СЗД-19 Зефир
СЗД-19 Зефир | |
---|---|
![]() | |
СЗД19-2А Зефир 2А в Музее польской авиации | |
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | СЖД |
Дизайнер | Богумил Шуба |
Первый полет | 31 декабря 1958 г. [ 1 ] |
Введение | 1960 |
Количество построенных | 22 [ 1 ] |
SZD -19 Zefir ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Экспериментальный завод планеров) — одноместный планерный самолет , спроектированный и построенный в Польше с 1957 года.
Хотя все они носили одно и то же название, разные версии Zefir на самом деле были совершенно разными планерами с точки зрения используемых материалов, дизайна и характеристик. [ 2 ] Больше всего их объединяла личность ведущего конструктора Бугумила Шубы и использование больших закрылков Фаулера для достижения превосходных (для того времени) характеристик как на низкой, так и на высокой скорости полета. [ 2 ] Серия «Зефир» (в частности «Зефир-3» с L/D 42+), возможно, представляет собой окончательную конструкцию эпохи строительства деревянных планеров. [ 2 ]
Предназначенный для замены СЗД-8 «Яскулка» в качестве командного самолета Польши на чемпионате мира по планерному спорту в 1958 году в Лешно , СЗД-19 «Зефир» представлял собой высокоплан с фюзеляжем из дерева и стекловолокна, убирающимся шасси и цельнометаллическими крыльями. с закрылками с гидравлическим приводом. Первый прототип СЗД-19Х «Зефир» поднялся в воздух 31 декабря 1958 года, пропустив чемпионат 1958 года, но летные испытания выявили проблемы с управлением и устойчивостью, а также работой закрылков и сложность гидравлической системы. [ 3 ]
СЗД-19 был полностью переработан: полностью деревянное крыло, измененный фюзеляж и хвостовая часть, а буксирный крюк перенесен на убирающееся шасси шасси. [ 4 ] обозначенный как СЗД-19-2 Зефир 2, совершил первый полет 11 марта 1960 года, показав заметное улучшение по сравнению с Зефиром. Были построены два прототипа Zefir 2, которые участвовали в чемпионате мира 1960 года в Кёльне в Германии и заняли второе место (пилотируемый Эдвардом Макула ) и третье (пилотируемое Ежи Попелем) места в открытом классе. [ 3 ] Имея значительный успех на чемпионатах мира, СЗД-19-2 был усовершенствован новыми стабилизаторами и шасси и стал СЗД-19-2 Зефир 2А, впервые полетевший в 1962 году, к чемпионату мира 1963 года. [ 5 ] проходил в Аргентине, где Макула и Попель заняли первое и второе места. [ 3 ] В результате этих успехов спрос на СЖД-19-2 был значительным: было построено 14 единиц, большая часть которых была продана в другие страны. [ 1 ] (по некоторым данным, построено 20 единиц СЗД-19-2А. [ 3 ] ). С начала до (и включительно) Зефира 3 эти планеры не имели спойлеров (воздушных тормозов) - использовался хвостовой парашют. [ 5 ] Торможением парашюта мог управлять пилот (в вариантах 2Б и 3). Zefir 2A/B установили несколько рекордов, в том числе; дальность полета 714 км (444 мили) и рекорд скорости в замкнутом треугольнике на 100 км (62 мили) 102 км/ч (63,4 мили в час). [ 3 ]
Для улучшения характеристик дальнейшая разработка с удлиненными до 19 м крыльями велась как СЗД-29 «Зефир 3» открытого класса , из которых было построено два прототипа, и 19-метровый СЗД-31 «Зефир» , из которых было построено три. Два СЗД-31 «Зефир-4» соревновались на чемпионате мира по планерному спорту 1968 года в Лешно с посредственными (в основном из-за нераспознанной проблемы подсоса воздуха через корпуса тормозных механизмов) результатами - заняли 14-е и 28-е места. [ 4 ]
Поскольку серия Zefir раздвинула границы конструкции деревянного крыла, [ 2 ] все элементы конструкции были тщательно спроектированы с необычайно узкими допусками. Ежи Смелькевич (из команды дизайнеров) описывает [ 2 ] катастрофический отказ крыла в полете одного из Зефиров, вызванного небрежное незначительное изменение конструкции нескольких заклепок - вся первоначальная конструкция учитывала силы, возникающие в результате или затрагивающие отдельные заклепки.
Характеристика обработки
[ редактировать ]Исторические отчеты сообщают, что все версии Зефира требовали превосходных навыков пилотирования. [ 2 ] но, как сообщается, современный восстановительный самолет послушен. До «Зефира-4» у них не было воздушных тормозов (спойлеров), что приводило к многочисленным инцидентам при приземлении. [ 2 ] Удар [ 5 ] (кроме Зефира 4) использовался для торможения, начиная с версии 2Б пилот мог регулировать сопротивление парашюта. [ 2 ] Обзорность вперед считалась плохой. [ 2 ] Точно так же органы управления требовали значительного усилия, вызывали напряжение у пилотов и в целом их эргономика не была оптимальной. [ 2 ] Все эти неудобства были результатом стремления конструкции выжать все возможные характеристики (следовательно, узкая кабина с неудобным положением пилота), а комфорт управления считался вторым. Один из летчиков-испытателей (Ян Гавенцкий) [ 2 ] напоминает, что введение воздушных тормозов в модели Zefir 4 было встречено пилотами с одобрением, несмотря на их ужасное влияние (L/D до 34 с 43+) на характеристики планера. Кроме того, у Zefir 3 были серьезные проблемы с флаттером горизонтального стабилизатора. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- СЗД-19х Зефир - первый прототип с металлическими крыльями и закрылками с гидроприводом, построен один.
- СЗД-19-2 Зефир 2 - два прототипа модернизированного Зефира с деревянными крыльями, ручным управлением закрылками и другими улучшениями. Занял второе и третье места на чемпионате мира по планерному спорту 1960 года в открытом классе.
- СЗД-19-2 Зефир 2А - Серийная версия Зефира 2 с небольшими доработками, построено 14 штук. [ 1 ]
- СЗД-19-2 Зефир 2Б — изменение обозначения после модификации, позволяющее пилоту контролировать/регулировать тормозное усилие хвостового парашюта. [ 5 ]
- СЗД-29 Зефир 3 — этот Зефир с крылом длиной 19 м был оптимизирован для дальних высокоскоростных полетов с минимальным снижением 0,66 м/с при 100 км/ч и L/D 42+ при 84 км/ч. Первый прототип (SP-2465) поднялся в воздух 26 апреля 1965 года, пилотируемый Станиславом Скшидлевским. [ 1 ] Также был построен второй прототип. [ 6 ] Некоторые считают его высшим достижением в конструкции планеров деревянной конструкции. [ 2 ]
- СЗД-31 Зефир 4 — попытка усовершенствования Зефира 3 с аналогичными размерами. Введенные спойлеры привели к резкому снижению производительности (L/D снизилось до 34 из-за утечки через коробку спойлера). [ 2 ] Было построено три самолета.
Технические характеристики (СЗД-19-2 Зефир 2)
[ редактировать ]Данные планеров мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde, том II. [ 4 ] [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,07 м (23 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 17 м (55 футов 9 дюймов)
- Высота: 0,76 м (2 фута 6 дюймов) в кабине
- Площадь крыла: 14 м 2 (150 кв. футов)
- Соотношение сторон : 20,6
- Профиль крыла : NACA 63 2 515 мод.
- Вес пустого: 295 кг (650 фунтов) в снаряженном состоянии.
- Полная масса: 405 кг (893 фунта)
Производительность
- Скорость сваливания: 62 км/ч (39 миль в час, 33 узла) с закрылками 10°, 71 км/ч (44 миль в час, 38 узлов) в чистом состоянии.
- Никогда не превышайте скорость : 220 км/ч (140 миль в час, 120 узлов).
- Максимальная скорость в условиях сурового воздуха: 130 км/ч (81 миль в час; 70 узлов)
- Скорость буксировки: 130 км/ч (81 миль в час; 70 узлов)
- Конечная скорость: с хвостовым парашютом 190 км/ч (120 миль в час; 100 узлов).
- Пределы g: +5,5 -3,5 при 152,5 км/ч (94,8 миль в час; 82,3 узла)
- Максимальное качество планирования: 35 при 95 км/ч (59 миль в час; 51 узел)
- Скорость снижения: 0,72 м/с (142 фута/мин) при скорости 87 км/ч (54 миль в час; 47 узлов)
- Нагрузка на крыло: 28,9 кг/м 2 (5,9 фунтов/кв. футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). промышленность 1945-1973 гг. ( Польская аэрокосмическая на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 124–125.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Смелькевич, Ежи (сентябрь 2006 г.). "Разработка планеров "Зефир"" (PDF) . Польская авиационная техника, Исторические заметки (26) . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «СЗД-19-2А Зефир 2А» . Музей польской авиации . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Печовский, Петр. «СЗД-19-2 Зефир 2» (на польском языке). www.piotrp.de . Проверено 8 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д [1] Кинохроника WGC 1963 года.
- ^ Печовский, Петр. «СЗД-29» . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 160–162.
Ссылки
[ редактировать ]- Смелькевич, Ежи (сентябрь 2006 г.). "Разработка планеров "Зефир"" (PDF) . Польская авиационная техника, Исторические заметки (26) . Проверено 9 апреля 2013 г.
- Печовский, Петр. «СЗД-29» . Проверено 9 апреля 2013 г.
- «СЗД-19-2А Зефир 2А» . Музей польской авиации . Проверено 9 апреля 2013 г.
- Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). промышленность 1945-1973 гг. ( Польская аэрокосмическая на польском языке). Варшава: Издательство МОН. стр. 124–125.
- Шенстон, бакалавр наук; К. Г. Уилкинсон (1963). Планеры мира: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Planeurs du Monde Volume II (на английском, французском и немецком языках) (1-е изд.). Цюрих: Международная научно-техническая организация планеризма (OSTIV) и Schweizer Aero-Revue. стр. 160–162.
- Печовский, Петр. «СЗД-19-2 Зефир 2» (на польском языке). www.piotrp.de . Проверено 8 апреля 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Дж. Х. (редактор) (1989) Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания: Лондон. п. 29
- «Моделарц» № 4/60 (апрель 1960 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]