Шэньян J-15
J-15 Летающая акула | |
---|---|
![]() | |
Два J-15 из Ляонина | |
Роль | Авианосный многоцелевой истребитель |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация |
Первый полет | август 2009 г. [ 1 ] |
Введение | 2013 |
Статус | В производстве |
Основной пользователь | Военно-морские силы Народно-освободительной армии |
Количество построенных | 60 [ 2 ] |
Разработано на основе | Сухой Су-33 Шэньян J-11B |
Шэньян J-15 ( китайский : 歼-15), также известный как Летающая акула ( китайский : 飞鲨 ; пиньинь : Fēishā ; отчетное название НАТО: Flanker-X2 , [ 3 ] ) — китайский всепогодный , двухдвигательный , палубный двигатель 4,5 поколения. [ 4 ] многоцелевой истребитель, разработанный Шэньянской авиастроительной корпорацией (SAC) и Институтом 601 специально для Военно-морских сил Народно-освободительной армии (PLANAF) для службы на Народно-освободительной армии ВМС авианосцах .
Т-10К-3, незаконченный прототип Су-33 . [ 5 ] был приобретен SAC из Украины [ 6 ] в 2001 году и, как утверждается, был тщательно изучен и подвергнут обратному проектированию , после чего сразу же началась разработка J-15. [ 7 ] [ 8 ] Хотя J-15 конструктивно основан на прототипе Су-33, истребитель оснащен местными китайскими технологиями, а также авионикой из программы Shenyang J-11B . [ 9 ] В феврале 2018 года дискуссии о замене самолета появились в ряде китайских СМИ, включая «Синьхуа» и главную военную газету Китая, где говорилось, что он относится к истребителям 4-го или 4,5-го поколения . Таким образом, J-15 рассматривается как временный палубный истребитель до тех пор, пока на вооружение не поступит преемник пятого поколения , который может быть основан на Chengdu J-20 или Shenyang FC-31 .
Разработка
[ редактировать ]пытался закупить Су-33 у России — неудачное предложение было сделано лишь в марте 2009 года. Китай неоднократно [ 10 ] - но переговоры провалились в 2006 году после того, как выяснилось, что Китай разработал модифицированную версию [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] СК Су-27 , получивший обозначение Shenyang J-11B , [ 14 ] [ 15 ] в нарушение соглашений об интеллектуальной собственности . Однако, согласно китайским источникам, причина выхода Китая из переговоров заключалась в том, что Россия хотела крупных платежей за возобновление производства Су-33 и настаивала на закупке Китаем как минимум 50 Су-33, на что Китай, как он полагал, не хотел. самолет устареет через несколько лет. Поэтому Китай решил использовать собственный вариант вместо продолжения сборки J-11, лицензионной китайской версии Су-27 . [ 16 ] [ 17 ]
Программа J-15 была официально запущена в 2006 году под кодовым названием Flying Shark. [ 18 ] Цель программы заключалась в разработке военно-морского истребителя на базе Shenyang J-11 с использованием технологий, заимствованных из Т-10К-3, советского прототипа Су-33, приобретенного на Украине . [ 19 ] Первый прототип J-15 совершил свой первый полет 31 августа 2009 года. Предполагается, что он был оснащен поставленными Россией Saturn AL-31 турбовентиляторными двигателями . [ 9 ] Видео и фотографии полета были опубликованы в июле 2010 года, на них показана та же базовая конструкция планера, что и у Су-33. [ 20 ]
7 мая 2010 года самолет совершил свой первый взлет с имитации трамплина на суше. [ 9 ] 25 ноября 2012 года самолет успешно выполнил первый взлет и посадку на острове Ляонин . [ 21 ] Китая Первый действующий авианосец .
Двухместный вариант вариант J-15S совершил свой первый полет 4 ноября 2012 года. Двухместный радиоэлектронной борьбы , аналогичный роли США ВМС EA-18G Growler , получивший название J-15D, взял на себя первый полет в 2018 году. [ 22 ]
В 2016 году прототип J-15T с возможностью CATOBAR начал испытательные полеты на ВМС НОАК . наземных катапультных объектах [ 23 ] В ноябре 2020 года Jane's сообщила, что SAC произвела второй прототип истребителя J-15T. [ 24 ]
В 2021 году военные аналитики сообщили, что Китай работает над модернизированным вариантом под названием J-15B. [ 25 ] [ 26 ] с новой авионикой, двигателями и CATOBAR возможностью запуска . Модернизированный вариант J-15 способен запускать более новые ракеты PL-10 и PL-15 . [ 27 ] Сообщается, что подсистемы J-15B стали результатом программы модернизации J-11D. [ 28 ]
В ноябре 2022 года в китайских СМИ появился серийный J-15 с двигателем Shenyang WS-10 , возможно, WS-10B. [ 29 ] Это был последний китайский боевой самолет, пришедший на смену АЛ-31; [ 30 ] возможно из-за военно-морской деятельности . [ 31 ] По мнению китайских наблюдателей, по сравнению с АЛ-31 WS-10 имел более высокую безопасность, надежность и срок службы, которые усугубляются ограничениями палубной авиации. [ 32 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Планер J-15 конструктивно усилен для посадки и запуска авианосца, с добавлением хвостового крюка и усиленных стоек шасси. [ 18 ] В самолете использовано большее количество композиционных материалов, чем в Су-33, для снижения веса и улучшения аэродинамических характеристик, что позволило обеспечить более низкую скорость посадки по сравнению с Су-33. [ 19 ]
В статье China SignPost говорится, что J-15 «вероятно превосходит или соответствует аэродинамическим возможностям практически любого истребителя, эксплуатируемого в настоящее время региональными вооруженными силами, за исключением американского F-22 Raptor », утверждая, что J-15, вероятно, обладает 10-кратным аэродинамическим потенциалом. % большая тяговооружённость и на 25 % меньшая нагрузка на крыло, чем у F/A-18E/F Super Hornet . [ 33 ] [ 34 ] Однако один из авторов той же статьи в другой статье описал J-15 как не меняющего правила игры; использование пусков с трамплина и отсутствие у Китая возможностей дозаправки в воздухе на авианосцах Считается, что значительно сокращают его эффективную боевую дальность . [ 35 ] В 2014 году выяснилось, что J-15 способен дозаправляться в воздухе с помощью дозаправочной капсулы УПАЗ-1, которую может нести другой J-15. [ 36 ] Ху Сиюань из Университета национальной обороны НОАК заявил, что «нынешним слабым местом J-15 являются двигатели АЛ-31 российского производства, которые менее мощны, чем у американского истребителя F-35 ». [ 37 ]
Главный конструктор J-15 Сунь Конг из Национального комитета Народной политической консультативной конференции Китая заявил, что J-15 может сравниться с F/A-18 по бомбовой нагрузке, боевому радиусу и мобильности. Однако в аналогичном заявлении он сказал, что требуется дополнительная работа над электроникой и боевыми системами. [ 38 ] Контр-адмирал Инь Чжо заявил, что возможности воздушного боя у самолета лучше, чем у F/A-18E/F Super Hornet. Однако он также заявил, что его способность атаковать наземные и морские цели немного уступает F/A-18E/F; Также заявлено, что его электронное оборудование соответствует стандартам истребителя пятого поколения . [ 39 ]
J-15 способен действовать на авианосце «Ляонин» и его однотипном корабле «Шаньдун» . Авианосцы имеют две стартовые позиции. В поясном положении длина взлетно-посадочной полосы составляет 195 м, а в двух передних положениях длина взлетно-посадочной полосы составляет 105 м. Взлетная масса J-15 зависит от стартовой позиции и скорости носителя. При скорости корабля 28 узлов максимальная взлетная масса J-15 составляет 33 тонны (с 9 тоннами внутреннего топлива и 6,5 тоннами внешней полезной нагрузки) в поясном положении. Максимальная масса составляет 28 тонн (9 тонн внутреннего топлива и 1,5 тонны внешней полезной нагрузки) в переднем положении. Однако при движении авианосца со скоростью 20 узлов взлетная масса в поясном положении снижается до 31 тонны. [ 1 ] С появлением авианосца Fujian и J-15B максимальная взлетная масса будет поддерживаться на уровне 33 тонн при любой стартовой позиции и скорости корабля.
Операционная история
[ редактировать ]
25 ноября 2012 г. китайские СМИ сообщили, что два J-15 совершили успешную задержанную посадку на «Ляонин» . авианосец [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Первого пилота, приземлившегося на Ляонине, звали Дай Минмэн (戴明盟). [ 43 ] В тот же день скончался Ло Ян , руководитель производства и конструктор самолета. [ 44 ] Газета PLA Daily указала, что первые пять морских пилотов (в том числе Дай) совершили посадку и взлет истребителей J-15. Представители программы испытаний и подготовки подтвердили, что палубный самолет и специальное оборудование для десантного полета прошли строгие испытания, и на авианосец могут быть размещены истребители. [ 45 ]
В декабре 2013 года китайские СМИ сообщили, что серийное производство J-15 в полностью боеспособном состоянии с боевой маркировкой. началось [ 46 ]
В январе 2017 года авианосец «Ляонин» , вернувшись в Южно-Китайское море после своего первого развертывания в западной части Тихого океана , провел серию учений по взлету и посадке со своей эскадрильей находящихся на борту истребителей J-15. [ 47 ]

В июле 2018 года генерал-лейтенант Чжан Хунхэ ВВС НОАК заявил, что Китай разрабатывает новый палубный самолет для замены J-15 из-за его двух аварий и серии «непростительных механических неисправностей». Одна из проблем с этим самолетом заключается в том, что это самый тяжелый палубный истребитель, действующий в настоящее время, с массой пустого 17 500 кг (38 600 фунтов) по сравнению с 14 600 кг у F/A-18E/F Super Hornet (хотя это меньше). чем F-14 Tomcat вес (19 800 кг). Проблемы с весом усугубляются при работе у побережья Ляонин , поскольку метод запуска и восстановления STOBAR еще больше ограничивает грузоподъемность. [ 48 ] [ 49 ]
Несчастные случаи
[ редактировать ]- В апреле 2016 года J-15 упал в океан из-за отказа системы управления полетом. Пилот Цао Сяньцзянь катапультировался незадолго до столкновения, на высоте ниже необходимой для срабатывания парашюта; он был серьезно ранен при приземлении. [ 50 ]
- 27 апреля 2016 года J-15 разбился во время имитации посадки, когда из-за неисправности системы управления полетом самолет наклонился до 80 градусов. Пилот Чжан Чао катапультировался ниже высоты, необходимой для функционирования парашюта; в конце концов он скончался от травм, полученных при приземлении, и был посмертно награжден Орденом Героического Образца Первой степени. 30 ноября [ 51 ] [ 52 ]
- В июле 2017 года [ 53 ] У J-15 загорелся левый двигатель после того, как вскоре после взлета он проглотил птицу . Пилот Юань Вэй, следуя инструкциям авиадиспетчеров, совершил вынужденную посадку, а наземные бригады потушили пожар. [ 54 ]
Варианты
[ редактировать ]- J-15 ( по классификации НАТО Flanker-X2 ): [ 55 ] [ 3 ] Одноместный вариант. [ 22 ]
- J-15S : двухместный вариант, первый полет состоялся в 2012 году. [ 55 ] [ 22 ]
- J-15T ( Flanker-X2 ): CATOBAR , впервые замеченные в сентябре 2016 года. Было построено два. прототипы [ 23 ] [ 24 ]
- J-15D ( Flanker-X2 ): двухместный радиоэлектронной борьбы вариант с установленными блоками РЭБ и другим электронным оборудованием и снятым датчиком IRST . [ 22 ] Начались эксплуатационные испытания в декабре 2018 года. [ 23 ] [ 56 ]
- J-15B : улучшенный J-15, включающий возможности запуска CATOBAR от J-15T, оснащенный современной пятого поколения авионикой , радаром AESA , новыми планерами, малозаметными покрытиями и совместимостью для запуска PL-10 и PL-15 ракет . На летных испытаниях. [ 25 ] [ 26 ]
Операторы
[ редактировать ]- Военно-морские силы Народно-освободительной армии - по состоянию на 2022 год на вооружении 60 единиц. [ 2 ]
Технические характеристики (оценочные)
[ редактировать ]Данные военного завода: Шэньян J-15 (Летающая акула) — история разработки и эксплуатации, технические характеристики и картинная галерея [ 58 ] [ 59 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Длина: 22,28 м (73 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 15,0 м (49 футов 3 дюйма)
- Ширина: 7,4 м (24 фута 3 дюйма) со сложенными крыльями
- Высота: 5,92 м (19 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 67,84 м 2 (730,2 кв. футов)
- Пустой вес: 17 500 кг (38 581 фунт)
- Полная масса: 27 000 кг (59 525 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 32 500 кг (71 650 фунтов)
- Запас топлива: 9500 кг внутренний
- Силовая установка: 2 × Сатурн АЛ-31 [ 60 ] ТРДДФ с форсажной камерой, 122,6 кН (27 600 фунтов силы) с форсажной камерой
- Силовая установка: 2× WS-10B [ 29 ] ТРДД дожига, 89,17 [ 61 ] кН (20 050 фунтов силы) тяга каждый всухую, 135 [ 29 ] [ 62 ] [ 63 ] кН (30 000 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2,4 Маха.
- Перегоночная дальность: 3500 км (2200 миль, 1900 морских миль)
- Практический потолок: 20 000 м (66 000 футов)
- Тяга/вес : 0,93 у АЛ-31 (1,01-1,07 у WS-10Б)
Вооружение
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов
- Боеприпасы на двенадцати внешних узлах подвески грузоподъемностью 6500 кг, [ 64 ] включая:
- ПЛ-15 (J-15B) Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности
- ПЛ-12. средней дальности Ракета класса «воздух-воздух» [ 65 ]
- ПЛ-10. Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности
- ПЛ-8. Ракета класса "воздух-воздух" малой дальности [ 65 ]
- YJ-83К Противокорабельная ракета [ 65 ]
- КД-88 Противоударная ракета [ 64 ]
- YJ-91 Противорадиационная ракета [ 65 ]
- Различные бомбы и ракеты
- Капсула-заправщик УПАЗ-1А «Дружник»
Авионика
- РЛС Тип 1493 [ 65 ]
- MIL-STD-1553B Двунаправленная шина данных
- Стеклянная кабина
- ЖК-экран
- 4-резервированная 3-осевая проводная система управления
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Джо, Рик. «Пришло время поговорить о J-15, первом китайском палубном истребителе» . Дипломат .
- ^ Jump up to: а б Военный баланс 2023 . Международный институт стратегических исследований. п. 241. ИСБН 978-1-032-50895-5 .
- ^ Ф_161. «Сравнительный анализ экспертов по характеристикам J-15 и американского F-18 — People's Daily Online» . ru.people.cn . Архивировано из оригинала 9 марта 2018 г. Проверено 16 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дональд, Дэвид (9 мая 2011 г.). «Китайский J-15 Flying Shark показан взлетающим» . АЙН онлайн .
- ^ Копп, Карло (27 января 2014 г.). «Варианты фланкера НОАК-ВС и ПЛА-Н» . п. 1.
- ^ «Раскрытие китайского истребителя-невидимки Shenyang J-XX - что происходит в Сямыне» . Whatsonxiamen.com . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Россия заявила, что усовершенствованные истребители собственной разработки Китая идут не очень хорошо, и она все равно будет покупать российские истребители_Military_ifeng.com» Архивировано . Проверено из оригинала 9 июля 2016 года 27 июля 2016 года .
- ^ Jump up to: а б с Фулгам, Дэвид А. «Прогресс в области новых китайских истребителей корабельного базирования» . Статья . Авиационная неделя . Проверено 27 апреля 2011 г.
- ^ Чанг, Андрей (4 марта 2009 г.). «Китай не может покупать истребители Сухого» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 4 июня 2010 г.
- ^ «Главные новости, последние заголовки, последние новости, мировые новости и новости США — UPI.com» . upiasia.com . Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Роджер, Клифф (1 января 2010 г.). «Развитие возможностей ВВС Китая» . rand.org . Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Новости мировой обороны и заголовки оборонных новостей - IHS Jane's 360» . Janes.com . Архивировано из оригинала 12 мая 2010 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Венделл Минник. «Россия признала, что Китай незаконно скопировал ее истребитель» . Новости обороны . Проверено 4 июля 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Ежегодник СИПРИ 2009: Вооружения, разоружение и международная безопасность . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . 2009. с. 309. ИСБН 978-0-19-956606-8 .
- ^ «Запрос Китая на покупку Су-33 у России был с треском отклонен. Неожиданно эта страна продала все прототипы компании China_NetEase Mobile» 15 декабря 2017 г.
- ^ «Эта статья больше не существует_Mobile Sina» .
- ^ Jump up to: а б «Программа J-15 и заместитель генерального конструктора» . Архивировано из оригинала 27 января 2016 г. Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Роблин, Себастьян (2 июня 2018 г.). «Летающая акула J-15: у Китая есть очень смертоносные авианосцы» . Национальный интерес .
- ^ «Первый взгляд на китайский истребитель или российскую подделку?» . Линия РОСЫ . Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Китай приземлил первый самолет на авианосец» . Си-Эн-Эн. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тейт, Эндрю (3 мая 2018 г.). «На изображениях изображен истребитель J-15, оснащенный крыльевыми блоками РЭБ» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шэньян J-15 Flanker-X2» . 29 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас; Домингес, Габриэль (18 ноября 2020 г.). «На кадрах видно, что Китай испытывает еще один прототип J-15T, способный использовать CATOBAR» . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б « Суперфланкер» на авианосце: первый взгляд на новейший китайский истребитель J-15B» . Журнал «Военные часы» . 15 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джо, Рике (20 мая 2021 г.). «Китайский палубный истребитель J-15: подведение итогов конкуренции» . Дипломат .
- ^ Чайлдс, Ник (10 июня 2022 г.). «Катапультирование авианосных возможностей Китая» . МИСИ .
- ^ Рупрехт, Андреас (20 октября 2023 г.). «Фланкеры Красного Дракона» . Королевское аэронавтическое общество .
- ^ Jump up to: а б с Кадидал, Ахил; Нарайанан, Прасобх (25 ноября 2022 г.). «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» . Джейнс .
- ^ Йео, Майк (28 ноября 2021 г.). «На кадрах виден отечественный двигатель китайского истребителя J-15» . Новости обороны .
- ^ Ньюдик, Томас (23 ноября 2022 г.). «Китайский военно-морской истребитель J-15 теперь оснащен двигателями местного производства» . Драйв .
- ^ Ван, Эмбер (24 ноября 2022 г.). «Китайские военно-морские истребители «Летающая акула» J-15, похоже, готовы отказаться от российских двигателей» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ «Летающая акула» набирает высоту: как новый ударный истребитель J-15 может улучшить возможности Китая в морской воздушной войне? | China SignPost™ 洞察中国» . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 10 декабря 2011 г. .
- ^ «China SignPost™ (洞察中国) № 38: «Летающая акула» набирает высоту: как новый ударный истребитель J-15 может улучшить возможности Китая в морской воздушной войне? - Эндрю С. Эриксон» . andrewerickson.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Коллинз и Эриксон, Гейб и Эндрю (23 июня 2011 г.). «Китайский J-15 не меняет правила игры» . Дипломат . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Друзья-танкисты: истребители J-15 ВМС Китая дозаправляются в полете» . Популярная наука . 7 мая 2014 г.
- ^ Цзянь, Ян. «Самолеты J-15 на палубе, когда авианосец отправляется на самые длительные ходовые испытания». Архивировано 9 августа 2012 г. в Wayback Machine Shanghai Daily , 12 июля 2012 г.
- ^ 李京荣. «Истребитель J-15 способен атаковать на расстояние более 1000 км» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Ф_161. «J-15 лучше американского F/A-18 в плане воздушных действий, немного уступает в атаке по морским целям — People's Daily Online» . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «J-15 успешно приземлился на китайский авианосец «Ляонин » . Синьхуа английский . Пекин. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Еще фотографии посадки и взлета двух J-15 на Ляонин » . 新华网 . 北京. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Самолеты приземляются на первый китайский авианосец» . Китайская газета . 26 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «Дай Минмэн: первый человек, успешно приземлившийся на корабль и совершивший первый полет» Qianjiang Evening News , Ханчжоу, 24 ноября 2012 г.
- ^ Ян, Лина (29 ноября 2012 г.). «Проведена панихида по руководителю производства истребителей в Китае» . Синьхуа . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Первые пять китайских военно-морских летчиков провели посадку и взлет истребителя J-15 на борту авианосца «Ляонин» . Пекин. 26 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Канг, Чарльз; Ву, Лилиан (3 декабря 2013 г.). «Китай начинает серийное производство истребителей для авианосца» . focustaiwan.tw . Центральное информационное агентство. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Рахмат, Ридзван (4 января 2017 г.). «Китайский авианосец проводит летные операции в Южно-Китайском море с истребителями J-15» . Сингапур: IHS Jane's. Архивировано из оригинала 4 января 2017 г. Проверено 4 января 2017 г.
- ^ Чан, Минни (5 июля 2018 г.). «Китай работает над новым истребителем для авианосцев, который заменит J-15» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 5 июля 2018 г.
- ↑ Пекин заинтересован в разработке преемника J-15. Отчет. Архивировано 22 января 2019 г. на Wayback Machine . Рейс Интернешнл . 5 июля 2018 г.
- ^ Чжао, Лэй (18 октября 2017 г.). «Пострадавший в авиакатастрофе летчик-истребитель вернулся в строй» . Китайская газета . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Чой, Чи Юк (31 июля 2016 г.). «Китайские военные возобновляют тренировочные полеты после «короткого» перерыва для оценки фатальной катастрофы» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Центральная военная комиссия посмертно присвоила товарищу Чжан Чао почетное звание «Пионер сильной армии, преследующей мечту о море и небе». Состоялась церемония присвоения имени» (на упрощенном китайском языке ) , 2016-11- . 30 Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Чжан, Чжихао (8 октября 2019 г.). «J-15 стали «железным кулаком» ВМФ » . Китайская газета . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Ву, Джин (18 августа 2017 г.). «Истребитель благополучно приземлился после возгорания» . China.org.cn . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Фланкер: российский самолет, породивший множество новых версий» . 14 мая 2018 г.
- ^ Джонсон, Рубен Ф. (21 декабря 2018 г.). «Сообщается, что J-15D приступил к эксплуатационным испытаниям для ПЛАНАФ» . IHS Jane’s 360 . Киев. Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ «Истребители PLANAF J-15 замечены в полете с авиабазы Линшуй в Южно-Китайском море» . Джейнс .
- ^ Лекционный зал по вооружению (1 июля 2020 г.). «Выгодный партнер для кораблей Ляонин и Шаньдун, китайский палубный самолет первого поколения J-15 по прозвищу Летающая акула» (на упрощенном китайском языке, дата обращения 8 августа 2021 г. ) .
- ^ «Первый китайский палубный самолет J-15 настолько властен: он взлетает с авианосца, нагруженного ракетами» (на упрощенном китайском языке, 22 ноября 2017 г.).
- ^ Джо, Рик (28 апреля 2021 г.). «Пришло время поговорить о J-15, первом китайском палубном истребителе» . Дипломат .
- ^ «Шэньянский палубный истребитель J-15 для завоевания превосходства в воздухе | MilitaryToday.com» . www.militarytoday.com . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ «Шэньянский палубный истребитель J-15 для завоевания превосходства в воздухе | MilitaryToday.com» . www.militarytoday.com . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Гонрада, Габриэль (27 ноября 2022 г.). «Китайские истребители отказываются от России в пользу отечественных двигателей» . Азия Таймс . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «На изображениях показаны самолеты J-15 ПЛАНАФ, вооруженные ракетами KD-88 и YJ-91» . Джейнс .
- ^ Jump up to: а б с д и Рупрехт, Андреас (2018). Современный китайский военный самолет: Военно-морская авиация Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 21. ISBN 978-09973092-5-6 .
- ^ «Китай представляет еще одного «гроулера» » .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Авианосный истребитель J15, ВМС НОАК , фотографии и описания истребителей J-15, AirForceWorld.com
- Китайская военная авиация
- Flying Sharks , видео истребителя J-15.