Allstar СЗД-54 Перкоз
СЗД-54 Перкоз | |
---|---|
![]() | |
СЗД-54 Перкоз перед Татрами | |
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Планер Allstar PZL |
Первый полет | 1991 |
Статус | В производстве (2011) |
Произведено | 2011-настоящее время |
Allstar SZD-54 Perkoz (англ. большая хохлатая поганка ) — двухместный планер для тренировок, высшего пилотажа, полетов по пересеченной местности и полетов в облаках от польского производителя Allstar PZL Glider (ранее PZL Bielsko). Планер имеет сменные законцовки крыла длиной 17,5 или 20 метров (57,4 или 65,6 футов) и изготовлен в основном из пластика, армированного стекловолокном (GFRP). Без удлинения крыла он сертифицирован для неограниченного количества фигур высшего пилотажа. Для тренировок на планере короткий размах крыльев (17,5 метров) дополняется винглетами. [ 1 ] Как планер повышенной проходимости с 20-метровым крылом и винглетами, «Перкоз» имеет индекс планера 102. СЗД-54-2 «Перкоз» является преемником широко используемого учебно-тренировочного самолета СЗД-50-3 «Пухач», входящего в состав Семейство самолетов СЗД. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]СЗД-54 был разработан в 1991 году Адамом Меусом как универсальный планер для летной подготовки и высшего пилотажа и сертифицирован по стандартам Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) CS22. [ 3 ] Он разработан как замена СЗД-50-3 «Пухач», двухместного учебно-тренировочного планера 1979 года, проектированием которого также руководил Адам Меус. [ 4 ] [ 2 ]
Планер можно приобрести с тремя конфигурациями крыла: размах крыла 17,5 метров с простыми законцовками для выполнения фигур высшего пилотажа , размах крыла 17,5 метров с прикрепленными законцовками для тренировочных полетов и размах крыла 20 метров с прикрепленными законцовками и законцовками для полетов по пересеченной местности. Несмотря на неубирающееся шасси, СЗД-54-2 имеет лучшее качество планирования 42:1 при размахе крыла 20 метров. [ 5 ] и предлагая качество планирования 38:1 при длине 17,5 метров. [ 6 ]
СЗД-54-2 (17,5 метра) предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа и обучения пилотажу с высокой перегрузкой +7 g и -5 g и может эксплуатироваться до Внэ (непревышаемой скорости) 269 км/ч. [ 7 ] встреча в неограниченной акробатической категории. Сюда входят маневры с обратным потоком воздуха, а также перекаты (подброски), превосходящие классические фигуры. [ 8 ] Самолет изготовлен преимущественно из армированного стекловолокном пластика (GFRP), некоторые компоненты, такие как руль направления и сменные законцовки крыла, усилены углеродным волокном. [ 9 ] Фюзеляж представляет собой каркасную конструкцию со сварными стальными трубчатыми рамами, поддерживающими крылья и шасси. [ 10 ]
Он имеет свободнонесущее среднекрыло с ламинарным профилем НН-8 и трапециевидную форму в плане. Ламинарный профиль был разработан для SZD-41/SZD-48 Jantar Standard группой под руководством профессора Ежи Островского на кафедре аэродинамики Варшавского технологического университета. [ 11 ] Элероны с глубиной хорды 20% имеют большие размеры для выполнения фигур высшего пилотажа. Крыло имеет воздушные тормоза типа Шемппа-Хирта. Все элементы управления автоматически подключаются при сборке. [ 2 ]
Поскольку планер предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа, он имеет обычное хвостовое оперение для повышения прочности. Горизонтальный стабилизатор расположен далеко назад и крепится к верхней части фюзеляжа. Руль направления имеет характерный большой рупор для уменьшения усилий на управление при выполнении фигур высшего пилотажа.
Перкоз оснащен фиксированным моноколесом, основным колесом с рессорной подвеской, гидравлическим дисковым тормозом, а также небольшим носовым колесом и хвостовым роликом. [ 2 ] Сиденья в кабине расположены тандемом, одно за другим. Цельный фонарь кабины со сдвижными окнами открывается вбок вправо. Он оснащен крюком Рёгера для аварийного сброса. [ 9 ] СЗД-54-2 имеет две приборные панели и два мягких сиденья с поддержкой шеи. Пилот может регулировать свое положение спереди с помощью педалей руля направления и сзади с помощью регулируемого с земли сиденья. Триммеры расположены в передней кабине для компенсации легкого веса пилотов-студентов (мин. 55 кг). [ 10 ] Кабина сертифицирована как кабина безопасности по стандарту CS-22 2016 года. [ 12 ]
Максимальная нагрузка на крыло пилотажного варианта — 36,1 кг/м 2 , 20-метрового варианта — 35,5 кг/м 2 . СЗД-54 имеет расчетный ресурс планера 15 000 летных часов, но рассчитан на 3 000 часов и поставляется с завода с двухлетней гарантией. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Первый полет прототипа СЗД-54 «Перкоз» (регистрационный номер SP-P519) состоялся 8 мая 1991 года в Еленя-Гуре с пилотом Ежи Смелькевичем. [ 13 ] Экономические сдвиги в странах Восточной Европы в начале 1990-х годов замедлили дальнейшее развитие.
14 мая 1999 года второй прототип Perkoz совершил полет в Еленя-Гуру вместе с летчиком-испытателем Джеком Маршалеком. В первый прототип были внесены некоторые изменения: например, с целью улучшения летных характеристик при пилотаже угол падения крыла был уменьшен до +1°. [ 14 ]
В 2002 году Allstar PZL Glider переняла права на этот тип самолета у неплатежеспособной государственной компании PDPSz PZL Bielsko . Allstar PZL Glider внес значительные улучшения в двухместный планер. Во-первых, крыло было удлинено за счет удлинителя и законцовки. Новый размах крыла в 20 метров увеличил качество планирования до 42. Во-вторых, крыло размахом 17,5 метров было оснащено винглетами. Оба законцовки разработал доктор Кшиштоф Кубринский из Варшавского технологического университета. Кроме того, были установлены автоматические соединения руля высоты, открытие фонаря с помощью газовой пружины, гидравлический дисковый тормоз на главном колесе и «крюк Рёгера» на куполе. [ 15 ]
Испытательный полет нового СЗД-54-2 «Перкоз» (SP-8013) был проведен 2 апреля 2007 года пилотом Мариушем Стаевским для сертификации EASA. В процессе сертификации EASA увеличило требования безопасности к кабинам новых планеров в правилах строительства CS-22. Были приняты новые требования, переработана кабина, а в 2013 году самолет получил окончательную сертификацию EASA. [ 15 ]
Летные характеристики
[ редактировать ]Конструкция «Перкоза» как учебно-пилотажного двухместного планера делает его очень маневренным самолетом с высокой скоростью крена даже при 20-метровом размахе крыльев. [ 16 ] Для обучения вращению во время базового и продвинутого летного обучения самолет не требует каких-либо временных модификаций, таких как, например, добавление дополнительных грузов к хвостовому оперению. О срыве четко свидетельствует снижение управляющего давления и биение. [ 8 ] [ 17 ] Вращение инициируется намеренно, а его восстановление происходит точно и без задержек. [ 18 ] [ 17 ]
СЗД-54-2 имеет хорошо сбалансированное управление и умеренные усилия на управлении. [ 19 ] В термике планер постоянно кружит и центрируется. [ 16 ] Планер быстро разгоняется с помощью профиля НН-8 и достигает качества планирования 42 в 20-метровой версии. На скоростях, превышающих 140 км/ч, он имеет недостатки по сравнению с конструкциями, оптимизированными исключительно для полетов по пересеченной местности. [ 18 ]
Взлетная дистанция в воздушном буксире короткая, поскольку «Перкоз» имеет большие поверхности крыла и хорошую для учебного двухместного самолета скороподъемность. [ 16 ] При приземлении срабатывают большие эффективные воздушные тормоза типа Шемпп-Хирта, иначе возможен буксование. Посадка осуществляется на основное колесо. [ 20 ] Посадочная ракета относительно короткая. [ 16 ] В фигурах высшего пилотажа можно отрабатывать скольжение хвостом, перекатывание четверти вниз и вверх, щелканье (подброс), а также отрицательные маневры. [ 21 ]
Операционная история
[ редактировать ]К ноябрю 2012 года два экземпляра были зарегистрированы в США в Федеральном управлении гражданской авиации . [ 22 ]
В декабре 2017 года ВВС Колумбии получили для учебных целей два планера СЗД-54-2. [ 23 ]
Технические характеристики (СЗД-54-2, конфигурация 20 м/категория эксплуатации)
[ редактировать ]
Данные Bayerl и Allstar PZL Glider [ 2 ] [ 24 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 8,44 м (27 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 20 м (65 футов 7 дюймов)
- Высота: 2,05 м (6 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 17,30 м 2 (186,2 кв. футов)
- Соотношение сторон : 23,13
- Профиль крыла : НН-8.
- Пустой вес: 380 кг (838 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 615 кг (1356 фунтов)
Производительность
- Крейсерская скорость: 166 км/ч (103 миль в час, 90 узлов)
- Скорость сваливания: 67 км/ч (42 миль в час, 36 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 244 км/ч (152 миль в час, 132 узла).
- пределы g: +5,3/-2,65
- Максимальное качество планирования: 42:1 при скорости 102 км/ч (63 мили в час).
- Скорость снижения: 0,68 м/с (134 фута/мин) при скорости 88 км/ч (55 миль в час).
- Нагрузка на крыло: 35,5 кг/м 2 (7,3 фунта/кв. фута)
Технические характеристики (СЗД-54-2, компоновка 17,5 м/пилотажная категория)
[ редактировать ]Данные Bayerl и Allstar [ 2 ] [ 24 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 8,44 м (27 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 17,5 м (57 футов 5 дюймов)
- Высота: 2,05 м (6 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 16,36 м 2 (176,1 кв. футов)
- Соотношение сторон : 18,70
- Профиль профиля : Н-8
- Пустой вес: 375 кг (827 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 590 кг (1301 фунт)
Производительность
- Крейсерская скорость: 194 км/ч (121 миль в час, 105 узлов)
- Скорость сваливания: 69 км/ч (43 миль в час, 37 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 269 км/ч (167 миль в час, 145 узлов).
- Пределы g: +7/-5
- Максимальное качество планирования: 38:1 при скорости 110 км/ч (68 миль в час).
- Скорость снижения: 0,80 м/с (157 футов/мин) при скорости 90 км/ч (56 миль в час).
- Нагрузка на крыло: 36,1 кг/м 2 (7,4 фунта/кв. фута)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брютинг, Георг; Александр Виллберг (2023). Самые известные планеры мира ( на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. п. 241. ИСБН 978-3-613-04569-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Байерл, Робби; Мартин Беркемайер; и др.: Всемирный каталог гражданской авиации, 2011–2012 гг ., стр. 150. WDLA UK, Ланкастер, Великобритания, 2011. ISSN 1368-485X.
- ^ Allstar PZL Glider Sp. оо (2017). Лист данных сертификата типа EASA.A.574 (выпуск 03 изд.). EASA Европейское агентство по авиационной безопасности. п. 2.
- ^ Муравский, Томаш (2020). ( СЗД Типы планеров на польском языке). Варшав: Томаш Муравский. стр. 108,204.
- ^ Робби Байерл; Мартин Беркемайер (2011). Всемирный каталог прогулочной авиации 2011-12 . Ланкастер, Великобритания: WDLA UK. п. 150.
- ^ Jump up to: а б «Технические данные СЗД-54-2 Перкоз» . Планер Allstar PZL . Планер Allstar PZL . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Allstar PZL Glider Sp. оо (2017). Лист данных сертификата типа EASA.A.574 (выпуск 03 изд.). EASA Европейское агентство по авиационной безопасности. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Рейнхольд, Ларс (18 июня 2016 г.). «Das Multitalent aus Polen: SZD 54-2 Perkoz» [Польский универсал: SZD 54-2 Perkoz]. www.aerokurier.de (на немецком языке) . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Георг Брютинг; Александр Виллберг (2023). Самые известные планеры мира на ( немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. п. 242. ИСБН 978-3-613-04569-9 .
- ^ Jump up to: а б Руководство по техническому обслуживанию планера СЗД-54-2 (изд. № 542.4.02). Allstar PZL Glider Sp. z oo 2014. с. 1.1 Описание планера.
- ^ Муравский, Томаш (2017). ( Обзор польских планеров: 1945-2017 гг. на польском языке). Варшава. стр. 87. ISBN 978-83-937805-7-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Маркерт, Удо (2016). СЗД 54-2 «Перкоз» - Звезда в клубном небе «Отчет пилота: СЗД 54-2 «Перкоз» - Звезда в клубном небе» [Отчет пилота : (на немецком языке) (2).
- ^ Муравский, Томаш (2020). ( СЗД Типы планеров на польском языке). Варшав: Томаш Муравский. стр. 204.
- ^ Муравский, Томаш (2020). ( СЗД Типы планеров на польском языке). Варшава. стр. 206.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Муравский, Томаш (2016). Polskie Szybowce SZD [ Польские планеры SZD ] (на польском языке). Варшава. стр. 204.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Маркерт, Удо (2016). «Отчет пилота: СЗД 54-2 «Перкоз» - Звезда в клубном небе» [Отчет пилота: СЗД 54-2 «Перкоз» - Звезда в клубном небе ( на немецком языке) (2 Gabler Media: 50) . .
- ^ Jump up to: а б Томас, Брюкельт (2013). «Новый Allstar на двухместном автомобиле - опыт Химмерла с прототипом СЗД-54 Перкоз № 2» [Новый Allstar на двухместном автомобиле - опыт Химмерла с прототипом СЗД-54 Перкоз № 2]. Орел (06). Штутгарт: Авиационная ассоциация Баден-Вюртемберга (BWLV): 30.
- ^ Jump up to: а б Франк-Дитер Лемке (2015). «СЗД-54-2 Перкоз — универсал из Чехии (Польши)» [СЗД-54-2 Перкоз — универсал из Чехии (Польши)]. FliegerRevue - журнал аэрокосмической отрасли (на немецком языке) (05). Бергкирхен: PPVMEDIEN GmbH: 34.
- ^ Франк-Дитер Лемке (2015). «СЗД-54-2 Перкоз — универсал из Чехии (Польши)» [СЗД-54-2 Перкоз — универсал из Чехии (Польши)]. FliegerRevue - журнал аэрокосмической отрасли (на немецком языке) (05). Бергкирхен: PPVMEDIEN GmbH: 32.
- ^ Руководство по летной эксплуатации планера СЗД-54-2 (изд. № 542.4.01). Allstar PZL Glider Sp. z oo 2014. с. 4.15 Посадка.
- ^ Томас Брюкельт (2013). «Новая звезда в двухместном небе - Опыт работы с прототипом СЗД-54 Перкоз №2» [Новая звезда в двухместном небе - Опыт работы с прототипом СЗД-54 Перкоз №2]. Орел (на немецком языке) (06). Штутгарт: Авиационная ассоциация Баден-Вюртемберга (BWLV): 31.
- ^ Федеральное управление гражданской авиации (13 декабря 2012 г.). «Результаты запроса по марке/модели» . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Санчес, Алехандро (20 декабря 2017 г.). «ВВС Колумбии получили новые учебно-тренировочные самолеты» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Allstar PZL Glider Sp. z oo (нд). «Оллстар СЗД-54 Перкоз» . Проверено 18 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]