ПЗЛ ТС-8 Биес
ТС-8 Бис | |
---|---|
![]() | |
ТС-8 на авиасалоне в Горашке 2007 г. | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | WSK PZL-Мелец |
Первый полет | 23 июля 1955 г. |
Введение | 1957 |
Ушедший на пенсию | 1978 |
Основные пользователи | Польские ВВС Польский аэроклуб |
Произведено | 1957 – 1960 |
Количество построенных | 251 |
PZL TS-8 Bies («Дьявол») — польский учебно-тренировочный самолёт , использовавшийся с 1957 по 1970-е годы в ВВС Польши и гражданской авиации.
Разработка
[ редактировать ]Самолет был разработан в ответ на потребность ВВС Польши в современном учебно-тренировочном самолете с поршневым двигателем и убирающимся трехопорным шасси для замены самолетов Юнак-3 и Як-11 . Главным конструктором был Тадеуш Солтык – отсюда и обозначение буквы TS. Самолет получил название Бис – народное имя дьявола . Работы начались в 1953 году , а первый прототип поднялся в воздух 23 июля 1955 года. В 1956 и 1957 годах он побил три международных рекорда в своем классе. [ 1 ] Второй прототип был показан на Парижском авиасалоне в 1957 году.
В 1957 году выпустила первую опытную серию из 10 самолетов фирма WSK-Okecie (обозначаемых как TS-8 BI ). Несколько улучшенный основной вариант, получивший обозначение TS-8 BII , выпускался с 1958 по 1960 год компанией WSK Mielec . Последние 10 машин, TS-8 BIII , были построены с более качественной авионикой, всего было выпущено 251 TS-8 из них 229 — вариант TS-8 BII.
ТС-8 имел хорошую управляемость и характеристики; шумный двигатель - один из немногих его недостатков. Это был первый по-настоящему современный самолет, разработанный в Польше после войны, на котором также использовался польский двигатель.
Дизайн
[ редактировать ]ТС-8 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с металлическим фюзеляжем полумонокок овального сечения. Однолонжеронное крыло, состоящее из трех частей, полумонококовой конструкции, образующее поперечное крыло перевернутой чайки W-образное . Он имел трехколесное убирающееся шасси и 7-цилиндровый радиальный двигатель WN-3 спереди, обеспечивающий взлетную мощность 330 л.с. и нормальную мощность 283 л.с. на двухлопастной деревянный винт изменяемого шага диаметром 2,2 м.
Экипаж из двух человек сидел в тандемной закрытой кабине с двойным управлением: студент впереди, инструктор сзади. Секции фонаря над членами экипажа отъехали назад.
Вооружения самолет не имел, за исключением опытной серии ТС-8 БИ, имевшей один 12,7-мм пулемет и два небольших бомбодержателя.
Операционная история
[ редактировать ]ТС-8 начали выводить из состава ВВС Польши в середине 1960-х годов, их заменили учебно-тренировочные самолеты PZL TS-11 «Искра» . ) передано более 100 выведенных из эксплуатации самолетов Гражданской авиации ( аэроклубам . большинство ТС-8 были окончательно выведены из гражданской авиации К 1978 году , три из них в настоящее время остаются в летной годности. Два ТС-8 использовались Индонезией .
Варианты
[ редактировать ]

- ТС-8
- 3 прототипа.
- TS-8 BI
- Первая опытная серия, построено 10 штук.
- TS-8 BII
- Улучшенный ТС-8 БИ. Основная серийная версия, построено 229 экземпляров.
- ТС-8 БIII
- Версия, оснащенная улучшенной авионикой, построено 10 штук.
Операторы
[ редактировать ]
- Индонезийские ВВС получили два самолета, которые базировались в Бандунге .
- Польские ВВС
- Польский флот
- Польский аэроклуб
- Частный оператор : одиночный TS-8, серийный номер 1E-1004, F-AYTS, с 2018 по 2021 год, Франция, Бордо (LFCS).
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1961–62 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое (ученик и инструктор)
- Длина: 8,50 м (27 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 10,50 м (34 фута 5 дюймов)
- Высота: 3,0 м (9 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 19,10 м 2 (205,6 кв. футов)
- Соотношение сторон : 7,38:1
- Профиль крыла : NACA 23012. [ 3 ]
- Вес пустого: 1070 кг (2359 фунтов)
- Полная масса: 1550 кг (3417 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1600 кг (3527 фунтов)
- Запас топлива: 215 л (56,8 галлонов США; 47,3 имп галлонов) в трех фюзеляжных баках, с дополнительными баками под крылом.
- Силовая установка: 1 Narkiewicz WN-3 7-цилиндровый радиальный двигатель мощностью 240 кВт (320 л.с.), номинальная мощность при 2350 об/мин.
- Максимальная аварийная мощность 250 кВт (340 л.с.) при 2500 об/мин.
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт постоянной скорости WR1, диаметр 2,20 м (7 футов 3 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 312 км/ч (194 миль в час, 168 узлов)
- Крейсерская скорость: 270 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
- Скорость набора высоты: 6,8 м/с (1340 футов/мин)
Вооружение
- Бомбы: подкрыльные стойки для учебных бомб массой до 200 кг (440 фунтов).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мировые рекорды высоты 7084,5 м в классе C-Ic (вес 1000–1750 кг), дистанции по замкнутому кругу 2884,5 км в классе C-Id (вес 1750–3000 кг), скорости 317 км/ч по замкнутому кругу 2000 г. км в классе C-Ic
- ^ Тейлор, Джон В.Р. Все самолеты мира Джейн, 1961–62 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1961. стр. 121–122.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с PZL TS-8, на Викискладе?