Jump to content

Наньчан Q-5

В-5 / А-5
А-5 ВВС Бангладеш.
Роль Штурмовик
Национальное происхождение Китайская Народная Республика
Производитель Наньчанская авиастроительная компания
Первый полет 4 июля 1965 г.
Введение 1970
Ушедший на пенсию 2010 г., ВВС НОАК.
2011 г., ВВС Пакистана .
2015 г., ВВС Бангладеш.
Статус Активный сервис.
Основные пользователи ВВС НОАК (исторический)
ВВС Пакистана (исторический)
ВВС Мьянмы
ВВС Бангладеш (исторический)
Произведено 1969–2012
Количество построенных 1300 (ок.) [ 1 ]
Разработано на основе Шэньян J-6

Nanchang Q-5 ( китайский : 强-5 ; пиньинь : Qiang-5 ; отчетное название НАТО : Fantan ), также известный как A-5 в его экспортных версиях, представляет собой китайского одноместный двухместный самолет реактивным двигателем производства, разработанный в 1960-х годах. штурмовик с на базе Shenyang J-6 . Самолет в основном используется для непосредственной поддержки с воздуха .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

КНР с энтузиазмом использовала МиГ -19 , который с 1958 года производился на месте как Shenyang J-6. В августе 1958 года Народно-освободительная армия запросила разработку реактивного штурмовика для выполнения функций воздушной поддержки.

Лу Сяопэн был назначен главным дизайнером этого проекта. Лу также разработал J-12 . истребитель [ 2 ] Несмотря на то, что новая конструкция, основанная на МиГ-19, получившая обозначение Qiangjiji-5 (пятая конструкция штурмовика), имела более длинный фюзеляж, площадь была рассчитана для уменьшения околозвукового сопротивления и размещения внутреннего отсека вооружения длиной 4 м (13 футов). [ 3 ] Воздухозаборники были перенесены в стороны фюзеляжа, чтобы освободить место в носовой части для запланированного радара цели (который так и не был установлен). Были включены новые крылья большей площади и уменьшенной стреловидности . J-6 двигатели Liming Wopen WP-6 A ( Туманский РД-9 ) На Q-5 установлены турбореактивные . Модернизация потребовала некоторой скорости на большой высоте, но Q-5 на малых высотах столь же быстр, как МиГ-19/J-6, во многом благодаря фюзеляжу с измененной площадью.

Q-5 в Военном музее Китайской народной революции.

Неподвижное вооружение Q-5 было сокращено до двух 23-мм пушек Тип 23-1 со 100 снарядами на ствол, установленных в корнях крыла. Помимо отсека вооружения предусматривались по два пилона под каждым крылом и две пары тандемных пилонов под двигателями. Всего можно было нести 1000 кг (2205 фунтов) боеприпасов внутри и еще 1000 кг снаружи. На многих самолетах отсек вооружения теперь используется в основном как вспомогательный топливный бак.

Производственные чертежи были завершены в 1960 году, что позволило начать строительство прототипов, но политический климат в Китае привел к тому, что проект был отменен в 1961 году. Небольшая команда поддерживала программу до тех пор, пока работы не возобновились всерьез в Наньчане. [ 4 ] Первый полет наконец состоялся 4 июля 1965 года. Серийное производство началось в 1969 году, а поставки в эскадрильи начались в 1970 году.

Было выпущено около 1000 самолетов, из них 600 обновленных Q-5A. Небольшое количество, возможно несколько десятков, Q-5A было модифицировано для перевозки ядерного оружия ; Считается, что они сохранили внутренний оружейный отсек. На дальнобойном Q-5I , представленном в 1983 году, вместо внутреннего отсека вооружения был добавлен топливный бак, компенсируя это наличием двух дополнительных подкрыльевых пилонов. Некоторые из этих самолетов служат в составе ВМС НОАК и, судя по всему, оснащены радаром для наведения противокорабельных ракет . Последующие незначительные обновления включают Q-5IA с новой системой прицеливания пушки/бомбы и авионикой , а также Q-5II с приемником радиолокационного предупреждения (RWR). [ нужна ссылка ]

В 1980-х годах самолет экспортировался в такие страны, как Пакистан , Бангладеш , Мьянма , и в этих странах его часто называли А-5.

Планы по созданию модернизированного Q-5/A-5 с западным оборудованием и новыми системами навигации и атаки (навигация/атака) были в значительной степени прерваны после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , но самолет продолжал эксплуатироваться до момента его вывода из эксплуатации в 2017 году. представляет собой боеспособный легкий штурмовик, хотя его ограниченные системы навигации и доставки вооружения уступают более современным самолетам. [ нужна ссылка ]

В последние годы ВВС НОАК начали использовать новые модели Q-5, в которых используются некоторые технологии, разработанные во время отмененных проектов Q-5M и Q-5K. На Q-5 установлен носовой лазерный дальномер , а также, вероятно, будет установлен лазерный целеуказатель, поскольку, как утверждается, самолет способен доставлять бомбы с лазерным наведением. [ 5 ] Предполагается, что вариант Q-5A способен доставлять ядерные боеприпасы. Q-5D представляет собой модернизацию с новой авионикой, включая HUD и новую навигационную систему. Сообщается, что над моделями Q-5E и Q-5F ведутся работы, хотя на данный момент о них мало что известно. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

Суданские ВВС использовали свои штурмовики А-5 во время войны в Дарфуре . [ 6 ]

В марте 2015 года несколько самолетов A-5C ВВС Мьянмы, совершая боевые вылеты против Армии Национального демократического альянса Мьянмы , случайно сбросили бомбы на китайскую деревню в округе Гэнма , Юньнань, внутри китайской границы, в результате чего погибли 4 жителя деревни, на что НОАК ответила размещением штаб-квартиры. -12 ракет класса «земля-воздух» и истребителей. [ 7 ]

20 апреля 2017 года два Q-5 были замечены в Бохайском заливе, отрабатывая воздушные удары по наземным целям в связи с ростом напряженности на Корейском полуострове. [ 8 ]

Варианты

[ редактировать ]

Отечественные варианты

[ редактировать ]
Вопрос-5
Старые Q-5 на палубе "Минска " в тематическом парке "Минск Мир"
Старый Q-5 с номером 0064.
  • Q-5: первоначальная серийная версия с шестью пилонами, по два под каждым крылом и двумя под фюзеляжем , замененная Q-5A.
  • Q-5Jia: Q-5, модифицированный для перевозки ядерных бомб, было построено очень ограниченное количество. РЛС 317Jia проходила испытания в рамках программы усовершенствования. Один из таких самолетов в настоящее время экспонируется в музее авиации в Пекине .
  • Q-5Yi: Торпедоносец для ВМФ, произведено всего несколько штук. Рассматривалась также противокорабельная ракета YJ-8, но программа была отменена из-за проблем с бюджетом, хотя ракета была хорошо разработана, и впоследствии испытательные пуски ракет проводились с ракетного катера Тип 24. В восьмидесятые годы YJ-81 однажды был установлен для испытаний, но вскоре это предложение было отклонено, когда было решено предоставить эту роль JH-7.
  • Q-5I (Q-5A): Q-5, в котором внутренний оружейный отсек заменен внутренним топливным баком, что увеличивает запас топлива более чем на 70%. Как и во всех предыдущих вариантах Q-5, навигация по-прежнему оставалась узким местом, в результате чего самолетам приходилось летать дольше по более сложным схемам поиска при ударах на дальние дистанции. Однако эта проблема несколько снижается за счет увеличения запаса топлива. Был установлен отечественный лазерный дальномер Тип 79У4 разработки института № 613.
  • Q-5IA (Q-5B): улучшенный Q-5I, добавлен радиолокационный приемник предупреждений и дозаторы ракет, оригинальный прицел для оружия Q-5 был разработан заводом № 5311 и назван SH-1, сокращенно от S. он – Хонг (Shoot-Bomb-1/射轰-1), который имел лишь ограниченные возможности, поскольку атаки могли осуществляться только под фиксированным углом. Завод №5311 разработал улучшенную версию Ш-1И (射轰-1甲), позволяющую вести атаку под разными углами. Под каждым крылом добавлен дополнительный внешний пилон для ракет класса «воздух-воздух» ПЛ-2/ПЛ-5, бомб или ракетных установок.
  • Q-5II (Q-5C): Q-5I с всенаправленными приемниками радиолокационного предупреждения . Позднее для решения навигационной задачи на нескольких самолетах была установлена ​​импульсно-доплеровская навигационная РЛС «Тип 205».
  • Q-5III: Вариант для внешней торговли, экспортное название A-5III/A-5C, Project Long6 (Dragon Six). Всего 10 пилонов, по 1 дополнительному пилону под каждым крылом для ракет «воздух-воздух» Р-550/AIM-9. См. также Экспортные варианты.
  • Q-5 с собственной системой навигации и нападения: проект CC, Q-5I с собственной доплеровской навигационной системой Тип 205, лазерным дальномером Q5HK-15 и прицелом SH-1IIA. Год спустя в систему были включены проекционный дисплей и компьютер данных о воздухе. Вся система была наконец одобрена в 1992 году, а несколько лет спустя соответствующая технология была применена к Q-5D.
  • Q-5IV (Q-5M, Q-5D (старый)): Проект CI. Совместный китайско- итальянский проект по модернизации Q-5II итальянской авионикой от AMX International AMX штурмовика . Авионика будет включать в себя дальномерный радар, проекционный дисплей , инерциальную навигационную систему , компьютер с воздушными данными и два центральных компьютера, все из которых будут интегрированы через двойную резервную шину данных MIL-STD-1553 B. Завершение строительства и первые поставки должны были состояться в конце 1988 и начале 1989 года соответственно. [ 9 ] Изменение на 28,8% по сравнению с ближайшей более ранней версией. два центральных компьютера, таких как у Q-5M, и новые приемники радиолокационных предупреждений Были добавлены АЛР-1 RW-30. Добавлены лазерный дальномер и проекционный дисплей QHK-10 разработки института №613. Хотя на проект повлияли протесты и резня на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , Китай и Италия одобрили его продолжение в 1992 году, в программу были включены новые элементы модернизации, такие как IFIR и ELINT и т. Д. Из-за потери времени запустить в производство его не удалось. См. также Экспортные варианты.
  • Q-5D(C): Демонстратор композитного материала для Q-5D(старый).
  • Q-5IIGai (Q-5K, Q-5E (старый)): Project CF, совместный китайско-французский проект по модернизации Q-5II французской авионикой, такой как проекционный дисплей VE110 , инерциальная навигационная система ULIS91 , лазерный дальномер TMV630 и другая электрооптика. Как и Q-5M/A-5M, проект был отменен после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Поэтому для достижения дальнейшего прогресса было использовано некоторое местное оборудование, такое как доплеровский радар, глушитель и т. д. Оно было прекращено в 1993 году.
  • Q-5D: Временный штурмовик, представленный во время кризиса в Тайваньском проливе в 1996 году . Отдельная доплеровская навигационная система и GPS Q-5C были заменены интегрированной системой доплеровской навигации/GPS DG-1. Другие системы включали лазерный дальномер/навигатор маркированной цели ALR-1 и проекционный дисплей QHK-10 . Новый прицел оружия Ш-1II (射轰-1乙) пришел на смену старому Ш-1И (射轰-1甲), и заводу № 5311 удалось успешно интегрировать этот прицел с новым лазерным дальномером и типом 205 навигационная РЛС.
  • Q-5E: новый пилон с возможностью установки бомб с лазерным наведением, таких как LS-500J LGB, также улучшена система управления огнем. Лазерная установка отсутствует в самолете из-за проблем с весом.
  • Q-5F: держатель блока лазерного целеуказателя, специальный большой правый пилон на нижней части, установленный для блока лазерного наведения, который всегда ошибочно распознается как полузаглубленный блок электрооптического наведения.
  • Q-5G: Q-5E с конформным топливным баком в нижней части для решения проблемы дальности полета.
  • JQ-5J: тандемный двухместный автомобиль Q-5. Производитель заявил, что его можно использовать в качестве передового средства управления воздушным движением, как OA-10A , а также для предоставления информации о целях по каналам передачи данных . Заднее сиденье на 286 миллиметров выше переднего, обеспечивает пилоту, сидящему на заднем сиденье, поле обзора в 5 градусов, а фонарь открывается вправо. При использовании в качестве тренажера органы управления задней кабиной могут иметь приоритет над органами управления передней кабиной.
  • Q-5L - Модернизированный Q-5C с системами обзора LLLTV/FLIR для работы днем ​​и ночью. На носовой сфере были установлены инфракрасные и телевизионные камеры. Другие улучшения включают проекционный дисплей, GPS Rx, INS, TACAN и дозаторы соломы/факелей. В число вооружений входят китайские планирующие бомбы с лазерным наведением LS-500J дальностью действия 12 км. Дополнительный нижний конформный топливный бак.
  • Q-5N - Модернизированный Q-5D с той же программой модернизации, что и Q-5L, основным отличием является навигационная система Q-5D.

Экспортные варианты

[ редактировать ]
  • A-5: Обозначение экспорта версии Q-5 в Северную Корею в 1970-х годах, появившееся в китайских СМИ. Обозначение содержит более одного варианта, поскольку китайская военная помощь Северной Корее длительна, но неясно, является ли эта экспортная версия производной от Q-5, Q-5A, Q-5I или Q-5IA.
  • A-5IIA: модифицированная версия Q-5II, проданная Судану .
  • A-5IIIK: экспортная версия Q-5III, проданная в Мьянму .
  • A-5III/A-5C: экспортная версия с западным оборудованием по запросам клиентов, таким как пилотажная аппаратура производства Rockwell Collins и западное катапультное кресло производства Martin-Baker . Добавлена ​​возможность стрельбы из западного оружия, такого как французский SNEB , Matra Durandal , R550 Magic или американские AIM-9 Sidewinders . Экспортируется в Пакистан . [ 10 ]
  • A-5IV/A-5M: экспортная версия Q-5M с большим количеством западного оборудования, такого как пилотажная аппаратура производства Rockwell Collins и западное катапультное кресло производства Martin-Baker . Добавлена ​​возможность запуска западных ракет, таких как R550 Magic или AIM-9 Sidewinder . Мьянма заказала, но после продления программы выбрала А-5IIIK. Оценен ВВС Пакистана в 1990 году. [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]

 Мьянма

 Судан

Бывшие операторы

[ редактировать ]

 Китайская Народная Республика

 Бангладеш

 Северная Корея

  • В 1982 году Корейские народные ВВС получили 40 самолетов. [ 14 ] Однако они ни разу не были замечены в эксплуатации и не запечатлены на спутниковых снимках, а согласно статистике GlobalSecurity.org, они были выведены из эксплуатации в период с 1990 по 1995 год. [ 15 ]

 Пакистан

Технические характеристики (Q-5D)

[ редактировать ]
Вид на Наньчан Q-5

Данные Уилсона [ 1 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 1210,23 км/ч (752,00 миль в час, 653,47 узлов) [ 21 ]
  • Максимальная скорость: 1,12 Маха.
  • Дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль)
  • Боевая дальность: 400 км (250 миль, 220 морских миль) ло-ло-ло с максимальной полезной нагрузкой.
600 км (370 миль; 320 миль) привет-лоу-привет
  • Практический потолок: 16 500 м (54 100 футов)
  • Скорость набора высоты: 103 м/с (20 300 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 423,3 кг/м 2 (86,7 фунтов/кв. футов)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уилсон 2000 , с. 107
  2. ^ «Главный конструктор штурмовиков Q5 Лу Сяопэн» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года . Проверено 15 июля 2011 г.
  3. ^ "Q5_attack_aircraft_weapon_bay" . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2011 года . Проверено 2 мая 2011 г.
  4. ^ Gordon & Komissarov 2008 , p. 147
  5. ^ «Цян-5 (Q-5, А-5, Фантан) Штурмовик» . SinoDefence.com. Архивировано из оригинала 16 января 2010 г. Проверено 16 ноября 2013 г.
  6. ^ Андерссон, Хилари (13 июля 2008 г.). «Китай «разжигает войну в Дарфуре» » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 10 марта 2016 г.
  7. ^ Фейнберг, Уильям (14 марта 2015 г.). «Китай вызывает посла Бирмы после того, как в Юньнани в результате взрыва погибли четыре человека» . Восток через юго-восток . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 16 марта 2015 г.
  8. ^ Шим, Элизабет. «Китай задействует истребители в учениях возле Северной Кореи» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г. Проверено 20 апреля 2017 г.
  9. ^ «West Updates China's Best», выпуск Flight International , сентябрь 1987 г., стр. 45, URL-адрес архива FlightGlobal.com: http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1987/1987%20-%201859.html Архивировано в 2012 г. - 10–25 в Wayback Machine , по состоянию на 27 февраля 2010 г.
  10. ^ Air Cdre (R) Мухаммед Али (3 марта 2022 г.). «Фантастический Фантан» . Непревзойденный . Управление по связям со СМИ ВВС Пакистана.
  11. ^ Хойл и Фафард 2019 , с. 44
  12. ^ Хойл и Фафард 2019 , с. 50
  13. ^ «Снятые с производства самолеты» . ВВС Бангладеш . Проверено 25 сентября 2020 г.
  14. ^ «Торговые реестры» . www.armtrade.sipri.org . Проверено 11 августа 2021 г.
  15. ^ «Техника ВВС Корейской Народной Армии» . www.globalsecurity.org . Проверено 11 августа 2021 г.
  16. ^ «Фантастический Фантан» . Непревзойденный . Управление по связям со СМИ ВВС Пакистана. 3 марта 2022 г.
  17. ^ Бохари, Фархан (15 апреля 2011 г.). «Пакистан снимает с вооружения А-5 «Фантан» ». Еженедельник защиты Джейн .
  18. ^ Парсонс, Гэри (19 февраля 2010 г.). «Формируется первая эскадрилья JF-17» . ключ.аэро . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 19 октября 2013 г.
  19. ^ «Пакистанско-китайская программа истребителей JF-17» . Defenseindustrydaily.com . 14 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
  20. ^ Парсонс, Гэри (12 апреля 2011 г.). «Наращивание JF-17 продолжается» . ключ.аэро . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 19 октября 2013 г.
  21. ^ «Aerospaceweb.org (Q-5 IA)» . Архивировано из оригинала 12 июня 2010 г. Проверено 19 апреля 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ca4398c5f6ad1f9286248427365a6eb__1718360760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/eb/8ca4398c5f6ad1f9286248427365a6eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nanchang Q-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)