ПЗЛ-104 Вильга
ПЗЛ-104 Вильга | |
---|---|
ПЗЛ-104 Вильга 35 | |
Роль | Вспомогательный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | PZL Варшава-Окенце |
Первый полет | 24 апреля 1962 г. |
Статус | Производство завершено |
Основной пользователь | Польская военная и гражданская авиация |
Произведено | 1962-2006 |
Количество построенных | 1,000+ |
PZL-104 Wilga ( «золотая иволга» ) — польский с коротким взлётом и посадкой, гражданской авиации многоцелевой самолёт спроектированный и первоначально производившийся компанией PZL Warszawa-Okęcie , а затем Европейской компанией по аэронавтической обороне и космосу (EADS), которая приобрела оригинального производителя в 2001 году.
Первый полет состоялся 24 апреля 1962 года и поступление на вооружение в следующем году. В ходе непрерывного производства с 1962 по 2006 год самолет Wilga претерпел множество постоянно совершенствующихся версий. Этот тип в основном использовался гражданскими эксплуатантами; Те военные авиационные службы, которые летали на этом типе, обычно использовали его в качестве учебно-тренировочного самолета и самолета связи. было произведено более 1000 самолетов До того, как Европейская авиационно-космическая компания (EADS) объявила на своем веб-сайте о прекращении производства Wilga, в 2006 году .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]PZL-104 был разработан для активного использования в спортивной и гражданской авиации с упором на буксировку планеров и парашютную подготовку. 24 апреля 1962 года прототип первоначального варианта Wilga Mark 1 совершил первый полет этого типа, оснащенный существующим польским горизонтально-оппозитным двигателем мощностью 220 л.с. (160 кВт) PZL WN-6RB. Последующая программа летных испытаний прототипа выявила ряд конструктивных недостатков, наиболее серьезными из которых были чрезмерный вес планера и ограничение заднего обзора, не позволявшее экипажу легко видеть буксируемый планер. проверку планера, в результате которой была проведена тщательная модернизация самолета. Соответственно, группа конструкторов под руководством польских авиационных инженеров Бронислава Жураковского и Анджея Фридрыхевича провела
Хотя основные элементы конструкции и узлы, которые считались удачными, такие как конструкция крыльев, были сохранены из первоначальной конструкции, модернизированный самолет имел совершенно новый фюзеляж, который был одновременно тоньше и значительно усиленнее, чем предполагалось. предыдущий коллега; Этот новый планер также обеспечивал отличный обзор сзади для экипажа во время буксировки планера, а боковые двери также были перепроектированы так, чтобы открываться вверх для лучшего аэронаблюдения или вылетов с парашютом. При необходимости самолет мог летать с открытыми дверями. Он также имел возможность переоборудования кабины санитарной авиации.
1 августа 1963 года доработанный самолет, получивший обозначение PZL-104 Wilga Mark 2 , совершил свой первый полет. Хотя испытания подтвердили качества планера Wilga 2 и доказали, что самолет является удачной конструкцией, двигатель WN-6RB, которым была оснащена модель, не был полностью разработан, и поэтому самолет не поступил в серийное производство. В ответ было принято решение переоборудовать сборочную линию для производства улучшенных конфигураций Wilga C и Wilga Mark 3. 30 декабря 1963 года Wilga C (или подвариант Wilga Mark 2 C ) совершила свой первый полет; Этот вариант представлял собой специальную экспортную модель этого типа для Индонезии, оснащенную импортным, сертифицированным в Северной Америке, горизонтально-оппозитным двигателем Continental O-470 мощностью 225 л.с. (168 кВт) .
Чтобы решить проблему незрелости оригинального двигателя WN-6RB, группа разработчиков решила принять на вооружение серийный звездообразный двигатель мощностью 260 л.с. (190 кВт) Ивченко АИ-14 Р ; оснащенный этим двигателем, самолет стал вариантом PZL-104 Wilga Mark 3 , который впервые поднялся в воздух 31 декабря 1965 года. Новый двигатель был более мощным, но испортил ранее чистые и аэродинамические линии фюзеляжа, изначально разработанные для плоского двигателя; тем не менее, новый вариант оказался успешным. В сочетании с мощностью двигателя АИ-14Р и возможностью взлета и посадки планера была возможна необычайно высокая скороподъемность - 11 м / с (2165 футов в минуту) (максимум) при минимальной нагрузке. Одним из немногих оставшихся недостатков было то, что двигатель был относительно неэкономичен в эксплуатации. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Wilga 32 представлял собой улучшенный мелкосерийный экспортный вариант этого типа, оснащенный плоским двигателем Continental, который также производился на местном уровне в Индонезии как Gelatik. После завершения первой партии из 13 самолетов Wilga 3 в модель были внесены некоторые улучшения, в первую очередь база шасси была увеличена с 2,12 до 2,83 м (от 7,0 до 9,3 футов) для улучшения устойчивости во время разбега. 29 июня 1967 года усовершенствованная модель, получившая обозначение PZL-104 Wilga 35 , совершила свой первый полет, впоследствии она также поступила в серийное производство. Самым многочисленным вариантом Wilga 35 был многоцелевой самолет Wilga 35A, тогда как большинство остальных были построены в небольшом количестве или остались только прототипами. [ нужна ссылка ]
В 1979 году в производство был запущен вариант Wilga 80 , который представлял собой улучшенную модель, специально сертифицированную для работы на рынке США. В конце 1990-х годов калифорнийский дилер Wilga Terra-San продвигал свой собственный вариант Wilga 80 для специальных задач. Эта модифицированная версия, которая продавалась как альтернатива вертолетам в правоохранительных целях, была оснащена Wescam компании подвесе Камера, установленная на , и система инфракрасного изображения, прикрепленная к внешней части центральной линии фюзеляжа. [ 1 ] В январе 1996 года было объявлено, что PZL намерена предложить вооруженную версию Wilga, предназначенную для выполнения пограничных патрульных и противоповстанческих задач. Базовая конфигурация самолета была принципиально изменена за счет добавления пары подкрыльевых узлов подвески, способных нести артиллерийские установки , а также неуправляемые или управляемые ракеты . [ 2 ]
В 1996 году было объявлено, что PZL разработала улучшенную версию самолета, известную как PZL-104MA Wilga 2000 . В семейство Wilga 2000 были внесены различные усовершенствования: он принял американский двигатель Lycoming O-540 , способный развивать максимальную мощность 225 кВт (300 л.с.), а также комплекс авионики AlliedSignal - Bendix и новое крыло, последнее из которых предлагало увеличенный запас топлива и долговечность, а также аэродинамические усовершенствования, такие как обтекатели вокруг ходовой части. [ 3 ] В мае 2004 года канадская компания Sealand Aviation амфибийную версию Wilga 2000 продемонстрировала в Анкоридже . [ 4 ]
В июле 1995 года PZL и бразильский производитель самолетов Embraer подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому последний будет осуществлять маркетинг польских самолетов гражданской авиации, таких как Wilga, на бразильском рынке в обмен на продажу Embraer EMB 120 Brasilia авиалайнеров региональных Польша. [ 5 ]
EADS и остановка производства
[ редактировать ]В сентябре 2001 года было объявлено, что Польша заключила соглашение с многонациональным аэрокосмическим конгломератом European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) о приобретении 51 процента акций PZL Warszawa-Okecie за 28,5 миллиона злотых (6,74 миллиона долларов США), которые позже выросли. до 85 процентов владения компанией. [ 6 ] В то время в EADS заявили, что намерены продавать текущую продукцию компании, в том числе Wilga, а также сохранить рабочую силу в нынешнем количестве и пообещали профинансировать затраты на модернизацию мощностей варшавского производителя. По словам Игнасио Алонсо Рекарте, старшего вице-президента по рекламе подразделения военно-транспортных самолетов EADS-CASA, фирма изучает варианты сбыта существующих самолетов PZL. [ 7 ]
В течение 2003 года велись переговоры по теме создания интегрированной компании по производству легких самолетов между EADS-CASA и EADS-SOCATA , в рамках которой объединенный рынок авиации общего назначения и самолетов бизнес-класса должен был включать в себя собственную линейку EADS PZL, а польский завод будет производить элементы. всех самолетов производства SOCATA. [ 8 ] В начале 2004 года EADS CASA открыто заявила о своем намерении продвигать Wilga 2000 на рынок правоохранительных органов Северной Америки и что она работает с дистрибьюторами над разработкой эффективных средств воздушного наблюдения для этого типа, включая дальновидный инфракрасный (FLIR) и цветные камеры. [ 9 ]
Сообщается, что какое-то время в 2000-х годах канадский поставщик самолетов всерьез рассматривал возможность постройки самолета Wilga для национальной лиги авиационных кадетов, учитывая его полное соответствие требованиям подготовки планеров и необходимость закупки дополнительных самолетов в то время. Однако компания не смогла заручиться необходимой поддержкой EADS для продолжения работы над предлагаемым канадским производственным предприятием с участием Wilga. [ 10 ]
В ноябре 2006 года производство Wilga было прекращено после решения EADS сократить свое присутствие на рынке гражданской авиации. Фирма также объяснила прекращение производства следствием нехватки внутренних ресурсов и высоких связанных с этим затрат. [ 11 ] Тогда было заявлено, что предложения по переносу производства Wilga в Северную Америку рассматриваются. По данным аэрокосмического издания Flight International , прекращение программы стало во многом неожиданностью для собственных международных дилеров компании, многие из которых сообщили об относительно высоком спросе на четырехместный самолет в то время. [ 11 ] За весь период производства было построено более 1000 машин Wilga всех типов, подавляющее большинство (по сообщениям, около 935) из них было построено в соответствии со стандартами Wilga 35 и 80. [ нужна ссылка ] Эти цифры означают, что PZL-104 был произведен в большем количестве, чем любой другой польский самолет в истории.
Дизайн
[ редактировать ]PZL-104 Wilga — высокорасположенным крылом свободнонесущий короткого взлета и посадки (КВП) моноплан с , отличающийся полностью алюминиевой конструкцией и традиционной компоновкой. Основная кабина изготовлена из дюралюминия , как клепаного , так и гофрированного , что, как сообщается, увеличивает прочность и долговечность маломассивного полумонококового фюзеляжа самолета . Однолонжеронное крыло прямоугольной формы снабжено щелевыми закрылками предкрылками и . Четырехместная кабина оснащена двумя большими боковыми дверями, открывающимися вверх для облегчения перевозки больших грузов и быстрого входа/выхода. Основные колеса шасси крепятся к шарнирно- сочлененной обычной неподвижной ходовой части, укомплектованной пневматическими амортизаторами и работающей в паре с усиленным подрессоренным хвостовым колесом, к которому крепится крюк для буксировки планеров. [ нужна ссылка ]
Ранние самолеты обычно оснащались Ивченко АИ-14 Р звездообразным двигателем советской разработки , который мог развивать мощность до 260 л.с. (190 кВт); в частности, двигатель вращается в направлении, противоположном североамериканским стандартам. Ал-14Р обычно приводил в движение двухлопастной композитный деревянный винт, который был усилен склеенными металлическими секциями, установленными вдоль их передних кромок . Новейшие модели «Вильги» оснащены полностью металлическими гребными винтами и оснащены двигателем North American Continental O-470, который вращается в направлении, противоположном направлению вращения более раннего советского двигателя. Другие двигатели других производителей также были адаптированы для этого типа. Независимо от установленного двигателя, топливо в основном размещается в паре топливных баков емкостью 195 л (43 имп галлона; 52 галлона США), которые располагались внутри крыльев самолета. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2018 г. ) |
Wilga широко использовалась в гражданской авиации; ему часто поручали выполнение различных обязанностей, таких как гастроли, наблюдения, буксировка планеров, обучение парашютному спорту и полеты в кустах. В Польше этот тип сформировал давний костяк Польского аэроклуба , который эксплуатирует самолеты в базовой конфигурации для летной подготовки. Кроме того, ряд польских пилотов, летавших на Wilgas, были удостоены нескольких призов на чемпионатах мира по ралли и точным полетам FAI в разные периоды времени, с 1978 по 2006 год. [ нужна ссылка ]
На военной службе этот тип обычно использовался для выполнения задач связи и восстановления, а также в качестве легкой наблюдательной платформы.
Варианты
[ редактировать ]- Вильга 2
- Первый серийный вариант с оппозитным двигателем WN-6 (малая серия - около 10, переоборудованы в Wilga C и 3).
- Вильга 3А
- Самолет аэроклуба.
- Вильга 3С
- Санитарный самолет.
- Иволга С (2С)
- Wilga 2 с двигателем Continental O-470 для Индонезии. 16 самолетов построены в Польше, некоторые собраны в Индонезии.
- Вильга 3
- Модифицированный серийный вариант с радиальным двигателем АИ-14, построено 13 штук (в том числе 2 переоборудованных Вильги-2).
- Вильга 32
- Wilga 3 с двигателем Continental O-470 для Индонезии. 6 самолетов построены в Польше, 18 в Индонезии под названием Gelatik . Некоторые из них были приспособлены как сельскохозяйственные самолеты .
- Вильга 35
- Базовый вариант с двигателем АИ-14.
- Вильга 35А
- Серийный базовый вариант для спортивной авиации с буксирным крюком планера, выпускался с 1968 года.
- Вильга 35Н
- Экспортный вариант гидросамолета , построенный в сотрудничестве с Канадой, совершил полет 30 октября 1979 года.
- Вильга 35П
- Военный связной или пассажирский вариант (без буксирного крюка), летал в 1968 году.
- Вильга 35Р
- Сельскохозяйственный самолет 1978 года выпуска с 300 л химикатов (вероятно, не серийный).
- Вильга 35С
- Санитарная авиация 1968 года выпуска, 1 шт.
- Вильга 40
- Вариант с цельными рулями высоты , полет в 1969 г., всего 2 прототипа.
- Вильга 80
- Wilga 35, модифицированная в соответствии с правилами FAR для рынка США, 1979 г., с двигателем ПЗЛ АИ-14РА, серийное производство.
- Вильга 80/1400 (80Н)
- Экспортный вариант гидросамолета 1982 года постройки совместно с Канадой, с двигателем ПЗЛ АИ-14РД (206 кВт/280 л.с.).
- Вилга 80/550 Мелекс
- Wilga 80 с плоским двигателем Continental, США, 1992 г. (прототип)
- Вильга 88
- Разработка Wilga в 1980-х годах привела к созданию PZL-105 Flaming .
- ПЗЛ-104М Вильга 2000 г.
- Вариант с плоским двигателем Lycoming, модифицированными крыльями и улучшенной аэродинамикой, выпускается с 1998 года.
- ПЗЛ-104МВт Вильга 2000 Гидро
- Вариант гидросамолета Wilga 2000, совершил полет 19 сентября 1999 г.
- ПЗЛ-104МФ Вильга 2000 г.
- Патрульная версия Wilga 2000 для Пограничной службы Польши.
- ПЗЛ-104МН Вильга 2000 г.
- Новая версия 2001 года.
- ПЗЛ-104МА Вильга 2000 г.
- Последний вариант Wilga 2000 2005 года выпуска с улучшенной аэродинамикой и законцовками крыла , оснащенный двигателем Lycoming I0-540 мощностью 300 л.с. Больше не производится.
- PZL-104 DRACO Турбина Вильга
- Сильно модифицированная Wilga 2000, созданная и построенная Майком Пэти. Пэти установил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A-28 , модифицировал крылья, элероны, закрылки, руль направления, руль высоты, шасси и назвал самолет DRACO. Самолет был уничтожен в результате аварии при взлете в Рино, штат Невада, 16 сентября 2019 года, когда Пэти попытался взлететь при порывистом боковом ветре; все пассажиры выжили. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
- ЛИПНУР Рен
- Лицензионная версия, произведенная в Индонезии компанией LIPNUR , производство прекращено в 1975 году. [ 15 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Египта - бывший оператор.
- Эстонские ВВС - бывший эксплуатант.
- Латвийские ВВС - бывший эксплуатант.
- Латвийская национальная гвардия - бывший оператор.
- Литовские ВВС - бывший эксплуатант.
- Добровольческие силы национальной обороны Литвы - бывший самолет ДОСААФ.
- ВВС Молдовы - бывший эксплуатант.
- Монгольские ВВС - бывший эксплуатант.
- В период с 1996 по 2003 год ВВС Парагвая эксплуатировали 2 самолета.
- ВВС Польши эксплуатировали 27 самолетов. В период с 1971 по 1993 год [ 16 ]
- Польская пограничная служба использует несколько (5 в 2005 г.) PZL-104MF Wilgas 2000 в качестве патрульных самолетов.
- ВМС Польши - бывший оператор.
- ВВС Республики Сербской - бывший эксплуатант.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Королевские канадские воздушные кадеты - 1 (бывший оператор)
- Аэродром Ридали - 1, но раньше действовало как минимум 3.
- Аэродрома Рапла (Кусику) — 2, один из них используется редко.
- Венгерская полиция - бывший оператор.
- Индонезийский аэроклуб (по состоянию на 2015 год).
- Румынский авиаклуб - 8, по состоянию на 2020 год. [ 17 ] Частные владельцы – минимум двое.
- Турецкая авиационная ассоциация - в основном используется для воздушной буксировки планеров.
- Wilga'Beast' (M14P Powered - авиашоу|мероприятия).
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 12 января 1996 года PZL-104 (VH-PZS) разбился на острове Норт-Страдброк недалеко от Брисбена . Пилот и трое его пассажиров погибли. [ 18 ]
- 6 мая 2010 года PZL-104, на борту которого находился лидер Партии независимости Великобритании (UKIP) Найджел Фарадж, разбился на аэродроме Хинтон-ин-те-Хеджес . Нортгемптоншире в [ 19 ]
- 16 сентября 2019 года PZL-104 2000 (N123T, широко известный как Draco ) пытался взлететь из аэропорта Рино Стед при боковом ветре с порывами 38 узлов с последующим контуром заземления и разбился возле взлетно-посадочной полосы. [ 20 ] Трое пассажиров выбрались невредимыми. [ 21 ]
Технические характеристики (Вилга 35А)
[ редактировать ]Данные из Иллюстрированной энциклопедии самолетов. [ 22 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3
- Длина: 8,10 м (26 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 11,12 м (36 футов 5 дюймов)
- Высота: 2,96 м (9 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 15,50 м 2 (166,85 кв. футов)
- Вес пустого: 900 кг (1984 фунта)
- Полная масса: 1300 кг (2868 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14 РА воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель мощностью 194 кВт (260 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 195 км/ч (121 миль в час, 105 узлов)
- Дальность: 670 км (416 миль, 361 миль)
- Практический потолок: 4040 м (13 250 футов)
- Скорость набора высоты: 5,5 м/с (1082 фута/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Американский дилер разрабатывает вариант Wilga». Рейс Интернэшнл , 23 августа 1995 г.
- ^ "Злая Вилга". Flight International , 10 января 1996 г.
- ^ "PZL-Okecie поднимает Вилгу". Рейс Интернэшнл , 11 сентября 1996 г.
- ^ "Амфибия Wilga 2000 взлетает на Аляске". Flight International , 8 июня 2004 г.
- ^ «Embraer подписывает маркетинговое соглашение с PZL». Рейс Интернэшнл , 19 июля 1995 г.
- ^ «Польша выбирает транспорты C295M». Flight International , 4 сентября 2001 г.
- ^ «Casa покупает контроль над PZL-Okecie». Flight International , 30 октября 2001 г.
- ^ Вастнейдж, Джастин. «Оружие EADS обсуждает польское предприятие по производству легких самолетов». Flight International , 24 июня 2003 г.
- ^ Уорик, Грэм. «EADS-PZL нацеливает Wilga 2000 на полицию США». Flight International , 2 марта 2004 г.
- ^ Лига воздушных кадетов Канады - Годовой отчет за 2007 год: Программа замены самолетов L-19. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Сарсфилд, Кейт. «EADS-PZL отключает Вилгу». Flight International , 14 ноября 2006 г.
- ^ Пэти, Майк и Драко сегодня разбились , получено 1 октября 2019 г.
- ^ Гросс, Сэм. «В Рино-Стеде разбился небольшой самолет знаменитого «Драко», пилотируемого Майком Пэти» . Журнал Reno Gazette . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария PZL-104 Draco Turbine Wilga N123T, 16 сентября 2019 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ «Гелатик, начальный этап производства самолетов в Индонезии» . aviahistoria.com (на индонезийском языке). 1 ноября 2019 года . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ Войцех Санковский. Иволги в армии . «Авиация с шахматной доской». № 55 (2/2015), стр. 41-42 (на польском языке)
- ^ «Аэроклуб Румынии» (на румынском языке). Фейсбук. 16 февраля 2020 г.
- ^ "Centrum Naukowo-Produkcyjne-PZL PZL-104, VH-PZS - Номер расследования: 199600094." Австралийское бюро транспортной безопасности , 13 мая 2004 г.
- ^ Эдвардс, Ричард. «Найджел Фарадж из UKIP потерял сознание в результате авиакатастрофы». Телеграф , 6 мая 2010 г.
- ^ "PZL-104 2000, крушение турбины Wilga "Draco"" Aviation Safety Network , 16 сентября 2019 г.
- ^ Майк Пэти (пилот Драко) https://www.youtube.com/watch?v=NfctWAoDXvs «Драко потерпел крушение сегодня» 16 сентября 2019 г.
- ^ Орбис 1985, с. 2675
Библиография
[ редактировать ]- Анджей Гласс: Тысяча Вильгов («Тысяча Вильгов») в Skrzydlata Polska no. 6/2004 (польский язык)
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис. 1985.
- Лига воздушных кадетов Канады: годовой отчет за 2006/2007 гг.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .