЗЛ-3СР , первый полет 15 мая 1981 г., выпускался в 1984–1988 гг.
- ПЗЛ-106БС
- Прототип с двигателем ПЗЛ АШ-62ИР , первый полет состоялся 8 марта 1982 г.
- PZL-106BT-601 Турбо Крук
- Серийный вариант с турбовинтовым двигателем Walter M601D-1 мощностью 544 кВт (730 л.с.) , первый полет состоялся 18 сентября 1985 года.
- ПЗЛ-106БТУ-34 Турбо Крук
- Серийный вариант с Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG мощностью 560 кВт (750 л.с.), первый полет состоялся в 1998 году. До сих пор летает в Аргентине. турбовинтовым двигателем
Операторы
[ редактировать ]- Австралия с 1 PZL 106BT-601
- Аргентина: 30 PZL 106-BT-601 Turbo Kruks и один PZL 106BT-34.
- Бразилия с 4 PZL 106BT-601
- Эквадор с двумя PZL 106BT-601
- Чехословакия
- Восточная Германия получила 54 самолета
- Египет
- Венгрия. Два PZL 106A поступили на вооружение в 1977 г.
- Венесуэла Один PZL 106 на вооружении Национальной гвардии Венесуэлы .
Технические характеристики (ПЗЛ-106БР)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 человек, пилот
- Вместимость: 1 место для механика (опция) / бункер на 1300 кг (2900 фунтов) / 1400 л (370 галлонов США; 310 имп галлонов) для химикатов.
- Длина: 9,25 м (30 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 14,9 м (48 футов 11 дюймов)
- Высота: 3,32 м (10 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 31,69 м 2 (341,1 кв. футов)
- Профиль крыла : NACA 2415.
- Вес пустого: 1790 кг (3946 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3000 кг (6614 фунтов) и максимальный посадочный вес.
- 3450 кг (7610 фунтов) (ограниченная категория)
- Запас топлива: 560 л (150 галлонов США; 120 имп галлонов) в двух встроенных крыльевых баках с дополнительным вспомогательным баком на 390 л (100 галлонов США; 86 имп галлонов) в бункерном отсеке.
- Силовая установка: 1 × ПЗЛ-3СР 7-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения с редуктором и наддувом, мощностью 450 кВт (600 л.с.)
- Гребные винты: 4-лопастной винт постоянной скорости PZL US-133000.
Производительность
- Максимальная скорость: 215 км/ч (134 миль в час, 116 узлов) на уровне моря.
- Рабочая скорость: 150–160 км/ч (93–99 миль в час; 81–86 узлов) с максимальной химической нагрузкой.
- Скорость сваливания: 100 км/ч (62 мили в час, 54 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 245 км/ч (152 миль в час, 132 узла).
- Запас хода: 900 км (560 миль, 490 миль) с максимальным стандартным топливом.
- Скорость набора высоты: 3,8 м/с (750 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 108,86 кг/м 2 (22,30 фунта/кв. футов) (ограниченная категория)
- Мощность/масса : 0,0777 л.с./фунт (0,1277 кВт/кг) (ограниченная категория)
- Разбег: 250 м (820 футов) (с сельхозтехникой)
- Посадочная длина: 200 м (660 футов) (с сельскохозяйственным оборудованием)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро Боэро 260AG
- Воздушный трактор АТ-502
- Эйрес Дрозд
- Цессна 188
- Пайпер ПА-25 Пауни
- Пайпер ПА-36 Пауни Храбрый
- Дромадер PZL-Mielec M-18
- Злин Z-37 Шмель / LET Z-137T Agro Turbo
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Польские авиационные технологии: Создание и разработка самолета TS-8 BIES. Архивировано 3 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Тейлор 1988, стр. 192–193.
- Анджей Гласс: Самолеты'85 , НЕ-СИГМА, Варшава 1986 ( ISBN 83-85001-06-9 )
- Анджей Гласс: Самолеты'90 , НЕ-СИГМА, Варшава 1990 ( ISBN 83-85001-54-9 )
- Анджей Гласс, Анджей Фридрыхевич: Проблемы разработки самолета PZL-106 Kruk – Polska Technika Lotnicza – Materialy Historyczne 4/2004 – на основе лекции в Muzeum Techniki, Варшава (на польском языке)
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .