ПЗЛ МД-12
МД-12 | |
---|---|
![]() | |
Прототип МД-12П | |
Роль | Пассажирский самолет |
Производитель | ВСК-Окенце |
Первый полет | 21 июля 1959 г. |
Введение | 1961 |
Ушедший на пенсию | 1965 г. (МД-12П) 1967 г. (МД-12Ф) |
Основной пользователь | ЛОТ Польские авиалинии |
Количество построенных | 3 |
MD -12 — польский четырехмоторный ближнемагистральный пассажирский и гражданский самолет 1960-х годов, оставшийся на стадии прототипа. Марка ПЗЛ условна, так как в производство не поступила, а упоминалась только под проектным обозначением.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолет разрабатывался как преемник Лисунова Ли-2 на коротких внутренних маршрутах авиакомпании LOT Polish Airlines . Самолет был спроектирован конструкторским бюро под руководством Францишека Мишталя в Авиационном институте ( Instytut Lotnictwa ). Первые проектные работы начались в 1954 году (под обозначением FM-12 , на 16 пассажиров). [ 1 ] Окончательный вариант МД-12 появился в 1956 году, после того как к команде присоединился Лешек Дулемба. [ 1 ] (обозначения, видимо, исходили от Францишека Мишталя, затем Мишталя-Дуленбы). Первоначально он должен был оснащаться двумя советскими двигателями Швецова АШ-21 мощностью 615 л.с. , но в связи с прекращением их производства была выбрана четырехмоторная конфигурация с польскими WN-3 мощностью 315 л.с. двигателями [ 2 ] В конце 1957 года бюро было переведено в центр OKL ( Ośrodek Konstrukcji Lotnicze – Центр авиационного дизайна), созданный на заводе WSK-Okęcie . [ 2 ]
Первый прототип совершил первый полет 21 июля 1959 года (регистрация SP-PAL ), второй прототип, получивший обозначение MD-12P ( SP-PBD ) и оснащенный полной пассажирской кабиной, 7 января 1961 года. [ 1 ] В 1959 году для статических испытаний был построен еще один планер. [ 2 ] Самолет прошел государственные испытания в 1961 году, а второй прототип прошел оценку авиакомпании LOT Airlines в августе-сентябре 1961 года.

Пассажирский вариант был оценен как вполне удачный, более простой в пилотировании, чем Ил-14 , и более экономичный, но не был произведен, поскольку ЛОТ сочла невыгодным заказывать специальные самолеты для внутренних рейсов. В результате небольшое производство приведет к увеличению затрат. Вместо этого менее современные авиалайнеры были переведены с международных рейсов на внутренние. [ 3 ]
Затем было решено построить аэрофотосъемки вариант МД-12Ф . Он был оснащен несколькими камерами и другим оборудованием, включая темную комнату . [ 1 ] Носовая часть фюзеляжа была застекленная, со штурманским постом. Размах крыла был увеличен до 23,6 м за счет удлинения законцовок. Также топливные баки были увеличены до 1160 литров с целью повышения автономности до 10 часов. [ 2 ] MD-12F совершил первый полет 21 июля 1962 года (по всей видимости, даты полетов прототипов MD-12 были скорректированы, чтобы добавить пышности национальному дню коммунистической Польши - 22 июля ). Он имел регистрацию SP-PBL . Вариант с аэрофотосъемкой оказался успешным, и в нем проявили интерес такие страны, как СССР, Венгрия, Румыния и Пакистан, но от его разработки отказались после крушения первого прототипа MD-12 17 сентября 1963 года возле Груеца . [ 1 ] Самолет разбился из-за флуктуации хвостового оперения, экипаж из 5 человек погиб. [ 1 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Прототип MD-12P (SP-PBD) прошел испытания польских авиалиний LOT в августе – сентябре 1961 года на маршруте Варшава- Жешув и перевез более 1700 пассажиров. [ 3 ] Он также использовался в 1961 и 1962 годах на маршруте Варшава- Познань , совершая поездки на Международную познаньскую ярмарку . [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]МД-12 представлял собой четырехмоторный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с дюралюминиевой обшивкой. Фюзеляж представлял собой полумонокок . Впереди кабина экипажа с экипажем из двух пилотов. Пассажирская кабина на 20 мест, три в ряд. [ 2 ] В задней части был туалет. Фюзеляж имел двери в передней части. В носовой части фюзеляжа имелось багажное отделение на 200 кг. [ 2 ] Трапециевидное трехчастное крыло. [ 2 ] Одиночный хвостовой плавник. Гондолы двигателей в крыльях. Двухлопастные деревянные гребные винты WR-1A изменяемого шага диаметром 2,2 м (силовые установки адаптированы от учебно-тренировочного самолета TS-8 Bies ). [ 2 ] Убирающееся трехопорное шасси – основная стойка с одинарными колесами, убирающимися во внутренние мотогондолы. [ 2 ] Топливные баки 1160 л в крыльях (крейсерский расход топлива 240 л/ч). [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- МД-12
- Прототип. Один построен, зарегистрирован как SP-PAL .
- МД-12П
- Пассажирская версия. Один построен, зарегистрирован как СП-ПБД .
- МД-12Ф
- Версия для аэрофотосъемки с застекленной носовой частью и увеличенным размахом крыла. Один построен, зарегистрирован как SP-PBL .
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]МД-12Ф хранится в Музее польской авиации в Кракове с 1967 года.
Технические характеристики (МД-12Ф)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 20 пассажиров
- Длина: 15,8 м (51 фут 10 дюймов)
- Размах крыла: 23,60 м (77 футов 5 дюймов) [ 2 ]
- Высота: 5,95 м (19 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 57,0 м 2 (614 кв. футов)
- Соотношение сторон : 9,45:1
- Профиль крыла : NACA 23015 в корне, NACA 23009 на кончике.
- Вес пустого: 5025 кг (11078 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7000 кг (15 432 фунта)
- Запас топлива: 1600 л (420 галлонов США; 350 имп галлонов)
- Силовая установка: 4 WN-3 воздушного охлаждения 7-цилиндровых радиальных двигателя мощностью по 250 кВт (330 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты с постоянной скоростью WR-1A, диаметром 2,20 м (7 футов 3 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 305 км/ч (190 миль в час, 165 узлов)
- Крейсерская скорость: 280 км/ч (170 миль в час, 150 узлов) (максимальный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 100 км/ч (62 мили в час, 54 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов).
- Дальность: 2100 км (1300 миль, 1100 миль)
- Практический потолок: 5200 м (17100 футов)
- Скорость набора высоты: 5,8 м/с (1140 футов/мин)
- Взлетная дистанция до 15 м (50 футов): 650 м (2133 фута)
- Посадочная дистанция с 15 м (50 футов): 500 м (1640 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бабейчук, Гжегожевский 1974. стр.78-80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бабейчук, Гжегожевский 1974. стр.218-220.
- ^ Jump up to: а б Йонка, Адам (1986). Самолеты авиакомпании 1957-1981 гг ., Варшава: Wydawnictwo Kommunikacji i Connectivity. ISBN 83-206-0530-X (на польском языке), стр. 4
- ^ Тейлор 1965, с. 112.
- Бабейчук, Януш; Гжегожевский, Ежи (1974). Польская авиационная промышленность 1945–1973 [ Польская авиационная промышленность 1945–1973 ] (на польском языке). Варшава: Издательство МОН.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
Внешние ссылки
[ редактировать ]