СЗД-25А Лис
СЗД-25А Лис | |
---|---|
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | ПЗЛ Бельско |
Дизайнер | Збигнев Бадура |
Первый полет | 20 октября 1958 г. [ 1 ] |
Количество построенных | 1 х СЗД-16 Гиль, 1 х СЗД-25 Ноя, 30 х СЗД-25А Лис |
SZD -25A Lis ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод по планированию) — одноместный планерный самолет , спроектированный и построенный в Польше с 1955 года на базе SZD-16 Gil и SZD-25 Nov.
Разработка
[ редактировать ]Хотя проектирование СЗД-16 «Гиль» началось в 1955 году, прототип был завершен только в 1958 году, когда возрос интерес к планёрам с металлическими конструкциями. СЗД-16 представлял собой простой одноместный тренировочный планер, первоначально предназначавшийся для тренировок аэроклубов LPŻ (Лига солдатских друзей). Главным конструктором был Збигнев Бадура. Фюзеляж был металлический, крылья деревянные. [ 2 ] [ 1 ]
От одноместных методов обучения отказались примерно во время первого полета СЗД-16, но прототип использовался для исследования металлических конструкций планеров, а также новых форм воздушных тормозов . СЗД-16 представлял собой свободнонесущий самолет с плечевым крылом, хвостовая часть которого опиралась на узкую трубчатую стрелу из алюминиевого сплава, идущую от кормовой части деревянных крыльев, которая крепилась к гондолообразному сварному фюзеляжу из стальных труб, в котором размещалась кабина. Летные испытания начались с Адама Зиентека, пилотировавшего SP-1880 в первом полете 20 октября 1958 года. [ 2 ] После первоначальных летных испытаний фюзеляж был модифицирован для установки крыльев от СЗД-22 «Муха Стандарт» для производства СЗД-16 «Гиль Z» , который использовался для испытаний новой формы воздушного тормоза.
Дальнейшие испытания и потребность в одноместном самолете с приемлемыми характеристиками для клубных полетов побудили к разработке SZD-16Z Gil Z, оснащенного крылом, заимствованным у SZD-22 Mucha Standard . Усовершенствованная конструкция, новое крыло и другие усовершенствования привели к появлению серийных самолетов СЗД-25А «Лис» , которых было построено 30 штук. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-16 «Гиль» — прототип «Гиля» с трубчатой задней частью фюзеляжа и маломощным крылом. [ 1 ]
- СЗД-16З Гиль Z — прототип СЗД-16 с крыльями, адаптированными от СЗД-22 Муха «Стандарт» . [ 1 ]
- СЗД-25 Ноябрь - серийный прототип СЗД-16З Gil Z для использования в качестве клубного одноместного самолета с улучшенными характеристиками по сравнению с учебно-тренировочным СЗД-16, построен 1 экземпляр. [ 3 ]
- СЗД-25А Лис — серийный самолет, построено 30 штук, из них 13 отправлено на экспорт. [ 3 ]
Технические характеристики (СЗД-25А Лис)
[ редактировать ]Данные планеров мира: Планеры мира: Les Planeurs du Monde, том II [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7 м (23 фута 0 дюймов) ( СЗД-25А Лис )
- 6,85 м (22 фута 6 дюймов) ( СЗД-16 Гил )
- Размах крыла: 14,98 м (49 футов 2 дюйма) ( СЗД-25А Лис )
- 13,5 м (44 фута 3 дюйма) ( СЗД-16 Гил )
- Площадь крыла: 12,75 м 2 (137,2 кв. футов) ( СЗД-25А Лис )
- 14 м 2 (151 кв. фут) ( СЗД-16 Гил )
- Соотношение сторон : 17,65 ( СЗД-25А Лис )
- 13 ( СЗД-16 Гиль )
- Профиль крыла : Корень: Göttingen 549 , Кончик: M12 (профиль) ( СЗД-25А Лис )
- Корень: NACA 43018 мод. , Средний: NACA 43012A , Наконечник: NACA 43012A ( СЗД-16 Гил )
- Масса пустого: 208 кг (459 фунтов) ( СЗД-25А Лис )
- 177 кг (390 фунтов) ( СЗД-16 Гиль )
- Полная масса: 315 кг (694 фунта) ( СЗД-25А Лис )
- 298 кг (657 фунтов) ( СЗД-16 Гиль )
Производительность
- Скорость сваливания: 57,6 км/ч (35,8 миль/ч, 31,1 узла) ( СЗД-25А Лис )
- 52 км / ч (32,3 миль в час; 28,1 узла) ( СЗД-16 Гиль )
- Никогда не превышайте скорость : 230 км/ч (140 миль в час, 120 узлов) ( СЗД-25А Лис )
- 200 км/ч (124,3 миль/ч; 108,0 узлов) ( СЗД-16 Гиль )
- Максимальная скорость в условиях неспокойного воздуха: 130 км/ч (80,8 миль в час; 70,2 узла) ( СЗД-25А Лис )
- 140 км / ч (87,0 миль / ч; 75,6 узлов) ( СЗД-16 Гиль )
- Скорость буксировки: 130 км/ч (80,8 миль в час; 70,2 узла)
- пределы г: +6 -3 ( СЗД-25А Лис )
- +5 -2,5 ( СЗД-16 Гил )
- Максимальное качество планирования: 27 при 75,2 км/ч (46,7 миль в час; 40,6 узлов) ( СЗД-25А Лис )
- 19,8 при 70 км/ч (43,5 миль в час; 37,8 узлов) ( СЗД-16 Гиль )
- Скорость снижения: 0,76 м/с (150 футов/мин) при 69,1 км/ч (42,9 миль в час; 37,3 узла) ( СЗД-25А Лис )
- 0,9 м/с (177,2 фута/мин) при 60 км/ч (37,3 миль в час; 32,4 узла) ( СЗД-16 Гил )
- Нагрузка на крыло: 24,7 кг/м 2 (5,1 фунта/кв. фута) ( СЗД-25А Лис )
- 21,3 кг/м 2 (4,36 фунта/кв. футов) ( СЗД-16 Гил )
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Пеховский, Петр. «СЗД-16 Гиль (Д)» . www.piotrp.de (на немецком языке) . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи. Польская аэрокосмическая промышленность 1945-1973 гг. ( на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 123.
- ^ Jump up to: а б с Пеховский, Петр (11 января 2015 г.). «СЗД-25 Лис (Д)» . www.piotrp.de (на немецком языке) . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 158–159.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd16.htm
- http://www.vintagesailplanes.de/SZD_25.htm
- http://www.luftfahrtmuseum.com/htmi/itf/szd25.htm
- http://www.abpic.co.uk/photo/1087373/
- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/pszd25.htm
- http://www.the-blueprints.com/blueprints/modernplanes/modern-su-sz/18738/view/szd_16_gil/