PZL.46 Сумма
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2012 г. ) |
PZL.46 Сумма | |
---|---|
![]() | |
Первый прототип PZL.46 | |
Роль | Легкий бомбардировщик и разведчик самолет- |
Производитель | Национальный авиационный завод |
Первый полет | август 1938 г. |
Статус | Прототип |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Произведено | 1939 |
Количество построенных | 2 прототипа |
PZL.46 Sum ( «Сом» ) — лёгкий бомбардировщик ВВС Польши перед Второй мировой войной , который,был направлен в серийное производство весной 1939 года. Эти самолеты находились в производстве, но до начала войны польская промышленность не успела их выпустить. [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]PZL.46 Sum был разработан Станиславом Прауссом на заводах PZL как преемник стандартного польского легкого бомбардировщика и самолета-разведчика PZL.23 Karaś , также разработанного Прауссом. Первые эскизы были сделаны в 1936 году. Для проверки новых функций, таких как двойное хвостовое оперение и убирающаяся подбрюшья гондола бомбардира , в 1936 году был построен и испытан одинарный модифицированный PZL.23, получивший обозначение PZL.42.
Первый прототип PZL.46 Sum поднялся в воздух в августе 1938 года . Он имел лишь общую композицию с PZL.23, его фюзеляж был гораздо более аэродинамически усовершенствованным, а крылья имели более тонкий профиль. Первоначально предполагалось использовать убирающееся шасси, но, поскольку польская промышленность не производила убирающееся шасси, было использовано фиксированное. В ноябре–декабре 1938 года прототип был показан на Парижском авиасалоне . В мае 1939 г. поднялся в воздух второй аналогичный прототип (PZL.46/II).
Испытания показали, что Sum был удачной конструкцией и имел гораздо лучшие характеристики, чем PZL.23. Единственные серьезные неисправности были в механизме уборки подбрюшной гондолы (гондола для бомбардира с пулеметом сзади была особенностью, скопированной с PZL.23, где она была фиксированной. Это была редкая особенность в конструкции легких бомбардировщиков, и его полезность была сомнительной, поскольку снижала летно-технические характеристики).
В марте 1939 года PZL.46 был заказан для серийного производства. Польские ВВС планировали закупить 160 самолетов варианта PZL.46A . Первый самолет должен был быть построен осенью 1939 года и поставлен в начале 1940 года. К моменту вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года было произведено лишь некоторые детали. [2]
Третий прототип строился летом 1939 года. Это должен был быть экспортный вариант PZL.46B с двигателем Gnome-Rhône 14N 21. Болгария, использовавшая бомбардировщики PZL.43 , проявила интерес к новой конструкции и сделала предварительный заказ на 12 самолетов, незавершенный из-за войны.
Станислав Праусс также разработал эскизный проект меньшего варианта разработки PZL Łosoś, который должен был представлять собой двухместный пикирующий бомбардировщик с рядным двигателем Hispano-Suiza 12Z мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) и убирающимся шасси без гондолы под днищем.
Техническое описание
[ редактировать ]Самолет имел традиционную компоновку, цельнометаллический свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом , покрытым металлом. Фюзеляж был полумонокок , овального сечения. Двойные хвостовые плавники. Экипаж состоял из трех человек: пилот, наблюдатель-бомбардир и задний стрелок. Боевой пост бомбардира находился в гондоле под фюзеляжем, где он также управлял подбрюшным пулеметом . Гондолу можно было убирать в фюзеляж для уменьшения лобового сопротивления. Неподвижная ходовая часть имела аэродинамические каплевидные кожухи. Радиальный двигатель производства PZL мощностью 840 л.с. Bristol Pegasus (PZL Pegaz) XXB (максимальная мощность 940 л.с.), в капоте типа NACA. Трехлопастной металлический винт Hamilton Standard. Топливные баки: 750 л в центроплане.
Операционная история
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны первый прототип остался в Варшаве из-за повреждения шасси. 5 сентября 1939 года второй прототип был эвакуирован из Варшавы во Львов , затем 17 сентября в Бухарест в Румынии, где был интернирован. ) переправил его 26 сентября 1939 года под предлогом доставки самолета на завод IAR в Брашове Рисс вместе с тремя другими членами экипажа (включая Витольда Урбановича из Румынии в осажденную Варшаву. Экипаж доставил приказы польского главнокомандующего Эдварда Рыдз-Смиглы для командующего обороной Варшавы Юлиуша Роммеля . 27 сентября 1939 года, когда большая часть территории Польши была оккупирована немцами или Советским Союзом, он вылетел в Каунас в Литве . Самолет был интернирован и оставлен там, а затем захвачен там и испытан Советским Союзом.
Варианты
[ редактировать ]- ПЗЛ.46/И
- Первый прототип.
- PZL.46/II
- Второй прототип.
- ПЗЛ.46А
- Основная серийная версия, заказано 160 штук для ВВС Польши, но ни одна не поставлена.
- ПЗЛ.46Б
- Экспортная версия оснащена двигателем Gnome-Rhône 14N21 .
Операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС предварительно заказали 12 самолетов, ни один не поставлен.
- Советские ВВС использовали для оценки один захваченный прототип.
Технические характеристики (стр.46/I)
[ редактировать ]
Данные из [3]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 10,5 м (34 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 14,6 м (47 футов 11 дюймов)
- Высота: 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 27 м 2 (290 кв. футов)
- Вес пустого: 1995 кг (4398 фунтов)
- Полная масса: 3550 кг (7826 фунтов)
- Силовая установка: 1 × PZL-Bristol Pegasus XXB 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, максимальная мощность 685 кВт (918 л.с.) (кратковременный) Сумма A
- 1030 л.с. (768 кВт) Gnome-Rhône 14N-21 Сумма B
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага Hamilton/PZL.
Производительность
- Максимальная скорость: 425 км/ч (264 миль в час, 229 узлов) на высоте 3600 м (11 811 футов), сумма A
- 350 км/ч (220 миль в час; 190 узлов) на уровне моря Сумма A
- 470 км / ч (290 миль в час; 250 узлов) на высоте 4700 м (15 420 футов) Сумма B
- 370 км/ч (230 миль в час; 200 узлов) на уровне моря Сумма B
- Скорость сваливания: 110 км/ч (68 миль в час, 59 узлов)
- Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль) ::::1100 км (684 миль; 594 миль) Сумма B
- Практический потолок: 7700 м (25 300 футов) ::::8 600 м (28 215 футов) Сумма B
- Скорость набора высоты: 6 м/с (1200 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 131,1 кг/м 2 (26,9 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,196 кВт/кг (0,119 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 8 пулеметов :
- 2 x 7,92-мм FK wz.36 закреплены в носовой части с синхронизатором;
- 2 x 7,92-мм FK wz.36 закреплены в крыльях;
- 2 x 7,92-мм пулемета наблюдателя wz.37 в задней верхней станции (на серийных самолетах должно было быть 2)
- 2 x 7,92-мм пулемета наблюдателя wz.37 в заднем подбрюшье;
- Бомбы: 600 кг (1323 фунта) бомб под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Samolotypolskie.pl — ПЗЛ-46 «Сумма» » .
- ^ «Samolotypolskie.pl — ПЗЛ-46 «Сумма» » .
- ^ Цинк, Ежи Б (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Патнэм. стр. 254-258 . ISBN 0-370-00085-4 .
- Анджей Гласс: «Польские авиационные конструкции 1893-1939» , WKiŁ, Варшава, 1977 (польский язык, без ISBN)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ПЗЛ-46 Сумма с фотографиями и рисунками (переведенная страница из Уголок неба)