Наньчан CJ-6
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
CJ-6 | |
---|---|
![]() | |
Наньчан CJ-6A | |
Роль | Базовый тренер |
Производитель | Наньчанский авиационный завод (Хунду) |
Первый полет | 27 августа 1958 г. |
Введение | 1960 |
Статус | Оперативный |
Основной пользователь | ВВС Народно-освободительной армии |
Произведено | 1958-настоящее время |
Количество построенных | 2,000+ |

Nanchang CJ-6 ( китайский : 初教6 ) — китайский базовый учебно-тренировочный самолет, разработанный и построенный Наньчанским авиационным заводом (ныне Hongdu Aviation) для использования ВВС Народно-освободительной армии (НОАК).
Разработка
[ редактировать ]
CJ-6 (Chu Jiao 初教 = Chuji Jiaolianji 初级教练机 = базовый учебно-тренировочный самолет) — полностью оригинальная китайская конструкция, которую часто принимают за Як-18А. Его предшественник, Nanchang CJ-5 , представлял собой лицензионную версию Як-18 . Однако прогресс в подготовке пилотов привел к необходимости создания нового самолета с улучшенными характеристиками и трехопорным шасси. Когда Советский Союз разработал Як-18А, инженеры ВВС НОАК решили, что его характеристики и конструкция не соответствуют потребностям Китая. [ 1 ]
Самолет был спроектирован в 1958 году Наньчанским авиационным заводом (ныне Hongdu Aviation). Поскольку Шэньянский авиационный завод уже имел опыт строительства Шэньянского JJ-1 и начал технические исследования для CJ-6, в Наньчан были переведены более 20 шэньянских конструкторов, в том числе главные конструкторы Ту Цзида и Линь Цзяхуа. [ 2 ] Сюй Шуньшоу и Хуан Чжицянь , в то время ведущие авиаконструкторы Китая, также принимали участие в проекте. [ 1 ]
В конце 1957 года авиационные инженеры Ченг Буши и Линь Цзяхуа начали в Шеньяне работу над проектом учебно-тренировочного самолета , устраняющего недостатки Як-18А. Поставленная ими конструкция представляла собой алюминиевый фюзеляж полумонокок , проклепанный по всей длине, и представил модифицированную конструкцию крыла Clark с выраженным двугранным профилем во внешних секциях. Двухгранный и угловатое вертикальное оперение внешне отличают его от отдаленно похожего в остальном Як-18А. Испытания в аэродинамической трубе подтвердили правильность конструкции, и в мае 1958 года программа была передана на завод по производству самолетов в Наньчане, где главный инженер Гао Чжэньнин начал производство CJ-6. Первый полет CJ-6 совершили 27 августа 1958 года Лу Маофань и Хэ Иньси.
Мощность прототипа обеспечивалась горизонтально-оппозитным поршневым двигателем чешского производства, но летные испытания показали необходимость увеличения мощности, поэтому была разработана местная версия советского радиального двигателя АИ-14 П мощностью 260 л.с., Housai HS-6. заменен вместе с соответствующим пропеллером, и с этим изменением CJ-6 был одобрен для серийного производства. В 1965 году двигатель HS-6 был модернизирован до 285 л.с. и переименован в HS-6A, а самолеты с новой силовой установкой получили обозначение CJ-6A.
Общий объем производства оценивается в более чем 3000 самолетов. Самолеты CJ-6 были поставлены для обучения ВВС НОАК, а также на экспорт (как PT-6) в такие страны, как Албания, Бангладеш, Камбоджу, Северную Корею, Танзанию и Шри-Ланку.
Ожидается, что Хунду и Яковлевым, (L-7), разработанный основной учебно-тренировочный самолет CJ-7 Trainer заменит CJ-6 в ВВС НОАК.
CJ-6 получил сертификат типа гражданской авиации 28 февраля 2019 года, более чем через 60 лет после того, как он поступил на военную службу в Китае.
Общая информация
[ редактировать ]Следует отметить, что в Nanchang CJ-6 широко используется пневматика для управления шасси, выпуском/уборкой закрылков, управлением тормозами и запуском двигателя. Воздушный насос с приводом от двигателя заряжает систему; однако, если давление воздуха слишком низкое для запуска двигателя, бортовой воздушный баллон можно подзарядить от внешнего источника. Если внешний источник недоступен, двигатель можно запустить, повернув гребной винт вручную.
Варианты
[ редактировать ]


- Хунчжуань-502 ( Хунчжуань — Красный Мастер)
- Первоначальное обозначение серийного самолета CJ-6.
- CJ-6
- Двухместный учебно-тренировочный самолет с радиально-поршневым двигателем Zhuzhou Huosai HS-6 мощностью 260 л.с.
- CJ-6А
- Усовершенствованная версия, оснащенная радиально-поршневым двигателем Zhuzhou Huosai HS-6A мощностью 285 л.с.
- CJ-6B
- Двухместный вооруженный пограничный патрульный самолет с радиально-поршневым двигателем Zhuzhou Huosai HS-6D мощностью 300 л.с. Построено небольшое количество.
- БТ-6
- Экспортное обозначение CJ-6 и CJ-6A.
- ПТ-6А
- Экспортный вариант CJ-6A
- Хайян А ( Хайян - Буревестник)
- Хайянский прототип. Первый полет совершил 17 августа 1985 года.
- Хайян Б
- Одноместный сельскохозяйственный самолет для опрыскивания, воздушного опрыскивания и пожаротушения, оснащенный модернизированным радиально-поршневым двигателем Huosai HS-6 мощностью 345 л.с.
- Хайян С
- Вариант авиации общего назначения для сельскохозяйственных и прогулочных полетов.
Операторы
[ редактировать ]

- ВВС Бангладеш : на вооружении находятся ≤ 24 ПТ-6. [ 3 ]
- Эквадорская армейская авиация [ 4 ]
Гражданское использование
[ редактировать ]Благодаря низкой цене и прочной конструкции CJ-6A является популярным самолетом для хобби. Подержанный CJ-6 в США может стоить всего 75 000 долларов. [ 5 ] Самолет значится в реестрах актов гражданского состояния США, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, ЮАР и других стран.
В Австралии самолеты CJ-6 обычно эксплуатируются в ограниченной категории. Этим управляет Австралийская ассоциация Warbirds Association Limited (AWAL). AWAL действует с разрешения Управления безопасности гражданской авиации Австралии (CASA) и управляет эксплуатацией бывших военных самолетов.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 15 декабря 2020 г.: Наньчан CJ-6 ВВС Шри-Ланки китайского производства, также известный как PT-6, учебно-тренировочный самолет основного назначения, взлетевший из аэропорта Чайна-Бэй, разбился недалеко от Кантале , Шри-Ланка, в результате чего погиб пилот-стажер на борту. [ 6 ] [ 7 ]
- 5 июля 2021 г.: Частный самолет CJ-6A столкнулся с машиной для ухода за газонами при попытке приземлиться на аэродроме Сен-Эспри , в результате чего погиб оператор газонокосилки и был поврежден самолет. Пилот не пострадал. [ 8 ]
- 7 августа 2023 г.: учебно-тренировочный самолет Nanchang CJ-6 китайского производства ВВС Шри-Ланки , также известный как PT-6, разбился вскоре после вылета из аэропорта Чайна-Бэй , в результате чего погибли два офицера, находившиеся на борту. . [ 9 ] После этого инцидента ВВС Шри-Ланки приостановили работу всего парка самолетов ПТ-6 до тех пор, пока не будет проведено и завершено тщательное расследование. [ 10 ]
Технические характеристики (CJ-6А)
[ редактировать ]Данные из «Руководства Джейн по распознаванию самолетов». [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,46 м (27 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 10,22 м (33 фута 6 дюймов)
- Высота: 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
- Профиль : корень: Clark YH (14,5%); совет: Кларк Ю.Х. (9,3%) [ 12 ]
- Вес пустого: 1095 кг (2414 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1400 кг (3086 фунтов)
- Силовая установка: 1 Zhouzhou (SMPMC) HS-6A радиальный двигатель , 213 кВт (286 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов).
- Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль)
- Практический потолок: 6250 м (20510 футов) +
Вооружение
- Орудия: 2 х 7,62-мм пулемета.
- Узлы подвески: боевые станции и узлы подвески под крыльями с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: Ракетные установки
- Бомбы: Бомбы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ключевые члены проектной группы тренера Nanchang CJ-6» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ « Сделано в Наньчане» — это «колыбель», которая послужила десяткам тысяч пилотов-новичков » . People's Daily . Архивировано из оригинала 18 февраля г. 2019 .
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2020» . Flightglobal Insight. 2020 . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Типы самолетов армейской авиации Эквадора» . Архивировано из оригинала 11 июня 2011 г. Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «Лучшее в Наньчане восстановление, продажа и обслуживание CJ-6» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ «Крушение ПТ-6 ВВС США в Кантале» . ВВС Шри-Ланки . 15 декабря 2020 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Хапуараччи, Павани (15 декабря 2020 г.). «Обновление: учебно-тренировочный самолет ВВС США приземлился недалеко от Кантале» . Newsfirst.lk . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «TSB сообщает, что пилот из Квебека, столкнувшийся со смертельным исходом с газонным трактором, не смог приземлиться» . СитиНьюс Галифакс . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Крушение ПТ-6 в Чайна-Бэй» . ВВС Шри-Ланки . 7 августа 2023 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Баласурия, Даршана Санджива (8 августа 2023 г.). «ВВС США временно заземляют все самолеты ПТ-6» . Ежедневное зеркало . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Рендалл, Дэвид (1995). Руководство Джейн по распознаванию самолетов . Глазго, Великобритания: HarperCollinsPublishers. п. 505 . ISBN 0-00-470980-2 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]