Jump to content

ПЗЛ-104 Вильга

ПЗЛ-104 Вильга
ПЗЛ-104 Вильга 35
Роль Вспомогательный самолет
Национальное происхождение Польша
Производитель PZL Варшава-Окенце
Первый полет 24 апреля 1962 г.
Статус Производство завершено
Основной пользователь Польская военная и гражданская авиация
Произведено 1962-2006
Количество построенных 1,000+

PZL-104 Wilga ( «золотая иволга» ) — польский с коротким взлётом и посадкой, гражданской авиации многоцелевой самолёт спроектированный и первоначально производившийся компанией PZL Warszawa-Okęcie , а затем Европейской компанией по аэронавтической обороне и космосу (EADS), которая приобрела оригинального производителя в 2001 году.

Первый полет состоялся 24 апреля 1962 года и поступление на вооружение в следующем году. В ходе непрерывного производства с 1962 по 2006 год самолет Wilga претерпел множество постоянно совершенствующихся версий. Этот тип в основном использовался гражданскими эксплуатантами; Те военные авиационные службы, которые летали на этом типе, обычно использовали его в качестве учебно-тренировочного самолета и самолета связи. было произведено более 1000 самолетов До того, как Европейская авиационно-космическая компания (EADS) объявила на своем веб-сайте о прекращении производства Wilga, в 2006 году .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

PZL-104 был разработан для активного использования в спортивной и гражданской авиации с упором на буксировку планеров и парашютную подготовку. 24 апреля 1962 года прототип первоначального варианта Wilga Mark 1 совершил первый полет этого типа, оснащенный существующим польским горизонтально-оппозитным двигателем мощностью 220 л.с. (160 кВт) PZL WN-6RB. Последующая программа летных испытаний прототипа выявила ряд конструктивных недостатков, наиболее серьезными из которых были чрезмерный вес планера и ограничение заднего обзора, не позволявшее экипажу легко видеть буксируемый планер. проверку планера, в результате которой была проведена тщательная модернизация самолета. Соответственно, группа конструкторов под руководством польских авиационных инженеров Бронислава Жураковского и Анджея Фридрыхевича провела

Хотя основные элементы конструкции и узлы, которые считались удачными, такие как конструкция крыльев, были сохранены из первоначальной конструкции, модернизированный самолет имел совершенно новый фюзеляж, который был одновременно тоньше и значительно усиленнее, чем предполагалось. предыдущий коллега; Этот новый планер также обеспечивал отличный обзор сзади для экипажа во время буксировки планера, а боковые двери также были перепроектированы так, чтобы открываться вверх для лучшего аэронаблюдения или вылетов с парашютом. При необходимости самолет мог летать с открытыми дверями. Он также имел возможность переоборудования кабины санитарной авиации.

1 августа 1963 года доработанный самолет, получивший обозначение PZL-104 Wilga Mark 2 , совершил свой первый полет. Хотя испытания подтвердили качества планера Wilga 2 и доказали, что самолет является удачной конструкцией, двигатель WN-6RB, которым была оснащена модель, не был полностью разработан, и поэтому самолет не поступил в серийное производство. В ответ было принято решение переоборудовать сборочную линию для производства улучшенных конфигураций Wilga C и Wilga Mark 3. 30 декабря 1963 года Wilga C (или подвариант Wilga Mark 2 C ) совершила свой первый полет; Этот вариант представлял собой специальную экспортную модель этого типа для Индонезии, оснащенную импортным, сертифицированным в Северной Америке, горизонтально-оппозитным двигателем Continental O-470 мощностью 225 л.с. (168 кВт) .

Чтобы решить проблему незрелости оригинального двигателя WN-6RB, группа разработчиков решила принять на вооружение серийный звездообразный двигатель мощностью 260 л.с. (190 кВт) Ивченко АИ-14 Р ; оснащенный этим двигателем, самолет стал вариантом PZL-104 Wilga Mark 3 , который впервые поднялся в воздух 31 декабря 1965 года. Новый двигатель был более мощным, но испортил ранее чистые и аэродинамические линии фюзеляжа, изначально разработанные для плоского двигателя; тем не менее, новый вариант оказался успешным. В сочетании с мощностью двигателя АИ-14Р и возможностью взлета и посадки планера была возможна необычайно высокая скороподъемность - 11 м / с (2165 футов в минуту) (максимум) при минимальной нагрузке. Одним из немногих оставшихся недостатков было то, что двигатель был относительно неэкономичен в эксплуатации. [ нужна ссылка ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Wilga 32 представлял собой улучшенный мелкосерийный экспортный вариант этого типа, оснащенный плоским двигателем Continental, который также производился на местном уровне в Индонезии как Gelatik. После завершения первой партии из 13 самолетов Wilga 3 в модель были внесены некоторые улучшения, в первую очередь база шасси была увеличена с 2,12 до 2,83 м (от 7,0 до 9,3 футов) для улучшения устойчивости во время разбега. 29 июня 1967 года усовершенствованная модель, получившая обозначение PZL-104 Wilga 35 , совершила свой первый полет, впоследствии она также поступила в серийное производство. Самым многочисленным вариантом Wilga 35 был многоцелевой самолет Wilga 35A, тогда как большинство остальных были построены в небольшом количестве или остались только прототипами. [ нужна ссылка ]

PZL 104 Wilga 35A на аэродроме Таупо , Новая Зеландия, февраль 1992 года, демонстрирует устройство остекления задней кабины.

В 1979 году в производство был запущен вариант Wilga 80 , который представлял собой улучшенную модель, специально сертифицированную для работы на рынке США. В конце 1990-х годов калифорнийский дилер Wilga Terra-San продвигал свой собственный вариант Wilga 80 для специальных задач. Эта модифицированная версия, которая продавалась как альтернатива вертолетам в правоохранительных целях, была оснащена Wescam компании подвесе Камера, установленная на , и система инфракрасного изображения, прикрепленная к внешней части центральной линии фюзеляжа. [ 1 ] В январе 1996 года было объявлено, что PZL намерена предложить вооруженную версию Wilga, предназначенную для выполнения пограничных патрульных и противоповстанческих задач. Базовая конфигурация самолета была принципиально изменена за счет добавления пары подкрыльевых узлов подвески, способных нести артиллерийские установки , а также неуправляемые или управляемые ракеты . [ 2 ]

В 1996 году было объявлено, что PZL разработала улучшенную версию самолета, известную как PZL-104MA Wilga 2000 . В семейство Wilga 2000 были внесены различные усовершенствования: он принял американский двигатель Lycoming O-540 , способный развивать максимальную мощность 225 кВт (300 л.с.), а также комплекс авионики AlliedSignal - Bendix и новое крыло, последнее из которых предлагало увеличенный запас топлива и долговечность, а также аэродинамические усовершенствования, такие как обтекатели вокруг ходовой части. [ 3 ] В мае 2004 года канадская компания Sealand Aviation амфибийную версию Wilga 2000 продемонстрировала в Анкоридже . [ 4 ]

В июле 1995 года PZL и бразильский производитель самолетов Embraer подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому последний будет осуществлять маркетинг польских самолетов гражданской авиации, таких как Wilga, на бразильском рынке в обмен на продажу Embraer EMB 120 Brasilia авиалайнеров региональных Польша. [ 5 ]

EADS и остановка производства

[ редактировать ]

В сентябре 2001 года было объявлено, что Польша заключила соглашение с многонациональным аэрокосмическим конгломератом European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) о приобретении 51 процента акций PZL Warszawa-Okecie за 28,5 миллиона злотых (6,74 миллиона долларов США), которые позже выросли. до 85 процентов владения компанией. [ 6 ] В то время в EADS заявили, что намерены продавать текущую продукцию компании, в том числе Wilga, а также сохранить рабочую силу в нынешнем количестве и пообещали профинансировать затраты на модернизацию мощностей варшавского производителя. По словам Игнасио Алонсо Рекарте, старшего вице-президента по рекламе подразделения военно-транспортных самолетов EADS-CASA, фирма изучает варианты сбыта существующих самолетов PZL. [ 7 ]

В течение 2003 года велись переговоры по теме создания интегрированной компании по производству легких самолетов между EADS-CASA и EADS-SOCATA , в рамках которой объединенный рынок авиации общего назначения и самолетов бизнес-класса должен был включать в себя собственную линейку EADS PZL, а польский завод будет производить элементы. всех самолетов производства SOCATA. [ 8 ] В начале 2004 года EADS CASA открыто заявила о своем намерении продвигать Wilga 2000 на рынок правоохранительных органов Северной Америки и что она работает с дистрибьюторами над разработкой эффективных средств воздушного наблюдения для этого типа, включая дальновидный инфракрасный (FLIR) и цветные камеры. [ 9 ]

Сообщается, что какое-то время в 2000-х годах канадский поставщик самолетов всерьез рассматривал возможность постройки самолета Wilga для национальной лиги авиационных кадетов, учитывая его полное соответствие требованиям подготовки планеров и необходимость закупки дополнительных самолетов в то время. Однако компания не смогла заручиться необходимой поддержкой EADS для продолжения работы над предлагаемым канадским производственным предприятием с участием Wilga. [ 10 ]

В ноябре 2006 года производство Wilga было прекращено после решения EADS сократить свое присутствие на рынке гражданской авиации. Фирма также объяснила прекращение производства следствием нехватки внутренних ресурсов и высоких связанных с этим затрат. [ 11 ] Тогда было заявлено, что предложения по переносу производства Wilga в Северную Америку рассматриваются. По данным аэрокосмического издания Flight International , прекращение программы стало во многом неожиданностью для собственных международных дилеров компании, многие из которых сообщили об относительно высоком спросе на четырехместный самолет в то время. [ 11 ] За весь период производства было построено более 1000 машин Wilga всех типов, подавляющее большинство (по сообщениям, около 935) из них было построено в соответствии со стандартами Wilga 35 и 80. [ нужна ссылка ] Эти цифры означают, что PZL-104 был произведен в большем количестве, чем любой другой польский самолет в истории.

Вид спереди на переднюю часть Wilga.

PZL-104 Wilga — высокорасположенным крылом свободнонесущий короткого взлета и посадки (КВП) моноплан с , отличающийся полностью алюминиевой конструкцией и традиционной компоновкой. Основная кабина изготовлена ​​из дюралюминия , как клепаного , так и гофрированного , что, как сообщается, увеличивает прочность и долговечность маломассивного полумонококового фюзеляжа самолета . Однолонжеронное крыло прямоугольной формы снабжено щелевыми закрылками предкрылками и . Четырехместная кабина оснащена двумя большими боковыми дверями, открывающимися вверх для облегчения перевозки больших грузов и быстрого входа/выхода. Основные колеса шасси крепятся к шарнирно- сочлененной обычной неподвижной ходовой части, укомплектованной пневматическими амортизаторами и работающей в паре с усиленным подрессоренным хвостовым колесом, к которому крепится крюк для буксировки планеров. [ нужна ссылка ]

Ранние самолеты обычно оснащались Ивченко АИ-14 Р звездообразным двигателем советской разработки , который мог развивать мощность до 260 л.с. (190 кВт); в частности, двигатель вращается в направлении, противоположном североамериканским стандартам. Ал-14Р ​​обычно приводил в движение двухлопастной композитный деревянный винт, который был усилен склеенными металлическими секциями, установленными вдоль их передних кромок . Новейшие модели «Вильги» оснащены полностью металлическими гребными винтами и оснащены двигателем North American Continental O-470, который вращается в направлении, противоположном направлению вращения более раннего советского двигателя. Другие двигатели других производителей также были адаптированы для этого типа. Независимо от установленного двигателя, топливо в основном размещается в паре топливных баков емкостью 195 л (43 имп галлона; 52 галлона США), которые располагались внутри крыльев самолета. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
Вилга буксирует планер

Wilga широко использовалась в гражданской авиации; ему часто поручали выполнение различных обязанностей, таких как гастроли, наблюдения, буксировка планеров, обучение парашютному спорту и полеты в кустах. В Польше этот тип сформировал давний костяк Польского аэроклуба , который эксплуатирует самолеты в базовой конфигурации для летной подготовки. Кроме того, ряд польских пилотов, летавших на Wilgas, были удостоены нескольких призов на чемпионатах мира по ралли и точным полетам FAI в разные периоды времени, с 1978 по 2006 год. [ нужна ссылка ]

На военной службе этот тип обычно использовался для выполнения задач связи и восстановления, а также в качестве легкой наблюдательной платформы.

Варианты

[ редактировать ]
ПЗЛ-104 Вильга 35, вид сзади
PZL-104M Wilga 2000 г. Пограничной службы Польши на авиасалоне в Радоме 2005 г.
ПЗЛ-104МА Вильга 2000 г.
LIPNUR Gelatik 32 на выставке в музее Сатриамандалы , Джакарта
Вильга 2
Первый серийный вариант с оппозитным двигателем WN-6 (малая серия - около 10, переоборудованы в Wilga C и 3).
Вильга 3А
Самолет аэроклуба.
Вильга 3С
Санитарный самолет.
Иволга С (2С)
Wilga 2 с двигателем Continental O-470 для Индонезии. 16 самолетов построены в Польше, некоторые собраны в Индонезии.
Вильга 3
Модифицированный серийный вариант с радиальным двигателем АИ-14, построено 13 штук (в том числе 2 переоборудованных Вильги-2).
Вильга 32
Wilga 3 с двигателем Continental O-470 для Индонезии. 6 самолетов построены в Польше, 18 в Индонезии под названием Gelatik . Некоторые из них были приспособлены как сельскохозяйственные самолеты .
Вильга 35
Базовый вариант с двигателем АИ-14.
Вильга 35А
Серийный базовый вариант для спортивной авиации с буксирным крюком планера, выпускался с 1968 года.
Вильга 35Н
Экспортный вариант гидросамолета , построенный в сотрудничестве с Канадой, совершил полет 30 октября 1979 года.
Вильга 35П
Военный связной или пассажирский вариант (без буксирного крюка), летал в 1968 году.
Вильга 35Р
Сельскохозяйственный самолет 1978 года выпуска с 300 л химикатов (вероятно, не серийный).
Вильга 35С
Санитарная авиация 1968 года выпуска, 1 шт.
Вильга 40
Вариант с цельными рулями высоты , полет в 1969 г., всего 2 прототипа.
Вильга 80
Wilga 35, модифицированная в соответствии с правилами FAR для рынка США, 1979 г., с двигателем ПЗЛ АИ-14РА, серийное производство.
Вильга 80/1400 (80Н)
Экспортный вариант гидросамолета 1982 года постройки совместно с Канадой, с двигателем ПЗЛ АИ-14РД (206 кВт/280 л.с.).
Вилга 80/550 Мелекс
Wilga 80 с плоским двигателем Continental, США, 1992 г. (прототип)
Вильга 88
Разработка Wilga в 1980-х годах привела к созданию PZL-105 Flaming .
ПЗЛ-104М Вильга 2000 г.
Вариант с плоским двигателем Lycoming, модифицированными крыльями и улучшенной аэродинамикой, выпускается с 1998 года.
ПЗЛ-104МВт Вильга 2000 Гидро
Вариант гидросамолета Wilga 2000, совершил полет 19 сентября 1999 г.
ПЗЛ-104МФ Вильга 2000 г.
Патрульная версия Wilga 2000 для Пограничной службы Польши.
ПЗЛ-104МН Вильга 2000 г.
Новая версия 2001 года.
ПЗЛ-104МА Вильга 2000 г.
Последний вариант Wilga 2000 2005 года выпуска с улучшенной аэродинамикой и законцовками крыла , оснащенный двигателем Lycoming I0-540 мощностью 300 л.с. Больше не производится.
PZL-104 DRACO Турбина Вильга
Сильно модифицированная Wilga 2000, созданная и построенная Майком Пэти. Пэти установил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A-28 , модифицировал крылья, элероны, закрылки, руль направления, руль высоты, шасси и назвал самолет DRACO. Самолет был уничтожен в результате аварии при взлете в Рино, штат Невада, 16 сентября 2019 года, когда Пэти попытался взлететь при порывистом боковом ветре; все пассажиры выжили. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
ЛИПНУР Рен
Лицензионная версия, произведенная в Индонезии компанией LIPNUR , производство прекращено в 1975 году. [ 15 ]

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Египет
 Эстония
 Индонезия
 Латвия
 Литва
 Молдавия
 Монголия
 Парагвай
 Польша
 Республика Сербская
 Советский Союз

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Эстония
 Венгрия
  • Венгерская полиция - бывший оператор.
 Индонезия
  • Индонезийский аэроклуб (по состоянию на 2015 год).
 Румыния
 Турция
 Великобритания
 Соединенные Штаты
  • Wilga'Beast' (M14P Powered - авиашоу|мероприятия).

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Технические характеристики (Вилга 35А)

[ редактировать ]

Данные из Иллюстрированной энциклопедии самолетов. [ 22 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Вместимость: 3
  • Длина: 8,10 м (26 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 11,12 м (36 футов 5 дюймов)
  • Высота: 2,96 м (9 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 15,50 м 2 (166,85 кв. футов)
  • Вес пустого: 900 кг (1984 фунта)
  • Полная масса: 1300 кг (2868 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14 РА воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель мощностью 194 кВт (260 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 195 км/ч (121 миль в час, 105 узлов)
  • Дальность: 670 км (416 миль, 361 миль)
  • Практический потолок: 4040 м (13 250 футов)
  • Скорость набора высоты: 5,5 м/с (1082 фута/мин)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Американский дилер разрабатывает вариант Wilga». Рейс Интернэшнл , 23 августа 1995 г.
  2. ^ "Злая Вилга". Flight International , 10 января 1996 г.
  3. ^ "PZL-Okecie поднимает Вилгу". Рейс Интернэшнл , 11 сентября 1996 г.
  4. ^ "Амфибия Wilga 2000 взлетает на Аляске". Flight International , 8 июня 2004 г.
  5. ^ «Embraer подписывает маркетинговое соглашение с PZL». Рейс Интернэшнл , 19 июля 1995 г.
  6. ^ «Польша выбирает транспорты C295M». Flight International , 4 сентября 2001 г.
  7. ^ «Casa покупает контроль над PZL-Okecie». Flight International , 30 октября 2001 г.
  8. ^ Вастнейдж, Джастин. «Оружие EADS обсуждает польское предприятие по производству легких самолетов». Flight International , 24 июня 2003 г.
  9. ^ Уорик, Грэм. «EADS-PZL нацеливает Wilga 2000 на полицию США». Flight International , 2 марта 2004 г.
  10. ^ Лига воздушных кадетов Канады - Годовой отчет за 2007 год: Программа замены самолетов L-19. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine.
  11. ^ Jump up to: а б Сарсфилд, Кейт. «EADS-PZL отключает Вилгу». Flight International , 14 ноября 2006 г.
  12. ^ Пэти, Майк и Драко сегодня разбились , получено 1 октября 2019 г.
  13. ^ Гросс, Сэм. «В Рино-Стеде разбился небольшой самолет знаменитого «Драко», пилотируемого Майком Пэти» . Журнал Reno Gazette . Проверено 1 октября 2019 г.
  14. ^ Рантер, Харро. «Авария PZL-104 Draco Turbine Wilga N123T, 16 сентября 2019 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 1 октября 2019 г.
  15. ^ «Гелатик, начальный этап производства самолетов в Индонезии» . aviahistoria.com (на индонезийском языке). 1 ноября 2019 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  16. ^ Войцех Санковский. Иволги в армии . «Авиация с шахматной доской». № 55 (2/2015), стр. 41-42 (на польском языке)
  17. ^ «Аэроклуб Румынии» (на румынском языке). Фейсбук. 16 февраля 2020 г.
  18. ^ "Centrum Naukowo-Produkcyjne-PZL PZL-104, VH-PZS - Номер расследования: 199600094." Австралийское бюро транспортной безопасности , 13 мая 2004 г.
  19. ^ Эдвардс, Ричард. «Найджел Фарадж из UKIP потерял сознание в результате авиакатастрофы». Телеграф , 6 мая 2010 г.
  20. ^ "PZL-104 2000, крушение турбины Wilga "Draco"" Aviation Safety Network , 16 сентября 2019 г.
  21. ^ Майк Пэти (пилот Драко) https://www.youtube.com/watch?v=NfctWAoDXvs «Драко потерпел крушение сегодня» 16 сентября 2019 г.
  22. ^ Орбис 1985, с. 2675

Библиография

[ редактировать ]
  • Анджей Гласс: Тысяча Вильгов («Тысяча Вильгов») в Skrzydlata Polska no. 6/2004 (польский язык)
  • Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис. 1985.
  • Лига воздушных кадетов Канады: годовой отчет за 2006/2007 гг.
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09ef9fabd91d53654d9a2ff6f8b06b62__1720456020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/62/09ef9fabd91d53654d9a2ff6f8b06b62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PZL-104 Wilga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)