СЗД-21 Кобуз
СЗД-21 Кобуз | |
---|---|
![]() | |
СЗД-21-2Б Кобуз 3 в Музее польской авиации | |
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Планерный завод во Вроцлаве |
Дизайнер | Ежи Тшечак, Мариан Грач |
Первый полет | 3 июня 1961 г. [ 1 ] |
Количество построенных | 30 [ 1 ] |
SZD -21 Kobuz — одноместный пилотажный планер , спроектированный и построенный в Польше на Szybowcowy Zakład Doświadczalny (Экспериментальный завод планеров) в Бельско-Бялой с 1958 года.
Разработка
[ редактировать ]СЗД-21 был преемником ИС-4 Jastrząb . Разработка началась в январе 1958 года как СЗД-21 Сокол , но из-за проблем с летающими поверхностями и деревянно-металлическим сэндвичем строительство конструкции было возобновлено как СЗД-21 Кобуз ( евразийское хобби ), а не как СЗД-21-2. Кобуз. Новый СЗД-21-2 сохранил общую форму исходного проекта, но был полностью деревянным, с использованием нескольких лонжеронов для крыльев. Проектную группу возглавил Ежи Тшечак, к которому позже при строительстве Кобуз 3 присоединился М. Грац.
Летные испытания СЗД-21 «Кобуз» начались 3 июня 1961 года под Станислава Скшидлевского . управлением [ 2 ] но результаты были неутешительными, что побудило его перестроить в СЗД-21-2А с полностью переработанным фюзеляжем, шасси, фонарем и дифференциальными элеронами. Летные испытания возобновились в мае 1962 года, но серьезные проблемы со стабильностью по тангажу и крену на высоких скоростях, а также флаттером в определенном диапазоне скоростей побудили провести дальнейшие модификации. Получившийся СЗД-21-2АЗ (все еще зарегистрированный как СП-1990) продолжал программу испытаний до 20 апреля 1963 года, когда самолет сломался в полете во время испытаний на флаттер, в результате чего погиб пилот Славомир Макарук. [ 1 ]
Последняя версия, СЗД-21-2Б «Кобуз 3», полностью деревянная конструкция с очень жесткими крыльями, устойчивыми к изгибу и трепетанию, производилась в небольшом количестве во Вроцлаве . Первый полет он совершил 10 декабря 1964 года. [ 2 ] До конца 1980-х годов он соревновался на самом высоком уровне. К сожалению, Kobuz 3 не был застрахован от несчастных случаев, и один громкий несчастный случай со смертельным исходом на чемпионате мира по высшему пилотажу в Хоккенхайме в Германии выявил проблемы с конденсацией, пропитывающей сильно нагруженные деревянные детали, вызывающие разрушение конструкции. Пилот Кшиштоф Вышкель выполнял свою программу соревнований с высокой точностью до предпоследнего маневра, когда крылья отказали, хлопнув в ладоши над фюзеляжем, который выстрелил прямо в землю, как стрела, мгновенно убив Кшиштофа Вышкеля. Три оставшихся в соревновании Кобуз-3 были остановлены и оставались таковыми до тех пор, пока самолету не было разрешено выполнять только ограниченные маневры, что положило конец их карьере в соревнованиях по высшему пилотажу.
В 1991 году был закончен проект нового пилотажного планера (композитной конструкции) S-1 Swift на основе конструкции Kobuz 3 (крылья первой серийной серии планера Swift были изготовлены с использованием крыльев Kobus 3 как формы). [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЖД-21 Сокол - первоначальное обозначение проекта, начатого в 1958 году.
- СЗД-21-2 Кобуз - первоначальный прототип (рег. СП-1990), оказавшийся неудовлетворительным, модифицированный до Кобуз 2А.
- СЗД-21-2А Кобуз 2А - вторая версия прототипа (рег. СП-1990), снова разочаровывающая, модифицированная до СЗД-21-2АЗ.
- СЗД-21-2АЗ - окончательная модификация прототипа СЗД-21 (рег. СП-1990), разбившегося 20 апреля 1963 г.
- СЗД-21-2Б Кобуз 3 - Окончательный вариант Кобуз, первый полет 10 декабря 1964 г. [ 1 ] что оказалось приемлемым, и небольшая производственная партия была завершена.
Технические характеристики (СЗД-21 Кобуз 3)
[ редактировать ]Дата взята с http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/dszd212b.htm.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,25 м (23 фута 9 дюймов)
- Размах крыльев: 14 м (45 футов 11 дюймов)
- Высота: 1,9 м (6 футов 2,8 дюйма)
- Площадь крыла: 13,5 м 2 (145,3 кв. футов)
- Соотношение сторон : 14,5:1
- Профиль крыла : NACA 64 1 412
- Вес пустого: 311 кг (685,6 фунта)
- Полная масса: 401 кг (884 фунта)
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (154,3 миль в час, 189 узлов)
- Скорость сваливания: 73 км/ч (45 миль в час, 39 узлов)
- пределы g: +7 / -5 в исходном состоянии - (+4 / -1,5 после 1989 г.)
- Максимальное качество планирования: 30:1 (19:1 перевернутое) на скорости 100 км/ч (54 узла / 62 мили в час)
- Скорость снижения: 0,90 м/с (177 футов/мин) на скорости 100 км/ч (62 узла).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д (на польском языке) Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи. Польская аэрокосмическая промышленность 1945-197 гг . Варшава: Wydawnictwo MON, 1974, стр. 126.
- ^ Jump up to: а б Гласс, А. (1965), с. 124-126
- ^ Планерный пилотажный самолет Swift S-1.
- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
- Гласс, Анджей (редактор) (1965) Авиационные конструкции Народной Польши, WKiŁ, Варшава, стр. 124–126 (польский).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- http://www.abpic.co.uk/search.php?q=PZL-Bielsko%20SZD-21%20Kobuz%203&u=type
- https://web.archive.org/web/20090916142935/http://www.szdjezow.com.pl/ofirmie_eng.html
- http://luftfahrtmuseum.org/htmi/itf/szd21.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/dszd212b.htm
- http://www.piotrp.de/SZYBOWCE/dszd21.htm
- http://www.sagach.ch/Deutsch/Flugzeuge/Kobuz.htm
- http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1962/1962%20-%200016.html
- http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1962/1962%20-%200017.html
- https://www.youtube.com/watch?v=DjwNOoqf0WM